Как составить исторический календарь

Учащиеся 4 класса создают групповой ученический проект на тему «Создание календаря исторических событий», в котором дают характеристику самым основным историческим событиям, произошедшим в период с 988 по 1991 гг., изучают историю родной страны и создают исторический календарь.

Подробнее о работе:

В процессе написания детской исследовательской работы по литературному чтению «Создание календаря исторических событий» учащиеся 4 класса начальной школы проводят сбор и анализ информации по важнейшим историческим датам, выясняют, что способствовало тому или иному событию, какую роль оно сыграло в дальнейшей судьбе России, дают краткое описание каждой внесенной в исторический календарь дате.

Учебный проект учеников 4 класса о создании исторического календаря рассчитан на ознакомление детей с историей своей страны, привлечение их к коллективной исследовательской деятельности, учит анализировать большой объем информации и выделять из него главное. Готовая исследовательская работа может быть образцом для выполнения проекта по созданию календаря исторических событий.

Оглавление

Введение
1. Календарь исторических событий.
Заключение

Введение

Календарь исторических событий — это запись важных дат древней Руси. Сведения о том, что происходило в те далекие времена в России, мы можем узнать, читая летописи, былины, жития монахов – летописцев. Самая первая написанная летопись – это « Повесть временных лет».

Мы решили создать календарь исторических событий самостоятельно. Для этого мы стали изучать справочники и энциклопедии по истории нашей страны и с помощью учителя выделяли самые основные, которые полностью изменили дальнейший ход истории и благодаря которым наша страна сегодня такая, какая она есть.

Цель проекта: изучить как можно больше дат исторических событий

Задачи проекта:

  1. изучить важнейшие события прошлого,
  2. самостоятельно распределить события в хронологическом порядке,
  3. составить исторический календарь с кратким описанием важнейших дат из истории России.

Объект: история России.

Предмет: самые знаменательные исторические события в России с 988 по 1991 гг.

Практическая значимость: материалы данного проекта могут использоваться в качестве материала для самообразования в области истории России, а также на уроках и внеклассных занятиях по истории родной страны.

Исторические сведения о календарях

Календарь (лат. calendarium, calemdae – первый день месяца) — система счисления времени. За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали.

Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября.

Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Календарь исторических событий «Важные события в России»

Крещение Руси 988
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.

После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.

1237-1240 года — Завоевание Руси монголо-татарами 1480 г. — Окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

Свержение монголо-татарского ига состоялось в 1480 г. Государь Московской Руси отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату. Большая Орда являлась преемницей Золотой Орды, от которой в течение 15-го века постепенно откололись: Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Крымское ханства.

Русские же княжества к этому времени окончательно объединились под главенством Москвы. В 1472 хан Ахмат организует нашествие на Русь для того, что бы вновь её подчинить. Однако в сражении на В 1480 хан Ахмат предпринял повторную попытку подчинить Русь.

Русские и ордынские войска подошли к реке Угре, где и должно было состояться между ними генеральное сражение. Однако литовцы союзники монголо-татар не смогли подойти к Угре из-за нападения на них крымских татар. К тому же в Белой Орде начались проблемы. Эти обстоятельства вынудили Ахмата отступить без боя. Таким образом произошло свержение монголо-татарского ига. реке Оке монголо-татары получили серьезный отпор от русских воинов и отступили.

1367 г. — Постройка каменного Кремля в Москве.

В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда

1613г. — Приход к власти в России династии Романовых.

После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.

Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит сто статей.

Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и Судопроизводства.

1696 год— указ о создании флота в России

Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство военно-морского флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

1721 г. — провозглашение России империей

  • Империя была провозглашена 22 октября (2) ноября 1721 года по итогам Северной войны, когда по прошению сенаторов русский царь Пётр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.
  • Столицей Российской империи с 1721 по 1728 и с 1730 по 1917 год был Санкт-Петербург (1914—1917 Петроград), а в 1728—1730 годах — Москва.
  • Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император Всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года

.

исторический календарь 1

1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах

Крестьяне получили право выкупать себя с землей.

  • 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. Издан в рамках реформирования Российской империи, проходившего в 1800-е годы.
  • За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Тем не менее ничто не мешало помещику отпустить крестьянина безвозмездно — все определялось договором между крестьянином и помещиком. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами (отсюда и популярное название указа).

1837 г. — построена первая железная дорога в России

  • Указ императора Николая I от 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836. Открыта дорога 30 октября 1837 года. Ширина колеи 1829 мм.
  • Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров. Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским Селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года.

исторический календарь 2

1861 г. — Отмена крепостного права в России

  • Крестьянская рефо́рма в России (в просторечии отмена крепостного права) — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.
  • Давно назревшая, запоздалая реформа открывала дорогу к развитию капитализма в России и к индустриализации. Россия и США последними из «великих держав» своего времени покончили с рабством на своей территории. Не случайно Карл Маркс сравнивал процесс освобождения крепостных крестьян в России c движением за освобождение рабов.

исторический календарь 3

1917 г. — Революция в России

Русская революция (Великая русская революция) — условное название революционных событий, произошедших в России в 1917 году, начиная со свержения монархии Февральской революцией, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате Октябрьской революции большевиков, провозгласивших советскую власть.

1918 — 1922 г. — Гражданская война в России

  • Гражданская война в России — ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года.
  • Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны между вооружёнными силами советской власти и антибольшевистских властей.

Великая Отечественная война 1941—1945

ВОВ — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). Одержав военную победу над Германией, Советский Союз внёс решающий вклад в разгром нацизма в Европе.

1961 г. — Первый полет человека в Космос

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

1991 г. — Распад СССР и падение социализма.

  • В следствие которого 17 марта 1991 был проведён всероссийский референдум, по итогам которого был введён пост Президента РСФСР.
  • 12 июня 1991 года в результате первых всенародных выборов Президентом РСФСР стал Б. Н. Ельцин, получив 45 552 041 голос избирателей, что составило 57,30 процентов от числа принявших участие в голосовании, и значительно опередив Николая Рыжкова, который, несмотря на поддержку союзных властей, получил всего лишь 16,85 процентов голосов. Вместе с Б. Н. Ельциным был избран вице-президент Александр Руцкой. 1 июня 1991 года мэрами Москвы и Ленинграда были избраны представители демократического движения — Г. Х. Попов и А. А. Собчак. После избрания основными лозунгами Б. Н. Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР. 10 июля 1991 года Б. Н. Ельцин принёс присягу на верность народу России и российской Конституции, и вступил в должность Президента РСФСР.

Заключение

Вот и подошла к завершению наша работа над проектом по созданию календаря исторических событий. Для нашего коллективного детского проекта по литературному чтению мы выбрали временной период 988 – 1991 гг. и выдели самые знаковые для истории России события.

Для того, чтобы наш календарь был интересным и соответствовал исторической действительности мы изучили большой объем информации по теме, обатились к справочникам, энциклопедиям, словарям, интернет-источникам, проанализировали и обобщили полученную информацию, с помощью учителя сформулировали лаконичные описания каждого периода, указанного в нашем календаре.

Благодаря проектной работе, посвященной созданию исторического календаря, мы изучили важнейшие события прошлого и самостоятельно распределили их в хронологическом порядке.

Результатом нашего проекта стал готовый исторический календарь с кратким описанием важнейших дат из истории России за период 988 – 1991 гг.

Для следующего проекта можно выбрать современную историю или подробно описать более короткий исторический отрезок времени.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ!

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понятно, что каждый сам определяет какие события стоит считать самыми важными из истории. Для подготовки календаря исторических событий для 4 класса, история России, я использовал хронологический перечень событий истории с сайта rusempire.ru по ссылке. Вы можете самостоятельно составить свой календарь из перечня перечисленных знаменательных дат, отбросив часть из перечисленных мной. Мой примерный список будет выглядеть так:

Календарь исторических событий 4 класс, Литературное чтение история России

ок. 863 – Выход славянской азбуки Кирилла и Мефодия.

883-885 — Покорение князем Олегом славянских племён. Появление территориальных границ Киевской Руси.

988 — Крещение Руси.

1056-1057 — «Остромирово Евангелие» – считается самой первой в истории рукописной русской книгой.

1147 — Первое письменное упоминание о Москве.

1169 — Захват Киева армией князя Андрея Боголюбского. Столица Руси переносится из Киева во Владимир.

1239 — Опустошение татаро-монголами мордовских территорий, Черниговщины и Переяславщины.

1240 – Полход монголо-татар на Южную Русь, уничтожение Киева и покорение и Галицко-Волынского княжества. Победа князя Новгорода Александра над шведами в «Невской битве».

1242 — «Ледовое побоище» Александра Невского на Чудском озере, поражение тевтонцев. Завершение «Великого Западного похода» монголов.

1328-1340 – Годы царствования Ивана Калиты. Столицей Руси становится Москва.

1339 – Строительство московского кремля, дерево.

1380 – Куликовская битва.

Российское государство

1462-1505 – годы правления Ивана III Васильевича.

1462 – Восстание Ивана III против хана, отказе от ханского ярлыка на право княжества.

1480 — «Великое стояние» на реке Угре, русско-татарское противостояние, официальное завершение ордынского васалитета.

1547 — Иван IV Васильевич принимает титул царя.

1550 — Судебник (свод законов) Ивана Грозного.

1564 — Печать «Апостола» Ивана Федорова, первая печатная книга.

1565 – Появление опричнины Ивана Грозного.

1589 — Основание в России патриаршества.

1592-1593 — Указ о белых землях для помещиков и закрепление крестьян к земле (запрет выхода крестьян)

1597 — Указ о кабальных холопах и об урочных годах.

1598-1605 — Царствование Бориса Годунова.

1604 – Попытка захвата власти самозванцем Лжедмитрием.

1605 Подписание Уложения, узаконившего крестьянский выход (большая свобода крестьянства).

1606 — Заговор бояр под предвордительством В.И.Шуйского, смерть Лжедмитрия I.

1606-1607 — бунт Болотникова, появление Лжедмитрия II.;.

1612 — Ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы, поражение поляков.

1613 — Земский Собор в Москве. Появление династии Романовых.

1649 — Соборное Уложение Алексея Михайловича. Финальное закрепление крепостного.

1653 — Решение Земского собора о союзе с Украиной, конфликт с Польшей.

1686 — «Вечный мир» России и Речи Посполитой.

1700 — 1721 — Северная война.

1703 — Основание Петербурга.

1709, 27 июня – Разгром шведских интервентов у Полтавы.

1721 — Петр I становится Императором Всероссийским. Появление Российской империи.

1750 — Первый русский театр, Ярославль

1755 — Появление Московского университета.

1783 — Присоединение Крыма.

1812, июнь — Интервенция наполеоновских войск. Отечественная война. 26.08 битво при Бородино. 2.09 – падение Москвы. 12.1812 выход войск Наполеона из России.

1843 — 1851 – Первая железная дорога, Москва-Петербург.

1864 – Покорение Кавказа.

1905 — 1907 — Первая революция в России.

1917, 18.02 — бунты на Путиловском заводе. 1.03 — появление Временного правительства. 2.03 — отречение Николая II от титула императора. 01.09 — Россия провозглашена республикой. Октябрь – приход к власти большевиков.

1918, 17.07 — расстрел Императора вместе с его семьёй.

1917, 25.10 – Выступление Ленина о передаче власти ВРК.

1918 — 1922 — Гражданская война.

1918, 3.03 — Брестский мир.

1922, 29.12- Союзный договор СССР.

1924, 31.01 – Первая Конституция СССР.

1929 – Старт эпохи коллективизации и индустриализации

1934 — СССР вступает в Лигу Наций

1936 – Вторая Конституция СССР

1938 — Начало постройки БАМ

1939, 23.09 — Пакт Молотова — Риббентропа

1939, 17.09 Польский поход Красной армии, оккупация Польши Германией и СССР

1939, 28.09 – Соглашение с нацистской Германией «О дружбе и границе»

1941, 22.06 — Вторжение Германии и союзных государств в СССР

1945, 8.09 — Акт о безоговорочной капитуляции Германии

1945, 17.07- 02.08 — Потсдамская конференция

1955 — Появление организации Варшавского договора

1957 – Отправка первого советсвкого спутника в космос

1961, 12.04 — полет Ю. А. Гагарина в космос

1977 — Новая Конституция СССР

1979 – заход советских войск в Афганистан

1989 — Вывод военных из Афганистана

1990 – Горбачев избран первым президентом СССР

1991, 19-22.08 — Появление ГКЧП. Провал гос переворота

1991, 8.12 – Беловежские договора, развал СССР и появление СНГ.

1991, 25.12 — М.С. Горбачев складывает полномочия президента СССР.

1993, 12.12 — Принятие Конституции РФ.

1994, 11.12 – Переброска оссийских войск в Чеченскую республику для установления «конституционного порядка».

1996 — Выборы президента РФ. у Ельцина 54%

1997 – Эвакуация военных сил из Чечни.

1998, 17.8 — экономический кризис, объявление дефолта РФ.

1999, август – Старт Второй Чеченской кампании.

1999, 31 декабря – Ельцин уходит с поста Президента и назначает В.В. Путина исполняющим обязанности президента России.

2000, В.В. Путин избран президентом

2008, 8.08 – Осетино-грузинский конфликт, война против Грузии на стороне Южной Осетии

2014 Начало украинско-российского конфликта, установление российской администрации в Крыму

Проект

на тему: «Создание календаря      исторических событий»

Проект выполнила: ученица 4 класса                                                  

                                                                                              Кротова Диана

                                                                       Руководитель: Головачёва Н.А.

Цель проекта : изучить исторические события 10 века и на их основе составить календарь.

Задачи проекта :

1. Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого.

2. Научиться самостоятельно находить необходимый материал.

3.Познакомиться с важными датами истории Руси.

Объект исследования: История Древней Руси.

Предмет: Исторические события.

Гипотеза: предположим, что создание календаря исторических событий вызовет интерес к прошлому русского народа, к его духовным ценностям.

Актуальность данного проекта заключается в естественной потребности каждого человека знать историю своего народа от древности до наших дней.

План:

1.Первая летопись

2.Рюрик

3.Олег Вещий

4.Княгиня Ольга

5. Владимир Красное Солнышко

6. Вывод

В начале XII века впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях.

Запись событий по годам получила название — летопись.

Один из первых русских летописцев был монах Киево — Печорского монастыря – Нестор.

Он написал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». Нестор записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то что видел своими глазами.

Первый русский князь Рюрик привёл своё войско ) в Новгород и стал там княжить в 862.

Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором прибыл в 862 году из варяжских земель. Они были приглашены славянскими племенами, чтобы объединить их и справедливо править.В 879 г. одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег

Олег получил в народе прозвище «вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражены его прозорливость, мудрость.В 907г. Олег с большим войском двинулся в большой военный поход на Константинополь (Царьград). Осадил древний город. Греки вынуждены были заключить мир. Олег взял с них большой выкуп и в знак победы ,по легенде, прибил свой щит к городским воротам. Главным результатом похода стало заключение – первого письменного договора в 911г .Олег правил 33 года, а после его смерти власть принял сын Рюрика — Игорь.(912-945гг)

Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск на Византию, а также неудачным походам на Каспий .В ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень. Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство.После смерти Игоря править стала его вдова княгиня Ольга.(945 –965г.г.)

В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.

В 957 г. – состоялось крещение княгини Ольги в Константинополе в храме Святой Софии .

Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г.

В 988 г. на Руси было принято христианство. Сначала Владимир сам принял крещение в городе Корсуни и наречен был именем Василий.

Вернувшись в Киев, повелел князь Владимир всюду крестить народ и строить деревянные церкви, ставя их в тех самых местах, где прежде стояли идолы

Вывод:

Работая над проектом, я узнала много нового и интересного об истории Древней Руси, о том, какие князья правили в те времена, об их военных походах и мирных делах. Я думаю, что это один из интереснейших периодов истории нашего народа.

Проект

по литературному чтению

«Календарь исторических событий»

Паспорт проекта.

Название проекта «Календарь исторических событий»

Руководитель проекта: Ожиганова Татьяна Владимировна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир, изобразительное искусство, информатика.

Состав учащихся:4 класс Б (10-11 лет)

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

  • поставленные перед учащимися: в ходе выполнения проекта ученики учатся:  работать в парах и группах; собирать в книгах и сети Интернет соответствующую информацию; готовить рисунки или фотографии;  составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

  • Педагогические цели: заинтересовать учащихся чтением, развивать  их познавательные интересы, формировать речевую, коммуникативную  и информационную компетентности.

Задачи проекта:

-поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого,

-воспитать   самостоятельность,

-познакомить школьников со знаменательными датами

Проблемные вопросы:

1. Что такое календарь?

2. Какие страницы календаря будут у нас, назовите их, соотнесите дату и историческое событие.
3. О каких исторических событиях рассказывается в разделе «Летописи. Былины. Жития»?

  • победе Киевского князя Олега над греками в 6415 (907) году.

  • победах русского богатыря Ильи Муромца.

  • создании первой печатной книги.

  • благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

  • битве на Куликовом поле в 1380 году.

Предполагаемые результаты:

— повысить интерес ребёнка к истории своей страны.

Актуальность: За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Данный проект является  самостоятельной работой учащихся 4-х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с отдельными историческими событиями , но и сделать выводы о том, что самый обычный календарь может нести в себе информацию о  событиях разных времён.

В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей своей страны, учатся работать с дополнительной литературой.

Проблема: Сегодня проблема изучения истории своей страны особенно актуальна, потому что современные дети не интересуются этим, мало общаются с близкими родственниками, мало читают. Изучение истории способствует осмыслению гуманистических ценностей, проявившихся в различных исторических событиях; уважения к правам и свободам русского народа – народа победителя; уважение к культурному наследию, доставшемуся нам в наследство; осознание значения исторических событий в жизни русского народа, своей родины; проявление интереса к историческим книгам, картинам художников, музыке на историческую тему.

Участники проекта:

  • Учитель

  • Дети.

  • Родители.

Формы и методы работы:

  • Защита проекта;

  • Создание альбома «Календарь исторических событий»;

Для того, чтобы создать «Календарь исторических событий» по литературе нужно составить план событий прошлого. Он может быть отображен в таблице в такой последовательности.

1) историческое событие календаря;

2) время исторического события;

3) место исторического события;

4) участники исторического события;

5) итог исторического события.

Таблица может выглядеть так:

Историческое событие

Время

Место

Участники

Итог

 Выводы:

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки поиска информации, учились работать в группах, взаимодействовать   со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защите проекта.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ!

Тема. Проект «Создание календаря исторических событий».

Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, жития».

Цели урока: обобщить знания детей по разделу «Летописи. Былины. Жития»;

учить определять учебную задачу урока, учить планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять самоконтроль; учить определять место и время исторического события в календаре исторических дат; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильные решения в коллективе, умение отстаивать свою точку зрения; обогащать и развивать устную речь обучающихся, мышление и творческие способности детей; формировать духовно-нравственные понятия; умение эмоционально реагировать на услышанное и прочитанное; учить анализировать поступки героев исторических событий, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев;

Планируемые результаты. Предметные: умение выбирать материал для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; самостоятельно составлять календарь исторических событий, рассказывать от историческом событии, сохраняя логическую последовательность, определять значение исторического события для страны; умения систематизировать историческую информацию, полученную из различных исторических источников.

Метапредметные: регулятивные-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке и работы своих одноклассников; познавательные –овладение умениями использовать современные источники информации, анализировать и обобщать факты, формулировать выводы и оценивать деятельность исторических личностей, способность решать творческие задачи на основе материалов карты, иллюстративного ряда; умение отбирать необходимую информацию для создания проекта, самостоятельный и целенаправленный выбор темы проекта, план его создания и представления одноклассникам;коммуникативные – ответы на вопросы по представленному проекту, обсуждение исторических событий и их роли в жизни страны, доказательство своей точки зрения, выслушивание разных мнений по обсуждаемой теме.
Личностные: осознание обучающимися своей идентичности как гражданина Великой страны, Великого русского народа; осмысление гуманистических ценностей, проявившихся в различных исторических событиях; уважения к правам и свободам русского народа – народа победителя; уважение к культурному наследию, доставшемуся нам в наследство; осознание значения исторических событий в жизни русского народа, своей родины; проявление интереса к историческим книгам, картинам художников, музыке на историческую тему.

Ход урока

I.Организационный момент
1.Звучит песня С.Намина «Богатырская наша сила» (вступление)
— Добрый день, ребята. Как вы думаете, почему мы начали урок такими словами?
— Что нам необходимо для успешной работы на уроке?
2.Зрительная гимнастика
Обучающиеся слушают вступление к песни, прогнозируют работу на уроке, проверяют свою готовность к нему.

III. Актуализация необходимых знаний
— Вспомните, пожалуйста, после изучения какого раздела учебника мы приступили к работе над проектом?
— Назовите исторические события, о которых узнали на уроках литературного чтения и окружающего мира.
— Расскажите кратко, о каком историческом событии вы подготовили рассказ на основе плана:
1) историческое событие, 2) время, 3) место, 4) участники, 5) итог.
Раздел учебника «Летописи. Былины. Жития».
Дети называют исторические события: покорение Царьграда князем Олегом; Куликовская битва.
Обучающиеся рассказывают об исторических событиях по плану на основе материалов, подобранных в презентации

IV.Мотивация познавательной деятельности
— Вспомните, что такое «Лента времени», подумайте и скажите, в какой последовательности нам надо расположить наши исторические события на «Ленте времени».
— Наш проект называется «Создание календаря исторических событий». А что такое календарь? Где можно узнать его лексическое значение?
— В разных толковых словарях по разному дается толкование этого слова – календарь. В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой есть несколько значений этого слова. Как такие слова называются?
Календарь [календарь] м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.). 2) Способ счисления дней в году. 3) разг. Распределение работы, занятий и т.п. по дням, месяцам и т.п.).- Как вы думаете, какой толкование слова «календарь» более точно подходит к нашему уроку?
За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. ПетрI ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.В России григорианский календарь был введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 веке 11 суток, в 19 веке 12 суток и в 20 веке 13 суток.
Отмечают на «Ленте времени» последовательно:
988 г.- Крещение Руси;
5 апреля 1242 года – битва на льду Чудского озера («Ледовое побоище»;
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
(на доске крепятся только даты, без названия исторического события)
В толковых словарях.
Календарь (лат. calendarium, calemdae – первый день месяца) — система счисления времени
Такие слова называются многозначными. Нам подходит первое значение.
V.Организация познавательной деятельности
— Мы с вами определили порядок представления своих проектов – так как эти события происходили показано на «Ленте времени»
— Первый проект «Крещение Руси». Об этом важном историческом событии расскажет ……..

 — Быть патриотом совей страны без глубокого знания истории России, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно. В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала. 10 февраля 1995 г. Государственная Дума РФ приняла Закон «О днях воинской славы России». В нем указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков. Днями воинской славы стали и дни великих битв – битвы на Чудском озере, Куликовской битвы, Бородинского сражения. Об этих исторических событиям нам расскажут ребята, подготовившие проекты по данным темам.
— Одна из групп работала в нашей школьной библиотеке, чтобы организовать выставку литературы, в которой получили отражение исторические события, рассказанные вами на уроке. Подойдите к выставке, рассмотрите.
— Что вы заметили? На какие группы можно разделить эту литературу?
Обучающиеся выступают с проектом, обозначая цели и план своей работы над проектом. В конце выступления показывают значение этого исторического события для нашей страны.
По ходу выступления детьми могут задаваться вопросы.
Обучающиеся рассматривают выставку, находят книги из определённой серии («Я познаю мир», «Великая Россия» , «Всё обо всём» и другие).
Делят на группы – справочная и художественная литература.
VI. Обобщение и систематизация знаний
— Вспомните, какие цели мы ставили перед уроком? Как вы думаете, мы их все решили?
— Из чего состоит календарь? Какие страницы календаря будут у нас назовите их, соотнесите дату и историческое событие.
Нет. Мы не сделали календарь.
На доске обучающиеся соотносят дату на «Ленте времени» и историческое событие:
988 г.- Крещение Руси;
5 апреля 1242 года – битва на льду Чудского озера («Ледовое побоище»;
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации
— Результатом нашей работы станет выпуск «Календаря исторических событий» (показывает титульный лист календаря).
— Какая страница станет первой? Второй? Третьей? Четвертой?
Обучающиеся каждый лист надевают на основу (папку)
VIII. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, кому понравилось на уроке? Что?
— Что нового вы узнали?
— Кто доволен своей работой? Кто не доволен? Почему?
— Чья работа вам понравилась больше всех? Почему?
— Чему вы научились, работая над этим проектом?
— Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь в создании проекта?
Дети оценивают свою деятельности и деятельность своих одноклассников, анализируют увиденное и услышанное.
IX. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы считаете, мы выполнили поставленные перед уроков цели? Что мы с вами создали?
— В нашем календаре всего четыре страницы, а история нашей страны огромная. Как вы думаете, мы можем продолжить работу с «Календарём»?
— Странички каких исторических событий мы могли бы добавить в него?
— Мне очень хочется поблагодарить всех вас за прекрасный урок, за ваше старание и пожелать, чтобы с каждым учебным годом наш календарь становился как можно толще. А вы узнавали много нового и интересного из истории нашей замечательной страны и выросли настоящими патриотами своего Отечества.
Поставленные цели выполнили.
Мы создали «Календарь исторических событий»
Прогнозы и предложения детей
X. Домашнее задание
— Дома подумайте, пожалуйста, можете посоветоваться с родителями, какие ещё исторические события мы могли бы добавить в наш календарь.
— Урок окончен.
Записывают задание в дневник.

Приложение

Календарь исторических событий

Историческое событие

Время

Место

Участники

Итог

1. Ледовое побоище

5 апреля

1242г.

Чудское озеро

Войска Новгородской Республики под

руководством Александра Невского и войска германцев-крестоносцев.

Победа Александра Невского над немецкими рыцарями Ливонского ордена

2. Куликовская битва

8 сентября

1380 г.

Южный берег Дона, на Куликовом поле

Русские войска и монголо- татары

Русские войска во главе с московским князем Дмитрием Донским одержали победу. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского народа от золотоордынского ига

3. Освобождение Москвы во время Смуты

4 ноября

1612 г

Штурмом взяли Китай –город.

Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и польские войска

Освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением

4. Отечественная война

— Бородинское сражение

1812г.

24-26 августа 1812г.

У деревни Бородино к западу от Московской области

Российская и Французская империя

Русская армия под руководством Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона Бонапарта

В ходе Бородинского сражения обе стороны потеряли немало генералов

Эта война завершилась полной безоговорочной победой русских над Наполеоном.

5. Гражданская война

ноябрь 1917г.- октябрь 1922г.

Территория бывшей Российской империи и ряд приграничных территорий

конфликт между различными политическими, социальными и этническими группами

Главным результатом этой страшной войны стало окончательное утверждение Советской власти

6. Великая Отечественная война

22 июня 1941-9 мая 1945гг.

Восточная Европа , Центральная Европа

Война СССР против нацистской Германии

ВОВ закончилась полной победой над Германией

7. Первый полет в космос

12 апреля 1961 г.

Советский Союз

Юрий Алексеевич Гагарин

Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком. Полет длился 108 минут.

Материал опубликовал

Убоженко Любовь Александровна103

Живу в прекрасном Краснодарском крае. Работаю учителем начальных классов.Стаж работы 33 года

Россия, Краснодарский край, Белореченск

« Создание календаря исторических событий »

Проект
« Создание календаря исторических событий »
Работу выполнила:
ученица 4 «А» класса
Тыртычня И.Е.

В 11 веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях.

Один из первых русских летописцев был монах Киево — Печорского монастыря – Нестор, одарённый человек. Он известен всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории.
Преподобный Нестор летописец родился в 50-х годах в 11в. г.Киеве. Он написал первую русскую летопись – «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках.

Летопись – это запись событий по годам.

Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом. Нестор записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то что видел своими глазами.

В 1224 году Русь впервые услышала о набегах татаро–монгол на свои земли.

Из летописей мы узнали что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским.

Мы знаем что Виктор Михайлович Васнецов – автор таких картин как «Богатыри», «Витязь на распутье», и на них изображены Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.
В былинах и легендах эти три богатыря— часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке.

В лето 6415(907) и в лето 6420(912) г. Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике.

Князь Олег Вещий (882 – 912)
Именно в народе Олег получил прозвище Вещий. Он сделал много всего для образования Древнерусского государства.
В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина. Он правил в Киеве 33 года.

Волхвы напророчили князю Олегу, умереть от любимого коня, предсказание сбылось даже после смерти коня.
Прощание с конем — один из самых драматичных эпизодов:
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.

Илья Муромец — историческая личность, воин.
В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем.

Это прекрасные знакомые всем нам строки из былины “Ильины три поездочки”

Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!

Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом и стал им. Он получил новое имя Сергий Радонежский и прославился на всю Русь.

Перед Куликовской битвой к Сергию Радонежскому прибыл князь Дмитрий за советом. И он благословил Дмитрия Ивановича на этот подвиг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить злую пчелиную семью
  • Как найти косинус авс вектор
  • Как найти жемчужину в раковине
  • Как найти однофазное кз от трехфазного
  • Геншин импакт как найти сокровища руин