Как составить исполнительский план песни

Исполнительская
трактовка произведения складывается
как бы «уступами». Драматургическое
нарастание идет по нарастающей. Если
две первые строфы поручены солисту, то
третья – хору. В четвертой, кульминационной,
строфе присоединение к хору солиста
должно звучать особенно выразительно
после предшествующей тому паузы в его
партии.

Не
менее существенную роль в драматургическом
становлении партитуры выполняет
сопровождение. Без него выразительность
музыки была бы во многом утрачена.

Накопление
звучности хора и оркестра приводит к
кульминации в четвертой строфе (т.т.29 –
36) и достигает вершины в мощном туттийном
аккорде (т.37).

После
кульминации резко спадает звучность.
Знакомые интонации солиста в коде
сочетаются с новым музыкальным материалом
в сопровождении. Партия солиста,
расчлененная длинными паузами, как бы
вторит тому, что звучит в оркестре.
Контрастность заключительного раздела
с его внезапностью тишины после
кульминации создает своеобразную
разомкнутость композиции номера,
подчеркивает его значительность. Можно
утверждать, что именно здесь находится
смысловая кульминация этого хора.

9. Репетиционный план

Так
как хоровая партитура произведения
написана для мужского хора, ее целесообразно
разучивать на разводных репетициях.

На
первом этапе разбирать сочинение по
партиям, пропевая их как сольфеджио, а
также на звуки «ли», «ле», «лю» и др., что
должно помочь в достижении единообразного
звучания гласных звуков.

В
работе над достижением ритмического
ансамбля уместно воспользоваться
методом пульсированного дробления:

Это
упражнение позволит хору проникнуться
единой пульсацией и заострит внимание
на правильное ритмическое соединение
партий.

После
того как произведение разобрано, можно
переходить к пению с текстом. При этом
необходимо уделять внимание ясному
произношению слов и слитности звучания
в штрихе
legato.
Для достижения этого полезно проделать
те упражнения, речь о которых шла в главе
«Дикционный и орфоэпический ансамбль».

Следующим
шагом будет соединение звучания хора
с сопровождением и партией солиста. На
этом этапе главным является достижение
сбалансированности всех компонентов
партитуры произведения, как по динамике,
так и по другим элементам музыкальной
выразительности.

Заключительным
этапом разучивания являются художественное
выстраивание исполнительского плана
(интерпретации), генеральная репетиция
и концертное выступление.

Особенности дирижерского жеста

1. Характеристика дирижерских жестов

В
дирижировании данного произведения
наиболее уместным представляется
среднее положение дирижерской плоскости.
Оно может изменяться как в сторону
понижения в моменты динамических
кульминаций, так и повышения в кодовом
разделе, характеризующемся просветлением
музыкальной сферы сочинения.

Характер
жеста также видоизменяется от плавного,
присущего штриху
legato,
до несколько маркатированного, рубленного
в моменты туттийного звучания всей
исполнительской массы (т.т.29, 33) и показа
sf
в тактах 37, 38. Форма кисти при этом и в
первом и во втором случае должна
оставаться прикрытой, «куполообразной».
Небольшое раскрытие кисти уместно лишь
при дирижировании заключительных тактов
(т.т.48 – 52), где основное внимание
сосредотачивается на линии «воспаряющего»
оркестрового подголоска.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

14.10.2020 Общие принципы работы над музыкальными произведениями.

Общие принципы работы над музыкальными произведениями.

Не смотря на огромную важность технической оснащенности музыканта, конечная цель развития любого вида техники — подготовка к исполнению музыкальных произведений. Процесс художественного воспитания, а точнее развитие всех его компонентов — музыкальности, техники, художественного мышления — должно проходить параллельно, в тесной взаимосвязи.

Поэтому художественное воспитание начинается с первых шагов музыкального обучения и продолжается всю творческую жизнь.

сайт про тубу

(Глава 14. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Едва только учащийся научился издавать один звук, педагог предоставляет ему возможность сыграть этот звук выразительно, например, исполнив русскую народную песню «Ладушки — ладушки». Здесь есть образ, а это уже музыка. Начинающему музыканту, только взявшему в руки инструмент, освоившему звук, приятно ощущать, что и он уже чему-то научился.

С первых же шагов обучения педагог должен стараться развивать художественное сознание своего ученика. Естественно, сначала работа должна проходить над несложным музыкальным материалом, а затем по мере общего и музыкального развития учащегося, репертуар усложняется и, в конце концов, в него включаются целые музыкальные произведения.

Процесс работы над музыкальным произведением можно разделить на три основные этапа: 

1. Формирование исполнительского замысла.

Нельзя разучивать по частям, не ознакомив учащегося предварительно с произведением в целом, не установив тональности, в которой оно написано, не выяснив стилистические особенности, форму, метроритмическую структуру, динамику, характер и т.д. Не следует полагаться только на интуицию учащегося, она обязательно должна быть подкреплена сознанием. Для учащегося произведение — «белый лист бумаги». Педагог должен это учитывать и суметь, как бы снова пройти весь путь познания вместе с учеником, не навязывая ему при этом своего понимания произведения, не подавляя его инициативы, а лишь направляя творческую мысль, корректируя его действия. Делая замечания, педагог должен разъяснять ученику смысл своих требований.

На основе осознанного отношения к исполняемой музыке учащийся под руководством педагога формирует свой исполнительский замысел (план) музыкального произведения. Должны быть учтены — Моменты объективного порядка:

А. Жанр музыкального произведения (пьеса, рапсодия, фантазия, поэма, романс, марш, вальс, песня, танец и т.д.)

Б. Форма музыкального произведения (одночастная, многочастная, соната, сюита, рондо, вариации, канон, фуга, инвенция и т.д.)

В. Характер произведения или его частей (радостный, грустный, лирический, героический, юмористический, сентиментальный и т.д.)

Г. Стилистические особенности произведения (эпоха в которую создавалось произведение, стиль и направление творчества автора произведения, в связи с этим — особенности мелодического и гармонического языка произведения и т.д.)

Д. Сложившиеся традиции исполнения.

Моменты субъективного порядка: 

А. Исполнительский темперамент учащегося (склонность к лиризму, романтике, драматизму, патетике, экзальтации, меланхолизму и т.д.)

Б. Степень образности мышления и творческая фантазия учащегося.

В. Отношение учащегося к автору произведения (увлеченное, любознательное, безучастное и т.д.)

На начальном этапе обучения педагог принимает самое активное участие в формировании исполнительского плана, т.к. учащийся, в силу недостаточной общей и музыкальной подготовки, лишен возможности всесторонне проанализировать новое для себя произведение. На более высоких этапах развития учащийся должен сам ознакомиться с новым музыкальным произведением и составить исполнительский план. 

Роль же педагога все более должна сводиться к направлению творческой мысли и фантазии учащегося. 

Постепенно создание исполнительского плана музыкального произведения становится делом самого учащегося, который должен самостоятельно изучить имеющиеся материалы об авторе, его стиле, эпохе, в которую он творил, кроме того, проанализировать форму, гармонический и мелодический язык, разобраться в особенностях фактуры аккомпанемента и т.д.

2. Реализация исполнительского замысла.

Это самый ответственный этап работы над музыкальным произведением. Прежде всего, необходимо уточнить правильность исполнения нотного текста. Под нотным текстом понимается не только высота и длительность звуков, но и указания автора и редактора связанные с темпом, динамикой, штрихами и т.д.

В зависимости от характера музыки исполнитель определяет основные выразительные средства, с помощью которых он наилучшим образом сможет раскрыть содержание произведения, воссоздать его образ. Это могут быть средства тембровые, штриховые, динамические, агогические и другие. В этот период устанавливаются и выделяются наиболее трудные в техническом и кантиленном отношении места. Для сосредоточения внимания на трудных местах и удобства работы над ними, произведение условно расчленяется на отдельные части, эпизоды и более мелкие звуковые и ритмические сочетания, вплоть до отдельных звуков, с целью выявления первопричин трудности.

Происходит работа над трудными в ритмическом и техническом отношении пассажами, изменениями динамики, характера звучания и т.д. Здесь очень важно научить учащегося самостоятельно анализировать недостатки своего исполнения, устанавливать причины недостатков, искать более рациональные пути их преодоления. Умение слушать и критически оценивать свое выступление в это случае может очень помочь.

Работать над трудными местами рекомендуется в медленном темпе, благодаря чему музыкант более осознанно подходит к исполнению мельчайших деталей. При этом самые сложные технические места и пассажи будут прослежены им как бы в мелодической последовательности. Большую помощь в овладении технических трудностей оказывает исполнение пассажей различными штрихами и артикуляцией.

Работая над частностями, ни в коем случае нельзя ослаблять внимания к произведению в целом.
Музыка разворачивается во времени. Каждая часть музыкального произведения, каждый эпизод, период, предложение рассматривается и как относительно законченную музыкальную мысль, и как этап развития музыкального произведения в целом. Очень важно установление опорных пунктов, к которым стремится и от которых отталкивается музыкальная мысль, живое музыкальное повествование.

Вершину музыкального развития принято называть кульминацией. Кульминаций в произведении может быть несколько, но центральная бывает только одна. Важно установить, прежде всего, центральную кульминацию, затем определить другие кульминации, т.к. они подводят к центральной. Таким образом, кульминации помогают сохранять чувство целого.

3. Заключительный этап работы над музыкальным произведением.

Этот этап характеризуется окончательным уточнением художественных задач, соединением частей произведения в единое целое, овладением этим целым, совершенствованием выразительности исполнения. Глубже изучается фактура сопровождения, совершенствуется ансамбль, произведение выучивается на память. 

Внимание педагога и учащегося должно быть направленно на достижение наибольшей выразительности исполнения. Для достижения этой цели должен быть использован весь арсенал выразительных средств музыкантадуховика — не только специфических, но и общемузыкальных.


Глава 13. Исполнительская техника и работа над тренировочным материалом
Глава 14. Общие принципы работы над музыкальными произведениями
Глава 15. Особенности работы над произведениями малой формы

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗУЧИВАНИЮ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В НАРОДНОМ ПЕВЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Донченко Я.С. 1, Сараева Л.П. 1


1ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Специфика авторской песни отражает особенности композиторского мышления, находящего в народной песенной манере интонационно точное соответствие характеру литературного образа в песенной мелодии (широкая, напевная, игривая и пр.). Художественный анализ авторской песни для народно-певческого коллектива осуществляется на основе сопоставления музыкального материала песни и характера литературных образов в ней.

Предварительной работой руководителя над авторской песней является составление исполнительского плана разучиваемого произведения: работа над фразировкой и вокально-хоровой техникой. Каждый куплет авторской песни является определённой ступенью в музыкально-интонационном создании художественного образа, с присущим ей настроением. Это подчёркивается соответствующим темпом (медленный, неспешный, живой, «частый» и пр.), характером движения мелодии (плавное, спокойное, взволнованное и пр.), общим динамическим оттенком (пианиссимо — очень тихо, пиано – тихо, меццо пиано – не очень тихо, меццо форте – не очень громко, форте – громко и т.д.).

В авторской песне для народно-певческого коллектива важную выразительную нагрузку несёт фразировка. Каждая фраза, из которых сложены куплеты и припевы, имеет свою динамическую вершину, которая подчеркивается и организует вокруг себя предыдущие и последующие звуки. По своему значению фразы подразделяются на главные и второстепенные. Техника фразировки основывается на эмоциональном нарастании и эмоциональном спаде. Первое состояние связано с расширением диапазона, активизацией внутреннего движения посредством сокращения количества тактов, насыщением фактуры за счёт увеличения количества голосов. Как правило, к концу фразы эмоциональное напряжение ослабляется, что сказывается на динамике звука, изменении ритмического рисунка, сжатии диапазона и упрощении фактуры.

В создании художественного образа при исполнении авторской песни огромную роль играет хоровая техника: строй, ансамбль, дикция, вокальные навыки (дыхание, звукообразование, регистровая специфика), каждый элемент которой требует своей отработки. Предварительная работа руководителя народно-певческого коллектива над авторской партитурой переходит в репетиционные занятия с хоровым коллективом. Многие известные хоровые практики (П. Чесноков, А. Егоров и др.) выделяют на этом пути два этапа: технический и художественный. В технические задачи входят выучивание мелодии, работа над строем, ансамблем и дикцией. Художественная сторона связана с работой над оттенками, темпом, фразировкой и т.д. Технические и художественные задачи хоровой работы тесно связаны между собой.

Многие российские хормейстеры оставили непревзойдённые образцы исполнения народно-певческими коллективами авторских народных песен, которые вошли в историю современного народного хорового искусства, как, например, песня-гимн партизанского движения на слова М. Исаковского и музыку В. Захарова «Ой, туманы, мои растуманы» в исполнении Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. Основатель Государственного Волжского русского народного хора П. Милославов, в поисках наибольшей выразительности звучания, впервые на практике осуществил расстановку артистов хора с учётом тембрально-регистровой окраски звука, при которой с любого места в зале прослушивалась вся хоровая палитра, все тембры, сливающиеся в мощное хоровое звучание. Известный музыкант, организатор государственного Уральского русского народного хора Лев Христиансен придавал огромное значение музыкальному развитию песни, точному определению в ней кульминации, использованию богатства многотембровых звуковых красок. Всё это говорит о том, что известные руководители народных хоров придавали огромное значение воплощению художественного образа народной песни, композиторского замысла произведения.

Просмотров работы: 410

Код для цитирования:

Статья: «Основные этапы работы над песней»

( преп. Куприна Е.Н., ДШИ № 8 г. Ульяновска)

        Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос — это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Особая роль принадлежит пению, оказывающему могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы. Поэтому так важно научить ребенка слушать песни и уметь выразительно исполнять, ведь каждое предложение в песне – это мысль.

        С чего же начинать работу над песней? Кончено же, с её выбора. Это подготовительный этап. По опыту знаю, что выбор песни является иногда сложным, а иногда легким. При подборе песни для исполнения следует учитывать то, что песня должна нравится исполнителю. Если песня по душе, то это как бы утраивает силы исполнителя, технически трудные места становятся преодолимыми.

       Из опыта работы могу сказать, что иногда лучше взять песню попроще, чем «завалить» яркую и сложную песню, не справившись с техникой и эмоционально. Итак, песня должна нравиться, а поэтический текст должен вызывать эмоциональный отклик.

      Основным этапом работы над вокальным произведением является разучивание мелодии. Необходимо интонационно точно выучить мелодическую линию песни по нотам или с помощью плюсовой фонограммы. Отдельно следует отработать технически трудные элементы мелодии ( скачки вверх и вниз, мелизмы и др.) Иногда можно вычленить какой — либо из трудных мотивов, интервалов и спеть его как упражнение по хроматизму вверх и вниз. Этот этап является очень важным, так как неправильно заучив мелодию бывает очень трудно переучить и исправить недочеты интонирования. Мелодию нужно заучить твердо наизусть. Пропевая песню нужно стараться с каждым разом улучшать свое исполнение.

         Следующий этап – работа с поэтическим текстом. Текст должен быть предварительно обязательно распечатан. Необходимо не торопясь, вдумчиво прочитать текст и постараться найти главные  (опорные) слова в предложении. Нужно расставить смысловые акценты-опору, несущие смысловую нагрузку к котором мы поведем музыкальную фразу.

         Смысловые акценты нужно расставлять так, чтобы как можно ярче был передан смысл песни. В тексте опорные слова для наглядности лучше обвести ярким маркером, а затем спеть, выделяя нужные слова.

         Например, во фразе «День опять погас» нужно найти ключевое слово. Каким оно будет: «День опять погас», «День опять погас» или «День опять погас»? Для выразительности песни опорное слово —  «погас».

          Следующий этап- работа над ньюансами и динамикой. Усиление выразительности исполнения происходит и за счет динамики. Выученное вокальное произведение не должно быть динамически бедным. Если петь песню одинаковым звуком, то она становиться монотонной. Поэтому необходимо составить исполнительский план песни и обогатить ее динамическими оттенками и ньюансами.

          Следующий этап является заключительным. Это закрепление песни ( впевание).Этот этап включает в себя кропотливую работу по оттачиванию исполнения, работу над звукообразованием, устранению различных появившихся деффектов исполнения( если таковые есть. Например, носовой призвук). Задача исполнителя- качественно спеть, выразительно передать суть, музыкальный образ исполняемой песни.

Немаловажным для эстрадных исполнителей является работа над сценическим образом. Это выбор сценического костюма, а также прически, головного убора (если уместно), аксессуаров. Все это должно создавать гармоничный образ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти как называется мой телефон
  • Как составить ссылку с utm
  • Kaspersky как найти на компьютере
  • Как найти растояние между ребрами
  • Как найти угол падения снаряда