Как составить интеллект карту для дошкольников

Мастер-класс

«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: 

  1. Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
  2. Показать возможности применения интеллек- карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  3. Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры для фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

1.3. Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

        С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

        Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума» так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты  в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект — карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления — анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект — карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления — анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление
          Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект — карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается  в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и  в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Главная идея вашей интеллект-карты  уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки.

Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам составить интеллект-карту по теме «Транспорт».

Давайте посмотрим, что получилось у наших  коллег. Представьте пожалуйста свою интеллект –карту.

ІІІ часть (заключительная).

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

Обобщение опыта работы на тему:

«Метод интеллект-карт

 в образовательном процессе ДОУ».

Каждый ребёнок от рождения по-своему
талантлив, задача же педагогов – создать оптимальные условия для развития этих
талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной.

Мы живём в обществе преимущественно
«левополушарном», поэтому в нём ценится логическое мышление, т.е. не
«художественный», а «мыслительный» тип людей. Традиционная школа, от
дошкольного до высшего звена, ориентирована на развитие левого полушария, а
правополушарное, образное, творческое мышление в процессе обучения постепенно
угнетается, и изначально талантливые дети впоследствии становятся самыми обыкновенными
взрослыми.

Левое и правое полушария головного мозга
значительно различаются по своим задачам и имеют особенности взаимодействия. Главное
отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нём расположены
речевые центры. Левополушарное мышление считается абстрактно логическим,
прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит
картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является
аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому,
последовательному, ступенчатому познанию.

Мышление детей является наглядно образным,
спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трёхмерным (пространственным). Правое
полушарие охватывает
картину
мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений,
улавливая множество деталей и связей между ними. Известно, что примерно до
десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие.

Очевидно, что необходимо одновременное
развитие обоих полушарий,
ведь
каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса.

Сейчас, когда точно доказано, что полноценная
работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития
творческой личности, ситуация изменилась. В связи с широким освещением
достижений в области нейропедагогики, появляются новые методы развития
творческих способностей детей.

Одним из таких эффективных методов
развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.

Английское название «mind — maps», переводится как «карты ума», «карты разума»,
«карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления». 

Идею об интеллект-картах развил и
популяризировал Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и
развитии интеллекта. Он доказал, что благодаря своей структуре, подобные карты
способны раскрывать интеллектуальный потенциал человека.
В мир дошкольных
технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату
педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод
для развития связной речи у детей.

Интеллект карты – это не только уникальный
и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики
является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий
головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа
и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается
глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.

Когда ребенок
составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного
мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала
(поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после
зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность
корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия
для дошколят легкими и увлекательными.

Человек
мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно
связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной
структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между
понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Цель
составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во
время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют
словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. 

Интеллектуальная
карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты,
состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а
также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и
запоминать изученный материал. 

При построении интеллект карт представления
становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними;
метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.
Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от
общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что
способствует прочному закреплению материала в памяти.

Составление интеллект — карты предполагает
использование графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под
рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы
помещается и графически акцентируется главная идея (например, название новой
темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви),
каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы.

Карта может детализироваться настолько,
насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять
всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается
движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу
видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и
данные по мере уменьшения их общности.

Интеллектуальные карты должны быть обильно
снабжены различными рисунками и собственными символами. Различными стрелочками
показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт даёт
возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по
формированию словаря и связной речи.

Связное устное высказывание может
состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и
желания высказаться.

Формирование связной речи с применением
интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок
видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план
высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает
желание сказать о том, что наглядно и понятно.

В результате В. М. Акименко предлагает
такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий
по теме.

2. Называние картинок, изображённых на
карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение
предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной
карте.

Радиантная структура карт отражает
реальное мышление человека, именно поэтому информация, представленная в виде
подобной схемы, лучше усваивается человеком.

Разумеется, педагог сам предварительно
составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы
ребенок приклеивает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для
обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является
активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты,
усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие
жизненные ситуации. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается
лучше готового материала.

Интеллектуальное развитие ребенка с
применением карт осуществляется посредством развития детских ас­социаций,
пополнения и активизации словарного запа­са, развития связной речи, фантазии.
Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых
логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве
к умению анализировать, дифференцировать, делать классифика­цию предметов,
учится различать видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога,
товарища по группе, форми­руется желание быть активным, проявлять инициати­ву,
воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть
коллективная работа по ин­теллектуальным картам способствует формированию мо­тивации
к обучению, эмоционально-волевой сфере, уме­нию работать в коллективе,
внимание, усидчивость, на­стойчивость.
В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить,
необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать
работу с интеллект – картой, помогала детям наводящими
вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и стали
самостоятельно подбирать материал. В центре ставится проблемная ситуация,
связанная с темой модуля. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый
ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что
подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки –
направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь и своё
направление.

Вместе с детьми мы составляем
интеллект-карту по тематике недели, для детей это ориентир, настраивающий их на
поиск новых знаний. А нам воспитателям, карта помогает предусмотреть смену
материала для экспериментирования, творчества, игры и другой детской
деятельности.

Очень помогают ментальные карты при
закреплении речевого материала по временам года. В центре листа большой круг
определённого цвета, в зависимости от времени года («белый»-зима,
«зелёный»-весна, «красный»-лето, «оранжевый»-осень). От центра разноцветные
толстые ветви и тонкие, так называемые подветви («зелёная»-растительный мир,
подветви — деревья, цветы, трава, ягоды; «голубая» — природные явления,
подветви — небо, солнце, осадки, ветер; «коричневая»-живой мир, подветви — животные,
птицы, насекомые; «красная»-мир людей, подветви — одежда, занятия).

Мы создали такие карты по
временам года, но можно выбирать любую тему, вплоть до создания интеллект —
карты как итогового продукта каждой тематической недели. Уникальность интеллект
— карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы, вся
информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а
совместное её создание добавляет ценности в глазах детей.

Дети с огромным интересом принимают
участие в создании интеллект- карт, яркие картинки и сочетание
аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, не
зависимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности,
что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха. В ходе реализации проекта
интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность
постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте
звездочками, то, что они уже узнали. На этапе рефлексии интеллект-карта
помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были
при разработке проекта.

Дети приобрели определенные умения по
заполнению интеллект-карты, появились зачатки планирования, которые они
проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни.
Совершенствуются коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче
формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и
усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по
делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические
предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают
причинно-следственные связи.

Как использовать карты в дальнейшем?

Готовая интеллект-карта в дальнейшем
может быть использована следующим образом:

1) Карта может помещаться в родительском
уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их
деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач.

2) Так же карту используем для
актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной
деятельности.

3) Интеллект – карту можно
использовать при составлении и защите детско- родительского проекта на
определенную тему.

4) По желанию детей, интеллект —
карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.

5) Самостоятельно составленную ребенком
карту можно предложить поместить в его личное портфолио.

6) Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект —
карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.

Начинать использовать интеллект — карты
можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Главное, чтобы
материал был доступен для его понимания. Например, выбрав тему осени, можно
помочь ребенку выбрать атрибутику осени – дождь, желтые листики, зонтик,
резиновые сапожки и т.д.

Алгоритм создания интеллект карт:

·       
Постановка цели – рождение идеи.

·       
«Мозговой штурм», цель которого — записать
все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным
продуктом.

·       
Создание интеллект карты –
структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».

·       
«Оформление» интеллект карты в ходе
«детского исследования».

Семья является основным источником
воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения интеллект
— карт я приобщаю и родителей. Для них был организован и проведен мастер-класс
по созданию интеллект-карт. И он принес свои результаты: родители
с детьми вместе стали выполнять и потом презентовать интересные интеллект-карты.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.

В условиях реализации ФГОС использование
интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей,

содействует
реализации целевых ориентиров – любознательности, активности, овладении
средствами общения и способами взаимодействия.

Эффективность этого метода в работе с
дошкольниками неоспорима, так как на всех этапах работы предусматривается опора
на наглядность, что исключает формальную передачу знаний детям. А
непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт
способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих
способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

Итак, в завершение хочу сказать, что в
результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая
детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление творчества. На
мой взгляд, метод применения интеллект — карт является достаточно
результативным, и я думаю, что эта работа станет одним из направлений
деятельности в будущем.

Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование интеллект-карт
в работе с дошкольниками»

Автор: Цыбульская Евгения Александровна

Организация: МБДОУ №18 «Радуга»

Населенный пункт: Краснодарский край, г.Тихорецк

Пояснительная записка

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.

Автор данного метода британский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

— познакомить участников мастер-класса с опытом использования метода Тони Бьюзена в своей профессиональной деятельности;

— познакомить с основными этапами методики Тони Бьюзена;

— показать основные правила построения интеллект – карт;

-научить алгоритму работы с интеллект-картой – как средством визуализация конечного продукта.

Категория: педагоги ДОУ

Временные рамки: 20-30 мин.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Необходимые материалы и инструменты:листы формата А 4 по количеству участников мастер-класса, цветные карандаши, карточки – ассоциации, клей-карандаш, карточки с правилами построения интеллект-карт.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать мастер-класс.Переработав огромное количество предложений из литературы, интернет источников, я остановила свой выбор на методике английского психолога Тони БьюзенаMind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность — обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность — хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Рассмотрим подробнее данную методику.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление — Развитие связной речи. Составление рассказов.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Обратим внимание на основные правила построения интеллект – карт.

Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Рассмотрим таблицу «Влияние цвета на скорость восприятия информации».

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Средняя

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blueпонимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

Перейдём к практической части мастер-класса. У каждого из вас находится необходимый для создания интеллект-карты набор, это лист бумаги, клей, набор цветных карандашей, ассоциативные карточки и карточки с правилами построения вашего интеллектуального продукта.

Сегодня, мы будем с вами пользоваться ассоциативными карточками для того, чтобы не выйти за временные рамки мастер-класса, но если вы захотите применить данную технологию в своей работе, я рекомендую отказаться от их использования и зарисовывать образы, включая в работу своё образное мышление.

Итак, уважаемые коллеги! Сегодня мы попробуем с вами составить интеллект – карту, которая будет носить название «Современный педагог».

Желаю вам, уважаемые коллеги, результативности в вашей профессиональной деятельности. Спасибо за внимание.

Карточка

с правилами построения интеллект-карт.

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты.
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 92,0 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 1,7 МБ
Опубликовано: 01.04.2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти отца для малыша
  • Как найти свой промокод в яндекс про
  • Как найти клеща на коте
  • Имя файла или его расширение имеет слишком большую длину как исправить виндовс 7
  • Как найти сальдо конечное по кредиту