Как составить интересное обучение

#статьи

  • 30 мар 2022

  • 0

Подходящий вариант найдётся для большинства дисциплин, и источники вдохновения подчас неожиданные.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Анна Судейская

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

«Им бы только развлекаться!» — так и хочется сказать иногда о современных школьниках. Действительно, за внимание детей и подростков сейчас приходится конкурировать с мощной индустрией развлечений. Почему бы вместо возмущения по этому поводу не использовать их любовь к играм и разным активностям в образовательных целях? Проще признать тот факт, что традиционные методы обучения вроде «учитель рассказывает — все сидят и слушают» или «теперь пусть каждый перескажет заданный на дом параграф учебника» для современного поколения работают не очень.

«Ну а какие варианты есть у обычного учителя?» — спросите вы. Вот несколько идей, которые реально работают.

Фото: RODNAE Productions / Pexels

Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки.

Этот феномен можно использовать и в обучении. Например, американский педагог Кевин Роутон сам когда-то считал ворон на уроках, а когда стал преподавать — решил, что не даст детям скучать. И придумал «Лабораторию исторических загадок»: серию занятий, на которых школьники становятся детективами. Они распутывают дела прошлого: например, убийство Цезаря или покушение на главу флорентийской династии Медичи. Это, конечно, куда увлекательнее уроков в стандартном формате, к тому же в процессе дети, помимо погружения в тему занятия, осваивают полезные навыки. Например, учатся критически оценивать информацию и использовать разные источники её получения.

Такой формат можно использовать не только на истории, но и в других дисциплинах. Как и где применять этот метод обучения — мы рассказывали в отдельной статье.


Один учитель географии как-то решил использовать детский интерес к теме зомби, чтобы заинтересовать своим предметом, — так родилась оригинальная программа «выживания в зомби-апокалипсисе».

Школьники продолжали проходить серьёзные темы — как устроены страны и города, как там распределяются ресурсы, как меняется климат и на что он влияет. Эти знания они использовали, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившейся катастрофы. Ребята втянулись в занятия с азартом, потому что их увлекал контекст, схожий с их любыми зомби-играми.

Скриншот: игра The Walking Dead / Telltale Games

Кстати, хотя сам учебный план программы не особенно отличается от классического, Дэвид Хантер, автор этого метода, выпустил несколько учебных пособий-комиксов, чтобы детям было ещё интереснее. Вот здесь можно узнать подробнее, как всё это выглядит.


Исследователи и практики уже давно говорят, что «публичные» рейтинги лучших учеников (например, в виде списка на доске в классе) когда-то считались довольно действенной мерой для мотивации, но на деле не так уж хороши. А иногда могут и навредить — например, ребятам с заниженной самооценкой это добавит не стремления к учёбе, а поводов усомниться в себе. Есть чуть более сложный, но интересный способ подстегнуть у ребят учебный азарт.

Придумал его учитель математики Бенджамин Сигел, основываясь на модели «перевёрнутое мастерство». Уроки стали своеобразным квестом: есть несколько тем, которые должен пройти каждый ученик. При этом школьники могут двигаться в своём темпе, помогать друг другу, а учитель выступает наставником и консультантом. На стенах класса развешены специальные листы с названием этих тем. И когда кто-то освоил очередную тему, он прикрепляет рядом стикер со своим именем. Так весь класс может следить за прогрессом друг друга, и каждый сам замечает, если где-то отстаёт. А за решение некоторых задач или особенно хорошую работу ребята получают бонусы, которыми могут воспользоваться в классе (обычно это какое-нибудь лакомство).

Фото: gpointstudio / Freepic

Подобный метод можно адаптировать и для подростков, и для младшеклассников. О том, как устроены такие системы, — мы подробно рассказывали.


Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, московский учитель истории Александр Оджо проводит занятие по истории Древней Греции в хитоне, а британский педагог Нил Бейтс переодевается то в капитана невольничьего судна, то в знаменитых английских политиков. Но это только вершина айсберга. В некоторых школах и вузах проводят реконструкции исторических событий или организовывают необычные ролевые игры.

Так, преподаватель Стивен Волк придумал простую игру, действие которой происходит в Чили во времена правления Аугусто Пиночета. Студенты Волка примеряли на себя роль жителей страны — кто-то был военным, кто-то журналистом, а кто-то простым рабочим. Каждому преподаватель давал карточку с аспектами биографии их персонажей, а вот подробности студенты должны были придумать сами. Не раскрывая своих настоящих имён, они делали записи в отдельном блоге от лица своих героев. Такой метод обучения позволил ребятам взглянуть на одно историческое событие с разных точек зрения и проявить эмпатию даже к самым, казалось бы, отталкивающим его участникам.

Стоит отметить, что у такой формы занятий есть обратная сторона: слишком глубокое погружение в контекст может привести к психологическим травмам. Мы писали про плюсы и минусы этого метода подробнее.


Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.

Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.

Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Узнать больше


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учеба – не самое интересное занятие, но очень необходимое. Очень многим учеба навевает скуку. Если вы не исключение, прочитайте эту статью, из которой вы узнаете, как сделать учебу интересной.

  1. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 1

    1

    Найдите подходящее место для учебы. Это один из самых важных аспектов учебы. Хотя выбранное вами место не сможет повлиять на вашу заинтересованность в учебе, но, по крайней мере, вы не будете отвлекаться по пустякам. Отвлечения могут сделать процесс обучения еще более скучным занятием, потому что они будут напоминать вам, что вы могли бы заниматься более интересным делом, чем учеба.

    • Найдите место с хорошим освещением и температурным режимом. Свет поможет вам оставаться сосредоточенным, а соответствующий температурный режим поможет вам не скучать и не отвлекаться, поскольку холод или наоборот жара могут мешать вам сосредоточиться на учебе.
    • Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно места для того, чтобы разложить учебники и тетради. Также убедитесь, что на вашем письменном столе чисто и опрятно. Если вы сможете правильно организовать учебный процесс, время за книгами пройдет быстрее.
    • Попробуйте заниматься в других комнатах или местах, а не в вашей комнате или доме. Скорее всего, в вашей спальне вас может многое отвлекать. Как насчет занятий в библиотеке? Спокойное место в окружении книг и занимающихся учебой людей помогут вам сосредоточиться на занятиях. [1]
      [2]
  2. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 2

    2

    Не устраивайтесь поудобнее. Если вам будет слишком комфортно во время учебы, то, вероятно, вам очень скоро станет скучно, и вы заснете. Не учите уроки лежа. Сядьте за стол на твердый стул, а не в мягкое кресло. В противном случае сонливость вряд ли вам даст возможность сосредоточиться на учебном процессе. [3]

  3. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 3

    3

    Поставьте перед собой цели. Одна из причин, почему вам может быть скучно, заключается в том, что у вас нет четкого представления о том, что вам необходимо сделать. Планируйте заранее и определите для себя, что вам необходимо сделать. Подумайте, какие упражнения вам нужно сделать и сколько времени займет каждое из них. Таким образом, у вас будет четкая цель, которая поможет вам бороться со скукой. Если вы будете знать, когда вы сможете вернуться к видеоиграм или к общению с друзьями, вы будете стремиться закончить задания как можно быстрее. [4]

  4. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 4

    4

    Чередуйте предметы. Чтобы не испытывать скуку, вы можете вносить разнообразие в учебный процесс. Маловероятно, что вам задали только один предмет. Поэтому чередуйте предметы во время учебы. Например, изучайте историю в течение 45 минут, математику в течение 45 минут и английский язык в течение 45 минут. Затем опять вернитесь к истории. Убедитесь, что вы не тратите все свое время на один предмет. Если вы будете часто чередовать предметы, вы не успеете заскучать.

    • Оставьте любимый предмет на потом. Вы также можете выделить больше времени на изучение этого предмета.
    • Кроме того, вы можете начать занятия с предмета, который вам тоже нравится. Переходите к своему нелюбимому предметы в середине учебы. Таким образом, вы начнете с того, что вам нравится, потом сделаете то, что не вызывает у вас приятных эмоций, а после этого перейдете к тому, что вам интересно. [5]
  5. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 5

    5

    Занимайтесь тогда, когда вы бодро себя чувствуете. Приступайте к учебе, когда вы наиболее активны, не чувствуете усталость или сонливость. Вы сможете лучше усвоить материал. Если вы будете заниматься в одно и то же время каждый день, вы выработаете привычку. Благодаря этому процесс учебы не будет для вас скучным, и вы с желанием будете выполнять задания. [6]
    [7]

  6. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 6

    6

    Делайте перерывы. Занятия в течение нескольких часов, особенно, когда вы готовитесь к важному экзамену, может привести к тому, что очень скоро вам все надоест. Попробуйте разбить время учебы на небольшие перерывы. Если вам приходится сидеть во время учебы, делайте перерывы, чтобы выполнить несложные физические упражнения. Вознаграждайте себя каждый час 10-минутным перерывом, во время которого вы можете поиграть в баскетбол или совершить короткую пробежку вокруг дома. Благодаря этому вы получите прилив адреналина и сможете оставаться сосредоточенным на выполнении поставленной задачи. Кроме того, чем меньше времени вы проводите в одном месте, тем менее вероятно, что вам наскучит то, чем вы занимаетесь. [8]

    • Вы также можете перекусить во время перерыва. Во время одного из перерывов, перекусите здоровой пищей. Ешьте закуски с высоким содержанием белка и клетчатки, благодаря которым вы не будете испытывать голод во время учебы.
    • Сделайте смесь из грецких орехов, миндаля, мюслей и изюма. Вы даже можете добавить несколько кусочков темного шоколада. Эти ингредиенты дадут вам достаточное количество энергии, чтобы продолжать занятия. [9]
  7. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 7

    7

    Сделайте процесс учебы интересным. Вы можете изучение скучного предмета превратить в игру. Вы даже можете петь, пытаясь запомнить сложные формулы или факты. Благодаря этому процесс обучения будет интересным, и вы будете делать это с удовольствием. Кроме того, меньше шансов, что вы заскучаете, если вы будете сосредоточены на создании игры или флэш-карт. [10]

  8. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 8

    8

    Вознаграждайте себя. Один из способов быстрее справиться с поставленной задачей — это помнить о том, что скоро все закончится. Скажите себе, что после учебы вас ждет вкусное мороженое или вы начнете следующий уровень в видео-игре. После занятий вы сможете пообщаться с друзьями. Тем не менее, пообещайте себе, что вы сможете получить награду только в том случае, если вы действительно сосредоточитесь на материале во время учебы.

    • Вам будет легче сосредоточиться на материале, если вы будете знать, что по окончании учебы вас ожидает вкусное лакомство или общение с друзьями. [11]
  9. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 9

    9

    Делайте заметки. Если вы будете делать заметки во время учебы, вам не будет скучно, и вы не будете отвлекаться. Читая главу в учебнике, запишите ее краткий конспект. Это не только поможет вам не отвлекаться, но а также вы сможете запомнить лучше материал, так как записывая информацию вы повторяете ее еще раз.

    • Делайте заметки ручками разных цветов. Благодаря этому ваш конспект будет визуально привлекательным для вас. Кроме того, процесс учебы будет намного интереснее.
    • Вы также можете использовать маркер, чтобы выделять главные мысли. Выберите красочные маркеры, и процесс запоминания материала станет более интересным. [12]
  10. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 10

    10

    Отложите электронные устройства. Если у вас есть сотовый телефон или ноутбук, отложите их во время занятий. Положите телефон в сумку, а ноутбук вы можете оставить дома, если вы идете заниматься в библиотеку. Если вы уберете искушения, вы не будете отвлекаться и скучать.

    • Если вам нужен ноутбук для исследования материала, используйте его только по назначению, а не для того, чтобы играть в игры или общаться с друзьями.
    • Скажите вашим друзьям, что вы будете недоступны некоторое время, пока вы учитесь. Таким образом, они не будут отвлекать вас. Кроме того, вы не будете бесконечно проверять сообщения, если скажете вашим друзьям, что вы будете заняты учебой. [13]

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 11

    1

    Найдите компанию для учебы. Если вам скучно, и вы легко отвлекаетесь, когда занимаетесь самостоятельно, попробуйте групповые занятия. Вы все будете изучать один и тот же материал, у вас будет одна общая цель. Посмотрите на детей в вашем классе, и подумайте, с кем бы вы хотели вместе учиться.

    • Подходите к выбору компании для учебы обдуманно. Самое главное, что учебный процесс должен приносить результаты, а не превращаться в драму.
    • Хотя вы можете пообщаться немного в начале занятий, помните, что ваша цель учиться, а не обсуждать последние новости. Постарайтесь перейти к занятиям как можно быстрее. [14]
      [15]
  2. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 12

    2

    Задавайте друг другу вопросы. Одним из преимуществ обучения в группе является то, что ваш напарник может объяснить вам то, что вы не понимаете. Если у вас есть вопросы, попросите одного из членов вашей группы помочь вам понять то, что вам непонятно. Вся группа получит пользу от такого обсуждения. Если бы вы занимались сами и не поняли бы какую-то тему, то, скорее всего, вам стало бы скучно. В групповых занятиях вы можете взаимодействовать с материалом и друг с другом. Благодаря этому вы можете усвоить материал лучше. [16]

    • Это может помочь тем, кто стесняется задавать вопросы на уроке. Если вы слишком застенчивы или не решаетесь задать вопрос на уроке учителю, вы можете поднять его на обсуждение в группе, с которой выполняете домашние задания. Таким образом, можно избежать неприятных ситуаций и получить необходимую помощь. [17]
  3. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 13

    3

    Принимайте участие в обсуждении. Отличный способ выучить что-то – это поделиться этим материалом с другими. Кроме того, проводя занятия в группе, вы сможете узнать другие точки зрения. Выслушивая мнение каждого, вы вряд ли заскучаете. [18]

  4. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 14

    4

    Проводите викторины. После того, как вы изучили материал, вы можете провести викторину по изученной информации. Вы можете сделать флеш-карты или попробовать задавать вопросы по очереди. Каждый член группы задает вопрос и как только он получает полный ответ, следующий человек имеет возможность задать свой вопрос. Благодаря этому вы сможете усвоить информацию лучше. [19]

    • Кроме того во время такого обсуждения вы сможете посмотреть на информацию под другим углом, что сделает процесс обучения более интересным. [20]
  5. Изображение с названием Study Without Getting Bored Step 15

    5

    Изучайте материал в игровой форме. Если ваша группа состоит из многих людей, вы можете сделать многопользовательские игры, которые помогут вам изучить информацию. Если вы любите спорт, сделайте игру со спортивной тематикой. Игра может сделать процесс обучения интересным. Материал отложится надолго, и вы не будете скучать во время таких занятий.

    • Поиграйте в баскетбольную игру «Лошадь». Каждый раз, когда вы не сможете ответить на вопрос, у вас забирают одну букву. Чтобы получить букву обратно, вы должны сделать корзину. Благодаря этому учебный процесс станет более интересным.
    • Возьмите настольную игру, например Trivial Pursuit и свяжите ее с материалом, который вы изучаете. Ход состоит в бросании кубика и передвижении фишки на соответствующее число клеточек в произвольном направлении. Ведущий зачитывает из очередной карточки вопрос из категории, соответствующей клеточке, на которую попал игрок. Если игрок дает правильный ответ, он имеет право походить еще раз, при этом ему выдается долька соответствующего категории вопроса цвета. Например, если вы изучаете историю, вы можете разбить ваши вопросы на категории по векам, десятилетиям или же вы можете включить в игру другие важные моменты, которые необходимо запомнить.

    Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 27 181 раз.

Была ли эта статья полезной?

На чтение 6 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 14/12/2020

Содержание

  1. 1.Изучите свою аудиторию
  2. 2. Сегментируйте и персонализируйте контент
  3. 3. Используйте теорию совместно с сценариями из реальной жизни
  4. 4. Увлекательный контент
  5. 5. Делайте модули короткими и понятными
  6. 6. Гибкость обучения
  7. 7. Предоставьте учащимся доступ к библиотеке контента
  8. 8. Не забывайте о культуре обучения
  9. 9.  Взаимодействие внутри обучения
  10. 10. Выходя за рамки курса
  11. 11. Собирайте отзывы

В современном мире технологий и мобильных устройств многие сотрудники имеют низкий уровень вовлеченности в деятельность компании. Это делает важным создание организациями увлекательного и интересного обучения для своих сотрудников, чтобы снизить текучесть кадров и удерживать персонал на долгое время.

Еще несколько лет назад обучение было разовым мероприятием для большинства компаний, когда сотрудники время от времени собирались в одном месте, посещали занятия, проводимые экспертами, и занимались своей обычной жизнью, забывая все, чему они научились за несколько дней. Ситуация изменилась по мере появления технологий и самой потребности в постоянном обучении, которая начала привлекать большое внимание. 

Сегодня обучение превращается в непрерывный процесс, который предлагает учащимся опыт, что не только помогает им расширить свои знания, но и практиковать их таким образом, чтобы они могли их сохранить. Решения принимаются с учетом мнений участников, что делает их демократичными и соответствует всем уровням организации.

Давайте рассмотрим способы, которые используют организации для достижения этой цели:

1.Изучите свою аудиторию

Изучите интересы и желания своих сотрудников, не упуская из виду меняющиеся потребности в рабочей силе, инструментах и ​​опыте обучения. Все это требует более глубокого понимания целевой аудитории и процесса обучения. Ведь невозможно установить связь со своими учениками, если вы даже не знаете, что они действительно хотят узнать. 

Следовательно, важно приложить усилия и понять характеристики, привычки, учебное поведение и потребности тех, кто собирается стать потребителями ваших учебных программ. Необходимо проанализировать аудиторию и спросить, что они хотят узнать и как. Изучение их мнений и понимание их опыта, способностей и предпочтений позволит организациям создавать индивидуальные и увлекательные учебные программы.

Также попробуйте посмотреть на обучение «глазами ученика». Создавайте образы, изучайте его обязанности на работе и в личной жизни, образ мышления, цели обучения, темп и т. д. Сделать это вы можете в ходе индивидуальных занятий или в рамках фокус-групп.

2. Сегментируйте и персонализируйте контент

После того как вы изучили потребности своих учеников, сегментируйте их по категориям. Например, «те, кто изо всех сил пытается понять», «те, кто все понимают и старается оставаться вовлеченным» и «те, кто находится посередине». Затем учтите особенности этих категорий в содержании и предоставлении вашего обучения.

3. Используйте теорию совместно с сценариями из реальной жизни

Большая часть обучения слишком сосредоточена на теории, а не на том, как эта теория на самом деле может быть применена в реальных условиях. Обучение должно включать не только ключевые моменты определенного предмета, но и примеры из реальной жизни того, как этот контент может быть применен в работе для получения максимальной пользы. Например, обучение продажам может включать в себя материалы о методах более эффективных продаж. 

Однако, если это подкреплено ролевой игрой с клиентом, это не только делает упражнение еще более интересным, но и помогает учащемуся усвоить все на практике. Наряду с этим учебный материал должен также включать изображения и видео о том, что ученик может ожидать на работе.

4. Увлекательный контент

Само собой разумеется, что тема курса и контент должны быть актуальными. Не забывайте про визуальные эффекты и красивый дизайн. Скучные или безвкусные изображения могут затруднить процесс обучения. 

Если поддерживать контент в актуальном состоянии – слишком сложная задача, то побуждайте учащихся совместно создавать такие знания в вашем курсе.

5. Делайте модули короткими и понятными

Попытки придать содержанию сложный и качественный вид путем добавления ненужной информации, терминов и сложных данных не только могут запутать учащихся, но и навсегда оттолкнуть их. 

Здесь лучше работает правило: чем проще, тем лучше. Контент должен передаваться как можно проще, например, с помощью привлекательных видео небольшого размера. 

Такого типа контент поможет учащимся сосредоточиться и легко найти информацию, если они захотят вернуться к его определенной части позже.

6. Гибкость обучения

Современным ученикам не хватает времени и им нужны гибкие возможности для обучения. Так как использование мобильных устройств учениками является повсеместным, а количество удаленных сотрудников растет с каждым днем, то стратегии обучения также должны учитывать эти факторы и предлагать такое обучение, к которому можно получить доступ в любое время и в любом месте с любого удобного ученику устройства.

Такой вариант также может помочь учащимся завершить учебные курсы в соответствии с их собственным расписанием и никто не будет их подгонять.

7. Предоставьте учащимся доступ к библиотеке контента

Лучший подарок, который вы можете сделать своим ученикам, – это возможность время от времени возвращаться к содержанию курса и актуализировать свои знания. 

Убедитесь, что ваша программа обучения включает неограниченный доступ к библиотеке контента, которую учащиеся могут использовать для самостоятельного просмотра и поиска ресурсов. 

Эта библиотека может включать в себя тщательно подобранный список лучших в Интернете или ваших собственных материалов, а также содержательные лекции, видео или истории для вдохновения.

8. Не забывайте о культуре обучения

Культура обучения влияет на учебный процесс. Позитивный опыт обучения олицетворяет творческий подход, инклюзивность, устойчивость, уважение и дружелюбное рабочее пространство для всех.

9.  Взаимодействие внутри обучения

Как происходит взаимодействие между учеником и контентом/ инструктором/ коллегами?

  • Взаимодействие учащегося с контентом

Поддерживает ли ваш курс линейное взаимодействие, т. е. есть ли кнопка «Далее» или прокрутка текстов/ видео/ слайдов? Подумайте, как это можно сделать увлекательным? Вы можете включить моделирование, несколько способов решения проблем, добавить геймификацию.

  • Взаимодействие ученика и инструктора

Отслеживайте время, в течение которого воспроизводится видео или проводит занятие инструктор.  Слишком много монолога может быть скучным, что приведет к плохому опыту обучения и результатам. Определите продолжительность этого монолога и посмотрите, как его можно превратить в учебный процесс на основе проблем/игр. Ведь от  учащегося требуется извлекать важную информацию во время взаимодействия с экспертом, а не слушать «говорящую голову».

  • Взаимодействие между учащимися

Используете ли вы социальное обучение и различные средства взаимодействия между учащимися? Можно разработать курсы для самостоятельного изучения, в которых учащиеся размышляют и опираются на ответы коллег, тем самым учатся друг у друга.

10. Выходя за рамки курса

Подумайте о том, как ваше обучение поможет учащимся и экспертам собираться вместе. Курс должен быть не концом, а «дверью» в сообщество успешных выпускников, экспертов, работодателей и наставников.

11. Собирайте отзывы

Обратная связь от учеников – это важная часть значимого и увлекательного обучения. Всем тем, кто хочет развиваться и подбирает для себя программу обучения, необходимы отзывы о ней. 

Сбор отзывов до и после обучения и оценок чрезвычайно важен для детального определения того, что необходимо улучшить, а что нужно полностью исключить. Что наиболее важно. Выяснение мнения сотрудников и фактическая работа над внесением изменений может помочь поднять моральный дух персонала в значительной степени. 

Данные и аналитика, собранные из этих отзывов, должны помочь в создании более увлекательного опыта обучения. Следовательно, оцените свою аудиторию в отношении того, что они хотят узнать, и используйте эти данные для создания еще более интересного обучения.

Эти советы помогут вам сделать обучение еще более понятным, полезным и увлекательным, а сотрудники будут мотивированы и вовлечены в учебный процесс.

«Это то же самое, что писать сценарий к голливудскому блокбастеру»: как сделать обучающие курсы по-настоящему интересными

Педагогический дизайнер Женя Иванова делится профессиональными секретами. И советов вроде «Добавьте игры и тесты» здесь не будет.

«Это то же самое, что писать сценарий к голливудскому блокбастеру»: как сделать обучающие курсы по-настоящему интересными

Эта статья не о том, как создать курс. Эта статья о том, как создать интересный курс — такой, что надолго запомнится вашим ученикам и не даст им заскучать в процессе. А чтобы сделать текст максимально полезным, мы обратились к теории педдизайна — дисциплины, которая занимается изучением студенческого опыта и помогает запускать крутые обучающие программы.

Держите подборку советов, благодаря которым вы научитесь расставлять вау‑точки внутри курса, придумывать необычные форматы занятий и завлекать студентов так, чтобы учёба казались им интереснее, чем просмотр видео в TikTok и Instagram*.

Женя Иванова

Основательница продакшена образовательных программ «Мишка устал» и школы прозы «Глагол». Работала в проекте по развитию креативного мышления most creative camp.

Определитесь, зачем вы создаёте курс

Прежде чем ставить цель «создать интересный курс», нужно понять, для чего вы в принципе его делаете. Можно честно ответить: «Я хочу заработать денег». И если ваша цель именно в этом, нужно создавать масштабируемый продукт — думать о том, как сократить своё участие в образовательном процессе и как постоянно увеличивать количество студентов, не теряя при этом в качестве.

Если же вы думаете: «Я хочу изменить сферу X», это другая история. Например, когда я проходила писательские курсы, то часто ловила себя на мысли, что мне чего‑то не хватает. Поэтому я решила создать программу, которая закрыла бы эти потребности.

Кроме того, мне всегда нравилось письмо, и я хотела помочь его популяризации. Так что мне нужно было сформулировать: «В чём уникальность моего продукта? В чём моя особенная миссия? Что именно я хочу изменить?»

Когда я создавала писательский курс, то хотела сделать что‑то, чего ещё не было на рынке. Моя цель звучала так: хочу, чтобы тезис «писать может каждый» стал выше тезиса «писать — это для тех, кого в макушку поцеловал Достоевский».

Есть много ответов на вопрос «Зачем я создаю курс?» Но только честный поможет не сбиваться и двигаться в нужном направлении.

Изучите конкурентов и целевую аудиторию

Анализ конкурентов и анализ целевой аудитории — два параллельных действия. С их помощью вы сможете найти выигрышную стратегию и понять, как сделать так, чтобы ваш курс был лучше и интереснее других.

Изучить конкурентов помогут вопросы:

  • Что делают компании X, Y, Z? Я буду делать что‑то похожее или что‑то абсолютно другое?
  • Сколько стоит подобный курс от компаний X, Y, Z? Сколько может стоить мой курс?
  • Сколько людей набирают на курс компании X, Y, Z? Сколько людей смог бы набрать я?
  • В чём недостатки и достоинства программ X, Y, Z?

У компании, которая давно на рынке, наверняка есть какая‑то бизнес‑модель. И если фирма существует дольше двух лет, то зарабатывает деньги с её помощью. Что это за модель?

Компания X набирает на курс 100 человек и устанавливает оплату в 2 000 рублей. У них два преподавателя. Скорее всего, они забивают на обратную связь и делают лекционные форматы. А компания Y, наоборот, набирает 10–20 человек, там несколько преподавателей, а сам курс стоит значительно дороже — 20 000 рублей. Значит, возможно, тут дают много обратной связи, и люди платят в основном за неё.

Также важно понимать запросы, страхи и потребности целевой аудитории — ваших потенциальных клиентов. Не получится сделать интересный курс, если вы не будете знать, что их увлекает, а что, наоборот, вгоняет в тоску.

К примеру, на писательские курсы могут пойти люди, которые давно пишут и хотят прокачать какой‑то определённый навык. А могут — те, кто вообще ничего не писал, но хочет начать. Полупрофи будет скучно в очередной раз слушать о создании героев и построении сюжета. А новичкам могут быть неинтересны узконаправленные темы, если они не знают основ.

Поэтому круче всего пообщаться с потенциальными студентами. Взять и написать, например, в Facebook*: «Друзья, ищу людей, которые ответят на 5 вопросов в Google‑форме! Это займёт 3 минуты». И потом проанализировать результаты.

Скажем, там может быть: «Боюсь, что друзья засмеют за то, что я хочу быть писателем». Значит, нужно будет указать, что на вашем курсе будет комьюнити единомышленников.

После этого нужно «подружить» эти ответы с предыдущим пунктом. Посмотреть, какие запросы, страхи и потребности не закрывают или плохо закрывают курсы других компаний. Это поможет отстроиться от них.

Сделайте целью курса создание конечного продукта

Маршрут среднестатистического студента — это всегда путь из точки A в точку B. Он должен стремиться добраться до финального пункта. Мотивацией для этого может стать конечный продукт: он сильно повышает интерес.

Конечно, не каждый курс может предложить его. Но даже если так, можно сформулировать набор навыков и умений, которыми студент будет обладать в конце обучения.

Если человек ходит на курсы кройки и шитья, то конечным продуктом может стать готовое платье или коллекция одежды. Если он изучает историю литературы, то может прийти к точке B с утверждением: «Теперь я могу сориентироваться в основных поэтических направлениях».

Продумайте шаги, которые приведут студента к цели

Чтобы студент с интересом к шёл к конечной точке (и вообще мог до неё дойти), важно продумать все шаги, которые ему для этого придётся проделать.

Во‑первых, проектируя программу, желательно ориентироваться на условного «троечника»: кто‑то в группе может знать предложенную информацию, но вам важно, чтобы до точки B дошли люди с любым уровнем подготовки.

Во‑вторых, чаще всего курсы строятся по принципу: порядок действий для достижения чего‑то = последовательность шагов, которые должен проделать студент в процессе обучения.

Курс «Как написать рассказ». Точка A — нет идеи, нет опыта, нет знаний и навыков. Точка B — есть опыт написания рассказа, знания и навыки для написания рассказа. Конечный продукт: готовый рассказ.

Шаги студента будут следующие:

  1. Как найти идею?
  2. Как построить сюжет?
  3. Как работать с лексикой?
  4. Как отредактировать текст?

Зная, какой должна быть точка B, при создании курса вы всегда можете сверяться, точно ли все шаги ведут к ней.

Следите за балансом лёгкости‑сложности

Надо понимать, каким будет объём информации, который человек должен получить в течение курса, и сколько времени это займёт. Если материал не укладывается в неделю и приходится каждый день делать трёхчасовые занятия, не надо устанавливать такой срок. Студенты будут уставать. В таком случае лучше разложить курс на два месяца.

Если, наоборот, чтобы он длился два месяца, вам нужно наливать воды в каждое занятие или делать их по 10 минут, увеличьте интенсивность и уместите программу в несколько дней.

Если на курсе предполагается домашнее задание, стоит сразу задать себе вопрос: сколько времени понадобится на его выполнение? И это тоже нужно учесть при расчёте временных рамок обучения.

Когда вы определитесь с длительностью курса и количеством занятий, важно будет уже внутри программы соблюсти баланс лёгкости‑сложности. Например, если одно занятие получается сложным, правильнее будет следующее сделать более простым, чтобы дать возможность разгрузиться. И наоборот, если пару уроков было легко, можно бахнуть какую‑то сложную задачку.

Иногда поток сложной информации можно разбить небольшими фан‑фактами — тоже полезными, но, возможно, не совсем бьющими в цель.

Попробуйте разбить большой курс на несколько мини‑курсов

Часто в курс пытаются запихнуть всё — это одна из самых больших проблем, с которой я сталкивалась в корпоративном образовании. Он получается настолько перенасыщенным, что у людей лопается голова. И в этом случае можно попробовать разбить его на несколько маленьких.

Во‑первых, это решение с большей вероятностью поможет привлечь и удержать людей. Например, когда студент будет проходить один из коротких курсов, его может заинтересовать другой, связанный с первым по теме.

Во‑вторых, сейчас у многих есть запрос на микрообразование. Планировать свою жизнь на полгода вперёд современным людям очень стрессово.

Ну и, в‑третьих, сделать несколько курсов вместо одного гораздо выгоднее с точки зрения бизнеса.

Но опять же — всё зависит от точки B. Если ваша цель — сделать так, чтобы по итогу студент защитил диссертацию, то понятно, что микроформат для этого вряд ли подойдёт.

Сделайте студента активным участником процесса

Мы живём в мире постоянных уведомлений и других отвлекающих факторов. Когда под рукой TikTok, мемы и любимый сериал, людям становится трудно сидеть и слушать лектора 3 часа.

Поэтому, чтобы курс получился интересным, нужно создать условия, при которых студент вовлечётся в обучение. Задавайте вопросы во время лекции, давайте возможность попрактиковаться, просите выполнить задания. Когда человек — активный участник курса, продуктивность обучения будет выше.

При этом задания лучше давать с обратной связью, чтобы замотивировать человека, пробудить ответственность: «Если я не выполню, кто‑то об этом узнает!»

Когда я готовлю лекцию, то накидываю план, каждый блок в котором рассчитан по минутам:

  • теория — 20 минут;
  • вопросы — 10 минут;
  • теория — 30 минут.

Затем меняем разговор на действие:

  • практическое задание + обратная связь — 40 минут;
  • вопросы — 10–15 минут.

Если мы говорим о сугубо теоретическом курсе, в который нельзя включать практику, всегда существует смена фокуса с преподавателя на обучающихся.

На теоретическом курсе можно устроить дискуссию. Если группа проходит его не одновременно, можно организовать виртуальное обсуждение. Скажем, в Telegram есть бот, с которым можно пообщаться и доказать ему какую‑то свою теорию. Или, например, можно дать задание, которое будет звучать так: «По следующему вопросу есть отличная статья в интернете. Найди её самостоятельно».

А иногда можно оставить всё как есть и ничего не трогать — в том случае, если лектор харизматичный, может держать аудиторию часами и у него чётко построенная программа. Не нужно оригинальности ради оригинальности!

Расставьте вау‑точки внутри курса

Создавать курс — то же самое, что писать сценарий к голливудскому блокбастеру. Чтобы гарантированно заинтриговать участника, первое занятие (или первые два) должны быть шикарными!

Они как начальные кадры фильма. Что‑то произошло, взорвалось, и ты такой: «Как? Что случилось? Подождите, я хочу разобраться!» И дальше у тебя уже есть кредит доверия: следующие несколько занятий студенты будут смотреть заинтригованно и ждать, что же дальше.

На экваторе курса тоже здорово дать дополнительную эмоциональную подпитку — какой‑то спецэффект. Что это может быть? Харизматичный лектор, который вызовет у аудитории восторг. Подарок, на который студенты не рассчитывали. Дополнительный урок или преподаватель, который не был анонсирован в программе. Неожиданный формат лекции. Студенты должны быть удивлены.

Последнее занятие должно быть жирной вау‑точкой. Человек испытает катарсис и осознает, что в его жизни всё изменилось.

На последнее занятие «Глагола» мы пригласили трёх писателей, которые нигде не были анонсированы. Студенты могли поговорить с ними, позадавать вопросы. Для всех это было «вау!» — на такой точке и хотелось закончить.

Ну а остальные занятия, в теории, могут быть уже не такими «вау» с точки зрения эмоций. Всё как в кино.

Не ограничивайте себя местом: интересный курс можно сделать и онлайн, и офлайн

Три года я занималась только офлайн‑курсами, а сейчас делаю их исключительно онлайн. Сложно сказать, что из этого лучше.

Вот причины, по которым можно провести курс офлайн:

  1. Эксперт, личное знакомство с которым невероятно ценно.
  2. Более глубокая эмоциональная связь. Но если вы хотите сделать офлайн‑курс только из‑за неё, то помните — это сильно увеличивает стоимость. Во‑первых, нужно будет заплатить за площадку, во‑вторых, лекторы могут запросить большую сумму, в‑третьих, нужно будет сделать кофе‑брейк.
  3. Курсы хендмейд‑тематики. В онлайн вы не сможете дать личного вовлечения — условно, положить руки на руки и показать, как лепить из глины.
  4. Вам просто субъективно не нравится смотреть в монитор.

В офлайне много возможностей для работы с пространством: спрятать подарки, куда‑то пойти, поработать с материалами. Здесь больше простора для эмоциональных «спецэффектов».

Зато в онлайне есть возможность вовлекать людей и преподавателей из разных городов, стран, часовых поясов. В новой реальности нет смысла делать очный курс, если вы не можете ответить себе на вопросы: «А зачем встречаться лично? Чего нельзя дать в онлайн‑формате?»

Изначально «Глагол» работал офлайн. Но когда началась пандемия, пришлось его переформатировать. Сначала нам казалось, что онлайн‑инструментов очень мало. Есть Zoom, есть комнаты в Zoom — а дальше‑то что?

Но потом оказалось, что можно делать много всего! Например, совместные брейнштормы можно устраивать с помощью Miro. А раздатки высылать по электронной почте. При желании всё можно адаптировать.

Придумайте неожиданные форматы занятий

Вариантов того, как провести занятие, существует не так много. Есть текстовые, видео-, аудио-, тактильные, интерактивные типы заданий. Есть разные места, в которых можно организовать урок: в аудитории, в парке, в Zoom и так далее. Но итоговый результат зависит от того, как хитро вы всё это совместите.

Вот несколько интересных примеров из моей офлайн‑практики.

  1. Лекции в наушниках. Такие всегда были в программах most creative camp. В один из дней студентам выдавали телефоны с лекцией, и они разбредались по окрестностям лагеря. В процессе занятия предлагалось выполнить несколько заданий: что‑то записать, что‑то придумать, куда‑то посмотреть. Когда студенты собирались на обсуждение, многих переполняли эмоции: они провели час наедине с собой, свободно придумывали идеи, зная, что их никто не осудит, и находили во многих заданиях то, что им откликалось.
  2. Занятие в неожиданном месте. Когда наш писательский курс проходил офлайн, мы раздали флешки с лекцией и отправили людей в разные концы города. Лекция завершалась заданием: нужно было написать историю о месте, в котором они оказались.

А вот что мы делали онлайн.

  1. Занятие по автоответчику. Человек ожидал, что ему просто придёт на почту текст, а получал телефонную мини‑лекцию. Нужно было позвонить на номер, и преподаватель «говорил» с ним по телефону.
  2. Четыре Жени, пять Наташ. Одно из занятий по созданию героя для рассказа мы вели с моей коллегой Наташей. Чтобы получилось интереснее, мы записали видео, на котором в Zoom «встречались» девять человек: четыре «разные» Жени и пять «разных» Наташ. То есть у нас с коллегой было по несколько ролей: Женя‑путешественница, Женя‑блогер, Наташа‑домоседка, Наташа‑душа‑компании и так далее. Мы хотели показать, какими разными могут быть герои в рассказах наших студентов.
Лекция, которую основательницы курса записали для студентов писательской школы «Глагол»

Занимаясь придумыванием форматов, можно сильно увлечься. Но важно помнить, что курс не должен превращаться в ярмарку, цирк и праздник. Поэтому важно сверяться с маршрутом и целью: так ли необходим какой‑то необычный формат в этом конкретном случае.

Всегда важно понимать, какую функцию он несёт. Например, в лагере прокачки креативного мышления было важно, чтобы человек отрывался от рутины каждую секунду, и все занятия мы старались сделать необычными. А в писательском курсе такой задачи не было. Не нужно придумывать спецэффекты ради спецэффектов.

Пригласите преподавателей и, если требуется, помогите сделать их занятия интереснее

Хорошо, если вам удастся найти энергичных лекторов и бойких ведущих семинаров. Но если вы подозреваете, что некоторые из ваших преподавателей не отличаются харизмой, а подача материала в их лекциях, скорее всего, будет не очень увлекательной, важно включить все свои способности переговорщика и заботливого родителя.

Нужно выйти с ними на комфортный и мягкий диалог, суметь услышать их и понять, что они хотят донести. Вряд ли, отвергая какие‑то ваши предложения, они держатся только за то, что им хочется монотонно вести лекцию на протяжении 3 часов без перерыва.

У них есть своя задача. А цель создателя и модератора курса — увидеть, рассинхронизирована ли потребность преподавателя с потенциальной потребностью студента. На этот рассинхрон, если он есть, и нужно указывать лекторам и семинаристам.

Можно сказать лектору: «Кажется, что, если в этом моменте не будет практики, студенты хуже поймут материал. Будет здорово, если она появится! Давайте вместе подумаем, что это может быть».

Предложите преподавателям помощь, объясните, чего объективно не хватает их занятиям, и не ставьте ультиматумы. В конце концов, если диалог не строится, найдите новых лекторов и ведущих семинаров.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Магистратура МГУ им. М.В.Ломоносова

Магистратура МГУ им. М.В.Ломоносова

для выпускников технических и химических факультетов

Колледж экономических международных связей

Колледж экономических международных связей

Для выпускников 9 и 11 классов.

Высшее образование онлайн

Высшее образование онлайн

Федеральный проект дистанционного образования.

Я б в нефтяники пошел

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Технологии будущего

Технологии будущего

Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир

Студенческие проекты

Студенческие проекты

Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вещь по фото на айфоне
  • Как найти свой вес в пудах
  • Как найти базис матрицы линейного оператора
  • Как найти грузы для грузовиков
  • Как найти девушку на 14 февраля