Как составить интеллект карту на уроке

Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.

Как использовать прием интеллект-карт на уроках?

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Примеры использования приема mind maps на уроках и дома

При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.

Интеллект-карты на уроке географии

Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).

Интеллект-карты на уроке литературы

При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.

Интеллект-карты на уроке истории

При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.

Планирование проекта

Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.

Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


#База знаний

  • 16 сен 2021

  • 0

Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении

Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».


Фото: Skillbox Media

Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.

Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.

Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.

Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.

Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.

Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.

С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.

Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.

Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).

Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:

  • MindMeister,
  • Miro,
  • XMind,
  • MindMup,
  • Mind42 и другие.

Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.

Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.

В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».

Скриншот: сайт MindMeister

Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.

Скриншот: сайт MindMeister

На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.

Скриншот: сайт MindMeister

На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.

В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:

Скриншот: сайт MindMeister

Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.

  • Познакомьте студентов с интеллект-картами и посоветуйте применять их для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ). Также диаграммы связей эффективны как способ ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг.
  • Интеллект-карты помогут при составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов.
  • При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения.
  • На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
  • При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы.
  • Также диаграмма связей пригодится для совместной работы над проектом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Правда, чтобы наглядно представить сроки выполнения, придётся использовать дополнительный инструмент.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение

«Халдинская
средняя общеобразовательная школа»

Селтинского
района Удмуртской Республики

Учебно-методическое
пособие

«Использование
интеллект-карт на уроках в начальной школе»

                                                                               
Автор:  Агеева Нина Петровна,

                                                                                       
учитель начальных классов

Селты 
2019

Содержание

Пояснительная
записка………………………………………………………………3                                                                           

1. Интеллект-карта
как метод формирования учебно-познавательной компетенции    обучающихся…………………………………………………………………………4                                                                    

2. Алгоритм
создания интеллект-карт………………………………………………5

 3.
Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе
обучения………………………………………………………….………………………6

Заключение …………………………………………………………………
………..7                                                                                              

Используемые
источники……………………………………………………………8

Пояснительная
записка

Одной
из самых актуальных проблем современной школы является формирование
учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения. Ученик
должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике;
работать с различной информацией, анализировать и  обобщать её. В данном
методическом пособии представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает
решение данной проблемы.

Цель методического пособия: помочь учителю в
разработке
наиболее оптимальных методов изучения, закрепления и обобщения материала в
процессе обучения младших школьников. Пособие состоит из трех частей и приложения.  В первой части 
содержатся  краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его
достоинствах.  Во второй  части представлен алгоритм  создания интеллект-карт.
В третьей части даны методические рекомендации по их применению. В приложении
представлен практический материал: электронная презентация к методическому
пособию.

Использование
учителем метода интеллект-карт способствует: 


повышению мотивации и качества знаний обучающихся


развитию универсальных учебных действий


активизации деятельности

Составление  интеллект-карт дает 
возможность:

— научиться самостоятельной
работе с учебным и справочным материалами

— развивать личностные
качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и
способностях, познавательную активность

1.
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции
обучающихся

Интеллектуальные карты разработаны британским психологом Тони
Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно
встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты
разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «карты осознания», «ментальные
карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. 
Интеллект-карта
– это  изображение информации в графическом виде, уникальный и простой метод её
запоминания. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям
работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является
привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга,
благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация
сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. 

Технология обучения с помощью
интеллектуальных карт
помогает сделать процесс обучения младших школьников более занимательным,
т.к. составление карты — необычный вид деятельности, имеющий много общего с
игровой. В то же время это  эффективный способ работы с информацией, причем
универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и на
разных уроках.

При этом процесс изучения темы становится интересным, так как дети могут
самостоятельно экспериментировать, придумывать разные формы  карт, свои
условные обозначения, рисунки.

 Благодаря визуализации процессов
мышления метод интеллект-карт позволяет

— формировать коммуникативную
компетентность в процессе групповой деятельности;


формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом
информацией;                                                                                                                                         
— развивать память обучающихся;


ускорять процесс обучения

2. Алгоритм создания интеллект-карт

Карта
памяти  реализуется в виде древовидной схемы. От центрального образа во все
направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова
или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная
запись позволяет карте памяти постоянно дополняться.

При работе используются только цветные карандаши и фломастеры.

Лист А4 располагаем горизонтально
Главная  проблема (тема) располагается в центре листа. 
От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными.  Каждая главная
ветвь  должна иметь свой цвет. 
Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они
рисуются более тонкими. 
Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми. 

Над каждой линией — ветвью пишутся ключевые  слова  печатными
буквами.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки,
ассоциации о каждом слове. 

 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они
не смешивались с соседними ветвями. 

Рисунок 1. Схема карты
памяти

3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в
процессе обучения.

Работать с картами памяти можно на каждом этапе урока.
Главное слово  помогает прогнозировать тему и ставить задачи урока. На уроке
открытия новых знаний карта заполняется в течение всего процесса исследования.
Во время систематизации и обобщения знаний дети получают карты лишь с
несколькими
ключевыми словами, а чаще с одним главным словом, затем заполняют их. На этапе
контроля знаний работают по индивидуальным картам разного уровня. Детям,
испытывающим трудности в процессе обучения, даются карты со словами
помощниками.

Обучение
составлению интеллект-карт проводится постепенно: сначала анализируем  готовые
образцы; затем коллективно составляем общую карту; после этого проводим   
работу  в парах; затем  идёт индивидуальная работа.
При составлении карт  необходимо оказывать помощь ученикам,
консультировать их, совместно корректировать готовые схемы, учить
 выделять
основные мысли, отбирать главное и второстепенное. Н
а
каждом этапе необходимо работать над  формированием навыков поиска и
систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление
списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным
ветвям карты.
 Например, при
составлении карты по теме «Состав слова»,  сначала выявляем основные признаки
понятия «состав слова»: основа (корень, приставка, суффикс) и окончание.
Ключевые ветки с основными признаками  задают  структуру карты. Затем дети 
расшифровывают каждый из признаков с помощью специальных  заданий, добавляя на
карте соответствующие ответвления. Так постепенно выстраивается карта памяти. 

 Можно применять разнообразные
приёмы работы с использованием интеллектуальных карт: рисование карты,
дополнение недостающих сведений, анализ и исправление допущенных ошибок
(индивидуально или коллективно),   воспроизведение пройденного материала,
составление карты  по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты
памяти по тексту (окружающий мир), по индивидуальным  опорам и правилу в
учебнике (русский язык), воспроизведение ранее составленных  карт. Например, на
уроке русского языка, при изучении темы «Личные местоимения», дети дома
заучивают правило о личных местоимениях. На следующем уроке, на этапе проверки
домашнего задания, дети составляют карту памяти «Личные местоимения», затем,
изучив тему «Личные местоимения 3 лица», дополняют её.  Карты периодически
пополняются в процессе получения новых сведений.

  С помощью карт памяти дети
легче запоминают  и классифицируют  информацию. На уроках окружающего мира
систематизировать материал помогают карты по темам:  «Отрасли промышленности»,
«Круговорот веществ», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Разнообразие
животных», «Золотое кольцо России», «Органы чувств», «Наши соседи».

На
уроках русского языка в процессе изучения новых тем и с целью обобщения и
систематизации знаний составляются и используются карты памяти по темам: 
«Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные
местоимения», «Глагол», «Части слова». Все карты учеников  хранятся в файловых
папках, при необходимости используются детьми.
   

Также
существует достаточно много сервисов для создания интеллект-карт. Наиболее
удобна программа 
XMind.
Она проста, занимает немного места на диске, русифицирована и имеется в
бесплатном доступе в интернете.

 Также
создавать карты памяти можно с использованием программ
SMART Notebook,
Microsoft Power Point

Заключение

          
Работа с использованием интеллект-карт даёт п
оложительные
результаты: легче запоминается материал обучающимися (в том числе и
слабоуспевающими); быстрее и качественнее проходит подготовка к проверочным
работам;
повышается компьютерная
грамотность учеников; дети учатся работать с информацией;

неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний
учащихся, проявлению познавательной активности и интереса к изучению предметов.

Используемые источники

1.     Асмолов
А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как

проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие
для учителя /. – М.: Просвещение, 2008г.

2.     О
методе интеллект-карт. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

         
3. «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое
пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования
детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова,
методист отдела подготовки кадров, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013г.

        4.
https://ru.wikipedia.org/wiki/XMind

Использование  метода  составления  интеллект-карт  на  уроках  в  начальной  школе.

С  введением  Федерального Государственного Образовательного Стандарта  на  смену    знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

Сегодня я хочу  познакомить  вас  с  моей  педагогической  находкой, на мой взгляд, достаточно интересной  и эффективной — это технология –интеллект-карт. 

“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

  При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.

 Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

   Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

   Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

   Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

   Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

   Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении  нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.

Рисование интеллект-карт — необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.

Сейчас  на  примере  своего  урока  окружающий  мир  я  хочу  показать,  как  я  учу  детей  составлять интеллект-карты.

Давайте  представим, что мы  с  вами  дети. Закройте  глаза. Мысленно  переносимся  в  сказочный  городок, в  который  пригласила  нас  старая волшебница.

Откройте  глаза. Мы  с  вами  стоим  перед  домиком, в  котором  живёт  старая  волшебница.

Скажите, какое  время  года  сейчас  в  маленьком  сказочном  городке? (Осень) Как  вы  определили? (Пожелтевшая листва на деревьях, пожухшая  трава.) Какой  орган  помог  вам  сделать  это  заключение? (Глаза – орган  зрения).

Как  вы  думаете,  стоя  здесь  какие  звуки мы  можем  услышать? (Пение  птиц, шорох сухих  листьев, мяуканье  кошки).

Какой  орган  помог  нам  сделать  это? (Уши – орган  слуха).

Как  вы  думаете, какова  сейчас  в  этом  городке  температура  воздуха? (Прохладно.) Какой  орган  нам  поможет  определить это? (Кожа – орган  осязания).

Вот  мы  с  вами  подходим  к  домику  старой  волшебницы из-за  двери  доносятся  до  нас  вкусные  запахи – это  хозяйка  в  ожидании  нас  печёт пирог. Какой  орган  нам  помог  определить  запах  пирога? (Нос – орган  обоняния).

Мы  с  вами  вошли  в  домик,  радостная  хозяйка  встретила  нас  и  накрыла  на  стол. А  на  столе  угощения. Как  вы  думаете, какого  вкуса  эти  угощения? (Сладкие). Какой  орган  помог  вам  сделать  это  заключение? (Язык – орган  вкуса).

Итак, кто  догадался  о  чём  мы  сегодня  с  вами  будем  говорить  на  уроке? (Об  органах  чувств). Какую  цель  поставим  сегодня  на  уроке  для  себя? (Органы  чувств,  для  чего  они  нужны  человеку, т.е.  определить  значение  органов  чувств  для  человека).

Сейчас  мы  с  вами  разделимся  на  6  групп,  каждая  группа  получает  лист  бумаги,  фломастер и  карту-инструкцию.

Единственное, что  мы  сейчас  не  сможем  здесь  с  вами  провести – это  опыты.  В  классе  с  детьми  мы  по  группам  ещё  проводили  опыты. Но  интеллект-карту  составить  попробуем. Итак, работа  в  группах. 

Давайте, посмотрим, что  у  нас  с  вами  получилось. По  одному  представителю  от  каждой  группы  с  листочком, на  котором  вы  работали,  выходите  в  центр,  перед  зрителями.

Итак,  вот  такая  интеллект-карта  у  нас  с  вами  получилась.

А теперь, посмотрите, работы  детей  по  группам  и  результат  их  работы  в  группах.

Ещё  хочу  добавить, что интеллект-карты  можно  использовать  на  всех  уроках  и  на  любом  этапе  урока.

В  своей  работе  я  применяю  этот  метод  составления  интеллект-карт  и  на  других  уроках. Слайд 13, 14, 15.

У  меня  пока  второклассники  и  они  ещё  плохо  рисуют  и  небрежно  пишут, но  всё  же  вот  такие  интеллект-карты  у  них  получаются.

От  других  методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Главное достоинство метода — его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Спасибо  за  внимание!

Использование метода составления интеллект-карт

на уроках в начальной школе.

— Уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, надеюсь, что наша работа будет продуктивной и полезной .

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно научить ребенка работать с этой информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?(слайд№1) Сегодня мы хотим познакомить вас с нашей педагогической находкой, на наш взгляд, достаточно интересной и эффективной – это технология интеллект-карт.  (слайд№2) “Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps».

(слад№3) Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». (слайд№4) Цели:

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. (слайд№5)

Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным. (слайд№6)

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). (слайд №7)

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. (слайд№8)

В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается.(слайд№9)

Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.(слайд№10)

На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. (слайд№11)

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).

  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

  • Добавляются символы и иллюстрации.

  • Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. (слайд№12)

Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на всех этапах обучения; в сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.

Адаптация технологии составления интеллект-карт к обучению школьников – процесс длительный, требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Поэтому внедрение технологии в процесс обучения должно осуществляться поэтапно.

Слайд На первом этапе интеллект-карта может использоваться в готовом виде в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала.

Возможен и второй вариант, когда учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить уч-ся в процесс сотворчества, заполняя каждую ветвь-признак через систему подобранных заданий.

На уроках обобщения и систематизации материала, уроках самостоятельной, контрольной работы также приемлемы карты ума, но в них должны быть частично обозначены ключевые слова, указаны лишь некоторые смысловые связи.

Вторым этапом освоения технологии составления интеллект-карт должна стать групповая работа или работа в паре по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Тони Бьюзен. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.

Слайд Рассмотрим применение метода ИК на уроке лит чтения в 4 классе. После прочтения сказки « Спящая красавица», автором которой является Шарль Перро, ребятам было предложено составить интеллект-карты.

Дети были разделены на группы, деятельность проходила в рамках сотрудничества, отрабатывалось умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать друг друга.

Слайд ( с поднятой рукой) После того, как интеллект-карты были готовы, каждая группа должна была представить и защитить свою работу.

Слайд Рассмотрим ИК одной из групп. В центре листа дети изобразили главного героя произведения- Спящую красавицу — это центральный элемент ИК. Далее дети составляют план сказки, который представлен в виде четкой разветвленной структуры карты, построенной на ключевых словах. Дети наполнили структуру карты ключевым содержанием, используя при этом не только слова, но и рисунки ( скрипичный ключ, уста, сердце). Такой способ повествования дает возможность ребенку глубже проанализировать авторский текст, осознать смысл прочитанного. Графика дает возможность продемонстрировать важное умение — установить смысловые взаимосвязи частей текста, которые дети отобразили стрелками на карте.  Опыт работы показал, что чем больше связей найдёт и отобразит ученик в своей интеллект-карте, тем полнее, связаннее и содержательнее он прокомментирует её.

Слайд. На этапе представления результатов составления ментальной карты «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, дополняют друг друга.

С помощью ИК на уроках лит чтения обучающиеся учатся не только пересказывать, но и выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать, учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками, могут увидеть все элементы текста.

Слайд Рассмотрим пример составления интеллект-карты на уроке окр мира 4 класс — тема «Пустыня».

слайд Всю информацию о природной зоне можно сгруппировать по следующим признакам: климат, почва, растительность, животный мир, деят-ть человека.

Это и есть главные ветви, отходящие от центрального образа. Затем обучающиеся добавили к главным ветвям столько ответвлений с отобранной информацией, сколько необходимо для раскрытия смысла ключевых слов.

Выполнение такой работы требует от детей серьезных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза-это работа левого полушария мозга.

Графические образы (картинки жив-х и растений), подходящие к словам, размещенным на ветвях интеллект-карты уч-ся либо рисовали или вырезали из рабочей тетради, что способствовало к работе правого полушария мозга, отвечающее за образы.

Слайд Так связывается работа обоих полушарий от ассоциаций к логике обратно. Данная ИК представила всю информацию о природной зоне в сжатом, компактном, удобном для восприятия и передачи виде.

Слайд В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к третьему этапу – составлению индивидуальных интеллект-карт.

При этом учащиеся работают как на уроке, так и дома по индивидуальным творческим заданиям: например,

— с помощью карты ума рассказать о растительном и животном мире материков,

Слайд — структурировать знания учащихся о России

слайд — составить ИК о жизни и тв-ве А.С.Пушкина.

Мы знаем, что одной из важных задач на уроках является развитие монологической речи, а свернутая инф-я, представленная в такой графической форме — это хорошая опора для ее развития.

слайд С помощью ИК легко научить учащихся запоминать стихотворение. Для этого необходимо определить его центральный образ, отобразить ветки карты, соответствующие строчкам стих-я, записать ключевые слова, используя символы, знаки, рисунки. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку и восстановить весь текст по памяти.

Обобщая работу по использованию метода ИК на уроках можно сделать след выводы о его применении:

  • привлекает возможности решать разнообразные задачи: познавательные, информационно- коммуникационные, рефлексивные;

  • позволяет сделать обучение увлекательным и творческим;

  • дает возможность проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления);

  • эффективен для организации коллективной деят-ти, работы в группе, индивидуальной работы.

Слайд Используйте ИК на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который определил стратегию образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты».

Сейчас мы разделимся на 2 группы , каждая группа получает лист бумаги, фломастеры, картинки и карту- инструкцию. Мы попробуем с вами составить интеллект – карту. 1 группа- тема город Курск, 2 группа – ЗОЖ. Итак, работа в группах. Давайте посмотрим, что у нас получилось. По одному представителю от каждой группы с листочком, на котором вы работали, выходите в центр перед зрителями. (Защита карт)

-Вот такие интересные интеллект-карты у нас с вами получились. Главное достоинство метода – его универсальность, и то , что методика очень проста и может быть использована любым учителем.

Спасибо за плодотворную, активную работу. В заключении нашей встречи мы хотим угостить вас яблоками.

(корзины) Яблоко – это символ Курска, а также витамины и ЗОЖ. Всё то о чем мы сегодня говорили.(угостить)

— Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу:

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

— Яблоки — сегодня символизируют работу нашей мастерской.  Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои идеи, мысли, пожелания. Положите  яблоки в корзину,  можно озвучить написанное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить график охранника
  • Как найти хентай по коду
  • Как составить договор на куплю продажу квартиры без нотариуса
  • Как исправить ошибку е1 в стиральной машине хайер
  • Как называется приложение найти человека по фотографии