Интеллект-карты — эффективный инструмент саморазвития — не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Сверхмышление» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.
Шаг 1. Подготовка
Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.
Сверхмышление
Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.
Шаг 2. Выберите центральный образ
После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.
Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.
Шаг 3. Определите основные идеи
Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.
Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.
— Какая информация или знания вам необходимы?
— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?
— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?
— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)
— На какие подтемы можно разделить основную тему?
Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.
Шаг 4. Добавьте ветви
Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.
Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.
Шаг 5. Выражайте идеи через образы
Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.
Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.
Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.
Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.
Шаг 6. Играйте словами
Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.
Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.
Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.
Шаг 7. Развивайте синестезию
Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.
Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.
Шаг 8. Создавайте собственные коды
Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.
Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи
Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.
Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.
Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга
Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.
При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.
По материалам книги «Сверхмышление» (раздел «Саморазвитие»)
Обложка поста — unsplash.com
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 175»
Советского района города Казани
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
НА УРОКАХ ХИМИИ
Нуриева Зульфира Зуферовна,
учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия175»
Советского района города Казани
Казань — 2021
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………..2
Пояснительная записка……………………………………………………. 3
Содержание……………………………………………………………..……4
Заключение……………………………………..……………………………11
Список литературы……………………………………………….…………12
Приложение………………………………………………………………….13
Аннотация
Формирование творческой и активной личности учащегося — главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача педагога – вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации проектно-ориентированного образования (решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных процессов на базе информационных систем) немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны —например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
В методических рекомендациях рассматриваются возможности использования педагогическими работниками в воспитательном-образовательном процессе инновационного метода обучения – составления ментальных карт, его особенности и преимущества. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах, степени визуализации представленного материала.
Материал раскрывает понятие «ментальная карта», содержит описание областей использования интеллект-карт, применения ментальных карт в образовании, основных принципов построения интеллект-карт, а также алгоритм действий при их построении.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных учреждений.
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский
Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно и самостоятельно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию, необходимы новые подходы и образовательные технологии. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, направлять, развивать их познавательную деятельность. Новые требования, предъявляемые современными стандартами общего образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. Значит, надо выяснить, каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе основной школы? Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».
Этот инструмент помогает успешному усвоению нового материала, развивает логическое мышление, творческие способности учеников. Неоценима её роль на уроках систематизации знаний, проверки изученного, открытии новых знаний. Её применение универсально. Можно составлять интеллект – карты в паре, в группе, индивидуально. Они экономят время при подготовке исследовательских работ, проектов. Дети испытывают огромную радость и восторг от результатов групповой работы, где каждый вносить свои идеи и предложения — есть шанс у каждого внести свою лепту в общий успех. Данная технология способствует как повышению качества знаний, так и развитию одаренности учащихся. Применение интеллект-карт в школе – это подготовка к успешной сдаче ОГЭ И ЕГЭ.
Интеллект-карты хорошо помогают в обучении на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего учебного занятия при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Ментальная карта выступает продуктивной альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.
Опыт работы может быть использован педагогами любого общеобразовательного учреждения. Данный опыт возможен в классах, где учитель демократичен и нацелен на конечный результат, где педагог всего себя посвящает развитию детей, формированию личности ребенка. Учителю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе. Только тогда они помогут ученикам легче учиться, а учителю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Содержание
Понятие интеллект-карты
Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который является специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
(http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 )
Основная идея метода– это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Данный метод представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления к многомерному, неограниченному, радиантному. Радиантное мышление –аналог ассоциативного мышления. Естественная структура нашего мозга и процессы, происходящие в нем, находят отражение концепции радиантного мышления. Именно это лежит в основе построения интеллект-карт. Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль— может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Этот метод способствует формированию универсальных учебных действий, повышению интеллекта, сохранению здоровья учащихся, росту мотивации, повышению качества обученности по предмету химии и эффективной подготовке к итоговой аттестации. Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% — это очень мало. Интеллект –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку.
Цели, решаемые с помощью интеллект-карт:
— развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
-формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
-получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
-умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
-умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
— развитие критического и рефлексивного мышления.
— формирование коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности;
— формирование умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
— улучшение всех видов памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
— ускорение процесса обучения.
Области использования интеллект-карт
Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:
— обучение;
— конспектирование лекций;
— конспектирование книг;
— подготовка материала по определенной теме;
— решение творческих задач;
— мозговой штурм;
— презентации;
— планирование и разработка проектов разной сложности;
-осуществления контроля и защите проектных работ учащимися.
— составление списков дел;
— общение;
— проведение тренингов;
— развитие интеллектуальных способностей.
-при проведении различных типах урока: изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация.
Эффективность данного метода заключается в следующем:
— метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития;
— позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
— приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
— поисковая система Интернет и учебная литература дают учащимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
— интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;
— кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составление собственных интеллект-карт дает учащимся возможность:
— выявлять слабые места в знании учебного предмета;
— научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
— развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Преимущества обучения с помощью ментальных карт
- Наглядность – вся идея видна с первого взгляда.
- Концентрация внимания на важных моментах.
- Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
- Запоминаемость – развитие памяти и мышления.
- Творчество – вызывает интерес учащихся.
- Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.
- Экономия времени на конспект.
Основные принципы построения интеллект-карт
Правила обусловлены теорией полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение) и призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.
1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет — это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
4. Для создания карт используются только цветные карандаши,маркеры ит. д.
5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.
6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.
9. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов
уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.
Алгоритм действий при построении интеллект-карты
1.Берём чистый лист бумаги разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д. Специалисты советует положить его горизонтально. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки — ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета — неинтересно.
2.Соберите весь материал по изучаемой теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты — пригодится всё.
3.Представьте центральный образ в виде рисунка. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте -главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. Одним рисунком можно выразить множество слов. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс. Используйте несколько цветов (не меньше трёх), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными. Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений. Происходит концентрация внимания на центральном образе.
4.Нарисуйте основные ответвления от центрального образа. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще. Ответвления должны быть изогнутыми (прямые линии утомляют мозг). Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца. Используйте разные цвета, не менее трех. Цвета активизируют мыслительный процесс. Используйте рисунки как можно чаще.
5.От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Второстепенные мысли должны расходиться во все стороны от узлов.
6. При необходимости соедините понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок.
Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!
7. Добавьте рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Экспериментируйте! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2.«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки
Виды интеллект-карт, которые могут быть использованы в процессе обучения химии:
1. «КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и запомнить любой текст, увидеть его структуру и перестроить ее, запомнить текст и воспроизвести его в нужный момент по зрительному образу. Так можно проработать материал любого параграфа учебника химии, а также любой раздаточный материал.
2. «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. Например, так можно выявить сложности, возникающие у учащихся при расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. С помощью карт данного типа проще запомнить правила электролиза, технику безопасности, действие принципа Ле -Шателье для обратимых реакций, а также рассмотреть случаи гидролиза солей.
3. «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять организацию и структуру учебника или раздела химии. Так, можно составить карту учебника 8 класса, который условно назван «Учебник общей химии», что позволяет увидеть систему иерархии и взаимосвязи ключевых понятий химии.
4. «КОНСПЕКТ-КАРТА» ускоряет процесс записи объяснений учителя, школьной лекции и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ–КАРТА» позволяет также быстро повторять материал урока. Подобный конспект реализует принцип «одна тема – один разворот», что давно признано эффективным и использовалось педагогами
5. «ВОПРОС–КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков с опорой на алгоритмы мышления, например, навык применения законов в химии и понимание сферы их действия. Примером являются карты «Периодическая система – это отражение строения атома?», «Как вырастить кристалл?», «Почему металлы ковкие?», «Почему вода –самое удивительное вещество в мире?» и др.
6. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, например, проектной. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект-карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать деятельность учащихся.
Программное обеспечение по созданию интеллект карт
Существует программное обеспечение по созданию интеллект карт.
FreeMind
Labyrinth
Mind Genius
iMindMap
http//www.sheremetev.info/articles/pograms/xmind-3-2-1-russkaya-versiya-skachat-besplatno
Заключение
Метальные карты помогают привлечь живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать ментальные карты в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.
Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т. п.).
Мы рекомендуем использовать интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова американского философа Элвин Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:
«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты».
Используемая литература и сетевые ресурсы
- Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.
- http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
- http://www.nauteh-journal.ru/index.php/—gn02-11/238-a
- http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnayapsixologiya/1513-2012-01-26-09-17-41?start=6
- http://www.mindmap.ru/
- http://school28salsk.narod.ru/rekomenduem/psiholog/uspeh.htm
- http://biofile.ru/psy/1576.html
- https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovanie-mentalnyk.html
- http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf
Приложение
Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
План ремонта квартиры в виде ментальной карты
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта
(Фото: MindMeister)
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Способы снять или уменьшить стресс
(Фото: AYOA)
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
- Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
- Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
- Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
- Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
- Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
- Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
- Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.
Семь правил интеллект-карт
- Располагайте лист горизонтально.
- Всегда начинайте с центра.
- Рисуйте ветви от центра в стороны.
- Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
- Показывайте иерархию и связь разными цветами.
- Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
- Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Интеллект-карты (от англ. mindmap) — это графическое выражение процесса радиантного мышления (ассоциативного от «центра к периферии») или способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Метод записи «интеллект-карта» был предложен британским психологом Тони Бъюзеном.
Интеллект-карты (диаграммы связей) используются:
- для создания, визуализации, структуризации и классификации идей;
- для структуризации информации и ее запоминания во всех ее деталях.
-как средство для обучения;
-как способ решения задач, принятия решений;
-при написании статей;
-как прием раскрепощения мышления;
Область применения интеллектуальных карт:
Обучение
-создание ясных и понятных конспектов лекций;
-максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
-написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
-подготовка к экзаменам;
Запоминание
-подготовка к семинарам;
-запоминание списков дел
Презентации
-вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
-проведение деловых встреч и переговоров.
Планирование
-управление временем: план надень, неделю, месяц, год.
-разработка сложных проектов: нового бизнеса,
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
— четкое видение всех «за» и «против»;
- более взвешенное и продуманное решение
Интеллект-карта строится вокруг центрального объекта, символизирующего основную идею. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций (ветвей), исходящих из общего центра или сходящихся к нему. По возможности используется максимальное количество цветов, добавляются рисунки, символы и т.п.
Алгоритм создания интеллектуальной карты
1.Берём чистый лист бумаги разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д. Специалисты советует положить его горизонтально. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки — ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета — неинтересно.
2.Соберите весь материал по изучаемой теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты — пригодится всё.
3.Представьте центральный образ в виде рисунка. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте -главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. Одним рисунком можно выразить множество слов. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс. Используйте несколько цветов (не меньше трёх), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными. Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений. Происходит концентрация внимания на центральном образе.
4.Нарисуйте основные ответвления от центрального образа. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще. Ответвления должны быть изогнутыми (прямые линии утомляют мозг). Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца. Используйте разные цвета, не менее трех. Цвета активизируют мыслительный процесс. Используйте рисунки как можно чаще.
5.От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Второстепенные мысли должны расходиться во все стороны от узлов
6. Подписывайте ответвления печатными буквами. Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой. Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей. Каждое ключевое слово должно появится на интеллект-карте только один раз.
Выделяют следующие основные преимущества интеллект-карт перед традиционным линейным конспектированием:
- Экономия времени от записывания только относящихся к делу слов: от 50 до 95 %, от чтения — более 90 %.
- Экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде интеллект-карт: более 90 %.
- Экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема прочего текста: более 90 %.
- Высокая концентрация внимания на существенных вопросах.
- Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект.
- Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью, связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.
- Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала.
- В процессе составления интеллект-карты человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления.
- Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.
- В результате постоянного использования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.
Работа с интеллект-картами предоставляет следующие виды деятельности:
преподавателя:
-выдаёт темы для создания интеллект-карт;
- помогает в выборе программного средства и интернет-сервиса для создания интеллект-карт;
-оказывает консультативную помощь студенту;
-оценивает интеллект-карту.
студента:
-собирает и изучает материал по предложенной теме или разделу дисциплины;
-выделяет основные понятия;
-составляет структуру интеллект-карты;
-оформляет интеллект-карту, используя рисунки, символы и т.д.;
-демонстрирует на занятии в установленный срок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т. п.).
Интеллект-карты хорошо помогают в обучении на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего учебного занятия при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Ментальная карта выступает продуктивной альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает студента в активного создателя собственного знания.
Преподавателю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в аудиторной и внеаудиторной работе. Только тогда они помогут студентам легче учиться, а преподавателю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Применяя данный метод для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, можно сделать следующие выводы, что интеллект-карты позволяют:
— создать у студентов мотивацию к овладению будущей профессии;
— овладеть новыми профессиональными понятиями в соответствии с темами;
— научатся выбирать и структурировать информацию, запоминать её для воспроизведения в последующем;
— совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение планировать свое речевое поведение;
— организовывать индивидуальную, групповую образовательную деятельность студентов на основе дифференцированного подхода;
— выявлять интеллектуальные способности студентов, а так же развивать их интуитивные, творческие способности, мышление, память.
#База знаний
- 16 сен 2021
-
0
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
- MindMeister,
- Miro,
- XMind,
- MindMup,
- Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
- Познакомьте студентов с интеллект-картами и посоветуйте применять их для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ). Также диаграммы связей эффективны как способ ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг.
- Интеллект-карты помогут при составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов.
- При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения.
- На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
- При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы.
- Также диаграмма связей пригодится для совместной работы над проектом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Правда, чтобы наглядно представить сроки выполнения, придётся использовать дополнительный инструмент.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее