Как составить интерпритацию

Интерпретация — сложная целостность анализа художественного произведения и собственного индивидуального восприятия человека, который и будет интерпретировать текст. Хотя интерпретация и является продуктом вдохновения, она имеет определенное форму строения и обязательные элементы.

Что потребуется для интерпретации

  • письменные принадлежности;
  • толковый словарь;
  • художественное произведение;
  • работы литературных критиков;
  • огромного терпения и усидчивости.

Пошаговая инструкция выполнения интерпретации

1. Хорошо изучите произведение, интерпретацию которого вам необходимо написать. В процессе изучения фиксируйте в тесте более важные и интересные моменты, которые могут вам помочь с анализом. В интерпретацию должны быть внесены цитаты из художественного произведения, поэтому, чтобы не тратить время на повторный поиск, их лучше фиксировать сразу.

2. Послу чего вам необходимо построить наглядный план вашей работы, в который будет включена тема текста, идея писателя, идиостилические особенности писателя, характеристика образов главных героев и композиционные особенности. В связи с тем, какая жанровая специфика, части плана могут подвергаться изменению, уменьшится в объеме или смениться другими. К примеру, если вам необходимо сделать интерпретацию текста о природе, то, само собой, пункта — характеристика образов главных героев в вашем плане будет отсутствовать.

3.Далее внимательно проверьте каждый аспект анализа. Старайтесь как можно меньше делить анализ на части. Не делайте резких переходов от темы к идее, от идеи к особенностям композиции и так далее, у вас должны быть плавные логические переходы.

4. При выделении темы не делайте поспешных и однозначных выводов. Хорошо подумайте, обоснуйте свою точку зрения, ведь вы можете очень крупно ошибиться. Ведь в художественной литературе рассматривают множество различных тем, которые являются очень важными для конкретного времени.

5. Также, сложным заданием будет — определить замысел автора. Бывает, что и известные литературоведы, которые посвятили много лет для изучения работы какого-либо писателя, не могут прийти к одному мнению, касающейся идеи конкретного произведения. Наиболее часто это происходит из-за прижизненных противоречивых сообщений писателя и многозначной трактовкой литературного произведения.

6. Если ваша работа связана с таким дискуссионным текстом, то сначала лучше отметить взгляды и слова автора в данном вопросе, а после привести личное мнение.

7. Чтобы судить особенности композиции, вначале необходимо обозначить стандартное устройство композиции, в которую должны быть включены: экспозиция, развитие действий, завязка, развязку, кульминацию. Также, не обязательными, но очень значимыми элементами будут эпилог и пролог.

8. Можно опираться на отсутствие или наличие конкретной компонента композиции. Также вы можете остановится на роли, которую выполняет каждая часть.

9. Для описания характеристики главных героев вы можете опереться на принцип их полного отличия между собой или какого-либо сходства (антигерой — герой).

10. Описывая идиостилические особенности автора, вы можете обращать внимание на специфическую лексику, которая была им использована, намеренно сложных или, совсем наоборот, простых синтаксической структуры, обращении к фольклору и так далее. Ваша цель — отобразить всю индивидуальность и особенность манер творчества конкретного писателя.

Как писать интерпретацию

Интерпретация – это сложный синтез анализа художественного произведения и вашего личностного восприятия. Будучи продуктом вдохновения, интерпретация, тем не менее, имеет определенную структуру и обязательные компоненты.

Как писать интерпретацию

Вам понадобится

  • — Художественное произведение;
  • — письменные принадлежности;
  • — работы литературных критиков;
  • — толковый словарь.

Инструкция

Внимательно прочитайте произведение, интерпретацию которого будете писать. Во время прочтения отмечайте в тексте наиболее интересные и важные моменты, которые могут пригодиться при анализе. Интерпретация обязательно должна включать цитаты из художественного текста, поэтому их лучше выделять сразу, чтобы не тратить время на повторный поиск.

Затем составьте примерный план своей работы, включающий тему произведения, авторскую идею, особенности композиции, характеристику главных героев, особенности идиостиля писателя. В зависимости от жанровой специфики пункты плана могут видоизменяться, сокращаться или заменяться другими. Например, если вам нужно написать интерпретацию произведения о природе, то характеристики главных героев в работе не будет.

Далее подробно остановитесь на каждом аспекте анализа. Избегайте жесткого деления на разделы. Делайте плавный логический переход от темы к идее, от идеи к композиционным особенностям и т.д.

Выделяя тему, не спешите сделать однозначные выводы. Поразмышляйте, аргументируйте свою точку зрения, иначе вы можете попасть впросак. Ведь чаще всего в художественных произведениях рассматривается целый комплекс тем, актуальных для определенной эпохи.

Определение авторского замысла – также непростая задача. Иногда даже маститые литературоведы, посвятившие ни один десяток лет изучению творчества какого-нибудь писателя, не могут прийти к единому мнению относительно идеи определенного произведения. Чаще всего это связано с прижизненными противоречивыми заявлениями авторов и неоднозначной трактовкой литературного текста.

Если вы интерпретируете такое дискуссионное произведение, то сначала укажите взгляды и высказывания автора по данному вопросу, а затем приведите собственные предположения.

Чтобы судить о композиционных особенностях, сначала следует выделить стандартную структуру композиции, включающую экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Существенными, но не обязательными являются пролог и эпилог.

Можно исходить из наличия или отсутствия определенных элементов композиции. Вы также можете остановиться на роли, которую выполняет каждый компонент.

Характеристику образов главных героев вы можете строить по принципу их сходства между собой или же кардинального отличия (герой – антигерой).

Описывая особенности идиостиля писателя, вы можете акцентировать внимание на использовании специфической лексики, нарочито сложных или, напротив, очень простых синтаксических конструкциях, обращении к фольклору и т.д. Ваша задача – раскрыть всю неповторимость и уникальность творческой манеры данного автора.

Источники:

  • Специфические и неспецифические средства психодинамической

Интерпретация текста

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Основные, самые значимые темы произведения, на ваш взгляд (о чем говорится в произведении).
4. Главные проблемы произведения, на ваш взгляд.
5. Идея и пафос (что хотел сказать автор, его взгляд на затронутые проблемы, к чему он призывает).
6. Основные художественные образы (кратко проанализировать героев: имена, социальное положение, взгляды на мир, чувства, взаимоотношения с другими людьми, какая проблема/проблемы связаны с этим героем), ваше отношение к этим героям.
7. Ваше личное мнение, отношение к данному произведению (в интерпретации оно должно быть главным, от него нужно отталкиваться при анализе произведения).

На любой предмет или ситуацию можно взглянуть с разных ракурсов, и у каждого наблюдателя сложится своё субъективное мнение. Если это мнение сложилось не под влиянием впечатления, а благодаря логическому осмыслению, его называют интерпретацией. Сегодня мы подробно рассмотрим данное понятие и разберёмся, как оно используется в разных сферах.

Что такое интерпретация?

В общем случае интерпретация – это логически осмысленная концепция, объясняющая суть некоего предмета, символа, события или явления. Термин образован от латинского слова interpretatio, которое переводится как «истолкование» или «объяснение». Он используется в разных сферах, и смысл может существенно различаться.

Основные синонимы:

  • толкование, истолкование;
  • трактовка, трактование;
  • объяснение, разъяснение;
  • понимание смысла;
  • представление («в моём представлении»).

Получая любую информацию, каждый из нас понимает её по-своему. На это влияют уже имеющиеся знания, паттерны мышления, психоэмоциональное состояние, отношение к полученной информации и прочие факторы. Поскольку мышление каждого человека индивидуально, мы интерпретируем одни и те же явления по-разному. Часто мы даже не задумываемся о том, что намёк или сказанную фразу другой человек понимает совершенно не так, как мы ожидаем.

Более того, мы сами не замечаем, как неосознанно интерпретируем похожие события по-разному. Трактовка зависит от наших представлений о морали и нравственности, степени одобрения этого события и даже от сиюминутного настроения.

Интерпретация каких-либо явлений или объектов может быть также формой профессиональной деятельности. К примеру, одно и то же литературное произведение могут перевести два разных переводчика. И это будет две разных интерпретации. Разные оркестры по-разному исполняют одни и те же музыкальные композиции. Разные художники могут совершенно по-разному нарисовать один и тот же предмет, а разные критики – по-разному объяснить одну и ту же картину.

Интерпретировать можно практически всё: знаки, погодные явления, формулировки законов, литературные произведения, фильмы и отдельные сцены из них. Даже результаты научных исследований подлежат интерпретации.

Примеры употребления термина

Рассмотрим несколько примеров употребления слова «интерпретация» в повседневной жизни:

  • этот фильм – вольная интерпретация романа.
  • иногда песня становится хитом, будучи перепетой, хотя авторская интерпретация не была успешной.
  • большинство сказок Пушкина – вольная интерпретация народного творчества.
  • такую интерпретацию этой истории я слышу впервые!
  • экспериментальная интерпретация кабриолета пришлась по душе ценителям марки.

Сферы применения

Интерпретация встречается в разных сферах деятельности. При этом суть данного понятия может существенно меняться в зависимости от конкретной сферы. Рассмотрим основные варианты подробнее.

В научном познании

Данный вид познания подразумевает получение новых знаний на основе логического анализа уже имеющихся достоверных знаний. Эти знания должны быть как-то интерпретированы, поэтому интерпретация является одним из методов научного познания.

В литературоведении

Литературный язык – тонкий инструмент, которым все авторы пользуются по-своему. Каждый вырабатывает свой почерк и стиль, использует особые средства выражения мыслей. Все они подмечают разные детали, по-своему видят события, и поэтому их слова об одних и тех же вещах звучат по-разному. Это и есть авторская интерпретация.

Также авторской интерпретацией является перевод. Любой переводчик старается максимально точно передать авторский стиль, идеи и эмоции. И всё же переводы у всех получаются разными и отражают почерк переводчика. Каждый такой перевод является уникальной интерпретацией авторского произведения.

В музыке

Любое музыкальное произведение несёт некую авторскую задумку. Но и исполнитель вкладывает что-то от себя, представляя слушателям собственную интерпретацию. Музыка предоставляет множество возможностей для этого. Разные музыкальные инструменты, разные техники игры, новые пассажи и аранжировки позволяют сделать каждое исполнение музыкального произведения уникальным.

В изобразительном искусстве

Здесь термин «интерпретация» используется сразу в двух значениях:

  • это то, как художник изобразил на холсте картину, увиденную им в реальном мире.
  • это смысл, который видит в картине человек, глядя на неё. Не обязательно быть ценителем искусства, чтобы видеть в живописи что-то своё.

Огромный простор для интерпретаций даёт абстракционизм. Причём это пространство возможностей присутствует как у художника в момент создания картины, так и у любого человека, который в будущем эту картину увидит и попытается понять её смысл.

В психологии

Психолог подробно изучает случай каждого пациента, уделяя внимание каждой детали, проводит тесты, задаёт вопросы. По результатам обследования он составляет свою интерпретацию – обоснованное объяснение истоков и причин его психического состояния.

В программировании

Существуют разные способы исполнения компьютерных программ, но основными являются два:

  • компиляция – текст программы предварительно преобразуется в бинарный код и запускается уже в таком виде;
  • интерпретация – пользователь запускает программу в виде исходного текста, каждую инструкцию которой поочерёдно выполняет специальная программа – интерпретатор.

В юриспруденции и политике

Юристы и политики, преследуя свои интересы, нередко прибегают к собственной интерпретации текстов нормативно-правовых актов.

Виды интерпретации

Выделяют три основных вида интерпретации:

  • Естественно-научная. Это способ соотнесения теории с практикой, объяснение того, как теоретические измышления соответствуют реальности.
  • Логико-математическая. Данное значение подразумевает преобразование между разными аксиоматическими системами. При этом за скобки выносится вопрос о том, насколько такие преобразования применимы к реальности.
  • Гуманитарная. Два предыдущих вида предъявляют требования к строгости и логической стройности. Гуманитарная интерпретация представляет собой установление смысла, вольную трактовку так называемых «текстовых структур» (любых вербальных и невербальных знаковых систем).

Интерпретация в психоанализе

По сути, основная часть работы психоаналитика заключается в том, чтобы интерпретировать общую картину, которая сформировалась у него в результате общения. Пациент рассказывает о своих переживаниях, мыслях, сомнениях, страхах и прочих деталях своей жизни. Из сказанного психоаналитик должен сформировать общую картину, учитывая, что пациент искажает факты как осознанно, так и неосознанно. Правильная интерпретация позволяет определить неосознаваемые потребности и вспомнить важные события, повлиявшие на психическое состояние пациента.

В психологии используется несколько видов интерпретации:

  • Генетическая. Этот вид интерпретации основывается на поиске причин существующих переживаний и конфликтов в далёком прошлом, нередко в раннем детстве. В её основе лежит реконструкция прошлого, требующая щепетильного сбора информации по крупицам.
  • Динамическая. Этот вид основан на идентификации конфликтующих психических тенденций, наблюдаемых у пациента. Психоаналитик должен учитывать, что пациент переносит на него свой прошлый опыт общения с другими людьми (обычно родственниками), из-за чего информация, которую он даёт, ощутимо искажается.
  • Аналогическая. Здесь основным материалом для анализа являются сны, которые обычно спровоцированы реальными переживаниями. Задача психоаналитика заключается в том, чтобы определить, какие конфликты и переживания скрыты за абстрактными образами и аллегориями.

Интерпретация в психоанализе подразумевает, что картина постепенно меняется и дополняется за счёт добавляющегося материала. Закономерным результатом должно стать более точное и полное понимание пациентом собственной жизни.

Обновлено: 26.05.2023

Презентация на тему: » Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С 2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.» — Транскрипт:

1 Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.

3 Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. Интерпретация — толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста. (Сл. Д.Н. Ушакова) Интерпретация фрагмента текста состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его содержательный анализ.

4 (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)»Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой узлом на пузе завязанной рубашке. (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости. (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)

5 Часть 3 (сочинение-рассуждение) выполняется на основе того же текста, который предложен для работы над тестовыми заданиями. Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий. Такой анализ соотносится с комплексным анализом содержания текста, который используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы Задания А проверяют: понимание основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

6 Этапы работы над сочинением: Анализ фрагмента текста — этап понимания: понять предмет анализа; сформулировать суждение (тезис); дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста — этап объяснения: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами- аргументами из текста. Вывод — этап обобщения: Личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.

7 Анализ фрагмента текста: на первом этапе необходимо понять предмет анализа Финал текста обычно указывает (прямо или косвенно) на основную мысль (идею). А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (-ев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления героя, вызванные описанным событием. Главный герой – мальчик, главное событие — встреча с маленькой скрипачкой. Отношение – чувства, переживания, вызванные этой встречей. Таким образом, предмет анализа : чувства, переживания мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой.

12 Примером-аргументом в сочинении- интерпретации не может служить интерпретируемая фраза. Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего с цитированием, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

14 Вывод — личностное отношение к герою, к теме или проблеме рассказа: Герою надолго запомнится эта встреча.

15 План работы над сочинением С2.2 Анализ фрагмента текста: определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис; дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста аргументами. Вывод: Выразить личностное отношение к герою, теме или проблеме текста

16 Структура рассуждения Тезис (-ы) (тезис об общем смысле фразы и пояснения, комментарий; тезис-интерпретация текста) Примеры-аргументы Вывод

Интерпретация — сложная целостность анализа художественного произведения и собственного индивидуального восприятия человека, который и будет интерпретировать текст. Хотя интерпретация и является продуктом вдохновения, она имеет определенное форму строения и обязательные элементы.

Что потребуется для интерпретации

  • письменные принадлежности;
  • толковый словарь;
  • художественное произведение;
  • работы литературных критиков;
  • огромного терпения и усидчивости.

Пошаговая инструкция выполнения интерпретации

1. Хорошо изучите произведение, интерпретацию которого вам необходимо написать. В процессе изучения фиксируйте в тесте более важные и интересные моменты, которые могут вам помочь с анализом. В интерпретацию должны быть внесены цитаты из художественного произведения, поэтому, чтобы не тратить время на повторный поиск, их лучше фиксировать сразу.

2. Послу чего вам необходимо построить наглядный план вашей работы, в который будет включена тема текста, идея писателя, идиостилические особенности писателя, характеристика образов главных героев и композиционные особенности. В связи с тем, какая жанровая специфика, части плана могут подвергаться изменению, уменьшится в объеме или смениться другими. К примеру, если вам необходимо сделать интерпретацию текста о природе, то, само собой, пункта — характеристика образов главных героев в вашем плане будет отсутствовать.

3.Далее внимательно проверьте каждый аспект анализа. Старайтесь как можно меньше делить анализ на части. Не делайте резких переходов от темы к идее, от идеи к особенностям композиции и так далее, у вас должны быть плавные логические переходы.

4. При выделении темы не делайте поспешных и однозначных выводов. Хорошо подумайте, обоснуйте свою точку зрения, ведь вы можете очень крупно ошибиться. Ведь в художественной литературе рассматривают множество различных тем, которые являются очень важными для конкретного времени.

6. Если ваша работа связана с таким дискуссионным текстом, то сначала лучше отметить взгляды и слова автора в данном вопросе, а после привести личное мнение.

7. Чтобы судить особенности композиции, вначале необходимо обозначить стандартное устройство композиции, в которую должны быть включены: экспозиция, развитие действий, завязка, развязку, кульминацию. Также, не обязательными, но очень значимыми элементами будут эпилог и пролог.

8. Можно опираться на отсутствие или наличие конкретной компонента композиции. Также вы можете остановится на роли, которую выполняет каждая часть.

9. Для описания характеристики главных героев вы можете опереться на принцип их полного отличия между собой или какого-либо сходства (антигерой — герой).

10. Описывая идиостилические особенности автора, вы можете обращать внимание на специфическую лексику, которая была им использована, намеренно сложных или, совсем наоборот, простых синтаксической структуры, обращении к фольклору и так далее. Ваша цель — отобразить всю индивидуальность и особенность манер творчества конкретного писателя.

Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста.

Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение

  1. Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение?
  1. Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание?

Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении?

Какой мотив (микротема) становится главным?

  1. Какими средствами выразительности показаны мысли, чувства, переживания лирического героя?
  1. Как воспринимается стихотворение в контексте исторической эпохи, литературы?

9. Какое чувство оставило стихотворение?

Стихотворение … было создано, написано, опубликовано…

Стихотворение выражает чувства автора (восприятие автором) периода, эпохи, времени…

Стихотворение вошло (включено автором) в цикл, сборник, том…

Стихотворение посвящено (кому? чему?) …

Стихотворение вызывает сложные (противоречивые, яркие, незабываемые, сильные) чувства (эмоции)…

Стихотворение привлекает внимание ярким и образным языком (необычным звучанием, особым мелодическим ритмом, яркими образами)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь неторопливый, плавный ритм…

Медленный, плавный ритм стихотворения как будто завораживает (привлекает внимание)…

Стихотворение звучит резко, отрывисто …

В стихотворении чувствуется напряжённый, маршевый, песенный ритм…

Это звучание (ритм) достигается (обеспечивается, создаётся, возникает) благодаря стихотворному размеру ( интонации, звуковой организации: ассонансу (преобладанию гласных звуков), диссонансу (преобладанию согласных звуков), рифме)…

Стихотворение разделено (не разделено) на строфы…

Стихотворение начинается и заканчивается строфами…

Стихотворение можно разделить на две части…

Стихотворение построено на антитезе (контрасте, противопоставлении) …

Тема стихотворения я (основной мотив) раскрывается от строфы к строфе…

Главная мысль (идея) в том, что…

Лирический герой переживает (испытывает, чувствует) себя…

Душевное состояние лирического героя раскрывается при помощи художественно-изобразительных средств: тропов (эпитетов, метафор, олицетворений и т. д.), стилистических фигур, лексических и грамматических средств.

Тема стихотворения звучит и в произведениях поэтов …

Образы стихотворения перекликаются с образами в произведениях…

Тема стихотворения (главная мысль, идея) не нова…

Стихотворение оставило сложные (противоречивые, яркие) чувства (эмоции, впечатление) …

Интерпретация – это сложный синтез анализа художественного произведения и вашего личностного восприятия. Будучи продуктом вдохновения, интерпретация, тем не менее, имеет определенную структуру и обязательные компоненты.

Как писать интерпретацию

  • Как писать интерпретацию
  • Что такое интерпретация
  • Как написать интерпретатор
  • — Художественное произведение;
  • — письменные принадлежности;
  • — работы литературных критиков;
  • — толковый словарь.

Внимательно прочитайте произведение, интерпретацию которого будете писать. Во время прочтения отмечайте в тексте наиболее интересные и важные моменты, которые могут пригодиться при анализе. Интерпретация обязательно должна включать цитаты из художественного текста, поэтому их лучше выделять сразу, чтобы не тратить время на повторный поиск.

Затем составьте примерный план своей работы, включающий тему произведения, авторскую идею, особенности композиции, характеристику главных героев, особенности идиостиля писателя. В зависимости от жанровой специфики пункты плана могут видоизменяться, сокращаться или заменяться другими. Например, если вам нужно написать интерпретацию произведения о природе, то характеристики главных героев в работе не будет.

Далее подробно остановитесь на каждом аспекте анализа. Избегайте жесткого деления на разделы. Делайте плавный логический переход от темы к идее, от идеи к композиционным особенностям и т.д.

Выделяя тему, не спешите сделать однозначные выводы. Поразмышляйте, аргументируйте свою точку зрения, иначе вы можете попасть впросак. Ведь чаще всего в художественных произведениях рассматривается целый комплекс тем, актуальных для определенной эпохи.

Определение авторского замысла – также непростая задача. Иногда даже маститые литературоведы, посвятившие ни один десяток лет изучению творчества какого-нибудь писателя, не могут прийти к единому мнению относительно идеи определенного произведения. Чаще всего это связано с прижизненными противоречивыми заявлениями авторов и неоднозначной трактовкой литературного текста.

Если вы интерпретируете такое дискуссионное произведение, то сначала укажите взгляды и высказывания автора по данному вопросу, а затем приведите собственные предположения.

Чтобы судить о композиционных особенностях, сначала следует выделить стандартную структуру композиции, включающую экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Существенными, но не обязательными являются пролог и эпилог.

Можно исходить из наличия или отсутствия определенных элементов композиции. Вы также можете остановиться на роли, которую выполняет каждый компонент.

Характеристику образов главных героев вы можете строить по принципу их сходства между собой или же кардинального отличия (герой – антигерой).

Описывая особенности идиостиля писателя, вы можете акцентировать внимание на использовании специфической лексики, нарочито сложных или, напротив, очень простых синтаксических конструкциях, обращении к фольклору и т.д. Ваша задача – раскрыть всю неповторимость и уникальность творческой манеры данного автора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение?

Каково первое впечатление о стихотворении?

Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание?

Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении?

Какой мотив (микротема) становится главным?

Какова главная мысль стихотворения?

Каково душевное состояние лирического героя?

Какими средствами выразительности показаны мысли, чувства, переживания лирического героя?

Как воспринимается стихотворение в контексте исторической эпохи, литературы?

9. Какое чувство оставило стихотворение?

Стихотворение … было создано, написано, опубликовано…

Стихотворение выражает чувства автора (восприятие автором) периода, эпохи, времени…

Стихотворение вошло (включено автором) в цикл, сборник, том…

Стихотворение посвящено (кому? чему?) …

Стихотворение вызывает сложные (противоречивые, яркие, незабываемые, сильные) чувства (эмоции)…

Стихотворение привлекает внимание ярким и образным языком (необычным звучанием, особым мелодическим ритмом, яркими образами)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь неторопливый, плавный ритм…

Медленный, плавный ритм стихотворения как будто завораживает (привлекает внимание)…

Стихотворение звучит резко, отрывисто …

В стихотворении чувствуется напряжённый, маршевый, песенный ритм…

Это звучание (ритм) достигается (обеспечивается, создаётся, возникает) благодаря стихотворному размеру ( интонации, звуковой организации: ассонансу (преобладанию гласных звуков), диссонансу (преобладанию согласных звуков), рифме)…

Стихотворение разделено (не разделено) на строфы…

Стихотворение начинается и заканчивается строфами…

Стихотворение можно разделить на две части…

Стихотворение построено на антитезе (контрасте, противопоставлении) …

Тема стихотворения я (основной мотив) раскрывается от строфы к строфе…

Главная мысль (идея) в том, что…

Лирический герой переживает (испытывает, чувствует) себя…

Душевное состояние лирического героя раскрывается при помощи художественно-изобразительных средств: тропов (эпитетов, метафор, олицетворений и т. д.), стилистических фигур, лексических и грамматических средств.

Тема стихотворения звучит и в произведениях поэтов …

Образы стихотворения перекликаются с образами в произведениях…

Тема стихотворения (главная мысль, идея) не нова…

Стихотворение оставило сложные (противоречивые, яркие) чувства (эмоции, впечатление) …

Стихотворение не вызывает сильных чувств, потому что …

Стихотворение запомнилось, стало для меня…

Этапы работы над сочинением

Рекомендации по содержанию композиционных частей сочинения, средства создания высказывания.

I.Вступительная часть сочинения (не более 3-5 предложений).

II. Основная часть. Раскрытие содержания, художественных особенностей, смысла и значения эпизода (не менее пяти абзацев, в каждом не менее 5 предложений).

III. Заключительная часть

(не более 3-5 предложений)

I.1. Об истории создания произведения, его исторической основе (если есть), обозначьте основные (или главную) проблемы произведения.

2. Об особенностях жанра произведения, обусловленность выбора жанра проблематикой произведения, герои и образы.

Роман … … был написан в … (создавался в течение…)

В основу романа (повести, рассказа, пьесы, произведения) положены реальные (исторические, вымышленные, фантастические, автобиографические) события (эпизоды)…

В произведении поставлены (освещены, затронуты) проблемы … Основная идея — …

Жанр произведения (автор, название) своеобразен. Это (философский, исторический, психологический, эпопея и др.) роман (пьеса).

Выбор жанра обусловлен проблемами, поставленными автором в произведении: …

Основная проблема произведения раскрывается писателем на примере запоминающихся героев, ярких образов, значительных и захватывающих эпизодов…Один из таких эпизодов — …

II.1. Как может быть озаглавлен эпизод?

2. Каковы тема и сюжет эпизода? (О чём идёт речь в эпизоде?) Участники эпизода.

3. Кратко охарактеризуйте душевное состояние участников сцены.

4. Какие авторские мысли раскрываются в эпизоде и какими средствами это достигается: диалог, авторская характеристика, речевая характеристика, композиция, описания внешности, действий, интерьера, природы и т. д.?

5. Как связан этот эпизод с другими эпизодами произведения? В каких эпизодах произведения выражены те же мысли?

6. Каково значение эпизода для выражения идеи (главной мысли) всего произведения?

III. 1. Какое место занимает эпизод в произведении?

2. Какое впечатление произвёл эпизод на читателя, какие мысли и чувства вызвал?

Эпизод (сцена) … один из самых выразительных и значительных в романе (пьесе, произведении).

В эпизоде (сцене) … с наибольшей силой раскрывается идея о… Поведение героев, их слова подтверждают авторскую мысль о …

Эпизод не оставляет читателя равнодушным, он вызывает яркое впечатление (чувства, эмоции),

Читайте также:

      

  • Наблюдение без оценивания величайшая ступень развития человеческого ума сочинение
  •   

  • Сочинение по английскому языку на тему спорт 8 класс 15 предложений
  •   

  • Сжатое сочинение 6 класс
  •   

  • Видео сочинение декабрь 2020
  •   

  • Героическое прошлое россии сочинение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Призовой уголок фнаф 9 как найти
  • Активные сеансы в вайлдберриз как найти
  • Unknown device работает неверно как это исправить
  • Как найти домашнего паука
  • Как исправить текст в телеграмме