Как составить индивидуальный план для аттестации

Индивидуальный учебный план как инструмент для всех форм обучения

Независимо от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, домашнее, семейная, самообразование) обучающийся имеет право на Индивидуальный учебный план (ИУП) — п. 3, ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании).

В пункте 23 ст. 2 Закона об образовании есть определение ИУП — это учебный план, который обеспечивает освоение программы, учитывая индивидуальные особенности и потребности отдельного обучающегося.

Это значит, что потребности вашего ребёнка, его особенности стоят во главе угла, они являются приоритетом как для родителей, так и для школы, других органов и государства в целом.

ИУП определяет:
— перечень (какие именно предметы будут входить в ПА в конкретном классе, например, не более Федерального минимума);
— трудоёмкость (сколько часов будет выделено на изучение каждого предмета);
— последовательность и распределение по периодам обучения предметов, курсов, дисциплин, модулей (изучение всех предметов параллельно, как на очном обучении, или последовательно/блочно);
— формы ПА (тесты, реферат, доклад, презентация, собеседование, диктант и др)

ИУП позволяет здорово упростить жизнь как ребёнка на семейном образовании (СО), так и школы, в которой вы намерены проходить промежуточную аттестацию.

Если вы сдаёте ПА в обычной массовой школе, то часто она устанавливает сдачу экзаменов либо раз в учебный год, либо дважды в год, либо 4 раза в год, после каждой четверти. Например, если ребёнок в 5 кл, то согласно примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования обязательный минимум предметов для освоения равно 11-ти. Следовательно, сдавая ПА дважды в год, нужно одолеть 22 экзамена. Четыре раза в год — 44 экзамена. Благодаря ИУП можно организовать сдачу экзаменов в течение всего учебного года, поочерёдно. Некоторые эксперты СО такой способ называют «блочный», с погружением в предмет. Как это сделать — читайте ниже.

Плюс поочерёдного, блочного изучения и «закрытия» предметов очевиден, ребёнок не отвлекается на другое, полностью погружён в один предмет. После сдачи экзамена, спокойно готовится к следующему.

Ещё один плюс, когда ИУП позволяет избежать экзаменов по предметам, не входящим в федеральный минимум, максимально уменьшить их количество.

Перечень обязательных предметов по каждому классу отображён в Примерной образовательной программе по каждой ступени образования (ПООП): начальной (1-4 кл), основной (5-9 кл), средней (10-11 кл).

Ознакомиться с программами вы можете здесь:

👉🏻ПООП начального общего образования;

👉🏻ПООП основного общего образования;

👉🏻ПООП среднего общего образования .

На СО ИУП составляют родители, однако предоставлять его школе или кому-либо ещё не обязаны. Это своего рода база под составление индивидуального графика для аттестации, основание вашего графика ПА для администрации школы.

Как составить индивидуальный учебный план и график промежуточной аттестации?

Пример составления графика ПА обучающегося 5-го класса на основании ИУП:

1. На сайте https://fgosreestr.ru находим примерную образовательную программу основного общего образования и смотрим в табличке в конце документа какие предметы обязательны для 5-го класса. Это: русский яз, литература, иностранный яз, математика, история, география, биология, музыка, ИЗО, технология, физкультура;

2. Исходя из данных по часам, выделенным на освоение каждого предмета, высчитываем, сколько часов в год полагается на освоение каждого предмета за 5-ый класс. В нашем случае получается следующее: русский яз — 175 ч/год, литература — 105, иностранный яз — 105, математика — 175, история — 70, география — 35, биология — 35, музыка — 35, ИЗО — 35, технология — 70, физкультура — 70;

3. Определяемся с последовательностью изучения предметов — в прошлой статье мы определились, что лучше выбирать блочный способ, предметы осваиваются друг за другом;

4. Теперь определяемся с формами ПА по каждому из предметов.

5. Определяемся с датами консультаций и экзаменов по каждому из предметов. Самые лёгкие ставим на начало учебного года. Вот файл, который у нас получился в итоге.

Когда ребёнок зачисляется в школу в качестве экстерна для прохождения ПА, он подчиняется её локальным актам, однако родители могут влиять на ситуацию через ИУП.

Не любая школа понимает как облегчается организация ПА благодаря подобному графику не только для ребёнка, но и для неё самой. Учитель не будет принимать экзамен по одному предмету дважды/четырежды в год, не будет озадачиваться какую форму экзамена выбрать, ведь родитель уже всё подготовил. Осталось только согласовать даты. При этом и школа и родитель действуют в интересах ребёнка.

В заключение, вот как заучит позиция Минобразования РФ в Письме № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г на этот счёт: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей, в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

Обратите внимание на п. 27 Приказа Минпросвещения РФ от 22.03.2021 г. №115: «Для экстернов по согласованию с ними или родителями несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения ПА».

Получите бесплатный доступ к промежуточным аттестациям и оцените преимущества нашей онлайн-платформы «СОнариум».

Каждый работодатель доволен, когда сотрудник качественно и грамотно выполняет доверенную ему работу. Продвижение по карьерной лестнице или повышение квалификации накладывает на работника дополнительные обязательства, требует новых знаний и умений, и нередки случаи, когда он попросту теряется и не знает, в каком направлении ему двигаться. Задача руководителя или эйчара — направить служащего в нужное русло, как раз в этом им и помогает ИПР.

Что представляет собой индивидуальный план развития сотрудника

ИПР — это индивидуальный план развития, в котором прописывается стратегия роста квалификации работника, даётся список рекомендаций, учитывающий нужды как компании, так и самого сотрудника. Это документ, в котором чётко прописывается путь его развития: поставленная цель, сроки осуществления и конкретные шаги в развитии знаний и навыков, которые необходимо предпринять сотруднику для достижения установленных компанией бизнес-показателей.

Кому нужен ИПР

Для кого и как составить ИПР? План развития составляется далеко не для всех сотрудников. Он в обязательном порядке составляется для руководящего звена и главных специалистов компании. Если рядовой сотрудник заинтересован в своем развитии, руководство обычно идёт ему навстречу и предлагает варианты роста и реализации собственных амбиций. Здесь очень важен мотивирующий момент, а также осознанность, понимание работником важности эволюции своих навыков и знаний. Принуждать ни в коем случае нельзя — это не приведет к какому-либо эффекту и лишь демотивирует.

Для чего нужен ИПР

Для компании

  1. повышение эффективности сотрудников способствует более быстрому достижению необходимых показателей производительности, так как ИПР формируется на базе бизнес-планирования;

  2. чёткая фокусировка движения по направлению к цели без отвлечения на низкоприоритетные задачи;

  3. ИПР дисциплинирует сотрудников, учит их самостоятельности в постановке задач и нахождении решений;

  4. положительный пример коллеги мотивирует других следовать его путем;

  5. экономия бюджета на привлечение сторонних специалистов;

  6. исключение внезапных увольнений ведущих специалистов вследствие повышенного контроля их мотивации.

Для сотрудника

  1. возможность продвинуться по карьерной лестнице быстрее своих коллег;

  2. получение кратчайшего пути и зоны развития сотрудника внутри данной организации;

  3. возможность пройти обучение на эксклюзивных и дорогих тренингах и других обучающих программах;

  4. повышение своей квалификации для успешного устройства на работу в будущем.

 

Как составить ИПР

В разработке плана можно выделить несколько этапов:

  • Предварительная подготовка. Служащий вместе со своим непосредственным руководителем определяет бизнес-задачи, которые он возьмётся решить, и какие компетенции ему для этого необходимо «прокачать».

  • Составление ИПР. Сотрудник самостоятельно или при содействии HR-специалистов формирует документ, в котором указываются цели, сроки выполнения и ключевые мероприятия и действия.

  • Утверждение плана главным руководителем. На этом этапе производится окончательная корректировка.

  • Ознакомление. Сотрудник получает индивидуальный план развития компетенций на руки.

На этапе предварительной подготовки служащий не должен распылять внимание, а сконцентрироваться на 2-3 наиболее важных навыках для развития. По каждому из них формируются цели развития с использованием системы SMART. Пример: «К 29 декабря 2022 года я освоил навык питчинга. На новогоднем корпоративе, зайдя в курилку вместе с руководителем отдела развития, я за 2 минуты презентовал ему свою идею, с которой он согласился и осуществил непосредственно после новогодних праздников».

Как определить цели (компетенции) ИПР

  1. Центр оценки целей (например, в основу могут лечь результаты опросов методики «360 градусов» и т.д.);

  2. Прохождение тестов (личностные анкеты, тесты на выявление способностей и т.д.);

  3. Самоанализ;

  4. Личные встречи и беседы сотрудника с руководителем и эйчаром (при наличии).

Время, необходимое на реализацию ИПР

Обычно временные рамки зависят от стажа и квалификации работника. Так, для новичков или низкоквалифицированных работников он, как правило, составляется на полгода, для уже обладающих определённым опытом коллег — год, а на перспективных работников и тех, кто планирует занимать высокие должности — от 3 до 5 лет. Необходимо для каждого пункта ИПР прописывать чёткие даты и сроки: участие в тренинге личностного роста — тогда-то, прочтение книги «Богатый папа, бедный папа» — до такой-то даты и пр. Определение конкретных дат и сроков — важная ступень к самодисциплине.

 

Ключевые действия

План действий должен быть конкретным и простым для восприятия: какую книгу прочитать, с кем поговорить, чей опыт перенять, какой кейс применить на практике и т.п. Здесь необходимо указать вовлечённых лиц (которые помогут в осуществлении действия) и конкретные даты и сроки.

Полезным будет использование принципа 70/20/10: 70% обучения должно проходить на рабочем месте, 20% — во взаимосвязи с коллегами и наставниками (на опыте других) и 10% — на семинарах, тренингах и прочих формах формального обучения.

ИПР требует контроля

Руководитель должен регулярно встречаться с сотрудниками, составившими ИПР, и выяснять, как продвигается выполнение плана, есть ли сложности, какие обнаружены подводные камни и пр. Частота встреч зависит от уровня самостоятельности и ответственности служащего. В конце срока организуется подведение итогов выполнения ИПР, где каждый пункт проходит отметку «выполнен» или «не выполнен», все неудачные пункты подвергаются тщательному анализу и проработке: завышенные цели, отсутствие мотивации, нехватка самодисциплины или контроля извне и т.п. Недостаточно проработанная цель в плане личного профессионального развития переносится в индивидуальный план развития за следующий период, предварительно проводится работа над ошибками.

Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Был ли вам полезен материал?

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального развития педагога

Разработал:

Евсеева Мария Федоровна

Истинное знание человека

венчается познанием своей личности.

Л.Н. Толстой

Самообразование – приобретение знаний

путем самостоятельных занятий.

С. Ожегов

I. Самоанализ

1. Более удачные элементы педагогической деятельности:

— использование дифференцированных и разноуровневых заданий;

— опора на индивидуальные возможности обучающихся;

— право выбора для обучающихся значимых для него видов и форм учебного материала;

— оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы;

— взаимоотношения педагога и обучающихся в процессе обучения (сотрудничество, взаимное обучение);

— создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность обучающихся;

— учение, собственный продуктивный труд, общение;

— личностные продуктивно-практические достижения обучающихся.

2. Основные трудности:

— отсутствие базовых знаний;

— отсутствие достаточной материально-технической базы в кабинете;

— отсутствие желания к обучению;

— отсутствие навыков самостоятельной работы.

3. Педагогические технологии, методики, приемы:

Использую элементы технологий:

— игровые технологии (Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин);

— педагогика сотрудничества (Н.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили);

— личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская);

— теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина);

— методика развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Волков, Альтшуллер);

— здоровьесберегающие технологии;

— парацентрическая технология (Н.Н. Суртаева);

— технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко), как продолжение и углубление технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Методики обучения:

— Личностного похода: признание личности обучающегося высшей социальной ценностью, приняв его таким, каков он есть.

— Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение к обучающемуся, к его мнению, доброта и понимание.

— Комплексный подход: воспитание и развитие актуальных качеств личности обучающихся параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения.

Методы обучения:

— наглядные (демонстрации, показ способа действия, применение ТСО, применение таблиц, схем);

— словесные (объяснение, комментирование, пояснение, сравнения, анализ ответов, вопросы к обучающимся);

— игровые (головоломки, кроссворды, дидактические игры, разыгрывание ролей);

— практические (решение задач, работа с техкартами, работа с графиками, составление плана, постановка эксперимента, имитация).

Приемы:

— соревнования знатоков;

— мозговой штурм;

— дифференцированный подход;

— тесты;

— презентации;

— групповая работа.

II. Индивидуальная методическая проблема

«Мастерство педагога как фактор развития способностей обучающихся»

III. Теоретическая часть самообразования

С целью повышения методического уровня планирую изучать:

1. Журналы:

Профессиональное образование

Завуч. Управление современной школой

Народное образование

Биология

Автошкола Профи

Учительская газета

2. Методическая литература:

Дружилов С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности. Непрерывное образование как условие развития творческой личности. – Новокузнецк: ИПК, 2001.

Колеченко А.К. Энциклопедия технологических технологий. – СПб.: 2002.

Брыксина О.Ф. Интернет и профессиональные компетенции педагога. Вопросы Интернет-образования. – 2002.

Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы. Педагогика, 2003.

Периодически изучать подборки статей в библиотеке, соответствующих содержанию темы самообразования.

Пройти курсовую подготовку в 2013 году.

IV. Изучение опыта коллег

Цель посещения:

Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы обучающихся.

Задачи:

— обеспечение высокого методического уровня проведения занятий;

— профессиональное становление преподавателей;

— повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

Посетить занятия преподавателей:

Сучу Л.А.

Кривович Н.А.

Лященко Р.Н.

Посетить занятия мастеров п/о:

Алексеева А.А.

Медведева Н.В.

Емельянычева Г.К.

V. Работа по созданию и коррекции комплексно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей

по профессии Мастер растениеводства

Развитие кабинета

1. Регулярное осуществление диагностики сформированности знаний, умений и навыков обучающихся:

— выяснение степени усвоения предшествующего материала с помощью среза качества знаний и умений, чтобы в дальнейшем использовать различные варианты подачи нового материала для успешного понимания и усвоения его обучающимися на возможных для них уровнях сложности;

— наблюдение и учет на индивидуальных занятиях и во внеурочной деятельности таких особенностей как темп, скорость продвижения обучающегося в обучении и использование этих особенностей в дальнейшем процессе обучения;

— определение индивидуальных средств развития познавательного интереса обучающихся к предмету, предложение на выбор заданий, развивающих учебно-познавательную мотивацию, включение обучающихся в различные формы внеурочной работы, организация на уроке различных видов деятельности;

— обеспечение освоения основных компонентов учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, самоконтроль, самооценка;

— учет таких особенностей как темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера путем разнообразных форм выполнения учебных заданий.

2. Подготовка учебной документации:

— разработка рабочих учебных программ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям для второго курса;

— разработка инструкционно-технологических карт по лабораторно практически работам учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— разработка комплекта заданий по самостоятельной работе учебных дисциплин и профессиональных модулей второго курса;

— разработка блока контроля;

— разработка рабочей учебной программы по учебной и производственной практике для второго курса;

— разработка инструкционно-технологических карт по учебной и производственной практике;

3. Составление программы индивидуального развития педагога

4. Разработка творческих заданий для обучающихся по профессиональному модулю «Производство продукции растениеводства»

5. Проведение исследовательской работы на базе кабинета «Растениеводство» и опытного участка ПУ №40.

6. Обобщение результатов исследовательской работы и выступление на региональной научно-практической конференции с результатами работы.

7. Подготовка и проведение декады растениеводства.

8. Подготовка к проведению итоговой аттестации: комплект экзаменационных билетов по профессиональному модулю «Производство продукции растениеводства», стенд, открытые листы успеваемости.

9. Приобрести в кабинет «Растениеводство» компьютер, телевизор, DVD, диски по предметам.

Работа по созданию и коррекции комплексно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей

по профессии Водитель автомобиля категории В,С

Развитие кабинета

1. Подготовка учебной документации:

— корректировка программ;

— перспективно-тематического планирования в соответствии с новыми стандартами.

2. Приобрести в кабинет ОЗСДД: компьютер, телевизор, DVD.

Приобрести в кабинет «Легковой автомобиль»: компьютер, телевизор, DVD, диски по предметам.

Приобрести в кабинет «Грузовой автомобиль»: компьютер, DVD.

Приобрести новые легковые машины для практического вождения.

VI. Презентация собственного педагогического опыта

1. Провести декаду растениеводства:

— экскурсии;

— олимпиады;

— конкурсы знатоков;

— участие в играх;

— выпуск газет;

— конкурс рефератов, презентаций;

— тематическая линейка;

— подведение итогов.

2. Подготовить обучающихся для участия в региональной научно-практической конференции с результатами исследовательской работы на базе ПУ №40.

3. Выступление на педсоветах, методических комиссиях, совещаниях с целью презентации собственного педагогического опыта.

4. Участие в заочных научно-практических конференциях.

5. Провести декаду водителей:

— экскурсии;

— олимпиады;

— конкурсы знатоков;

— участие в играх;

— выпуск газет;

— конкурс рефератов, презентаций;

— тематическая линейка;

— подведение итогов.

6. Подготовить обучающегося для участия в областной олимпиаде профессионального мастерства.

VII. Индивидуальная работа с обучающимися и родителями

1. Систематически проводить индивидуальное собеседование с обучающимися.

2. Изучать семьи, их роль в воспитании детей, на этой основе организовать дифференцированную работу с ними.

3. Организовать систематические встречи родителей и обучающихся, имеющих проблемы с учебой и посещением занятий.

4. Уделять внимание семьям неблагополучным в социально-педагогическом отношении.

Родительские собрания:

— Нормативно-правовая база отношений училища и родителей.

— О порядке окончания учебного года. Выпускные экзамены.

— Роль семьи в формировании познавательной деятельности.

Групповые мероприятия:

— Классный час «Познай себя сам».

— Акция «Наш дом Земля».

— Акция «Неделя добрых дел».

— Классный час «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер».

— Праздник «День Земли».

— Праздник «День именинника».

— Новогодний бал.

— Классный час посвященный Дню Победы.

— Выпускной.

Мастерство педагога как фактор развития способностей обучающихся

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога, совершенствование творческой работы.

Задачи:

— совершенствовать методический уровень в овладении педагогическими технологиями;

— продолжить работу по обобщению и распространению опыта;

— совершенствовать алгоритм подготовки преподавателя к уроку;

— обогащение методической копилки;

— поиск и поддержка интересных идей;

— педагогика сотрудничества «Учитель-ученик»;

— внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и инновационных систем обучения.

Факторы, влияющие на формирование способностей педагога творца

— знание психолого-педагогических основ обучения;

— любовь к детям;

— глубина знаний своего предмета;

— наличие соответствующих личностных качеств педагога;

— моральный облик учителя;

— владение методикой преподавания своего предмета;

— стремление к изучению актуального педагогического опыта;

— знание индивидуальных особенностей обучающихся;

— умение планировать собственную работу и учить этому обучающихся;

— развитие познавательных интересов обучающихся;

— умение учить учиться;

— благоприятный микроклимат в коллективе;

— объективность оценки знаний обучающихся;

— умение выделять главное;

— развитие индивидуальных способностей обучающихся;

— умение эмоционально подавать информацию;

— умение предвосхищать результаты своей работы;

— взаимоотношения с коллегами;

— наличие у педагога психологической прозорливости;

— умение поставить себя на место обучающегося.

Содержание страницы

  1. Что представляет собой индивидуальный план развития
  2. Цели составления плана
  3. Кто создает индивидуальный план развития и для кого
  4. Этапы разработки плана развития
  5. Элементы, составляющие план развития
  6. Рекомендации по составлению плана
  7. Пример плана развития

Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).

Что представляет собой индивидуальный план развития

План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.

При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.

Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Подробнее о повышении квалификации

Цели составления плана

Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

  • Увеличение лояльности штата.
  • Повышение профессиональной квалификации.
  • Повышение конкурентоспособности товаров, которые выпускает предприятие.
  • Увеличение эффективности труда.
  • Планомерное развитие специалиста.
  • Координация трудовых целей.
  • Повышение эффективности контроля.
  • Превращение гипотетических целей в действия.
  • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
  • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
  • Обеспечение самоорганизации.
  • Расстановка приоритетов.

Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.

В каком порядке работодатель направляет работников на повышение квалификации?

Кто создает индивидуальный план развития и для кого

ВАЖНО! Рекомендации по организации процесса проведения повышение квалификации от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:

  • Индивидуальный план развития разрабатывается для каждого работника. Данная модель базируется на том, что каждый сотрудник, вне зависимости от своей должности, может повысить эффективность фирмы.
  • План оформляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – процесс сложный и дорогостоящий. Поэтому лучше разрабатывать план только для лиц с высоким потенциалом.
  • План оформляется только для руководящего состава. Модель базируется на мнении, что эффективность компании определяется эффективностью действий руководства.

Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.

Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.

Этапы разработки плана развития

Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:

  1. Подготовка. Разрабатываются рекомендации по развитию, а затем они изучаются сотрудником. Работник формирует приоритеты развития лица. Заказывается консультация по составлению плана, если она требуется.
  2. Составление плана. Составляется таблица, в которой указываются приоритеты, развивающие мероприятия.
  3. Согласование плана. Сформированный план нужно согласовать с руководителем. Если нужно, вносятся коррективы.
  4. Утверждение плана. Утверждением плана также занимается руководитель.

Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:

  • Наличие логики, разумная последовательность. Предполагается, что сначала сотрудник будет решать простые задачи, а только потом сложные.
  • Соответствие основной цели. В плане указывается навык, который должен развить сотрудник. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
  • Установление сроков. Развивающие мероприятия должны исполняться в определенный срок. Это облегчит контроль их выполнения.

Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.

Элементы, составляющие план развития

Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:

  1. Сведения о работнике. Это ФИО, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
  2. Задачи. Нужно перечислить актуальные профессиональные задачи.
  3. Рекомендации. Нужно перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
  4. Цели. Нужно перечислить цели исполнения тех или иных мероприятий, а также указать сроки достижения этих целей.
  5. Результаты исполнения плана. Прописываются результаты. В этот раздел могут быть включены комментарии.

Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.

Рекомендации по составлению плана

При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:

  1. В год устанавливается не больше двух направлений развития. Только в этом случае можно добиться должной эффективности.
  2. Каждое направление должно включать полный комплекс мероприятий: теория, обучение под присмотром опытных специалистов, практика.
  3. Обеспечение равномерной нагрузки в течение всего года.
  4. Нельзя группировать в одном периоде один и тот же развивающий метод. Важно их правильное сочетание. К примеру, не следует давать сотруднику задание весь месяц читать книги. Теорию нужно обязательно сочетать с практикой.

Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.

ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.

Пример плана развития

План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:

Задачи Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества
Рекомендации Сотруднику следует:

  1. Развить аналитическое мышление.
  2. Особое внимание обратить на планирование.
  3. Совершенствовать навыки управления.
  4. При постановке задач ориентироваться на анализ экономической составляющей.
  5. Развивать большую инициативность.
Цели развития Приобретение навыка распределения ответственности
Методы развития В рамках плана используются следующие методы:

  • Самостоятельное обучение (прочитать не менее 3 глав из книги «Искусство менеджмента». Составление конспекта по самым значимым моментам.
  • Тренинги и семинары. Запись и принятие участия в семинаре «Как повысить эффективность работы».
Дата создания плана 28.09.2018
Подписи (сотрудника и руководителя)

Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии.

ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скрытый троян
  • Как составить условие к задачи дневная норма выработки
  • Как найти номер gln
  • Cyberpunk 2077 как найти чип
  • Как найти номер платежа сбербанк онлайн