Как составить интересный маршрут по городу

Гуляем по городу с умом: как я делал сервис для построения интересных пешеходных маршрутов

Время на прочтение
13 мин

Количество просмотров 54K

UPD: так как тема хорошо зашла и показала наличие спроса на такой сервис, буду развивать его дальше. Завел паблик вконтакте для сбора фидбека и публикации информации об обновлениях https://vk.com/sightsafari

Незнакомый район города, небольшое количество свободного времени и необходимость (или желание) пешком добраться до метро/отеля/вокзала – наверное, каждый хоть раз попадал в такую ситуацию. При этом с одной стороны хочется посмотреть какие-нибудь красивые и интересные места, однако с другой стороны ограниченное время не позволяет слишком сильно уклоняться от прямого маршрута.

Ситуация еще больше осложняется, если рядом нет никаких крупных достопримечательностей, о которых все знают и которые можно было бы включить в свой маршрут после короткого поиска в интернете. Что делать если вы застряли в каком-нибудь Купчино, про которое вы только и слышали, что там лучше не застревать? Приходится идти по навигатору, надеясь, что на пути встретится что-то интересное. Однако популярные навигаторы учитывают лишь расстояние и время в пути, но не принимают во внимание интересность маршрута. Мне попадались еще проекты, пытающиеся учитывать удобство пешего маршрута (ведущие в обход шумных магистралей), но хочется же пройти не только комфортно, но и увидеть какие-нибудь красоты.

Подумав немного, я решил взяться за эту задачу сам. Как всегда, общая идея алгоритма довольно проста, но дьявол кроется в мелочах. А в случае навигации, мелочи могут быть довольно существенны и с риском для здоровья, ведь вряд ли какой-нибудь турист обрадуется, когда навигатор в поисках достопримечательностей заведет его в дебри полузаброшенной промзоны ради маленькой мемориальной таблички (тру стори, один раз так и случилось).

Описание алгоритма и примеры работы под катом, ссылка в конце.

Основная идея

Изначальная идея у меня была такая: скачиваем Open Street Map карту, парсим ее, выдираем из нее информацию обо всех потенциально интересных для пешеходов объектах (с их списком еще предстояло определиться), рисуем вокруг них некие буферные зоны. Ищем пути каким-нибудь стандартным фреймворком, немножко хачим процесс построения навигационного графа, чтобы в этих зонах веса ребер стали ниже и тем самым организуем притягивание пешеходных маршрутов к ним.

Сказано — сделано. Для поиска пути была использована библиотечка GraphHopper, которая умеет из коробки читать OSM карты, строить маршруты для разных типов транспорта (машина, пешеход, велосипед), имеет несколько разных алгоритмов для поиска пути (простой поиск, поиск альтернативных маршрутов, всякие ускореенные-оптимизированные варианты) и умеет препроцессить навигационный граф для ускорения поиска (базовый поиск по городу работает очень быстро, за несколько миллисекунд). Для примера работы был выбран мой родной Санкт-Петербург — тут я мог сам оценить качество и интересность построенных маршрутов.

В итоге базовая версия алгоритма была слеплена на коленке за пару вечеров, а вот потом началось увлекательное путешествие по граблям и мелочам, в которых как известно и кроется дьявол и о котором я расскажу дальше.

Объекты для туристов и проблемы с OSM

В Open Street Map каждый объект — это геометрия (Node, Way или Relation) плюс некоторое количество строковых пар «ключ-значение».

Вот так выглядит Зимний Дворец в OSM:

Проблема в том, что поскольку OSM — это открытая и редактируемая участниками карта, стандартизация там хромает на обе ноги. Для обозначения одного и того же типа объектов может использоваться разный набор тегов и разная комбинация объектов, часть тегов считается «каноничной» и описана на вики, но все равно есть куча вариантов, как просто альтернативных, так и откровенно ошибочных, но тем не менее использующихся. В итоге любой код, работающий с OSM (особенно всякие навигаторы и рендереры) вынуждены все это учитывать и содержать в себе кучу кода для обработки таких вот особых случаев.

Например тег highway=unspecified означает не «какая-то дорога неизвестного типа», как думают многие мапперы, а вполне конкретный тип дороги по европейской классификации, но лепят его куда попало из-за названия. Причем у этого типа дороги предполагается наличие пешеходной обочины или тротуара, поэтому навигатор строит пешеходные маршруты по ней, в то время как по реальной такой дороге в СПб пешеходы не ходят (это проезжая часть улицы). Или вот еще пример: addr:housename тег у нас иногда используют для названия зданий, например почему-то западное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади названо именно через этот тег. В то время как в гайдах самого OSM сказано, что его стоит использовать только в тех странах, где вместо номеров домов используются имена (в Японии вроде так делают), а для официальных названий зданий использовать тег name и подобные.

Еще один бесящий меня момент — разметка зеленых зон. Для этой цели есть два разных тега, leisure=park и landuse=grass. На карте они выглядят примерно одинаково: просто зеленая зона, чуть отличаются цветом. В итоге лепят их вперемешку кто как хочет. Из-за чего часто разделительный газон между проезжими частями улицы становится «парком» и начинает притягивать пешеходные маршруты.

Все эти нюансы приходилось открывать для себя по мере построения и анализа маршрутов.
В качестве набора объектов, представляющих интерес для пешеходов, в итоге был выбран следующий список:

  • Туристические достопримечательности отмеченные тегом tourism
  • Зеленые зоны. leisure=park, garden. После некоторых размышлений были добавлены landuse=cemetry, кладбища. С одной стороны так себе достопримечательность, с другой — например на Васильевском острове в СПб единственная крупная зеленая зона — кладбище, которую местные используют вместо парка, а настоящих парков там вообще нет.
  • Вода: реки, озера, пруды. Тут мешанина из тегов water, waterway и кучи дублирующихся значений. Ведь так приятно бывает пройтись по набережной в жаркий день. Во всяком случае я так думал, пока не попробовал обработать Смоленск — внезапно выяснилось, что в глубинке берега речки — это не красивая набережная как у нас в Питере, а заросший и замусоренный пустырь, от которого пешеходы предпочли бы держаться подальше. Но различить эти ситуации чисто по данным карты пока не удается.
  • Исторические здания и сооружения, то что помечено тегом historic. Они как правило просто красивы
  • Всякая прочая городская мелочевка, отмеченная тегом amenity. У него очень много значений, я выбрал лишь некоторые, например уличные часы (clock) — часто бывают красивыми, религиозные сооружения (place_of_worship), стрит-арт всякий (graffiti) и некоторые иные
  • Пешеходные улицы и площади highway=pedestrian

По ходу исследования я понял, что кроме положительных зон, привлекающих пешеходов, надо добавить еще и негативные, отталкивающие их. В этот список пока вошли:

  • Стройки landuse=construction. Пешеходам не очень приятно идти под строительными лесами, в летящей со стройплощадки пыли
  • Промзоны и гаражи landuse=industrial, garages. Тут как раз случился тот нюанс с заведением пешехода (а мы в Институте дизайна и урбанистики ИТМО это тестировали на студентах, которые ходили по проложенным маршрутам и потом писали отзывы в рамках исследования пешеходного удобства Петроградского района) в дебри промзоны Ленполиграфмаша. Оказалось что там не весь квартал помечен этим тегом (как делается обычно для разметки крупных промзон), а каждое здание по отдельности.
  • В идеале еще хочется уводить пешеходов от широких городских магистралей, где пыльно, шумно, много машин и обычно не на что особо смотреть. Но пока не получилось однозначно их детектировать. В OSM есть по сути только число автомобильных полос, но этого критерия недостаточно (многие важные туристические улицы, например Невский проспект, тоже многополосные)

Тот самый Ленполиграфмаш, содержащий где-то в своих дебрях памятник печатному станку, и куда мой алгоритм потащил бедную студентку

Важность достопримечательностей

Очевидно что достопримечательности бывают разные. Есть крупные, всемирно известные объекты — как Эйфелева башня или вот Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, которые притягивают огромное количество туристов, и ради посещения которых люди могут сделать приличный крюк. И есть какие-то небольшие, местечковые украшения — какой-нибудь стрит-арт, небольшая скульптура во дворе, которые люди готовы осмотреть только по пути и не хотят тащиться к ним издалека. Для корректного построения интересных и удобных маршрутов нужно было научиться как-то разделять разные категории достопримечательностей, при этом все что у нас есть в OSM — это некая геометрия и набор тегов. Пришлось придумать набор эмпирических правил для назначения «важности» достопримечательности, в дальнейшем определяющей изменения весов в графе.

Изначально важность равна нулю и увеличивается при выполнении следующих условий:

  • +3 при наличии тега historic — он есть только у важных исторических зданий, да и то не у всех
  • +3 за наличие тегов wikipedia или wikidata. Свои страницы на вики есть обычно только у важных объектов
  • +1 за наличие link или url — свой сайт, опять же, есть далеко не у всех, но часто этот тег ведет на страницу какого-нибудь каталога и есть у мелких объектов
  • +1 за каждый тег name. Имя может задаваться кучей способов, могут быть всякие old_name для исторических названий или имена переведенные на другие языки. Опять же, наличие многих имен свидетельствует о достаточной важности объекта (раз кто-то запарился их все проставить)
  • building:architecture — архитектурный стиль, обычно ставится на всякие красивые памятники архитектуры

Этот список определен опытным путем и худо-бедно позволяет отделить Зимний дворец от безымянного граффити на окраине. В итоге важность равная 0 означает какой-то локальный мелкий безымянный объект (клочок зелени, граффити), около 3-4 — это уже что-то интересное (церковь, сквер где можно посидеть и отдохнуть), ближе к 10 начинаются достопримечательности городского уровня, тот же Зимний дворец.

Список не идеален и сильно пологается на данные OSM, которые зачастую неполны. Например, Нарвские ворота изначально имели всего одну единицу важности, так как кроме имени для них ничего не было проставлено. Пришлось сходить самому в OSM и добавить им имена, стиль, годы постройки, высоту (для корректного определения видимости, о чем дальше) и т.п. В общем-то в этом еще и общественная польза есть — для повышения качества маршрутов я время от времени иду в OSM и проставляю там отсутствующие теги, которыми затем могут пользоваться другие навигаторы или программы.

Области влияния

Достопримечательности бывают разного размера. Какую-нибудь небольшую скульптуру надо рассматривать с расстояния не более 5-7 метров. Медный всадник неплохо виден и с 20-30. Исаакиевский собор — одно из самых высоких сооружений в центре города — прилично виден с 200-300 (под этим я понимаю что туристу необязательно подходить вплотную, а вполне комфортно насладиться видом с такого расстояния, так-то его видно и за километр с другого берега Невы, но уже без деталей). Как же определить, на каком расстоянии достопримечательность должна влиять на маршруты пешеходов?

Медный Всадник и купол Исаакиевского собора вдалеке

Во-первых, я эмпирически построил радиусы видимости. Они зависят от всей доступной информации о достопримечательности и превращают ее в один из четырех радиусов: small 30 метров, medium 100, large 250 и huge 350 метров.

Немного особняком стоит видимость рек и парков. Для них я поставил 30 метров, т.е. примерно соответствует ширине набережной или улицы вокруг парка. Так как смотреть на парк издалека довольно бессмысленно, надо идти рядом с ним.

Тип видимости определяется по правилам:

  • Точечные (т.е. заданые OSM-типом Point) объекты это Small видимость, это обычно мелкие монументы и стрит-арт
  • Но точечные и с тегом historic это Medium, т.к. это часто крупные монументы на высоких постаментах, типа того же Медного всадника
  • Области менее 20*20 метров (way или relation) это Medium
  • Больше — Large
  • Если у объекта есть тег height (высота в метрах) или building:levels (этажность), то при высоте более 50 метров он считается Huge — это как раз сделано специально для Исаакия и прочих больших соборов и зданий, видимых издалека

Но возникла проблема: в условиях плотной застройки исторического центра СПб наивный подход с радиусами не работал, так как реальная область видимости какого-нибудь стоящего в глубине двора храма была намного меньше, по сути он виден только с участка улицы строго напротив него. Пришлось заняться построением честных (ну почти) полигонов видимости.

Церковь Святой Екатерины стоит в глубине двора, окруженная домами со всех сторон:

Сперва надо было определиться с препятствиями. Ну тут все просто, я взял и прочитал из OSM данных все полигоны с тегом building. Это будут полигоны, блокирующие нашу видимость. Затем написал простой наивный алгоритм построения полигона видимости точки с помощью трассировки лучей. Высокая точность мне там ни к чему, хватило десятка лучей на точку. Поначалу я не мудрствуя брал центроид геометрии достопримечательности, но это давало не лучшие результаты для протяженных (длинных и узких) зданий. Поэтому в дальнейшем для больших достопримечательностей я стал брать три точки — центроид и две наиболее удаленные от него и друг от друга точки на внешней границе. Почему я не стал строить видимость честно? Потому что если алгоритм построения области видимости точки тривиален (пускаем из точки лучи во все стороны, смотрим где они пересекли ближайшие препятствия, соединяем эти точки), то вот построить честную видимость ребра (и в итоге — полигона) уже гораздо сложнее (первое приходящее в голову решение — строить видимость двух концов ребра и объединять — очевидно неправильное).

В итоге получилась неплохая аппроксимация. Строит она неидеально, но для нужд пешеходной навигации такой точности нам достаточно. Единственная проблема — она не учитывает высотность зданий, т.е. любая мелкая будка нам перегородит обзор на пятиэтажную колокольню. Но тут уж ничего не поделаешь — OSM данные далеко не везде содержат этажность, да и строить объемы видимости в 3д гораздо сложнее. Хотя возможно я еще к этому вернусь.

Построенные полигоны видимости для этой и соседней церквей

Красота маршрута и как ее повысить

Итак, мы научились считать важность и видимость достопримечательностей и вроде бы стали строить неплохие маршруты. Во всяком случае это было так, пока я тестировал на центральных районах Санкт-Петербурга, имеющих очень высокую плотность красивостей на квадратный километр.

Однако стоило отойти чуть в сторону от центра, как внезапно алгоритм стал признавать свое бессилие. И построенный им маршрут стал совпадать с кратчайшим. Так как достопримечательностей в этих районах — кот наплакал, расположены они далеко друг от друга, поэтому при поиске пути по комбинированной метрике «красота + расстояние» вклад первого слагаемого оказывался околонулевым, в итоге алгоритм строил просто кратчайшие маршруты.

Конечно всегда можно было сказать «это не мы такие, это города у нас такие скучные», но это было бы не очень правильно. Поэтому я задался вопросом, как оценить построенный маршрут, и как можно его улучшить. Самое простое решение, сразу приходящее в голову — давайте удлиним маршрут, принудительно вставив в него крюк до какой-нибудь достопримечательности, оставшейся в стороне.

Теперь в случаях если а) общая сумма важности всех достопримечательностей маршрута на километр меньше некоей величины или б) пользователь сам выбрал построение максимально интересного маршрута мой алгоритм пытается его улучшить. Для этого строится изначальный маршрут, берется буфер вокруг него (его толщина определяется длиной, чем длиннее маршрут — тем более длинный крюк разрешается сделать), внутри этого буфера ищется несколько новых (еще не вошедших в маршрут) достопримечательностей со score>2 (мы не хотим делать крюки в километр к noname скверикам) и прокладываются новые маршруты от начальной точки к этой промежуточной цели, а от нее — к точке назначения. При этом дополнительно контролируется длина, в итоге мы должны получить маршрут не более чем в два раза длиннее кратчайшего пути между начальной и конечной точками.

Первая версия алгоритма (слева) оказалась бессильна найти что-то интересное и построила кратчайший маршрут. А вот версия с добавлением промежуточной достопримечательности (справа) включила в него ДОТ КВ-19, он находится в правом нижнем углу маршрута (на таком уровне зума его не видно, но сервис покажет его в списке и позволит найти на карте по клику на имени).

Тот самый ДОТ. Вообще в Купчино хватает подобных объектов, связанных с обороной Ленинграда, так как именно там проходили оборонительные рубежи города:

Конечно, далеко не всяких пешеход согласится делать крюк ради какой-то незначительной по его мнению достопримечательности. Именно поэтому сервис показывает длину маршрута по сравнению с кратчайшим и список достопримечательностей на нем, а уж пользователь может сам решить, интересен ли ему такой маршрут. Плюс есть ползунок, который позволяет сократить (или наоборот увеличить) максимально допустимый крюк.

На практике пришлось столкнуться еще с некоторыми проблемами и странностями. Во-первых при наивной реализации буфера вокруг маршрута он «вылезал» за начало и конец. И часто получались ситуации когда маршрут шел мимо конечной точки еще на пару сотен метров. Или наоборот, шел в противоположную сторону от конца со старта, и только затем возвращался к нужному направлению. Хоть такие маршруты и позволяли осмотреть больше достопримечательностей, пешеходы очень не любят когда их уводят сильно в сторону от цели. Пришлось сперва «выколоть» на навигационном графе область вокруг конечной точки (сделать ребра непроходимыми при поиске пути к промежуточной), а затем и вовсе строить буфер не вокруг всей линии маршрута, а лишь начиная с определенного расстояния от старта и заканчивая на определенном расстоянии до конца.

Второй проблемой были маршруты с возвратом по той же улице. Не знаю как вы, а я терпеть не могу возвращаться тем же маршрутом, которым я шел вперед. Всегда предпочитаю идти другой дорогой. И поэтому от своего алгоритма я пытаюсь добиться того же поведения. Правда вот с этим пока проблемы. В качестве первой попытки я сделал так, что все ребра (кроме последнего), участвовавшие в пути от старта до промежуточной точки, вырезаются из графа при поиске пути от промежуточной до конца. Это позволяет избежать возврата ровно тем же путем, но не защищает от почти такого же пути — например возврата по другой стороне той же улицы. Вырезание всех ребер в окрестности же часто делает нахождение обратного пути и вовсе невозможным. В общем тут еще остается над чем подумать. Хотя в этом плане мой алгоритм уже работает лучше, чем некоторые из конкурентов, которые на эту тему просто не задумываются и легко строят тупиковые ответвления маршрута.

Примеры работы

Текущая реализация находится на sightsafari.city
Там пока почти нет геокодера (есть OSM-ный, но он довольно плохо работает), поэтому точки лучше ставить прямо на карте, правым кликом или долгим тапом. Ползунок отвечает за тип маршрута: крайнее левое положение ищет кратчайший, без учета достопримечательностей, дефолтное третье дает неплохой баланс, крайнее правое — всегда пытается улучшить маршрут и часто генерирует довольно замысловатые пути.

Вот пара примеров. Маршрут от дома где я раньше жил до метро Московская по мнению Яндекса, скучный путь через дворы и небольшие улочки:

А вот маршрут по мнению моего алгоритма. Проходит через край парка Победы, мимо исторического музея, мимо Чесменской церкви и дворца, по площади Дома Советов мимо фонтанов и крутой сталинской архитектуры.

Чесменская церковь. Я и сам обычно делал небольшой крюк чтобы пройти в этом месте, а не через скучные дворы хрущевок напрямик.

Вот еще пример: кратчайший маршрут от Смольного (где находится администрация СПб) до станции метро «Площадь Восстания» идет по Суворовскому проспекту. Но там рядом, чуть в стороне, есть красивый Таврический сад, куда мой алгоритм предложит вам заглянуть.

Заключение

Пока сервис работает только для Санкт-Петербурга, Пушкина и Смоленска (зоны с доступной навигацией отмечены красным пунктиром). Еще многое предстоит улучшить, а для этого в первую очередь нужны отзывы. Так что пробуйте, пишите отзывы на маршруты (там есть кнопочка над списком достопримечательностей), надеюсь оно кому-то будет интересно и полезно.

По запросу могу подключить новые города — Москву, пожалуй, побоюсь, сервер треснет (хотя можно не всю, а только центр, конечно), вот что-то поменьше можно. Главное чтобы для этого региона был более-менее качественно размечен OSM, ну и чтобы были какие-то достопримечательности, с чем у маленьких городов все не очень интересно (в том же Смоленске, который я добавил для одного своего тамошнего товарища, все интересное кучкуется в 2-3 местах города, и обойти их можно безо всякой умной навигации).

UPD: добавил Москву в пределах ТТК, Уфу, Калининград, Нижний Новгород, Киев, Казань, Ростов-на-Дону, Благовещенск, Саратов, Пензу, Одессу, Минск, Екатеринбург, после чего на сервере кончилась память. Так что заявки на новые города временно не принимаются, пока я не придумаю как это дело оптимизировать.

UPD 2: Геокодер OSM, как я уже написал, работает плохо (знает мало адресов, требует структурированных данных на входе), поэтому лучше ставьте точки на карте вручную, а не вводите адрес. В дальнейшем что-то надо будет с этим придумать, но все нормальные геокодеры (например у Яндекса) стоят слишком ощутимых для хобби-проекта денег, а в бесплатной версии имеют слишком ограничивающую лицензию (например можно отображать результаты поиска только на карте самого Яндекса).

UPD 3: Завел паблик в ВК где можно будет выкладывать свои идеи, запросы новых городов и где я буду писать об обновлениях сервиса https://vk.com/public168028574

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Комарова

Научное общество учащихся

Туристический маршрут города Шахуньи

Исследовательский информационный проект

Секция «История. Обществознание»

Автор работы:

Смолина Анна

учащаяся 2 «А» класса

МБОУ Шахунской СОШ № 1

им. Д. Комарова

Руководитель:

Жукова Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

МБОУ Шахунской СОШ № 1

им. Д. Комарова

г. Шахунья

2015 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.  Теоретическая часть

1.1. История образования города Шахунья……………………………5

2.Практическая часть

2.1. Достопримечательности города Шахунья………………………….9

2.2. Анкетирование «Знаешь ли ты свой
город?»………………………13

2.3. Разработка туристического маршрута по городу Шахунья………14

Заключение……………………………………………………………………..15 Список
литературы…………………………………………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение

Садимся в мягонький вагон —
Путь до Шахуньи долог,
За бесконечный горизонт,
В рабочий наш поселок.

 «Всякому мила своя сторона» гласит народная мудрость. И с этим
трудно не согласиться. Ведь, куда бы не занесли человека жизненные дороги, в
сердце у него навсегда останется уголок, именуемый «малой» Родиной. Это  место,
где он родился, где впервые произнёс слово «мама», увидел восход солнца,
почувствовал прозрачность, свежесть, чистоту весеннего утра. Эти невидимые
живые нити связывают каждого из нас с родным домом, с родным городом, селом, с
окружающей природой, с прошлым и настоящим.

     Таким уголком для каждого шахунца является родная Шахунская
земля.

Имеет наш край и свои достопримечательности — исторические,
природные и культурные. О некоторых из них мне рассказали мама и бабушка. И мне
захотелось узнать об этих местах что-то новое, а затем поделиться своими
открытиями с жителями и гостями нашего города. Поэтому  тема моей
исследовательской работы  «Туристический маршрут города Шахуньи».

Проблема: Многие гости нашего города думают, что в нашем небольшом городке
нет ни каких достопримечательностей, здесь смотреть не чего. Но я хотела бы
показать, что в моем родном городе много интересных мест, которые достойны
внимания.

Актуальность: На сегодняшний день Шахунья – это молодой, развивающийся город.
Его достопримечательности я решила объединить в туристический маршрут. Пройдя
по нему, гости нашего города, и коренные жители узнают историю Шахуньи, самые
красивые ее места.

Цель работы:    выявление
 достопримечательностей города Шахунья для включения их в туристический маршрут
по городу.

Задачи:

 —
изучить литературу о городе Шахунья,


выявить достопримечательности города,


определить, являются ли эти достопримечательности особенными,


описать отличительные особенности города Шахунья,


составить туристический маршрут по городу Шахунья,


разработать буклет о достопримечательностях Шахуньи.

План работы

— сходить в библиотеку и изучить краеведческую  литературу,

— выбрать достопримечательности города,

— посетить достопримечательности и описать их, сфотографировать.

— составить туристический маршрут по городу Шахунья.

Методы исследования: Сбор и анализ материалов библиотеки и музея, работа с
периодической печатью, книгами, фотоматериалами.

Объект исследования: История развития города Шахунья, достопримечательности города.

Гипотеза:  Предполагаю,
что мой родной город может удивить даже самого изысканного туриста своей
природной красотой, интересной историей. Но для этого надо разработать
туристический маршрут, который позволит узнать все наши достопримечательности,
не пропустив, ни одной.

Продукт:  Карта с туристическими маршрутами по  городу  Шахунье, буклет о
достопримечательностях Шахуньи.

1.    
Теоретическая часть.

1.1 История образования города Шахунья

   Шахунский район образован в 1926 году из трех волостей при
слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В связи с недостаточной
обеспеченностью жильем и административными помещениями рабочего поселка станции
Шахунья центром района до 1930 года было село Хмелевицы. Возникновение и
развитие сегодняшнего административного центра — г. Шахунья — связано со
строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Киров. В 1912 году
прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода, трасса
будущей магистрали прошла рядом с деревней Шахунья, в трех километрах от
которой согласно проекту должна быть станция. Небольшая деревушка Шахунья
получила свое название от речки Шахунки, впадающей в речку Шара в самом ее
верховье.

     Название речки объясняют по-разному. Одни говорят, что речка
исстари была узкой, в любом месте ее легко было перешагнуть (“перешахивать”).
Другие рассказывают, что в долине речки были большие запасы торфа, и торфяные
берега легко размывались водой во время осенних дождей и в весеннее половодье.
Из-за этого речка часто меняла русло, приходилось переносить мосты через нее.
Речка «шахала». (Порой и сейчас в здешнем говоре можно услышать слово «шахать» 
 вместо шагать.)

   Месторасположение станции Шахунья было предопределено между
двумя небольшими речками: Черной и Самарихой.

   Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность
была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.

   Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно
со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. С началом первой мировой войны
строительство железной дороги остановилось, возобновившись только в 1918 году.
Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны
Нижнего Новгорода. В 1927 году был выстроен вокзал, который существовал до 1998
года. Началось строительство типовых одноэтажных домов для железнодорожников.
Росту поселка при станции способствовала созданная в 1924 году коммуна “Луч
Свободы”.

    В 1926 году население поселка при станции Шахунья составляло
всего около 300 человек. Большое значение в развитии поселка сыграло
строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырех лет, и в
1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда
потребовалось много рабочих рук. Далее создавались железнодорожные предприятия:
дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту
железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский
резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические
мастерские, создается железнодорожная строительная организация – строй участок
№ 7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской
железной дороге.

        

С 1938 по 1943 год население Шахуньи увеличилось на пять тысяч
человек и к началу 1943 года достигло 18,5 тыс. человек. 27 октября 1943 года
решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в
город.

   Молодой город в послевоенные пятилетки в короткий срок превратился
в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. На
сегодняшний день и на протяжении уже многих лет Шахунский район по уровню
социально-экономического развития занимает лидирующее положение среди северных
районов области.

Шахунья -13309 - Шахунья, Урень, Ветлуга, Тонкино, Тоншаево, Шаранга - Магниты с городами - Каталог ООО "МИР НН" Производство су 

01.01.2013 Шахунский район преобразован в городской округ город
Шахунья.

Сегодня Шахунья – это молодой, динамично развивающийся город, со
своей историей и достопримечательностями.

Трасса Р159, указатель Шахунья Мои дороги Шахунья -13321 - Шахунья, Урень, Ветлуга, Тонкино, Тоншаево, Шаранга - Магниты с городами - Каталог ООО "МИР НН" Производство су

Города и веси России - Шахунья Mobileportal

2.     Практическая часть.

2.1.         
Достопримечательности города
Шахунья.

 
Рассмотрим, какие интересные места есть в нашем городе.

 
Паровоз серии «ЛВ» является самым важным в истории развития города
памятником.  И это не случайно, так как город своим
появлением, ростом и развитием во многом обязан строительству
«Горьковской» железной дороги.

Шахунья, Варнавино, Красные Баки и Ветлужский (сентябрь 2012) - nordprod - Photo.Qip.ru / id: vax

Шахунья
– молодой городок, в нём нет древних храмов, но есть недавно
построенная Церковь Покрова Божьей Матери и несколько часовен. При церкви
находится воскресная школа.

Покровская церковь, Шахунья, трасса Р159 Мои дороги

  
Новый  физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант» включает в
себя: ледовую арену, спортивный зал, тренажерный зал, кафе, бассейн, а также
кинозал.

О ФОКе www.fok-shahunya.ru

  
Беспримерный подвиг в Великой Отечественной войне совершил 24 июня 1944 года
бывший ученик школы №1 города Шахунья командир танка Т — 34 гвардии лейтенант
Дмитрий Евлампиевич Комаров.
Это был первый и
единственный в истории войн танковый таран бронепоезда. Именем Д.Е.Комарова
названа школа и улица.

Есть
в нашем городе мемориал славы воинам, участникам Великой Отечественной войны.

А
также мемориал славы работникам и учащимся  Агропромышленного техникума, 
героям фронта и тыла.

  
Узорное ткачество – старинный вид народного ремесла. Эти народные традиции
возродились в 1971 году на Шахунской фабрике. На деревянных ткацких станках, из
экологически чистого волокна (только лен и хлопок) шахунские мастерицы стали
ткать изумительные по красоте вещи. В настоящее время предприятие «Тканые
узоры» является одним из ведущих предприятий в России, сохраняющих народные
традиции ручного ткачества.

Выставки ОАО "Тканые узоры" 

   
Есть и особая  «изюминка» – страусиная ферма, которая появилась в
2004 году, но успешно развивается, обеспечивает экзотическими яйцами
и мясом не только район, но и область. Хозяйство находится
в экологически чистом районе города, где вокруг более 100
километров нет ни одного промышленного предприятия, загрязняющего атмосферу и
почву. Для успешного производства продукции страусоводства (яиц, молодняка,
мяса и т.д.) завезены страусы из Финляндии, Дании и Швеции — стран наиболее
схожих с Россией по климатическим условиям. На данный момент в хозяйстве 52
птицы.

  
В последние годы в нашем городе появилось много новых красивых зданий. Одно из
них – торговый центр «Шахунский».

Вывод:
При изучении достопримечательностей города Шахунья я
поняла, что все они расположены географически обособленно друг от друга,
поэтому без разработки туристического маршрута нам не обойтись.

2.2.         
Анкетирование «Знаешь ли ты свой город?»

Для
подтверждения своей гипотезы я провела анкетирование в своем классе, целью
которого было выяснить, знают ли мои одноклассники, где находятся перечисленные
ранее достопримечательности.

 Вопросы
для анкетирования:

1. Знаешь ли ты, где находится памятник паровозу? 

 2. Знаешь
ли ты, где находится Покровская церковь?

 3. Знаешь
ли ты, где находится бюст Героя Советского Союза
Д.Комарова?

4. Знаешь
ли ты, где находится ОАО «Тканые узоры»?

5. Знаешь
ли ты, где находится страусиная ферма?

         6. Знаешь ли ты, где
находится  физкультурно-оздоровительный комплекс
«Атлант»?

         7. Сможешь ли ты провести гостя Шахуньи по всем этим
местам за один маршрут  и рассказать о них?       

Результаты
исследования:
 

В
анкетировании приняли участие 24 человека.

Результаты опроса были неожиданными. Мои одноклассники знают
перечисленные достопримечательности, но не знают, как пройти их за один
маршрут. Этот вопрос у них вызвал затруднение.

В какой очередности удобней посетить эти
достопримечательности?

Правильный ответ

4

Затрудняюсь ответить

20

Результаты опроса подтвердили, что разработка туристического
маршрута по городу Шахунья просто необходима. Ведь если коренные жители
сомневаются в маршруте, то, как сориентироваться гостям нашего города?

2.3.         
Составление туристического
маршрута по городу Шахунья.

  
Я была в Нижнем Новгороде, Адлере, Сочи, Москве, Кирове, Ялте. Путешествуя по
этим городам, мы с мамой не только отдыхали, но и старались узнать об этих
местах что-то новое, интересное. Поэтому ездили с экскурсией по этим городам. Слушая
рассказы экскурсоводов, я всегда удивлялась, какие интересные события
происходили в этих городах, какие замечательные люди в них жили. Приезжая
домой, я задумывалась, а что можно рассказать о моём родном городе и что можно
показать его гостям.

 
  Прогулявшись по улицам города Шахуньи, изучив его историю, я выбрала для
туристического маршрута такие объекты: бюст Героя Советского Союза Д. Комарова,
так как он находится возле школы, в которой я учусь. И я горжусь, что в нашей
школе учился такой замечательный человек.   Памятник паровозу – ведь именно с
железной дороги началось строительство нашего города. Хочется показать гостям
нашего города так же Покровскую церковь, страусовую ферму, физкультурно –
оздоровительный комплекс «Атлант», ОАО «Тканые узоры».

Для составления туристического маршрута мне понадобилась карта
города Шахунья. С помощью неё я  разработала два туристических маршрута.  

Маршрут № 1.

 Если вы приехали на поезде, то удобнее начать знакомство с нашим
городом  с памятника паровозу. Затем  Покровская церковь — бюст Героя
Советского Союза Д.Комарова — ОАО «Тканые узоры» — страусиная ферма —
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант».

Маршрут № 2.

Если Вы приехали на
автомобиле, то удобнее начать осмотр достопримечательностей  со страусиной
фермы – бюст Героя Советского Союза Д.Комарова — ОАО «Тканые узоры» — памятник
паровозу — Покровская церковь — Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант».

Карта с разработанными
туристическими маршрутами в Приложении 1.

Заключение

Обобщив полученный материал, я пришла
к выводу, что и по маленькому провинциальному городу, возможно,  разработать
туристический маршрут.

 Итоги работы:
Я считаю, что цель работы достигнута:  выявлены отличительные особенности
города Шахунья для включения их в туристический маршрут по городу.

Мне было очень интересно  узнавать
что-то новое из истории нашего города,  посещать достопримечательности,
фотографировать их,  составлять туристический маршрут.    

Значение и применение проекта: Я считаю, что разработанный мною туристический маршрут можно
использовать для проведения экскурсий гостям нашего города.

Моя гипотеза о том, что мой родной город может удивить даже самого
изысканного туриста своей природной красотой, интересной историей,  нашла
подтверждение. Познакомившись с историей нашего города, его
достопримечательностями, разработав туристический маршрут, я провела
виртуальную экскурсию для моих одноклассников, которая им очень понравилась.

Список использованной литературы:

1.    
Город у дороги. — Нижний
Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1999. – 240 с.

2.    
 «Край Шахунский северный» —
электронный ресурс
  — http: // www. libshax.ru

3.    
Козырев О.С. Маршрутами района.

4.    
Козырев О.С.,  Киверин
В.П.
 Родная сторона. — Шахунья,
2000. Библиотечка родного края. Записки краеведов.

5.    
Край шахунский северный [Текст]:
сборник стихов. — Шахунья: [б.и.], 2003. -56 с.

6.    
Наш край: [история заселения
Заветлужья] / сост. О. С. Козырев. — Шахунья:  1998. – 106 с.

7.    
Чипак И.П. История в наследство.

8.    
Шахунский район: история
заселения, природа, транспорт: [рукописный материал]. — Шахунья: Центральная
библиотека, 1987. – 56 с.

Приложение 1

На чтение 6 мин Просмотров 1.1к.

Если вы решили совершить путешествие по России на машине, то скорее всего вы опытный водитель (или такой человек вас сопроводит). Поэтому мы не будем напоминать о том, что с собой необходимо взять документы, деньги и т.д. Вместо этого, поговорим о достоинствах путешествия по городам России на машине:

  • вы сами решаете, по какому маршруту поехать и сколько времени проведете за рулем или в положении «сидя»;
  • двигаясь по своему маршруту, у вас появляется возможность охватить больше интересных мест;
  • дорога — это возможность провести время с близкими людьми и при этом вам никто не будет мешать;
  • на машине можно быстрее добраться до пункта назначения — не нужно тратить время на остановки и вокзалы.

Куда поехать на машине по России

Содержание

  1. Советы для путешествия по России на автомобиле
  2. 3 маршрута для путешествия
  3. Маршрут 1: Москва — Великий Новгород — Санкт-Петербург — Тверь
  4. Маршрут 2: Москва — Нижний Новгород — Казань — Саратов
  5. Маршрут 3: Москва — Тула — Воронеж — Волгоград — Тамбов

Советы для путешествия по России на автомобиле

Отправляясь в поездку, учтите некоторые особенности:

  • даже самых «крепких орешков» может укачать в дороге. Возьмите с собой таблетки от тошноты, а для детей приобретите специальные браслеты;
  • решите для себя, что вы хотите сэкономить: деньги или время. Проезжая по платным дорогам можно приехать в пункт назначения на 1-2 часа раньше, но придется заплатить;
  • заранее продумайте, где вы будете останавливаться. Если это гостиница, изучите отзывы и заблаговременно забронируйте номер. Таким образом вы не потратите много времени на поиск отеля;
  • проведите время в дороге весело, тогда сотни километров не покажутся вам бесконечными. Скачайте любимые треки и пойте по пути.

Топ- 5 лучших идей для путешествия по России в 2021 году

недорогой маршрут по России на машине

3 маршрута для путешествия

Предлагаем 3 маршрута, благодаря которым вы максимально познакомитесь с историей и культурой России. Все маршруты начинаются из Москвы, но они «круговые», так что можно отправиться из любого предлагаемого города.

Маршрут 1: Москва — Великий Новгород — Санкт-Петербург — Тверь

Всего км: 1480

Примерное время в пути: 15 часов

Зачем ехать: за несколько дней вы увидите самые интересные места двух столиц, а также красивейшие храмы Великого Новгорода. Тверь, стоящая на берегу Волги, славится своими набережными и церквями.

Из Москвы в Великий Новгород ехать примерно 6 часов. Вы проедете следующие интересные места:

  • озеро Сенеж в Солнечногорске, Московской области;
  • Сестрорецкий парк в городе Клин и набережная реки Сестра;
  • Водопад ПанИка в одноимённой деревне и старинный каменный мост в Тверской области;
  • старый город Вышний Волочёк с большим количеством достопримечательностей;
  • Бологое;
  • Валдайский Иверский мужской монастырь — тихое место на маленьком островке.

О Великом Новгороде можно рассказать многое: здесь большое количество старинных храмов, соборов и исторических памятников. Подробно об этом величественном городе мы писали ранее.

Погуляв сполна по улицам и достопримечательностям Новгорода, отправляйтесь в Санкт-Петербург. Дорога займет примерно 2 часа. В Питере обязательно посетите Эрмитаж, Невский проспект и другие интересные места, о которых мы писали здесь: Куда сходить в Санкт-Петербурге.

Следующий пункт маршрута — Тверь. По пути в город, обязательно остановитесь и посетите:

  • музей деревянного зодчества Василево рядом с Торжком;
  • музей мармелада в Лихославле;

Для осмотра достопримечательностей в Твери, вам хватит одного дня. Здесь много интересных мест и собраны они в центральной исторической части города на правом берегу Волги. Подробно о том, что посмотреть в Твери за 1 день читайте на Travels Time.

По всему маршруту есть платные дороги.

куда поехать по России на машине

Санкт-Петербург

Маршрут 2: Москва — Нижний Новгород — Казань — Саратов

Всего км: 2340

Примерное время в пути: 30 часов

Зачем ехать: увидеть необычные новгородские и саратовские достопримечательности и посетить третью столицу России.

Путь из Москвы в Нижний Новгород займет около 6 часов. По пути сделайте несколько остановок:

  • славный город Гороховец (назван в честь царя Гороха), расположен на правом берегу Клязьмы;
  • Лысая гора.

В Нижнем Новгороде прогуляйтесь по туристической улице Большой Покровской и скверу Горького. Также включите в список мест для прогулок Нижегородский Кремль, Чкаловскую лестницу и Верхне-Волжскую набережную.

После этого отправляйтесь в Казань. Уже через 5 часов вы окажетесь в третьей столице России, как называют этот город туристы. По пути можно посетить очень интересные места:

  • Чебоксары — один их чистейших и самых зеленых городов страны с многочисленными памятниками, красивым заливом и музеем пива;
  • Свияжск — город-остров с множеством храмов;
  • музей Татар Авылы — этнографическая деревня Исаково;
  • Иннополис — интересный современный городок.

Чтобы осмотреть все достопримечательности Казани, потребуется несколько дней. Что посмотреть в Казани мы писали здесь. Вдоволь насладившись необычными строениями и голубыми озерами, выезжайте в Саратов.

Дорога занимает 8 часов. По пути можно заехать в Ульяновск и Сызрань, чтобы перекусить и сфотографироваться возле знаменитых памятников.

Саратов — один из интереснейших городов Поволжья по архитектуре и сохранившейся истории. Для того чтобы познакомиться ближе с областным центром, посетите следующие места:

  • набережная Космонавтов;
  • проспект Кирова;
  • церковь Утоли моя печали;
  • Свято-Троицкий собор;
  • парк Липки.

Вернуться в Москву вы можете за 11 часов. Чтобы дорога не показалась длинной, делайте остановки в окрестностях Рязани, Пензы и Тамбова. Здесь много заповедников, монастырей и даже есть пещеры.

Куда сходить в Москве?

Казань

Маршрут 3: Москва — Тула — Воронеж — Волгоград — Тамбов

Всего км: 2100

Примерное время в пути: 24 часа

Зачем ехать: увидеть необыкновенные места, которые не увидишь в составе пакетов экскурсий и познакомиться с городом-героем Волгоградом.

Из Москвы в Тулу вы доберетесь за 2 часа. По дороге есть интересные пункты:

  • Мелихово;
  • Серпухов;
  • Поленово;
  • усадьба Руднева.

Самовары, пряники, Левша с подкованной блохой — это ассоциации, которые возникают при упоминании Тулы. Кроме этих сувениров и памятников, здесь есть немало необыкновенных мест, таких как например Тульский Кремль и музей оружия.

Осмотрев достопримечательности, следуйте в Воронеж. Время в пути — 4 часа. Обязательно посетите по дороге:

  • природный парк Кудыкина Гора в Липецкой области;
  • Задонск;
  • Усадьбу Скорняково-Архангельское — дом отдыха.

Воронеж — очень интересный город. Здесь есть много необычных памятников, корабль-музей, немало красивых храмов и гордость города — Адмиралтейская площадь.

Далее едем в Волгоград. Достопримечательности Волгограда: описание + фото. За рулем — 7 часов, поэтому лучше «разбавить» поездку любопытными местами:

  • поселок Анна и его визитная карточка — Церковь Рождества Христова;
  • Донской природный парк.

В Волгограде много знаменитых достопримечательностей, фото которых мы не раз видели. Но их стоит увидеть собственными глазами:

  • Мамаев Курган;
  • Памятник «Родина Мать зовет!»
  • Музей-панорама Сталинградская битва;
  • Мельница Гергардта;
  • Казанский собор в Волгограде;
  • пожарная каланча и др.

О Волгограде можно много говорить и также долго осматривать и погружаться в факты сталинской истории. С новыми знаниями и впечатлениями отправляйтесь в Тамбов.

Ехать около 6 часов. По пути можно заехать в столицу русской провинции, милый городок из анекдотов Урюпинск. А приехав в Тамбов обязательно сходите на городскую набережную на левом берегу реки Цны, а также посетите очень красивый Вознесенский монастырь и филиал Петергофа — усадьбу Асеевых. Вообще в городе очень много красивых соборов. Читайте о самых красивых монастырях России.

Дорога в Москву занимает 5 часов.

Кстати, довольно интересно проводить путешествия автостопом. Об этом читайте на страницах нашего сайта.

Волгоград

Путешествия по России на машине — это познавательно, интересно и недорого. А еще это приключения и совместные с близкими людьми воспоминания. Не упускайте возможности познакомится с новыми местами и интересными людьми.

Приятного отдыха!

Чем заняться в День города

Сегодня столица отмечает свой 875-й день рождения. С каждым годом многие районы в Москве становятся все более приспособленными для долгих пеших прогулок. Составили 10 маршрутов по самым интересным и запоминающимся местам столицы

По центру Москвы

Прекрасный маршрут длиной 5 километров для тех, кто хочет увидеть наиболее известные достопримечательности Москвы и параллельно заняться покупками. Начиная свой путь с Театральной площади, можно пройти до Лубянской площади и Китай-города. Оттуда, свернув в старые (и кое-где даже тихие) московские переулки, легко добраться до ГУМа с его многочисленными бутиками ведущих мировых брендов. Далее можно обойти Кремль вокруг, чтобы оценить просторы центра города и его историческую часть. Вернувшись к ГУМу, легко добираемся до метро «Площадь революции» и смело отправляемся по своим делам.

Шумные улицы и бульвары Москвы

Этот 8-километровый маршрут — отличный способ познакомиться с главными улицами Москвы и прогуляться по широким бульварам города. Начиная путь от станции метро Арбатская, стоит, прежде всего, пройти по Старому и Новому Арбату — с многочисленными барами, сувенирными магазинами, кафе и магазинами (обязательно загляните в ТЦ «Весна»!). После этого можно подняться по Тверскому бульвару до пересечения с Тверской улицей и пойти дальше — до Петровки. Чтобы продлить удовольствие, лучше всего не обходить стороной и Столешников переулок, который буквально преобразился в последние несколько лет. Закончить маршрут можно на Театральной площади и сходить в один из ближайших музеев Кремля.

От Китай-города до Пятницкой улицы

Маршрут не очень длинный (4 километра), но вполне подойдет для ознакомления с центром столицы. Выйдя из метро на Китай-городе, сворачиваем на Варварку и, любуясь древними церквями, расположенными по сторонам, идем к мосту через Москву-реку. Здесь лучше не сразу отправляться к Пятницкой улице, а пойти в обход, чтобы пройтись по тихим улочкам города, которых осталось в столице не так много. К тому же в результате вы сможете выйти прямиком к Третьяковской галерее и посетить одну из выставок. Ну а потом можно идти и на Пятницкую, чтобы зайти в один из баров или кафе, которых здесь множество.

Вид с Большого Москворецкого моста

От Цветного бульвара до Китай-города

Если вам нужно совершить покупки в корнерах молодых классных брендов и посмотреть Москву — вам стоит начинать свой маршрут от Цветного бульвара (с ТЦ «Цветной» и «Неглинная») и по Рождественке идти к Кузнецкому мосту, где непременно стоит посетить смотровую площадку знаменитого Центрального детского магазина. После можно вернуться к Рождественскому бульвару и, пройдясь по знаменитому Чистопрудному бульвару, выйти на Покровку, идеально подходящую для прогулок. По ней вы и дойдете до Китай-города.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

Парковая полоса

Еще один хороший способ сочетать культурную программу с наслаждением природой — пройтись от Кропоткинской до Нескучного сада. Во-первых, в начале пути вы сможете зайти в ГМИИ им. Пушкина, где всегда проходят замечательные выставки. Во-вторых, увидите Храм Христа Спасителя и самую модную площадку Москвы — территорию бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. И, в-третьих, вы прогуляетесь по Парку Горького и Нескучному саду — главным паркам столицы.

От Тверской до Красных ворот

Маршрут длиной почти 5 километров хорош уже тем, что вы пройдете всю Тверскую улицу насквозь — а это одна из самых красивых улиц Москвы! Дойдя до Исторического музея (который, если время позволяет, стоит непременно посетить), можно взять стаканчик мороженого в ГУМе и отправиться дальше — по Никольской улице к Лубянской площади. Здесь расположено много интересных кафе и баров, а также знаменитый книжный магазин «Библио-глобус»: находка для книголюбов. После этого стоит подниматься вверх по Мясницкой, держа путь к метро Красные ворота.

Монументальные дома и Новодевичий монастырь

Выйдя на Фрунзенской, отправляемся в небольшой парк при усадьбе Трубецких. Далее по широким улицам отправляемся к Новодевичьему монастырю, наслаждаясь по пути монументальной советской архитектурой — этот район всегда считался весьма престижным, и потому дома здесь строили на века, в прямом смысле слова. После посещения монастыря можно направиться к метро Спортивная или к Фрунзенской набережной.

От памятника Владимиру Маяковскому до МАММ

Пройдясь по Садовому кольцу (и заглянув в знаменитую «Нехорошую квартиру» Михаила Булгакова, при желании), скорее сворачиваем в переулки у Патриарших прудов. Здесь много уютных кафе и небольших баров — маленькая Европа в центре Москвы. Далее движемся к Арбату и заходим в ресторан «Прага», а после направляемся к Кропоткинской и Мультимедиа Арт Музею — перед тем, как зайти в метро, стоит непременно прогуляться по Пречистенке, где сохранились дома из совершенно разных эпох.

Памятник Владимиру Маяковскому

МГУ и окрестности

Отличную прогулку можно совершить, выйдя на станции метро Воробьевы горы и направившись к метро Университет. По пути — прекрасная зеленая зона Москвы, а также комплекс зданий МГУ. Простор, воздух, монументальные здания — в этом маршруте есть все, что нужно для спокойной и умиротворенной прогулки. Идеальный выбор для летнего теплого вечера.

Природный заказник Воробьевы горы

Кутузовский проспект и Поклонная гора

Интересный маршрут, демонстрирующий все разнообразие архитектуры города. Выйдя возле комплекса «Москва-Сити» и вдохновившись современной архитектурой, направляемся на один из самых просторных проспектов столицы — Кутузовский. Пройдя его, стоит заглянуть в Парк Победы на Поклонной горе, чтобы полюбоваться открывающимися видами и увидеть Монумент Победы, а также Триумфальную арку.

Скукота — главный враг экскурсий. Если туристам скучно на экскурсии, то это для них зря потраченное время, а для экскурсовода — плохие отзывы. В этой статье разберем, как сделать экскурсию интересной с самого начала ее разработки. Простым языком я расскажу легкий способ, как составить и написать экскурсию, чтобы она была насыщена полезной, достоверной и эмоциональной информацией. Подскажу где брать мощные идеи, как работать с историческим материалом, зачем нужен портфель экскурсовода и нужно ли придумывать вымышленные истории, чтобы «добавить огоньку».     

В ходе моего 8-ми летнего опыта экскурсовода, я замечал, что туристы мало что запоминают из экскурсии и порой жалуются на скукоту (особенно дети). Я много раз перерабатывал мои экскурсии и искал способ сделать их увлекательными, яркими и запоминающимися для любой категории экскурсантов (детей в том числе). Постепенно я разработал способ, который помогает мне составлять и писать новые экскурсии, которые вызывают максимальный положительный отклик у моих туристов. В этой статье поделюсь своими наблюдениями и методом.

Тема экскурсии или Что лучше приготовить туристам: винегрет или мясо по-французски?

Если вы думаете, что и так понятно про тему экскурсии, и зачем вообще об этом говорить, то вы ошибаетесь! Я был поражен, когда сделал для себя открытие, что многие гиды (даже с опытом) не имеют четкой темы своей экскурсии. Сейчас объясню, что я имею ввиду.

Красная нить или зачем вообще нужна тема экскурсии?

Тема экскурсии нужна, чтобы информация была структурирована в определенной логической последовательности. Четкая структура легко укладывается в голове самого экскурсовода, а также легче усваивается и запоминается туристами.

Начинать составлять новую экскурсию нужно с темы экскурсии. Важно, чтобы сам экскурсовод в первую очередь осознавал какую главную тему он собирается раскрыть в процессе экскурсии. Ведь тем может быть множество, и темы могут быть совершенно разные даже на одном и том же маршруте. Например: про искусство и литературу; про архитектуру, про быт, про кушанья, про заводы и фабрики, легенды и еще великое множество.

Но экскурсовод должен выбрать одну главную тему и сосредоточиться на этой выбранной теме, которая будет максимально интересна его туристам.

Почему это важно?

Я не раз замечал, как гиды способны рассказывать об одном и том же объекте совершенно разные вещи! Экскурсовод часто говорит о том, о чем ему самому рассказывать интереснее. Один углубляется в стили архитектуры, другой в любопытные истории, третий в легенды, четвертый в исторические реалии и т.д. 

А поскольку на каждый памятник время ограничено, то туристы узнают только одну какую-то сторону “данной медали”. То есть, чтобы туристу увидеть “слона” в объеме, ему нужно взять три или четыре разных экскурсовода и пройти с каждым отдельно один и тот же маршрут! 

Теперь понимаете, почему очень важно, чтобы сам экскурсовод осознавал какую тему (еще ее можно условно назвать идеей) он будет раскрывать на маршруте и освещать объекты в нужном ракурсе. Это настоящее мастерство! У гидов-любителей обычно конкретной темы или идеи нет. И в этом их ошибка.

Приведу конкретный пример. В моем старинном городе Коломне есть Кремль. Там много храмов, крепостные стены, башни, памятники известным людям, тематические музеи, старинные домики и др. Все эти достопримечательности разных веков, по разным причинам построены. Какую тему выбрать? 

Обычно экскурсию условно называют: «Древний град Коломна» или «Жемчужина Подмосковья» и т.п. Красивые названия, но абстрактные. Тут можно любой город подставить: «Жемчужина России», «Древний град Суздаль (Кострома, Рязань и др.)».

Многие гиды просто идут по кругу и, что видят, о том и “поют”. Получается куча-мала, винегрет. Внимание слушателей прыгает в разные эпохи, связи никакой, и в голове остается полный хаос после такой экскурсии. Вроде экскурсия была, но туристы ничего не помнят! 

Другой пример. Тот же маршрут, те же памятники. Тема экскурсии: «Коломна — вторая столица Подмосковья». У туристов сразу вопрос: «Почему?» Ходим, смотрим, изучаем, думаем вместе. Разбираемся. Сравниваем. В конце туристы осознают тему, их глаза разума открываются. Все памятники встают в стройный ряд под нужным углом зрения. «Спасибо, дорогой экскурсовод, вы перевернули наше представление о вашем скромном городишке!» — примерно такая реакция происходит.

Наша память работает по определенным законам:

zakoni-pamyati-sostavit-ekskursii

А теперь сами подумайте, какая экскурсия будет интереснее и запомнится лучше? При написании экскурсии обязательно держите перед собой эти «Законы памяти» и проверяйте ваш текст. Это типа чек-листа для проверки качества вашей экскурсии (да и вообще любого выступления).

Тема экскурсии — это связь, это “красная нить”, которая проходит через все объекты маршрута. Она объединяет все воедино и строит красивую экскурсию. Когда идея доходит до слушателей, осознается ими, то у экскурсантов возникает будто бы озарение! Все встает на свои места, они видят картину целиком. Значит тема раскрыта.

Теперь понятно, почему экскурсовод должен иметь и постоянно держать во внимании свою главную тему и методично ее раскрывать при написании текста экскурсии на всем ее протяжении?

Власть идей или Как найти тему для экскурсии

В основе выбора темы всегда лежит история. И здесь экскурсоводу нужно не просто почитать и “зазубрить” историю родного края. Нужно углубиться, подумать и суметь выделить из истории особенно сильные моменты, яркие отличия, важные идеи. А потом составлять маршрут в нужной логической последовательности. Если на маршруте каких-то памятников уже давно нет, то нужно распечатать старинные фотографии, схемы, карты, рисунки и т.д., чтобы дополнить недостающие звенья цепи.

Как только вы осознаете какую-то сильную идею в истории вашего города, то тема появится сама собой.

Тот же пример. Мой город — Коломна (Московская обл.). Обычно местные гиды называют свои экскурсии: “Древний град Коломна”, или “Жемчужина Подмосковья”. Согласитесь, очень расплывчатые названия. Неясно о чем будет речь. Так и происходит то, что я описал выше — исторический винегрет.

Я же написал экскурсию на тему: “Коломна — вторая столица Подмосковья”. Это моя генеральная тема, так как на протяжении нескольких веков Коломна действительно была второй столицей в княжестве Московском. И здесь были все атрибуты столичного города: дворцы князей и епископов, каменные соборы, мощная крепость и т.д. Важнейшая историческая роль города и его памятники связываются воедино и представляются туристам.

На всем протяжении маршрута я доказываю, что название экскурсии — это не просто “для красного словца”. Все истории, легенды и памятники, которые я рассказываю и показываю, так или иначе подчеркивают мою генеральную тему. Через них я постоянно напоминаю туристам о главной теме, и до туристов (постепенно) доходит моя идея. В конце экскурсанты должны осознать важность, величие вашего города также, как и сам гид. 

Вместо рецепта «винегрет», я кормлю моих туристов экскурсиями по рецепту «мясо по-французски», за что они мне очень благодарны, так как уходят более сытыми!

Тогда вы справились с задачей. Поздравляю! 

Как найти много экскурсионных тем и зачем их так много нужно

Обычно у экскурсоводов на вооружении два, три стандартных маршрута. Соответственно две, три темы (если они вообще есть). 

Далеко не всегда туристы могут заранее выбрать экскурсовода, который бы раскрыл им ту тему, которая им самим ближе или сумел бы вовремя переключиться, подстраиваясь под интересы туристов.

Именно поэтому есть мнение (особенно у детей или молодежи), что экскурсии — это что-то очень скучное. На самом же деле: просто тема не совпала с уровнем восприятия туристов.

Для детей должны быть свои экскурсионные темы, для молодежи другие, для обывателей третьи, для ученых четвертые. Может быть и одна тема на всех, но тогда экскурсовод должен уметь “говорить на разных языках”, учитывая уровень восприятия слушателей. 

Но в идеале, у хорошего экскурсовода должно быть на вооружении несколько тем даже для одного маршрута! 

Множество разнообразных экскурсионных тем позволит гиду:

1) Создавать новые интересные экскурсии даже по старым избитым маршрутам. 

2) Заходить с разных неожиданных сторон. 

3) Создавать совершенно новые маршруты.

4) Привлекать на свои экскурсии максимальное количество туристов.

В государственных музеях обычно подход серьезный, научный, академический. Темы выбирает и разрабатывает по ним экскурсии научный совет. Потом текст дают экскурсоводу, и он не имеет права далеко уклоняться от него. Такие музейные экскурсии конечно заслуживают всяческого уважения. 

Но туристы в большинстве не слишком образованы. У них много пробелов в знании истории и серьезные научные экскурсии для них часто скучны и непонятны. 

Частные экскурсоводы более свободны в выборе экскурсионных тем. Если музейным экскурсоводам платит зарплату государство, то индивидуальным гидам платят туристы. Поэтому нам жизненно важно выбирать такие темы экскурсий, которые вызовут максимальный интерес, любопытство у туристов. Тогда они не только заплатят с удовольствием, но и друзьям порекомендуют.

Итак, как находить сильные, яркие темы:

  1. Нужно найти в истории родного края яркие, мощные, уникальные явления.
  2. Выделить эти явления в отдельный список. Озаглавить их. Это и будут ТЕМЫ экскурсий.
  3. Отобрать все памятники, объекты, которые относятся к каждой конкретной теме.
  4. Описать, как конкретно, именно к этой теме, данный памятник относится.

Такая структуризация позволит вам самим ярко и четко увидеть все сильные стороны вашего края, поможет быстрее составить и написать экскурсию наполненную глубоким смыслом. О сильных сторонах вашего края и нужно будет говорить. Обыденность и серость никого не интересует.

Если вы все правильно сделаете, то у вас получится набор остро заточенных инструментов. Вы точно будете знать для какого случая нужно достать тот или иной инструмент. Вы сами и ваши экскурсанты сразу поймут, что вы настоящий мастер рассказывать истории и факты. 

Как правильно применять темы в экскурсиях, чтобы не провалить «миссию»

kak-napisat-ekskursiyu-interesno

Здесь бывает обычно два варианта.

  1. Вы представляете список ваших экскурсий на разные темы, а экскурсанты сами выбирают, что им больше нравится.
  2. Экскурсанты хотят что-нибудь интересненькое, но точно не знают, чего именно.

В первом варианте проще. Сразу понятно, что экскурсанты более осознанны, знают, чего хотят.

Во втором варианте гиду нужно понять уровень знаний, интересы и т.д. Я обычно немного знакомлюсь с туристами, спрашиваю откуда они приехали и выбираю тему, которая им будет ближе и понятней. Обязательно учитываем, если есть дети.

Например, для обычных экскурсантов лучше всего подходит тема «Москва и Коломна – две столицы княжества Московского», для детей – «Тайны и легенды Коломенского Кремля», для технарей-ученых – «Уникальные памятники архитектуры Коломны», для верующих и мистиков – «Чудотворные святыни» или «Места Силы».

Еще раз обращу ваше внимание на важность обозначения и раскрытия конкретной темы! Экскурсанты видят ваш город через вас! Сфокусировав внимание на важной и понятной их разумению теме, экскурсовод вдохновит своих туристов на нечто великое и прекрасное, удовлетворит их любопытство, приятно шокирует, а, возможно, вообще перевернет их представление об истории.

Где брать материалы для составления экскурсии и как с ними работать, чтобы быстрее составить и написать экскурсию

Я думаю, что в наше время проблем с количеством информации нет. Есть очень много проблем с качеством информации. Понятно всем, что для экскурсии можно брать материалы в библиотеках, архивах, интернете. А вот, как правильно работать с этой информацией – это очень важно!

У экскурсоводов-любителей возникает сильное искушение почитать всякие интересные захватывающие статьи и истории в интернете. А вот научные серьезные исследования и работы изучать хочется далеко не всем. Скучновато там копаться и под экскурсию адаптировать.

Я тоже так сначала делал. Но потом меня стали ловить на ошибках мои экскурсанты, задавая вопросы и споря со мной. И вот тогда я стал обращаться к авторитетным научным источникам, чтобы убедиться в своей правоте. И мне часто становилось стыдно. Оказывается, в интернете очень много исторического бреда. Разные статьи даже противоречат друг другу. Много фантазеров на YouTube просто выдумывают исторические факты на ходу.

Да, никто не может знать всё! Но по своей узкой конкретной теме экскурсовод должен знать больше всех. Он должен знать наиболее точную информацию из реальных источников или от адекватных исследователей. Нужно также проверять информацию, чтобы в случае спора, экскурсовод мог легко сослаться на источник его знаний, а не на байку фантазера-блогера.

Но начинать все-таки надо с интернета!

Так намного быстрее. Там блогеры, журналисты уже наверняка нашли массу шокирующих идей для экскурсий. Это их работа. Берем эти идеи, проверяем их в качественных источниках, отбираем самые яркие и достоверные и пишем экскурсию. А ложные и полностью выдуманные идеи нам тоже пригодятся. Ведь теперь после проверки, вы легко сможете их опровергнуть и будете выглядеть еще более выгодно как специалист.

«Все наоборот» или Лучший подход к составлению экскурсии

по моему мнению, он такой:

1)    Найти в интернете интересные, захватывающие истории, факты о вашем крае.

2)    Проверить темы и идеи в источниках. (После отбора вы уже будете читать не все подряд, а источники именно по этим темам)

3)    Написать простым (или литературным) языком по каждой интересной теме отдельную статью или экскурсию, опираясь на источники, а не на блогеров.

4)    Спланировать маршрут по теме.

5)    Напечатать необходимые фотографии, иллюстрации, карты, схемы и т.д.

Как выбрать удачную тему и маршрут, если вы начинающий экскурсовод

Если вы частный гид (особенно начинающий), которому нужно зарабатывать деньги и кормить семью, то сначала всегда начинайте с маршрутов, по которым уже путешествуют туристы. Подбирайте популярные темы, которые уже известны. Не нужно изобретать велосипед. Наверняка, самые лучшие маршруты уже разработаны до вас. Просто посмотрите какими дорогами водят туристов ваши коллеги.   

Вас пока никто не знает. У вас нет личного бренда. Но зато ваш город или край завлекает путешественников своими красотами, загадками, памятниками. Пользуйтесь этим. 

Однако, с помощью данного метода, о котором я в этой статье и рассказываю, вы можете значительно улучшить чужую готовую экскурсию. Я сам так и делал в начале. Мне давали готовый текст экскурсии. Я смотрел его, проверял, выделял новую яркую генеральную тему. Структурировал, добавлял эмоциональных историй. И у меня получалась моя личная оригинальная экскурсия! Причем с минимальными усилиями.

Это вообще, стал мой некий навык обработки информации. Данную статью я пишу по этому же методу. Заметили? Это гремучая смесь того, что было в интернете и моего опыта «из головы». С чистого листа очень тяжело писать, даже если вы великий эксперт в данной теме. Легче сначала посмотреть, что другие написали, потом найти их ошибки и пробелы. И потом уже писать в полной уверенности, что ваша информация будет актуальна и оригинальна (как в дипломной работе гуманитарных ВУЗов, если вы там учились).

Потом, когда накопите много благодарных отзывов и вас будут рекомендовать друзьям, вы построите ваш личный бренд экскурсовода. Ваше имя станет известным и люди будут заказывать экскурсии только у вас. Тогда вы сможете разрабатывать более редкие, эксклюзивные темы и маршруты. И их будут покупать! И будут покупать дорого!

Вам также будет полезна моя статья: «Как продавать экскурсии туристам каждый день — личный опыт», в которой я рассказываю о самых лучших способах продаж экскурсий и нахождения клиентов в наше время.

Почему надо обязательно ПИСАТЬ текст экскурсии своими словами

Чтобы составить качественную и интересную экскурсию её надо… написать!

Да, да, именно написать! Своими словами.

Если экскурсовод никогда еще не писал текст экскурсий для себя, а только запоминал и рассказывал то, что писали другие, то его экскурсии никогда не будут зажигательными. И неважно сколько лет он уже работает. Может быть его экскурсии будут правильными, достоверными, но зажигать не будут. Ведь для того, чтобы зажечь других нужно иметь огонь в себе. И зажигается этот огонь экскурсовода тогда, когда вы пропускаете информацию через себя и пишите текст своей экскурсии.

Я много раз проводил этот эксперимент. Читал, запоминал, рассказывал. Вроде все очень даже не плохо получалось. После сотен повторений наступает усталость, потом выгорание. Идеи экскурсии больше не кажутся выдающимися, понимаешь, что продаешь воздух. Смысл и желание работать пропадают.

И тогда я начинаю писать. Снова поднимаю источники, перечитываю. Нахожу новые факты, проверяю. По мере написания отдельных экскурсионных статей приходит Видение новой глубины. История оживает и снова начинает вдохновлять. Переписываю свою экскурсию, исходя из новой глубины своего видения.

И вот я как новенький! Мне снова хочется в бой! Мне не терпится поделиться с миром моими открытиями, идеями, великими историческими событиями.

Писать нужно своими словами, делать выводы, вдумываться, анализировать, задавать вопросы самому себе. Почему именно так произошло в той истории? Как объяснить поступок известной личности, который изменил многие судьбы? Какие реалии времени оказывали влияние на психику людей, заставляя их поступать так, а не иначе?  И так далее. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы, тогда и приходит видение разума.

Например, были времена, когда соль и сахар стоили на вес золота, за них велись войны. Представьте себя в это время. И вам многое станет понятно.

Экскурсовод-мастер должен видеть историю. Тогда он легко сможет буквально погрузить своих слушателей в другую реальность и зажечь их своими идеями.

Можно, конечно, так не заморачиваться, как я сейчас написал. Это совет только для тех гидов, которые хотят, чтобы их экскурсии были по-настоящему интересными, зажигательными (а не просто были). И это очень классная практика борьбы с выгоранием экскурсовода. А вы уж сами решайте, надо вам это или нет.

Процесс самостоятельного написания экскурсии раскроет ваш внутренний творческий потенциал и усилит вашу энергию многократно. Это будут чувствовать и ваши туристы.

«Кошмар экскурсовода» или как составить и провести экскурсию для детей, чтобы им не было скучно

Вы знаете, чего больше всего боятся экскурсоводы? Детей! Да, да, детей, я не опечатался.

kak-sostavit-ekskursiyu-dlya-detey

Дети не будут делать вид, что им интересно, если это не так. Они не будут терпеть нудную экскурсию. Они будут шуметь, отвлекаться и т.д. И чем больше детей в группе, тем сложнее удерживать их внимание.

Работать с детьми действительно трудно. У меня на экскурсии были группы детей более 40 человек, и я знаю, о чем говорю. Чтобы составить интересную экскурсию для детей нужен особый подход.

Вот правила, которые я лично использую, составляя и проводя экскурсию с детьми:

1)    Детям нужно задавать много вопросов. Их нужно вовлекать в экскурсию. Естественно, учитывая их уровень разумения.

2)    Детям нужно давать задания-поиски. Для этого им можно дать карту, схемы древнего города. Описать, как выглядит важный объект экскурсии и попросить его найти.

3)    Нужно рассказывать простым языком, ритмично, с паузами. Дети должны успевать следить за мыслью экскурсовода. Можно даже переспрашивать их. Понятно ли я рассказал? Обратная связь с детьми – это важно.

4)    Дети очень тонко и быстро считывают отношение экскурсовода, его чувства. Гид должен рассказывать эмоционально, искренне переживая за то, о чем он говорит. Если экскурсоводу наплевать на своих героев и памятники, то также и детям будет наплевать на всю экскурсию и самого гида.

5)    Детям нужно рассказывать больше историй, пробуждая их воображение. Через истории их надо знакомить с достопримечательностями на маршруте.

С моей точки зрения, экскурсии для детей могут проводить только самые настоящие мастера своего дела. Экскурсия – это не лекция в институте. Это максимально близко к выступлению актера или журналиста. И здесь не только нужно иметь исторические знания, но также очень важно уметь общаться и убеждать своих слушателей.

Ведь экскурсовод выступает в роли лидера, ведущего и должен соответствовать этой роли. И чем большее количество человек (особенно детей) идет за гидом, тем больше энергии он должен уметь отдать этим людям.

Создание портфеля экскурсовода. Шпаргалка для гида или визуализация для туриста?

Портфель экскурсовода – это комплект фотографий, карт, схем и т.п.. Психологи давно доказали, что информация усваивается намного лучше, если задействовать максимальное количество органов чувств.

А через зрение мы воспринимаем 80% информации.

Я часто вижу экскурсоводов без «портфеля». Однако, считаю, что портфель действительно очень важен.

Во-первых, для самого экскурсовода. Фотографии в портфеле расположены в строгой логической последовательности и помогают не сбиться, не запутаться самому гиду. Особенно начинающему экскурсоводу такой комплект помогает как шпаргалка.

Во-вторых, туристам намного легче представлять и сравнивать, что было раньше, и как выглядят памятники сейчас. Экскурсанты, видя старинные фотографии, карты и схемы, проникаются ощущением истинности слов экскурсовода. Все это вызывает больше доверия, уважения и благодарности к гиду-специалисту.

Для детей особенно необходимо использовать такие наглядные пособия. И чем их будет больше, тем лучше.

Резюме

Итак подведем итоги.

Чтобы составить и написать интересную экскурсию, за которую туристы будут вас благодарить и писать восторженные отзывы нужно:

  • найти главную тему экскурсии, исходя из истории и памятников вашего региона
  • эта тема должна выделять сильные, яркие стороны вашего региона
  • тема должна затрагивать сильные идеи, наводить на размышления, удивлять
  • вы должны писать текст экскурсии учитывая уровень образования ваших туристов
  • вы должны написать разные варианты экскурсий на одном маршруте для разных туристов
  • нужно использовать интернет для ускорения поиска, но обязательно проверять информацию в источниках
  • сначала выбирайте популярные маршруты и темы
  • пишите экскурсии своими словами, простым легким языком, даже на специальные темы
  • для детей пишите экскурсию отдельно с элементами игры, поиска, вопросов-ответов, но не забывая о теме, которая будет им тоже понятна
  • используйте фото, карты, схемы
  • включайте истории, эмоционально окрашивайте текст

Итак, друзья, в этой статье я не только рассказал, как составить и написать экскурсию, но и как сделать её максимально интересной для любых категорий ваших экскурсантов. Пишите ваши экскурсии легко, быстро, увлекательно, и мой метод, надеюсь, вам в этом поможет. Если возникнут какие-то вопросы, то пишите их в комментариях, я постараюсь ответить.

Внимание НОВИНКА, этот урок здесь!!! Если вы частный гид или планируете им стать в 2022 г, то обязательно скачайте БЕСПЛАТНО мини-книгу «Создание Системы продаж экскурсий через личный сайт с нуля. Пошаговое руководство». В ней я показываю самую современную технологию, как можно получать стабильный поток туристов через личный сайт. Раскрываю, как можно создать этот сайт самостоятельно (без программистов и дизайнеров). Даю методику, позволяющую частному экскурсоводу построить личную систему продаж экскурсий через интернет.

»Забирайте, пока ваши конкуренты еще не внедрили эту технологию в вашем городе!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти проценты выполнения плана
  • Как найти девушку в бишкеки
  • Как найти в стихотворении художественные образы
  • Как навсегда исправить свою осанку
  • Как найти олега иванова