Как составить информационную табличную модель

Табличные информационные модели

Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С помощью таблиц могут быть построены как статические, так и динамические информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее.

В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств — в других столбцах. Иногда используется другой вариант размещения данных в табличной модели, когда перечень объектов размещается в первой строке таблицы, а значения их свойств — в последующих строках. Подобным образом организованы таблицы истинности логических функций, рассмотренные в главе 3. Перечень логических переменных и функций размещен в первой строке таблицы, а их значения — в последующих строках.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

Построим табличную информационную модель «Цены устройств компьютера». В первом столбце таблицы будет содержаться перечень однотипных объектов (устройств, входящих в состав компьютера), а во втором — интересующее нас свойство (например, цена) — табл. 2.1. Построенная табличная модель позволяет оценить долю стоимости отдельных устройств в цене компьютера и приобрести за минимальную цену компьютер в наиболее производительной конфигурации.

Таблица 2.1. Цены устройств компьютера на конец 2001 г.
Наименование устройства Цена (в у.е.)
Системная плата 80
Процессор Celeron (1 ГГц) 70
Память DIMM 128 Мб 15
Жесткий диск 40 Гб 130
Дисковод 3,5″ 14
Видеоплата 16 Мб 30
Монитор 15″ 180
Звуковая карта 16 битов 30
Дисковод CD-ROM x52 40
Корпус 25
Клавиатура 10
Мышь 5

Табличные информационные модели проще всего строить и исследовать на компьютере с помощью электронных таблиц и систем управления базами данных. Визуализируем полученную табличную модель путем построения диаграммы в электронных таблицах.

Визуализация табличной модели

1. Ввести наименования устройств и их цены в столбцы электронной таблицы.

2. Отсортировать данные по столбцу Цена в порядке убывания.

3. Построить круговую диаграмму.


Анализ модели показывает, что увеличение расходов на приобретение более быстрого процессора и увеличение объема оперативной памяти не приведут к заметному увеличению цены компьютера, но позволят существенно повысить его производительность.

Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях. Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов, которая представляет собой табличную информационную модель. В этой модели химические элементы располагаются в ячейках таблицы по возрастанию атомных весов, а в столбцах — по количеству валентных электронов, причем по положению в таблице можно определить некоторые физические и химические свойства элементов.

На уроках химии часто используется печатный вариант периодической системы элементов. Компьютерная модель системы более удобна, так как в интерактивном режиме позволяет знакомиться с различными физическими и химическими свойствами химических элементов (атомная масса, электропроводность, плотность и так далее), уравнивать химические реакции, решать стандартные химические задачи на нахождение массы веществ, участвующих в реакции, и др.

Вопросы для размышления

1. Какие системы объектов целесообразно и возможно представлять с помощью табличных моделей?

Задание: Табличные модели 

1. Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».

2. Использование табличной модели часто облегчает решение информационно задачи. В следующей таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах средней школы.

Расписание занятий

№ урока

10а

10б

11а

11б

1

2

3

4

5

6

Выполните следующие задания:

— определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;

— найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;

— в школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон» (пустых уроков);

— распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.

3. В компьютерной сети узловым является сервер, с которым непосредственно связаны все остальные серверы. Дана следующая двоичная матрица. В ней С1, С2, С3, С4, С5 – обозначения серверов сети. Определите, какой сервер является узловым.

С1

С2

С3

С4

С5

С1

1

0

0

1

0

С2

0

1

0

1

0

С3

0

0

1

1

0

С4

1

1

1

1

1

С5

0

0

0

1

1

Таблицы используются для описания нескольких объектов, которые характеризуются похожими свойствами.
Ранее мы с вами рассматривали примеры всевозможных таблиц, а теперь подробнее рассмотрим структуру и правила оформления таблиц.

Screenshot_9.png

Правила оформления таблиц:
1. Заголовок таблицы должен отображать содержимое таблицы.
2. Заголовки строк и столбцов должны быть краткими (записываются в боковике и головке).
3. Если для всей таблицы используются общие единицы измерения, то их можно указать в заголовке таблицы. Если единицы измерения разные, то мы записываем их в строках или столбцах.
4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. Но бывают случаи, когда ячейку заполнить нельзя, например, какие то данные неизвестны, тогда в ячейке можно поставить ? или данные невозможны × .

Порядок действий при преобразовании текстовой информации в табличную модель.

Для начала выделим в тексте основные объекты (их имена). Найдём свойства каждого объекта (или имена свойств) и значение каждого свойства. Количество строк в таблице будет соответствовать количеству объектов в тексте, а количество столбцов количеству  свойств объекта.

Простые таблицы

Таблица типа «объекты — свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Screenshot_12.png

Прочитаем текст.

Самые высокие горы в мире

Самой высокой вершиной в мире является Эверест (Джомолунгма), которая располагается на границе Китая и Непала в Гималаях, и её высота достигает (8 848) метров. Следующая по высоте – Чогори имеет высоту (8 611) метров, находится на границе Пакистана и Китая в Каракоруме. Третий по высоте восьмитысячник называется Канченджанга и имеет высоту (8 586) метров. Находится в Гималаях на границе Индии и Непала. В трёх километрах от Эвереста находится следующая по высоте вершина – Лхоцзе высотой( 8 516) метров. Находится на границе Китая и Непала в Гималаях. На пятом месте находится вершина Макалу высотой (8 485) метров. Располагается в Гималаях на границе Китая и Непала.

Воспринимать и анализировать данную информацию удобнее всего с помощью таблицы. Для построения таблицы нам нужно выделить:

имена объектов: Эверест, Чогори, Канченджанга, Лхоцзе, Макалу;

свойства объектов: высота вершины, месторасположение, страны;
значение каждого свойства будем заносить сразу в таблицу.

В таблице отведём 5 строк под объекты, ещё нужно учесть шапку таблицы, под которую мы отведём 1 строку.

Построим таблицу.

Скриншот 19-10-2022 105747.png

Таблица типа «объекты — объекты — один» — содержат информацию об одном свойстве некоторого класса объектов.

Screenshot_11.png

Screenshot_13.png

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты — объекты — несколько» — это таблицы, которые содержат информацию о нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты — свойства — объекты» — это таблица, которая содержит информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Вопросы занятия:

·                   таблицы;

·                   Таблицы типа «объекты-свойства»;

·                   Таблица типа «объекты-объекты-один».

На прошлых уроках мы узнали, что по способу представления, информационные модели делятся на образные, знаковые и смешанные.

На этом уроке мы рассмотрим такую смешанную информационную модель, как таблица. Таблицы используют для описания ряда объектов, у которых можно выделить одни и те же свойства. Нам хорошо знакомы таблица расписания поездов и таблица Пифагора.

Таблицы используют для того чтобы компактно и наглядно представить информацию об объектах. В таблицах может содержаться информация об отдельных объектах, или группах объектов

Наименьшая составная часть таблицы – ячейка, именно в ячейках таблицы содержатся данные.

Горизонтальный ряд ячеек, от одного края таблицы до другого, образует строку.

А вертикальный ряд ячеек, от верхнего края таблицы до нижнего – столбец.

Как правило, в первой ячейке строки и верхней ячейке столбца записываются их названия.

При создании таблицы нужно следовать нескольким правилам:

·                   Из названия таблицы должно быть понятно, какие данные в ней содержатся.

·                   Названия, строк и столбцов, должны быть краткими, но понятными

·                   Для числовых величин нужно указывать единицы измерения, если они одинаковые для всей таблицы, то они указываются в её названии, если нет, то в заголовках соответствующих строк или столбцов.

·                   Важно чтобы все ячейки таблицы были заполнены, при необходимости, можно использовать условные обозначения: вопросительный знак, если данные не известны, крестик, если данные не возможны, стрелка, направленная вниз, если данные нужно взять из вышестоящей ячейки.

Чаще всего информация для таблицы берётся из текста. Чтобы составить таблицу по тексту нужно:

·                   Выделить в тексте названия объектов, а также названия и значения их свойств.

·                   Продумать структуру таблицы. Количество строк, столбцов и их названия.

·                   Внести в таблицу, выделенные данные

При выделении в тексте информации для таблицы названия объектов, названия их свойств и значения этих свойств удобно выделять по-разному, чтобы не запутаться в дальнейшем. Условимся, что названия объектов мы будем подчёркивать простой линией, названия свойств – двойной линией, а значения свойств — пунктирной линией.

На пример рассмотрим предложение: Название города – Минск, он имеет площадь 348 квадратных километров, его население – 1949000 человек.

В данном случае, объектом будет город, его свойствами — название, площадь и население, а значениями свойств соответственно Минск, 348 квадратных километров и один миллион девятьсот сорок девять тысяч человек.

Теперь составим таблицу. Назовём её «Информация о городе». В ней будет две строки, строка заголовков и одна строка описания объекта, и три столбца, по количеству свойств. Столбцы будут называться по названию свойств. Заполним таблицу.

Рассмотрим различные типы таблиц. Таблицы типа «объекты-свойства», или сокращённо типа ОС используют для описания свойств объектов одного класса.

На пример в данной таблице описаны, такие свойства учеников школы как, имя, рост, вес и возраст.

Когда в таблице не много объектов, на пример, как у нас, четверо, их можно располагать в произвольном порядке. Когда объектов много, информацию о них найти сложнее. В таком случае объекты размещают определённым образом, на пример, разделив на группы или в алфавитном порядке.

Иногда бывает удобно повернуть таблицу на бок, на пример, когда её нужно вместить на лист. При повороте таблицы, её столбцы становятся строками, а строки столбцами. Где располагать названия объектов, а где их свойства, в строках или столбцах зависит от количества объектов, количества рассматриваемых свойств и формы листа.

Ещё один тип таблиц, «объекты-объекты-один» или сокращённо ООО. В таблицах этого типа, как правило, содержится информация об одном свойстве некоторых пар объектов. На пример рассмотрим таблицу температур в различных городах, в течение весны. Как правило, таблицы типа ООО имеют сложные, многоуровневые заголовки, а в их клетках содержатся данные одного типа. В данной таблице парами объектов являются город и месяц, а в её клетках содержится температура, в градусах. Как и таблицы типа «объекты-свойства», таблицы типа ООО можно переворачивать.

Рассмотрим ещё одну таблицу. Футбольные команды города провели турнир, в котором все команды сыграли друг с другом. Счета матчей могут быть представлены в такой таблице. Особенность данной таблицы состоит в том, что в заголовках её строк и столбцов представлены объекты одного класса «футбольные команды». Обратим внимание на заполнение ячеек на главной диагонали, так как команда не может сыграть сама с собой – эти данные не возможны.

Перейдём к практической части урока.

Сегодня мы будем создавать табличные информационные модели в текстовом процессоре.

Создадим таблицу по образцу, внесём в неё информацию из текста, а также выполним основные операции над ней.

Откроем текстовый процессор «Microsoft word».

Для начала создадим таблицу по образцу. Чтобы создать таблицу, как в образце, мы вставим таблицу размером восемь ячеек на четыре ячейки. Для этого на вкладке «вставка», нажмём на кнопку «таблица» и появившемся окне выберем пункт «вставить таблицу». Затем в появившемся диалоговом окне, выберем в пункте «число столбцов» – четыре, а в пункте «число строк» — восемь. Нажмём на кнопку «Ок».

Есть и другой способ вставки таблицы, для этого, после нажатия на кнопку таблица, в появившемся выплывающем окне, мы мышкой можем выбрать количество строк и столбцов.

Теперь в появившейся таблице нам нужно объединить первые две ячейки в первой строке. Но сперва их нужно выделить. Для этого установим курсор первой ячейке, затем удерживая левую кнопку мыши, или клавишу «shift», переместим его во вторую ячейку, используя мышь или клавишу «стрелка вправо»

Теперь нажмём на любой из них правой кнопкой мыши, и в появившемся контекстном меню выберем пункт «объединить ячейки». Так же мы будем объединять ячейки, пока не приведём таблицу к виду, указанному в образце.

Теперь рассмотрим текст, в папке с заготовками, в файле «Текст.docx». Но прежде чем начать вносить информацию из текста в таблицу, мы должны выделить в тексте объекты, названия их свойств и значения их свойств. Условимся, что объекты мы будем выделять красным цветом, названия свойств – синим, а значения свойств – зелёным.

Рассмотрим первое предложение «В Марий-Эл количество осадков в июле составило 79 мм.», по смыслу можно определить, что объектами являются местность, о которой говорится в предложении, а также месяц, в котором были получены данные, т.е. слова «Марий-Эл» и «Июль». Выделим слово «Марий-эл» красным цветом. Для этого выделим данное слово, так же, как мы это делали с ячейками таблицы, и на вкладке «Главная» в группе «Шрифт», выберем «цвет текста». Выберем в появившемся выплывающем окне красный цвет. Теперь чтобы выделим красным цветом слово июнь, и так, как цвет уже выбран, нам достаточно выделить это слово и нажать на кнопку цвет текста. Названием свойства будет «количество осадков», выделим его синим цветом. А значением свойства будет «79 мм», выделим его зелёным. Во втором предложении объектами будут «Пермская область» и «июль», выделим их красным цветом, названием свойства — «средняя температура», выделим его синим цветом, значением свойства — «+18 градусов», выделим его зелёным. Выделим объекты, названия и значения их свойств для всего текста.

Рассмотрев текст, мы заметили, что в нем фигурирует шесть объектов класса «местность», а также два объекта класса «месяц», и у каждой пары объектов есть два свойства «Средняя температура», которая измеряется в градусах, а также «Количество осадков» — в миллиметрах.

Теперь снова вернёмся к нашей таблице. Для этого выберем соответствующую иконку панели задач, и щёлкнем по ней левой кнопкой мыши, или же удерживая клавишу «Alt», и нажимая при этом клавишу «Tab», в появившемся окне выберем соответствующий эскиз окна.

Обратим внимание, что в таблице не хватает одного столбца и одной строки. Добавим сначала столбец в начало таблицы, для этого установим курсор в любую ячейку первого столбца, нажмём на ней правой кнопкой мыши, наведём указатель на пункт меню «вставить» и в появившемся подменю выберем подпункт «вставить столбцы слева», щёлкнув на нем левой кнопкой мыши.

Теперь в нашей таблице нужное количество столбцов. И нам нужно добавить строку в начало таблицы, для этого установим курсор в любую ячейку первой строки и проделаем те же действия что и для столбца, но в последнем подменю выберем пункт «вставить строки сверху». Теперь у нас в таблице нужное количество строк. И появившаяся строка, такая же, как и та, ячейку которой мы выбрали. Объединим последние две ячейки в появившейся первой строке, а также три верхних ячейки в первом столбце.

Так же мы можем вставлять сразу несколько столбцов или строк. На пример вставим ещё три столбца. Для этого выдели горизонтальный ряд из трёх ячеек и проделаем те же действия что и для вставки одного столбца. Но теперь у нас в таблице на три столбца больше чем нужно. Удалим лишние.

Для начала удалим один столбец, установим курсор в ячейку столбца, который мы хотим удалить. Нажмём на ней правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберем команду «удалить ячейки», после чего в появившемся диалоговом окне выберем пункт «удалить весь столбец» и нажмём кнопку «Ok». Так же, как мы вставляли несколько столбцов, мы можем удалить оставшиеся два лишних столбца, для этого выделим две ячейки в соответствующих столбцах и проделаем те же де действия, что и для удаления одного столбца.

Теперь используем данные из текста для заполнения таблицы. В верхней ячейке первого столбца, запишем слово «местность» и внесём в ячейки ниже названия объектов соответствующего класса. Теперь в первой строке, из трёх строк заголовка, запишем заголовок таблицы «Климатические данные», а в двух ячейках под ней — названия свойств «средняя температура, в градусах» и «количество осадков в миллиметрах». Теперь строкой ниже запишем для средней температуры названия столбцов «в январе» и в «июле», то же самое сделаем и для количества осадков.

Заполнив строки заголовка, и внеся названия объектов в первый столбец, мы можем начать заполнять остальные ячейки значениями свойств. Для этого нам будет удобно использовать операцию копирования. Для этого снова вернёмся к тексту. Так из первого предложения в тексте, выделим значение свойства «79 » и нажмём по нему правой кнопкой мыши и в появившемся контекстно меню выберем пункт «копировать», или же воспользуемся сочетанием клавиш «Ctrl» и «С». Теперь перейдём к окну, в котором открыта наша таблица.

Найдём ячейку, в первой ячейке строки которой будет название «Марий-Эл», в разделе «Количество осадков» в столбце «в июле». Установим курсор в соответствующую ячейку, затем на вкладке «главное» выберем пункт «вставить», или же воспользуемся сочетанием клавиш «Ctrl» и «V». Так же заполним всю таблицу.

Теперь у нас есть таблица климатических данных.

Сделаем её более красочной, для этого установим курсор в любой её ячейке и на вкладке «Конструктор», в группе «Стили таблиц» выберем понравившийся нам стиль.

Сохраним получившуюся таблицу. Для этого в меню «файл», выберем команду «сохранить как» и в появившемся диалоговом окне укажем путь к нашей рабочей папке, а названием файла запишем «Климатические данные».

На этом уроке мы рассмотрели табличные информационные модели. Мы узнали, что, когда нужно представить информацию об объектах с одинаковыми наборами свойств используют таблицы.

Таблицы типа «объекты-свойства» используют для описания свойств объектов одного класса.

Таблица типа «объекты-объекты-один» описывает одно свойство некоторых пар объектов.

Сегодня мы научились создавать и редактировать табличные информационные модели в текстовом редакторе.

Задание 1

1. Создайте таблицу размером 4×4. Для всей таблицы установите размер шрифта 11 пт. Внесите в таблицу следующую информацию о самых высоких людях:

2. Отцентрируйте строки таблицы, выделите полужирным шрифтом первую строку заголовка.

3. Измените таблицу, добавив в неё дополнительные строки.

Для этого:


1) вызовите контекстное меню, щёлкнув правой кнопкой мыши в любой ячейке строки, выше или ниже которой нужно добавить строку;
2) выберите в контекстном меню команду Вставить, а затем — Вставить строки сверху или Вставить строки снизу.


1) выделите строку, выше или ниже которой должна быть добавлена новая строка;
2) отдайте команду Таблица — Вставить — Строки (перед или после).

4. Измените таблицу, добавив в неё столбец:

5. Выполните сортировку в таблице по убыванию значений в графе «Возраст»:

Для этого:


1) установите курсор в произвольную ячейку таблицы;
2) с помощью кнопки Сортировка (Главная — Абзац — Сортировка) вызовите диалоговое окно Сортировка;
3) установите нужные параметры сортировки:

6. Удалите из таблицы строку «Якоб Лолл» (говорят, его рост был преувеличен). Для этого:

1) выделите строку, которую нужно удалить;
2) щёлкните правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню (Таблица) команду Удалить строки.

7. Удалите столбец «Возраст».

8. Отсортируйте информацию в таблице по возрастанию значе ний в графе «Рост»:

9. Отформатируйте таблицу по образцу:

 Используйте стиль таблицы Современная таблица (Работа с таблицами — Конструктор — Стили таблиц — Современная таблица).

 Используйте инструмент Цвет фона на панели инструментов Таблица.

10. Сохраните документ в личной папке

Домашнее задание

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редакт...

    1 слайд

    Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ  НАТУРНОЕ  И  ИНФОРМАЦИОННОЕНатурные  моделиКукла Манекен Скуль...

    2 слайд

    МОДЕЛИРОВАНИЕ НАТУРНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
    Натурные модели
    Кукла
    Манекен
    Скульптура
    Производственный
    робот
    Объект
    моделирования
    Свойства модели зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.
    Информационные модели
    Фотография
    Видеофильм
    Анкета
    Медицинская
    карточка

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табли...

    3 слайд

    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром.

    Одному и тому же объекту можно поставить в соответствие разные информационные модели (вербальные, математические, табличные, графические); все зависит от цели моделирования.

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙМатематические  
модели Табличные  
модели  Гра...

    4 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    Вербальные
    модели
    Вербальная модель – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

    Примеры вербальных моделей:
    информация в учебниках
    произведения художественной литературы
    тексты, описывающие алгоритмы
    текстовое описание объектов и процессов

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
модели Табличные  
модели  Графиче...

    5 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    Математическая модель — описание математическими формулами соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования.

    Примеры математических моделей:
    модель прямолинейного перемещения тела

    математическая модель периода колебаний пружинного маятника

    Математические
    модели

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели  Гра...

    6 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Графические
    модели
    Табличная информационная модель – это модель, в которой объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.

    Типы табличных моделей:
    таблицы типа «объект-свойство»
    таблицы типа «объект-объект»
    двоичные матрицы
    Табличные
    модели

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    7 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений.

    Примеры графических информационных моделей:
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    8 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    9 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    10 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема
    x
    z
    y
    B
    A
    1
    &
    1
    A
    B
    x
    y
    z
    y
    У1
    У2
    С1
    С2
    С3

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    11 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема
    Ненаправленный
    г р а ф
    Отношения: « соединение дорогой »
    (симметричные связи)
    Д а ч и
    ст. Озерная
    д. Подгорная
    д. Е л о в о
    д. Бобры
    Ориентированный г р а ф
    Лев Нилыч
    Алеша
    Начальная вершина
    Конечная вершина
    Отношение:
    «быть дедушкой»
    Элементы системы, изображенные овалами, называются вершинами
    Связи между элементами называются отношениями
    ребро – симметричная связь
    дуга – несимметричная связь

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    12 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема
    Молоко
    Сметана
    Творог
    Йогурт
    Сливки

  • ТИПЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  МОДЕЛЕЙВербальные  
моделиМатематические  
модели Табл...

    13 слайд


    ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
    Вербальные
    модели
    Математические
    модели
    Табличные
    модели
    Графические
    модели
    карта
    чертеж
    граф
    диаграмма
    график
    схема
    ToC
    время
    График изменения температуры

  • Пример таблицы «объект-свойство»

    14 слайд


    Пример таблицы «объект-свойство»

  • Пример таблицы «объект-объект»

    15 слайд


    Пример таблицы «объект-объект»

  • Пример таблицы «двоичная матрица»

    16 слайд


    Пример таблицы «двоичная матрица»

  • Добавление строк
Выделите строку таблицы. 
Выберите команду Таблица Вставить...

    20 слайд

    Добавление строк
    Выделите строку таблицы.
    Выберите команду Таблица Вставить строки. В таблицу перед выделенными строками будут вставлены две пустых строки.

    Добавление столбца
    Выделите столбец таблицы.
    2)Выберите команду Таблица Вставить столбцы.

Вопросы:

·     
Что
такое таблица?

·     
Таблицы
типа “объект-объект”.

·     
Таблицы
типа “объект-свойство”.

·      Решение задач при
помощи таблиц.

Таблица – это один из
способов организации информации. Она состоит из столбцов, строк и ячеек. В табличных
информационных моделях информация представлена в виде прямоугольной таблицы. К
примерам таблиц относится расписание уроков, звонков, график дежурств и так
далее.

Для лучшего восприятия информация в
таблице может быть упорядочена. Например, в классном журнале список учащихся
располагается в алфавитном порядке.

Обратим внимание на пример расписания
уроков. По горизонтали находятся строки, по вертикали столбцы, а на пересечение
столбца и строки, там, где написаны названия уроков, располагаются ячейки.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. 
Английский
язык

1.    
Русский
язык

1.      
Биология

1.   
Математика

1.  
Химия

2. 
Русский
язык

2.    
Русская
литература

2.      
Математика

2.   
Английский
язык

2.  
Русский
язык

3. 
Математика

3.    
Физика

3.      
Трудовое
обучение

3.   
Физическая
культура

3.  
Биология

4. 
Физическая
культура

4.    
Информатика

4.      
Трудовое
обучение

4.   
История

4.  
Информатика

5. 
Химия

5.    
История

5.      
Английский
язык

5.   
Русская
литература

6. 
Черчение

6.      
География

Пример расписания уроков

Информация, представленная с помощью
таблиц, воспринимается значительно легче, чем текст. В таблице заголовки
столбцов и строк должны быть краткими, без лишних слов.

Существует несколько типов таблиц. Первый,
с которым мы познакомимся, называется «объект-свойство». Данный тип
таблицы используется в том случае, если рассматриваемые объекты обладают
одинаковыми наборами свойств.

Рассмотрим пример. Каждая строка таблицы
будет содержать данные об одном учащемся, а столбец – отдельные данные всех
учащихся: фамилии, имена, отчества, даты рождения места проживания и так далее.

п/п

Фамилия

Имя

Отчество

Дата
рождения

Адрес

1.

Быстров

Роман

Ильич

31.01.2002

ул. Сивакова, д. 5, кв. 15

2.

Высоцкий

Иван

Дмитриевич

05.01.2001

пер. Виноградный, д.19

3.

Иванов

Артём

Геннадьевич

06.12.2002

пр-т Есенина, д. 23, кв. 145

4.

Миткевич

Светлана

Игоревна

18.06.2002

ул. Первомайская, д. 99, кв. 11

5.

Никитина

Елена

Сергеевна

19.10.2001

ул. Дальняя, д. 112

6.

Синицина

Дарья

Романовна

30.03.2002

пер. Ивовый, д. 9, кв. 65

Таблица «Сведения
об учащихся»

В таких таблицах может содержаться
текстовая, числовая и графическая информация.

Следующий тип – таблица «объект-объект».
В ней отображается взаимосвязь между объектами одного или нескольких классов.
Более подробно разберёмся на примере таблицы «Четвертные оценки учащихся 9 «А»
класса по математике».

п/п

Ф.
И. О.

Четверть

I
четверть

II
четверть

III
четверть

IV
четверть

1.

Быстров Р. И.

5

4

5

5

2.

Высоцкий И. Д.

3

4

3

3

3.

Иванов А. Г.

5

4

4

5

4.

Миткевич С. И.

4

3

4

4

5.

Никитина Е. С.

5

4

3

4

6.

Синицина Д. Р.

4

4

4

4

В
данной таблице мы можем видеть два класса объектов: «Учащийся» и «Четверть». А
числами (оценками) выражена связь между ними.

Существует много примеров таблиц
«объект-свойство» и «объект-объект». Давайте попробуем решить несколько задач с
использованием таблиц.

Задача 1: Пять
одноклассников — Ира, Артём, Лена, Никита и Саша стали победителями школьных
олимпиад по русскому языку, информатике, истории, английскому языку и биологии.
Каждый из пяти учеников принимал участие и победил только в одной олимпиаде.
Известно, что: победитель олимпиады по истории учит Иру и Артёма работе с
картами по истории; Лена и Никита так же заинтересовались историей; Артём
всегда побаивался русского языка; Лена, Артём и победитель олимпиады по
английскому языку занимаются плаванием; Артём и Лена поздравили победителя
олимпиады по информатике; Ира сожалеет о том, что у нее остается мало времени
на английский язык. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Давайте для начала построим таблицу. Она
будет содержать шесть строк и шесть столбцов. Одну строку оставим под названия
предметов, по которым проходили олимпиады. Начиная со второй строки напишем
имена учащихся, которые даны в задачи. Теперь зададим названия столбцам. Первый
будет называться Имена, так как в нём расположены имена учащихся. Далее запишем
названия предметов.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

Артём

Лена

Никита

Саша

Для
заполнения будем использовать цифры 1 и 0. 1 будет обозначать победу в
олимпиаде, а 0 будет говорить о том, что данный ученик не был победителем.

Обратим внимание на первое, что нам известно:
победитель олимпиады по истории учит Иру и Артёма работе с картами по истории.
Это говорит о том, что Ира и Артём не принимали участие в олимпиаде по истории.
Значит, на пересечение строки с именем Ира и столбца История ставим 0.
Аналогично поступаем со строкой Артём и столбцом История.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

Артём

0

Лена

Никита

Саша

Следующее
выражение: Лена и Никита так же заинтересовались историей. Это говорит о том,
что Лена и Никита не принимали участия в олимпиаде по истории. Поставим в
соответствующие ячейки нули. Обратите внимание, что в столбце История осталась
одна свободная клетка. Значит победителем школьной олимпиады по истории стал
Саша. Поставим единицу в ячейку с его именем. Так как Саша принял участие в
этой олимпиаде, то в его строке на пересечении с оставшимися столбцами нужно
проставить нули.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

Артём

0

Лена

0

Никита

0

Саша

0

0

1

0

0

Артём
всегда побаивался русского языка. Данное выражение говорит о том, что Артём не
был участником олимпиады по русскому языку. Заполним необходимую ячейку.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

Артём

0

0

Лена

0

Никита

0

Саша

0

0

1

0

0

Далее
в задаче сказано, что Лена, Артём и победитель олимпиады по английскому языку
занимаются плаванием. Значит ни Артём, ни Лена не участвовали в олимпиаде по
английскому языку. Заполним необходимые ячейки в нашей таблице нулями.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

Артём

0

0

0

Лена

0

0

Никита

0

Саша

0

0

1

0

0

Артём
и Лена поздравили победителя олимпиады по информатике. Значит они так же не
являются участниками олимпиады по информатике. Снова заполним таблицу.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

Артём

0

0

0

0

Лена

0

0

0

Никита

0

Саша

0

0

1

0

0

Обратите
внимание, что в строке с названием Артём осталась одна пустая ячейка в столбце
Биология. Это говорит о том, что Артём принимал участие в олимпиаде по
Биологии. Поставим в эту ячейку цифру один. В оставшиеся ячейки столбца
Биология поставим нули, так как больше в данной олимпиаде никто не принимал
участия.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

0

Артём

0

0

0

0

1

Лена

0

0

0

0

Никита

0

0

Саша

0

0

1

0

0

Ира
сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на английский язык. Значит она
не принимала участия в этой олимпиаде. Заполним ячейку на пересечении строки
Ира и столбца Английский язык.

Обратим внимание на столбец Английский
язык. В нём осталась одна не заполненная ячейка в строке Никиты. Значит он
принимал участие в олимпиаде по Английскому языку. Отметим это в нашей таблице.
А в оставшиеся ячейки в строке Никиты проставим нули.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

0

0

Артём

0

0

0

0

1

Лена

0

0

0

0

Никита

0

0

0

1

0

Саша

0

0

1

0

0

Теперь
посмотрим на столбец Информатика. В нём так же осталась одна незаполненная
ячейка, находящаяся на пересечении строки с названием Ира. Соответственно Ира
принимала участие в олимпиаде по информатике. Поставим в эту ячейку единицу, а
оставшиеся в этой строке ячейки заполним нулями.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

1

0

0

0

Артём

0

0

0

0

1

Лена

0

0

0

0

Никита

0

0

0

1

0

Саша

0

0

1

0

0

У
нас осталась одна незаполненная ячейка на пересечение столбца Русский язык и
строки Лена. Значит Лена принимала участие в олимпиаде по русскому языку.

Имена

Русский язык

Информатика

История

Английский язык

Биология

Ира

0

1

0

0

0

Артём

0

0

0

0

1

Лена

1

0

0

0

0

Никита

0

0

0

1

0

Саша

0

0

1

0

0

Вот
так используя таблицу мы решили данную задачу и пришли к ответу: Ира победила в
олимпиаде по информатике, Артём – в олимпиаде по биологии, Лена – по русскому
языку, Никита – по английскому и Саша – по истории.

Данная таблица относится к типу «объект-объект».
Важная особенность такой таблицы в том, что в ней фиксируются не
количественные, а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между
объектами).

Задача
2:

В турнире по шахматам участвовало шесть учеников с 6 по 11 классы: Катя, Петя,
Саша, Андрей, Наташа, Руслан. Все ученики были из разных классов. Определите
кто в каком классе учится, если известно, что:

·     
в
первом туре Саша выиграл у шестиклассника, Катя у семиклассника, а Наташа у
девятиклассника;

·     
во
втором туре Петя выиграл у семиклассника;

·     
в
третьем и четвёртом турах девятиклассник из-за болезни не участвовал в турнире,
поэтому свободными от игры оказались Петя и Руслан;

·      в четвёртом туре
Катя выиграла у одиннадцатиклассника.

Победителями турнира оказались Саша и
Катя. Хуже всех выступил десятиклассник.

Для удобства решения задачи снова
воспользуемся таблицей. Названиями строк будут имена учащихся, а столбцов –
классы.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

Для
начала выясним, кто с кем играл первую партию. В условии сказано, что Саша
выиграл у шестиклассника. Это нам говорит о том, что Саша не шестиклассник.
Поставим знак минус в соответствующую ячейку. В это же время на другой доске
Катя играла с семиклассником. Из этого делаем вывод, что Саша не семиклассник,
а Катя не учится ни в шестом, ни в седьмом классе. Занесём эти данные в нашу
таблицу.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

 Далее
по условию сказано, что в первом туре играла Наташа с девятиклассником. Значит,
Катя, Саша и Наташа не учатся ни в шестом, ни в седьмом, ни в девятом классах.
Так же заполним соответствующие ячейки.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

 Переходим ко второму туру. В условии сказано, что в
данном туре Петя выиграл у семиклассника. Значит Петя не учится в седьмом
классе. Заполним ячейку на пересечении столбца седьмой класс и строки под
названием «Петя».

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

В
третьем туре девятиклассник должен был играть с Петей, а в четвёртом – с
Русланом. Заполним в столбце девятый класс минусами ячейки на пересечении со
строками с названием «Петя» и «Руслан».

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

 И рассмотрим последний, четвёртый тур. В нём Катя
выиграла у одиннадцатиклассника, значит Катя учится не в одиннадцатом классе.
Заполним необходимую ячейку.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

 По
результатам турнира можно сказать, что десятиклассник не Катя и не Саша.
Занесём эти данные в таблицу.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

Наташа

Руслан

По
условию задачи в каждой строке и каждом столбце должен быть только один плюс,
так как все учатся в разных классах.

Итак, давайте внимательно рассмотрим нашу
таблицу. Можно заметить, что в столбце девятый класс осталась одна пустая
ячейка. Из этого делаем вывод, что Андрей учится в девятом классе. Поставим в
эту ячейку плюс. В оставшиеся ячейки поставим минус, так как он не может учится
в нескольких классах одновременно.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

+

Наташа

Руслан

 Теперь обратим внимание на столбец седьмой класс и
сделаем вывод, что Руслан учится в седьмом классе. Напишем в данной ячейке
плюс, а в оставшихся ячейках этой строки – минусы.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

Саша

Андрей

+

Наташа

Руслан

+

 Далее смотрим на столбец шестого класса. Здесь так же
видно, что Петя учится в шестом классе. Поставим в ячейку плюс, а в остальные в
этой строке – минусы.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

+

Саша

Андрей

+

Наташа

Руслан

+

 Если посмотрим на столбец десятый класс, то можем
увидеть, что Наташа является ученицей десятого класса. Заполним ячейку и строку
аналогичным образом, как и до этого.

6

7

8

9

10

11

Катя

Петя

+

Саша

Андрей

+

Наташа

+

Руслан

+

Из столбца одиннадцатого класса можно
сделать вывод, что Саша является одиннадцатиклассником. А после заполнения
строки под названием «Саша» мы видим, что Катя учится в восьмом классе.
Заполним таблицу.

6

7

8

9

10

11

Катя

+

Петя

+

Саша

+

Андрей

+

Наташа

+

Руслан

+

Итак,
ответом данной задачи будет следующее: Петя учится в 6 классе, Руслан – в 7, Катя
– в 8, Андрей – в 9, Наташа – в 10 и Саша – в 11.

Важно запомнить:

·     
Таблица – это один из
способов организации информации. Она состоит из столбцов, строк и ячеек.

·     
Таблица
«объект-свойство»

используется в случае, когда рассматриваемые объекты обладают одинаковыми
наборами свойств.

·     
В
таблице «объект-объект»
отображается взаимосвязь между объектами одного или
нескольких классов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти корни квадратного многочлена на
  • Как составить доменный адрес
  • Как найти мощность кипятильника
  • Как найти сирена головного
  • Как составить эмпирическую формулу оксида