Как составить иуп для 10 класса

МОУ
Новоивановская СОШ

Свободненского
района

Амурской
области

Индивидуальный учебный план (ИУП)
старшеклассника:

назначение, методика составления (из опыта работы по
организации профильного обучения в условиях малочисленной сельской школы).

(выступление
Чан-ван-ю Н.С. на районном семинаре заместителей директоров по УВР, март 2012
г.)

С.
Новоивановка

2012

Когда
Диоген с фонарём расхаживал по многолюдным улицам Афин, провозглашая: «Ищу
человека!», он искал то, что скрыто по другую сторону одежды, положения в
обществе и других социальных различий – человеческую
личность
. Образование понимается как становление человека, то есть его
созидание как личности.

В
современном информационном обществе целью образования является не передача
опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка
человека
, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в
жизнь» из доктрины ЮНЕСКО).

Построению
изменённого образовательного процесса должно предшествовать прогнозирование модели выпускника, отвечающего следующим требованиям:

  • Уметь гибко
    адаптироваться в меняющемся жизненном поле, самостоятельно критически
    мыслить.
  • Быть
    функционально грамотным (языковая, информационная компетентность).
  • Грамотно работать
    с информацией (уметь собрать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать
    обобщения, сопоставлять, устанавливать закономерности).
  • Быть
    коммуникабельным, обладать навыками саморазвития.

Очевидно, что такой выпускник не может быть результатом
работы школы с традиционной парадигмой образования, когда учитель находится
между учеником и знаниями, являясь транслятором.

К сожалению, в рамках современного образовательного
учреждения осуществление индивидуализации обучения весьма ограничено.
Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса,
требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации
образовательного процесса. Учащимся должна быть
предоставлена возможность выбора содержания вариативной части
учебного
плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала.

Коллектив, осознавший необходимость таких перемен,
включается в системный инновационный процесс, затрагивающий все стороны жизни
школы.

Возможным механизмом формирования индивидуальности
учащегося мы признаём ТЕХНОЛОГИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПЛАНА
.

В школах, работающих на основе ИУП, изменяется практика
изучения всех предметов в составе одного и того же класса. Совокупность ИУП
старшеклассников становится основой для их распределения по учебным группам,
классам.

Новая
структура БУП позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и
элективным курсам.

В Пояснительной записке к БУП говорится, что, «выбирая
различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного
времени, установленные СанПиНами, каждая школа , а в принципе и каждый
обучающийся, вправе формировать свой  собственный
учебный план».

Индивидуальный учебный план является более полноценным и
гибким вариантом организации профильного обучения, так как даёт возможность учесть потребности и возможности каждого
ребёнка,
тогда как обычная профильная модель всё же ставит ученика перед
выбором одного из предложенных вариантов. С другой стороны, организация
обучения по ИУП требует от школы гораздо больших усилий, она более трудоёмка,
предполагает наличие высокопрофессиональных кадров. Обе эти модели востребованы
учениками и их родителями и, безусловно, должны получить своё дальнейшее
развитие.

Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся
из Учебного плана школы. В рамках сетевого взаимодействия школ при составлении
ИУП возможно использование учебных предметов (курсов0 нескольких ОУ.

Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания,
США, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой
является практика предоставления школьнику права
самостоятельного формирования ИУП,
определения сроков и способов его
освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации,
соответствующих особенностям ИУП.

Обучение граждан по ИУП в пределах государственного
образовательного стандарта регламентируется Уставом данного ОУ (из Федерального
Закона «Об образовании»).

В соответствующих разделах Устава
школы
целесообразно прописать:

·        
Наличие прав обучающихся на обучение по ИУП

·        
Возможность организации образовательного процесса
для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов
обучения, экстерната)

·        
Особый порядок оценивания, промежуточной и по
некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП.

·        
Порядок разработки, утверждения и периодической
корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции
администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и
пр.).

Каждая школа должна
разработать локальные акты, регламентирующие процесс обучения по ИУП (в
МОУ Новоивановской СОШ такой локальный акт принят в 2009 году).

Организация профильного обучения и внедрение технологии
ИУП в сельской школе имеет свои особенности,
обусловленные отсутствием параллелей. Как правило, сельская школа использует
МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ и нередко является ОДНОПРОФИЛЬНОЙ.

Как же спланировать учебный процесс в
малочисленной сельской школе?
Нужно ли составлять ИУП для
десятка учеников и каким образом? Попытаемся ответить на эти актуальные
вопросы.

I.                   
Однопрофильная школа: организовать профильное обучение проще, так как все ученики
занимаются по одному плану. Недостаток в том, что существует риск перегрузки
учеников (все имеют по 36 часов в неделю).

II.                
Непрофильное обучение с образованием профильных групп («медики» и «гуманитарии») – для
каждой из групп разработан отдельный план, это элементы дифференциации, но не
индивидуализация обучения.

III.             
При универсальном (непрофильном)
обучении
внедрение ИУП.

IV.             
Очень интересный вариант предлагает М. Батербиев: освоение общеобразовательных учебных
курсов проходит по классам (в постоянных одновозрастных коллективах); освоение
профильных и элективных курсов проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК), состоящих
одновременно из учащихся 9-11 классов. Комплектация и количество РВК в школе,
имеющей одну параллель 9-11 классов, может колебаться от 3 до 5 временных
коллективов. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом,
что профильные и элективные занятия для всех трёх классов ставятся
одновременно, и каждый ученик на это время уходит в свою профильную
разновозрастную группу.

Такой подход имеет ряд
преимуществ
, а именно:

1.     
Чередование одновозрастного и разновозрастного
обучения позволяет ученикам пребывать в разных социальных ролях (ведущего и
ведомого) и в разных социальных условиях.

2.     
Чередование пребывания в постоянном и временном
детских коллективах позволяет взаимно компенсировать недостатки постоянных
(закрытых) систем и временных коллективов, подробно описанных в педагогической
литературе.

3.     
«Вертикаль» по классам превращается в «горизонталь»
по интересам и наоборот. Что способствует укреплению и увязыванию организма
школы как «горизонтальными» внутривозрастными, так и «вертикальными»
межвозрастными связями отношений. Опыт показывает, что такая структура
отношений в значительной степени оздоравливает «общий климат» школы.
Превращение «вертикали» в «горизонталь» не приводит к увеличению количества
учебных групп, а значит, не требует дополнительного финансирования.

Механизм составления ИУП основан на следующих принципах:

1.     
Соотношение базовых, профильных и элективных курсов
выглядит следующим образом:

БАЗОВЫЕ
– 55%

ПРОФИЛЬНЫЕ
– 25%

ЭЛЕКТИВНЫЕ
– 20%

2.     
Школа предлагает больше курсов по выбору, чем может
выбрать ученик, примерно в 2 раза (из 5-6 курсов ученик, как правило, должен
выбрать не менее 3).

Выбор
курсов может стать значительно разнообразнее, если использовать модель М.
Батербиева (профилизация «по вертикали»), так как количество часов,
предлагаемых на выбор ученикам, возрастает втрое (9-11 кл.).

Предлагаемая
модель может иметь разные уровни продолжительности занятий общеобразовательными
и профильными предметами. Вариативность этого аспекта может
предполагать чередование
«общего» и «интересного»:

·        
В течение дня (привычная ежедневная
многопредметность).

·        
По дням (общеобразовательные и профильные дни).

·        
По неделям (общеобразовательные и профильные
недели).

Первый вариант соответствует классическому «калейдоскопу»
(термин П. Блонского), последний – инновационной технологии концентрированного обучения, разработанной детально.

Известно, что оба варианта имеют ряд несовпадающих
недостатков, поэтому оптимальным является чередование распределённого и
концентрированного обучения, причём распределённому обучению соответствуют
общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные.

Разновозрастная и разноуровневая организация профильного
обучения предполагает регулярное чередование различных
уровней усвоения
учебных знаний (от доступности до высокого уровня
трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при
доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении
трудностей). Технологически это предполагает регулярное чередование обучения,
взаимообучения и самообучения, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки,
взаимооценки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального
обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с
фронтальным.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ИУП:

1.            
Создание информационного поля (встречи, стенды,
реклама).

2.            
Приём заявлений и резюме учащихся (март)

3.            
Изучение интересов и образовательных потребностей
учеников и их родителей (анкетирование проводится на протяжении 8-9 кл.)

4.            
Разработка рекомендаций для учеников 10 класса по
составлению индивидуального маршрута обучения.

5.            
Составление проекта ИУП (апрель).

6.            
Корректировка ИУП (май)

ИУП должен, помимо учебной нагрузки ученика, ограниченной рамками Учебного
плана для данного класса, включать нагрузку по дополнительному
образованию
старшеклассника (кружки, студии, клубы, НОУ и пр.), это
поможет избежать перегрузки учеников.

Посмотрим
на опыте Новоивановской школы, как была
организована работа по составлению ИУП учеников 10 класса и их внедрению.

В 10 классе обучается 4 человека (1 юноша, 3 девушки). В
рамках предпрофильной подготовки в 9 классе ученикам были предложены 5
элективных курсов: профориентационный курс «Мой профиль» (35 часов), элективные
курсы по химии, биологии, математике, истории (8-10 часов). Ученики посещали
все курсы поочерёдно (добровольно), чтобы определить будущий выбор профиля
обучения.

Результаты изучения интересов учащихся, мониторинг
успеваемости  показали, что в классе обучаются дети, ориентированные на
медицину (2 человека) и на гуманитарные профессии (2 человека). Ученики
соответственно выразили желание изучать биологию и химию на повышенном уровне
(будущие медики), 1 ученица попросила усилить английский язык (намерена
поступать на переводчика), и ещё один ученик пожелал изучать историю театра,
так как намерен поступать в областное училище культуры на режиссёрское
отделение.

Мы воспользовались примерными вариантами учебных планов и
решили, что наиболее приемлем в данной ситуации универсальный профиль обучения
с комплектованием двух профильных групп (медиков и гуманитариев). На основе
этого профиля были составлены ИУП трёх видов:

·        
Для будущих медиков (биология и химия по 3 часа,
НОУ 1 час в неделю)

·        
Для будущего переводчика (английский язык 5 часов,
НОУ 1 час в неделю)

·        
Для будущего режиссёра (театральная мастерская,
занятия по программе «Уроки театра» в рамках театральной студии – 4 часа в
неделю) – см. слайд ).

·        
Элективные курсы по русскому языку и литературе
выбрали все ученики, так как они нацелены на подготовку к ЕГЭ.

·        
Общеразвивающий курс «Этика и психология семейной
жизни» (1 час) был предложен гуманитариям.

Таким образом, нагрузка каждого из учеников не превысила
допустимой нормы и составила 34 часа в неделю (занятия в спортивной секции не
учитываем).

Подобный вариант ИУП при всех его недостатках, хотя и не
решает в полной мере задач всесторонней качественной подготовки
старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения, тем не
менее, способствует этому в данной ситуации.

Бланк для составления индивидуального учебного плана

Фамилия, имя, отчество Шаповалова Т.А.

Профиль гуманитарный

Профильные предметы русский язык, литература,
английский язык

Учебный
предмет

Вид
учебного курса, число часов

Базовый курс

Профильный
курс

Элективный
курс (указать название)

Дополнительное
образование (ВР)

Русский язык

1

Филологический
анализ текста (1 час)

НОУ – секция
филологии (1 час)

Литература

3

1

Английский язык

3

«За рубежом как
дома» (2 часа)

Математика

4

Информатика

1

История

2

Обществознание

2

«Этика и
психология семейной жизни» (1 час)

География

1

Биология

1

Химия

1

Физика

2

МХК

1

Физическая
культура

3

ОБЖ

1

Итого

26

1

4

1

Организация обучения с использованием ИУП также сопряжена с некоторыми трудностями, а именно:

1.     
Отсутствие опыта работы у педагогов.

2.     
Отсутствие банка данных по способам организации
индивидуальных форм образования.

3.     
Составление расписания при переходе на ИУП.

4.     
Перегруженность БУПа базовыми предметами.

5.     
Сложность с разработкой курсов по выбору, с
адаптацией программ под конкретного ученика.

6.     
Оплата труда учителя.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках
которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной
функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны,
происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение
обучающихся. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология
организации образовательного процесса в старшей школе, которые заключаются,
прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее
на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного
плана (ИУП), в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения
образования, видением будущей профессии.

Таким
образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях
создания условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего
дальнейшего образования, более полного удовлетворения их познавательных
потребностей и интересов, обеспечения индивидуализации обучения. Однако
чрезвычайная сложность и методическая необеспеченность процессов введения
профильного обучения на базе ИУП являются серьезными барьерами на пути освоения
школами этой новации.

.
Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом.

Цель
эксперимента
 —   разработать модель организации профильного
обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.

Вводимая
система профильного обучения будет создавать условия для широкого использования
данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно
определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых
школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания.

Алгоритм
разработки ИУП
– это определенная последовательность
осуществляемых школьником выборов. Сначала осуществляются те выборы, в
результате которых будет обеспечиваться обязательный образовательный минимум,
затем определяются часы, оставшиеся в резерве, и уже после этого совершается
следующий выбор. Выбор происходит путем сравнения нескольких существующих
альтернатив по значимым для школьника показателям или характеристикам с
соблюдением установленных норм. При разработке ИУП школьники пользуются нормами
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Таким
образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции:
функцию прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию
самоопределения (реализует потребность в самоопределении на основе реализации
образовательного выбора).

Эксперимент
включает в себя три этапа: подготовительный, практический и
аналитико-обобщающий.

Цель подготовительного
этапа
— создание условий, необходимых для
 организации
профильного обучения на основе ИУП обучающихся.

Основные
направления деятельности:


 подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся
методической литературы, формирование нормативно-правовой базы по организации
профильного обучения на основе ИУП обучающихся


 анализ педагогических, программно-методических, материально-технических
ресурсов школы,


 разработка и утверждение программы деятельности,


 проведение информационной работы среди педагогического коллектива,
учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой
модели организации профильного обучения,


 разработка и экспертиза учебно-программной документации,


 проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов
учащихся и их родителей (законных представителей),


 разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его
составлению, составление ИУП обучающимися,


 планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП
обучающихся.

Важное
направление в рамках подготовительного этапа – формирование учебного плана ОУ
на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать,
что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного
плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся
определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а
также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант
учебного плана. Затем формируются индивидуальные учебные планы
обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет
учебный план.

Цель практического
этапа
 апробация новой модели
профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
 

Основные
направления деятельности:

—    заключение
договоров о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных
представителей) обучающихся;

—    утверждение
ИУП обучающихся;

—    составление
расписания учебных занятий;

—    обеспечение
контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП  обучающихся;

—    организация
психолого-педагогического сопровождения эксперимента.

Одной из
эффективных образовательных технологий, поддерживающих
компетентностно-ориентированный подход, является технология работы с портфолио
ученика. На данном этапе эксперимента мы используем портфолио процесса, которое
выполняет ряд важных функций: осуществляет модельную функцию, отражая динамику
развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации,
демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его
общей культуры, отдельных сторон интеллекта, помогает ученику проводить
рефлексию собственной учебной работы, служит формой обсуждения и самооценки
результатов работы учащегося.

Немаловажным
направлением в реализации практического этапа эксперимента является создание
системы управленческих действий, в центре которой оказывается ученик, постоянно
находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной
траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося решается средствами
психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого предпринимаются
педагогические действия, нацеленные на формирование у обучающихся умения делать
ответственный выбор. Необходимо особенно отметить фактор разделения
ответственности между образовательным учреждением, с одной стороны, и учащимся
и его родителями – с другой. Образовательное учреждение несет ответственность
за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным
учащимся, освоение им базового минимума, формирование ключевых компетентностей.
Учащийся и его родители несут ответственность  за сделанный выбор.

Заключительный
этап эксперимента — аналитико-обобщающий, цель которого – анализ и
обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.

Организация
образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов показала, что
невозможно сохранить существующую стратегию профессиональной деятельности
педагога лишь с привнесением некоторых новых элементов. В настоящее время от
педагога требуется выстраивание собственного проекта по реализации содержания
образования (через разработку авторских программ элективных предметов, создание
рабочих программ по обязательным предметам профильного и базового уровней);
перенос акцента со знаниевого компонента на компетентностный в обучении
старшеклассников; овладение стандартами нового поколения; внедрение современных
образовательных технологий и т.д.

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

20 апреля 2004 г.

N 14-51-102/13

Принципы организации профильного обучения

с предоставлением выбора на основе индивидуального

учебного плана

     Построение
обучения  на  основе  индивидуальных  учебных   планов

меняет   принципы 
формирования  учебного  плана  общеобразовательного

учреждения,  равно
как и  составления  школьного  расписания  занятий.

Сначала 
общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных

предметов и 
курсов,  предлагаемых  для  освоения,  затем  формируются

индивидуальные  
учебные  планы  каждого  ученика,  и  лишь  затем  их

совокупность
определяет учебный план и расписание занятий для  данного

учреждения в целом.

     В
общеобразовательных  учреждениях,  работающих  на  основе  ИУП,

изменяется  практика 
изучения  обучающимися  всех учебных предметов в

составе одного и
того же класса.  Совокупность индивидуальных  учебных

планов  
обучающихся   старших   классов  становится  основой  для  их

распределения по
учебным группам, классам.

     Новая структура  
федерального   базисного   учебного  плана  <*>

позволяет  вводить 
ИУП  по  всем  базовым,  профильным  предметам   и

элективным курсам.

————————————

     <*>
Утвержден  Приказом  Минобразования  России  от  09.03.2004 N

1312.

     В
пояснительной записке к проекту нового базисного учебного плана

говорится,  что 
«…выбирая  различные сочетания базовых и профильных

курсов и учитывая
нормативы учебного времени, установленные СанПиНами,

каждое  
общеобразовательное   учреждение,   а  в  принципе  и  каждый

обучающийся вправе
формировать собственный учебный план».

    
Составление учебного   плана  общеобразовательного  учреждения  и

школьного
расписания,  основанного на  индивидуальных  учебных  планах

учеников,
может осуществляться в три этапа.

            I этап. Формирование списка учебных предметов

                  и курсов, предлагаемых обучающимся

    
Данный этап начинается с  составления  предварительного  варианта

учебного 
плана  общеобразовательного  учреждения,  включающего в себя

набор
учебных предметов,  которые данное учреждение  может  предложить

ученикам 
на  выбор.  В  соответствии  с  федеральным базисным учебным

планом
определяется перечень обязательных предметов на базовом  уровне

(федеральный
компонент).

    
Далее перечень дополняется профильными предметами,  которые школа

предлагает
обучающемуся для выбора.

    
Затем учебный план  общеобразовательного  учреждения  дополняется

предметами, 
включая предметы регионального компонента,  и элективными

курсами. 
Перечень и содержание элективных курсов определяются  школой

(компонент
образовательного учреждения).

             II этап. Составление индивидуальных учебных

             планов, учебного плана общеобразовательного

                   учреждения и расписания занятий

    
Обучающиеся выбирают   предметы,   которые   хотят   изучать   на

профильном 
уровне  (их  должно быть не менее двух).  Следует обратить

особое
внимание на следующие положения федерального базисного учебного

плана:

    
— если  предметы  «Математика»,  «Русский  язык»,  
«Литература»,

«Иностранный 
язык»,  «История»,  входящие  в  инвариантную часть БУП,

изучаются
на профильном уровне,  то на базовом уровне эти предметы  не

изучаются;

    
— в случае если на базовом или профильном  уровне  изучаются  три

учебных 
предмета  естественнонаучного цикла,  то интегрированный курс

«Естествознание»
на базовом уровне не изучается;

    
— учебный  предмет  «Обществознание»  в  старшей школе на базовом

уровне
включает  модули  (разделы)  «Обществоведение», 
«Экономика»  и

«Право», 
которые  могут преподаваться как в составе данного предмета,

так
и в качестве  самостоятельных  учебных  предметов.  На  профильном

уровне  
«Обществоведение»,   «Экономика»   и  «Право» 
изучаются  как

самостоятельные
учебные предметы в различных комбинациях в зависимости

от 
выбранного  профиля.  В  случае  если  «Обществоведение» и один из

учебных
предметов социальноэкономического цикла («Экономика»,
«Право»)

изучаются   
на    профильном    уровне,   то   интегрированный   курс

«Обществознание»
на базовом уровне не изучается.

    
После предложений   обучающихся  по  выбору  предметов  и  курсов

производится  
подсчет   суммарного   объема    часов,    составляющих

индивидуальный 
учебный план,  и,  если потребуется,  приведение его в

соответствие
с  объемом  учебной  нагрузки,  предусмотренной  базисным

учебным
планом и СанПиНами.

    
Необходимо пояснить     обучающимся     механизм      составления

индивидуального
учебного плана, возможности и правила его изменения за

время
обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.

    
При составлении  ИУП  следует  обратить  внимание  на  то,  чтобы

обучающиеся
и их родители понимали,  что имеет место ситуация  выбора,

при 
которой  изменить  набор  предметов  можно  только при выполнении

определенных  
условий,   получении   соответствующих    оценок    при

промежуточной
аттестации.

    
Далее ведется     работа      по      составлению      расписания

общеобразовательного
учреждения.

 
          III этап. Составление расписания с учетом ИУП

    
Разработана компьютерная   программа   «ИУП-профиль»,  которая  с

учетом 
нормативов  федерального  базисного  учебного  плана,  объемов

допустимой
учебной нагрузки,  возможностей и интересов школы, объема и

содержания
регионального компонента учебного плана  помогает  школе  и

учащимся 
вести  работу  по  созданию  индивидуальных  учебных  планов

обучения
на третьей ступени.

    
Администрация общеобразовательного   учреждения   делает  сводную

таблицу, 
в   которой   суммируются   индивидуальные   учебные   планы

обучающихся
старших классов. 

Посвящаю вас, друзья, в мои решения, раздумья и сомнения.
«Мультипрофильное обучение реализуется через индивидуальный учебный план каждого ученика как средства профильного обучения на старшей ступени общего образования. Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Базисного учебного плана.
В […] созданы условия, позволяющие каждому ученику сформировать и реализовывать свой ИУП (индивидуальный профиль). После окончания основной школы (9 классов) ученик сам определяет траекторию дальнейшего обучения. Работа в данном направлении рассчитана на установление трехмерного союза: учитель – ребенок – родитель.

Проектирование предварительного варианта ИУП

:
Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся, обеспечивают минимальный уровень общего образования.
Учебные предметы по выбору на базовом уровне включают предметы, которые не вошли в обязательные базовые, но ученики их изучали на средней ступени обучения. К ним относятся второй иностранный язык, информатика и другие предметы. Перечень данных предметов определяется учебным заведением.
Профильные предметы представлены как углубленными курсами (иностранные языки), так и специальными профильными курсами (литература, русский язык, история, обществознание, математика, физика, химия, биология).
Элективные курсы задают широкое поле выбора. […]
Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, каждый учащийся вправе сформировать свой ИУП. Совокупность ИУП становится основой распределения учащихся по классам и учебным группам.

Конструирование ИУП:

Этап 1. Организационный.
Этап 2. Составление ИУП учащихся, заключение договора с родителями.
Этап 3. Обработка ИУП учащихся, составление учебного плана класса. Формирование классных и межклассных учебных групп.

Корректировка ИУП

:
Учащемуся может быть предоставлено право изменить набор предметов при наличии веских обстоятельств не ранее, чем в начале второго полугодия, а также получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации и только по заявлению родителей.

Шаги по составлению ИУП

.
1. Ознакомиться с содержанием всех пяти блоков.
2. Выбрать предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне, суммируйте часы.
3. Вернитесь к базовому блоку, исключив из списка профильные предметы. Суммируйте часы.
4. Сделайте выбор во втором блоке — базовые предметы по выбору).
5. Сделайте подсчет общего количества часов. Оно не должно быть больше 36 часов в неделю.
6. 6. Теперь приступайте к выбору элективных курсов, дополняя количество часов до 36.
7. Согласуйте свой ИУП с родителями.
8. Продумайте защиту (обоснование) своего ИУП».

(Почасовой учебный план на неделю, цифры обозначают часы, предлагаемые нормативно)

1. Базовые общеобразовательные предметы:
Русский язык – 1
Литература – 3
Иностранный язык I (у нас это – французский) – 3
История – 2
Обществознание (включая экономику + право) – 2
Математика – 4
Физкультура – 2
Химия – 1
Физика – 2
Биология – 1
География – 1
Основы проектирования – 1
ОБЖ – 1

2. Учебные предметы по выбору на базовом уровне:
Информатика и ИКТ (подготовка к ЕГЭ) – 1
МХК – 1
Информационные технологии (пользовательский курс)– 1
Иностранный язык II (у нас это – английский) – 2

3. Профильные общеобразовательные предметы (не менее двух предметов, больше можно; в случае выбора предметов по профилю, последний не изучается на базовом уровне):
Русский язык – 3
Литература – 5
Иностранный язык I – 6
История – 4
Обществознание (включая экономику + право) – 3+1
Математика – 6
Физика – 5
Биология – 3
Химия – 3

4. Элективные курсы (не более 3 часов, меньше можно):
Экономика – 1
Черчение – 1
Объектно – ориентированное программирование – 1
Человек и общество – 1
Деловой английский – 1
Психология бизнеса – 1

5. Подготовка к ЕГЭ по предметам:
Русский язык – 1
Литература – 1
Иностранный язык I – 1
История – 1
Обществознание – 1
Математика -1
Физика – 1
Биология – 1
Химия – 1

ИТОГО К ВЫБОРУ – 36 часов.

Вот так-то, други… Подписание договора состоится в феврале.
Пока нами с Ильей выбраны следующие особенности профиля:
Профильные (математика – 6, физика – 5, русский язык – 3). Итого 14 часов.
За вычетом этой тройки приплюсованы все базовые: 17 часов. Вместе – 31 час.
Предметом по выбору на базовом уровне выбрана Информатика и ИКТ – 1 час в неделю, итого – 32 часа.
Оставшиеся 4 часа выбраны элективным курсом «Объектно-ориентрованное программирование», курсом подготовки к ЕГЭ по предметам – те же русский язык, математика и физика.

Есть желание приспособиться и каким-то образом попасть на элективный курс черчения.
Учителя успокаивают: все элективные курсы будут стоять в расписании в конце учебного дня и «вольнослушатели» будут не только допускаться, но и поощряться.

Это уже второй составляемый ИУП в моей жизни. В первом (дочкином) варианте было 6 часов иностранного в неделю + элективный курс «Техника перевода», профильные литература и русский, усиленное обществознание и мааахонькая – тьфу! – математика…

Сложно? Зато – ни рубля на репетиторов (чесслово!) и уравновешенные нагрузки, без риска превратиться после уроков в доходягу-зомби.
Вот такие дела (пироги).

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.

Что такое индивидуальный учебный план

Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Образец индивидуального учебного плана учащегося

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Образец приказа

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.

Заключение

Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».

Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.

Скачать бланк заявления на перевод на ИУП

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Годовые и недельные учебные планы X классов

 надомного обучения, реализующего образовательную программу в соответствии с ФГОС ООО

(пятидневная учебная неделя) на 2020 – 2021 учебный год

X класс

Предметные области

Учебные предметы

Обязательная нагрузка обучающегося

Часы самостоятельной работы обучающегося

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Региональный компонент и компонент ОО

Компонент образовательного учреждения

Количество часов в неделю

Количество часов в год

в нед

в год

в нед

в год

Русский язык и литература

Русский язык

1

34

1

34

Литература

1,5

51

0,5

17

1

34

Иностранные языки

Английский язык

1

34

2

68

Математика и информатика

Математика

(Алгебра и начала анализа/геометрия)

2,5/1

85/34

1,5/1

51/34

Информатика

0,5

17

1,5

51

Общественно – научные предметы

История

1

34

2

68

Обществознание

0,5

17

0,5

17

1

34

География

0,5

17

0,5

17

Естественно – научные предметы

Биология

0,5

17

1,5

51

Физика

1

34

2

68

Химия

0,5

17

1,5

51

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

0,25

8,5

0,75

25,5

Физическая культура

0,25

8,5

2,75

93,5

Элективные учебные предметы

0,5

17

2,5

85

Индивидуальный проект

0,5

17

0,5

17

Итого

12

408

1

34

1

34

23

782

Максимально допустимая нагрузка

в неделю

37

в год

1258

Среднее общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися образовательных программ среднего общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В X классах в ГБОУ школе № 420 осуществляется универсальное непрофильное обучение с базовыми предметами.

В качестве учебного предмета «Иностранный язык» в X классе изучается английский язык, Учебный предмет «Математика» в X классах разделен на два предмета «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия».

Обязательные для изучения курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане X класса представлены под одним общим названием предмета – «История».

Предмет «Обществознание» в X классах изучается как самостоятельный предмет и на его изучение предусмотрено 1 ч в неделю.

Естественнонаучные предметы в Учебном плане X классов представлены предметами: «Химия», «Биология», «Физика»,

Предметы «Химия», «Биология» изучаются по 0,5 ч в неделю каждый.

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлены предметами «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

При индивидуальном обучении эти предметы изучаются теоретическим курсом и представлены по 0,25часа в неделю.

0,5 часовые занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу.

0,25-часовые занятия проводятся 1 раз в 4 недели по 1 часу.

В 10 классах для выбора и построения индивидуального  образовательного маршрута для дальнейшего обучения учащихся используются  элективные курсы  –  0,5 час в неделю, а также 0,5 часа в неделю отводится на разработку  индивидуального  проекта.

Возможен выбор направлений этих компонентов  в соответствии с индивидуальными запросами  обучающихся и их родителей.

В учебном плане индивидуального обучения для 10 класса не представлен предмет «Искусство», так как он не включен в рекомендованный перечень обязательных предметов.

Но это направление также допускается  при выборе темы для разработки индивидуального проекта.

Индивидуальный  проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. В учебный план включены часы самостоятельной работы, которые должны быть отведены, в первую очередь,  на конструирование выбора обучающегося и  его самоопределение. Педагогическое сопровождение этих процессов осуществляется учителем.

Учебный план ГБОУ школы № 420 для индивидуального обучения, реализующий образовательную программу в связи с ФГОС ООО в X классах содержит все учебные предметы Федерального компонента и регионального компонентов.

Наиболее подробно распределение часов представлено в прилагаемой  выше таблице.

Учебные планы индивидуального обучения содержат полный набор предметов Федерального  и  Регионального компонентов при минимальном распределении часов на предметы.

 Для расширения и углубления теоретических знаний и практических навыков, на усвоение межпредметных   связей  предполагается самостоятельная работа учащихся под руководством учителей, ведущих основные часы по предмету. В совокупности  часы индивидуального учебного плана с часами самостоятельной  работы учащегося  составляют количество часов, отведенное на этот предмет в учебном плане для классного обучения.

Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся согласовываются с родителями (законными представителями) учащихся.

Самостоятельная работа обучающегося на дому:

Формы  самостоятельной работы:
1. Устная работа с источником.
2. Заучивание текста наизусть.
3. Решение задач.
4. Выполнение тестов.
5. Сообщение, доклад в устной и письменной форме.
6. Сочинение, эссе.
7. Исследовательская работа.
8. Составление кроссворда.
9. Написание плана.
10. Заполнение таблицы.
11. Наблюдение за объектами, процессами (в живой и неживой природе).
12. Оформление газеты.
13. Презентация.
14.  Заполнение рабочих тетрадей.
15. Ведение дневников наблюдения.
16. Инсценирование событий.

17. Просмотр фильмов, кинофильмов.

18. Просмотр искусствоведческих книг.

19. Изучение справочной литературы.

20. Посещение музеев, театров, выставок и др.

Определяя исходные положения управления самостоятельной работой обучающихся, учитывается, что обучающийся, как субъект обучения  через цель, заданную им учителем, сам планирует, организует и реализует процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и личностный опыт новыми результатами – знаниями, навыками, умениями, новыми продуктами деятельности, новыми личностными состояниями.

 Обучающийся:

  • планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет методы их достижения;
  • организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач;
  • управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий;

      Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения стандарта образования учащимися, позволяет достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наибольший общий делитель видеоурок
  • Виндовс 7 как найти мои подключения
  • Как найти мужчину который хочет ребенка
  • Как найти оптимальную цену товара формула
  • Как найти по навигатору кадастровому номеру участок