Как составить индивидуальный образовательный маршрут педагога

  • Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
  • Для чего учителю необходим ИОМ
  • Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
  • Дорожная карта ИОМ
  • Что должен содержать ИОМ? Структура составления
  •  Советы по составлению ИОМ  
  • Инструменты реализации ИОМ
  • Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  •  появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.

  2. Перечень мероприятий для каждого направления.

  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.

  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

  6. Практическое применение ИОМ.

  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.

  • Название учебного заведения

  • Ф.И.О. педагога

  • Город, год создания

  1. Информационная справка о педагоге

  • ф.и.о.;

  • занимаемая должность;

  • образование;

  • дата аттестации;

  • квалификационная категория;

  • дата прохождения программ повышения квалификации;

  • педагогический стаж.

  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ

  • индивидуальная тема самообразования;

  • задачи;

  • цель;

  • форма самообразования;

  • ожидаемый результат;

  • сроки работы над проблемой;

  • форма отчета о ходе работы. 

  1. Дорожная карта

  1. Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

ФИО педагога                                                    
Образование  
Стаж педагогической работы  
Квалификация  
Курс повышения квалификации  
  1. Цель и задачи профессионального развития:

            __________________________________________________

           ___________________________________________________

           ___________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Самодиагностика:    

          __________________________________________________

         ___________________________________________________

         ___________________________________________________    

  1. Дорожная карта:

Тематические направления Перечень мероприятий Сроки реализации Ожидаемый результат Формы и способы предоставления результатов
Профессиональное самообразование         
Психолого-педагогическое        
Методическая работа в образовательной организации        
Информационные технологии        
  1. Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

Советы по составлению ИОМ  

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки. 

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением. 

 При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

  • работа в профессиональном сообществе;

  • самообразование;

  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста. 

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Индивидуальный образовательный
маршрут педагога,

или как составить собственный ИОМ.

Профессиональное развитие педагога
предполагает повышение его профессиональной компетентности. Инновационный
характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на
передачу знаний, но и на формирование личности обучающего, их социализацию,
творческое развитие.

В качестве направлений развития
профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

Ø    овладение
инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с
приоритетами, определенными ФГОС;

Ø    освоение
технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающего;

Ø    развитие
профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с
учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, зоны ближайшего
профессионального развития личности ребенка;

Ø    развитие
умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации
данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности
педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает
формирование профессиональных компетенций.

В документах, посвященных модернизации
российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров
образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач
– к формированию универсальных способностей личности, основанных на
новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с
индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при
организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам.

Одной из технологий профессионального
развития профессиональной компетентности педагога служит индивидуальный
образовательный маршрут.

Что такое «индивидуальный
образовательный маршрут педагога»?

Индивидуальный образовательный
маршрут – 
это
структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы;
это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании,
оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических
технологиях и в педагогической деятельности.

ИОМ – это личный, отличающийся характерными
признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно
проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую
педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития
при осуществлении методического сопровождения.

Основанием для повышения мастерства
педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута
являются:

– изменения, происходящие в
образовании;

– запросы и потребности участников
образовательного процесса.

Основополагающими моментами индивидуального
образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера
педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как
профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего
профессионального развития.

Содержательную сторону индивидуального образовательного
маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не
только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества
образовательных организаций, региона, которые определяются приоритетами
развития дошкольного образования.

Психологическими механизмами реализации индивидуального
образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.

В организационном контексте
индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трех взаимосвязанных
плоскостях, таких как профессиональное самообразование, деятельность педагога в
профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ОУ.

              Самообразование педагога
предполагает изучение современных научных и методических разработок,
инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения
квалификации.

              Деятельность
педагога в профессиональном сообществе
 
осуществляется через
руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических
объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательной
организации, региона.

              Участие
в методической работе
 
на уровне ОО предполагает корпоративное
обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической
работы, организованной методистом для всего коллектива ОУ или определенной
адресной группы педагогов.

Кроме того, индивидуально
организуется методическая работа педагога в рамках разработки методической темы
самообразования.

Выбор того или иного индивидуального
образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

Ø    особенностями,
интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в
достижении необходимого образовательного результата;

Ø    профессионализмом
педагогического коллектива;

Ø    возможностями
учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

Ø    возможностями
материально-технической базы образовательного учреждения.

Эффективность разработки
индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:

Ø    осознание
всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости
индивидуального образовательного маршрута как одного из способов
самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания,
формы, режима, уровня образования;

Ø    осуществление
целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса
к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;

Ø    осуществление
психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса
разработками индивидуального образовательного маршрута;

Ø    включение
педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута
(как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);

Ø    организация
рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки ИОМ педагога
предусматривает:

1-й этап. Диагностике и
самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и
профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности

Педагог на данном этапе включается в
ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения
своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями
(прежде всего требованиями ФГОС ДО, а также запросов работодателей и родителей
на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной
деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

2-й этап. Составление на
основе полученных результатов ИОМ.
 

С чего начинается проектирование?

На втором этапе необходимо:

Разработать и фиксировать в карте
индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по
реализации задач профессионального развития.

Определить пути решения проблем,
развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений,
определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального
развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение
ожидаемых результатов
, собственных достижений отражается в карте
индивидуального образовательного маршрута.

Определить условия для достижения
результатов:

Ø    курсы
повышения квалификации;

Ø    посещение
семинаров и открытых мероприятий;

Ø    изучение
опыта работы педагогов-мастеров;

Ø    анализ
Интернет-ресурсов;

Ø    консультации
методистов на уровне ОО, областных методических объединений;

Ø    участие
в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих,
творческих группах;

Ø    наставничество;

Ø    участие
в психологических тренингах и т.  д.

Наиболее эффективным является
составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный
период с пошаговым планированием на каждый учебный год.

3-й этап. Реализация индивидуального
образовательного маршрута предполагает осуществление педагогической
деятельности по составленному плану:

Ø    Обязательно
анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за
каждый учебный год.

Ø    Составляются
отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе
ОО.

Ø    Коллегиально
принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне
образовательной организации, муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях.

Ø    На
основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и
коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.

4-й этап. Оценка и самооценка
эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной
компетентности

Для оценки привлекаются эксперты:

Ø    коллеги-педагоги,

Ø    руководители
ОО,

Ø    социальные
партнеры,

Ø    родители.

Важным моментом выступает самоанализ
педагогом своей деятельности.

Методическое сопровождение в ОО
успешной реализации индивидуального образовательного маршрута педагога
включает:

Ø    Научно-методическое
обеспечение 
касается своевременного приобретения литературы,
сотрудничество с педагогами ВУЗа, учеными, создание специальной
научно-методической базы.

Ø    Гуманистическая
позиция руководителей 
предполагает учет закономерностей развития
личности педагога, учет его индивидуально-личностных особенностей, возраста,
уровня его профессионализма.

Ø    Благоприятный
психологический климат 
прежде всего включает создание
положительного эмоционального настроя, достижение педагогом удовлетворенности
своим трудом.

Рассмотрим структуру ИОМ.

Структура индивидуального маршрута
профессионального мастерства педагога:

ФИО
(полностью)

Муниципалитет

Организация

Должность

Профессиональные дефициты / Задачи на
предстоящий период

Образовательные задачи

Формы работы/ взаимодействия по реализации
образовательных задач

Сроки реализации

(указать даты / месяц(ы), год)

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного
года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в
образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации
или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога

q  Индивидуальная форма,
инициатором которой является сам педагог;

q  Групповая форма в виде деятельности
методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения
квалификации.

В ИОМ отражаются следующие
направления деятельности
:

q  Профессиональное
(направление развития)

q  Психолого-педагогическое
(ориентированное на детей и родителей)

q  Методическое
(педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения и восптания)

q  Информационно-компьютерные
технологии

q  Здоровьесберегающие
технологии

Ожидаемые результаты ИОМ:

q  повышение
профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений;

q  положительное изменение
качественных показателей деятельности педагогических работников образовательных
учреждений, повышение степени ответственности   педагогов за
результат деятельности

q  совершенствование
содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания,
инновационных технологий, способствующих развитию способностей обучающихся
(воспитанников), повышению их образовательного уровня

q  Разработанные и изданные
методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.,

q  Разработка дидактических
материалов, тестов, наглядных пособий;

q  Разработка и проведение
открытых мероприятий;

q  Участие и проведение
семинаров, конференций, мастер-классов;

Обобщение опыта по исследуемой
проблеме.

Возможные риски:

Ø    отсутствие
внутренней мотивации педагогов для непрерывного профессионального образования;

Ø    завышение
самооценки ряда педагогов по поводу повышения профессиональной и методической
компетентности и совершенствования образовательного процесса;

Ø    отсутствие
полноценной системы стимулирования педагогов, стремящихся к повышению качества
образования.

Для сокращения вышеизложенных рисков,
при совершенствовании профессиональных качеств педагогов администрация
образовательного учреждения может основываться на информации, полученной в
результате методического мониторинга.

На основании так называемой
диагностики, определяется ряд проблем, и формируется индивидуальный
образовательный маршрут педагога, как один из основных компонентов информационно-методического
банка. Это предназначено для обеспечения целостного видения деятельности
педагогических работников образовательного учреждения. Мониторинговые
исследования позволяют осуществить методическое сопровождение, основанное на
реализации индивидуальных запросов педагогов.

На основании накопленных материалов в
конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности,
предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями
и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога
на следующий период.

В завершении, хотелось бы напомнить
вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством
доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный
мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным
мастером педагог…  И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если
не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от
собственного напора».

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

           Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

        Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы   профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

        Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • изменения, происходящие в образовании;
  • запросы и потребности участников образовательного процесса.

Алгоритм   разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

— диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

— составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

— реализацию маршрута;

— рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Структура  индивидуального маршрута

 профессионального развития   педагога

Титульный лист

Название  ОУ

ИОМП

Ф.И.О. педагога:  

Город , год  создания

Информационная справка об авторе ИОМ

Ф.и.о.

Занимаемая должность:

Образование:

Дата прохождения аттестации:

Квалификационная категория:

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

Педагогический стаж:                                    

        Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

  • Методическая тема школы
  • Тема работы МО
  • Индивидуальная тема по самообразованию
  • Цель                
  • Задачи
  • Форма  самообразования
  • Предполагаемый  результат (для учителя, для обучающихся)
  • Сроки работы над проблемой
  • Форма  отчета о проделанной работе

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.

        Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога

Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

Матрица ИОМ

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

        В  индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления  деятельности:  

  • Профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • информационно-компьютерные технологии
  • здоровье

Что может включать каждое направление?

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

3. Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

5. Плановое повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.

6.Плановая аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории.

7. Профессиональные публикации, брошюры.

8. Участие в  конкурсах профессионального мастерства

Психолого-педагогическое

1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы.

2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приѐмами обучения.

3. Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве руководителя МО.

4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации учителей).

5. Организовать работу с одарѐнными детьми и добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.

6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, региона через Интернет.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

9. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

10. Совершенствовать структуру самоанализа урока.

11. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся.

12. Представлять опыт работы через открытые уроки на школьном  и городском уровне.

13. Участие в олимпиадах, конкурсах.

14. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

15. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Информационно-компьютерные технологии

  1. Изучать информационно компьютерные технологии  и  внедрять их в учебный  процесс.
  2. Совершенствовать навыки работы  на  компьютере.
  3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
  4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
  5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
  6. Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя, классного руководителя,  руководителя МО.
  7. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
  8. Разработать комплект сценариев уроков с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
  9.  Разработать пакет тестового материала в электронном виде.
  10. Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом
  11. Участие в конкурсах в Интернете.
  12. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

        По каждому направлению определяются  показатели, виды деятельности и сроки исполнения.

Разделы ИОМ:

  • Изучение литературы, связанной с темой самообразования
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
  • Участие в системе школьной методической работы
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
  • Руководство повышением квалификации других учителей

 Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по  месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.  

Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:

-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-методические практикумы в школах;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

— научно-практические конференции;

-обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;

— освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития учителя;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;

—  работа творческих мастерских учителей-исследователей;

—  проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества преподавания

• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Формы представления результатов  педагогической деятельности учителя

Серия учебных занятий

Методическая продукция

Портфолио

Творческий отчет

Мастер-класс

Творческая мастерская

Педагогический проект

Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности

Профессиональные конкурсы

Презентация  опыта работы по выявленной проблеме

Пример оформления таблицы

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное

1.Изучение новых образовательных  стандартов.

2. Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС.

В течение года

сентябрь

Обмен опытом

Рабочие программы

заседание МО

Утверждение руководителем МО, завучем, директором школы

Повышение качества проводимых уроков

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

•        достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

•        субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

•        формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

      Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

  • не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
  • не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
  • стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.  

  На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить исторический портрет по истории
  • Как исправить ошибочно сделанную запись в трудовой книжке
  • Свитки мертвого моря как нашли
  • Как найти хорошего гастроэнтеролога в москве
  • Составьте план рассказа используя следующие вопросы как у забавного зверька появилось имя что оно