Интеллект-карты — эффективный инструмент саморазвития — не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Сверхмышление» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.
Шаг 1. Подготовка
Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.
Сверхмышление
Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.
Шаг 2. Выберите центральный образ
После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.
Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.
Шаг 3. Определите основные идеи
Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.
Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.
— Какая информация или знания вам необходимы?
— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?
— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?
— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)
— На какие подтемы можно разделить основную тему?
Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.
Шаг 4. Добавьте ветви
Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.
Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.
Шаг 5. Выражайте идеи через образы
Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.
Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.
Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.
Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.
Шаг 6. Играйте словами
Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.
Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.
Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.
Шаг 7. Развивайте синестезию
Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.
Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.
Шаг 8. Создавайте собственные коды
Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.
Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи
Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.
Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.
Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга
Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.
При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.
По материалам книги «Сверхмышление» (раздел «Саморазвитие»)
Обложка поста — unsplash.com
#База знаний
- 16 сен 2021
-
0
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
- MindMeister,
- Miro,
- XMind,
- MindMup,
- Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
- Познакомьте студентов с интеллект-картами и посоветуйте применять их для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ). Также диаграммы связей эффективны как способ ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг.
- Интеллект-карты помогут при составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов.
- При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения.
- На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
- При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы.
- Также диаграмма связей пригодится для совместной работы над проектом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Правда, чтобы наглядно представить сроки выполнения, придётся использовать дополнительный инструмент.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее
Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
План ремонта квартиры в виде ментальной карты
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта
(Фото: MindMeister)
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Способы снять или уменьшить стресс
(Фото: AYOA)
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
- Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
- Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
- Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
- Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
- Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
- Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
- Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.
Семь правил интеллект-карт
- Располагайте лист горизонтально.
- Всегда начинайте с центра.
- Рисуйте ветви от центра в стороны.
- Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
- Показывайте иерархию и связь разными цветами.
- Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
- Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
В человеческом мозге содержится больше ста тысяч нейронов и нейронных связей. Человеческий мозг — самая огромная и совершенная машина по запоминанию и структурированию информации, нужно только уметь этой машиной правильно пользоваться. Именно понимание того, насколько масштабен и функционален человеческий мозг когда-то в шестидесятых годах подтолкнуло человека по имени Тони Бьюзен (Tony Buzan) на создание интеллект-карт. И в этой статье вы узнаете, что такое вообще интеллект-карта (а еще посмотрите на примеры) и как создать интеллект-карту самостоятельно.
Содержание:
- Что такое интеллект-карта (простыми словами)
- С чего начать создавать ментальную карту
- Как создать интеллект-карту и правильно оформить — пошаговая инструкция
- Правила и рекомендации
- Онлайн-сервисы для создания mindmap
- Советы по составлению ментальной карты
- Резюме
Что такое интеллект-карта (простыми словами)
Интеллект-карта — это инструмент, технология, некоторые даже возводят ее до понятия «система», суть которого в визуальном представлении информации с использованием всех инструментов нашего мозга, направленных на запоминание и структурирование.
Еще ее называют «ментальная карта», «карта мыслей», «ассоциативная карта» или даже «диаграмма связей». Все эти названия абсолютно правильны и отражают суть этого инструмента, просто интеллект-карта — это калька с английского «mindmap».
Интеллект-карты простыми словами — это буквально карта, которая помогает отметить основные моменты и вехи какой-либо информации, которую вы хотите разложить по полочкам, будь то информация, используемая в обучении, для работы, для организации каких-либо процессов.
Метод интеллект-карт придумал Тони Бьюзен, ученый, занимающийся исследованиями работы человеческого мозга, особенно в контексте обучения.
Его основная идея была в том, чтобы перенести информацию на внешний носитель в такой структуре, которая больше всего похожа на структуру человеческого мозга, а значит, наиболее ему понятна; а также использовать все возможные инструменты для запоминания (тактильную память, визуальную память, метод ассоциаций, метод взаимосвязей), чтобы сделать этот процесс легче.
В своей книге, посвященной методу, он даже рассказывал, как помогал своим сокурсникам готовиться к экзаменам с помощью метода интеллект-карт, и как это положительно повлияло на их успеваемость. Фактически в интеллект-карту можно уложить любую информацию, которая требует структуризации.
Основные выгоды этого метода:
- он прост;
- интуитивно понятен;
- действительно помогает лучше запоминать информацию, поскольку основывается на особенностях работы нашего мозга.
- это творческий метод, а значит:
- он подходит творческим личностям с визуальным типом восприятия информации, которые больше любят записывать и рисовать руками, опираясь на образы и ассоциации;
- творчество активизирует зоны нашего мозга, которые обычно работают не столь активно, а это полезно и помогает лучше запоминать информацию.
А теперь перейдем к практике.
С чего начать создавать ментальную карту
«Интеллект-карта» — звучит внушительно. Интеллект, да еще и карта! Кажется, будто вам предстоит большая и серьезная работа. Но на самом деле, все гораздо проще, чем кажется, и работа предстоит, скорее, творческая.
Вот, что имеет смысл сделать, прежде чем приступить:
- Определиться, какую информацию вам нужно структурировать, что вы, собственно, собираетесь делать: составлять список для чтения, планировать следующую неделю, месяц или год, использовать интеллект-карту для мозгового штурма и записи идей, планировать выступление — для всего этот инструмент прекрасно подходит.
- Определиться с инструментом, где вы будете делать интеллект-карту.
Вы можете как делать интеллект-карту на компьютере (есть сервисы для создания интеллект-карты онлайн, ниже вы увидите список), так и создавать ее руками.
Создатель метода считал, что лучше всего создавать интеллект-карту руками, потому что так вы используете больше каналов восприятия, задействуете еще и тактильную память.
Но вообще — исходите из ваших потребностей: например, если вам нужно структурировать информацию, которую вы нашли в интернете, то логичнее использовать онлайн-инструмент.
А если вы любите рисовать и собираетесь создать вдохновляющий список для чтения или список целей на год — логичнее использовать бумагу и ручку.
- Подготовьте все необходимое, чтобы не пришлось прерывать процесс, чтобы что-то отыскать.
Если вы собираетесь создавать карту онлайн, то заранее соберите в одном месте необходимые ссылки и картинки, потому что если начнете их искать прямо в процессе создания, то рискуете потеряться в информации и надолго остановить процесс создания карты.
Если собираетесь рисовать самостоятельно, руками — подготовьте бумагу (желательно ватман, лист А2, А3, потому что интеллект-карта, как правило, разрастается, мозг, под воздействием всех видов памяти, подкидывает все новые и новые идеи, вспоминает новые кусочки информации) и цветные инструменты — фломастеры, карандаши, гелевые ручки.
Цветов должно быть от четырех до восьми (ниже будет объяснение, почему так).
- Если вы пробуете метод интеллект-карт впервые, то можете поискать интеллект-карты (на русском или на английском) от других пользователей этого инструмента — для вдохновения, чтобы понимать, как это вообще может выглядеть.
- Расслабьтесь, настройтесь на творчество и приступайте.
Как создать интеллект-карту и правильно оформить — пошаговая инструкция
Строго говоря, если говорить именно о пошаговой инструкции, то она самая примитивная.
Шаг первый: нарисуйте в центре вашего листа бумаги или пространства в интернете центральный образ — тему вашей карты. Например, «Книги на год»
Шаг второй: проведите три-четыре линии в разные стороны — это будут ветви первого уровня, первичные, самые главные ассоциации с вашим центральным образом.
Например, если продолжать тему с книгами — их жанры: «ужасы», «фэнтези», «нон-фикшен», «любовные романы». Это будут ветви второго уровня.
Шаг третий: создайте ветви третьего уровня. В этом и заключается структуризация информации: от большего к меньшему, от главной темы, идеи, заголовка — к мелким деталям.
Продолжая пример с книгами, ветвями третьего уровня могут быть авторы жанров, которых вы записали: Стивен Кинг, Урсула Ле Гуин, Максим Дорофеев, Филиппа Грегори. А ветвями четвертого уровня — названия книг каждого автора, если их несколько.
Шаг четвертый: продолжайте, пока не структурируете всю необходимую информацию.
Шаг пятый: при необходимости соедините ветви стрелочками, если они взаимосвязаны, и обведите каждую ветвь разноцветными ореолами, чтобы в карте было проще ориентироваться.
Да, звучит просто. В этом и заключается базовое преимущество интеллект-карт как метода: они очень просты и интуитивно понятны, любой человек может взять лист бумаги прямо сейчас и создать карту.
Однако есть ряд даже не строгих правил «как правильно оформить карту» — создание карты сугубо творческий процесс, потому что вы работаете с вашим собственным мозгом, вашими собственными ассоциациями, вашей личной информацией — а, скорее, ряд рекомендаций, применение которых поможет сделать метод интеллект-карт более продуктивным и полезным, так сказать, активировать все возможности этого инструмента.
Правила и рекомендации
Центральный образ, как правило, помещается в центр листа, чтобы оставить как можно больше рабочего пространства, но также его можно поместить в центр листа сбоку — тогда карта приобретет боковую направленность, будет стремиться влево или вправо (в зависимости от того, куда вы поместили центральный образ).
Центральный образ, заголовок ментальной карты, должен быть максимально ярким и объемным. Он должен вызывать эмоции, ассоциации, быть красивым, на него должно хотеться смотреть.
Поэтому желательно его украшать, можно вместо слова использовать рисунок (например, не написать слово «книги», а нарисовать стопку книг, не написать слово «расписание», а нарисовать календарик, и так далее). Это нужно для того, чтобы лучше запомнить, установить четкую и яркую ассоциацию в голове. Плюс нарисовать что-то дольше, чем написать, и задействует творческие ресурсы мозга, а значит, лучше запоминается. Для того, чтобы центральный образ был ярким, желательно использовать не меньше трех цветов в его рисунке.
Иерархичность структуры «от важного к менее важному» нужна для того, чтобы с картой было проще работать, проще ее «читать».
По этой же причине желательно структурировать элементы карты: например, пронумеровать ветви, чтобы потом, если вы решите перечитать карту (например, вы используете карту для генерации идей, для мозгового штурма), вам было понятно, в какой последовательности ее читать, и вы могли в ней разобраться.
Хоть процесс создания карты и творческий, используйте интеллект-карту по назначению: как карту вашего мыслительного процесса.
Она не должна превращаться в свалку. Поэтому желательно, чтобы от каждого блока отходило не более трех-четырех ответвлений — иначе легко запутаться, особенно если вы рисуете руками — линии просто перепутаются.
Активно используйте ассоциации, необязательно записывать информацию «напрямую» — можно записать что-то, что с нею ассоциируется, или нарисовать. Банально: Париж — Эйфелева башня, Лондон — Биг-бен. Но ассоциации необязательно должны быть общепринятыми: может быть, лично у вас Париж ассоциируется не с Эйфелевой башней, а с круассанами.
В карте не должно быть много слов. Когда вы пробуете структурировать информацию — возникает соблазн записать побольше. Этого делать не нужно.
В идеале на сравнительно небольшой карте должно быть не больше двадцати-тридцати слов: только самое ключевое, самое важное.
У вас может справедливо возникнуть страх, что вы забудете, что имели в виду под ключевым словом, но не волнуйтесь, этого не произойдет, доверяйте своему мозгу: ключевое слово, особенно сопряженное с методом ассоциативной памяти, послужит крючком, который потянет за собой блок информации.
Здесь такой же принцип, как с конспектами: лучше записать меньше, но самое важное, нежели каждое слово лектора.
- Слова лучше располагать в одну строчку, а не столбиком, и тем более не зигзагами. Это нужно для того, чтобы карту было легче читать и воспринимать, чтобы достаточно было бросить один взгляд на карту, чтобы вспомнить все необходимое.
- Автор концепции полагает, что на одну карту нужно не больше восьми цветов, поскольку иначе карта будет слишком пёстрой. Вопрос здесь не в эстетике, а, скорее, в читабельности: когда цветов слишком много — взгляд в них теряется.
- Также рекомендуется наделить цвета значением. Например, можно прочертить каждую ветку своим цветом — так карта будет читабельнее — или, если карта составляется разом несколькими людьми, то каждый участник процесса может использовать свой цвет.
- Еще один совет, нацеленный на читабельность: главные связи (от центрального образа к ветвям первого уровня) чертят более толстыми линиями (можно взять маркер), чем дальше от центра — тем линии тоньше.
- Используйте как можно больше картинок, изображений, рисунков. Мозг гораздо легче воспринимает визуальное изображение, нежели буквенное кодирование, легче запоминает визуальное изображение, легче строит с ним ассоциации.
Особенно хорошо, если вы сами рисуете эти изображения: за рисованием вы проводите больше времени, соответственно, лучше запоминаете, откладываете в памяти.
Если рисовать не получается — хотя бы используйте символы: галочки, звездочки, крестики, и так далее. Это тоже работает на легкость восприятия карты.
Онлайн-сервисы для создания mindmap
Бумагу и рисовальные принадлежности вы выберите сами, а здесь мы собрали для вас разнообразные бесплатные интеллект-карты (и платные тоже), сервисы, где можно их создать.
XMind.net
Лаконичный и простой сервис для тех, кто предпочитает минималистичный дизайн карт в сочетании с максимальной функциональностью.
Сильная сторона сервиса: интуитивно понятный интерфейс, интуитивно понятные итоговые карты, в которых не нужно долго разбираться. Есть возможность изменять все элементы карты (блоки, линии взаимосвязей), создавать шаблоны под конкретную задачу: список дел, SWOT-анализ, конспект. Самый популярный сервис по составлению ментальных карт.
Однако не предоставляет бесплатную версию, есть только платная (с пробным периодом).
app.diagrams.net
Этот сайт, напротив, полностью бесплатен. У него лаконичный дизайн, похожий на виртуальную версию листа в клетку. Предоставляет четырнадцать бесплатных шаблонов для карт и возможность изменять все элементы карты, включая даже цвет текста и фона.
MindMeister.com
Еще один популярный сервис. У него строгий, лаконичный дизайн, но при этом жизнерадостные, яркие цвета. Предоставляет возможность вставлять изображения, что хорошо сочетается с основными принципами интеллект-карт.
Благодаря лаконичному, но яркому дизайну хорошо подходит для маркетологов, для подготовки презентаций по работе. Однако есть существенное ограничение: на бесплатном тарифе можно создать только три карты.
SimpleMind.eu
Бесплатная версия предоставляет достаточно много возможностей для работы: нумерация (полезно для создания интеллект-карт, однако не все сервисы предоставляют такую возможность), разные формы для блоков и стрелок. Количество блоков не ограничено.
Еще одна полезная функция: перекрестные ссылки, чтобы быстро переходить от одного блока к другому при работе с большой картой. Сервисом можно полноценно пользоваться бесплатно, платная версия дает лишь интеграцию с рядом сторонних сервисов.
MindManager.com
Полезные свойства: есть возможность создавать диаграмму Гранта (диаграмма сроков реализации проекта) и интегрировать карту в Майкрософт. Бесплатного тарифа нет, но есть пробный период.
coggle.it
Сервис полностью на английском, не предоставляет возможности перейти на русский, однако это один из лучших сервисов по работе с интеллект-картами.
Много функций на бесплатном тарифе: 1600 доступных изображений для выделения смысловых блоков, можно просматривать историю изменений (удобно, если над картой работают несколько человек), позволяет рисовать подкарты внутри одной карты, использовать встраиваемые диаграммы.
Можно создать только три карты, но зато с помощью подкарт можно их расширить. Поддерживает сохранение в формате PDF.
Ayoa.com
Также известен как «IMindMap», бесплатного тарифа нет, но есть пробный период на неделю. Есть шаблоны карт (тренировка производительности, постановка целей, органайзер), автоматическая проверка правописания, командная работа с чатом, теги, устанавливать сроки выполнения задач, делать заметки к ветвям, выбирать стиль ветвей.
MindMup.com
Полезные свойства: сервис обладает интуитивно понятным интерфейсом, предоставляет возможность создавать неограниченное количество карт (ограничение только по объему хранимых в карте файлов: 100 килобайт на полгода), можно создавать карты без регистрации и сохранять на Google-Disk.
Поддерживает сохранение в формате PDF. Сервисом можно полноценно пользоваться в бесплатной версии, платная версия включает командную работу и приоритет со стороны техподдержки.
Mapul.com
Сервис подойдет для творческих людей, поскольку предоставляет возможность сделать карту яркой и красивой, с разноцветными ответвлениями и различными их украшениями.
Однако в бесплатной версии жесткие ограничения: можно создать только одну карту, загрузить одно изображение, всего десять ответвлений.
На платном тарифе снимается ограничение с количества карт, появляется возможность работать в команде и сохранять карту в различных видах файлов, включается режим презентации и рисования при помощи стилуса на планшете.
Mindomo.com
У этого сервиса достаточно старомодный дизайн, но зато функциональная бесплатная версия: много бесплатных шаблонов карт, есть возможность командной работы (что редкость для таких сервисов, чаще работать в команде можно только платно), сервис предоставляет возможность добавлять аудио и видео, изображения, гиперссылки, иконки, символы, комментарии к блокам. Ограничение стоит только на количество карт.
Mind42.com
Достаточно стандартный набор функционала: лаконичный дизайн карт, возможность экспорта в разных вариантах, можно посмотреть чужие карты, чтобы вдохновиться, предоставляет возможность командной работы над картой.
- bubbl.us — компактный сервис с необычным дизайном.
- comapping.com — маленькие возможности оформления, но хорошо подходит для совместных мозговых штурмов.
- mindgenius.com — тоже хорошо подходит для командной работы, но предоставляет больше вариаций настроек дизайна карты: можно добавить картинки, ссылки, заметки. Также располагает приложением для телефона, предоставляет разные варианты экспорта. Есть шаблоны для диаграммы Гранта и SWOT-анализа.
- conceptdraw.com
Вообще это сервис не только для интеллект-карт, а для любого рисования, связанного с созданием контента и концептов, но он предоставляет богатые возможности дизайна, отлично подходит для планшетов. Интересная возможность: можно импортировать карты из других приложений. А еще создавать презентации с вашими идеями.
- ncase.me — простенький ресурс без особых возможностей, но его интересная фишка: он позволяет создавать подвижные схемы, что удобно для того, чтобы показывать создает живые, движущиеся схемы. При этом ресурс полностью бесплатен.
- wisemapping.com — у этого сервиса открытый исходный код, поэтому интеллект-карту можно вставить себе на сайт (например, деконструируя в ней возражения потребителя, или демонстрируя плюсы вашего продукта). Также полностью бесплатен.
- canva.com — сервис для создания визуального контента, онлайн-фотошоп со множеством шаблонов на все случаи жизни, в том числе и для создания интеллект-карт.
Вы можете самостоятельно выбрать, какой сервис вам по душе, но лично от себя могу рекомендовать:
- Coggle — у него максимально интуитивно понятный дизайн, что важно, когда вы пробуете интегрироваться в новый сервис, особенно по созданию какой-то сложной структуры;
- Draw.io полностью бесплатен и предоставляет богатые возможности для настройки карты под себя.
- Также много возможностей дизайна бесплатно предоставляет iMindMap.
- Больше всего шаблонов предоставляют сервисы Draw.Io, MindJet, Xming.
Советы по составлению ментальной карты
Совет #1: Ознакомьтесь с книгами
Если вас заинтересовал концепт ментальных карт, и вам интересно, как все работает, то вот несколько книг (все их можно найти тут), где принцип работы и принципы создания описываются подробно, с опорой на научные исследования:
- «Супермышление: Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт» Тони Бьюзена (The Mind Map Book: Unlock your creativity, Boost your memory, change your life”) — первая книга об интеллект-картах от создателя этого концепта. Именно здесь раскрывается научная основа ментальных карт.
- «Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» Тони Бьюзена (The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain’s Untapped Potential”) — тот же автор, но здесь он больше ориентируется на практику.
- «Интеллект-карты для бизнеса» того же автора (английское название: “Mind maps for business: Using the ultimate thinking took to revolutionize how you work”)
- «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт» — Сергей Бехтерев раскрывает тему применения интеллект-карт в планировании.
- «Интеллект-карты от А до Я» (Рената и Сергей Кириллины) — простое и понятное руководство для применения интеллект-карт в обучении
- «Использование интеллект-карт в учебном процессе» Петр и Раиса Ивановы — интеллект-карты для студентов и преподавателей.
Совет #2: Метод конспектирования Корнелла
Суть следующая: делите лист двумя линиями, одной линией — по вертикали (так, чтобы одна часть листа была чуть уже другой, не доводя линию до конца листа), другой — по диагонали, отделяя горизонтальной линией нижнюю часть листа.
В более узкой вертикальной части вы записываете вопросы по изучаемому материалу, в более широкой — основные моменты, а внизу — краткое содержание лекции. Это тоже помогает запоминанию и структурированию информации.
Совет #3: Ментальные чертоги
Еще один метод, который хорошо сочетается с ментальными картами, и который им явно предшествовал. Это метод запоминания, следуя которому, вы должны представить хорошо знакомое вам пространство, например, вашу комнату, и мысленно расположить кусочки информации на предметах мебели.
Потом, вспоминая информацию, вы будете мысленно проходить по своей комнате, и, вспоминая ее обстановку, ассоциативным путем вспоминать информацию.
Совет #4: Не стесняйтесь
Если вы не умеете рисовать — ничего страшного. Если вы используете ментальную карту для себя (для запоминания чего-то, структуризации личной информации), то вам и не нужно красиво рисовать, достаточно, чтобы вы сами понимали, что имеете в виду. Например, я не умею рисовать и компенсирую это яркими цветами.
Совет #5: Пишите от руки
Суть ментальной карты в том, чтобы, во-первых, использовать как можно больше различных ресурсов вашего мозга: тактильную память, визуальную, слуховую, ассоциативную, подключить творчество; во-вторых, заставить вас творить, создавать карту, которая будет понятна лично вам, будет опираться лично на ваши ассоциации, это не просто метод структурирования информации.
- Как поднимать энтузиазм в Примерах — Способы и Методы, Советы психологов
- Правило 72 часа (Бодо Шефера) в бизнесе и в жизни — Примеры
- Как составить план на год — 16 Шагов и Инструкция (+ Примеры)
- Как быстро восстановить силы (и энергию) — 32 Способа и Примеры
- Эффективные методы самоорганизации (в Примерах)
Этим задачам лучше соответствует именно письмо от руки: оно подключает тактильную память, мелкую моторику (тесно связана с мозговой активностью) и снимает все творческие ограничения, которые неизбежно появляются в онлайн-ресурсах.
Впрочем, конечно, вы можете опираться на лично свои задачи. Например, если с помощью интеллект-карты вы собираетесь что-то презентовать, то, разумеется, версия от руки не подойдет.
Совет #6: Не бойтесь пробовать
Если интеллект-карты вам не по вкусу — ничего страшного, это всего лишь один из множества инструментов. Он хорош, он научно обоснован, но он не может и не должен подходить всем и каждому. Попробуйте другие методы, если не лежит душа именно к ментальным картам — что-то обязательно подойдет.
Совет #7: Будьте собой и относитесь к созданию интеллект-карты как к творчеству
В конце концов, именно творчеством такая карта и является в первую очередь, в этом ее суть. Не пытайтесь кому-то подражать, вы не обязаны делать карту стильной и красивой, не обязаны делать ее подробной, не обязаны создавать сложную, многоступенчатую структуру — вы вообще никому и ничем не обязаны.
Пусть ваша карта будет такой, как удобно именно вам. Хотите украсить ее цветами и единорогами — прекрасно, хотите сделать ее строгой и лаконичной — замечательно. Это удобный инструмент в первую очередь для вас, и ни для кого другого.
Вывод
Коротко подведем итог.
- Интеллект-карта — это инструмент для визуальной структуризации информации. Подходит для практически любой информации, которую требуется структурировать. Изначально задумывалась для применения в обучении, сейчас применяется во всех областях от презентаций до планирования.
- Внешне выглядит так: по центру расположено центральное понятие карты, от него отходят ответвления — связанные с ним понятия — и так до бесконечности, структура может быть бесконечно сложной.
- Основные принципы создания интеллект-карт — это сочетание творчества и структурности. Необходимо использовать как можно больше цветов, ассоциаций, рисовать изображения-иллюстрации, но в то же время желательно, чтобы каждый цвет что-то обозначал, а карта была читабельной, не превращалась в нагромождение блоков и стрелочек.
Загрузка…
Что такое карта мыслей и как с ней работать
Расскажем о том, как овладеть навыком майндмэппинга.
Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект‑карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу.
Оглавление
- Цели
- Инструменты
- Структура
- Процесс
Зачем нужны карты мыслей
Вы пользовались планами, списками и заметками тысячи раз, верно? И очень часто что‑то в них кажется неправильным. Стоит лишь подумать над чем‑то сложнее вбивания гвоздя в стену, как начинаются проблемы. Будто что‑то ограничивает вас, сдерживает, мешает, противоречит самому процессу мышления. Так оно и есть.
Идеи растут и развиваются нелинейно. Одна мысль порождает ряд других, более узких и относящихся к какому‑то отдельному аспекту решаемой проблемы.
Наше мышление радиантно. Мы можем развивать любую идею практически бесконечно во все стороны.
Начнём с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой‑то базовой, ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована.
Нелинейное радиантное мышление требует отказаться от списков и последовательностей. Попробуем записывать всё вокруг центрального объекта размышления.
Ключевая идея порождает несколько основных крупных, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких. Любая мелкая мысль связана с какой‑то более глобальной.
Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей. Получится та самая карта мыслей, один из вариантов которой Тони Бьюзен продвигал много лет назад. На самом деле, визуализация процесса мышления применяется людьми не одну сотню лет, а карта мыслей является лишь одним из наиболее простых и универсальных способов отображения.
Какие инструменты выбрать
Бумага
В теории для карты мыслей нужно много места. Листа А4, скорее всего, не хватит, особенно если у вас размашистый стиль изображения. Покупать А3 и носить его с собой — так себе идея, а использование только своего уютного столика для майндмэппинга не очень вписывается в реалии жизни: мысли посещают нас везде.
Кроме того, в бумажную карту мыслей сложнее вносить исправления. А вам не раз придется менять связи и уровни идей.
Веб‑сервисы и мобильные приложения
Цифровые карты мыслей более функциональны. Они компенсируют индивидуальные недостатки почерка и общей кривизны рук мыслящего. Также цифровые карты мыслей избавляют от необходимости носить с собой набор цветных ручек или карандашей и позволяют «волшебным» образом прикреплять к картам дополнительные данные.
В идеале программа должна работать на нескольких платформах, чтобы вы могли работать со своими мыслями где угодно: дома, в офисе, в метро и на даче.
Минимально достаточной будет связка из приложения для смартфона или планшета (либо нормально сделанная мобильная версия сайта), а также десктопная веб‑версия или клиент.
Мобильные приложения могут быть полезны для фиксации «самых‑самых» идей, пока они не улетучились из памяти, но говорить о комфортном полноценном майндмэппинге со смартфона или планшета пока трудно.
Вот несколько популярных приложений и сервисов для создания карт мыслей. Чаще всего такие сервисы предоставляют урезанный в возможностях или временный бесплатный тариф, после чего предлагается переход на полную платную версию.
iOS
Приложение не найдено
Android
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=net.xmind.doughnut&hl=ru&gl=ru
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=air.com.EXswap.Mindomo&hl=ru&gl=ru
Распознать «родной» сервис или приложение чрезвычайно просто: смотрите на скриншоты. Выглядят хорошо и сразу всё понятно? Вы рисовали бы так же? Отлично, вот ваш кандидат.
Из чего состоят карты мыслей
Идеи майндмэппинга отрицают какие‑либо формальности. Кто‑то рисует карты мыслей влево и вправо, кто‑то сверху вниз, кто‑то «солнышком». Ваша задача — научиться успевать в понятной для вас форме фиксировать ход мыслей. Так, как удобно вам.
Главное — запомните, из чего состоят карты мыслей. Благодаря этому вы сможете строить карты для совершенно разных целей, будь то разработка, пост для блога, книга или просто проработка проекта.
Центр карты
Любая карта начинается с основной темы, идеи, располагающейся в центре. Иногда это можно назвать сутью размышлений. К примеру, если продумывается способ достичь какой‑то жизненной цели, основная тема может называться «источники дохода» или «отказ от курения».
Радиальные карты наиболее соответствуют человеческому образу мышления. Можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Впрочем, это лишь вопрос предпочтений.
Первый уровень
Сюда попадают ключевые категории, ступени и главы, относящиеся к центральному вопросу. В процессе мозгового штурма вы сами начнёте понимать, какие из выделенных тем более важны и заслуживают попадания на первый уровень, а какие не столь значительны и могут быть отнесены к какой‑то более глобальной теме. Таким образом начнёт формироваться иерархия карты, которую можно изменять в процессе.
Темы первого уровня имеют короткие названия, ведь, по сути, это категории, которые помогают выстроить мысли.
Если категории слишком абстрактны, к ним можно прикреплять изображения. Особенно если вы строите карту в веб‑сервисе или приложении. Это создаёт ассоциации с содержанием категорий и позволяет быстро распределять идеи между ними.
Второй уровень
Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Это может быть конкретизирующее заключение, завершающее родительскую тему, либо отдельная идея, относящаяся к родительской теме.
В большинстве случаев названия тем второго уровня по‑прежнему коротки и состоят из одного‑двух слов.
Если карта довольно проста и содержит не более трёх уровней, второй уровень может быть представлен предложениями или темами с прикреплёнными к ним заметками.
Третий и последующий уровни
Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Сюда, как правило, не переходят, пока не закончен и не упорядочен второй уровень.
Но если речь идёт о теме второго уровня, у которой, скорее всего, будет мало «дочек» третьего уровня, лучше добавить их сразу. Таким образом, когда вы доберётесь до третьего уровня от прочих категорий, он будет более организованным и продуманным.
При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам.
Делать больше четырёх уровней не стоит. Иначе карту будет неудобно читать.
Если нужны детальные описания или дальнейшая конкретизация, переходите на прикрепляемые заметки.
Если карта получается слишком большой, предпочтительно делить её по «плавающим» темам либо создать новую карту, ссылка на которую есть в основной карте. Приложения наподобие MindMeister позволяют это делать.
Дополнительные средства
Для майндмэппинга более предпочтительны приложения, поддерживающие дополнительные средства: заметки, выноски и связи. Это хорошо реализовано в продвинутых приложениях, таких как iThoughtsX, XMind, ConceptDraw, iMindMap, MindMeister и MindManager. Последнее имеет сравнительно высокую стоимость, она оправдана, только если вам действительно необходимо всё то огромное количество функций, которое предлагает приложение. Для начинающих подойдёт простое Coogle или MindMup, можно также попробовать бесплатные версии программ.
Заметки
Это отличный способ напомнить самому себе о конечном результате развития идеи. Вы вполне можете создать карту мыслей, которая через неделю станет непонятной даже вам. Обычно заметки прикрепляются к темам в качестве ярлыков с всплывающим текстом. Чтобы увидеть содержимое, нужно навести указатель мыши или кликнуть по заметке.
Выноски
Это короткие заметки, которые обычно выделяются цветом, а их содержимое видно сразу. Выноски можно использовать в качестве указателей или пояснений в случаях, когда создание ещё одного уровня к теме не имеет смысла.
Связи
Это указатели между элементами карты. Они могут использоваться просто как напоминалки самому себе либо связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной в том случае, если связи между двумя или более элементами карты неочевидны или своеобразны. Кроме того, связи позволяют избежать дублирования тем.
Как строить карты мыслей
Мозговой штурм
Процесс начинается с идеи. Иногда это случайная идея. Когда вы фиксируете её, появляются новые мысли. По ходу дела у вас проскакивает идея, относящаяся к другой теме.
Всё это происходит лавинообразно, и поэтому карта мыслей так хороша. Вы не ищете правильного места для записи, а просто фиксируете идею где‑то рядом с центральной темой.
Определить место этих идей можно и позже.
Доработка
На самом деле, в процессе активного наполнения карты идеями чрезмерное внимание к правильной иерархии излишне. Перемещать темы необходимо лишь в случае, если текущая схема противоречит ходу мыслей. Цифровые карты мыслей позволяют выполнять такие манипуляции мгновенно.
Зачастую тема второго уровня не только перемещается к более подходящему для неё родителю, но и сама становится на уровень выше. Так происходит, когда вы вдруг осознаёте ценность случайной второстепенной идеи. Иногда такие перемещения имеют смысл, иногда нет.
Прелесть цифровых карт мыслей в том, что после окончания мозгового штурма у вас будет достаточно времени, чтобы всё хорошо обдумать и доработать с минимальными усилиями.
Сделайте наброски грядущих переработок карты с помощью связей, выносок и заметок. Оставьте себе дорожку из хлебных крошек, по которой вы восстановите ход мыслей.
Большинство приложений позволяют работать с так называемыми плавающими темами. Эти темы не привязаны к центральной и создают дополнительные карты в текущем проекте.
Идеальное применение для плавающей темы — это превращение её во временное хранилище, буфер, транзитную площадку для идей, которым сложно прямо сейчас найти место на карте, но которые не так значимы, чтобы стать темами первого уровня. Эти идеи либо найдут своё место на текущей карте, либо перейдут в другую, либо сами станут центральными темами.
Сортировка
Когда все мысли и идеи перенесены на карту, можно их сортировать. Делать это просто. Перемещаясь от центра к периферии, вы будете видеть нестыковки, пути улучшения, места, где темы нужно передвинуть, повысить или понизить в уровне. По факту в эти моменты вы продолжаете мозговой штурм. Вы создали концепцию и теперь естественным путём улучшаете её.
Если ваша карта включает концепции, которые в финале должны быть представлены упорядоченным списком, то сейчас самое время заняться этим. Как говорилось выше, можно начинать заполнение карты с верхнего правого угла и двигаться по часовой стрелке. Интуитивно вы захотите поместить туда первую по списку идею, и далее по нисходящей. Как видите, у вас уже есть алгоритм сортировки. Когда карта приведена в порядок и в неё внесены все пришедшие с запозданием идеи, можно приступать к осмотру карты.
Проверка
Карту мыслей очень легко проверить на наличие изъянов, но это справедливо только для её создателя, причём только в короткой перспективе. На ранней стадии карта быстро становится непонятной, а потому главная задача здесь — убедиться в отсутствии бессмыслицы для того, кто следующим увидит карту.
По мере создания карты некоторые идеи в ней теряют смысл и ценность. Проверка позволяет обнаружить и отсеять такие идеи.
Проверка происходит по тому же принципу, что и сортировка: от центра к периферии. Берём одну ветку и проходим по ней. Всё осмысленно? Замечательно. Нашли устаревшую мысль? Удалите. Мысль более уместна в другой ветке? Переместите.
Периодически вы можете сталкиваться с дубликатами идей в разных ветках. Их наличие сбивает с толку вас и сделает то же самое с теми, кто посмотрит на карту потом. Исключайте повторы, оставьте идею там, куда она более всего подходит, либо ищите другие способы избавления от репликаций.
Проверка поможет осознать, действительно ли идея стоящая. Если же вы засомневались или зашли в тупик, значит, нужно либо забыть об этой карте, либо вернуться к ней позже.
Полировка
Полировка делает карту полезной. Достигнув желаемого уровня визуализации, вы сделаете карту понятной другим. С этого момента ваша нематериальная идея готова превратиться во вполне реальный рабочий проект.
Презентация
Многие из представленных выше приложений позволяют превратить статичную карту в динамичную презентацию. MindManager и MindMeister позволяют оживить карту мыслей, причём режим показа в MindMeister дополнительно реализует эффекты зума и подсветку заданных частей карты. iThoughtsX и ConceptDraw умеют экспортировать файл карты в презентацию PowerPoint, а iMindMap к тому же — создавать 3D изображение карты. Большинство популярных сервисов позволяют делиться картами с коллегами и друзьями и задавать права на редактирование.
Современные технологии сделали майндмэппинг ещё мощнее, функциональнее и доступнее. Безальтернативная в плане эффективности извлечения и фиксации идей методика на цифровых стероидах.