Как составить интеллект карту по обществознанию

Теоретическая часть проектной
работы

Введение

Тема моего проекта: «Интеллект-карта как способ
систематизации материала на примере курса “Обществознание”».

В настоящее время школьное образование в России
находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии
форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный
творческий поиск.

Цель моего проекта: научиться систематизировать
учебный материал с помощью интеллект-карты.

Я поставил перед
собой следующие задачи:

1.    
выяснить, что такое
интеллект-карта;

2.    
узнать, как можно повысить уровень
мотивации учеников в изучении предмета;

3.     научиться составлять интеллект-карту.

Проектным
продуктом будут интеллект-карты по «Обществознанию».

Основная часть

Я начал свою работу с изучения, что
такое интеллект-карта. Я узнал, что интеллект-карта – это метод графического
выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих
задач, инструмент развития памяти и мышления.

Потом я приступил к поиску информации, необходимой для
раскрытия темы проекта.

Т.
Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества и
организации мышления «карты ума (памяти)», автор книги «Супермышление» пишет: «Все
дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление не организовано как текст,
линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей
голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так
далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной.
Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом
уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть
дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к
другому нейрону. Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и
мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен».

Интеллект-карты
— наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное
мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с
обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить
структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие
существуют отношения между составными частями.

Благодаря
своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный
потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы
обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как
правое, так и левое полушарие мозга.

У
интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей
расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание
интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Далее я задался
вопросом:
как можно использовать интеллект-карты?

Их
можно использовать практически везде, в разных областях жизни. К примеру, Интеллект-карты
можно применять в учебной деятельности школьника. Это:

1.    
создание плана учебного параграфа;

2.     подготовка к сдаче экзамена;

3.    
систематизация любого материала,
что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал;

4.     запоминание смысла учебного материала, интеллект-карты
запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал.

Также
интеллект-карты можно использовать для выполнения бытовых задач:

1.    
организация бытовых дел;

2.     планирование покупок и приобретений;

3.     создание семейного генеалогического древа;

4.     планирование отдыха и семейного праздника.

Как же правильно составить интеллект-карту? Чтобы
интеллект-карта была действительно эффективной, нужно соблюдать правила при её
составлении.

Основные правила составления интеллект-карт:

1.    
центральный образ — используйте радиантную структуру (от центра к
периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает
самый важный эффект интеллект карт — ассоциативность и многомерность;

2.     цвет тоже
важен для смысла — пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные
моменты. Вы можете разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие
идеи.

3.     ключевые слова
вместо фраз и предложений, так легче будет запомнить всю интеллект-карту и тем
проще будет само составление интеллект-карты;

4.     графические формы (пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки)как можно чаще
рисуйте вместо слов, всё это повышает качество восприятия и запоминания
интеллект-карты;

5.     обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном
для лучшего восприятия;

6.     творчество
вырабатывайте свой стиль оформления.

От основных
правил составления интеллект-карты я перешел к алгоритму
её написания.

1.    
Возьмите чистый лист бумаги,
расположите его горизонтально, такое расположение наиболее удобно для
изображения при составлении интеллект-карт.

2.     Возьмите несколько цветных карандашей,
фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет
разделить информацию на блоки или делить по важности. Все это облегчает
восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения
визуальной картинки и активного подключения правого полушария.

3.     Напишите крупно и объемно в самом центре основную
тему
. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично
или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают
ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной
интеллект-карты.

4.     От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви,
расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере
ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию
и взаимосвязи в интеллект-карте.

5.     Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это необходимо. Каждое понятие
имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Я думаю,
что использование метода графического выражения информации позволяет повысить
интерес и уровень мотивации учеников в изучении предмета. Для создания
интеллект-карты нужно учитывать алгоритмы её построения:

1)      центральный образ;

2)      ассоциации;

3)      группировки ассоциаций;

4)      ключевые слова;

5)      цвет,
символы.

Интеллект-карту можно составить, используя различные
приложения, но при этом следовать алгоритму её составления. Для создания
электронной интеллект-карты можно выбрать одну из программ: Canva, Photoshop
Abode, Power Point. Я попробовал составить интеллект-карту в программе Canva.

В завершении своей
работы над проектом я подготовил также интеллект-карты по темам «Политика»,
«Власть» и «Формы государства» (показать примеры!!!).

В ходе работы я
столкнулся с такими проблемами, как отбор необходимого материала для
составления интеллект-карты и выбор её структуры.  Я понял, что интеллект-карту
нужно составлять, следуя правилам и алгоритму её построения. Составлять интеллект-карты
можно как в рукописном варианте, так и с использованием подходящих электронных приложений.

Заключение

В завершении своей работы я пришел к выводу, что метод
интеллект-карт действительно удобен и эффективен при изучении и запоминании
большого количества информации. Он помогает усвоить все тонкости предмета и
подготовиться к успешной сдаче итогового экзамена. Работая над проектом, я
получил много новых знаний, узнал, что такое интеллект-карты, как с ними
работать, так же я научился работать с программами, при которых можно сделать
интеллект-карты. Я думаю, с помощью интеллект-карт можно быстрее и легче
запомнить нужную информацию.

Приложение

Основные
правила составления интеллект-карт

1.     центральный образ — используйте радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую
иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект
интеллект карт — ассоциативность и многомерность;

2.     цвет тоже важен для смысла — пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и
второстепенные моменты. Вы можете разделять цветом важное и неважное, более
крупные и мелкие идеи;

3.     ключевые слова
вместо фраз и предложений, так легче будет запомнить всю интеллект-карту и тем
проще будет само составление интеллект-карты;

4.     графические формы (пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки) — как можно чаще рисуйте
вместо слов, всё это повышает качество восприятия и запоминания
интеллект-карты;

5.     обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном
для лучшего восприятия;

6.     творчество
вырабатывайте свой стиль оформления.

Алгоритм написания интеллект-карты

1.    
Возьмите чистый лист бумаги,
расположите его горизонтально, такое расположение наиболее удобно для
изображения при составлении интеллект-карт.

2.     Возьмите несколько цветных карандашей,
фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет
разделить информацию на блоки или делить по важности. Все это облегчает
восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной
картинки и активного подключения правого полушария.

3.     Напишите крупно и объемно в самом центре основную
тему
. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично
или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают
ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной
интеллект-карты.

4.     От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви,
расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере
ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию
и взаимосвязи в интеллект-карте.

5.     Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это необходимо. Каждое понятие
имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Электронные
приложения для работы с интеллект-картами:
Canva, Photoshop Abode, Power Point.

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки РБурятия

МКУ « Комитет по образованию» АМО « Еравнинский район»

МБОУ « Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кконкурс « Мой мастер-класс».

Мастер-класс на тему:

«Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения

новых образовательных результатов обучающихся»

Аюрова Цырендыжит Базархандуевна,

учитель истории и обществознания.

Телефон: 8.983.452.6962.

Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения

новых образовательных результатов обучающихся.

Здравствуйте. Уважаемые коллеги, мы все замечаем, что современное поколение детей очень сильно отличается от предыдущего. Это отличие связано, прежде всего, с тем, что дети воспринимают по-другому материал: очень быстро и в другом объеме. Школьники не могут сосредоточиться, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. 

В чем проблема?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление

Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Очевидно, что для решения данной проблемы необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией. Это обуславливает актуальность изучения техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме – т.е. составлению ментальных карт.

Гипотеза заключается в том, что внедрение и применение ментальных карт, создаст условия, обеспечивающие становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.

В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

            Метод интеллектуальных карт в своей книге «Супермышление» популярно описал Тони Бьюзен. Изучением метода в России Бершадская Елена Александровна.

Главной целью своей деятельности в данном направлении считаю – научить учащихся технике «ментальной карты», как способу формирования новых образовательных результатов. Для достижения цели были выдвинуты соответствующие задачи: (на слайде)

Отличительная особенность этого подхода – графическая репрезентация учебной информации, хранящейся в сознании учащегося, структурированная и оформленная определённым образом. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети и так умеют строить графические структуры, используя для этого различные инструменты – от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint. Но построение интеллект-карт основано на других способах обработки информации, при которых совершаются иные мыслительные операции, используются иные возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности в контексте ФГОС, и инструмент её непрерывного мониторинга и диагностики результатов.

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:

при обобщении материала

при изучении новой темы

для систематизации и структурирования информации

для организации и проведения контроля знаний

для создания опорного алгоритма действий

Метод интеллект-карт позволяет:

формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

улучшать все виды памяти учащихся;

ускорять процесс обучения.

Достоинства интеллект-карт

Эффективность данного метода заключается в следующем:

метод отвечает реальным запросам обучающихся;

позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА;

приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал;

кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:

выявлять слабые места в знании учебного предмета;

научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.

Свойства интеллект-карт:

Наглядность.

Привлекательность.

Запоминаемость.

Своевременность.

Творчество.

Возможность пересмотра.

Перед вами формы и методы применения интеллект карт на уроках истории и обществознания, диагностический инструментарий. Об успешности применяемых технологии свидетельствуют результаты учащихся на ГИА, результативность участия в конкурсах, олимпиадах. Результаты ЕГЭ по истории моих учащихся за 2021 год ( Сультимова Даша-98 баллов, Ринчинимаева Аюна- 94 баллов; Цыденов Сандан-84 балла) -яркое подтверждение того, что использование интеллект-карт на уроках истории, во время подготовки к ЕГЭ -является одним из деятельных инструментов в методической копилке учителя.

Итак, что такое ИК или МК?

МК – это способ представления и связывания мыслей.

МК – это удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи

МК – это способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам.

МК – это способ организации мышления, имеющий много неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания

Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

Интеллект-карты — эффективный инструмент саморазвития — не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Сверхмышление» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.

Шаг 1. Подготовка

Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.


Сверхмышление

Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.

Шаг 2. Выберите центральный образ

После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.

Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.

Шаг 3. Определите основные идеи

Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.

Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.

— Какая информация или знания вам необходимы?

— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?

— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?

— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)

— На какие подтемы можно разделить основную тему?

Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.

Шаг 4. Добавьте ветви

Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.

Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.

Шаг 5. Выражайте идеи через образы

Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.

Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.

Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.

Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.

Шаг 6. Играйте словами

Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.

Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.

Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.

Шаг 7. Развивайте синестезию

Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.

Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.

Шаг 8. Создавайте собственные коды

Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.

Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи

Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.

Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.

Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга

Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.

При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.

Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.

По материалам книги «Сверхмышление» (раздел «Саморазвитие»)

Обложка поста — unsplash.com

Практика применения интеллект-карт
в курсе обществознания

Автор: Дектярева Юлия Федоровна

Организация: МОУ «СОШ №7 им. Д.П. Галкина»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Предмет обществознание отличается спецификой – большой объем теоретического материала (особенно в старшей школе), представленный зачастую в абстрактной форме. Именно поэтому методы, приемы и техники, которые использует учитель должны решать в том числе и эту проблему.

Одной из техник, позволяющей, с одной стороны, активно вовлекать учащихся в процесс изучения нового материала, а с другой – сразу записывать в долговременную память большой объем материала, является mind-map или ментальная / интеллект-карта.

Данная техника была разработана Тони Бьюзеном и представляет собой разветвленную схему, где в центре расположен либо проблемный вопрос либо ключевая мысль. От главной мысли расходятся второстепенные идеи или ответы на вопрос. Таким образом, интеллект-карта представляет собой процесс мышления человека или графическое представление большого объема материала.

Интеллект-карта имеет существенные отличительные черты:

  1. Объект внимания кристаллизован в центральном образе
  2. Основные идеи, связанные с объектом внимания расходятся от центрального образа в виде ветвей
  3. Ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка: то же справедливо и для третичных идей.
  4. Ветви формируют связанную узловую систему. (1)

Правила построения интеллект – карты согласно Т. и Б. Бьюзен

  1. Используйте эмфазу
  • Всегда используйте центральный образ
  • Как можно чаще используйте графические объекты
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте
  1. Ассоциируйте
  • Больше используйте цвета, стрелки, разнообразное кодирование информации
  1. Стремитесь к ясности и точности мысли
  2. Стремитесь к созданию собственного стиля (1)

Рисунок 1

Источник: личная разработка автора

Варианты использования интеллект – карт на уроке обществознания

Использование интеллект-карт в урочной деятельности позволяет достичь следующих целей:

  1. 1.Учащиеся научатся выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов
  2. 2.Учащиеся научатся устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
  3. 3.Учащиеся научатся выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ:
  4. 4.Учащиеся научатся создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления:
  5. 5.Учащиеся научатся выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.
  6. 6.Учащиеся научатся предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  7. 7.Учащиеся научатся использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  8. 8.Учащиеся научатся эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Данные цели полностью соответствуют метапредметным результатам Федеральной образовательной программы.

Использовать технику интеллект-карт можно на разных этапах урока:

  1. Этап актуализации знаний: учащимся можно предложить пустой шаблон интеллект-карты и набор понятий, терминов, их признаков, типов, функций с целью внести слова в нужные ячейки, объяснить свое решение, показать цветом различные отношения и связи между ними (возможно для учащихся шестых – седьмых классов). Для учащихся, ранее вообще не работавших с такой техникой, можно предложить уже заполненную интеллект-карту и задание: подобрать картинки-ассоциации к ключевым понятиям, объяснить свое решение.
  2. Этап мотивации: учащимся можно предложить интеллект-карту, заполненную только иллюстрациями, отражающими второстепенные мысли (второго уровня), с целью определения главной темы / понятия / проблемы урока. В дальнейшем изучение нового материала можно построить с опорой на данные иллюстрации. Например, довольно сложную тему «Государство» можно представить в виде интеллект-карты с опорными иллюстрациями, которые учащиеся по ходу урока дополняют теоретическими положениями.
  3. Этап усвоения новой информации: учащимся можно предложить интеллект-карту, на которой обозначен ключевой термин / вопрос / проблема и вторичные идеи / признаки / виды / функции. Данный вариант подходит для классов, только начинающих работать с интеллект – картами, в более сложном варианте можно совместно с учащимися сформулировать вторичные мысли, а дальше они могут работать самостоятельно. Например, подобный вариант рекомендуется для изучения темы: Нормы и принципы морали в 7 классе (см Рисунок 2) (ссылка на ресурс

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/7ec8502a-3ffc-46c5-b40d-fa23ba36b4b2?backUrl=%2F12%2F07)

Рисунок 2

  1. Этап закрепления: учащимся можно предложить внести дополнительные изменения в уже готовую интеллект – карту, например, показать взаимосвязи (причинно-следственные и функциональные связи) между понятиями, проиллюстрировать примерами ключевые мысли.
  2. Домашнее задание: учащимся можно предложить расширить созданную интеллект – карту интересными фактами, иллюстрациями (собственными или из интернета)

Таким образом, систематическая работа с интеллект-картами позволяет учителю сформировать у обучающихся базовые предметные, метапредметные умения — с одной стороны, а с другой стороны — успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Список литературы

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер с англ. Е.А. Самсонов; худ.обл. М.В.Драко.- 2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2003.-304с.: ил.+16 с.вкл.
  2. https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm ФОП основного общего образования
Опубликовано: 24.05.2023

Использование интеллект карт на уроках обществознания.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, является важнейшей задачей современной образовательной системы. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор), регулятивный (умения организовывать свою деятельность, познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Для формирования познавательных УУД на уроках обществознания, можно использовать метод составления ментальных карт. Именно этот инновационный метод помогает сделать учебный процесс эффективным для детей с разными интеллектуальными способностями.

Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта.

Как мы знаем, левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. Так как в процессе составления их задействованы оба полушария головного мозга. Создание интеллектуальных карт также способствует развитию потока идей и ассоциаций.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт на уроках, при выполнении домашнего задания.

Ментальная -карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

задания, создания проектов.

Какие задачи решает применение интеллектуальных карт в учебной деятельности

  • записывать учебные конспекты по книгам и на слух.

  • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов

  • сдавать экзамены

  • структурировать любой материал, что позволяет понять и запомнить сложные тексты.

  • написать ряд взаимосвязанных гипотез

Рассмотрим основной алгоритм построения ментальной карты.

1. Возьмите лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально.

2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, или ручек разных цветов, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3.
 Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Структура интеллектуальной карты (сайт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32)

Пример интеллектуальной карты на тему «Государство».

Использование интеллектуальных карт помогает:

  1. Развивать у учеников навыки ассоциативного мышления

  2. Развивать творческие креативные способности

  3. Запоминать большой объем учебного материала

  4. Разнообразить привычные методы конспектирования

  5. Структурировать знания

  6. При помощи выделения основных и второстепенных признаков, помогает анализировать явления, понятия и события

  7. Повышает интерес учащихся к учебе.

Постоянное применение метода интеллектуальных карт на уроках обществознания способствует достижению основных целей современного образования, помогает систематизации знаний учащихся.

Ссылки на интернет ресурсы:

http://bershadskiy.ru

http://ru.wikipedia.

http://www.mind-map.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расписание по подготовке к егэ как составить
  • Как найти площадь полной поверхности цилиндра формулы
  • Как найти нок чисел объяснение
  • Как найти корень в слове корабль
  • Как найти одноклассников в хмельницком