Как составить изобретательскую задачу

Теория решения изобретательских задач на пальцах

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 119K

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине

Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:

  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси — важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач – АРИЗТРИЗ учит решать изобретательские задачи. Известные – с помощью Информационного фонда, неизвестные – с помощью АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) является, пожалуй, самым популярным и действенным элементом (и инструментом) теории Альтшуллера.

Алгоритмы представляют собой подробное и достаточно трудоемкое описание последовательности изобретательского процесса, которое может взять на вооружение каждый человек, чья деятельность связана с творчеством. Но при этом стоит отметить, что важно не только знание, но и понимание алгоритмов, а также практика работы с ними. Автор методики писал: «АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления».

Поскольку АРИЗ занимает важное место в теории изобретательских задач, в этом уроке мы попробуем дать ответ на вопрос: какие алгоритмы ТРИЗ используются для поиска наиболее подходящих решений и как с ними эффективно работать?

Содержание:

  1. Что такое Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
  2. Основные понятия АРИЗ
  3. Составляющие АРИЗ
  4. Схема АРИЗ
  5. Модификации АРИЗ
  6. Этапы и примеры решения задач по АРИЗ-85-В
  7. Проверочный тест

Что такое АРИЗ?

Алгоритмом Г. С. Альтшуллер назвал свою методику в широком, а не узком, математическом смысле. Алгоритм решения изобретательских задач не требовал жесткой точности, как, например, алгоритм извлечения квадратного корня из целого положительного числа. Он отличался гибкостью: разные задачи могли решаться разными путями, зависящими не только от условий задачи, но и от знаний, опыта и способностей самого изобретателя.

АРИЗ – это комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.

Это своеобразная пошаговая инструкция, в которой можно выделить три части (по книге В. Петрова «Алгоритм решения изобретательских задач»):

1 Программа АРИЗ – последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий, анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач. Структура программы и правила ее выполнения базируются на законах и закономерностях развития техники.
2 Информационное обеспечение, включает в себя систему стандартов на решение изобретательских задач; технологические эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время – геометрические); приемы устранения противоречий; способы применения ресурсов природы и техники.
3 Методы управления психологическими факторами, ведь программа АРИЗ предназначена для использования человеком. Помимо преодоления психологической инерции, технология позволяет развивать творческое воображение необходимое для решения сложных изобретательских задач.

Естественно, необходимо рассмотреть и терминологию.

Основные понятия АРИЗ

Категориальный аппарат АРИЗ достаточно прост и базируется на двух основных понятиях: противоречиях и идеальном конечном результате. Рассмотрим их детально и проиллюстрируем примерами.

Противоречия

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве. В случае с ТРИЗ и АРИЗ решение проблемы строится на последовательности по выявлению и разрешению противоречий, устранению их причин. АРИЗ апеллирует к трем видам противоречий, благодаря которым выявляются причинно-следственные связи. Их определение необходимо для понимания сути решения задачи, поэтому рассмотрим их детальнее.

Поверхностное противоречие (ПП)

Противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Классическая теория Г. С. Альтшуллера называет это противоречие административным (АП), поскольку оно часто формулируется администрацией или заказчиком и содержит отсылку к проблеме: «Надо увеличить скорость работы, но неизвестно как» или «Имеется брак в производстве, его нужно устранить, но неясно как это сделать» и т.д. Поверхностное противоречие (ПП) сопряжено либо с устранением нежелательного эффекта (НЭ) – того, что нас не устраивает в технической системе, либо с необходимостью создания чего-то нового, но еще непонятно как. Пример: снимая горячую кастрюлю с плиты, можно обжечься. Как устранить этот недостаток?

Углубленное противоречие (УП)

Это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы. УП возникает при улучшении одних частей (качеств или параметров) системы с учетом недопустимости ухудшения других, когда полезное действие вызывает одновременно и вредное. Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать ради решения (скоростью работы, габаритами и т. д.). Таким образом, углубленное противоречие представляет собой причину возникновения поверхностного противоречия, усиливая его. Г. С. Альтшуллер, указывая, что для решения задачи нужно изменить технические характеристики объекта, называл это противоречие техническим (ТП). Пример: кастрюля должна нагреваться, ведь только так возможно приготовление еды. Это вступает в противоречие с потребностью снимать кастрюлю руками.

Обостренное противоречие (ОП)

Предъявление диаметрально противоположных свойств (например, физических) к определенной части технической системы. Оно необходимо для определения причин, породивших углубленное противоречие, другими словами, является дальнейшим его углублением. Порой это нужно для выявления первопричины. Для многих незнакомых с АРИЗ такая формулировка звучит непривычно, ведь ОП подразумевает, что часть ТС должна находиться сразу в двух взаимоисключающих состояниях: быть холодной и горячей, подвижной и неподвижной и т.д. Изучение причин, породивших углубленное (техническое) противоречие приводит к необходимости выявления противоречивых физических свойств системы, поэтому Г. С. Альтшуллер назвал его физическим противоречием (ФП). Пример: кастрюля должна быть горячей, чтобы готовить в ней еду, и холодной, чтобы снимать ее руками. Но достаточно, чтоб горячим было только дно и стенки. А вот ручки можно сделать из теплоизоляционного материала. Так мы приходим к решению.

Идеальный конечный результат (ИКР)

Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы – такое, которое достигается «само по себе», только за счет уже имеющихся ресурсов. Он определял идеальный конечный результат (ИКР) как ситуацию, когда: «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное». Это значит, что:

Идеальная техническая система – это система, которой нет, а ее функции выполняются, другими словами, цели достигаются без средств. Мы приводили пример такой ТС, описывая закон увеличения степени идеальности системы.
Идеальное вещество – вещества нет, а функции его (прочность, непроницаемость и т.д.) остаются. Этим объясняется современная тенденция использовать все более легкие и более прочные материалы.
Идеальная форма – обеспечивает максимум полезного эффекта, например, прочность при минимуме используемого материала.
Идеальный процесс – получение результатов без процесса, то есть мгновенно. Сокращение процесса изготовления изделий – цель любой прогрессивной технологии.

Таким образом, суть АРИЗ заключается в том, чтобы на основе сопоставления идеального и реального состояния ТС выявить противоречие и устранить его. Именно для этого важно, чтобы у изобретателя было развито ассоциативное мышление, которое можно тренировать в том числе и при помощи нашей игры «Цепочки ассоциаций».

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Теперь давайте продолжим.

Составляющие АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач состоит из нескольких элементов. Здесь дан упрощенный вариант АРИЗ.

1

Этап 1. ТИП ЗАДАЧИ

Вначале нужно определить к какому типу задач относится наша: она исследовательская или изобретательская? Исследовательская задача требует описания нового явления, неизвестного ранее и непонятного. Изобретательская же имеет дело с известным нам явлением, которое нужно изменить или устранить. Очевидно, что такие задачи решаются проще, поэтому нужно уметь переводить исследовательскую задачу в изобретательскую. Чтобы сделать это, нужно к условию задачи поставить вместо вопроса «почему (как) это происходит?» вопрос: «как это делать?» Для этого записать формулировку обращенной задачи по схеме: «Система (указать назначение) включает (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать) обеспечить получение (указать наблюдаемое явление)».

2

Этап 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИКР

На данном этапе нужно сформулировать противоречия и идеальный конечный результат. Бывают случаи, когда четкое определение этих двух составляющих уже наталкивает на приемлемый результат. Например, задача: как поступить гостинице, чтоб гости не крали вещи? Противоречие – кражу допустить нельзя, но и следить за вещами и проверять багаж съезжающих невозможно. ИКР – даже в случае кражи гостиница не должна нести убытков. Решается все просто – стоимость вещей в номере изначально включается в стоимость проживания.

3

Этап 3. РЕСУРСЫ

Ресурсами может быть все, что полезно для нахождения решения. Желательно, чтобы для этого использовались те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также максимально дешевые ресурсы. Например, если грузовик буквально на сантиметр выше моста или дорожного перекрытия, разумнее спустить немного колеса и проехать, а не искать объездной путь.

Благодаря работе в направлении поиска полезных ресурсов созданы специальные справочники для ТРИЗ.

4

Этап 4. РЕШЕНИЕ

Применить приемы и принципы, созданные для поиска решений в ТРИЗ:

  • 40 приемов устранения технических противоречий, сформулированные Г. С. Альтшуллером. Подробнее о них читайте в уроке, посвященном Информационному фонду ТРИЗ.
  • Операторы РВС (Р – размер, В – время, С — стоимость). Суть метода в том, что при применении оператора РВС снижается психологическая инерция мышления. Достигается это благодаря мысленному изменению параметров объекта, что позволяет взглянуть на него под другим углом.
  • Вепольный анализ.

И заключительный этап.

5

Этап 5. АНАЛИЗ

Получив один или несколько вариантов решения задачи, нужно проанализировать их с позиции идеальности. Для этого нужно выяснить, насколько сложно и дорого обойдется его реализация, задействованы ли все ресурсы системы, какие нежелательные эффекты возникли, как их минимизировать или устранить.

Схематичное представление АРИЗ

АРИЗ требует точной формулировки задачи, когда выявлены ПП, УП, ИКР, ОП согласно изображенной цепочке:

ПП → УП → ИКР → ОП → Р

С этими понятиями мы уже знакомились, когда говорили о терминологии, поэтому здесь лишь коротко объясним связь между ними для большей наглядности схемы.

В первую очередь формулируется поверхностное противоречие (ПП), которое логично выделяется из условия задачи. О нем, как правило, говорит сам заказчик. Зачастую ПП – это нежелательный эффект, который нужно устранить, предъявив к системе определенные требования. Так определяют углубленное противоречие (УП).

Дальше ТС представляется такой, какой она должна быть в результате устранения нежелательного эффекта – избавившейся от негативного фактора и сохранившей положительные качества. Таким образом формулируется ИКР. Когда разработана концепция идеального результата, он сравнивается с текущим состоянием системы, на основании чего ищутся причины ее несовершенства Эти причины и составляют ОП – обостренное противоречие, выявление и устранение которых приводит к решению проблемы.

Последовательность, описанная выше, характерна для основных модификаций АРИЗ. За время своего существования алгоритм развивался и продолжает развиваться в направлении формализации и детализации описанной последовательности.

Модификации АРИЗ

Г. С. Альтшуллер в книге «Алгоритм изобретения» писал, что постоянно совершенствовал свой алгоритм, проведя за этой работой 25 лет. Каждую модификацию он проверял на практике, после чего корректировал АРИЗ. Но это не значит, что все предыдущие варианты, вплоть до последнего, не были рабочими. В свое время они успешно применялись изобретателями, а дальнейшие модификации учитывали все возрастающий опыт решения разнообразных задач, что поступательно делало АРИЗ более универсальным.

Ниже схематически представлены основные, но не все, модификации АРИЗ. Более детальное их описание и полный перечень можно найти в статье «История развития АРИЗ» в Викиучебнике.

Модификации АРИЗ

Обозначения:

  • АП – административное противоречие.
  • ТП – техническое противоречие.
  • ТПу – усиленное техническое противоречие (предельное состояние).
  • ИКР – идеальный конечный результат.
  • ИКР1у – усиленная формулировка ИКР1.
  • ФП – физическое противоречие.
  • ФПмак – физическое противоречие на макроуровне.
  • ФПмик – физическое противоречие на микроуровне.
  • Р – решение

Этапы и примеры решения задач по АРИЗ-85-В

В процессе совершенствования, АРИЗ адаптировался под степень сложности задачи. Самые простые задачи решались с помощью основной цепочки АРИЗ (АП — ТП — ИКР — ФП — Р). Ее, к слову, некоторые современные последователи ТРИЗ считают наиболее удачной и понятной. Но более сложные задачи требовали и более подробного алгоритма для своего решения. АРИЗ-85-В, как последняя модификация, схематически представленный выше, отвечал данной задаче – он довольно детальный, хотя, по мнению отдельных теоретиков ТРИЗ, это также делает его громоздким.

АРИЗ-85-В достаточно сложный инструмент, поэтому не рекомендуется его применять без предварительного изучения основ ТРИЗ и основательной проработки видов противоречий, основной линии решения задач по АРИЗ и логики АРИЗ.

Описание последовательности шагов на примере разрешения сложных технических проблем с помощью АРИЗ-85-В – сложная и трудоемкая работа. Поэтому, мы рекомендуем к прочтению авторский материал, размещенный в источниках: здесь и здесь.

Все модификации АРИЗ имеют свои недостатки, на которые указывают и пытаются решить практики ТРИЗ. Например, конкретно в случае с АРИЗ-85-В части 6-8 недостаточно развиты и структурированы. Также имеется разрыв в логике с включением 4 части. В целом, еще предстоит разработать часть АРИЗ точно определяющую исходную изобретательскую ситуацию и все возможные пути решения задачи.

Как и всякий инструмент, АРИЗ дает результаты, во многом зависящие от умения пользоваться им. Не следует думать, что, прочитав текст алгоритма, можно сразу решать любые задачи. Прочитав описание приемов самбо, не стоит сразу выходить на соревнования. Так и с АРИЗ: единоборство с задачей требует практических навыков.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее рассмотрим ТРИЗ-анализ.

2 Законы развития систем4 ТРИЗ-анализ →

Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся.


В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Генрих Саулович Альтшуллер

Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.


ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?

  • Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок вместе с подошвой.
  • Второе — пришить крючки или даже пуговицы.
  • Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка ткани или просто пришить липучку.

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления


Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.

Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.

  • Всё должно остаться так, как было,
  • ЛИБО должно исчезнуть вредное, ненужное качество,
  • ЛИБО появиться новое, полезное качество.

Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).

Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.

Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:

  • Административное противоречие возникает, когда «нужно улучшить систему, но я не знаю как или не имею на это права».

    Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.

  • Техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.

    Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.

  • Физическое противоречие: «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».

    Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают ещё и космонавты. В космосе лекарства усваиваются организмом иначе, чем на суше, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями, потому что в больших дозировках препарат будет вреден для организма.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.

Немного идеального объяснения из книги М.М. Кане «Основы исследований, изобретательства и инновационной деятельности в машиностроении»:

Идеальная машина — машина которой нет, а её функции выполняются.

Идеальный процесс — процесс, которого нет, а результат от процесса есть.

При формулировании идеального конечного результата желательно применять слово «самостоятельно» (сам, сама, само, сами). Обычно используют три формулировки:

  • Система самостоятельно выполняет данную функцию.
  • Системы нет, а функции её выполняются с помощью ресурсов.
  • Функция не нужна.

Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.

Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.

Классификация ресурсов:

  • Материально-вещественные: деньги, детали, оборудование.
  • Информационные: социальные каналы, носители информации — книги.
  • Время.
  • Пространство: площадь, объем и так далее.
  • Человеческие (сюда же относятся каналы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы: события прошлого, имидж, культура.
  • Энергетические ресурсы и поля: тепловая, электрическая, атомная энергия, звуковые сигналы и так далее.
  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип дробления

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип объединения

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип посредника

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.

На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.


ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему


ТРИЗ как метод развития творческого мышления Сформулируйте изобретательскую задачу.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Определите, к какому виду противоречий она относится.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Сформулируйте идеальный конечный результат.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для её решения.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Примените один из приёмов решений одним из методов решения.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Проанализируйте результат.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Менеджмент  •  21 июля 2022  •  5 мин чтения

Что такое ТРИЗ: методы, технологии и примеры

Советскую «теорию изобретательства» применяют Samsung, LG, Intel, HP, Procter&Gamble. Сначала методику практиковали, чтобы решать технические задачи, а затем стали использовать в маркетинге и менеджменте. Разберём, что такое ТРИЗ и как эту технологию можно применять в бизнесе.

  • Что такое метод ТРИЗ и где он используется
  • Принципы ТРИЗ
  • Что такое идеальный конечный результат в ТРИЗ
  • Приёмы решений по ТРИЗ
  • Как применять ТРИЗ в бизнесе
  • Главное о ТРИЗ

Что такое метод ТРИЗ и где он используется

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — появилась в СССР в 1946 году. Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями.

Изначально технологию ТРИЗ применяли для решения технических задач. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику. В 90-е о методике забыли, но в начале 2000-х снова стали применять известные компании. Например, в General Electric использование технологии ТРИЗ помогло решить несколько сотен задач, сэкономить деньги и повысить производительность.

Что такое метод ТРИЗ

Принципы ТРИЗ

Когда Альтшуллер разрабатывал свою теорию, он выяснил, что технические задачи чаще всего решались методом проб и ошибок или перебором вариантов. На это уходило много времени и ресурсов. По мнению учёного, правильные решения можно находить быстрее, если следовать принципам ТРИЗ:

● Принцип объективности законов развития системы.

Любая система развивается не хаотично, а заранее определённым способом. Сильные решения соответствуют объективным явлениям, закономерностям и эффектам.

● Принцип противоречия.

Системы развиваются, когда преодолевают противоречия. Сильные решения справляются с ними.

● Принцип идеальности.

При решении задач нужно стремиться к максимальному результату минимальными усилиями. Сильные решения используют внутренние ресурсы, которые уже есть в системе.

● Принцип конкретности.

У каждой системы есть особенности, которые облегчают или усложняют её изменения. Сильные решения учитывают эти особенности.

В основе большинства проблем лежат противоречия — два противоположных фактора, которые не могут существовать одновременно, а значит, с проблемой нельзя справиться стандартным путём. Применение технологии ТРИЗ помогает находить нестандартные решения и устранять противоречия. В методике есть три типа противоречий:

1. Административное противоречие.

Возникает, если нужно что-то улучшить, но неизвестно, каким образом, или для этого нет прав. Например, нужно больше сотрудников в отдел доставки, но нет бюджета для найма.

2. Техническое противоречие.

Появляется, когда улучшение одного параметра системы ведёт к ухудшению другого. Например, крыло самолёта должно быть прочным и для этого нужно больше материала. При этом оно должно быть лёгким, но тогда снизится прочность.

3. Физическое противоречие.

Возникает, если система или её часть находятся во взаимоисключающих обстоятельствах: она должна быть одновременно холодной и горячей, большой и маленькой, длинной и короткой. Например, автобус должен быть маленьким, маневренным и при этом вмещать много пассажиров.

Изобретение двухэтажного автобуса — один из способов преодолеть физическое противоречие. Он такой же маневренный и при этом вмещает больше пассажиров, чем обычный

Когда при решении задачи выявляют и устраняют противоречия, стремятся к одному из трёх вариантов результата:

● всё должно остаться так, как было;

● должно исчезнуть ненужное качество;

● должно появиться новое, полезное качество.

Устранение противоречий в ТРИЗ должно привести к идеальному конечному результату.

Как провести мозговой штурм:
основные правила, методы и ошибки

Что такое идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, при которой нужное действие будет выполняться без затрат или потерь и с помощью внутренних ресурсов системы. В ТРИЗ есть три основные формулировки идеального конечного результата:

1. В системе перераспределяются ресурсы.

Например, раньше, чтобы открыть вклад или оформить кредит, нужно было идти в отделение банка, а сейчас это можно делать в приложении.

2. Системы нет, а её функция осуществляется.

Такой ИКР считается переходом от одной системы к другой. Например, сейчас трансформируется система транспорта: машины с двигателями внутреннего сгорания заменяются электромобилями.

3. Функция не нужна.

Такой идеальный конечный результат практически недостижим. Например, чтобы попасть из точки А в точку Б, не нужен транспорт, потому что можно телепортироваться.

Чтобы решить изобретательскую задачу, нужно уметь находить ресурсы, которые помогут достичь идеального конечного результата. Ресурсом может быть всё, что пригодится при решении: время, информация, пространство, детали и оборудование, энергия.

Генерировать идеи, смотреть на проблемы с разных сторон и решать нестандартные задачи приходится не только техническим специалистам. На курсе управления командой в Яндекс Практикуме руководителей учат искать оптимальные решения с помощью методов и приёмов ТРИЗ и других креативных методик.

Прокачайте критическое мышление и применяйте его в работе

Научитесь думать медленно и решать быстро в ситуациях неопределённости. Познакомьтесь с курсом «Навыки критического мышления для менеджеров» бесплатно.

Приёмы решений по ТРИЗ

Альтшуллер выделил 40 приёмов — принципов теории решения изобретательских задач. Некоторые, например принцип динамичности или использования механических колебаний, подходят для устранения только технических или физических противоречий. Но есть и такие, которые можно применять в любой сфере жизни, в том числе в бизнесе.

Принцип дробления (сегментации)

Чтобы устранить противоречия, нужно разделить объект на несколько частей. Принцип сегментации используют для определения целевой аудитории продукта или блога и запуска разных рекламных кампаний. Например, у интернет-магазина женского нижнего белья как минимум два сегмента целевой аудитории: женщины, которые покупают что-то для себя, и мужчины, которые покупают бельё в подарок. Реклама для этих двух сегментов аудитории будет разной.

Принцип дробления применяют, когда определяют целевую аудиторию продукта

Принцип дробления применяют, когда определяют целевую аудиторию продукта

Принцип объединения

Чтобы устранить противоречие, нужно объединить однородные объекты или операции. Простой пример использования принципа объединения в технике — швейцарский армейский нож. У инструмента, который помещается в карман, может быть больше 20 функций, например: вилка, ложка, консервный нож, пассатижи, отвёртка, ножницы.

В бизнесе принцип объединения ТРИЗ применяют, чтобы оптимизировать расходы на оплату труда. Например, в небольшой компании копирайтер дополнительно выполняет задачи SMM-специалиста: планирует и размещает контент, настраивает рекламу, общается с подписчиками.

Принцип вынесения

Чтобы устранить противоречие, нужно удалить из объекта «мешающее» свойство или выделить единственную «необходимую» часть, чтобы оптимизировать объект. Принцип вынесения использовали, когда в 1950-х в США придумали отпугиватель птиц в аэропортах. Чтобы пернатые не попадали в элементы взлетающих или приземляющихся лайнеров, специалисты сделали запись с птичьими криками бедствия и транслировали её из динамиков.

В бизнесе принцип удаления «мешающего» объекта теории решения изобретательских задач используют, чтобы выстроить грамотный тайм-менеджмент. Например, начинающий предприниматель сам ищет поставщиков и клиентов, развозит товар и ведёт бухгалтерский учёт. В последнем он разбирается плохо, и эта работа занимает у него много времени, которое он мог бы потратить на поиск клиентов. Устранить противоречие можно, если передать ведение бухгалтерии подрядчику.

Принцип местного качества

Чтобы устранить противоречия и решить задачу, нужно изменить продукт так, чтобы он соответствовал условиям, в которых будет применяться. Например, копирайтер составил один вариант сопроводительного письма к резюме и отправляет его на все подходящие вакансии. При этом не учитывает, что в вакансиях компаний разные требования к опыту, навыкам или обязанностям.

В результате сопроводительное письмо остаётся без внимания рекрутеров и они даже не открывают резюме. Соискателя не приглашают на собеседование. Если использовать принцип местного качества, то для каждой вакансии нужно подготовить отдельное резюме и фокусироваться на требованиях конкретной компании.

Чтобы устранить противоречие, нужно заменить дорогой, неудобный или недоступный объект на его копии. Например, не получится организовать полицейские посты на каждом опасном участке дороги. Чтобы снизить количество аварий, придумали устанавливать муляжи — картонные фигуры полицейских и машин.

Как применять ТРИЗ в бизнесе

Теория решения изобретательских задач Альтшуллера развивает творческое, нестандартное мышление и помогает генерировать что-то новое: процесс, подход или продукт. В бизнесе методы ТРИЗ используют, чтобы решать технические, управленческие и маркетинговые задачи.

В ТРИЗ задачи делят на закрытые и открытые. Закрытые — те, для которых уже есть готовые решения. Например, оптимизация расходов компании на 10% — закрытая задача, потому что в отрасли наверняка есть похожие кейсы, которыми можно воспользоваться.

У открытых задач нет готовых решений или они не дают нужного эффекта: оказываются слишком дорогими или неудобными для потребителя, требуют долгого внедрения со стороны разработчика. Решать такие проблемы можно с использованием элементов ТРИЗ.

Проиллюстрируем, как работает методика ТРИЗ, на упрощённом примере — создании банковского приложения.

Условие. У клиентов банка есть счета. Чтобы управлять своими деньгами, приходится лично приходить в банк, а все операции проводят кассиры.

Противоречие. Для управления виртуальными деньгами человек физически должен находиться в банке или расплачиваться картой там, где это было возможно.

Идеальный конечный результат. Клиенты продолжают пользоваться услугами банка и управляют своими финансами, не посещая отделение.

Как разрешили противоречие:

● разработали приложение, чтобы управлять средствами на счетах удалённо,

● часть обязанностей кассиров делегировали клиентам,

● банк открыл пользователям доступ для управления транзакциями.

Какие ресурсы использовали.

Чтобы разработать безопасный доступ пользователей к своим финансам, понадобились интеллектуальные ресурсы IT-специалистов, технологии: смартфоны, высокоскоростной интернет.

Новое противоречие.
Система управления финансами стала более открытой и поэтому уязвимой для мошенников.

Чтобы решить новую задачу с использованием ТРИЗ, нужно снова сформулировать идеальный конечный результат, определить ресурсы и приёмы для устранения противоречий.

Генерировать идеи, смотреть на проблемы с разных сторон и решать нестандартные задачи приходится не только техническим специалистам. На курсе управления командой в Яндекс Практикуме руководителей учат искать оптимальные решения с помощью методов и приёмов ТРИЗ и других креативных методик.

Главное о ТРИЗ

● Основы теории решения изобретательских задач развивают творческое мышление и помогают находить нестандартные ответы в технической, маркетинговой и управленческой сфере.

● В бизнесе применение ТРИЗ подходит для решения открытых задач — таких, где нет стандартных вариантов или они оказываются неэффективны.

● Чтобы найти оптимальное решение, нужно выявить противоречия в ТРИЗ, сформулировать идеальный конечный результат, определить ресурсы и устранить противоречия.

Наставник на курсе «Навыки критического мышления», креативный директор агентства Dochery

Критическое мышление: что это, в чем суть, когда и кому оно пригодится

Как ставить цели и задачи по SMART

Задачи, которые ставят в тупик, встречаются часто: в быту, на работе, при управлении бизнесом. Но люди как-то справляются — порой, проявив удивительную смекалку. Многие используют как подмогу стратегию ТРИЗ

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.

Теория начала создаваться в середине 1940-х годов прошлого века, оформилась к концу 1970-х и представляет собой анализ того, как эффективно находить наиболее подходящее решение из возможных при минимальных затратах ресурсов. ТРИЗ предлагает структурированный подход к мышлению и ряд инструментов (приемов), позволяющих придумывать новое, находить нестандартное.

По сути, ТРИЗ помогает оптимизировать процесс творчества. В то же время, в отличие от многих систем для оптимизации тех или иных процессов — например, Entity Relationship Diagrams (ERD), ANSI, CRUD, PAOC, — методика Альтшуллера не дает готовых схем и вариантов решения, скорее, она показывает, где эти решения можно искать.

Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и ученые, — в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надежна, не зависит от психологических аспектов разных людей и дает больше знаний о том, как устроена креативность.Таким образом, применять ее можно в неограниченном числе сфер — даже в личных отношениях или в быту.

Метод считается научно обоснованным и применяется крупными организациями (в основном, при разработке продуктов в IT, маркетинге и дизайне). Для примера часто приводят Samsung, корейского техно-гиганта, внедрившего методы ТРИЗ в 1998 году и получившего к 2004 году порядка $65 млн за счет использования системы. Среди других компаний, применяющих методологию в бизнес-целях, — LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».

Принципы ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач базируется на следующих принципах:

  • Она отмечает, что идеальный продукт (идеальный конечный результат, ИКР) — главная цель изобретательства. Идеальным ИКР считают максимальный результат при минимальных затратах и без нежелательных «побочных эффектов». Как правило, достичь ИКР можно тремя способами: a) убрав объект; б) сделав так, чтобы объект все делал сам; в) заставив другие объекты выполнять нужную работу.
  • Она подчеркивает, что противоречия помогают решать проблемы. Это значит, что решить нетривиальную задачу можно, только выявив и устранив основные противоречия, и сделавшие ее таковой изначально. При этом при устранении противоречий можно стремиться к трем вариантам результата: а) чтобы все осталось как было; б) чтобы исчезло ненужное качество; в) чтобы появилось новое, полезное качество.
  • Она показывает, что процесс изобретательства (поиска креативного решения) хорошо систематизируется. Следовательно, есть инструменты, которыми можно воспользоваться, и которые подробно описаны.

Если кратко, то процесс решения изобретательской задачи, по ТРИЗ, выглядит так:

  1. Нужно сформулировать задачу.
  2. Нужно указать все противоречия, которые требуется устранить для решения сформулированной задачи.
  3. Нужно описать желаемый идеальный конечный результат.
  4. Нужно определиться с ресурсами, которые вы готовы выделить на достижение результата.
  5. Нужно применить один (или несколько) описанных в теории приемов для решения задач.
  6. Нужно проанализировать результаты.

Этот процесс может быть пройден как одним человеком, так и большим коллективом (например, в формате мозгового штурма).

Как правильно сформулировать задачу

Чтобы правильно поставить задачу, специалисты по ТРИЗ советуют исходить из проблемы.

Какая проблема у вас есть? Когда и при каких обстоятельствах она появилась? Что можно назвать первопричиной проблемы?

На все эти вопросы надо найти ответ. Выглядеть он может примерно так: «Проблема: низкая конверсия в продажи. Возможная первопричина: медленная обработка заявок. Задача: ускорить обработку заявок»

Далее предлагается определить, к какой сфере деятельности можно отнести задачу, — задача ли это для маркетологов, продуктологов, пиарщиков или менеджмента — и в каком ключе ее лучше решать. Быть может, существуют проверенные временем решения, которые потребуется лишь доработать? Или есть известные вам методики, которые применялись для смежных задач, но теоретически могли бы помочь и вам? Что именно делает вашу задачу уникальной? Что не позволяет вам решить ее одним из стандартных способов?

Что такое противоречия ТРИЗ и как их разрешить

Последний вопрос подводит нас к реализации второго принципа ТРИЗ — о важности противоречий.Что такое противоречие? Это нестыковка желаний и возможностей или двух характеристик одной задачи («нужно сделать легкий, но при этом прочный продукт»). Именно наличие противоречий делает задачу уникальной, превращает ее в сложную или изобретательскую (требующую инноваций для решения). Кроме того, понимание противоречий помогает оценить ресурсы, имеющиеся в наличии, потому что часто противоречие и основано на недостатке чего-либо («надо повысить зарплаты, но денег на это нет», «надо перестраивать бизнес, но рынок меняется быстро, и почти нет времени»).

Какие бывают противоречия?

1. Административные

Административные противоречия возникают, когда нет понимания, как именно решить задачу. Например, когда способов решения существует несколько. К примеру, компании требуется создать летающую игрушку, допустим в формате Карлсона. Но как это сделать? Как сделать так, чтобы кукла взлетела, но стоила, в итоге, не как самолет? Решаются такие противоречия на основе оценки ресурсов — рассматриваются все варианты и выбирается наименее затратный со всех точек зрения путь.

2. Технические

Когда административные противоречия решены, возникают противоречия технические. То есть ситуация, когда улучшение чего-то одного ухудшит что-то другое. Вернемся к игрушке-Карлсону: если приделать к ней большой винт, кукла отлично летает, но персонаж при этом не похож на себя, если же винт маленький, в воздух продукт не поднимается. Это пример технического противоречия.

3. Физические

Физические противоречия основаны на законах природы, которые предстоит «обойти». К примеру, винт Карлсона должен быть и большим, и маленьким одновременно. Большим, чтобы кукла летала, но маленьким, чтобы выглядела достаточно эстетично. Физические противоречия часто легко разрешить, разделяя противоречивые требования во времени и в пространстве, иногда используя фазовые переходы и другие физические эффекты. Например, лопасти Карлсонова винта можно сделать «складными»: в покое они свернуты, в полете — слегка разворачиваются.

Как правильно искать противоречия?

  1. Нужно выбрать, какой параметр необходимо улучшить.
  2. Определить, изменение какого параметра поможет достичь цели.
  3. Подумать, что при этом ухудшится.
  4. Найти противоположное свойство этого элемента.
  5. Изменить параметр из второго шага на противоположный ему, создав обратное противоречие.

Пройдем этот путь вместе с Карлсоном.

  1. Нужно заставить Карлсона летать.
  2. Для этого нужно улучшить летные характеристики винта.
  3. Но при этом винт станет огромным, а персонаж изуродуется.
  4. Значит, винт должен стать маленьким, но тогда кукла не полетит.
  5. То есть нам надо сделать винт достаточно маленьким, но способным к полету.

В той ситуации, как мы написали выше, противоречия удалось разрешить благодаря стандартным приемам ТРИЗ «первого уровня» (это разнесение противоречивые требования по времени, пространству, в отношениях и решение их за счет ресурсов другой системы). Если же так поступить не получатся, можно привлечь другие детально описанные приемы ТРИЗ.

ТРИЗ в образовании

Еще один вариант применения ТРИЗ — в образовании. ТРИЗ-педагогика помогает развить у детей смекалку, сообразительность и самостоятельность. В системе нет оценок, правильных или неверных решений. Задачи же, которые пытаются решить ученики, могут быть как повседневными (как не промокнуть в дождь, если нет зонта?), так и связанными с учебными дисциплинами. Для того, чтобы работать с детьми по этой методике, специального образования не нужно: достаточно понимать основные принципы ТРИЗ. Впрочем, существуют и готовые программы для обучения школьников и дошколят, а также курсы для их родителей и педагогов, желающих овладеть методикой.

Приемы решения по ТРИЗ

Всего в теории описано 40 приемов для устранения противоречий (для того, чтобы использовать эффективнее создана специальная таблица). Мы опишем лишь некоторые из них.

Принцип дробления

  • Разделите объект на отдельные части.
  • Или сделайте его разборным.
  • Или увеличьте степень дробления объекта.

Этот прием, по данным Альтшуллера, использовался для создания пневматической шины, состоявшей из двенадцати независимых секций. Также принцип дробления (сегментации) помог повысить надежность паромов. Существовало противоречие: паром должен иметь герметичные отсеки для безопасности, но большое число мелких отсеков не позволяет транспортировать крупные грузы. Тогда было предложено решение сегментировать большие отсеки, куда помещались грузы, с помощью разного вида складных дверей.

Принцип асимметрии

  • Перейдите от симметричной формы объекта к асимметричной.
  • Или, если объект асимметричен, увеличьте асимметрию.

Прием асимметрии помог разрешить противоречие, с которым столкнулась компания LG: проблема возникла при проектировании нового холодильника, тогда потребовалось создать двери одновременно уплотненные для повышения энергоэффективности и слабые (легкие) для комфортного открывания. Магнит для открывания двери был прикреплен к ней асимметрично, не по всей поверхности.

Принцип объединения

  • Объедините однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
  • Объедините во времени однородные или смежные операции.

Хороший пример объекта, полученного методом объединения — швейцарский нож, позволяющий производить и нарезку предметов, и открывание бутылок, консервных банок, а также ряд других операций.

Принцип «Наоборот»

  • Вместо действия, диктуемого задачей, осуществите обратное действие.
  • Сделайте движущуюся часть объекта неподвижной, а неподвижную — движущейся.
  • Переверните объект «вверх ногами».

Альтшуллер описывает такой пример: при отливке крупных тонкостенных деталей лить металл сверху вниз в форму допустимо только с высоты 10–15 сантиметров (иначе металл потеряет нужные свойства). Как же быть, если форма высотой в несколько метров? Вариант был предложен — «идти от обратного»: залить необходимый металл, затем перемещая вокруг него форму.

Принцип «Обратить вред в пользу»

  • Используйте вредные свойства для получения положительного эффекта.
  • Устраните вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором.
  • Усильте вредное качество до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.

Превратите «баг» в «фичу», говоря простым языком. Хороший пример того, как вред был обращен в пользу — история с сумками из IKEA. Однажды компания выпустила серию сумочек с опечаткой, это досадно, но отзыв продукции с браком привел бы к большим потерям. Тогда предприятие решило обыграть ситуацию и объявило коллекцию лимитированной, публично проведя небольшую акцию о том, что совершать ошибки — это нормально.

Ограничения ТРИЗ

Несмотря на огромный потенциал для использования, в ТРИЗ есть и ряд недостатков. Так, недостатком концепции часто называют то, что она недостаточно ориентирована на рынок и слабо соприкасается с понятием коммерческой выгоды. Кроме того, приемы ТРИЗ одинаковы для всех сфер жизни и не учитывают их специфику (и некоторые области, например, биомиметика или сфера услуг, все же должны слегка адаптировать ТРИЗ под себя). Отмечается и недостаточная простота в освоении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сбис как исправить остатки
  • Как найти площадь прихожей в квадратных метрах
  • Рукав узкий в пройме как исправить
  • Как найти высоту треугольника если известны углы
  • Как найти инопланетянина в streets of rogue