Как вести дневник наблюдений и как правильно заполнять календарь погоды вы узнаете здесь из данного ответа, только правильное описание и образцы наблюдения для учеников, которые нередко задаются этим вопросом. Здесь вы найдёте подробное описание и помощь в правильном ведении календаря погоды. Итак начнём. Из чего можно сделать календарь или дневник погоды самому, так это из обычной тетрадки, просто разлиновав её по нужным нам таблицам и ячейкам и правильно оформив и дорисовав, или взять уже готовое пособие и его начать заполнять. Как мы с вами знаем, что календарь и дневник погоды ведётся каждый день. Там есть таблицы по временам года, по месяцам, и даже дням недели. Нужно вести наблюдения ежедневно, интересуясь погодой на градуснике, какие осадки сегодня, пасмурно или ясно, ветрено или тихо, а может быть на улице метель или вьюга. Вот это всё нужно расписывать подробно и вести ежедневно. Далее вы проводите сравнительный анализ таблицы погоды этой недели и прошлой, этого месяца и прошлого. Дальше вы уже начинаете сравнивать года. Берёте прошлогодний календарь или дневник погоды за прошлый год, анализируете, и пишите что в этом году изменилось в погоде, чем она отличается от прошлого года. Насколько раньше или позже выпал снег, или наоборот растаял, насколько градусов этого месяца теплее в этом году, чем в прошлом, или наоборот холоднее. Так же вы должны знать, что есть специальные значки и символы, которыми мы пользуемся в дневнике, обозначаем осадки, температуру. Какие символы и что обозначают в погодных явлениях вы сможете посмотреть здесь: Условные знаки погоды в научном дневнике, правильное заполнение. Обязательно следите за погодой утром днём и вечером, как она меняется в течении дня. Теперь рассмотрим образцы других школьников, учеников и ребят. Вот вам готовые примеры ведения календаря погоды другими учениками.
А это шаблон дневника/календаря наблюдения за погодой.
Вот образец ведения дневника погоды в тетради учеником 6 класса.
А ещё хочу вам предложить идею как нарисовать стенгазету или плакат «календаря наблюдения за погодой».
С древних времен человечество отслеживало и фиксировало изменения в природе. Еще в 5 веке до нашей эры греческий астроном Метон отмечал важные погодные явления каменными изваяниями на городской площади. Назывались они парапегмы. С их помощью предки строили прогнозы на дни и месяцы вперед. В современном мире дневник наблюдений за погодой не потерял актуальность. Несмотря на то, что погоду можно в любое время узнать онлайн на специальных сайтах, детей с малых лет приучают следовать примеру Метона, и составлять календарь самостоятельно. Наблюдения записываются весь учебный год со 2-го по 6 класс включительно.
Зачем нужно вести дневник наблюдения за погодой?
Ведение погодного дневника в младших и средних классах школы – не новшество. Родители современных детей в свое время так же скрупулезно записывали наблюдения за изменениями погоды. При этом большинство, взявшись за дело с энтузиазмом, быстро перегорали, и вносили данные наугад. Для того чтобы вести дневник изо дня в день на протяжении 9 месяцев необходима серьезная мотивация.
5 причин вести погодный календарь:
- Ежедневные наблюдения за изменениями погоды учат внимательности.
- Ведение погодного дневника помогает закрепить знания о природе.
- Систематические записи в дневник помогают стать дисциплинированным и ответственным.
- Можно заметить определенные закономерности, что поможет лучше ориентироваться в особенностях окружающей среды (предугадывать непогоду и т. д.).
- Можно сравнить данные календаря с народными приметами, и таким образом проверить их правдивость.
Наблюдение за погодными изменениями на протяжении долгого времени послужило появлению множества примет о погоде:
- «4 октября — Кондратий и Игнат. Погода этого дня должна продержаться без изменений четыре недели».
- «Если осенью листопад пройдет быстро — жди крутой зимы».
В приметах отражаются закономерности изменений в природе. Они использовались для построения прогнозов погоды, которые были особенно важны были для земледельцев, моряков, путешественников и скотоводов.
Обратите внимание. В дальнейшем данные в дневнике школьникам нужно будет проанализировать. В разных классах школы дают различные задания. Например, указать самую низкую и высокую температуру воздуха за осень, вывести среднюю температуру в сентябре, подсчитать количество пасмурных и ясных дней в каждом месяце. В 6 классе детям нужно будет построить график температуры и построить розу ветров.
Как правильно это делать?
Вести дневник наблюдений за погодой нужно по определенным правилам:
- Делать отметки в одно и то же время. Обычно школьники младших классов погодный дневник заполняют в полдень, а в средней школе данные записывают трижды в день: перед уроками, после уроков и поздним вечером.
- Температуру воздуха измерять с помощью термометра. Нужно убедиться, что прибор находится в тени, иначе показатели будут сильно завышены.
- Направление ветра определять с помощью флюгера.
- Атмосферное давление измерять с помощью барометра.
- Вести наблюдения ежедневно.
- Вносить все осадки за день и отмечать любые погодные явления, которые удалось увидеть.
- Делать записи аккуратно: обозначения рисовать карандашом, а цифры писать ручкой.
Совет. Чтобы дневник выглядел более красочно, все случившиеся за месяц погодные изменения можно нарисовать цветным карандашом.
Примеры таблиц и условные обозначения
В каждой школе и в каждом классе используются свои шаблоны для погодного дневника. Дети, которые учатся по печатным тетрадям, зачастую вносят данные в специальный вкладыш с таблицей. Вот так выглядит календарь природы для учеников 2 класса:
Здесь же приведены условные обозначения природных явлений и элементов погоды, которые нужно отмечать:
Обратите внимание. Дневник погоды школьнику младших классов необходим для предмета «Окружающий мир». В 5 и 6 классе ученики заполняют его для предмета «География».
В начальной школе дети отмечают только облачность, температуру воздуха, силу ветра (определяют по деревьям), осадки и другие погодные явления. В старших классах потребуется измерять атмосферное давление и определять направление ветра.
Примеры дневников погоды для школьников:
- 3-го класса:
- 4-го класса:
- 5-го класса:
- 6-го класса:
Обычно учитель сам говорит, какой бланк для ведения погодного дневника использовать, и где его взять. Ученикам могут быть выданы распечатки. Пример бланка на октябрь:
Учителя старой закалки часто просят чертить таблицу в тетрадях самостоятельно. Иногда добавляется графа для комментариев о погоде. Примеры такого дневника:
Общепринятые обозначения:
- стрелка верх – северный ветер;
- стрелка вниз – южный;
- вправо – восточный;
- влево – западный;
- стрелка с тремя полосками – очень сильный ветер;
- две полоски – средний;
- одна полоса – слабый;
- не закрашенный круг – ясный день;
- наполовину закрашенный круг – переменная облачность;
- темный кружок – небо затянуто тучами;
- снежинка – снег;
- капля – дождь;
- молния – гроза.
Иногда школьникам и вовсе разрешается вести дневник наблюдений на компьютере в таблице, созданной в программе Word. Необходимо выбрать вкладку «Вставка», и нажать «Создать таблицу». В подразделе «Фигуры» можно будет найти все основные условные обозначения: стрелки, солнце, тучи и т. д.
Вопросы и ответы
Как заполнить дневник погоды школьнику за прошедшие недели и месяцы?
Бывает, что школьник по каким-то причинам забросил ведение погодного дневника. Например, из-за продолжительной болезни. В таком случае на помощь приходят готовые дневники на погодных сайтах, таких как Gismeteo. Нажимаем на раздел «Еще», далее «Дневник», выбираем страну, область, город, год и месяц. Получаем дневник, в котором отображается температура, давление, облачность, погодные явления, направление и скорость ветра во все дни месяца. Остается только переписать данные в школьный дневник и получить хорошую отметку.
Нужно ли вести дневник погоды детям в 1 классе и дошкольникам?
Обычно до 2 класса детям предлагается наблюдать за погодой без фиксации в дневнике. Дети знакомятся с основными природными явлениями и народными приметами. На уроках они сравнивают осеннюю природу с зимней и летней, сегодняшнюю со вчерашней.
Погода – одна из самых популярных тем для разговоров во всем мире. За ней наблюдают на протяжении многих веков. Наблюдения в виде дневников позволяют строить высокоточные прогнозы и фиксировать изменения в климате. Школьники могут почувствовать себя настоящими метеорологами, ведя погодный календарь. Занятие позволит подметить любопытные закономерности, научит аккуратности, ответственности, улучшит внимательность и логическое мышление.
Оформляем школьный дневник погоды
Дневник наблюдения за погодой для школьников может быть оформлен по-разному.
В тетради
Тетрадь – классический вариант. Для такого дневника понадобится тетрадь в клетку.
Можно взять обычную ученическую, но интереснее будет работать в тетради большого формата: туда можно вклеивать иллюстрации и фотографии, чертить графики, делать пометки.
Чем красочнее будет оформление, тем интереснее будет наблюдать за погодой юному ученому.
В тетради делается заголовок с названием месяца и чертится таблица с нужным количеством столбцов. Например:
Таблица наблюдения за погодой в сентябре
Дата | Температура воздуха | Осадки | Атмосферное давление | Сила ветра | Облачность | Примечания |
- Значения температуры воздуха можно выделять разными цветами: оттенками синего – холодную температуру, оттенками красного – теплую.
- В графе «Осадки» можно просто отмечать, дождь или снег за окном в такой-то день, а можно использовать красочные символы или даже наклейки.
- В графе «Облачность» ребенок также может проявлять творческий потенциал, не просто указывая тип облаков, а выполняя красочные зарисовки или даже фотографируя небо день ото дня.
- В примечаниях можно указать интересные замечания, если в какой-то из дней замечено что-то необычное. Например, яркая радуга или сильная гроза.
Подобным образом оформляется календарь погоды на октябрь, ноябрь и т.д.
В компьютере
Календарь погоды для школьника может быть оформлен на компьютере. Преимущество такого оформления – более красочный дневник погоды, в который можно добавлять какие угодно графические изображения, графики и многое другое. Да и детвору работа на компьютере увлекает больше, чем записи в тетрадях.
В текстовом документе создается аналогичная табличка, в которую затем систематически вносятся данные.
Кроме того, есть множество сервисов для ведения дневников погоды. Можно скачать специальную программу, которая предложит уже разработанный и оформленный календарь с различной справочной информацией и познавательными примечаниями. Школьнику нужно будет лишь вносить нужные данные.
Другие варианты
К созданию календаря погоды можно подойти и более творчески. Вариантов множество.
Можно повесить на стену ватман, красочно оформить его и продумать вместе с ребенком, как лучше и интереснее отображать там погодные данные.
Можно взять прошлогодний перекидной календарь с яркими иллюстрациями, на страницы с числами наклеить расчерченные листы, куда ребенок будет вносить свои наблюдения.
Если ребенок любит рукоделие, можно помочь ему оформить календарь в технике декупаж, с помощью бисера или вышивки или даже создать для него вязаные детали.
Фантазия не ограничена – главное, чтобы ребенку было интересно это занятие, и он понимал, для чего он ведет этот календарь.
Наблюдения за погодой
Задание 1.
Для обозначения различных явлений погоды используй уже известные тебе условные знаки. Вспомни их и подпиши. Если потребуется, посмотри расшифровку знаков в «Научном дневнике» для 2 класса.
Смотреть Научный дневник 2 класса
Выполнение:
Подпишем обозначение условных знаков, как показано в примере.
Задание 2.
Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц проводи наблюдения и измерения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.
Выполнение:
Каждый месяц выбирается одна неделя для наблюдения за погодными условиями. Лучше выбирать неделю в середине месяца.
Каждый день на выбранной неделе в журнал наблюдений заносятся следующие данные: дата, дневная температура (максимальная), погодные условия.
Погодные условия обозначаются с помощью условных знаков.
Обратим внимание, что осенью часто возможны дожди, а к концу ноября даже снег. В сентябре возможны туманы. Отмечаем эти явления в дневнике.
Зимой дожди большая редкость, но часто случаются снегопады и метели.
Весной дождей обычно не много, большая часть дней ясные. Но в мае начинаются первые грозы, если температура воздуха становится достаточно высокой. Не забываем отмечать эти явления в дневнике условными знаками.
Летом, особенно в июле, гроз будет много больше. В это время стоит сильная жара, и сильные испарения приводят к выпадению ливневых осадков. В конце августа начинаются туманы.
Также отмечаем эти явления условными знаками.
Задание 3.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны в прошлые годы (в «Научных дневниках» для 2 и 3 классов). Выдели сходство и различия.
Смотреть Научный дневник 2 класса
Смотреть Научный дневник 3 класса
Выполнение:
Сходства: для каждого времени года совпадают примерные значения температур, наблюдаемые в эти времена года погодные явления.
Различия: Значения температур для конкретных дней не совпадают, как и происходящие в эти дни погодные явления.
Задание 4.
Проанализируй результаты измерений температуры воздуха по «Научным дневникам» для 2. 3 и 4 классов. Заполни таблицу “Температурные рекорды за период моих наблюдений”
Смотреть Научный дневник 2 класса
Смотреть Научный дневник 3 класса
Выполнение:
Для выполнения этого задания, требуется найти максимальную и минимальную зафиксированную при наблюдениях температуру для каждого времени года в каждом из годов проведения наблюдений.
Например, находим максимальную температуру осени. По данным наблюдений, это 14 сентября 2021 года, когда наблюдалась температура плюс 21 градус. Заносим эти данные в соответствующие графы таблицы.
Последние две строки таблицы заполняются по результатам, внесенным в эту же таблицу. В них мы вносим максимальную и минимальную температуры для всего периода наблюдений. В данном примере максимальная температура наблюдалась 27 июня 22 года и равнялась +38 градусам, а минимальная – 23 декабря 2021 года и равнялась -34 градуса.
Задание 5.
Сделай общие выводы о сезонных изменениях погоды в вашей местности по своим наблюдениям за время обучения в начальной школе.
Выполнение:
Самым теплым временем года за период моих наблюдений в моем крае является лето. Самими жаркими месяцами лета оказались июнь и июль. В это время года часто случаются грозы и проливные дожди.
Самым холодным временем года оказалась зима, а самыми холодными месяцами декабрь и январь. В это время года случаются сильные снегопады и метели, но иногда возможны оттепели и даже дожди.
Осень и весна отличаются переходной погодой. В начале осени температура близка к температуре августа, но уже начинают идти затяжные дожди. В конце осени температура понижается до отрицательных величин, и устанавливается снежный покров.
В начале весны возможны снегопады и морозы, но к концу весны температура поднимается до 20-25 градусов выше нуля.
Кому и зачем нужен прогноз погоды школьника?
Ведение дневника наблюдений за погодой помогает ребенку запомнить слова, характеризующие научные наблюдения, то есть, школьник будет лучше разбираться в погодных терминах.
Кроме того, развивается наблюдательность, школьник начинает понимать, что все процессы в природе взаимосвязаны и цикличны. Постепенно ребенок поймет, как предсказывают погоду синоптики, как они узнают, что на следующий день будет дождь или переменная облачность.
Такие дневники воспитывают и любовь к природе, понимание того, что люди – это часть природы и должны понимать происходящие в ней процессы.
Мастер-класс для педагогов «Календарь природы»
Мастер-класс «Календарь природы»
Задачи:
— показать, как своими руками можно смастерить «Календарь природы»;
— развивать творческую деятельность, желание мастерить, оформить календарь по своему желанию;
— воспитывать эстетический вкус, аккуратность;
— вызвать радость творчества, удовлетворенность от выполненной работы.
— Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об окружающем нас мире.
У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность — понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
Каждый день вместе с моими воспитанниками мы отмечаем изменения в природе (время года, температуру воздуха, облачность, осадки, направление ветра и пр.). Помощником для нас стал календарь природы. Сейчас в продаже существует большое множество различных календарей природы (печатные, магнитные, готовые стенды), но стоимость готового календаря, в большинстве случаев «кусается» (дорого), поэтому попробовать сделать календарь природы своими руками
(Показываю календарь и спрашиваю, что это?)
Календарь наблюдения за природой, является методическим игровым пособием.
Как вы думаете, для чего он создан?
— для систематического наблюдения сезонных изменений природы;
— для ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.
Но он должен быть не только ярким и интересным, а еще и содержательным.
Не каждый покупной календарь отвечает всем требованиям, да он может и яркий, может красивый, но часто он не действенный в ходе наблюдений.
Представление о том, каким должен быть Календарь наблюдений за погодой, у каждого воспитателя или мамы.. свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового в понятной для себя форме.
Давайте по рассуждаем, входе работы с Календарем, на ваш взгляд, какие решаются задачи?
Задачи
:
— формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе, явлениях природы;
— развивать умственную деятельность: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес, память;
— учить сравнивать, сопоставлять и устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями;
— знакомить с правилами поведения в природе;
— воспитание любви и бережного отношения к природе;
— формирование математических представлений;
— развитие связной речи.
На первом этапе Календарь заполняется вместе с воспитателем, затем из детей выбираются те, кто может самостоятельно расставить нужные знаки.
Для большей заинтересованности детей я разработала свой игровой календарь. У календаря есть съемные детали, что дает детям возможность смены
Поэтому я предлагаю изготовить календарь из подручных материалов……КАРТОН, фломастеры, краски, разнообразные наклейки и ваша фантазия.
За основу мы возьмём обычный картон….
Для работы нам понадобится:…….
Можно дополнить календарь природы другими разделами. Например: вести наблюдение за посадками на огороде (в группе и на улице), отображая это на бумаге, а потом вставить в определенный карман, где будет прослеживаться весь путь роста и развития растения. Буду рада, если вам понравилась моя идея. Имея такой календарь природы можно максимально активизировать деятельность детей в уголке природы. Фантазируйте! Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!
Что понадобится для ведения календаря погоды?
Для того чтобы вашему юному ученому было удобно вести свои наблюдения, позаботьтесь, чтобы в доме были нужные инструменты.
- Термометр (в идеале – и уличный, и комнатный, но для дневника понадобится именно уличный). Желательно не вешать термометр слишком близко к окну или на солнечной стороне: тогда показания температуры будут чуть завышены.
- Барометр. Этот прибор также устанавливается на улице и помогает отслеживать атмосферное давление.
- Осадкометр. Рассчитать количество осадков очень просто. Нужно поставить на улице небольшую емкость, куда в течение суток будут собираться осадки. Затем вылить содержимое в специальный мерный сосуд, полученные показания разделить на 10. Эти действия покажут количество осадков в миллиметрах водного слоя.
- Флюгер и компас. Эти приборы необходимы для измерения силы ветра и его направления. Вооружившись компасом, ребенок непременно почувствует себя настоящим ученым.
- Фотоаппарат. Конечно, наблюдения за погодой можно проводить и без него, но если есть возможность предоставить ребенку фотоаппарат, процесс будет гораздо интереснее. Ребенок помимо всего прочего научится замечать красоту природы: великолепные узоры облаков, сверкание капель после дождя, неповторимые расцветки закатов и восходов.
Наблюдение за погодой – очень интересный и увлекательный процесс, если правильно его организовать. Пробудите в ребенке любовь к природе и происходящим в ней процессам! Найдите время, чтобы помочь школьнику в этом непростом деле, направьте его творческий потенциал в нужное русло, и – как знать – возможно, вы вырастите из своего ребенка юного метеоролога или географа!
Куда повесить календарь погоды?
Практически во всех школах учителя дают задание для школьников младших классов – вести календарь погоды. Если зайти в учебный класс, там на стене часто можно увидеть подобную таблицу, расчерченную на ватмане. Учитель может попросить ребят фиксировать информацию в обычной тетради. Можно также повесить схему дома. Ребенок может дублировать данные в тетрадь, домашний или школьный календарь погоды. Не забудьте приобрести наружный термометр, который следует повесить таким образом, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи, которые существенно искажают измерения.
Оптимальным местом в доме будет детская комната либо кухня. Наверняка, вы уже позаботились над созданием рабочей зоны для ребенка перед тем, как он пошел в первый класс.
Рабочая зона должна состоять не только из стола и стула. Там должны присутствовать учебные материалы, например английский алфавит, таблица умножения. Наряду с ними следует повесить на стену и календарь погоды.
Желательно, чтобы такая таблица была красивой, яркой, красочной. Можно украсить ее разными рисунками животных и природными пейзажами. Если ребенок ходит в первый или второй класс, то он еще слишком маленький, чтобы самостоятельно создать аккуратную схему. Поэтому ему понадобится ваша помощь. Помните, что такой способ помогает в изучении географии и природоведения. Например, можно нарисовать вместе с таблицей погоды карту вашей страны либо планету. Не забудьте обозначить на карте ваш город либо населенный пункт. Чтобы в точности изобразить географические объекты, воспользуйтесь атласом и копировальной бумагой.
Календарь погоды должен содержать информацию о точной дате. Для школьников мы рекомендуем вести помесячную таблицу либо схему на весь год. Независимо от того, в какой класс ходит ребенок, такая таблица должна содержать следующую информацию:
- температура воздуха;
- облачность;
- наличие осадков;
- сила и направление ветра (не обязательно).
Инфоурок
›
География
›Другие методич. материалы›Практическая работа. Оформление календаря погоды.
Практическая работа. Оформление календаря погоды.
-
Скачать материал
-
24.11.2017
2464
-
DOCX
29.6 кбайт -
36
скачиваний -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Шепелева Наталья Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 60707
-
Всего материалов:
20
Выберите область:
Выберите город:
- Ясно
- Малооблачно
- Облачно
- Пасмурно
- Температура
- Направление и
скорость ветра
© 1998 — 2023 «Мэп Мэйкер»