Как составить интеллект карту по теме образовательные технологии



Скачать материал

«Современныеобразовательные  технологии»

 Атрошенко И. А., учи...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 267 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Современныеобразовательные  технологии»

 Атрошенко И. А., учи...

    1 слайд

    «Современные
    образовательные технологии»

    Атрошенко И. А., учитель математики,
    МОУ «Школа – гимназия №37
    2016 г.
    Интеллект – карты
    как способ формирования и развития универсальных учебных действий.

  • Интеллект-картыИнтеллект-карта – это универсальная технология, раскрывающая п...

    2 слайд

    Интеллект-карты
    Интеллект-карта – это универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга, графическое  выражение  процессов  многомерного  мышления, способ представления и связывания мыслей, инструмент  развития  памяти  и  мышления.
    Интеллект-карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими проблемы в той или иной предметной области
    Метод интеллект- карт может решить многие когнитивные затруднения учащихся, сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми.

  • История создания интеллект-картБазовые  правила  для  интеллект  -  карт  раз...

    4 слайд

    История создания интеллект-карт
    Базовые  правила  для  интеллект  —  карт  разработал  в  60-е  годы  профессор  Джозеф  Новак  из  Корнельского  университета
    Широкое использование интеллект-карт началось во второй половине XX века благодаря психологу Тони Бьюзену. Тони Бьюзен систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их построения и сделал многое для распространения и популяризации этой технологии (см. книгу «Супермышление» Тони и Барри Бьюзен).
    Авторы, использующие в своих работах эту концепцию: Т. Бьюзен, Т. Василенко, Е. Васильева, С. Голубицкий, Д. Кальченко, М. Крыжановский, К. Лапшин, А. Малыгин, С. Михайлов, Д. Муромцев, Х. Мюллер, В. Никонов, Дж. Новак, А. Прохоров, Ж. Ришар, В.Сергеев, Р. Солсо, С. Шипунов.

  • Английский  психолог Т.Бьюзен – автор новой  методики запоминания -  интелле...

    5 слайд

    Английский психолог
    Т.Бьюзен – автор новой методики запоминания — интеллект-карт

  • Применение интеллект-карт      Существуют несколько основных областей примен...

    8 слайд

    Применение интеллект-карт

    Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:
    личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт);
    семейная жизнь (анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха);
    образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);
    бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент).

  • Области применения интеллект-карт: 	                  Обучение 
создание ясны...

    9 слайд

    Области применения интеллект-карт:
    Обучение
    создание ясных и понятных конспектов лекций;
    максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
    написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

  • Запоминаниеподготовка к экзаменам; 
запоминание списков: что сделать/кому поз...

    10 слайд

    Запоминание
    подготовка к экзаменам;
    запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
    Презентации
    вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
    проведение деловых встреч и переговоров.

  • Планирование управление временем: план на день, неделю, месяц, год… 

разрабо...

    11 слайд

    Планирование
    управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

    разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

  • Мозговой штурм генерация новых идей, творчество; 
коллективное решение сложны...

    12 слайд

    Мозговой штурм
    генерация новых идей, творчество;
    коллективное решение сложных задач.
    Принятие решений
    четкое видение всех «за» и «против»;
    более взвешенное и продуманное решение.

  • Пример: тема «Внутреннее строение Земли»

    13 слайд

    Пример: тема «Внутреннее строение Земли»

  • Классический конспект+
сформировать знания и навыки в исторической, логическо...

    14 слайд

    Классический конспект
    +
    сформировать знания и навыки в исторической, логической последовательности;
    передать информацию «от простого к сложному»,
    «от общего к частному» и наоборот.
    последовательная, хронометражная запись слов учителя при объяснении темы


    проблема отражения многообразия взаимозависимостей между частями изучаемого.
    сложность формирования ассоциативных связей

  • Конспект или схема?1. При линейном построении текста сложно определить структ...

    15 слайд

    Конспект или схема?
    1. При линейном построении текста сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами.

    Это затруднение преодолевается заменой словесного описания таблицами, а лучше — схемами.

    2.Преобразование учебного текста в другую форму — эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.

    3. Составление схем — основа более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

  • Конспект или схема?4. Структурирование и схематизация - важнейшая основа проц...

    16 слайд

    Конспект или схема?
    4. Структурирование и схематизация — важнейшая основа процесса усвоения информации.

    5. Наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему запоминанию.

    6. Представление учебной информации в схеме — эффективное средство организации самостоятельной работы обучающихся.

    7. Схема — форма структурирования материала для быстрого формирования у учащегося целостной картины изучаемого содержания.

  • Интеллект-картаВыделение структурных блоков содержания темы
Блоки включают оп...

    17 слайд

    Интеллект-карта
    Выделение структурных блоков содержания темы
    Блоки включают опорные, ключевые единицы содержания

    Цель: построение структуры изучаемой темы на нескольких уровнях.

  • Пример: тема «Зарубежная Европа»по учебнику А.П. Кузнецова «География. 10 кл...

    18 слайд

    Пример: тема «Зарубежная Европа»
    по учебнику А.П. Кузнецова «География. 10 класс»

  • Построение ассоциаций с помощью интеллект-карты

    19 слайд

    Построение ассоциаций с помощью интеллект-карты

  • Выводы по теме «Зарубежная Европа»

    20 слайд

    Выводы по теме «Зарубежная Европа»

  • Приемы использования интеллект-картИспользование карты как индивидуального оп...

    21 слайд

    Приемы использования интеллект-карт
    Использование карты как индивидуального опорного конспекта (включая раздаточный материал);
    Выявление взаимосвязей между частями изучаемого;
    Составление карты с помощью текста учебника, атласа;
    Оптимизация усвоения структурированной информации,
    Оптимизация работы с интерактивной доской на уроке.

  • Пример применения интеллект-карты на уроке математикиИнтеллект-карта «Алгорит...

    23 слайд

    Пример применения интеллект-карты на уроке математики
    Интеллект-карта «Алгоритм решения сложного уравнения»

    Уравнение
    сложное
    простое
    Решаем простое уравнение
    Упрощаем
    Как находим
    это неизвестное
    Узнаем что неизвестно
    в последнем действии
    Находим последнее
    действие
    Выполняем проверку

  • Интеллект-карты являются мощным средством изучения особенностей личностного р...

    24 слайд

    Интеллект-карты являются мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления школьников. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям. В качестве образца приведём примеры интеллект-карт, на которых учащиеся изображали ассоциативную сеть, связанную с понятием «стол»

  •                 Спасибо                       за                 внимание!

Краткое описание документа:

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Области применения:

создание ясных и понятных конспектов, лекций;

максимальная отдача от прочтения книг, учебников;

написание рефератов, курсовых, проектов, дипломов;

подготовка к экзаменам;

запоминание списков: что сделать, кому позвонить …

управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

разработка сложных проектов; нового бизнеса….

четкое видение всех «за» и «против»;

более взвешенное и продуманное решение.

Правила построения:

Центральный образ — центр листа. От центрального образа отходят ветви первого уровня, то есть ассоциации с ним. Далее ветви второго уровня, раскрывающие идеи. Необходимо использовать максимальное количество цветов. Добавляем рисунки, символы и другую графику. При необходимости рисуем стрелки, соединяем разные ветви. Добавляем ореолы, нумеруем ветви.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 927 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.02.2018
  • 564
  • 9
  • 09.02.2018
  • 1009
  • 11
  • 09.02.2018
  • 802
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 09.02.2018
  • 2703
  • 89
  • 09.02.2018
  • 577
  • 1
  • 09.02.2018
  • 783
  • 0
  • 09.02.2018
  • 313
  • 0
  • 09.02.2018
  • 424
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»



В обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 3-го поколения ставится вопрос о своевременном включении педагогических технологий, объединении локальных знаний по каждому предмету в широкую и целостную картину мира.

Стратегия модернизации образования в России выдвигает новые требования, определяющие одну из основных задач профессионального училища — формирование творческой и активной личности выпускника, способного самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения различных задач, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, критически мыслить, самостоятельно искать рациональные пути решения проблем. Это требует новых и современных педагогических технологий. Одним из них является технология Mind Mapping.

Общеизвестно, что с запрокинутой головой двигаться вперед невозможно, поэтому недопустимо в школе 21 века использование неэффективных, устаревших технологий обучения, изматывающих как ученика, так и учителя и требующих больших усилий. времени и не гарантируют качество образования.

Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету являются большой объем устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашнего задания, плохая память, неумение выделять главное и обобщать, неуспеваемость и, как следствие, снижение учебной мотивации.

В современном мире с большим потоком информации использование ментальных карт в обучении учащихся может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся отбирать, структурировать и запоминать важную информацию, а затем воспроизводить ее. Интеллект-карты помогают развивать у школьников творческое и критическое мышление, память и внимание, делая учебу и занятия более интересными, веселыми и плодотворными. Создание интеллект-карт — эффективный и интересный метод обучения для любого класса.

Интеллект-карты — это альтернативный способ записи текста, списков и диаграмм (например, деревьев или ментальных карт). Основное различие между интеллект-картами и другими методами визуализации заключается главным образом в том, что интеллект-карты активируют память. Списки, полный текст, деревья и диаграммы остаются прежними. Интеллект-карты, с другой стороны, используют все возможные средства для активизации восприятия через разнообразие: различную толщину линий, разные цвета ветвей, осмысленные и тщательно подобранные ключевые слова, использование изображений и символов (Рис.1).

Рис. 1

Вы экономите время при подготовке научных работ и проектов. Дети испытывают большую радость от результатов групповой работы, в которой каждый вносит свои идеи и предложения. Эта технология повышает качество знаний, а также развитие талантов учащихся. Использование ментальных карт в начальной школе служит для подготовки к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Сегодня наши обучающиеся имеют дело с огромным потоком информации. Но немногие из них до конца его помнят, вряд ли кто-то способен переработать его за короткое время. Информация из различных источников, таких как телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, Интернет, настолько опутывает мозг ребенка, что он не в состоянии с ней справиться. Мало кто может им управлять и выбирать из этого потока самое нужное.

Технологии с использованием mind-map в процессе обучения могут использовать как преподаватели, так и студенты. Таким образом, разработка ментальной карты вводного занятия (вводного занятия) облегчает задачу преподавателя по изложению сущности и содержания изучаемого предмета. Многочисленные литературные источники говорят, что самой важной из всех лекций является первая лекция, вводящая в круг предметных понятий. Требует от лектора максимально полной подготовки и четкой логики изложения материала.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, чтобы ничего не забыть, чтобы не упустить ничего существенного? Все дети разные. Кому-то достаточно один раз увидеть, кому-то можно один раз услышать, а кого-то обязательно нужно потрогать. Кто-то все держит в памяти, кто-то в блокноте, кто-то в компьютере. Кто-то много раз повторяет, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привела меня к поиску методов, которые помогли бы моим учащимся научиться обрабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в виде удобно для запоминания.

Работая учителем английского языка уже третий год, я всегда старалась использовать такие методы и приемы обучения, которые помогали бы детям эффективно осваивать предметы разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией является построение ментальных карт или карт памяти (mindmapping — отображение ума). Составление интеллект-карты — очень эффективный способ систематизировать и обрабатывать информацию.

Выявленные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или предмета, мысли или идеи в сложной, систематизированной наглядной (графической) форме — например, карта разума (Mind-map).

Первым теорию интеллект-карт или mind map придумал Тони Бьюзен — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Автор и соавтор более 100 книг.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления через ментальные карты и строением человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как ментальная миникарта, а во-вторых, мысли на физическом уровне представлены в виде «биохимических» импульсных деревьев.

Интеллект-карты «представляют собой внешнюю» фотографию «сложных взаимоотношений наших мыслей в определенный момент времени». Он отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими рассматриваемую проблему или предметную область.

С помощью своих знаний о памяти Тони Бьюзену удалось установить рекорд по запоминанию больших объемов информации. Большую часть своего времени он посвящает людям с ограниченными возможностями обучения. Он также имеет самый высокий «коэффициент творческого мышления» в мире.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном:

1) Проблема, тема или слово располагается в центре.

2) Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, геометрические фигуры.

3) Каждая главная ветвь может иметь свой цвет или единый.

4) Для создания карт обязательно используются цветные карандаши, маркеры и т. д.

5) Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и последующего порядка соединяются с главными ветвями.

6) Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7) Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.

8) Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове [8; 87].

Применение mind-map на уроках английского языка позволяет:

  1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  3. Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  5. Организовывать проектную деятельность учащихся.
  6. Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  7. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности [9; 15].

Мыслительные карты используются для:

1) Работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики, контроль лексики.

2) Работа с грамматическим материалом. Вы можете создавать ментальные карты по изученному грамматическому материалу, чтобы выучить и запомнить его.

3) Работа с текстовым материалом (составление планов повторения текстов в виде mind-map и т. п.).

4) Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор [15; 69]. Интеллект-карта действует как вербальная поддержка высказывания. Карточки эффективно использовать при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации уходит меньше времени, а ее воспроизведение становится более осмысленным.

5) Презентация результатов проектной деятельности. В виде мыслительной карты можно описать весь процесс создания проекта или только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем, во время презентации проекта, объясняется все, что изображено на карте.

6) Проведения «мозгового штурма». С помощью карт можно создать более сотен идей, которые быстро генерируются, становятся более оригинальными, эффективными и творческими.

7) Проведение дискуссий и дебатов. Ментальная карта создается для каждой стороны спора. Они помогают объективно и эффективно расследовать споры. В результате создается третья ментальная карта, на которой будут фиксироваться совместные выводы, решения, результаты работы и сделанные по делу уступки.

8) Одним из главных положительных моментов ментальных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста [16; 37].

Оценка mind-map производится с учетом соблюдения правил разработки данных карт, предложенных Тони Бьюзеном; правильное написание английских слов и выражений; соответствие используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме; наличие оригинальных идей, дизайнерских решений; проявления творческой активности учащихся, их индивидуальности [15; 70]. Использование данной методики на уроках английского языка дает стабильно положительные результаты во всех направлениях воспитательной работы. Использование на уроках такого метода обучения английского языка способствует:

– активировать познавательную деятельность, повысить качество успеваемости школьников;

– развить навыки самообразования и самоконтроля у обучающихся; повысить уровень комфортного обучения;

– повысить активность и инициативность школьников на уроке иностранного языка;

– развить информационное мышление учащихся, сформировать информационно — коммуникационную компетентность;

– становлению новых отношений между учителем и учениками [9; 154]. Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

1) Создание мотивации к овладению иностранным языком как средством общения.

2) Организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

3) Оформить учебный контент в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

4) Реализовать дифференцированный подход к учащимся.

5) Организовать самостоятельную работу учащихся.

6) Организация студенческой проектной деятельности.

7) Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими письменными и устными источниками информации для нахождения необходимых значений, расшифровки словарных терминов.

8) Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление и память, а также проявлять интуитивные способности [5; 21].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития среднего и высшего образования в России использование ментальных карт в обучении может дать огромные положительные результаты, так как студенты учатся отбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также как воспроизвести его позже.

Интеллект-карты помогают развивать у учащихся творческое и критическое мышление, память и внимание, а также делают обучение более интересным, увлекательным и плодотворным.

Интеллект-карты или карты разума, карты памяти, ментальные карты, карты ассоциаций, карты разума — это графическое представление не только системы мышления человека, но и информации, поступающей к нам извне. Они упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию потока, который он получает. Они учат располагать информацию в порядке важности, отделяя главное от второстепенного.

Знания, которые заполняют интеллект-карту, имеют смысл, у них есть форма, четкая структура, они воспринимаются не как мертвая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. Вы можете возвращаться к ментальной карте несколько раз, чтобы завершить ее или просмотреть материал.

На этапе классификационных ассоциаций создаются условия для обработки таких когнитивных УУД, как выделение главного, классификация, систематизация и обобщение. На заключительном этапе установления связей между ветвями прорабатывается формирование причинно-следственных связей, которые можно проследить и на ветвях.

Использование метода майндмэппинга в образовании как средства формирования учебно-познавательной компетенции учащихся весьма разнообразно: конспектирование, аннотация, презентация, написание реферата, доклада, сочинения, групповая деятельность. Наилучшие условия для формирования коммуникативного УУД создаются при групповой работе над данной картой. Принятие коллективных решений и их реализация возможны благодаря обмену идеями, свободному выражению образовавшихся ассоциаций и дискуссиям в малых группах. Групповую работу можно использовать как при изучении нового материала, так и при обобщении темы. Регуляторные действия, такие как контроль и коррекция, отрабатываются по мере того, как учащиеся анализируют готовую ментальную карту. Данная форма работы связана с достижением максимально качественного результата, ведь принимаются все предложения, каждый учащийся становится активным участником обсуждения.

Становится очевидным, что у технологии майндмэппинга много преимуществ: простота восприятия и хранения объемной информации; поддерживать постоянное активное творческое состояние у школьников, что мотивирует их к труду; возможность получения полной картины, что является естественным стремлением мозга.

Преимущества:

Интеллект-карта предлагает новые идеи — просто нарисуйте пустую ветку от объекта на интеллект-карте и подумайте, что это может означать?

Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.

Просмотр ментальных карт через некоторое время (день, неделя, месяц) помогает усвоить картинку в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Типичные ошибки: многословие, отсутствие структуры, мало картинок, отсутствие ссылок, отсутствие нумерации идей.

Mind-map — это инструмент, позволяющий учащимся:

– эффективно обрабатывать и структурировать информацию;

– мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Области применения:

– обучение (создание четких и понятных конспектов, максимальное использование чтения книг/учебников);

– запоминание (подготовка к экзаменам, запоминание лексического и грамматического материала);

– презентации (больше информации за меньшее время, лучшее понимание и запоминание материала);

– планирование (тайм-менеджмент, разработка проектов);

– мозговой штурм (генерация новых идей, творчество, анализ, коллективное решение сложных задач, написание рефератов, написание отчетов);

– процесс принятия решения (четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и обдуманное решение).

Для создания mind-map понадобятся:

– чистый лист бумаги А4,

– цветные ручки, фломастеры или карандаши.

Классические интеллект-карты создаются таким образом:

  1. Чистый лист бумаги (желательно формата А4) кладем горизонтально. Используем разноцветные фломастеры, цветные ручки, карандаши. Не рекомендуется использовать ластик. Особое внимание следует уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует, как минимум три.
  2. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать предмет, с которого начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное, проявить фантазию. Тщательно прорисуйте основные детали. Воображение поможет создать дизайн, и мы знаем, что тысячи слов могут быть выражены в дизайне, экономя время и усилия, которые потребуются для написания этих слов. Кроме того, изображения запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть цветными или схематичными, цветными или черно-белыми. Все зависит от создателя mind-map.
  3. Убираем от центрального изображения ветки, на которых пишем ключевые слова и самые важные мысли, связанные с данной темой. Каждая ветвь должна содержать слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих веток (ведь я непосредственно соприкасаюсь с этой темой!), увеличим их. Пишем большими и печатными буквами.
  4. Из толстых веток аналогичным образом нарисуйте тонкие ветки, что прояснит основные идеи. Организуйте ассоциации для ключевых слов. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей. Чем больше ответвлений, тем меньше надпись! Вот и получается «осьминог» или «дерево» (Рис.2).

Рис. 2

Рекомендации по оформлению интеллект-карт:

– для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ассоциативные рисунки, картинки,

– разросшиеся ветки можно обвести контурами, чтобы они не смешивались с соседними ветками,

– пишите разборчиво и большими буквами,

– используйте стрелки, чтобы показать взаимосвязь между различными элементами,

– желательно, чтобы учащийся нашел свой стиль в рисовании данных карт,

– размещайте идеи сразу, как только они появляются

– если у вас закончилось свободное место, вам не придется начинать все сначала на новом листе, просто приклейте дополнительный лист к краю (Рис. 3).

Чем проще и веселее ребята создают карточки, тем быстрее им приходят в голову новые мысли и тем легче проходит процесс запоминания (Рис.4). В наше время преподавание иностранных языков получает новые ориентиры. Коммуникативная деятельность, умение общаться, выступает как новый ведущий вид деятельности школьников. На современном этапе обучения формирование лексических навыков является важной учебной задачей, так как словарный запас является важнейшим строительным материалом языка. Вопрос об эффективности формирования лексических навыков особенно актуален на сегодняшний день.

Существует много способов работы, но наиболее эффективным является построение интеллект-карт [9; 173]. Мы выяснили, что лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору адекватной плану лексической единицы в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциация со значением в рецептивной речи [1; 231]. Данный процесс формирования лексического навыка включает следующие этапы [4; 49]:

Рис. 3

Рис. 4


ВИД ЭТАПА


ОПИСАНИЕ

ориентировочно-подготовительный этап

ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками

ситуативный этап

тренировка и усвоение слов

вариативно-ситуативный этап

использование новых лексических единиц

Постепенное внедрение данной методики поможет развивать разнообразие занятий с учетом категории обучаемых, их умений и желаний, так как каждый новый инструмент, если его просто показать, в большинстве своем вызовет отторжение, так как мы берем забота о том, чтобы привыкнуть к работе с любым инструментом и выйти на новый уровень, изначально связана с напряжением внутренних сил, с затратой времени. Майндмэппинг — мощная технология, многократно повышающая эффективность работы на уроке.

Литература:

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2019. — 448 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004623366 (дата обращения 06.09.2022).
  2. Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2016. — № 7. — С. 34–37.
  3. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Английский, немецкий, французский [Текст]: учебное пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. — Минск: «Тетра Системс», 2005. — 288 с..
  4. Башкирцева, Е. Н. Некоторые практические вопросы работы над лексикой на средней ступени обучения: (на материале французского языка) [текст] / Е. Н. Башкирцева // Иностранные языки в школе: журн. — 2017. — № 4 — С. 47–55.
  5. Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. –2015. — № 3. — С. 17–21.
  6. Бим, И. Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 6. — C. 9–18.
  7. Бухбиндер, В. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / В. А. Бухбиндер, С. В. Калинина, и др. — М.: «Высшая школа», 2018. — 373 с.
  8. Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2017. — 326 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003179923 (дата обращения 17.09.2022).
  9. Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М: «Росмэн», 2017. — 192 с.
  10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения ИЯ [Текст] / Н. Д. Гальскова — М: «Аркти-Гласа», 2010. — 328 с.
  11. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез — М.: «Академия», 2014. — 336 с.
  12. Гез, Н.И Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, и др. — М.: «Высшая школа», 2012. — 373 с.
  13. Елисеева, В. В. Лексикология английского языка [Текст]: учеб. пособие для студентов фил. факультета / В. В. Елисеева. — СПб.: СПбГУ, 2015 г. — 80 с.
  14. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться [Текст] / Н. В. Елухина // ИЯШ — 2016. — № 4. С. 15–18.
  15. Иванов, П. П. Использование интеллект-карт в учебном процессе [Текст] / П. П. Иванов // Информатика и образование. — 2012 г. — № 2. — С. 68–71.
  16. Пучкова, А. И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников [Текст] / А. И. Пучкова // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 2. — С. 38–44.
  17. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 2011. — 287 с.
  18. Соловова, Е. Н. Методика обучения ИЯ [Текст]: Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2012. — 239 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://obuchalka.org/2015090486400/metodika-obucheniya-inostrannim-yazikam-bazovii-kurs-lekcii-solovova-e-n-2002.html (дата обращения 01.10.2022).
  19. Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / В. М. Филатова. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. — 416 с.
  20. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка [Текст]: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. — М.: Высшее образование, 2018. — 158 с.
  21. Шамов, А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения — основа семантической компетенции обучаемых / А. Н. Шамов, // Иностр. яз. в шк. — 2017. — № 4. — С.19–25.
  22. Шамов, А. Н. Познавательная деятельность школьников и формирование лексических навыков разных видов речевой деятельности [Текст] / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 9. — С. 10–17
  23. Шареев, И. Г. Интеллект-карты [Текст] / И. Г. Шареев // Физика: метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. — 2017. — № 16. — С. 12–13. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004557122 (дата обращения 03.10.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, информация, ментальная карта, слово, групповая работа, идея, иностранный язык, карт разума, мысль, учащийся.

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Интеллект-карты как способ активизации  интеллектуальной активности посредством визуализации информации © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Интеллект-карты как способ активизации

интеллектуальной активности посредством визуализации

информации

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Школьное обучение требует от детей хранения в памяти огромного объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта .

Школьное обучение требует от детей хранения в памяти огромного объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта .

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (МЕНТАЛЬНАЯ) КАРТА – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью  схем . © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (МЕНТАЛЬНАЯ) КАРТА

способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем .

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности; позволяют упорядочить материал; позволяют сконцентрировать внимание на нужной информации.

  • один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности;
  • позволяют упорядочить материал;
  • позволяют сконцентрировать внимание на нужной информации.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Будучи студентом, Тони Бьюзен обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации . Тони Бьюзен автор методики © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Будучи студентом, Тони Бьюзен обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов.

Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации .

Тони Бьюзен

автор методики

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Эффективное и  плодотворное мышление имеет нелинейный характер; начинается с возникновения центрального образа, идеи; распространяется в разные стороны за счет активизации нейронов головного мозга.  радиантное мышление  Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти.         © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Эффективное и плодотворное мышление

  • имеет нелинейный характер;
  • начинается с возникновения центрального образа, идеи;
  • распространяется в разные стороны за счет активизации нейронов головного мозга.

радиантное мышление

Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

«Радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока. В основе радиантного мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга). РАДИАНТА © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

«Радианта» — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока.

В основе радиантного мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга).

РАДИАНТА

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей; избежать явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому; увидеть нестандартное решение. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 6

Радиантное мышление

  • позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей;
  • избежать явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому;
  • увидеть нестандартное решение.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

6

Т. Бьюзен разработал способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт . © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 6

Т. Бьюзен разработал способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт .

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

6

Интеллект-карта строится вокруг центрального объекта ; каждое слово и графическое изображение становятся центром очередной ассоциации; весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Представляет собой трехмерную реальность: в пространстве; во времени; в цвете. Ассоциация 1 Ассоциация 2 центральный объект © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 10

Интеллект-карта

  • строится вокруг центрального объекта ;
  • каждое слово и графическое изображение становятся центром очередной ассоциации;
  • весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему.

Представляет собой трехмерную реальность:

  • в пространстве;
  • во времени;
  • в цвете.

Ассоциация 1

Ассоциация 2

центральный

объект

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

10

ИНТЕЛЛЕК- КАРТА – графическое выражение процесса радиантного мышления, является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

ИНТЕЛЛЕК- КАРТА

графическое выражение процесса радиантного мышления, является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни , где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни , где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

ЭСТЕТИКА Тони Бьюзен подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в работу правое полушарие мозга , отвечающее за эстетику и целостный подход. Интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления .  ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

ЭСТЕТИКА

Тони Бьюзен подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в работу

правое полушарие мозга , отвечающее за эстетику и целостный подход.

Интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о

методе «целостного» мышления .

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ опирались на фантазию и ассоциации; использовали рисунки, коды и соединительные линии. АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  • опирались на фантазию и ассоциации;
  • использовали рисунки, коды и соединительные линии.

АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Центральная идея Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть. Тони Бьюзен автор методики © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 10

Центральная идея

Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом.

В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть.

Тони Бьюзен

автор методики

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

10

Отличительные черты интеллект-карты: объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе; основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей; © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Отличительные черты интеллект-карты:

объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Отличительные черты интеллект-карты: ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами; вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.; ветви формируют связанную узловую систему. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Отличительные черты интеллект-карты:

ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами; вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;

ветви формируют связанную узловую систему.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

СОБАКА Ассоциации , которые способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. То есть, рисуя интеллект-карту по какой-то проблеме, мы обдумываем ее другой частью мозга. Всегда полезно рассмотреть проблему с разных сторон. Это сильная графическая техника , которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала мозга.

СОБАКА

Ассоциации , которые способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. То есть, рисуя интеллект-карту по какой-то проблеме, мы обдумываем ее другой частью мозга.

Всегда полезно рассмотреть проблему с разных сторон.

Это сильная графическая техника , которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала мозга.

Техника составления ментальных карт Записывать не все подряд, а только ключевые слова: в качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы: связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Вместо линейной записи использовать радиальную: главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Техника составления ментальных карт

Записывать не все подряд, а только ключевые слова:

в качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы:

связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Вместо линейной записи использовать радиальную:

главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Техника составления ментальных карт Представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм» . Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект. Записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя. ПЕРВЫЙ ЭТАП © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 18

Техника составления ментальных карт

  • Представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм» .
  • Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект.
  • Записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

18

Техника составления ментальных карт ВТОРОЙ ЭТАП  Непосредственно составление карты: 1.  На листе бумаги нарисовать в центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой темы. 2. От главной темы провести несколько ветвей. На каждой из них написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма. 3. К основным идеям также подвести несколько ветвей, который связаны с ними. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 18

Техника составления ментальных карт

ВТОРОЙ ЭТАП

Непосредственно составление карты:

1.  На листе бумаги нарисовать в центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой темы.

2. От главной темы провести несколько ветвей. На каждой из них написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подвести несколько ветвей, который связаны с ними.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

18

Техника составления ментальных карт Отложить карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в сознании. ТРЕТИЙ ЭТАП © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 18

Техника составления ментальных карт

Отложить карту на период

от 2 часов до двух дней.

Таким образом карта «устоится» в сознании.

ТРЕТИЙ ЭТАП

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

18

ВЕСНА Техника составления ментальных карт ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП  «Оживление» карты Задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов. Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 23

ВЕСНА

Техника составления ментальных карт

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

«Оживление» карты

Задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов.

Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

23

Техника составления ментальных карт   Отложить карту на период от двух часов до двух дней.  Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. ПЯТЫЙ ЭТАП © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 23

Техника составления ментальных карт

  Отложить карту на период

от двух часов до двух дней.

Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте.

После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять

каким-либо новыми идеями.

ПЯТЫЙ ЭТАП

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

23

Рекомендации Тони Бьюзена  по составлению интеллект-карт Важно помещать слова на ветках. Писать на каждой линии только одно ключевое слово. Длина линии должна быть равна длине слова. Писать печатными буквами как можно яснее и четче. Варьировать размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Рекомендации Тони Бьюзена по составлению интеллект-карт

Важно помещать слова на ветках.

Писать на каждой линии только одно

ключевое слово.

Длина линии должна быть равна длине слова.

Писать печатными буквами как можно яснее и четче.

Варьировать размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Рекомендации Тони Бьюзена  по составлению интеллект-карт Обязательно использовать рисунки и символы. Организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты использовать лист А4, для большой темы ― А3. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Располагать лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Рекомендации Тони Бьюзена по составлению интеллект-карт

Обязательно использовать рисунки и символы.

Организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

Для небольшой карты использовать лист А4, для большой темы ― А3.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Располагать лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»).

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Виды интеллект-карт стандартные карты скоростные карты   отражает: что я знаю по этой теме; что я скажу; краткий одноцветный конспект, сделанный перед или ответом   множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности мегакарты мастер-карты   связанные друг с другом карты, где центральная карта с малым количеством уровней связана с последующими картами    объемные карты к целой области знаний, например; составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Виды интеллект-карт

стандартные карты

скоростные карты

  отражает: что я знаю по этой теме; что я скажу; краткий одноцветный конспект, сделанный перед или ответом

  множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности

мегакарты

мастер-карты

  связанные друг с другом карты, где центральная карта с малым количеством уровней связана с последующими картами

  объемные карты к целой области знаний, например; составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Рекомендации по составлению  ментальных карт Уделять внимание: переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви; анализу результатов от разбивки сложных слов; контролю за повторениями; периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета; использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию; высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления; предупреждению загруженности слишком сложными темами; получению удовольствия от составления карт. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Рекомендации по составлению ментальных карт

Уделять внимание:

  • переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви;
  • анализу результатов от разбивки сложных слов;
  • контролю за повторениями;
  • периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета;
  • использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию;
  • высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;
  • предупреждению загруженности слишком сложными темами;

получению удовольствия от составления карт.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Область применения интеллект-карт запоминание материала, систематизация информации; планирование деятельности, подготовка к выступлениям; решение творческих задач; мозговой штурм; презентации; планирование и разработка проектов разной сложности; составление списков дел; общение; проведение тренингов; развитие интеллектуальных способностей; поиск решений в сложной ситуации; рассмотрение различных вариантов решения задач; решение личных проблем. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Область применения интеллект-карт

  • запоминание материала, систематизация информации;
  • планирование деятельности, подготовка к выступлениям;
  • решение творческих задач;
  • мозговой штурм;
  • презентации;
  • планирование и разработка проектов разной сложности;
  • составление списков дел;
  • общение;
  • проведение тренингов;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • поиск решений в сложной ситуации;
  • рассмотрение различных вариантов решения задач;
  • решение личных проблем.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Интеллект-карты на уроках  ИСТОРИЯ  ЛИТЕРАТУРА  БИОЛОГИЯ Можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Можно составлять в ходе изучения биографии и творчества писателя, карты могут включать в себя основные этапы жизни и творчества, названия основных произведений, ассоциации к ним, строки из стихотворений По теме «Великая Отечественная война» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные операции и сражения Можно составлять карты по темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Интеллект-карты на уроках

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Можно запомнить и классифицировать большое количество информации.

Можно составлять в ходе изучения биографии и творчества писателя, карты могут включать в себя основные этапы жизни и творчества, названия основных произведений, ассоциации к ним, строки из стихотворений

По теме «Великая Отечественная война» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные операции и сражения

Можно составлять карты по темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Интеллект-карты позволяют: быстро и эффективно работать с любым объемом информации развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции принимать решения, планировать разрабатывать проекты © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Интеллект-карты позволяют:

быстро и эффективно работать с любым объемом информации

развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию

использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции

принимать решения, планировать

разрабатывать проекты

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Программные средства майндмэппинга © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Программные средства майндмэппинга

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Майндмэппинг –способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом.

Майндмэппинг –способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом.

Существует специальное программное обеспечение для помощи людям, которые испытывают трудности в создании ментальных карт, например, программы «XMind», «FreeMind», «MindMapping» .  Можно воспользоваться помощью online-сервисов, таких как SpiderScribe.net.

Существует специальное программное обеспечение для помощи людям, которые испытывают трудности в создании ментальных карт, например, программы «XMind», «FreeMind», «MindMapping» .

Можно воспользоваться помощью online-сервисов, таких как SpiderScribe.net.

Интернет-сервисы – можно составить бесплатно 3 карты;   – англоязычный интерфейс;  – сохранение карты как изображения;   – можно поделиться картой, отправить  по почте;  – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Интернет-сервисы

– можно составить бесплатно 3 карты;  – англоязычный интерфейс; – сохранение карты как изображения;  – можно поделиться картой, отправить по почте; – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Интернет-сервисы – бесплатный сервис;  – русскоязычный интерфейс реализован частично;  – сохранение карты как изображения;   – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;  – возможна совместная работа с картой нескольких человек. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Интернет-сервисы

– бесплатный сервис; – русскоязычный интерфейс реализован частично; – сохранение карты как изображения;  – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс; – возможна совместная работа с картой нескольких человек.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Интернет-сервисы – можно составить бесплатно 3 карты;   – русскоязычный интерфейс;  – расширенные возможности редактирования;  – сохранение карты как изображения;   – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;  – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Интернет-сервисы

– можно составить бесплатно 3 карты;  – русскоязычный интерфейс; – расширенные возможности редактирования; – сохранение карты как изображения;  – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс; – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Программы для установки  на персональном компьютере – интуитивно понятное управление; – наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps; – возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);  – необходимо перед инсталляцией программы установить Java;  – можно прикреплять собственные графические элементы. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Программы для установки на персональном компьютере

– интуитивно понятное управление;

– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;

– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.); – необходимо перед инсталляцией программы установить Java; – можно прикреплять собственные графические элементы.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Программы для установки  на персональном компьютере  - бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте; - позволит организовывать сложную информацию и управлять ей; - можно проводить совместные мозговые штурмы; - после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Программы для установки на персональном компьютере

— бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте;

— позволит организовывать сложную информацию и управлять ей;

— можно проводить совместные мозговые штурмы;

— после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Программы для установки  на персональном компьютере  - бесплатная программа для рисования ментальных карт, построена на векторной графике.; - построение ментальных карт напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;  - много вариантов дизайна графических элементов; - большой простор для творчества. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Программы для установки на персональном компьютере

— бесплатная программа для рисования ментальных карт, построена на векторной графике.;

— построение ментальных карт напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик; 

— много вариантов дизайна графических элементов;

— большой простор для творчества.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Принцип «трёх П» На первом этапе следует забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению. ПРИНИМАЙ © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Принцип «трёх П»

На первом этапе следует забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению.

ПРИНИМАЙ

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Принцип «трёх П» Необходимо составить не менее 100 интеллект-карт , применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. ПРИМЕНЯЙ © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Принцип «трёх П»

Необходимо составить не менее 100 интеллект-карт , применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов.

ПРИМЕНЯЙ

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

Указания при работе с интеллект-картами  «три П» Непрерывное совершенствование  навыков работы  с интеллект-картами. ПРИСПОСАБЛИВАЙ © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна 32

Указания при работе с интеллект-картами «три П»

Непрерывное совершенствование

навыков работы

с интеллект-картами.

ПРИСПОСАБЛИВАЙ

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

32

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты , поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты , поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Автор:   ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА , Преподаватель, Гулистанский государственный университет, Узбекистан. Стаж работы 30 лет Skype: klassik873 email: stefa77777@gmail.com © 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Автор:

ГИЗАТУЛИНА

ОЛЬГА

ИВАНОВНА ,

Преподаватель,

Гулистанский государственный университет, Узбекистан.

Стаж работы 30 лет

Skype: klassik873

email: [email protected]

© 2018 Гизатулина Ольга Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Красноармейск Московской области

                       Выступление на педагогическом совете

                Инновационные педагогические технологии.

                                       Интеллект-карты.

Назин Р.Н., учитель английского языка

                           г.о. Красноармейск

                            2015-2016 уч.год

Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

Технология интеллект-карт — это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века.

Впервые эта теория была представлена миру весной 1974 г., после публикации книги «Работай головой».  Интеллект-карта сегодня отвечает реальным запросам современной школы, способствует решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, через воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Использование учителем метода интеллект-карт способствует:  

— повышению мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в образовательном процессе;

— развитию их предметной компетенции;

— активизации деятельности.

Интеллект-карта дает обучающимся возможность:

— выявлять слабые места в знании учебного предмета;

— научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

— адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена в форме ЕГЭ;

— развивать интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.

        Построение карт. Рисовать можно на бумаге минимум формата А3, используя фломастеры или цветные карандаши (чем больше цветов, тем лучше). Можно использовать компьютерные программы.  Главное, начинать нужно с центра.  Определить объект изучения и в центре листа нарисовать центральный образ, символизирующий основную идею.  Запечатлеть ассоциации (слова, образы, символы), возникшие при взгляде на центральный объект карты.  Основные темы и идеи расходятся от центрального образа в виде ветвей.  От ветвей первого уровня отходят ветви второго уровня.  На каждой линии записывается ключевое слово.  Везде, где возможно добавляются рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами.  Понятия на разных ветках соединяются стрелками.

Интеллект-карта имеет отличительные свойства:  

— наглядность;

— привлекательность;

— запоминаемость;

— творческий подход;

— возможность пересмотра.

          Технология Интеллект-карт имеет много преимуществ: легкость восприятия и запоминание объемной информации; поддержание у школьников постоянного активного творческого состояния, что мотивирует их к деятельности; возможность получения законченного образа, что является естественным стремлением мозга.  

         Использование Интеллект-карт способствует развитию навыков анализа проблемы, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.  И все это многообразие умений становится достоянием современного ученика.

Литература:

1. http://www.mind-map.ru/ 

2. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

3.Универсальные  учебные  действия:  от  идеи  —  к  технологии,  от  цели  —  к  инструменту.  Материалы  Второго  Всероссийского  педагогического  форума   27-29  марта  2012  года.-Екатеринбург,  2012.    


Технология «Интеллект-карт» как способ развития предметной компетенции

Всем знакомо выражение: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, книгу, вроде все поняли, но за 2-3 недели все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц книги. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанном.Именно это и позволяют сделать интеллект-карты.

Технология интеллект-карт — это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Интеллект-карта (интеллектуальная карта) – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

MindMap – мыслительные карты, в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. Интеллект-карта сегодня отвечает реальным запросам современной школы, способствует решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, через воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.

Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию и уловил американец Тони Бьюзен. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки.

Допустим, представьте солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?

Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы которые нас буквально окутывают на протяжении всей жизни. На основе этого принципа Тони Бьюзен и создал эти карты.

Правила оформления интеллект-карт

  • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Использовать желательно печатные буквы
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков.

Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая «зашифрована» в вашей интеллект-карте.

Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.

Все слова должны быть написаны большими буквами.

Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.

Не нужно слишком часто использовать ключевые слова.

Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Их главное назначение — задавать направление.

Используйте цвета. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей.

Используйте кодирование информации. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти.

Используйте печатные буквы. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой.

Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

С этой технологией работники нашей школы познакомились только в 2018-2019 учебном году. Методическое объединение учителей естественно-научного цикла школы решило попытаться внедрить его в свою практику. И мы уже видим первые положительные результаты. Ниже Вы видите интеллект-карты наших учеников по некоторым темам курса «Географии России.8 класс». Мы понимаем, что это лишь начало и следующий наш шаг- внедрение этой технологии при подготовке обучающихся к оценочным процедурам: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Примеры «Интеллект-карт», выполненных учащимися школы по разным темам:

Из опыта работы учителей географии МБОУ СОШ №11 г.Пензы
Акимовой Елены Анатольевны, Прозоровой Яны Николаевны.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нашел айфон заблокирован как быть
  • Как исправит залом уха щенка
  • Как составить список вопросов для интервью
  • Как найти рабочий стол в program
  • Как найти хижину ведьмы с помощью команды