Как составить индивидуальный план обучения студента

Индивидуальный план обучения: что делать студентам, которые совмещают учебу и работу


Дата: февраль 25, 2022 14:10


Просмотров: 934

По поводу совмещения работы и учебы у преподавателей мнения разделились. Одни полагают, что студенты должны посвящать все свое время учебному процессу. К другой категории относятся те, кто считает такой заработок приемлемым и видит в нем отличные перспективы на будущее. Эффективно распределить время несложно, достаточно лишь составить индивидуальный план обучения. Если решение о совмещении трудовой деятельности и учебы принято, следует задуматься над тем, как договориться с администрацией вуза и преподавателями, чтобы избежать отчисления.

Нюансы оформления индивидуального плана обучения

Индивидуальный план представляет собой официальное, документально подтвержденное разрешение на частичный пропуск пар, продление сроков сдачи учебных заданий и аттестации, либо отправку работ в электронном виде. Для оформления документа требуется обратиться в деканат учебного заведения.

Кто заинтересован в персональном подходе:

  • официально трудоустроенные учащиеся вузов, которые имеют возможность представить администрации справку с места работы;
  • студенты, обладающие достаточным временем и терпением, чтобы оформить все документы должным образом;
  • учащиеся с неполной занятостью или плавающим графиком;
  • претенденты на получение диплома, готовые к освоению большого объема информации без посторонней помощи.

Как правило, от административного состава университета студенты не получают информацию о возможности обучаться по индивидуальному расписанию. Подобные сведения учащиеся в распространенных случаях узнают самостоятельно от друзей, знакомых, сокурсников или интернет-источников.

При устройстве на работу от соискателя не требуют индивидуальный план даже в том случае, когда работодателю известно о его обучении в вузе. Наиболее популярным решением среди студентов является персональная договоренность с преподавателями. Учащиеся не оформляют при этом индивидуальный план обучения. Задания студенты отправляют по электронной почте.

Оформление документов отнимает массу сил и времени. С другой стороны, наличие индивидуального учебного плана сопровождается рядом преимуществ и бонусов:

  • при отсутствии учащегося на парах у преподавателей и деканата не возникает вопросов, так как это не считают прогулами, а специальным графиком обучения;
  • возможность отправлять решенные задания на проверку дистанционно;
  • если такая необходимость возникает, то сдачу экзаменов достаточно просто перенести на более поздний срок.

Порядок действий при подготовке документов

Сложность процесса оформления индивидуального учебного плана пугает многих студентов. Процедура действительно потребует много ресурсов и нервов. Кроме того, документ не является бессрочным. Заниматься бумажной волокитой придется в начале каждого семестра.

Получение справки с места работы для обращения в деканат

Таким образом, учащийся уведомляет администрацию вуза о своей профессиональной деятельности и желании оформить индивидуальный план обучения. В некоторых случаях студенты получают отказ от деканата под предлогом отсутствия в конкретном вузе подобной опции. Однако следует уверенно защищать свои права, так как предоставление персональных графиков учебы является распространенной практикой.

Ключевой момент — рабочий график студента. Если рассмотреть стандартный вариант, когда смена длится 8 часов, а работать приходится 5 дней в неделю, то в таком случае велика вероятность отказа в предоставлении индивидуального графика. Деканат может сослаться на отсутствие необходимого времени на учебный процесс. Даже, когда график сменный, например, 2/2, потребуется доказать свою способность совмещать учебу и работу.

Не менее важным вопросом является специфика профессиональной деятельности. К студентам, которые трудятся по специальности, отношение более лояльное со стороны администрации. Если учащийся желает просто подработать в сфере, которая не связана с профилем обучения, то у деканата возникает множество вопросов. Ситуации могут отличаться в зависимости от вуза. В каких-то учебных заведениях к предоставлению индивидуального плана подходят со всей строгостью и требуют конкретных доказательств.

Сбор подписей у преподавательского состава, с которыми студенту предстоит взаимодействовать в течение семестра

Данный этап подразумевает посещение всех пар и обсуждение вопроса с каждым из преподавателей. Для оформления индивидуального плана обучения потребуются абсолютно все подписи, независимо от причины отсутствия. Когда кто-то из нужных людей заболел или находится на больничном, это не является оправданием отсутствия его согласия. Обычно, преподаватели не отказывают в подписи документа.

Передача документации на рассмотрение в деканат

С отправкой документов в администрацию не стоит медлить. Когда заявление принято, начинается процесс рассмотрения вопроса в деканате. По итогам студент получает выписку о том, что индивидуальный план согласован.

Специфика учебного процесса при оформлении индивидуального плана

Следует сразу сказать, что наличие индивидуального учебного плана не является полным освобождением от учебы. Это всего лишь персональный график обучения, который позволит значительно снизить нагрузку на работающего студента за счет более рационального расхода временных ресурсов. Как и другие учащиеся вуза, обладателю такого плана требуется в полной мере осваивать образовательную программу, выполнять промежуточные и итоговые задания.

При невыполнении перечисленных обязательств к нарушителю применяют стандартные санкции, вплоть до отчисления. По возможности следует посещать занятия, чтобы исключить пробелы в знаниях. Контрольные и самостоятельные работы допустимо отправлять на проверку в электронном варианте. Аттестационные проекты и экзамены требуется сдавать вместе с остальными студентами.

Наличие индивидуального плана не отменяет право на получение стипендии. Однако в распространенных случаях учащиеся, которые имеют заработок, стараются просто удовлетворительно закрывать сессию. На последнем семестре можно не тратить время на оформление персонального графика обучения, так как к такому распорядку и режиму уже привыкнут все преподаватели и проявят лояльность по отношению к работающему студенту. Однако возможны и исключения, поэтому необходимо сначала оценить обстановку и свои возможности.

Личная договоренность с преподавательским составом

Исходя из того, что большинство современных преподавателей не имеют ничего против трудовой деятельности студентов, можно попробовать договориться с ними лично. Многие относятся с пониманием к подобным вопросам и идут на уступки.

Распространены случаи, когда студенты технических факультетов, к примеру, по направлению IT технологий, находят работу по специальности в качестве начинающих сотрудников. Тогда преподаватели охотно предоставляют им льготы и идут на встречу. Логика состоит в том, что, чем скорее учащийся начнет практиковаться в реальных условиях, тем быстрее он сможет добиться успеха в профессиональной сфере, стать востребованным специалистом с опытом и высшим образованием.

В процессе общения с преподавателями следует рассказать о своей занятости. Многие увлеченно слушают студентов, расспрашивают их о характере деятельности, выполняемых обязанностях и специфике работодателя. В том случае, когда учащийся может успешно справиться с самостоятельной работой, как правило, ему разрешено пропускать некоторые лекции. Также допустима сдача заданий по несколько штук за один раз.

Исходя из опыта студентов, в семестре обязательно попадется преподаватель, который категорически против совмещения трудовой деятельности и учебного процесса. Если договориться в вузе не получается, нужно попробовать объяснить ситуацию на работе. Реакция зависит во многом от особенностей, специализации и профессиональных обязанностей сотрудника. Не обязательно брать без содержания длительный период времени. Достаточно отпроситься на несколько часов, чтобы посетить лекцию или сдать зачет.

Многие преподаватели состоят в социальных сетях. Удобным способом общения является обмен сообщениями в Телеграмме или Фейсбуке. Таким образом, можно оперативно решить вопросы, связанные с учебой, без необходимости тратить драгоценное время на поездки в институт или отвлекать преподавателя звонками. Студент получает письменную рекомендацию, комментарий к работе и другую полезную информацию.

Оставить работу в тайне?

В том случае, когда рабочий график построен так, что с учебой он не пересекается, можно никому ничего не говорить. При какой-либо другой занятости подобный способ не сработает. На работе могут возникать проблемы из-за опозданий или несвоевременного ухода с рабочего места. В институте преподаватели заметят отсутствие студента и его постоянные опоздания. Информация о прогулах будет обязательно доведена до сведения деканата.

Разорваться между учебой и работой невозможно. Это огромный стресс, который приводит к психическому и физическому истощению организма. Как итог, значительно снижается эффективность профессиональной деятельности, и страдает успеваемость. Исключить подобные риски достаточно просто с помощью личного общения с преподавателями или оформления индивидуального плана обучения. Это наиболее оптимальный вариант и возможность продемонстрировать не только работодателю, но и преподавательскому составу высокий уровень ответственности.

Мнения преподавателей по поводу индивидуального плана

Скорее всего, в каждом вузе найдутся преподаватели «старой закалки», которые не приемлют совмещение трудовой деятельности с образовательным процессом. Отказ от современной реальности не является положительным качеством. Однако многие их коллеги настроены иначе. Инновационные программы обучения построены таким образом, чтобы студенты имели возможность трудоустроиться. Подобной стратегии придерживается большинство вузов.

Нередко можно встретить учащихся, которые начинают трудовую деятельность уже с первого курса. Это спорный вопрос. По мнению преподавателей, следует посвятить учебе первое время в институте, а на четвертом курсе начинать практиковаться. Образовательный процесс учитывает подобное развитие карьеры.

Современные реалии таковы, что многим студентам приходится работать не ради получения знаний и опыта, а чтобы оплачивать свои элементарные потребности. Любой вид занятости имеет право на уважительное отношение. К примеру, если учащийся подрабатывает охранником в супермаркете, это не значит, что у него отсутствуют перспективы. Действительно, при такой работе возможности для развития и самореализации нет. С другой стороны, если студент хочет учиться, то для него не существует пределов.

Как избежать отчисления: несколько полезных советов

  • Документальное оформление индивидуального учебного плана позволит не беспокоиться лишний раз за отчисление.
  • Сразу при знакомстве с преподавателем стоит поднять тему совмещения трудовой деятельности и учебы, сообщить об отсутствии возможности посещать все лекции и лично присутствовать на сдаче контрольных. Если получится договориться о дистанционном формате аттестации по некоторым заданиям, то можно значительно упростить себе задачу.
  • Рекомендуется заранее обговорить с преподавателем формат учебы, аттестации, взаимодействия и оценки.
  • В некоторых случаях в качестве подтверждения своих знаний и навыков студент может выполнить персональные задания.
  • Когда до сессии остается неделя или несколько, следует посетить университет, встретиться с преподавателями, предоставить выполненные контрольные работы и исследовательские проекты, уточнить информацию о графике аттестации

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Как правильно составлять индивидуальные образовательные программы и планы?

Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.

Понятие и функции индивидуальных образовательных программ

Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.

В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).

Особенности индивидуальной образовательной программы обучения

Особенности индивидуальной образовательной программы обучения

Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.

Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.

Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.

Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.

При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:

  • Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
  • Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
  • Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
  • Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
  • И пр.

Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.

Структура и содержание индивидуальных образовательных программ

Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.

Из чего состоит индивидуальная программа обучения?

Из чего состоит индивидуальная программа обучения?

Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:

  • Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
  • Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
  • Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
  • Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.

Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.

Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.

Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.

Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.

Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.

Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения

Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

Правило

Расшифровка правила

Легальность Учет требования ФГОС и ГОСТ, правил учебного заведения, законодательных ограничений и норм
Посильность Программа учитывает текущий уровень подготовки индивида, должна быть понятной для него и доступной (физически, психологически, интеллектуально)
Заинтересованность и вариативность Ориентирована на интересы способности и таланты подопечного, позволяет выбрать наиболее привлекательные для него предметы и развить конкретные навыки и умения
Последовательность Предполагает поэтапное погружение в дисциплины, от простого к сложному о пройденного к новому (закрепление и более глубокое погружение)
Актуальность Предполагает предоставление знаний, умений базового и современного плана с учетом текущих тенденций в системе образования, достижений НТП и пр.

Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.

Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.

Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.

Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения

Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.

Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.

Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.

Краткая характеристика этапов разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения

Этап разработки

Характеристика этапа

  1. Подготовительный
Диагностика индивида

Анализ классической траектории образования

Учет требований ФГОС

Учет интересов и пожеланий индивида

  1. Проектировочный
Адаптация классической программы под возможности индивида

Разработка индивидуального плана обучения

Разработка рабочих программ по предметам ФОС и КОС

Календарно-тематическое планирование

  1. Основной (разработка)
Конкретизация общего и индивидуального планов, рабочих программ, КТП с учётом возможностей и интересов индивида
  1. Утверждение, внедрение и реализация
Обсуждение программы в администрации учебного заведения

Внедрение программы

Обоснованная корректировка программы при необходимости

Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.

Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.

В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как перейти на индивидуальное обучение?

Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.

Варианты перехода на индивидуальную образовательную программу

Варианты перехода на индивидуальную образовательную программу

Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.

Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.

Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.

В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.

Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.

Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.

Индивидуальная и коррекционная программа: сходства и отличия

Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.

Признак

Индивидуальная программа

Коррекционная программа

Характер обучения Персонализированный
Цель обучения Развитие одаренности, определенных способностей и талантов, навыков Общее развитие индивида и корректировка уровня его развитости, состояния и пр.
Основание для перехода Личная инициатива учащегося и его представителей, рекомендации педагогов Наличие документально подтвержденного основания, причины
Участие педагогов в обучении Не обязательно, но желательно Обязательно с соответствующим образованием
Требования ФГОС Учтены
Состав программы Общий план обучения, индивидуальный план обучения Общий план обучения, коррекционный план обучения
Вид реализации Семейное обучение. Дистанционное обучение, дополнительное образование. Репетиторство или тьюторство Инклюзивное обучение, надомное обучение

Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.

Индивидуальные учебные планы студентов

1. Каждый студент, обучающийся по образовательной программе с использованием кредитов и модульно-рейтинговых оценок, составляет свой индивидуальный учебный план (ИУП).

2. Формирование ИУП происходит в два этапа. Офис-регистратор выдает студенту семестровый рабочий учебный план (Приложение 1) для составления до начала регистрации на дисциплины, совместно с академическим советником, траектории обучения на семестр. В период до/перерегистрации — форма 2Р (Приложение 4). Академический советник курирует студента в течение всего периода обучения в университете, представляет академические интересы студента, осуществляет контроль за его академическими достижениями.

3. Индивидуальные планы студентов составляются:

  • на первый семестр обучения — в течение первой недели семестра (после начала занятий);

  • на каждый последующий семестр — за 45 календарных дней до окончания текущего семестра согласно Академического календаря.

4. Корректировка (если возникнет необходимость) ИУП на второй и последующие семестры проводится студентом в течение первых двух недель планируемого семестра.

5. На первый семестр обучения рекомендуется формировать ИУП в полном соответствии с РУП. На все последующие семестры студент может формировать свои ИУП в соответствий с предлагаемыми в рабочем учебном плане (направления, специальности) перечнем и последовательностью изучаемых учебных дисциплин либо по своему усмотрению, соблюдая условия, указанные ниже в пунктах 6-15.

6. Нормативная годовая учебная нагрузка студента в ИУП устанавливается в 60 кредитов. Семестровая нагрузка принимается в пределах 27-33 кредитов. Минимально допустимая учебная нагрузка студента в один семестр составляет 22 кредита. На летний семестр максимально допустимая учебная нагрузка составляет 15 кредитов.

7. Студентам, обучающимся по государственным образовательным грантам, необходимо набрать необходимое для присвоения соответствующей академической степени (квалификации) количество кредитов в течение нормативного срока обучения.

8. Хорошо успевающим студентам (имеющим кумулятивный GPA не менее 3,0) последнего года обучения разрешается увеличение семестровой нагрузки, но не более чем 35 кредитов.

9. Если студент составил свой ИУП на учебный семестр последнего года обучения за 45 календарных дней до окончания предыдущего с нагрузкой свыше 30 кредитов, но по результатам аттестации этого предыдущего семестра не получил статуса хорошо успевающего студента, он обязан не позднее первых двух недель нового семестра скорректировать свой учебный план, сократив его нагрузку до 30 кредитов.

10. В семестровые учебные планы допускается включать только те учебные дисциплины, пререквизиты которых уже изучены студентом и по которым он успешно аттестован.

11. После подготовки своего семестрового рабочего учебного плана студент обязан зарегистрироваться на изучение включенных в план учебных дисциплин (модулей дисциплин) на соответствующих кафедрах по установленной форме (Приложение 3).

12. Если один и тот же вид занятий по какой-либо учебной дисциплине одновременно будут обеспечивать два или большее число преподавателей, студент имеет право выбрать одного из них. С этой целью он может посетить занятия каждого из этих преподавателей в первые две недели планируемого семестра или й предыдущем семестре, поставив в известности преподавателя о цели этих посещений.

13. Колледж обязан регистрировать студентов на дисциплины к выбранным ими преподавателям строго в том порядке, в котором они к нему обратились. Никакие другие формы отбора студентов в академическую группу (лекционный поток) не допускается. Отказ в регистрации студент получает лишь в том случае, если его согласованный с академическим советником проект индивидуального семестрового учебного плана составлен с нарушением требований пунктов 6-10 или к моменту его регистрации к выбранному им преподавателю уже зарегистрировалось максимально допустимое число студентов. В последнем случае студент может зарегистрироваться к другому преподавателю, обеспечивающему аналогичный вид учебных занятий, и обязан внести соответствующие изменения в свой ИУП либо, если это допустимо, исключить эти занятия в планируемом семестре.

14. Студент считается зарегистрированным на учебную дисциплину только после того, когда офис регистрации поставил подтверждающую подпись в ИУП студента, а также академический советник, студент и внес оплату за обучение. Если в начале следующего семестра нет необходимости в корректировке индивидуального плана, то студенту ведается протокол оплаты за обучение.

15. Изменения в ИУП студентов вносятся в установленном порядке по форме 2Р «Лист до/перерегистрации» (Приложение 4), согласовываются с академическим советником и офисом регистрации, после чего утверждаются деканом. Согласованный с академическим советником ИУП студента оформляется в трех экземплярах (оригинал и две копии). Оригинал сдается в офис регистрации, одна копия — на профилирующую кафедру, вторая копия остается у студента.

16. ИУП студентов по контрактной форме обучения является основой для начисления оплаты за обучение каждого конкретного обучающегося за семестр. При этом сумма оплаты за обучение обучающегося устанавливается равной произведению количества запланированных в данном семестре кредитов на утвержденную стоимость одного кредита.

Условия регистрации студентов

1. Учебный процесс студента начинается с его записи на учебные дисциплины в офис регистраторе. Запись обучающихся на изучение дисциплин организуется офисом регистратора с привлечением зам. директора колледжа по учебной работе, ответственных по специальностям и академических советников.

2. Студент первого года обучения по кредитной технологии до начала учебных занятий получает в офисе регистрации «Информационный пакет для подготовки специалистов среднего профессионального образования» с приложением, содержащий РУП, краткие описания учебных дисциплин, семестровый учебный план, расписание занятий на семестр обязательных дисциплин и курсов по выбору.

3. Встречи и консультации с академическим советником должны состояться до начала регистрации на дисциплины. После ознакомления с силлабусами или модулями учебных дисциплин (имеются на информационных стендах) студент записывается на выбранные дисциплины с указанием академического периода их изучения непосредственно у ответственного по специальностям. На основе их выбора формируются ИУП студента.

4. Регистрация на дисциплины первого семестра осуществляется в течении первых двух недель от начала занятий, на последующие семестры — за 45 дней до окончания текущего семестра, в течении одной недели, согласно академического календаря текущего учебного года.

5. Студент, собственноручно должен внести запись в Лист регистрации на дисциплину и подтвердить подписью. Листы регистрации (Приложение 3) находятся у ответственных по специальностям и в учебной части колледжа доступ к ним осуществляется с 8.00 до 17.00 часов.

6. Студенты, своевременно не прошедшие регистрацию на дисциплины последующего семестра, получают в офис регистрации уведомление — форма 1Р (Приложение 2) и знакомятся с порядком регистрации (перерегистрации). Окончательная регистрация проходит в течении первых двух недель начавшегося семестра, с последующей оплатой за обучение. За несвоевременно сданный студентом индивидуальный план налагается штраф.

7. Разрешение для регистрации на курсы на второй и последующие семестры получают студенты, которыми были изучены все обязательные курсы, предшествующие следующему обучению (пререквизиты). Доступ к регистрации на последних курсах получают только те студенты, которые успешно изучили дисциплины предыдущего семестра и набрали требуемое количество кредитных часов и поддерживают требуемый средний академический балл (GPA).

8. Студенты, прошедшие своевременно регистрацию, но по итогам экзаменационной сессии, не сдали дисциплины, которые являются пререквизитами последующих дисциплин начавшегося семестра, обязаны скорректировать свой индивидуальный учебный план посредством оформления листа до/перерегистрации (Приложение 4) в течении двух недель начавшегося семестра.

9. Офис регистратор, на основании результатов регистрации (регистрационных листов), формирует ИУП студента, а также потоки и ведомости в ИС AVN.

10. В РУП почти в каждом семестре включены дисциплины по выбору, из каждой группы которых студент должен изучить только одну (по своему выбору). Такие дисциплины относятся к группе «в», которые, как и дисциплины группы «б» обеспечивают асинхронную траекторию обучения. Для регистрации на дисциплины по выбору студент должен получить консультацию академического советника и пройти установленный порядок регистрации. При регистрации на курсы по выбору первоочередной приоритет записи к определенному преподавателю будет отдаваться студентам, записавшимся в более ранние сроки.

11. Перевод из одного года обучения на следующий осуществляется по итогам текущего семестра при наборе необходимого минимального порогового значения кредитов:

  • 52 кредитов для перевода из первого года во второй год обучения;

  • для допуска к ИГА студент-выпускник должен выполнить учебный план, набрать за время обучения на бакалавра не менее 109 кредитов с учетом прохождения практик и иметь кумулятивный GPA не ниже 2,25.

Что такое ИУП?

Индивидуальный учебный план (он же ИУП) — документ студента, который содержит информацию о перечне, технологиях обучения, основании включения в ИУП и сроках изучения и прохождения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и иным видам учебной работы (элементы практической подготовки, ГИА и пр.) обязательной части учебного плана образовательной программы и выбранных для освоения иных дисциплин и модулей, объеме учебной нагрузки студента и наличии промежуточной аттестации по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту перед началом обучения и рассчитан на один семестр (полугодие). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки с помощью с помощью системы SmartWay.

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение семестра.

Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины?

У каждой образовательной программы есть нормативный объем ОП (по дисциплинам): 240 з.е. для бакалавриата (300 для пятилетнего бакалавриата), 120 з.е. для магистратуры и 330 з.е. для специалитета. Студент, желающий взять дисциплины (кроме ОУФ и элементов практики) свыше нормативного объема, оформляет договор на обучение по части ОП. (Превышение нормативного объема ОП за счет модуля Практика не требует оформления дополнительного модуля на платной основе.)

Оформление дополнительного соглашения к договору требуется:

1) при превышении нормативного объема (обычно на 4 курсе);

3) при повторном изучении дисциплины, включенной в ИУП ранее.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при переводе студента НИУ ВШЭ с одной образовательной программы на другую внутри университета;
  • при восстановлении студента, отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при выходе из академического отпуска;
  • при переводе в НИУ ВШЭ студентов других вузов;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе академической мобильности.
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на местах по договорам. Если “бюджетный” студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех Элементов контроля по Дисциплине в сроки, определенные в программе Дисциплины для студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; 

либо прослушивание учебной Дисциплины со студентами другой образовательной программы, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины (идентичность устанавливается учебным офисом).

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

При включении в ИУП повторной дисциплины допускается планирование ее освоения с использованием аналогичного по содержанию и объему онлайн-курса (нескольких онлайн курсов) с проведением промежуточной аттестации преподавателем (несколькими преподавателями) НИУ ВШЭ.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с Порядком расчета стоимости образовательных услуг, оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов или при лишении студента скидки по оплате обучения..

Если студент, обучающийся по специальному ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будут ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за неоказанные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении объема оказываемых образовательных услуг) осуществляется исходя из стоимости обучения, установленной на текущий учебный год для курса, на котором обучается / будет обучаться студент образовательной программы в соответствии со специальным ИУП  и равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, обучающийся по специальному ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором

В каких случаях специальный ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут взять специальный ИУП с повтором без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случаев, когда академическая задолженность возникает в связи с невыбором темы курсовой работы).

Студенты образовательных программ бакалавриата и специалитета, обучающиеся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств НИУ ВШЭ, зачисленные в НИУ ВШЭ в рамках проекта «Социальный лифт», могут использовать взять ИУП в повтором один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случаев, когда академическая задолженность возникает в связи с невыбором темы курсовой работы) с сохранением условий оплаты образовательных услуг в соответствии с договором, в случае, если такое решение будет принято деканом факультета по итогам рассмотрения мотивированного заявления студента.

Что влечет за собой отказ от перехода на специальный ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Порядок восстановления описан по ссылке.

В каких случаях специальный ИУП с повтором не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно (без неудовлетворительных оценок) и не позднее указанного в ИУП срока пройдены промежуточные аттестации по всем входящим в него основным элементам.

Если по одному или двум основным элементам ИУП получены неудовлетворительные результаты, ИУП считается выполненным частично.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с обучающимся и по решению академического руководителя ОП / академического наставника студента. Исключение из ИУП элементов, по которым проведена промежуточная аттестация, не допускается.

Корректировка ИУП в части основных элементов возможна в ситуациях:

  • в случае академической мобильности;
  • при переводе на ускоренное обучение, в том числе при зачете ранее изученных в НИУ ВШЭ или в иных образовательных организациях дисциплин, входящих в ИУП;
  • при принятии академическим руководителем положительного решения об исключении или о замене одного или нескольких элементов ИУП;
  • при отсутствии возможности у обучающегося осваивать ИУП в предлагаемых технологиях обучения;
  • при особых обстоятельствах (как правило непреодолимой силы, включая внезапное отсутствие преподавателя; изменение эпидемиологической ситуации и прочее), связанных с невозможностью университета в целом реализовывать те или иные элементы ИУП или реализовывать их в предлагаемых технологиях.

Корректировка ИУП в части дополнительных элементов возможна в ситуациях:

  • при выборе для изучения факультативной дисциплины;
  • при выборе для изучения дополнительного модуля;
  • при повторном изучении элементов, по которым ранее были получены отрицательные результаты по промежуточной аттестации (повторные дисциплины).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Одна часть лица больше другой как исправить
  • Как найти бдсм рабыню
  • Асимметрия лица как исправить у подростка без операции
  • Как составить фирменное досье
  • Как найти видео на ютубе по адресу