Как составить интеллект карту по литературе 6 класс

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться,
 а именно — создавать интеллект-карты.»

Элвин Тоффлер

В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, которые становятся  необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика.

Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Исходя  из  актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

Цель данной работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я определила следующие задачи:

  • изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
  • рассмотреть влияние интеллект-карт на формирование познавательных универсальных учебных действий;
  • описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством интеллект-карт.

Объект работы —  процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы у учащихся 5-6 классов с помощью метода интеллект-карт.

Предмет работы – метод построения  интеллект-карт.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка и литературы в школе.

Глава I. К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор),  регулятивный (умения организовывать свою деятельность,  познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

В  Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

В книге «Преобразованная сила» писатель Э.Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее универсальным, по моему мнению,  является метод интеллект-карт. (mindmapping – майндмэппинг).

Впервые об использовании интеллект-карт услышала на курсах повышения квалификации в «Иркутском институте повышения квалификации работников образования».  Лектор рекомендовал «шифровать» с помощью  такой карты конспекты уроков, календарные планы на определенный период. Меня это заинтересовало, и я  стала изучать литературу,  пытаясь понять суть и возможности для личного использования.

Глава II. Теоретическое описание метода «интеллект-карта»

Интеллект-карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps) — разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Интеллект-карта — это технология изображения информации в графическом виде;  инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского [1].

Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.

Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты — инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

— наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);

— привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);

— запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

— своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);

— творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

— возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).

Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

При создании интеллект-карт, необходимо придерживаться определенных правил разработанных Тони Бьюзеном. Можно  выделить 3 этапа творческого процесса:

1 этап:

— определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты);

— извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, связанных с объектом изучения);

2 этап. Построение  первичной интеллект-карты:

— для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. (не более 8 цветов);

— основная идея, проблема или слово располагается в центре;

— для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки;

— каждая главная ветвь имеет свой цвет;

— главные ветви соединяются с центральной идеей. От них идут ветви второго, третьего порядка (уровня);

— ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

— над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово, максимум два слова и только печатными буквами.

— везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами (рис.1).

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

— пересмотр интеллект-карты;

— проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.

Тони  Бьюзен считает, что для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти ее необходимо постоянно повторять.

Применение интеллект-карт в учебном процесе для формирования универсальных учебных действий обучающихся очень разнообразно:

— создание ясных и понятных конспектов лекций;

— максимальная отдача от прочтения книг и параграфов учебников;

— написание сочинений, рефератов, исследовательских работ;

— запоминание необходимого материала при подготовке к зачетам, экзаменам;

— показ презентации (за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают);

— мозговой штурм (генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач);

— аннотирование (индивидуальное усвоение информации при работе с различными текстовыми источниками);

— групповая работа обучающихся.

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

— вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

— развивать креативность школьников;

— формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

— формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т.д.);

— улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;

— ускорять процесс обучения;

— формировать организационно деятельностные умения;

— учить учащихся решать проблемы.

В наш компьютерный век создано несколько программ, платных и бесплатных, с помощью которых можно рисовать интеллект-карты: FreeMind, Mind Maps, SpiderScribe и т.д. Они получаются аккуратными и в них легче вносить правки. Однако не стоит забывать, что цель этой технологии — включение обоих полушарий мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.

Таким образом, интеллект-карта — удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она проста и может быть использована любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД.

Глава III. Реализация метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках русского языка и литературы. Хочу представить свой опыт работы по внедрению метода интеллек-карт в образовательный процесс.

Работа по составлению интеллект-карт с целью формирования познавательных УУД, начиная с 5 класса, шла поэтапно:

1 этап — знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом их построения.

2 этап — анализ готового образца.

Использовала свои интеллект-карты в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала (рис.2). Некоторые создала на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

Рисунок 2

3 этап — совместное составление интеллект-карты на уроке.

Привожу пример интеллект-карты по теме «Типы речи. Описание», которую мы составляли с ребятами вместе (рис. 3) .

Рисунок 3

Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия описание как ключевые ветки будущей интеллект-карты: цель, вопросы, ведущая часть речи, композиция, виды описания.  Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ментальная карта. Такая работа способствовала формированию логических учебных действий: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

4 этап —  работа в паре, группе.

На этом этапе работы ставила задачу выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное). А для того чтобы появились навыки, необходимо было работать над учебным материалом на основе метода интеллект-карт, подробно изучать необходимые материалы, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки. А ошибки были следующие: неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу); отсутствие связей между темами и подтемами.

В-пятых, индивидуальная работа в классе и дома.

Учащиеся самостоятельно создавали карты ума в ходе изучения теоретического материала (самостоятельно прочитывает информацию, выделяет центральное понятие,  устанавливает связь между центральным понятием и его ветвями, отсекает излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвует в  публичной защите (обсуждении) своей карты, вносит коррективы и составляет окончательный вариант карты).

Когда ученик составляет такую интеллект-карту, она дает наглядность при изучении грамматических явлений. Например,  изучая тему «Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую», не забываем внести информацию  по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи». Таким образом, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи (рис. 4).

Рисунок 4

Интеллект-карты помогают  собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дают возможность сфокусироваться на деталях (рис. 5)

Рисунок 5

Первые интеллект-карты по литературе были по биографиям поэтов и писателей, которые включали в себя  биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.

Например, интеллект-карты, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина (6 класс) (рис.6) и А.П.Чехова (5 класс) (рис. 7). Учащиеся прочитали статью в учебнике о поэте, писателе затем приступили к составлению интеллект — карты. На уроке была намечена только структура будущей интеллект —  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.

Рисунок 6

Рисунок 7

Ментальные  карты на уроках литературы использовались и при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов.

Также предлагалось учащимся задание по составлению интеллект-карты по прочитанному произведению. При этом было интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Например, образ Левши, по сказу Н.С.Лескова, учащиеся представили с помощью ментальной карты следующим  образом (рис.8).

Рисунок 8

Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информация,
как её структурировал и связал её элементы между собой.
Посредством  интеллект-карты  легко научить учащихся запоминать стихотворение.

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения.

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.

5. Прочитать строчку стихотворения и найти «веточку», на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.

6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

Обобщая первые шаги  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы,  могу отметить следующие наиболее положительные результаты:

— легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);

— быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;

— отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.

Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.

Из всего выше сказанного можно смело сделать вывод, что интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективны для  организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен опыт использования метода интеллект-карт.

Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:

— поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование знаний;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

—  представление  информации в виде графических схем, таблиц.

А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты».

Список библиографических ссылок.

  1. http://bershadskiy.ru/
  2. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
  3. http://standart.edu.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%
    D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9
  5. http://www.mind-map.ru/

ГУ
« Станционная средняя школа

отдела
образования акимата Карабалыкского         района»

 Метод
интеллект-карт

на
уроках русского языка

 и
литературы

с.
Станционное

Содержание

Пояснительная
записка………………………………………………………………3                                                                           

Глава
1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции
обучающихся…………………………………………………………5

1.1.Открытие
метода интеллект-карт.…………………………………………… ..6

1.2.
Достоинства интеллект-карт………………………………………………….. 6                                                                           

Глава
2. Методика создания интеллект-карт………………………………………7

Глава
3.
Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки
обучающихся к итоговой аттестации  по русскому языку…………..7

3.1.
Групповая работа обучающихся……………………………………………….8

3.2.Аннотирование…………………………………………………………………..9

3.3.Конспектирование………………………………………………………………11

Заключение
…………………………………………………………………
………12                                                                                               

Источники
материала………………………………………………………………13                                                                                                                   

      Приложение

1.
Как составить интеллект-карту?

2. Законы построения
интеллект-карт

3.
12 советов по рисованию карт
4. Критерии оценки интеллект-карты

5. Образцы
интеллект-карт по русскому языку

6. Образцы
интеллект-карт по литературе

Пояснительная записка

Одной из самых
актуальных проблем современной школы является формирование
учебно-познавательных компетенций обучающихся .  В данном методическом пособии
представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы
путем использования информационных ресурсов
и компьютерных программ.

Цель методического
пособия:
помочь учителю в формировании лингвистической,
языковой и коммуникативной компетенций обучающихся  на уроках русского языка и
литературы в условиях обновленной программы обучения.

Задачи:

  • вооружить
    учителей и обучающихся
    новым методом
    : научить создавать интеллект-карты и применять их в
    процессе обучения.
  • представить
    различные варианты интеллект-карт по русскому языку и литературе  как
    образец для  самостоятельного создания.

Пособие состоит из трех частей и приложения.  В первой
части  содержатся  краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его
достоинствах.  Во второй  части представлена методика  создания интеллект-карт.
В третьей части даны методические рекомендации по их применению в образовании.
В приложении представлен практический материал: комплект интеллект-карт, 
составленных   по разделам школьного курса русского языка .Пособие адресовано
в  первую очередь учителям русского языка и литературы и обучающимся 5-11
классов, но может быть использовано и другими учителями-предметниками. Новизна
методического пособия заключается в том, что  форма подачи теоретического
материала в виде интеллект-карт:

·       
отвечает
реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития

·       
приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно
дольше, а доля усвоенного материала значительно выше

·       
поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся
возможность создавать свой инновационный  продукт
– интеллект-карты

·       
оптимальное соотношение теоретического
и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и 
репетитора

·       
 теоретический материал предлагается использовать в качестве
рекомендаций по созданию интеллект-карт

·       
практический материал можно использовать как образец для создания
собственных интеллект-карт и  как справочный, демонстрационный или раздаточный
материал при обобщающем повторении,  при написании сочинений, докладов,
рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов 
учебной литературы, создании презентации,

Использование
учителем метода интеллект-карт способствует:

·       
повышению
мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в
образовательном процессе

·       
развитию
их предметной компетенции

·       
активизации
деятельности

Составление
собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:

·       
адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку

·       
выявлять слабые места в знании
учебного предмета

·       
научиться самостоятельной работе с учебным и справочным
материалами

·       
развивать личностные качества, интеллект, пространственное
мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность

Глава1. 
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции
обучающихся

1.1.
Понятие об интеллект-картах

В книге
«Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий
стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем
будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не
знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим  возникает необходимость интенсификации
учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Наиболее
значимым является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования
и разработки а
нглийского психолога и консультанта по вопросам
интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования 
данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за
обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её
обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое
полушарие

отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое
полушарие
–  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление
образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая
информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические)
способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную
картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты
инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для
формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный
инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко
овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной
ситуации»
.                                                       

Интеллект-карты
– это метод графического выражения процессов восприятия, обработки
и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и
мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо
следовать трём принципам:

«Принимай»
– сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт,
правила и инструкции по их созданию.

«Применяй»
– начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. 

«Приспосабливай»

пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

1.2.
Достоинства метода интеллект-карт

Метод интеллект-карт даёт обучающимся
огромные возможности в процессе подготовки к итоговой аттестации:

·       
формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием,
переработкой и обменом информацией:

§ 
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы

§  конспектирование
или составление аннотаций письменных текстов

§  создание
ясных и понятных конспектов лекций, докладов, выступлений

§  участие в
дискуссиях

§  написание
докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка
проектов, презентаций

·       
формировать
умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной
деятельности

·       
улучшать
все виды памяти

·       
 развивать
личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих
силах и способностях, познавательную
активность

·       
мыслить
по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба
полушария головного мозга

·       
повышать
результативность

Данный
метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в
процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ:

§  повышение
мотивации и качества знаний, конкурентоспособности в образовательном процессе

§  развитие
креативности обучающихся, их предметной и коммуникативной
компетенций в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт

§  активизация
деятельности учащихся

Интеллект-карты
имеют отличительные свойства:

§ 
Наглядность

§ 
Привлекательность

§ 
Запоминаемость

§ 
Своевременность

§ 
Творчество

§ 
Возможность
пересмотра

Глава
2. Методика создания интеллект-карт

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать
компьютерные программы: FreeMind,
Mind Maps,
Power Point.

Можно 
выделить 3 этапа творческого процесса:

1 этап ( 20
минут):

·       
Определение
объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)

·       
Извержение
ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при
взгляде на центральный объект карты)

2 этап. Построение 
первичной интеллект-карты :

·       
В
центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий
основную идею

·       
Основные
темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в
виде ветвей первого и второго уровней

·       
На
каждой линии записывается одно ключевое слово

·       
Везде,
где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с
ключевыми словами

·       
Наносятся 
стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках

·       
Для
большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы

·       
По
возможности используется максимальное количество цветов

3 этап
«Реконструкция и ревизия»:

·       
Повторное
извержение свободных ассоциаций

·       
Пересмотр
интеллект-карты

·       
Проверка
способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте

Глава
3.  Методические рекомендации
по применению метода

интеллект-карт в процессе подготовки
обучающихся к итоговой аттестации

Применение
метода интеллект-карт в образовании как
средства
формирования  
информационной и учебно – познавательной компетенции обучающихся
очень
разнообразно, особенно  в процессе
подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку:

·       
Мозговой штурм

·       
Аннотирование

·       
Конспектирование

·       
Написание сочинения, доклада, реферата

·       
Презентация

·       
Групповая работа обучающихся

3.1.
Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)

1 этап:

·       
Обзорное
чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и 
параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)

·       
Определение
объёма материала, оценивание уровня его сложности

·       
Свободное
извержение ассоциаций по теме занятия

·       
Построение
индивидуальных интеллект-карт

·       
Обсуждение
первичных представлений о теме

·       
Составление
предварительной интегральной интеллект-карты

2 этап:

·       
Индивидуальное
анонсное чтение элементов текста

·       
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт

·       
Обсуждение
результатов анонсного чтения

3 этап:

·       
Обстоятельное
индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста

·       
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

§  Чтение наиболее
сложных фрагментов текста

§  Завершение
индивидуальных интеллект-карт

§  Групповое
обсуждение выявившихся проблем и их разрешение

§  Завершение
коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

Групповая
работа обучающихся (обобщение темы)

1 этап:

§  Индивидуальное
свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной
проблемой

§  Построение каждым
участником собственной интеллект-карты

2 этап:

§  Обсуждение интеллект-карты
в малых группах

§  Составление
групповой интеллект-карты

§  Составление первой
редакции коллективной интеллект-карты

3 этап:

§  Повторное
извержение ассоциаций каждым участником группы

§  Коррекция
индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

§  Обмен идеями,
редактирование групповых интеллект-карт

§  Подготовка второй
редакции коллективной интеллект-карты

5 этап:

§  Сравнение карт
двух редакций

§  Построение
финальной редакции

§  Коллективный
анализ интеллект-карты

§  Принятие решения
либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении
работы с составлением её плана.

3.2.
Аннотирование

Аннотирование

это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными
текстовыми источниками.

1 этап:

§  Просмотр источника
информации (титульный лист,  аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный
материал)

§  Определение:

§  собственного
отношения к источнику информации

§  центрального
образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями
разделов или глав

§  времени на работу
с данным источником информации

§  объёма текста для
проработки

§  определение цели

2 этап:

§  Обзорное
чтение

§  Определение
объёма материала

§  Оценивание
уровня его сложности

§  Свободное
извержение ассоциаций по теме занятия

§  Построение
индивидуальных интеллект-карт

§  Обсуждение
первичных представлений о теме

§  Составление
предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого
текста

3 этап:

·       
Индивидуальное
анонсное чтение элементов текста

·       
Обсуждение
результатов анонсного чтения и обогащение коллективной интеллект-карты

·       
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

·       
Обстоятельное
индивидуальное чтение фрагментов текста, пропущенных на предыдущих этапах

·       
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт

5 этап:

·       
Чтение
наиболее сложных фрагментов текста

·       
Завершение
индивидуальных интеллект-карт

·       
Групповое
обсуждение выявившихся проблем и их разрешение

·       
Завершение
коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

Конспектирование

Конспектирование —  это
изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может
быть:

·       
Подготовка
устного выступления (доклада, реферата),  презентации

·       
Написание
эссе, сочинения, статьи

·       
Подготовка
к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену

1.
Подготовительный этап.

§  Определение
цели работы, количества затраченного времени

§  Написание
центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи,
экзаменационный вопрос )

2.
Основной этап:

·       
Кратковременное
извержение ассоциаций

·       
Определение
основных веток (идей) карты

·       
Построение
интеллект-карты

·       
Полученная
карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика  о предмете (теме)
размышления.

Интеллект-карты
можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих
компьютерных программы:
ConceptDraw MINDMAP Professional v
4.5.

Заключение

Опыт
работы показал, что использование
теоретически обоснованного инновационного
метода интеллект-карт в процессе подготовки к итоговой аттестации  по русскому
языку даёт возможность учителям обеспечивать:

§ 
развитие предметной компетенции обучающихся,
креативности мышления

§ 
повышение их 
мотивации, качества знаний и  конкурентоспособности, предметной и
коммуникативной компетенций

§ 
выявление  причины когнитивных затруднений и их коррекции,   заинтересованности
в конечном результате

Даёт возможность обучающимся:

§  формировать
общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом
информацией

§  улучшать
все виды памяти

§  развивать,
интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность

§  мыслить
по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба
полушария головного мозга

§  повышать
результативность

§  самостоятельно выявлять слабые места в
знании учебного предмета, проводить  работу над ошибками

Поставленные
задачи: вооружение учителей и обучающихся оптимальным методом закрепления и
обобщения изученного материала в процессе подготовки к ЕГЭ – методом
интеллект-карт — могут быть
решены  при условии четкого следования методическим рекомендациям, изложенным в
данном методическом пособии, и апробации метода на уроках и факультативных
занятиях. 
И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.
Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет
тот человек, который научится учиться, а именно —  создавать интеллект-карты».

Источники
материала:

§ 
http://www.mind-map.ru/

§ 
http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

§ 
http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

§ 
http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

§ 
http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap

Приложение
1

Как
составить интеллект-карту?

* Бумагу
(формат А 4) располагайте перед собой только горизонтально и старайтесь все
слова на вашей карте располагать тоже горизонтально.

* Читать интеллект-карту
надо с правого верхнего угла по часовой стрелке.

* Для
создания карт используйте только цветные карандаши, маркеры и т. д. 
* Основная идея, проблема или слово
располагается в центре. 
* Для изображения центральной идеи
можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой
цвет. 

 Главные
ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д.
соединяются с главными ветвями. Главное – помнить, что человеческий
мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей.
Это основное и главное правило при составлении грамотной
интеллект-карты.

* Ветви
должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 
* Над каждой линией — ветвью пишется
только одно ключевое слово(максимум два), не нужно писать целое предложение.
Наше мышление ассоциативно — одно ключевое слово помогает вспомнить большой
блок информации.

*
 Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать
рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 
* Разросшиеся ветви можно заключать в
контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 
* Делайте свою карту, как можно
интереснее.

* Играйте
размерами букв, толщиной линий и масштабами графики.

* Заполняйте
так, чтобы было с первого взгляда ясно, что представлено на рисунке,

чертите
стрелки, когда нужно показать связи, комбинируйте цвета.

* Будьте
аккуратны.

* Когда
вы создаёте
 интеллект-карту, вы убиваете
сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете
память, мышление (ассоциативное, творческое, логическое), при этом задействуете
весь потенциал своего мозга!

Приложение
2

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06ba/0007a7d9-c15b2ecf/img6.jpg

Приложение
3

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и
ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и
искать необычное, но эффективное решение.

2. Используйте разные цвета веток, чтобы
разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников,
помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно
быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у
красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и
зеленого.

3. Количество веток 2 и последующих уровней не
должно быть больше 5-7.

4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не
стремитесь ее стандартизировать. 

5. Утрированные примеры лучше запоминаются.
Поэтому смело рисуйте необычные картинки.

6. Рисование от руки стимулирует мышление.
Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и
фломастерами.

7. Делайте образы яркими и запоминающимися,
чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.

8. Выстраивайте структуру согласно
иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно
пронумеровать ветки при необходимости.

9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько
слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.

10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый,
глаз – контроль, лампочка – важное. 

11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы
видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв,
чтобы подчеркнуть важность ветки.

12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки,
соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.


 Приложение 4

Критерии
оценки интеллект-карты

Мы
с ребятами создали оценочный лист, в который вошли следующие критерии: 
* полнота информации; 
правильность в отборе и
распределении информации; 
* наличие образов, символов; 
* графическое выделение информационных
блоков; 
* установление взаимосвязей между
блоками. 

Очень
важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно
использоваться в работе на уроке.

Приложение
5

Образцы
интеллект-карт по русскому языку

https://www.syl.ru/misc/i/ai/380886/2471245.jpg

http://900igr.net/up/datai/65775/0022-007-.png

hello_html_525e3242.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/212812/2/img20.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img41.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/212812/2/img16.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img37.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img36.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img22.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img25.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img29.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img32.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0419/001057c8-881c78f8/img8.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img7.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img23.jpg

https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a14c37cc073e0d971f4a26a88b893f439ff51ae/stat-ia-mietod-intielliekt-kart-na-urokakh-russkog_5.png

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img26.jpg

https://fs01.infourok.ru/images/doc/13/16686/img14.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/212812/2/img18.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img11.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img42.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img12.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/212812/2/img19.jpg

                          https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a14c37cc073e0d971f4a26a88b893f439ff51ae/stat-ia-mietod-intielliekt-kart-na-urokakh-russkog_1.jpeg

http://nnovgorod.aksonia.ru/upload/medialibrary/72a/72a4fe9ddef605d600af09d047db5f80.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1138/000df3e7-2b33f690/img8.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img18.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img47.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0866/000eae65-76626a76/hello_html_165a9180.png

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img15.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img35.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/35845/pub_5d7f328c06cc4600ae57c009_5d7f39af34808200ad4762ac/scale_1200

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img30.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b38/00117057-cf9ed58e/img22.jpg

https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a14c37cc073e0d971f4a26a88b893f439ff51ae/stat-ia-mietod-intielliekt-kart-na-urokakh-russkog_6.pnghttp://pyatigorsk.aksonia.ru/upload/medialibrary/b26/b2659757fcde9bb88d2a85e742ba7158.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b9a/000059b9-0c450f1e/hello_html_m2359e93d.jpg

http://pyatigorsk.aksonia.ru/upload/medialibrary/696/696395d70401d628ae8f657038836649.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0419/001057c8-881c78f8/img9.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1145/0004a524-3d9acd97/img5.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0082/00051d19-e32baa13/img16.jpg

Приложение 6

 Образцы
интеллект-карт по литературе

https://fc.vseosvita.ua/002zkz-b583.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002zlp-dfac.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002zln-0e50.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002zly-eec4.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2194869/1222377a-ff63-41f9-a552-dbac81cc6f75/s1200

https://fc.vseosvita.ua/002zkw-460c.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002zle-f995.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002yws-a1f0.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002zm2-08fd.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002ywr-7bb0.jpg

https://naurok.com.ua/uploads/files/123812/99030/jet-app-www-naurok-com-ua-web-uploads-files-123812-99030-urok-lit-1-9-kl-hudozhestvennaya-literatura-kak-iskusstvo-slova-literatura-jpg.jpg

https://fc.vseosvita.ua/002ywn-d28e.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/058c/0007a6ab-1fabe514/hello_html_m2c15921e.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a00/0005d65f-04549b9c/img8.jpg

https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a14c37cc073e0d971f4a26a88b893f439ff51ae/stat-ia-mietod-intielliekt-kart-na-urokakh-russkog_9.jpeg

https://slovesnikuz.ucoz.net/777/185_let_romanu_a.s.pushkina-evgenij_onegin-18.jpeg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/212/241370/hello_html_729e9c03.png

  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/058c/0007a6ab-1fabe514/hello_html_4f80b516.jpg

https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a14c37cc073e0d971f4a26a88b893f439ff51ae/stat-ia-mietod-intielliekt-kart-na-urokakh-russkog_8.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12d7/000b70fe-b8568a61/hello_html_m7c31930.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f12/00039181-5dadce38/hello_html_m20e17799.gif

https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/09/gogol_karta.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2203749/abd0fa3d-36e8-43f1-bf75-6c1bbd607730/s1200?webp=false

  https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/014d/00077b5c-300147b7/2/img8.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/037f/000581be-b71c8c79/hello_html_342e6b23.jpg

http://aksonia.ru/upload/medialibrary/77d/77d2a439439a193b98d0d51699f994e8.jpg

https://pp.userapi.com/c849336/v849336533/141407/Vl1zNKea9kg.jpghttps://fhd.multiurok.ru/2/1/2/212504f64ef5756d17f5a8675355049a5c403193/primienieniie-intielliekt-kart-na-urokakh-russkogh_16.jpeg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1039/0004deb0-53e909d0/hello_html_2a0fae60.jpg

https://slovesnikuz.ucoz.net/777/skazki_pushkina_2.jpg

http://kopejsk.aksonia.ru/upload/medialibrary/ff2/ff21dc344ba4ca56855e410f18d9b175.jpg

             https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/037f/000581be-b71c8c79/hello_html_64609001.png

http://yun.moluch.ru/blmcbn/1118/1118.002.jpg

Использование метода интеллект-карт
на уроках русского языка и литературы

Слайд 1

Во все времена общепринятым было мнение о том, что система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги, В современной трактовке этот заказ выглядит так: «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Слайд 2

Требования к образованию существенно изменились.  Это принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого – легкость получения, общедоступность информации. В этих условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания – нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее.

Задача педагогов —  сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Первоосновой всего учебно-воспитательного процесса является урок. Именно на уроке и формируется человек завтрашнего дня.

Слайд 5

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

Игровые технологии не случайно являются самыми востребованными, потому что Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации успешно решается учебная задача.

 Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает четко-поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Поэтому  необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. И эта неотъемлемая задача игровой технологии.

Как говорил А.С. Макаренко, что ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.

Ведь действительно, игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Результат работы.

В результате применения интеллект карт и кластеров у учащихся повысился интерес к урокам русского языка и литературы, понизился уровень тревожности. Ребята с интересом и удовольствием работают, самостоятельно делают выводы. Сами стремятся понять и установить причинно-следственные связи. Некоторые интеллект-карты учащиеся создают совместно с родителями, которые отмечают повышение интереса детей к моим предметам. Из беседы с родителями я выяснила, что дети читают произведения с большим удовольствием, стараются увидеть взаимосвязи между событиями и героями, сами делают выводы, определяют идею произведения и, конечно же, лучше запоминают. В конечном результате повышаются знания по предмету.

Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы.

 Теоретическая часть.

      Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт.

  Внешне интеллект-карта напоминает …нейроны головного мозга во взаимосвязи. А на самом деле… — структурно это оно и есть! Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации.

    Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

          Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

— записывается много ненужной информации;

— теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

— теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

— теряется время на поиск ключевых слов.

       Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

— легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

— внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

— чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

— быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐ разноцветного и многомерного представления;

— структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

           Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

 Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности.

Метод интеллект-карт позволяет:

— формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

— формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

— улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.

      Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальной программы ConceptDraw.

          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.

Одна из первых интеллект-карт в моей практике по теме «Имя существительное».

Что мы делали на уроке?

 Основные ветки будущей ИК были выведены мною: морфологические признаки, грамматическое значение, синтаксическая роль. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем  обучающиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений.

С помощью карты определяем тему, цели урока, анализируем материал и делаем выводы.

Интеллект-карты эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме «Лексика» (5класс), прошу обучающихся объяснить понятия по вариантам: 1в.- антонимы, 2в.- синонимы, 3в.- омонимы и для всех вариантов – паронимы. Школьники быстро и правильно воспроизводят материал.

Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание приставок», «Правописание суффиксов» и др

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное — эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения  интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Использование этого метода способствует:

обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;

концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.

Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.

 С помощью интеллект-карты обучающиеся  учатся пересказывать,  выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию;

лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

    Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.

 Практическая часть

Методика построения интеллект-карт

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: Mind Maps,  Power Point,  xmind.

Построение интеллект-карты к уроку литературы по рассказу И.Тургенева «Муму» (совместно с аудиторией на бумаге)

Показываю способ построения ИК с помощью компьютерной программы xmind.

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
  2. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  3. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
  4. Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера.

Литература

1. О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. — сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.                                                                           

Слайд №6

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд №7        

Слайд №8

gallery_132

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Слайд №9

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ
  • Задействовать оба полушария головного мозга
  • Повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки:
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • формировать  орфографические и пунктуационные навыки
  • обогащать словарный запас
  • повышать результативность

Слайд №10.

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • изучать личность обучающихся, выявлять  причины их когнитивных затруднений
  •  корректировать знания

Слайд №11.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала 
  •  написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

Главное достоинство метода — его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Приём создания интеллект-карт
на уроках литературы при изучении
биографии писателя

Автор: Журавлева Наталья Сергеевна

Организация: МОУ Удельнинская гимназия

Населенный пункт: Удельная

Согласно Концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны не просто образованные люди, а имеющие способность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, а также способные к сотрудничеству и обладающие чувством ответственности за свою страну (сформированный набор УУД). Но в процессе формирования такой личности учителю важно помнить о духовном развитии подрастающего поколения. Литературе традиционно принадлежит роль «исправления сердец и очищения ума» (В. Острогорский).

Литературоведы и известные методисты всегда отмечают, что изучение биографии писателя в преподавании литературы является необходимым условием постижения его художественного мира. «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего – человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени…» (В.Г.Белинский).

Цели и задачи изучения в школе биографий писателей хорошо известны учителям литературы. Однако постоянно совершенствуются формы организации познавательной деятельности обучающихся на уроке: лекция на основе мультимедийного авторского пособия, художественный фильм, виртуальная экскурсия, урок в форме веб-квеста, создание живого журнала (ЖЖ) по биографии писателя и др.

Методический приём создания интеллект-карт по биографии писателя позволяет обучающемуся стать активным участником в образовательном процессе.

Интеллект-карта – это логическая схема, которая способствует визуализированию мышления. Она составляется с помощью условных знаков, графических символов и рисунков. К графическим символам и условным знаком можно отнести следующие: прямые, стрелки, изображения сердечек (при описании личной жизни писателя) и другие. К рисункам же, в первую очередь, необходимо отнести портреты писателей, а также рисунки самих писателей. Главной задачей интеллект-карты является систематизация и актуализация знаний по определенной теме.

В основании интеллект-карты располагается ключевое понятие или само название темы. На периферии карты находятся второстепенные понятия, то есть тезисы. Они располагаются иерархично, то есть второстепенные понятия первого порядка находятся на первой радиальной линии, а второстепенные понятия второго порядка – на второй радиальной линии. Второстепенные понятия второго порядка являются конкретизирующими, детализирующими тезисами. Так, чем обширнее понятие, тем больше радиальных линий будет на интеллект-карте. Соединяются все типы понятий разноцветными линиями. При создании интеллект-карты обучающемуся желательно использовать как можно больше цветов, возможно использование рисунков и картинок. Выделение каждого типа второстепенного понятия разными цветами сделает интеллект-карту более выразительной. Автором методики составления интеллект-карт является западный ученый в области психологии обучения Тони Бьюзен, который во время обучения в университете и изучения работы мозга человека создал первую интеллект-карту для систематизации информации.

Методика составления интеллект-карт проста и не составит труда для использования на уроках литературы. Изучение биографии писателей – один из аспектов изучения русской литературы. Восприятие биографий через монолог учителя или посредством ряда визуализированного материала (презентации) с комментированием учителя во многом уже устарело. Перед учителем всегда стоит проблема: как мотивировать обучающихся к изучению биографии писателя, как включить их в активную познавательную деятельность? В этом случае можно предложить использование методики составления интеллект-карт. Этот вид деятельность имеет много общего с игровой деятельностью и в то же время это эффективный способ работы с информацией.

Для наиболее рационального использования приёма интеллект-карт при изучении биографии писателей мы предлагаем классифицировать интеллект-карты следующим образом: линейные интеллект-карты и нелинейные интеллект-карты. Каждому типу интеллект-карт необходима разработка особой методики применения на уроках.

Линейная интеллект-карта биографии представляет собой схему, на которой изображен отрезок, началом и концом которого являются годы жизни писателя. На данном отрезке распределяются ключевые даты или периоды в жизни писателя. К этим датам обязательно должен идти комментарий, конкретизирующий события данного периода. Использование линейной интеллект-карты на уроке мы предлагаем провести следующим образом: обучающиеся получают индивидуальные раздаточные материалы, на которых содержится текст с биографией, и приступают к созданию карты в тетради или на отдельном листе А4. Задача обучающихся состоит в том, чтобы самостоятельно выбрать ключевые периоды из жизни писателя и расположить их схематично на карте.

Также возможно составление интеллект-карты по биографии писателя в качестве опережающего задания перед изучением творчества автора, при условии, что приём составления интеллект-карт уже использовался на уроке. Работа по составлению интеллект-карт может проходить не только в индивидуальном порядке, но и в командах. Однако нелинейный тип карты более удобен для работы в командах.

Нелинейная интеллект-карта биографии представляет собой схему, в центре которой обозначена тема, от которой радиально отходят тезисы. Если темой обозначить всю биографию А.С. Пушкина, тезисами будут периоды жизни А.С. Пушкина. Если же тему обозначить как определенный период в жизни А.С. Пушкина, тезисами будут ключевые события, происходящие в этот период жизни писателя.

Для наиболее эффективного использования приёма интеллект-карты предлагаем проводить урок следующим образом: разделить класс на группы, предложить каждой группе раздаточный материал, в котором будет описан определенный период жизни писателя.

Перед обучающимися поставлены следующие задачи: дать название данному периоду жизни писателя, который станет центральной темой интеллект-карты, и выбрать из текста биографии данного периода ключевые события, а затем расположить их на карте. После того, как каждая группа составила интеллект-карту по каждому периоду биографии писателя, учитель корректирует заглавия периодов жизни и располагает все выполненные интеллект-карты на доске. Так на доске появляется стержневая интеллект-карта, на которой одновременно обозначены периоды жизни писателя и представлены события в эти периоды. Стержневую интеллект-карту биографии, состоящую из интеллект-карт периодов, также можно классифицировать на линейную и нелинейную. Такой способ позволяет рассмотреть биографию писателя более эффективно, информативно, а главное – интересно.

Вот так выглядят этапы урока при составлении интеллект-карты по биографии А.С. Пушкина. Первый этап состоит из объяснения метода составления интеллект-карт. Обучающиеся знакомятся с понятием интеллект-карты и способом составления, при условии, что данный метод изучения биографии писателя вводится впервые. Если же данная методика уже использовалась, то учитель совместно с обучающимися повторяет алгоритм составления. На данном этапе, на доске, которая представляет у нас стержневую интеллект-карту, располагается тема урока «Биография А.С. Пушкина».

Второй этап состоит из деления класса на семь групп, каждой из которых будет соответственно представлен текст с периодом жизни А.С. Пушкина. Так, у нас будет семь периодов жизни и творчества А.С. Пушкина: Детство, Лицейские годы, Петербургский период, Южная ссылка, Ссылка в Михайловское, Брак с Натальей Гончаровой, Дуэль.

Во время третьего этапа каждая группа самостоятельно работает над составлением интеллект-карт периодов жизни писателя. Четвертый этап состоит из презентации информации, то есть каждая группа кратко сообщает о периоде биографии, совместно формулируется название периода.

  • прослушивания всех семи команд и обозначения семи периодов жизни и творчества писателя обучающиеся располагают радиально вокруг ключевой темы «Биография А.С. Пушкина» интеллект-карты периоды. Так на доске поэтапно формируется стержневая интеллект-карта. На заключительном этапе обучающиеся рассматривают все периоды жизни писателя как единое целое.

Так, в ходе разработки интеллект-карты следует учитывать дидактические принципы, содержание которых оптимизировано с позиции деятельностного подхода: принцип научности, принцип визуализации, принцип системности, принцип активности, принцип индивидуального подхода, принцип кооперации.

У каждого типа интеллект-карт есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим линейную интеллект-карту. К плюсам можно отнести индивидуальную работу над картой и последующее составление портфолио биографий писателей. Невозможность проверки всех интеллект-карт обучающихся непосредственно во время урока относится к минусам. При составлении нелинейных интеллект-карт по группам можно выделить плюсы: работа в команде, проверка в течение урока и составление стержневой интеллект-карты. К минусам же относится невозможность предоставления индивидуальной работы, так как из интеллект-карт, составленных по группам, нельзя сформировать портфолио биографий писателей. Однако если практиковать приём интеллект-карты в разумной пропорции с другими методическими приёмами при изучении биографического материала, то деление по группам можно сохранять в течение года, следовательно у каждой группы будет своё портфолио.

Оценивание интеллект-карт осуществляется по пятибалльной шкале. Основными критериями мы предлагаем выделить:

-умение работы с текстом;

— способность обозначать основные события в определенном периоде жизни писателя;

— способность выстроить последовательность периодов жизни писателя; умение составлять интеллект-карту, а именно последовательно визуализировать этапы жизни писателя.

Важно отметить, что мы предлагаем создавать интеллект-карты вручную без применения современных веб-сервисов.

Составление интеллект-карт – это интересный и эффективный методический приём обучения работе с большим объёмом биографической информации на уроке литературы. Совершенствование читательской компетенции относится к числу метапредметных результатов обучения. Методический прием интеллект-карты позволяет развить такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, способствует систематизации знаний обучающихся и их активизации во время урока, развитию умений исследовательской и проектной деятельности.

Литература

  1. БьюзенТ.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинска. – 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. 223 с.
  3. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. 190 с.
  4. Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности: 9 класс: Пособие для учителя / Г.С. Ковалёва, В.В. Барабанов, Н.Н. Богданова и др.: под ред. Г.С. Ковалёвой. – М.; СПб.: Просвещение, 2018. 176 с.
  5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. 56 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 26,3 КБ

Опубликовано: 17.11.2020

Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.

Как использовать прием интеллект-карт на уроках?

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Примеры использования приема mind maps на уроках и дома

При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.

Интеллект-карты на уроке географии

Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).

Интеллект-карты на уроке литературы

При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.

Интеллект-карты на уроке истории

При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.

Планирование проекта

Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.

Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти can шину в авто
  • Mount and blade как найти беглецов
  • Как составить акт проверки сохранности документов
  • Как найти минимальный путь в орграфе
  • Прожгла сетку на платье как исправить