Как составить интервью по статье

22 февраля 2021 г.

Бумага интервью дает читателю детальное понимание предмета. Он может предложить читателям глубокое понимание точки зрения интервьюируемого на важные темы посредством анализа их ответов. Независимо от того, подаете ли вы заявку на работу в журналистике или хотите стать лучшим писателем, знание того, как составить интервью, может улучшить ваши навыки письма. В этой статье мы обсудим, как написать интервью, включая исследование и подготовку к вашему эссе.

Что такое интервью?

Интервью — это эссе, в котором представлены различные взгляды на тему или выбор предметов с использованием данных, полученных в ходе интервью с одним или несколькими людьми. Наиболее важным отличием интервью является то, что вашими источниками являются люди, предпочтительно авторитеты в теме, а не научные работы или книги по этой теме.

Интервью широко распространены в журналистике. Они позволяют читателям получать качественную информацию по важным темам от квалифицированных специалистов в данной области. Например, эссе-интервью, в котором вы брали интервью у психолога, специализирующегося на психическом здоровье элитных спортсменов, может дать более глубокое понимание ситуации популярных спортивных деятелей.

Хорошо написанное интервью будет обращено непосредственно к читателю и заставит его почувствовать, что именно он берет интервью у эксперта. Поэтому очень важно, чтобы интервью было увлекательным. Вам также необходимо взять интервью у знающего человека, который может предоставить новую информацию по этому вопросу.

Как подготовиться и написать эссе для интервью

Написание интервью требует тщательного выбора темы, определения цели, поиска подходящего интервьюируемого и многого другого. Вот пошаговое руководство, которое поможет вам создать убедительное эссе для интервью:

1. Определите цель статьи

Цель вашей статьи будет определять вашу тему, читателей и темы, которые будут затронуты в эссе. Если вы пишете о мнении, лучше всего найти авторитетного собеседника, который может дать ценную информацию вашим читателям.

Статьи на научные, медицинские или медицинские темы требуют экспертных знаний профессионала. Если вы пишете на общедоступную тему, у вас должно быть мнение более чем одного человека, чтобы предоставить вашей аудитории несколько точек зрения на проблему.

Цель эссе также может зависеть от того, является ли оно воспитательным или информативным. Если вы пытаетесь обучать читателей, вы хотите выбрать тему, которая находит отклик у вашей аудитории. Например, вы можете взять интервью у эксперта по офисной политике, чтобы обсудить, как предотвратить разногласия между старшими и младшими сотрудниками.

2. Изучите тему

Вы должны понимать тему интервью, чтобы подготовить качественный материал по ней. Это делает крайне важным исследовать тему, чтобы узнать о совокупности знаний и пробелах, которые может заполнить ваша работа. Сделайте свое эссе увлекательным, задавая вопросы, которые помогут аудитории узнать новую информацию, которую они могут использовать для решения проблем.

Вы можете прочитать хорошие интервью, книги и другие материалы по этому вопросу, чтобы развить интересные точки зрения. Изучение работ выдающихся экспертов отрасли также может стать отличной темой для вашего интервью.

3. Подготовьте свои вопросы

Задавать качественные вопросы — важная часть написания отличного интервью. Легко разработать сильные вопросы, если ваше исследование тщательно. Вы можете использовать комбинацию прямых и открытых вопросов, чтобы получить подробные ответы и разъяснения от собеседника.

Открытые вопросы лучше всего подходят для подробного объяснения сложных вопросов, потому что они позволяют опрашиваемому предоставить более подробную информацию для понимания непрофессионалами. Используйте вопросы с ответами «да» или «нет», чтобы получить конкретные ответы.

Желательно подготовить больше вопросов, чем вы планируете задать. Во время интервью вы можете выбрать те, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят для интервьюируемого или ситуации. Выделите или расположите вопросы в порядке важности, чтобы максимально увеличить время общения с интервьюируемым.

4. Свяжитесь с интервьюируемым и подготовьтесь к интервью

Как только ваши вопросы будут готовы, и вы поймете тему в достаточной степени для интервью, свяжитесь с вашими консультантами. Важно выбирать людей, которые являются авторитетом в этом вопросе. Объясните, кто вы, и расскажите человеку, почему вы выбрали его для интервью. Всегда имейте альтернативный источник на случай, если первый собеседник откажется или потеряет интерес.

Если вы собираетесь записывать или расшифровывать ответы, попросите человека предоставить письменное разрешение. Спросите их согласие перед интервью, если вы планируете фотографировать, и договоритесь о дате, времени и месте.

5. Проведите интервью

Выберите тихое место, например, библиотеку, парк или офис интервьюера, и приходите туда вовремя. Если трудно встретиться лично, вы можете взять интервью по телефону, видеосвязи или другим электронным средствам.

Важно делать заметки, даже если вы записываете интервью, потому что это поможет вам выделить важные моменты во время обсуждения. Вы также можете прослушать запись, чтобы вспомнить контекст вопросов, затронутых интервьюируемым. Это может помочь вам избежать искажения мнения человека.

Собеседование требует отлично навыки общения. Задавайте четкие, недвусмысленные вопросы, которые не смутят интервьюера. Активно слушайте и подождите, пока интервьюируемый закончит, прежде чем задавать дополнительные вопросы. Даже если вы хотите, чтобы человек уточнил ответ, старайтесь не перебивать его на полуслове. Заставьте их чувствовать себя расслабленными.

Вы также должны записать свои мысли и впечатления сразу после интервью для лучшей артикуляции при написании эссе. Поблагодарите интервьюера за то, что он нашел время и усилия, чтобы предоставить свое профессиональное понимание темы.

6. Отформатируйте бумагу

Формат вашей статьи зависит от эссе-интервью, которое вы хотите написать. Существует три основных типа документов для интервью, в том числе:

Интервью с повествовательным эссе

Для этого нужен сюжетный формат. Это требует письменного изложения точки зрения, которая может принадлежать вам или собеседнику.

Личное интервью

Это также может быть в формате вопросов и ответов, но с прямыми кавычками. Тон может быть неформальным, а писать можно от первого и второго лица.

Вопрос ответ

Это формат диалога. Используйте этот формат, когда вы берете интервью у одного или нескольких людей, которые связаны между собой.

7. Создайте план и напишите статью

Интервью должно состоять из введения, основных абзацев и заключения. Вступительный абзац должен содержать информацию, которая привлечет внимание читателя и побудит его продолжить чтение.

Первое предложение может быть мягким определением, подчеркивающим важность темы. Создайте контекст со вторым предложением, указав, как тема связана с вашей аудиторией. Третий — это тезис, в котором подчеркивается, какую пользу читатели получат от прочтения статьи. В заключение упомяните те моменты, которые вы затронете в интервью.

В основных абзацах подробно рассказывается об основных моментах интервью. Предоставьте факты, интересные детали и идеи, которые сделают интервьюируемого авторитетом в этом вопросе. Основная часть вашего интервью должна быть связана с идеями, изложенными в тезисе.

Вы можете обсуждать сколько угодно идей, но важно оставаться в теме и держать информацию актуальной для аудитории. Уважайте мнение собеседника и постарайтесь четко выразить, какие мысли принадлежат вам, а какие — их. В заключении обобщите основные аргументы и закончите запоминающимся утверждением.

8. Вычитка

Перед отправкой эссе несколько раз вычитывайте текст. Удалите лишние предложения и фразы и проверьте структуру, грамматику, стиль, пунктуацию и общую согласованность. Вы можете передать эссе другому человеку для обратной связи. Когда окончательный вариант готов, рекомендуется отправить его интервьюируемому перед публикацией, чтобы убедиться, что вы правильно изложили его точку зрения.

9. Цитировать

Если вы использовали дополнительные ресурсы для исследования или в тексте интервью, укажите их. В зависимости от требований вам может понадобиться использовать как цитаты в тексте, так и конечные ссылки или только первые. В любом случае, всегда не забывайте указывать источники.

Марина!

Прошлый совет был посвящен сбору информации и подготовке вопросов, а в этот раз поговорим о договорённостях с героем.

Я бы обратила внимание на три момента:

  • формат материала;

  • зоны ответственности;

  • выход из проекта.

Формат материала

По вашему вопросу до конца непонятно, делаете ли вы в итоге интервью или готовите статью. Если вы с героем об этом тоже не договорились, могут появиться проблемы с согласованием.

Интервью предполагает, что в центре повествования — герой. Например, мы берём интервью у онколога, он отвечает на вопросы о раке молочной железы, рассказывает о ситуации в мире, методах диагностике, скрининге. Для читателя главными в материале остаются тема и рекомендации: женщины прочитают интервью и решат записаться на УЗИ. При этом сам материал будет подаваться с вопросами и ответами, герой будет говорить от первого лица, и он запомнится. В итоге женщина, которая пойдет на УЗИ, так и будет рассказывать: «Я читала интервью одного хорошего доктора». Она может не запомнить имя, но запомнит, что это был конкретный человек, и он ей показался очень профессиональным и глубоко знающим тему.

В статье в центре повествования — сам материал. Берём того же онколога, подписываем его имя в начале, и называем статью: «Как выявить рак молочной железы на ранней стадии». А дальше рассказываем обезличенно: статистика заболевания такая‑то, самоанализ с пальпацией бесполезны, Минздрав советует женщинам от сорока лет проходить скрининг раз в два года. То есть читатели больше запомнят сами рекомендации, чем эксперта. Для читателя результат будет таким же: женщины пойдут на УЗИ, но эксперту достанется меньше внимания.

Зоны ответственности

Я сейчас работаю в трёх изданиях, и везде редакторы собирают информацию у экспертов, а потом вместе проверяют на ошибки. И наш опыт подсказывает, что эксперты по‑разному смотрят готовый текст. Кто‑то проверяет именно фактуру, а кто‑то хочет переписывать текст. Были случаи, когда юрист просил исправить в статье «деньги» на «денежные средства», а экономист — «небольшое усилие» на «незначительное». Такие правки не имеют смысла и затягивают работу.

Нормально, если эксперт хочет что‑то поправить в тексте и может объяснить, почему он это исправляет. Я помню случай, когда написала слово «придётся», а клиент менял на «нужно», я очень разозлилась. А потом оказалось, что у слова «придётся» есть оттенок принуждения, который клиенту не понравился. Но если вся аргументация сводится к тому, что клиенту просто не нравится слово, проверка материала превращается в бесконечное и бессмысленное согласование. Мы с такими экспертами стараемся не работать.

Выход из проекта

Об этом мало кто думает, но очень важная штука — договориться, как отказаться от участия в работе. Допустим, герою не понравится, каким получился материал, и из этой ситуации нужно как‑то выходить. Я знаю три сценария:

  • переделывать, пока всех не устроит;

  • убрать имя героя и публиковать анонимно;

  • не публиковать вообще.

Разумеется, не надо говорить: «Знаешь, я боюсь, что материал может не получиться, и хочу сразу обсудить, что тогда делать». Это и выглядит странно, и вообще перекладывание ответственности: это же не герой должен решать, что делать в случае неудачи, это работа автора. Но полезно просто договориться:

— Мы с вами работаем впервые, и есть вероятность, что вам не понравится результат. Я сделаю всё, чтобы этого не произошло, но на всякий случай расскажу, как мы в таких случаях поступаем в нашем издании.

Если сразу проговорить такую вероятность, это расслабляет и делает работу более предсказуемой. И автор, и эксперт будут знать, что им не нужно до бесконечности вымучивать текст, а можно просто отказаться от него.

Почти четыре месяца назад в нашем блоге вышла первая часть объёмного проекта, посвящённого маркетинговым трендам 2022 года. Расскажу, как брали интервью у спикеров, как готовились, какие ошибки допустили и какие уроки из них вынесли.

Зачем брать интервью для статьи

В октябре прошлого года наш коммерческий директор Иван Ильин предложил написать статью о трендах тогда ещё грядущего 2022-го. В основу проекта решили взять интервью с зарубежными экспертами, каждый из которых — гуру в своей сфере:

  • email-маркетинга,
  • SMM,
  • big data,
  • безопасности данных,
  • дизайна.

Предполагалось — и, кажется, получилось! — собрать из их ответов крутой материал.

интервью для статьи про тренды

Подобные проекты помогают:

  • повысить узнаваемость бренда;
  • практиковать нетворкинг;
  • осуществить обмен знаниями;
  • подтвердить факт того, что вы остаётесь на слуху;
  • привлечь внимание и вызвать доверие за счёт известных в вашей сфере имён.

Нам было важно не просто выдвинуть гипотезы и тезисы, взятые с потолка. Полезный материал логично подкрепить экспертным мнением. В нашем случае — мнением экспертов мирового уровня. Звучит громко? А то!

Читайте также

Как провести интервью в контент-маркетинге

Этап 1. Подготовка к интервью

Что нужно было сделать

Сначала потребовалось связаться с экспертами и составить список вопросов.

Мы хотели опросить:

  • тех, чьи имена на слуху, а мнение имеет вес в зарубежных сообществах email-маркетинга, но при этом не слишком примелькавшихся (брали списки и топы профессионалов);
  • тех, с кем общались лично раньше и кто оказался приятным и интересным собеседником, открытым к дальнейшему сотрудничеству.

Я составил таблицу, в которой отслеживал контакты с каждым из экспертов, и заносил в неё следующие данные:

  • согласие или несогласие эксперта участвовать;
  • дату и время проведения интервью;
  • ссылку на запись интервью и так далее.

Помимо этого указал должность человека и компанию, в которой он работает, что помогло не потерять важную информацию и сыграло на руку во время интервью.

интервью для статьи таблица для организации

Таблица, где я отслеживал работу над интервью

С экспертами мы связывались через LinkedIn. Написали 26 специалистам, ответила половина из них, на интервью согласились семеро. Это совсем не мало, хотя вначале показалось, что этого будет недостаточно. В конце концов, важно не количество, а профессионализм экспертов.

интервью для статьи эксперты

Эксперты мирового уровня, к которым мы обратились за профессиональным мнением

У нас было также два своих спикера.

crm-group Карина и Ваня

Эксперты CRM-group в цикле «Тренды маркетинга — 2022»

Мы не ожидали, что на интервью для статьи согласятся такие именитые и опытные специалисты. Удалось собрать по-настоящему звёздный состав: большинство из них уже давно работают в сфере email-маркетинга и в смежных областях. Например, Кэт Пэй больше 10 лет помогает своим клиентам достигать поставленных целей и написала книгу о том, как она это делает: «Holistic Email Marketing: A practical philosophy to revolutionise your business and delight your customers» («Комплексный email-маркетинг: Практический подход к радикальным переменам в бизнесе и приведению ваших клиентов в восторг»). Элис Ли первой в Северной Америке создала письмо с интерактивными элементами, а Дэннис Дейман консультирует правительство США по вопросам кибербезопасности.

С какими проблемами столкнулся и как решил

Со сбором вопросов возникла одна проблема. У меня было минимальное представление, о чём можно говорить с людьми на интервью для статьи. Вспомнил правило из нашего писательского курса: «Узнай, как сделали конкуренты, и сделай лучше». Поэтому я пошёл штудировать другие материалы по этой теме. Однако после пятого прочитанного топа стало понятно, что все в целом говорят об одном и том же. Самыми популярными темами были:

  1. Apple Mail Privacy Protection — новая функция электронной почты для iOS.
  2. Бум и будущее мессенджер-маркетинга.
  3. Влияние COVID-19 на общество и переход офлайна в онлайн.
  4. Развитие искусственного интеллекта.
  5. Персонализация.
  6. Интерактивные элементы в письмах.
  7. Доминирование мобильных устройств над стационарными.
  8. Насколько корректен принцип «чем меньше текста, тем выше его качество».
  9. Есть ли смысл обрубать email-канал для более молодой аудитории и переходить на более близкие им соцсети типа тиктока.
  10. Сохранение конфиденциальности данных пользователей.
  11. UGC (User-Generated Content) — контент, создаваемый пользователями.
  12. Адаптация писем под тёмную тему.
  13. Будет ли дизайн становиться проще и проще?
  14. Ну и классическое: мёртв ли email?

Изначально в списке присутствовал ещё один, пятнадцатый пункт. Он касался повышения уровня diversity в командах, однако было решено от него отказаться. Звучал он как вопрос: «Благодаря тому, что сейчас наблюдается повышение этнического, гендерного и культурного разнообразия в командах, а люди стали более осведомлёнными о том, что мы все разные, продолжится ли развитие этой тенденции в 2022 году?» Для зарубежного общества этот вопрос прозвучал бы на уровне «Как вы считаете, а вода мокрая?».

Советы тем, кто собирается брать интервью

Не стесняйтесь подсматривать идеи у конкурентов. Очень не хочется вспоминать цитату про хороших и великих художников (всё равно вспомнил, да), но здесь она как никогда подходит.

Рекомендую разделить вопросы по темам, чтобы ориентироваться в них было проще.

Вот как их поделил я:

интервью для статьи сортировка по темам

Пункты интервью, отсортированные по темам

Этап 2. Интервью и подготовка материала для статьи

Что нужно было сделать

Когда вопросы были готовы, а согласие экспертов получено, оставалось взять интервью и собрать из них качественный материал.

Начать решили с Ивана, нашего коммерческого директора. Так было проще погрузиться в тему и вопросы, в которых я сам немного плавал, а ещё попрактиковаться перед интервью с незнакомцами.

С иностранцами интервью всегда начиналось с небольшого знакомства и урегулирования формальностей: можно ли записывать интервью на видео, сколько у человека времени на интервью, какую указать должность, так как этот аспект карьеры — штука непостоянная.

Интервью мы брали вместе с Леной Благовой, руководителем направления международного развития. Её присутствие помогало не тревожиться по поводу того, что напротив меня сидит эксперт. Уже на третьей встрече я перестал стесняться и спокойно вёл разговор. Например, во время одного из интервью у Лены отрубился интернет. Пока ждали Лену, я рассказал эксперту краткую историю Рязани: с момента основания и до того, как она стала столицей email-маркетинга).

Если первые пару созвонов больше 50% интервью проводила я, пока Жора втягивался в процесс и учился не бояться мастодонтов сферы email-маркетинга, то к последним моё присутствие, честно говоря, было номинальным.

Я давала вводные, порой поддерживала разговор, но 90% всей беседы проводил именно Жора. И это было круто: видеть его растущую самостоятельность, уверенные знания в теме и понимать, что я больше не нужна 🙂

Елена Благова, руководитель международного направления Email Soldiers

Елена Благова, руководитель международного направления CRM-group

С какими проблемами столкнулся и как решил

Недостаток опыта

Во время первого интервью с иностранцем мы оптимистично думали пройти все вопросы, а получилось обсудить только три. График спикеров был плотно забит. Нам уделяли в среднем по часу. Поэтому решили говорить с людьми прежде всего об их экспертных областях.

Здесь и пригодилось деление вопросов по темам. Специалист по безопасности? Хорошо, поговорим про данные и использование искусственного интеллекта. Дизайнер? Значит, разговор пойдёт про дизайн.

Интервью проводили в двух форматах: для Ивана и зарубежных экспертов — по видеосвязи, а для Карины — письменно. На первый взгляд, письменный ответ интервьюируемого более привлекателен, ведь человек отвечает на вопросы, а вы в это время можете заняться своими делами. Но это обманчивое впечатление.

Текст — это возможность отложить ответы на потом. С видеоинтервью всё быстрее: запланировали, созвонились, поговорили, записали и разошлись. Эксперт потратил час времени, остальное — ответственность интервьюера. В этом случае с материалом работать проще: вы обсуждаете только самое интересное.

В письменном интервью срок получения ответов зависит от загруженности спикера или от его перфекционизма в желании дать максимально полный ответ. Карина давала полные ответы и обогатила нас серией статей, но это отняло у неё много времени, и мы извлекли урок на будущее: письменное интервью может принести неудобства обеим сторонам. Интервьюер будет томиться в ожидании материала, а интервьюируемый будет мучиться из-за того, что не может сдать их вовремя.

Я недооценил объём и сложность задачи

Когда я брал интервью для кейса про «марсианские» письма, на вопросы отвечали ребята из нашей команды. Опыт позитивный, единственной проблемой было постоянно писать участникам с напоминанием ответить на вопросы (ещё один минус текстового формата). И я решил, что с проектом про тренды всё пройдёт примерно так же. Не прошло.

Мы хотели выпустить единый лонгрид 16 декабря, за 15 дней до Нового года, чтобы привлечь внимание и не затеряться среди тематических статей из других источников. Но из-за недооценки сложности задачи и переоценки своих возможностей эти планы пришлось сдвигать.

Что я сделал не так, пока готовился:

  • не рассчитал время, которое занял каждый вопрос;
  • недооценил объём информации, который предстояло переработать после всех встреч;
  • выделил недостаточно времени на полный цикл написания статьи: сбор ответов → набросок → отправка спикеру → правки → выпуск.

До 16 декабря я не успел даже подготовить первый набросок статьи: на руках оказался слишком большой материал. Я не знал, как это переработать и упаковать в одну статью. Пришли апатия и страх, что я в тупике, а время идёт.

Звучит так, будто это был не проект, а катастрофа. Это не так. Я получил ценный опыт, а блог — полезный материал.

Мы изменили концепцию материала и разбили лонгрид на четыре статьи поменьше, каждая из которых фокусировалась на определённой проблеме. Помните разбивку вопросов по темам? Ориентируясь на эти темы, я и рассортировал вопросы и ответы на них.

Выход каждой из четырёх статей сопровождался постами в наших соцсетях с обязательным упоминанием экспертов, чьи ответы использовались в той или иной части. В итоге мы получили больший охват, чем если бы выпустили одну статью. А с учётом того, что нам эти интервью обошлись бесплатно, ситуация была лучше некуда.

Читайте также

Как погрузить автора в проект, чтобы его текст был полезен бренду

Советы тем, кто собирается брать интервью

Не повторяйте моих ошибок, сделайте следующее:

  • Выберите вопросы, на которые эксперт точно сможет ответить и которые вам нужно обсудить именно с ним.
  • Закладывайте на обработку ответов и написание материала больше времени, чем, вам кажется, было бы достаточно: никогда не знаешь, как может повернуться ситуация.

Перед интервью стоит изучить не только тему, которую планируете обсуждать, но и вашего собеседника. Понятное дело, с опытными вам захочется обсудить многое, но уважайте время собеседника.

Доведите эксперта до очного интервью. Объясните максимально доходчиво, почему это будет удобно обеим сторонам и почему от письменного интервью стоит отказаться.

По итогу проведённых созвонов можно сказать, что опыт лучше всего получать «в полях». Невозможно набить руку, не прикасаясь при этом к инструментам.

Вы будете волноваться. Это нормально. Помните, что вы обретаете опыт. Учитесь и запоминайте, однако старайтесь не набивать те же шишки, которые набил я.

Участвуя в подобных проектах, никогда не стоит думать: «Да ладно, тут всё легко». Перепроверьте всё трижды и удостоверьтесь, что сумели трезво оценить не только саму задачу, но и свои силы.

Выводы

Несмотря на трудности, я решил, что интервью — полезная штука, с какой стороны ни посмотри:

  1. Вы получаете подтверждение тезисов экспертами.
  2. Происходит опыт обмена знаниями с профессионалами.
  3. Интервью — отличный опыт для писателя. Собирать информацию из текстовых источников и собирать её из разговоров с живыми людьми — разные вещи.
  4. С помощью экспертных интервью можно улучшить материал и привлечь дополнительный трафик на громкие имена в профессии.

В нашем телеграм-канале «Маркетинг за три минуты» мы пересказываем самые интересные материалы про онлайн-маркетинг в формате постов-трёхминуток. А если вы хотите поболтать и поделиться своими мыслями, приходите к нам в CRM-Chat.

Что такое интервью в курсовой работе

Интервью в курсовой работе — это один из эмпирических методов исследования.

В основе интервью лежит личный разговор автора курсовой с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет заданную форму общения, что предполагает наличие заранее составленных вопросов.

Интервью позволяет собрать большой массив информации от реальных участников каких-либо процессов, либо получить экспертное мнение по важному для курсовой работы вопросу.

Материал интервью становится предметом анализа и формирования выводов о состоянии объекта исследования.

Где нужно обосновать необходимость интервью в курсовой работе

Во введении к работе нужно перечислить применяемые методы исследования.

Примеры перечисления методов исследования

Рисунок 1. Примеры перечисления методов исследования

Обосновать применение метода интервью как способа получения информации необходимо в главе, посвященной методологии исследования.

Пример формулировки обоснования применения интервью как метода сбора информации

Рисунок 2. Пример формулировки обоснования применения интервью как метода сбора информации

Как оформить интервью в курсовой работе

Результаты интервью требуют корректного оформления, иначе интервью не будет считаться эмпирическим фактом для научного анализа. Оформление интервью в курсовой работе начинается с расшифровки и редактирования материала. Ответы нужно записывать корректно, учитывая тон, паузы и язык тела респондента.

При оформлении интервью нужно следовать следующим правилам:

  1. Необходимо указывать информацию о дате, времени и месте сбора информации;
  2. Необходимо анонимизировать все персональные данные;
  3. Для обозначения задаваемых вопросов можно использовать выделения в тексте – курсив или полужирное начертание («Уважаемый О.В., как вы считаете…»);
  4. Для выделения имен респондента и интервьюера нужно использовать инициалы (А. И.);
  5. Для фиксации паузы в речи используется троеточие… ;
  6. Для оформления изъятого текста в месте пропущенных фраз ставится многоточие в квадратных скобках […]
  7. В круглых скобках фиксируется интонация, особенности поведения и мимики (А. И. слегка улыбнулся).

Варианты оформления интервью

Рисунок 3. Варианты оформления интервью

При использовании варианта оформления №2 расшифровку полного имени делают в скобках следом за инициалами лишь в случае первого упоминания. В дальнейшем следует обходиться принятым ранее сокращением.

Важно! При редактировании текста можно сокращать ответы, но неизменными должны остаться те фразы, которые имеют существенное значение для раскрытия темы.

При редактировании незначительных лингвистических неточностей следует оформить специальный дисклеймер: «Грамматика и пунктуация изменены», или, наоборот, при их сохранении следует указать: “Грамматика и пунктуация сохранены / авторские”.

Где должно располагаться интервью

Опросные листы для интервью целесообразнее располагать в приложении к работе, указав ссылку в основном тексте на это приложение.

Обзор ответов нужно приводить непосредственно в эмпирической главе курсовой, сопровождая их структурированием, ранжированием и последующим анализом.

Каков должен быть объем интервью

Объем интервью зависит от темы и характера интервью. Если важно получить массив ответов от большого числа респондентов, то интервью могут быть объемные, содержащие ответы на большое количество однотипных вопросов. Такое интервью и его анализ займут большой объем в работе (до 15-20 страниц). Если интервью экспертное, то непосредственно сам список вопросов может быть небольшим. Объем текста анализа будет определяться объемом ответов респондента (около 10 страниц).

Типичные ошибки при оформлении интервью

Наиболее распространенные ошибки при оформлении интервью:

  1. Искажение речи респондента при редактировании. Нужно быть внимательным к речи респондента, стараться сохранять без купюр весь текст.
  2. Отсутствие фиксации интонации собеседника. Отдельные интонационные краски могут изменить смысл высказывания на противоположный.
  3. Применение стандартных вопросов для интервью с экспертом. Данная ошибка приводит к потерям ценной, уникальной информации по теме.
  4. Отсутствие фиксации мест с пропущенными фразами. Лакуны в речи респондента, созданные при редактировании, нужно обязательно отмечать.
  5. Отсутствие паспортной части интервью — сведений о респондентах, о месте проведения и дате интервью.

Примеры интервью в курсовой работе

В примере на рисунке 4 показано экспертное интервью. Важным отличием такого интервью является концентрация внимания на свободной речи респондента, максимальная фиксация особенностей его мыслей.

Пример экспертного интервью

Рисунок 4. Пример экспертного интервью

На рисунке 5 показан пример записи стандартизированного интервью с клиентом компании. Такое интервью проводится по заранее составленному списку вопросов и список вопросов неизменен для всех респондентов выборочной совокупности.

Пример стандартизированного интервью

Рисунок 5. Пример стандартизированного интервью

Ответы на вопросы

Нужно ли приводить список вопросов интервью в тексте курсовой?

Опросный лист для интервью должен быть размещен в приложении к курсовой работе. Обязательно наличие инструкций к опросному листу. Описание принципов формирования выборки и методики проведения исследования должно присутствовать в эмпирической части курсовой работы.

Нужно ли шифровать имена респондентов?

Имена респондентов анонимизируются в интервью стандартизированном, где важна статистика ответов. В этом случае вместо имен пишут инициалы, или присваивают номера заполненным анкетам.

В экспертном интервью шифровать имена респондентов не целесообразно, поскольку имя эксперта является дополнительным фактором анализа результатов интервью.

Что такое «паспортная часть» интервью?

Это вопросы о социальном положении респондента (пол, возраст, род занятий, уровень образования и дохода). Также в паспортную часть интервью часто включают информацию о месте, дате и времени проведения интервью. Эта информация позволит выявить социальные закономерности ответов на вопросы интервью.

Интервью может показаться самым простым текстом из всех, за которые берутся журналисты и копирайтеры. Но в этом жанре просто потерпеть неудачу. В этой статье, опираясь на мнения лучших интервьюеров, рассказываем, как готовиться и какие вопросы задавать, чтобы интервью получилось интересным и небанальным.

Зачем писать интервью

Без текста в форме интервью можно обойтись. Сделать статью, вложить в нее информацию от эксперта, подвести итоги и дать руководство к действию. Будет полезно. Мы уже рассказали, как взять интервью для такого текста. Но читателю всегда интереснее следить за кем-то. Увлекательнее видеть прямую речь, наблюдать и читать о живом человеке.

Еще интервью — это актуально. Интерес пользователя к формату подогревают популярные проекты. Новую жизнь получили подкасты. Интервью с редакторами в аудиоформате записывает и выкладывает в Телеграме Павел Федоров, на Sound Cloud пишет подкасты Александр Марфицин.

Весь рунет следит за каналом Юрия Дудя . Он делает интервью с медийными личностями и просто хайповыми героями на волне популярности. Более консервативные пользователи смотрят Познера и Соловьева — кому что нравится.

Дальше попробуем разобраться, что такое хорошие интервью, почему плохих больше и как самому написать интервью, которое будет интересно читать.

Формат

Интервью бывают в форме видеоролика, аудиозаписи или текста. Видео и аудио сложнее. Надо следить, чтобы картинка была качественной, чтобы звук был чистым. Хорошо иметь режиссера, который подскажет, что делать и почему надо перестать стучать пальцами по столу. Но пользователю сложнее найти время, чтобы послушать такой контент.

С текстом чуть проще — есть время на редактуру, можно вылизать предложения. Упорядочить их, компенсировать сбивчивый рассказ. В тексте не слышны заикания и шуршание за кадром. Но текст хуже передает эмоции. Не видно мимики и жестов, непонятно, когда человек улыбнулся или нахмурился. Приходится делать врезки и писать в скобочках «смеется», «закатил глаза», «потянулся за вилкой» и т. д.

Брать интервью можно:

  • Лично при встрече
  • Удаленно (по телефону, Скайпу, позвонив в мессенджере)
  • Письменно, когда вы отправляете кому-то список вопросов и получаете на них ответы

Первые два варианта лучше. Письменно — это, скорее, опросник. Человек видит список вопросов, обдумывает их и потом отвечает. Он может удалить те части, которые ему не понравились. Например, эмоции, которые бурлили при обсуждении ненавистного вопроса. Лично вы бы получили красочный ответ, а письменно — безопасную для репутации отписку.

Если вопрос покажется неудобным, его могут вообще пропустить или удалить из списка. Что говорить про интервью, если даже брифы на копирайтинг, когда заказчик заинтересован в подробных ответах, постоянно возвращаются полупустыми.

Уловка. Если вы не автор в одном из популярных СМИ, сложно получить полноценное интервью у знаменитости. В лучшем случае — короткий комментарий или сразу отказ. Личная встреча — фантастика. Но многие топовые издания охотно публикуют материалы от внештатных авторов. Скажите, что готовите материал для VC.ru, Текстерры, Forbes, Maxim или другого издания.Это читинг, но так вы скорее получите согласие. Останется написать классное интервью, чтобы редакция издания забрала текст. Идеально, если он попадет на главную сайта или в соцсети. Чтобы это сделать, надо готовиться.

Подготовка

Юлиана Романова — DJ на радио. На своем сайте она рассказывает о первой ошибке в подготовке — слишком много знать о том, с кем будешь разговаривать. Дополню и поясню — много знать и использовать только свои знания.

Как это выглядит на практике. В интернете полно информации обо всех известных людях. Вы забиваете в поисковике нужную фамилию. Смотрите, чем знаменит и что сделал, кому насолил и с кем выяснял отношения. В ленте соцсетей отслеживаете каждый день героя, что он постит и чем интересуется. Составляете по всем важным вехам список вопросов, на которые сами уже знает ответы. И читатели знают. Получается скукота.

Но это не значит, что на интервью надо идти без подготовки. Наоборот — вы должны досконально знать тему, на которую будете общаться. Перед встречей и еще до того, как набросаете первые вопросы, прочитайте как можно больше предыдущих интервью с вашим гостем.

Изучите его социальные сети, постарайтесь уловить ту манеру, с которой он пытается общаться со своими подписчиками — например, любит или избегает хайповые темы. Если консервативен и избегает, добавьте в список вопросов пару трендовых вопросов. Но не провокаций.

Попробуйте уловить больные темы — на них будут самые резкие комментарии. Отметьте для себя, что чаще всего спрашивают, и какие ответы дает оппонент. Выпишите их. Постарайтесь не повторяться за другими интервьюерами, но если надо спросить обязательно, меняйте вопрос, чтобы он не был под копирку.

Например, если директора нефтебазы постоянно спрашивают, когда его терминал перестанет травить нефть в воду, он скажет «а мы не травим» или пошлет вас. Завуалируйте и спросите, какой допустимый объем по выбросам и соблюдают ли они указанные нормативы. У вас в руках будет факт — загрязнение есть, останется выяснить его масштабы.
Перед интервью подготовьте список вопросов или хотя бы тем, о которых надо поговорить. Владимир Познер советует сделать список логичным, чтобы вопросы вытекали один из другого. Если посмотреть ролики Юрия Дудя, покажется, что можно спрашивать все подряд. Работают, похоже, оба способа — выбирайте в зависимости от целевой аудитории.

На стадии подготовки надо согласовать:

  • Время и дату, когда вы встретитесь или созвонитесь
  • Продолжительность интервью
  • Издание, в котором будет публикация
  • Тему, на которую хотите поговорить — это правило хорошего тона
  • Но только не вопросы, которые будете задавать

Позаботьтесь, чтобы на интервью у вас была пара ручек, блокнот и диктофон, чтобы записать собеседника. Если это интервью по Скайпу или телефону, предупредите, что идет запись.

На интервью

Брать интервью — не дар божий, а ряд навыков. Автор спецпроекта «Первые лица» ТАСС Андрей Ванденко рассказывает , что для хорошего интервью больше значат не секреты, а обязательные навыки, которые автор нарабатывает и тренирует.

Есть два способа начать интервью. Можно задавать простые вопросы на отвлеченные темы, чтобы разогреть гостя и настроить на общение. Так он почувствует себя в безопасности, расслабится и будет дальше более охотно отвечать на сложные вопросы. Это безопасный вариант.

Другой способ — сделать так, чтобы первый вопрос был, как гарпун. Он должен показать читателю, что сейчас будет интересно, что интервью будет крутым и стоит его прочитать до конца. Для печатного интервью больше подходит первый вариант — от простого к сложному, но для эксперимента можно попробовать и гарпун.

Не начинайте интервью с лести. Даже если разговариваете с кем-то очень крутым. Не говорите, что для вас честь брать интервью и что-то в таком духе. Простого спасибо хватит — вы должны вести интервью на равных, а не принимать покорно подачки от большого и важного гостя. Иначе интервью будет неискренним и читатель сразу это поймет. Должна быть беседа.

Читателю интересен человек. В сторителлинге советуют придумать героя, а у вас он уже есть. Поэтому главный в интервью — собеседник. Его решения, мысли, человеческие эмоции и быт. Тогда, как говорит Познер , получится чувствовать того, с кем общаетесь. Получится не биографическая справка, а разговор по душам — это интересно.

Будьте подкованы в разных темах. Чтобы получались классные интервью, вы должны разбираться в сотнях отраслей. Надо много читать и знать. Например, если вы копирайтер, но дальше текстов, блогов и дизайна не заглядываете, вряд ли у вас будут хорошие интервью. Они будут содержательными, с важной информацией. Их будет легко читать, но интервью становится интересным, когда в нем есть что-то неожиданное.

Например, когда Алексей Венедиктов брал интервью у Тони Блэра , он первым делом спросил: «Господин премьер-министр, двенадцатилетний мальчик из Астрахани спрашивает, ждут ли ваши дети новую книгу о Гарри Поттере». Книга только что вышла и это было уместно, необычно, расслабило чиновника и, уверен, повеселило читателей.

Если вам не ответили. Не ответили или уклончиво ушли — попробуйте перефразировать вопрос. Задайте его снова или хитрите — скажите, что вопрос пришел от имени читателей в вашем блоге или вы видели его в комментариях к прошлым публикациям или интервью. Уже как бы и не вы спрашиваете, а требует общественность.

Задавайте открытые вопросы. Такие, на которые нельзя ответить односложно.

Худшие интервью получаются между хорошими знакомыми. Не коллегами, а друзьями. Тогда все нарочито вежливо, а если звучат вопросы на грани какой-то остроты, то интервьюер старается показать, что он на стороне отвечающего. В общем, если вам надо взять интервью у кого-то близкого, лучше эту задачу перепоручить.

Чем меньше вас в интервью, тем лучше. Нельзя тушеваться перед гостем, но и нельзя перетягивать на себя одеяло. Ошибка — задавать слишком много вопросов, перебивать собеседника и активно что-то уточнять. Не сбивайте того, с кем разговариваете, делайте пометки и только потом возвращайтесь к вопросу, если ответ на него не прозвучал.

Важно помнить, что интервью увлекательным делает не гость, а ведущий. Даже с самым известным человеком можно сделать скучную и совершенно серую беседу. И наоборот — любому гостю есть, что рассказать, если его правильно разговорить.

Три главных навыка классного интервьюера по мнению Андрея Максимова :

  • Умение слушать
  • Экспромтом задавать вопросы
  • Не стыдиться чего-то не знать

Я бы добавил сюда выдержку и ценный совет Андрея Ванденко. Не торопитесь со следующим вопросом. Первая реплика в ответе, как правило, произносится «на автомате» и только на третьей собеседник начинает «включать мозги».

Еще одна причина встречаться лично. В вечерних новостях CBS Кэти Курик — известный американский журналист рассказывает , что великие интервьюеры настраивают себя на единую волну с собеседником. Подстраивают настроение, интонации, языковые обороты и даже движения. Это делает разговор максимально комфортным.

Не стесняйтесь спрашивать. Шел Израэл рассказывает для Forbes , что на интервью не надо стесняться задавать простые вопросы — вы не будете выглядеть необразованным или отсталым. Для того и надо интервью, чтобы осветить все моменты, даже самые поверхностные по мнению эксперта. Наоборот, это интересно читателю. Но вместе с тем нельзя скатываться и по десять раз переспрашивать одно и то же. Будьте внимательны, не заставляйте собеседника повторять то, что он уже говорил — это может показать, что вы не слушали.

Подготовка текста

Не увлекайтесь с этим. Редактируйте умеренно — чем меньше, тем лучше. Старайтесь сохранить интонации и манеру общения собеседника. Не правьте просторечные выражения и обороты, которые, по вашему мнению, «не катят». Отключайте редактора и включайте корректора — исправьте ошибки, выбрасывайте слова-паразиты. Найдите и удалите смысловые повторения, если это не вредит тексту.

Читатель должен увидеть не ваш текст и литературное мастерство, а тот уникальный контент, который стоит за собеседником. Ваш профессионализм в том, чтобы без прикрас показать читателю, что перед вами за человек и что еще о нем не знают люди.

Перед публикацией можно показать текст интервью бывшему собеседнику. Показать, но не согласовать. Это хороший тон. Будьте готовы, что вас могут попросить убрать какие-то высказывания или вопросы. Решайте сами — если интервью не пострадает, уберите и сохраните позитивные отношения. Если интервью потеряет остроту и поблекнет, можете отказать и оставить, как есть.

Интервью – один из способов оформления текста. Такой жанр. Перед читателем материал, состоящий из вопросов интервьюера и ответов собеседника. Иногда вопросов вообще нет, но это тоже интервью, просто построенное в форме монолога.

Для стандартного интервью соотношение вопросов и ответов такое: 20% вопросов на 80% ответов . Квалифицированный интервьюер никогда не тянет на себя одеяло. Если он болтает больше собеседника, значит, он не умеет брать интервью.

Виды интервью

Выбор вида интервью зависит от темы беседы.

Предметное интервью

Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.

Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.

Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно больше деталей произошедшего.

Структура предметного интервью:

  • в начале разговора автор должен продемонстрировать прямую связь собеседника с событием;
  • затем углубиться непосредственно в освещаемую тему, разобрать предмет беседы, дать разъяснения и оценку;
  • в конце дать упорядоченные выводы, итоги и рекомендации, а также впечатления человека, если это разговор с очевидцем или участником события.

Личностное интервью

Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.

Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера – раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле, а не узнать какую-либо информацию.

Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».

В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».

Предметно-личностное интервью

Уже понятно, что это некая комбинация двух предыдущих видов. Суть в том, что герой интервью – конкретный человек, который должен интересовать читателя не сам по себе, а с привязкой к какому-то делу.

Отличие от предметного интервью в том, что в нем собеседником может выступить любой квалифицированный специалист или любой очевидец, а в предметно-личностном – только вот этот человек, и никто его не сможет заменить. Например: участник лотереи, который сорвал джек-пот; олимпиец, получивший золото; единственный выживший в катастрофе.

Вопросы в интервью должны касаться только предмета беседы, детали личной жизни героя излишни.

Структура предметно-личностного интервью составляется в зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае она похожа на анкету – человека расспрашивают, как он шаг за шагом приближался к нынешнему состоянию, положению.

Чтобы не превратить такое интервью в банальный список скучных вопросов и ответов, нужно уметь варьировать заготовленный сценарий непосредственно во время беседы. Интервью получится интересным, если автор сможет делать неожиданные повороты, акцентировать внимание на отдельных моментах – комичных, трагичных, эмоциональных. Научиться такому мастерству можно только на практике.

Виды вопросов для интервью

Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки, вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.

По форме

В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.

Открытый Закрытый
Характеристика Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет».
Прямой «Как вы проводите досуг?» «Вы курите?»
Непрямой «Расскажите о…» Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?»

Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.

Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:

  • помогают вытянуть нужный ответ из собеседника, если он упрямо уходит от конкретных ответов и выбирает расплывчатые формулировки;
  • уместны в беседе с чересчур болтливыми человеком, который после каждого открытого вопроса уходит в долгие повествования;
  • позволяют интервьюеру продемонстрировать свою осведомленность в обсуждаемом вопросе, например: «Пользовались ли вы услугами литературных негров при написании первой книги, которая разошлась тиражом 950 тыс. экземпляров

По функциям

В зависимости от роли в интервью вопросы делятся на 3 категории, каждая из которых в свою очередь подразделена еще на 5 разновидностей.

Предметный Управляющий Поведенческий
Цель – получение информации Цель – управление беседой Цель – манипулирование собеседником
Подвид Пример Подвид Пример Подвид Пример
Фактицирующий – о реальном событии «Что вам сказал министр на вчерашней встрече?» Открывающий – в начале интервью. Структура: утверждение + закрытый вопрос. «Ваша последняя книга продана в количестве 1 млн. экземпляров. Вы ожидали такого результата?» Суггестивный – один вопрос ставится выше других, заставляя собеседника согласиться или выставить себя не таким как все. «Порядочный человек обязан после такого жениться? А вы?»
Оценивающий – об отношении человека к событию «Что вы думаете о пандемии?» Переходный – для создания впечатления непрерывности беседы. Структура: фрагмент высказывания собеседника + новый вопрос. «Вы говорите, что вы против курения. А как относитесь к вейпам?» Вопрос-ловушка – задается так, чтобы любой из возможных ответов поставил собеседника не в лучшее положение. «Вы уже завязали с наркотиками?»
Интроспекционный – о чувствах собеседника «Что вы ощущаете, сидя за рулем этого BMW Z1» Фильтрующий – для прояснения и удержания нити разговора. Структура: часть ответа + просьба об уточнении. «А есть доказательства, что 99% гур маркетинга – выскочки?» Намекающий – сначала, скрывая истинную цель, задаем косвенные вопросы, а затем, отталкиваясь от ответа, ставим собеседника в трудное положение. – Слышал о глобальном потеплении? – Да. – Знаешь его причину? – Знаю. – И как тебе после этого хватает совести ездить на машине с бензиновым двигателем?
Проективный – о возможных действиях собеседника в той или иной ситуаци «Встретившись с президентом, что вы скажете?» Утверждающий – для побуждения рассказывать дальше. Структура: восклицание + просьба продолжать. «1 млн. экземпляров! Вы предполагали такой успех?» Усилительный – повтор ответа в более жесткой форме с целью заставить человека опровергать свои слова, чтобы подчеркнуть отсутствие у него твердого мнения. – Как вы относитесь к геям? – Я никак к ним не отношусь и не хочу о них разговаривать. – Вот вы сказали, что против гомосексуализма…
Гипотетический – о вероятных событиях «Когда закончится режим самоизоляции?» Когнитивный – для оценки и переосмысления ответа. «Вам не кажется, что это высказывание звучит слишком самонадеянно?» Провоцирующий – самый мощный и иногда грязноватый метод вывести собеседника из себя. «Чего вы так распсиховались?» «Почему вы нервничаете при любом упоминании о…?»

Мы рассмотрели интервью, как жанр, изучили виды интервью и категории вопросов, которые используются в большинстве интервью. Это первая часть обширной темы. Во второй части, читайте о самом процессе – как готовиться к интервью, как строить диалог, как согласовывать текст с собеседником.

Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ

Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.

Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.

Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.

Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.

При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.

Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.

Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.

В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.

Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.

На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:

— Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.

— Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?

— Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.

Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.

Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.

Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.

Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.

Интервью мозаичного типа

Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.

См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»

Дистанционное обучение

Это был один из первых наших бесплатных коллективных курсов по основам журналистики. Удивительные ребята и многие из них нашли себя в журналистике.

Это примеры интервью, написанные участниками коллективного курса «Основы журналистики и медиаграмотности», который мы провели не так уж давно ) Также рекомендуем вам прочитать статьи на нашем сайте: Виды вопросов в интервью и Как подготовиться к интервью.

  1. Александра Кожевникова, Бишкек:

Удел фотографа – прекрасные мгновения…

Всем известно, что на сегодняшний день множество людей работают в сфере фото и видеосъемки. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее? Сегодня мы решили пригласить в нашу редакцию начинающего фотографа Александру с целью получить ответы на все вопросы.

Здравствуйте, Александра. Не могли бы Вы для начала рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение фотографией?

Добрый день. Это произошло, когда я училась на 1-ом курсе. Мне тогда пришла в голову идея создать выпускной альбом или диск с фотографиями за все 5 лет обучения. С того дня я начала снимать почти постоянно – на телефон, на фотоаппарат, и неожиданно поняла, что мне это нравится. Я радовалась каждому удачному или смешному снимку, предвкушала саму работу по созданию альбома.

Что Вы чувствуете, когда держите в руках фотоаппарат?

Я словно отдыхаю душой. Иногда, чтобы отвлечься от проблем, мне достаточно взять фотоаппарат и пойти на прогулку. Приятная тяжесть в руках, щелчки затвора, интересные снимки – и хорошее настроение возвращается.

Скажите, Вы снимаете только окружающий мир? Или, например, устраиваете какие-то фотосеесси, Love story, свадьбы?

Будь это пейзаж, оживленная улица или группа людей – я все снимаю с удовольствием.

Но разве Вы не устаете от этого? Особенно если приходится снимать людей? Ведь у каждого свое мнение, свои желания.

Что Вы? Разве можно устать, наблюдая за счастливыми влюбленными, за детскими улыбками, за чьим-то смехом? Наоборот, когда видишь такое, то понимаешь, что есть еще в мире нечто прекрасное. Или природа… Непередаваемое чувство восторга просыпается во мне, когда я вижу красивый закат, облако необычной формы или множество других ярких моментов.

Вы не могли бы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашей работы?

С такой профессией их может быть много, но был один, который, наверное, никогда не забудется. Я тогда заканчивала 5-ый курс и принесла на учебу огромное количество фотографий. Одногрупники должны были выбрать наиболее подходящие для альбома. На протяжении всех 5 лет мои друзья ругались, что я снимаю, требовали, чтобы я убрала фотоаппарат подальше. Конечно, я их не слушала. И вот мы сели все вместе просматривать фото. Такого восторга в глазах я раньше никогда не видела. А сколько раз мне сказали «спасибо за такую память» даже не посчитаешь. Вот тогда я и решила, что хочу дарить людям незабываемые эмоции и память на долгие годы…

Будете ли Вы продолжать и дальше заниматься фотографией? Или что-то может изменить Ваше мнение?

В наше время такой большой выбор профессий, так много сфер и направлений, что у вчерашних школьников начинают разбегаться глаза. Из-за этого многие ошибаются с выбором, а потом работают без интереса. Моя же работа приносит мне удовольствие и массу положительных эмоций. А от такого нельзя отказываться ни в коем случае.

И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

Я бы всем хотела пожелать не бояться следовать за своей мечтой, и создавать в своей жизни как можно больше счастливых мгновений…

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training) 19 Апр 2021 в 8:41 PDT

2. Альбина Ахмет-Закирова

«Победа? Да, приятно!»

«Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»

— Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны.

«У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»

— Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.

«Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»

— Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.

«Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»

— Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.

«Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»

— Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!

«Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»

3. Елена Короткова, Бишкек:

Без розовых очков

Выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина Елена Короткова – о том, чем трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии

Английская пословица гласит: «You never know what you can do till you try» — «Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь». И если раньше пробовать искать места работы парни и девушки начинали только после окончания университета, то в последние лет десять ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это мешает качественному обучению, но даёт студенту возможность к окончанию вуза приобрести материальный фундамент и приличное рабочее место. Большинство предпочитает именно этот тернистый путь, и достигает значительных успехов. Как, например, Елена Короткова. Недавняя выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина и лауреат национальной премии «Акыл Тирек» в области журналистики начала творческий путь ещё в стенах университета, и доказала, что университетская скамья и карьерный рост – вполне совместимые вещи. В небольшом интервью она рассказала, почему предпочла свою специальность из диплома журналистике, и насколько трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии.

— Как Вы пришли в журналистику?

— Работать в профессии хотела, сколько себя помню. Причём не диктором в чистенькой студии или аналитиком, а где-то «на передовой»: с увлечением зачитывалась расследованиями Дарьи Асламовой и Ярославы Таньковой в «Комсомолке», от выпусков программы «Человек и закон» было просто не оторвать… В моих глазах тогда журналист был человеком, который всегда в курсе событий и несёт людям истину. О том, что громкие разоблачения не всем по вкусу, и о расплате за них почему-то не думалось, хотя на слуху уже были убийства Холодова и Гонгадзе. В тот год, когда я поступила в университет, жестоко убили одного из ключевых деятелей кыргызской журналистики – Геннадия Павлюка. Его сбросили в Алматы с шестого этажа со связанными руками и ногами, с замотанным скотчем ртом. Родителей и родственников это ужаснуло – они не хотели для меня подобной судьбы. Меня – шокировало, но от намерения стать серьёзным журналистом не отвратило. Стала искать место для стажировки – одновременно начала писать для университетского «Студенческого обозрения», и попала в Международный пресс-центр «News-Asia» в качестве стажёра. Там меня и научили всему, что требуется в профессии – практически с нуля, и то, чего мне удалось добиться за несколько лет – заслуга и главреда «Студобоза» Виктора Шлоева, и редактора большинства изданий пресс-центра, Владимира Банникова. Они стали моими первыми терпеливыми наставниками и я им очень благодарна.

— Вас помнят в родном университете как студентку-филолога, до сих пор ставят в пример студентам, как человека, у которого могло быть блестящее научное будущее…Чем же Вас не прельстила наука?

— Изначально филология была для меня лишь ступенькой к достижению мечты. Одна чета знакомых журналистов перед поступлением объяснила: главное в профессии не бумажка об окончании журфака, а грамотность, эрудированность, умение излагать свои мысли, остальное приложится. И рекомендовала подать документы именно на факультет русской филологии – там ещё к тому времени преподавали крепкие русисты Абдыкадыр Орусбаев, Галина Шепелева, Людмила Иванова, Георгий Хлыпенко, способные дать мне всё необходимое … И правда, они дали мне очень многое – не только в отношении своих дисциплин, но и в отношении человечности было чему у них поучиться!

— Что оказалось самым сложным для Вас в профессии?

Снять розовые очки. Всем демонстрируется лишь конечный результат работы, но не сам процесс сбора и обработки информации. Не то, как в любой момент обычный митингующий или снайпер в «горячей точке» может в тебя выстрелить только потому, что у тебя на жилетке надпись «Пресса». Не то, что иногда приходится хоронить убитых коллег. Не то, как в редакцию и на персональный телефон звонят с угрозами, а правоохранители лишь имитируют поиск пригрозивших тебе или твоим родным людей проблемами за подготовленный к печати и показу на телевидении сенсационный материал. Не то, как чиновники и работники пресс-служб, а то и простые граждане хамят журналистам, а эксперты отказываются давать комментарий по острым вопросам. Не то, как приходится ездить «в поле», на выезды, где тебе могут и не обеспечить ни питания, ни ночлега. Не то, что респонденты могут лгать, и свою правоту приходится доказывать через суд… Привыкнуть к несоответствию красивой картинки, идеализированного представления о профессии, которое создают книги и фильмы, с реальностью было крайне нелегко! Но где-то через полгода справилась с этой задачей.

— Как относятся к такой жизни домашние, любимый человек?

Семья уже привыкла: журналистика стала моей жизнью! И в нерабочее время обдумываю план материалов, заметок, какие-то ключевые фразы, обсуждаю их с коллегами в онлайне, друзьями и подругами, делаю наброски в компьютере и ежедневнике, отслеживаю информационные поводы, популярные темы обсуждений в социальных сетях, волнующие простых кыргызстанцев… Знаете, это как наркотик – иногда ради материалов приходится жертвовать обедами, ужинами, сном, выходными, семейными датами, иногда любовью. Настолько, что пока обо мне можно сказать, что я замужем за своей работой!

— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие журналисты? Что могли бы им посоветовать?

-Прежде всего, они должны подготовиться к тому, что придётся очень много работать! Над качеством своих материалов и прежде всего – над собой. Научиться принимать критику, какой бы жёсткой она ни была. Находиться в постоянном активном поиске информации. Смотреть, как пишут и работают коллеги, постоянно совершенствовать свой язык и стиль. Быть коммуникабельным и открытым человеком – осторожным и строгим расскажут не всё. Пунктуальным – лучше прийти на интервью раньше и немного подождать, чем заставить ждать себя, показав неуважение к собеседнику. Умеющим искать информацию и правильно ей пользоваться, например, идя на интервью, нужно собрать всю возможную информацию об этом человеке, чтобы примерно знать, что он может ответить на ваши вопросы, и заставить его рассказать что-то новое, чем он ни с кем не делился… При освещении события не принимать сторону «правых» или «левых», а адекватно давать обе точки зрения, чтобы читатель и зритель уже могли сами выбрать для себя «свою правду». И помнить, что журналист – человек публичный, и любое неосторожное слово или комментарий в соцсетях, трёхэтажный мат или пьяный дебош на публике – пятно на карьере.

Что ж, ошибки эти совершают не только журналисты – советы эти не мешало бы взять на заметку и обычным гражданам. Редакция желает Елене успехов в её нелёгком труде.

4. Анна Ремизова, Алматы:

Молодые и умные

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Слышали ли вы когда-нибудь об интеллектуальных телепередачах? Естественно да! В наше время они являются очень популярными, часто просматриваемыми пользователями интернет ресурсов и обычными людьми, которые смотрят телевидение. Таких передач огромное количество. Они бывают самых разных тематик, занимают некоторое количество времени и рассчитаны на определенную категорию зрителей и «умников», участвующих там. Нам удалось встретиться с одной из участниц интеллектуального шоу «Лидер 21 века» Анной Ремизовой, ученицей 10 класса гимназии #35 города Алматы.

И: Скажите, Анна, каким образом возможно попасть на такой проект, ведь в таких интеллектуальных шоу собраны ученики разных школ всего Казахстана?

А: Для начала я хочу сказать, что я попала на проект случайно. Думаю, мне просто повезло, ведь многие годами мечтают сниматься в такой телепередаче. Я немного заинтересовалась этим, когда мне предложили, потому что с детства хотела «попасть» в телевизор. Я прошла кастинг, собеседование, и вот я на шаг ближе к цели!

И; Вам не было трудно соревноваться с другими участниками шоу?

А: Конечно, сначала было немного не по себе, ведь каждый человек, пришедший на интеллектуальное шоу, обладает большим количеством знаний и умений. Но обстановка на съемочной площадке была благоприятной и дружелюбной, поэтому я не испытывала особых трудностей.

И: А какими были вопросы? Сможет ли на них ответить типичный ученик?

А: На самом деле, вопросы были достаточно простыми, но кое-где приходилось мыслить неординарно, включая логическое мышление.

И: Что бы вы могли посоветовать будущим участникам таких телепроектов?

А: Главное-не бояться трудностей, которые могут возникать. У СМИ нет надобности выставлять людей невеждами. Не стесняйтесь отвечать, спрашивать- это в ваших же интересах.

И: Считаете ли вы данный опыт полезным?

А: Конечно считаю! Любой опыт учит чему-то. Участие в этом телепроекте помогло мне открыть для себя группу талантливых людей, узнать много нового, познакомиться с основными правилами поведения на телевидении и съемочной площадке.

И: Огромное спасибо за интервью, Анна. Было приятно поговорить с интересным человеком, мы желаем вам успехов во всех начинаниях.

5. Диана Нагай, Бишкек:

Путь в тысячу верст начинается с одного шага или как обучиться китайскому в Китае

Сегодня китайский язык все больше набирает популярности среди нашей молодежи. С каждым годом количество наших студентов, уезжающих в Поднебесную увеличивается. Мы решили поговорить с Дианой студенткой, прошедшей годовую стажировку в Урумчи, чтобы лично узнать об этом процессе.

— Как вы попали на учебу в Китай и почему Ваш выбор пал именно на этот город?

Начну с того, что китайский я изучала в университете с 1го курса. Мне всегда нравился этот язык и эта культура. За год до поездки я начала грезить желанием попасть в Поднебесную и в 2013 нашла программу Института Конфуция по языковой стажировке в Урумчи, а дальше — усиленная подготовка, отбор, сбор документов, билет на самолет и целых 10 месяцев в дали от Родины. На счет города, признаюсь, особого выбора у меня не было, но я не пожалела.

— Что Вам больше всего запомнилось из студенческой жизни за рубежом?

Во-первых, это контраст менталитетов. Все-таки постсоветские страны нам в этом плане ближе. Что касается обучения, у них другой, непривычный для нас подход. Нужно очень усердно заниматься каждый день, чтобы достичь результата. Китайцы — страшные трудоголики. Во-вторых, для меня был первым опыт жизни в настоящей студенческой общаге. А это и веселые будни, и ночные бурные тусовки (этажом выше). Но в целом, я люблю все новое и стараюсь адаптироваться к незнакомой обстановке.

— С какими трудностями вы столкнулись обучаясь в Поднебесной?

Метод по которому я изучала китайский — назывался методом погружения. т. е. Преподаватели преподавали китайский на китайском, совершенно не владея русским языком. Первое время было трудно найти общий язык. И конечно, приходилось каждый день много учить для того, чтобы не отставать. Программа насыщенная, все в лучших традициях китайской философии. У них даже есть пословица: Путь в тысячу верст начинается с одного шага. То есть нужно делать ежедневные постоянные шаги, чтобы достичь цели. Например, выучить китайский.

— Какие советы Вы могли бы дать нашим читателям, которые хотят учится в Китае?

На самом деле, сегодня очень много возможностей учиться не только в Китае, но и в других странах. Просто нужно захотеть. Пока мы молоды и здоровы нужно использовать максимум возможностей. Выбирайте страну по своим интересам. Так, если вам неприятны китайцы, китайская еда и вы пропитаны негативными стереотипами, лучше выбирайте Европу. Отношение многое решает, особенно в моменты, когда хочется опустить руки и все бросить. Так что: не бойтесь, не ленитесь и не сдавайтесь! Все в ваших руках!

— Спасибо, Диана, за интересную беседу. Наша редакция «Любознайка» желает Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!

—>

« Декабрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

—>

Как написать статью в стиле интервью

Порой возникает надобность написать статью-интервью:

  1. Это условие ТЗ: заказчик указывает список респондентов, которых следует проинтервьюировать, или просит набросать интересные вопросы для интервью.
  1. Нужна очередная публикация для своего сайта. Статья в стиле интервью — удобный способ пополнения страниц на личном веб-ресурсе.
  1. Хочется интервьюировать людей, к которым копирайтер испытывает заинтересованность. Это прекрасная возможность узнать о личности сведения, которые будут интересны другим почитателям.

Как брать интервью в интернете

Интервью в интернете брать намного проще. Нет необходимости лично встречаться с людьми. Достаточно заручиться согласием респондента, отправить ему список вопросов для интервью; после получения ответов опубликовать беседу в сети.

Важно правильно выбирать собеседников. Это должны быть яркие личности, которые интересны многим людям. К некоторым звёздам с подобной просьбой не пробиться. Они не соизволят снизойти до малоприметной личности интервьюера или запросят высокую цену за услугу.

Проще иметь дело с не особо приметными, но интересными и подающими надежду специалистами. Хорошее интервью поможет продвижению их личного бренда .

Основные термины жанра интервью

  • Процесс взятия интервью — интервьюирование, опрос, беседа.
  • Лицо, дающее ответы, — респондент, собеседник, опрашиваемый, интервьюируемый.
  • Человек, берущий интервью, — интервьюер, анкетёр, опросник.

Привычный способ интервьюирования всё чаще заменяется видео-интервью. Анкетёр и опрашиваемая личность беседуют перед видеокамерой, затем запись распространяется по сети.

Более сложный вариант — видео монтируется из двух отдельных видеороликов. Собеседники лично не встречаются. Интервьюер озвучивает перед камерой свои опросы, интервьюируемый записывает ответы. Затем монтируется видео из вопросов и ответов. Получается имитация личной встречи.

Как пишется статья в стиле интервью

1. Небольшое введение вводит читателя в курс дела. Знакомит с человеком, который согласился ответить на вопросы ведущего. Раскрывает личность героя статьи. Автор поясняет, чем собеседник заинтересовал, что в нём особенного. Сообщает, что почерпнут читатели из беседы.

2. Далее идёт интервью: авторские вопросы и развёрнутые ответы респондента. Впрочем, не всегда ответы подробные. На некоторые вопросы интервьюируемый может отказаться отвечать, иногда высказывается немногословно. Все ответы — на усмотрение респондента.

Вопросы для проведения интервью — на совести интервьюера. Насколько толково он может продумать, как опрашивать собеседника, чтобы интервью было интересно читателям. Чрезмерно длинные вопросы утомительно читать, сложно воспринимать. Необходимо избегать вопросов, в которых содержится ответ.

3. В заключительной части идут слова благодарности, подчёркиваются положительные моменты, отмечается, какую пользу могут извлечь читатели.

Особенности жанра

Задача интервьюера — раскрыть глубину личности респондента, показать его личностную суть, интересную людям.

Просто записать диалог — это не интервью. Текст должен быть структурирован, красиво оформлен. Статья, транкрибированная из видео, имеет разговорный стиль подачи материала, нуждается в редактировании и переводе в литературный стиль. В беседе не должно быть хаотичных скачков с темы на тему, изобилия вводных и мусорных слов, прочих недочётов.

После завершения работы над статьёй-интервью текст обязательно показывают респонденту. Вдруг он пожалел о сказанном, захочет некоторые фрагменты изменить. Или автор добавил отсебятину, что не понравится собеседнику. Лишь после одобрения и разрешения статью размещают в сети.

В статье допустимы авторские комментарии, но в скромном количестве. Если их объём перевешивает ответы эксперта, создаётся впечатление, что анкетёру важнее высказаться самому. Проще написать дополнительную статью с выраженной позицией автора, чем захламлять ремарками ответы респондента.

Если в интервью ничего не менялось, всё равно текст публикуют после согласования с респондентом.

Вопросы, которые задают на интервью

Безусловно, ответы гостя зависят от его находчивости, остроумия, желания нечто поведать читателям. Его высказывания напрямую зависят от вопросов — насколько анкетёр смог поразить собеседника, подобрать интересные вопросы для интервью, на которые хочется отвечать.

Большинство бесед с яркими личностями содержит довольно скучные опросы: где родился, чем занимается, что любит, каковы планы на будущее. Они имеют право быть. Это тоже интересует читателей.

Список вопросов для интервью готовится отдельно для каждого респондента. Проще представить, что интервьюируемое лицо — ваш потенциальный друг. Что хочется знать о своём друге?

Вопросы могут быть одинаковыми, если планируется серия интервью с определёнными личностями: необходимо узнать их точку зрения на какие-то события, процессы. Или требуется собрать мнение разных людей по определённым проблемам.

Как придумать вопросы для проведения интервью

  • Почитать интервью с известными людьми. Подумать, какие вопросы могут быть интересны вашим респондентам и читателям.
  • Вопросы должны быть тактичными. Беседа должна течь ровно и приятно для всех. Нельзя провоцировать собеседников, вести допрос, способный скомпрометировать.
  • Собирают моменты, которые хотели озвучить люди, делают их вопросами. Просматривают форумы, комментарии на сайтах потенциальных респондентов для поиска таких моментов.

Статья в стиле интервью — одно из самых простых решений в копирайтинге. Текст пишется просто и естественно, как беседа двух друзей. Главное — придумать вопросы, которые задают на интервью. Слегка редактируют ответы респондента, если есть надобность. Аккуратно оформляют и подают читателям. Такие тексты писать легко, никаких схем и формул не требуется, особые умения не нужны.

Более сложные варианты контента описаны на проекте «Работа копирайтером»:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яндекс как найти профессию
  • Как найти удельный вес материалов
  • Как по тн вэд найти окп
  • Как найти объем листа железа формула
  • Как мне найти должника