Как составить календарный план по дисциплине

Методика разработки календарно-тематических планов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям ФГОС

Обучающий семинар для ПЦК преподавателей физической культуры

Выступление по материалам руководителя ПЦК – Васенкова Н.А.

Инструкция

по составлению календарно-тематического плана

профессионального модуля

                                                                   Рассмотрено и одобрено

                                                                                     педагогическим советом

                                                                Протокол № ________

                                                                                   от «____» __________ 20_____г.

________________ Т.М. Буцилова

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция регламентирует порядок составления календарно-тематического плана профессионального модуля по ФГОС СПО в смоленском областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Гагаринский педагогический колледж» (далее Колледж).

1.2. Календарно-тематический план (далее КТП) по профессиональному модулю является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой. Междисциплинарный курс (далее МДК) является составной частью соответствующего профессионального модуля.

1.3. Рассмотрение и обсуждение календарно-тематического плана осуществляется ежегодно на заседаниях предметно-цикловых комиссий соответствующего профиля.

1.4. КТП согласовывается с заместителем директора по учебно-производственной работе и утверждается заместителем директора по учебной  работе.

1.5. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (п. 7.1) основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна ежегодно обновляться. Соответствующие изменения, вносимые в КТП, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии, оформляются протоколом с последующим утверждением заместителем директора по учебной (учебно-производственной) работе.

1.6. В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам, темам и занятиям.

2. Порядок составления КТП

При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть следующее:

2.1. Календарно-тематический план составляется в соответствии с учебным планом по специальности  и рабочей программой профессионального модуля.

2.2. Таблица 1 «Распределение  часов по профессиональному модулю» отражает объем часов, включающий максимальную и обязательную аудиторную учебную нагрузку, самостоятельную работу обучающихся, а так же объем часов, отводимый на учебную практику и производственную практику (практику по профилю специальности). Горизонтальная строка «Практика» заполняется в том случае, если проведение учебной и производственной практики предусматривается рабочей программой в целом по модулю.

2.3. Таблица 2 «Содержание обучения по профессиональному модулю» конкретизирует изучение материала по разделам профессионального модуля, по темам и занятиям МДК (графа 2).

2.3.1.  В графе 3 изучение материала рекомендуется планировать по 2 часа.

2.3.2. Графа 4 «Вид занятия». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовыми положениями об образовательном учреждении среднего, начального профессионального образования: урок, лекция, семинар,        практическое занятие, лабораторная работа, консультация, курсовая работа (проект).

2.3.3. Графы 5,6 «Коды формируемых компетенций». Приводятся общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.

2.3.4.  Графа 7 «Материально-техническое и информационное обеспечение обучения». Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет ресурсов и др. Заполняется на основании таблиц 2а,2б,2в.

 Графы 8, 9, 10 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся».
 2.3.5.  В графе 8 «Вид задания» указываются виды внеаудиторной работы (решение задач, выполнение расчетно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.).
2.3.6.  Графа 9 «Информационное обеспечение». Заполняется на основании таблицы 26, 2в.          

 2.3.7.  Графа 10 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в учебном плане и рабочей программе.

       2.3.8. Графа 11 «Формы и методы контроля». Отражаются формы и методы контроля,  

      предусмотренные пятым разделом рабочей программы профессионального модуля.

2.4. Таблица 2а «Материально-техническое обеспечение обучения» заполняется на основании п. 4.1 рабочей программы профессионального модуля. Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование.

2.5. Таблица 2б, 2в «Информационное обеспечение  обучения» заполняется на основании

  п. 4.2 рабочей программы профессионального модуля и включает перечень рекомендуемых

  учебных изданий (основные и дополнительные источники) и интернет- ресурсов.

2.6. Таблица 3 «Содержание учебной практики». Данная таблица конкретизирует содержание учебной практики (производственного обучения) и заполняется на основании рабочей программы профессионального модуля.

2.6.1. Графа 4 «Наименование практики, виды работ. Темы занятий». Перечисляются

виды работ и темы занятий.

2.6.2. Графа 5 «Количество часов». Указывается объем времени, отведенный на данный вид работы, в соответствии с рабочей программой практики.

2.6.3. Графы 6, 7 «Коды формируемых компетенций» заполняются в соответствии с требованиями ФГОС.

2.6.4. Графа 8 «Материально-техническое и информационное обеспечение обучения» заполняется на основании таблиц 2а, 26 и 2в.

2.6.5. Графа 9 «Формы и методы контроля». Отражаются формы и методы контроля, предусмотренные рабочей программой практики.

2.7. Таблица 4 «Содержание производственной практики». Данная таблица конкретизирует содержание производственной практики и заполняется на основании рабочей программы практики.

2.7.1. Графа 4 «Виды работ. Темы занятий». Перечисляются виды работ,  виды занятий в соответствии с рабочей программой практики.

2.7.2. Графа 5 «Количество часов». Объем времени, отведенный на данный вид работы и темы занятий, указывается в соответствии с рабочей программой практики.

2.7.3. Графы  6, 7 «Коды  формируемых компетенций» заполняются в соответствии с требованиями ФГОС.

2.7.4. Графа 8 «Материально-техническое и информационное обеспечение обучения» заполняется на основании таблиц 2а, 26 и 2в.

2.7.5.Графа 9 «Формы и методы контроля» Отражаются формы и методы контроля, предусмотренные рабочей программой практики.

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гагаринский  педагогический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

________________________ Т.М. Буцилова

«________»__________________ 20_____ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по производственной работе

________________________ Е.Г. Иконникова

«________»_________________ 20 ______ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Профессиональный модуль _______________________________________________________ 

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(индекс, наименование)

Коды формируемых компетенций __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Междисциплинарный (е) курс (ы) __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(индекс, наименование)

Специальность  __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(код и наименование, уровень подготовки)

Курс _________ Группа ____________ Учебный год  _________________________________

Преподаватель (и) _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Составлен в соответствии с рабочей программой профессионального модуля, утверждённой «____________________» ____________________________ 20____________ г.

Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии _____________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Протокол №        от «        » __________________20_____г.

Председатель предметно-цикловой  комиссии         /        

Протокол №        от «        » __________________20_____г.

Председатель предметно-цикловой  комиссии         /        

Распределение часов по профессиональному модулю

Таблица 1

Межпредметный(е) курс(ы)

(Индекс МДК)

Курс

Семестр

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Максимальная учебная нагрузка и практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося, часов

Учебная практика, часов

Производственная (по профилю специальности) часов

Всего, часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы, часов

практические занятия, часов

курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Практика

Всего по модулю:

Форма промежуточной аттестации обучающихся за семестр по междисциплинарному курсу (индекс МДК)            

Форма промежуточной аттестации обучающихся за семестр по междисциплинарному курсу (индекс МДК)           

Форма промежуточной аттестации обучающихся за семестр по междисциплинарному курсу (индекс МДК)           

Форма промежуточной аттестации обучающихся за семестр по междисциплинарному курсу (индекс МДК)           

Форма промежуточной аттестации обучающихся за семестр по междисциплинарному курсу (индекс МДК)            

Содержание обучения по профессиональному модулю

Таблица 2

№ занятия

Срок изуче

ния

Наименование разделов профессионального модуля, тем и занятий по МДК

Обязательная учебная нагрузка

Коды формируемых компетенций

Материально-техническое и информационное обеспечение обучения

(№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Ф.И.О. преподавателя(ей)*

Кол-во часов

Вид занятия

ОК

ПК

Вид задания

Информаци-онное обеспечение

 (№ позиций из таблиц 2б, 2в)

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

*В случае если МДК ведут несколько преподавателей

Содержание учебной практики

Таблица 3

№ занятия

Срок прохождения практи

ки

Индекс модуля или МДК

Наименование практики, виды работ.

Темы  занятий

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

Материально-техническое и информационное обеспечение обучения

(№ позиций из таблиц

2а, 2б, 2в)

Формы и методы контроля

Ф.И.О. преподавателя

ОК

ПК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание производственной практики (по профилю специальности)

Таблица 4

№ за

ня

тия

Срок прохож

дения практи

ки

Индекс модуля или МДК

Наименование практики, виды работ.

Темы  занятий

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

Материально-техническое и информационное обеспечение обучения

(№ позиций из таблиц

2а, 2б, 2в)

Формы и методы контроля

Ф.И.О. руководителя практики

ОК

ПК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Продолжение таблицы 4

Материально-техническое обеспечение обучения

Таблица 2а

№ пп

Материально-техническое обеспечение обучения

1

2

Информационное обеспечение обучения

Таблица 2б

Основные источники (ОИ)

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

Таблица 2в 

Дополнительные источники (ДИ)

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

Интернет-ресурсы (И-Р)

ИНСТРУКЦИЯ

по составлению календарно-тематического плана учебной дисциплины

                                                                   Рассмотрено и одобрено

                                                                                       педагогическим советом

                                                                 Протокол № ________

  от «____» ____________ 20_____г.

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция регламентирует порядок составления календарно-тематического плана  учебных дисциплин ФГОС СПО нового поколения в смоленском областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Гагаринский педагогический колледж» (далее Колледж).

1.2. Календарно-тематический план (далее КТП) учебной дисциплины является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой.

1.3. Календарно-тематический план составляется на учебный год, рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе.

1.4. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (п. 7.1) основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна ежегодно обновляться. Соответствующие изменения, вносимые в КТП, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии, оформляются протоколом с последующим утверждением заместителем директора по учебной  работе.

         1.5. В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам, темам и занятиям дисциплины.

1.6. Календарно-тематический план составляется в двух экземплярах: один экземпляр находится в учебной части, второй – у преподавателя, который преподаёт данную дисциплину.

2. Порядок составления календарно-тематического плана по дисциплине

2.1.  При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть следующее:

   2.1.1.Таблица № 1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» заполняется на основании учебного плана Колледжа и включает объем максимальной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающегося и обязательной аудиторной нагрузки, состоящей из теоретических занятий, лабораторных работ, практических занятий, курсовых работ (проектов).

   2.1.2. Таблица № 2 «Содержание обучения по учебной дисциплине»:

Графа 3 «Наименование разделов, тем, занятий».  Последовательно отражается весь материал программы, распределённый по разделам, темам и занятиям.

Графа 4 «Количество часов». Темы, указанные в рабочей программе учебной дисциплины рекомендуется разбивать на двухчасовые занятия, если на изучение темы отводится четыре часа и более.

Графа 5 «Вид занятий». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа и др.

Графа 6 «Материально-техническое и информационное обеспечение занятий» заполняется на основании таблицы 2а, 26 и 2в.

Графы 7-9 включают «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся»:

Графа 7 «Вид занятий». Указываются виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (решение задач, выполнение расчётно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.). Домашнее задание записывается в этих графах с учётом максимальной нагрузки обучающихся.

Графа 8 «Информационное обеспечение». Заполняется на основании таблицы 26, 2в.

Графа 9 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в учебном плане и рабочей программе учебной дисциплины.

Графа 10 «Формы и методы контроля». Отражаются формы и методы контроля, предусмотренные четвёртым разделом рабочей программы учебной дисциплины.

2.1.3. Таблица 2а «Материально-техническое обеспечение занятий» заполняется на основании п. 3.1 рабочей программы учебной дисциплины. Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет-ресурсов и др.

2.1.4. Таблицы 26, 2в «Информационное обеспечение обучения» заполняется на основании п. 3.2 рабочей программы учебной дисциплины и включает перечень рекомендуемых учебных изданий (основные и дополнительные источники) и интернет- ресурсов.

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гагаринский педагогический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

________________________ Т.М. Буцилова

«________»__________________ 20_____ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

(индекс и наименование учебной дисциплины)

Коды формируемых компетенций _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Специальность _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

(код и наименование)

Курс ________________ Группа ________________ Учебный год ___________________________

Преподаватель ______________________________________________________________________

Составлен  в соответствии  с рабочей  программой дисциплины, утверждённой _____________

____________________________________________________________________________________

Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии ________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Протокол  №         от «        »___________________ 20_____        г.

Председатель предметно-цикловой комиссии         /        

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего:

Содержание  обучения  по  учебной  дисциплине

Таблица 2

№ занятия

Срок изуче-

ния

Наименование разделов, тем, занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материально-техническое и информационное обеспечение обучения

(№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Примечание

Кол-во часов

Вид занятия

Вид задания

Информа

ционное обеспече

ние

 (№ позиций из таблиц 2б, 2в)

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Материально-техническое обеспечение обучения

Таблица 2а

№ пп

Материально-техническое обеспечение обучения

1

2

Информационное обеспечение обучения

Таблица 2б

Основные источники (ОИ):

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

Таблица 2в

Дополнительные источники (ДИ):

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

Интернет-ресурсы (И-Р)

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет
среднего профессионального образования

Колледж
экономики  и информатики им. А.Н.Афанасьева

Методические
рекомендации по составлению и оформлению

календарно-тематического
планирования

г.
Ульяновск

Настоящие
методические рекомендации разработаны в помощь преподавателям СПО для качественной
организации образовательного процесса в сфере среднего профессионального образования.

Методические
рекомендации направлены на четкое планирование учебной деятельности,
способствующее реализации содержания рабочей программы преподавателя среднего профессионального
образования в полном объеме.

Составитель: Мактас Ю.М., преподаватель

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….……..………………4

2. Календарно-тематическое
планирование. Порядок разработки и утверждения календарно- тематического планирования………………………..………….……….……..4-5

3. Структура
календарно-тематического планирования……………………….……….…..5-6

4. Порядок
оформления календарно-тематического планирования………………….……6-7

5. Список литературы……………………………………………………………………….…7-8

6. Приложения…………………………….……………………………………………….…8-12

1.Введение

Составить план – значит продумать и
представить себе в деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и
результаты.

Продуманное и своевременно составленное ка­лендарно-тематическое
планирование позволяет равномерно распределить учеб­ную нагрузку, реализовать
принцип последовательного изложе­ния учебного материала, заблаговременно
подготовить к учеб­ным занятиям необходимое материально-техническое обеспече­ние.

Наличие календарно-тематического планирования дает возмож­ность
осуществлять систематический контроль со стороны ад­министрации
образовательного учреждения за равномерным распределением учебной нагрузки
обучающихся, ходом выполнения учебного плана.

В условиях реализации средних профессиональных
образовательных программ, на базе  факультета среднего профессионального
образования УлГТУ Колледжа экономики и информатики им. А.Н. Афанасьева  г. Ульяновскаа
возникла необходимость разработать методические рекомендации в помощь преподавателям
среднего образования по составлению и оформлению календарно-тематического
планирования.

Методические рекомендации 
разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».

2.Календарно-тематическое планирование. Порядок
разработки и утверждение календарно-тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование является
нормативным документом преподавателя среднего профессионального образования, в
котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы
организации образовательного процесса с целью получения определенного
результата, учитывает уровень способностей обучающихся, образовательные
потребности, состояние учебно­-методического и материально-технического
обеспечения учреждения.

Календарно-тематическое планирование
является обязательным документом преподавателя среднего профессионального
образования и составляется на новый учебный год на каждый семестр в
соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, профессиональной образовательной
  программой образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование составляется после ут­верждения
расписания занятий на бумажном и электронном носителях и прилагается к рабочей
программе преподавателя среднего профессионального образования.

Даты в календарно-тематическом планировании проставляются в
соответствии с расписанием занятий и производственным календарем. Журнал учета работы
заполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Календарно-тематическое планирование рассматривается на за­седаниях
ПЦК преподавателей среднего профессионального образования,  принимается
педагогическим советом и утверждается директором образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование может быть скорректировано в
течение учебного года в случае изменения расписания занятий или производственной
необходимости образовательного учреждения. Изменения вносятся в соответствии с
приказом образовательного учреждения.

3. Структура календарно-тематического
планирования.

Календарно-тематическое планирование
должно быть построено таким образом, чтобы каждый блок тем был выведен отдельно
и выделен. Даты рекомендуется напечатать на весь учебный год. Тему нужно формулировать
четко, емко и лаконично.

 Общепринятая форма (прилагается), по
которой составляется календарно-тематическое планирование, содержит темы
занятий, даты их проведения, количество часов, отведенных на изучение материала.
Преподаватель может дополнять документ, вводя новые графы, которые ему
необходимы. Календарно-тематическое планирование является перспективным и в
течение года может подвергаться корректировке, в связи с этим рекомендуется
добавить графу «Примечание», куда можно вносить соответствующие изменения.

Календарно-тематическое планирование может содержать следующие
разде­лы:

    
титульный лист;

    
годовое календарно-тематическое планирование;

    
календарно-тематическое планирование по месяцам.

На титульном
листе календарно-тематического планирования указывается:

   полное наименование образовательного
учреждения;

   номер и дата протокола
заседания педагогического совета;

   номер и дата приказа об
утверждении календарно-тематического планирования, подпись директора образовательного
учреждения;

   Ф.И.О. преподавателя среднего
профессионального образования – составителя календарно-тематического
планирования;

   группа, год обучения по
программе, количество часов;

   учебный год.

В центре
титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по
__________ (указывается профессиональная образовательная программа) для ____
года обучения» (прилагается).

4. Порядок оформления
календарно-тематического планирования.

4.1. В календарно-тематическом планировании по освоению средней
профессиональной образовательной программы указывается:

— номер занятия;

— наименование разделов и тем программы;

— общее количество часов в год;

— дата проведения и количество часов в соответствии с расписанием
занятий (в дальнейшем фиксируется в журнале учета работы объединения).

— примечание.  

4.2. В календарно-тематическом планировании по освоению
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается:

— порядковый номер;

— предполагаемая и фактическая дата проведения занятий;

— тема учебного занятия;

— тип и форма занятия: изучение, освоение нового материала (лекция,
практическое занятие, семинарское занятие, экскурсия и др.); закрепление и
совершенствование знаний  умений и навыков (презентация, защита проекта,
экскурсия), самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельная
работа, семинар, дискуссия, конференция).

— количество часов по теме;

— содержание деятельности: теоретическая часть, практическая
часть;

— воспитательная работа;

— дидактические материалы, техническое обеспечение.

В конце учебного года важно
анализировать полученные результаты. Это позволит избежать предыдущих ошибок,
которые могут появляться, когда составляется календарно-тематическое
планирование.

5. Список литературы.

1.Нормативные документы.

1.1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

1.2.
Устав МБУДО ЦДЮТЭ;

2. Методическая литература.

2.1.
Программа внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая.
Спортивно-оздоровительная деятельность/П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов.
– М.: Просвещение, 2011.-80 с.

2.2.
Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы.
Часть 1. Организация тренировочного процесса/И.И.Григорьева, Д.Н.Черноног; под
общ. Редакцией Ю.Д. Нагорных. – М.: Спорт, 2016.-296 с.

2.3.
Профессиональные стандарты: Сборник 2: «Руководитель организации (подразделения
организаций), осуществляющие деятельность в области физической культуры и
спорта», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Спортивный
судья»: Документы и методические материалы / Авт.сост.: И.И. Григорьева, Д.Н.
Черноног. – М.: Спорти, 2016. -280с.

2.4.Дополнительное
образование в образовательном учреждении. / Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2007.-96 с.

3. Интернет ресурсы.

3.1. http://www.myshared.ru/slide/178779/

3.2. http://vmeste.opredelim.com/docs/93600/index-22703.html

3.3. http://literature-edu.ru/remont/6899/index.html

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет среднего профессионального
образования

Колледж экономики  и информатики им.
А.Н.Афанасьева

                                                                                 
УТВЕРЖДАЮ

Зам.
декана по УМР

___________
И.П. Вершинина

«____»______________2021г

КАЛЕНДАРНО − ТЕМАТИЧЕСКИЙ 
ПЛАН

на __ семестр 20__−20__ уч.
года

по дисциплине  ОГСЭ.__ ________________

специальность  __.__.__. 
Программирование в компьютерных системах

группы    _____________

Преподаватель ________________
______

Рассмотрен на заседании П(Ц)К 
общественно-социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ___  от
«_____»_______________20__г.

Председатель П(Ц)К
_______________ 

Составил ________________

                                                                                                                                   
(должность, ф.и.о.)

20__г.

Составление календарно-тематического плана

Для
распределения учебного материала,
предусмотренного программой по учебным
занятиям, то есть для определения
вре­мени на изучение каждой части
учебного материала, составляется
календарно-тематический план.

Он
разрабатывается после утверждения
новых учебных про­грамм и используется
на протяжении всех лет ее действия.
Прак­тически этот период охватывает
5-8 лет. Естественно, что в него могут
быть внесены определенные изменения,
вызванные разви­тием науки и техники,
изменениями в целевой подготовке
спе­циалистов.

Календарно-тематический
план ежегодно рассматривает предметная
(цикловая) комиссия и либо переутверждает
полно­стью, либо утверждает изменения
к действующему. Следует иметь в виду,
что изменения могут быть внесены как в
распреде­ление учебного материала
по занятиям, так и непосредственно в
содержание (дополнение и замена одного
материала другим).

При
пересмотре и переутверждении
календарно-тематических планов
рассматривают следующие вопросы:

а)
новые проблемы, которые решаются в той
области науки, с которой связан данный
учебный предмет, их значимость для
под­готовки специалиста в учебном
предмете;

б)
новые требования к знаниям и умениям,
связанным с целе­вой подготовкой
специалистов, и их отражение в действующих
учебных программах; возможности улучшения
профессиональ­ной подготовки как за
счет пересмотра содержания учебного
ма­териала, так и за счет изменения
характера заданий для лабора­торных
и практических занятий, повышения
качества отдельных элементов урока,
самостоятельной внеаудиторной работы.

Необходимые
изменения вносят соответственно в графы
«Содержание учебного материала», «Виды
учебных занятий». «Наглядные пособия»,
«Задания на дом».

Изменения
могут быть также внесены в соотношение
теоре­тических и практических занятий,
как правило, для улучшения практической
подготовки будущих специалистов.

У
преподавателей иногда вызывает
затруднение планирова­ние видов
учебных занятий. В педагогических
училищах в планах указывают следующие
виды учебных занятий: лекция, урок,
се­минар, практическое занятие,
лабораторная работа. Кроме того, в
календарно-тематическом плане могут
быть выделены типы уро­ков в соответствии
с принятой в системе среднего специального
образования классификацией: уроки
изучения нового учебного ма­териала,
комбинированные, контрольные,
итогово-обобщающие.

При
разработке календарно-тематического
плана особое внимание следует уделить
содержанию, объему и характеру до­машних
заданий. Разрабатывая календарно-тематический
план, необходимо рассматривать задания
для самостоятельной работы в совокупности
за семестр, что даст возможность не
только наме­тить оптимальные объемы
материала, но и проанализировать за
определенный период разнообразие
характера заданий, их на­правленность
на формирование умений и навыков,

В
календарно-тематическом плане
предусмотрено определе­ние
учебно-наглядных средств за семестр.
Совокупное планиро­вание применения
средств обучения в учебном процессе,
заранее наметить план изготовления
учебно-наглядных пособий в создании
дидактических материалов. Такой план
преподаватель со­ставляет ежегодно,
готовясь к новому учебному году, чтобы
под­готовить пособия заблаговременно,
до начала изучения соответ­ствующей
темы.

В
учебных заведениях есть обычно
учебно-методические комплексы, включающие
в себя комплект дидактических мате­риалов
и учебно-наглядных пособий по темам
предметов, либо карты оснащенности
учебного процесса, находящиеся в учебных
кабинетах. Ознакомившись с ними,
преподаватель выявляет недос­тающие
учебные таблицы, слайды, кинофрагменты,
материалы для кодоскопа, ситуационные
задания, деловые игры, обучающие
про­граммы и намечает последовательность
и сроки их изготовления, готовит эскизы
пособий для последующего выполнения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Специфика календарного и тематического планирования образовательных программ

Разработка образовательных программ предполагает тщательное проектирование и планирование ученого процесса, которое сочетается не просто подбором наиболее подходящих направлению дисциплин, форм занятий, методов преподавания. Немаловажную роль в формировании программ обучения играет календарное и тематическое планирование.

Что это такое?

Календарно-тематическое планирование представляет собой особую часть разработки образовательной программы и учебного плана, которое позволяет сочетать изучение предметов с учетом выделенного на каждый из них времени. Если к этой категории подходить с точки зрения разработчика, т календарное и тематическое планирование представляет собой учебно-методический документ, который будет регламентировать ход занятий и устанавливать определенные ограничения:

  • Количество часов, выделенный на каждый предмет и изучаемую в его пределах тему;
  • Количество заданий, которые посильно выполнить среднестатистическому учащемуся в рамках предусмотренного периода (на каждую тему, предмет и пр.);
  • Распределяет темы на весь заявленный период времени, устанавливая их последовательность и глубину погружения в каждую из них.

Таким образом, календарно-тематическое планирование учебной деятельности направлено на подготовку целенаправленного учебного процесса на протяжении всего учебного года. Его миссия состоит в грамотном распределении времени и тем. Притом в конце учебного года данная траектория должна быть полностью покорена учащимися.

Сущность календарно-тематического планирования программ обучения

Сущность календарно-тематического планирования программ обучения

Выполнение календарного и тематического плана – процесс непрерывный и независящий от внешних факторов. Данная аксиома нашла дополнительное подтверждение даже в период пандемии, когда все школьники и студенты разом перешли на дистант.

Миссия календарно-тематического проектирования нацелена на грамотную и эффективную реализацию программы обучения. Основной акцент делается на качественном распределении тем и времени на их постижение.

Принципы календарно-тематического планирования

Подготовка образовательной программы ориентируется на определенный набор предметов (с акцентом на осваиваемую специальность и ступень образования) и время обучения (как правило, в расчет берется учебный год в целом, а в дальнейшем он разбивается на более мелкие этапы – четверти, триместры, семестры и пр.).

Календарно-тематическое планирование (сокращенно КТП) основано на следующих принципах:

  • Равносильность, которая предполагает равномерное распределение всех дисциплин в течение учебного года, а также аналогичное распределение тем внутри них. Реализация данного канона позволяет отрегулировать учебную нагрузку и избежать эмоционального психологического и учебного выгорания;
  • Систематичность и интеграция, которая предполагает изучение дисциплин в определенном комплексе, увязке, в рамках единого целенаправленного процесса развития и воспитания. Объединение предметов в пределах одного учебного года позволяет показать их взаимосвязь и разницу, возможности применения, а также развивает с разных сторон ключевые навыки: анализ, сравнение, вычисление и пр.;
  • Полнота, предполагающая предельно емкое, но понятное и в меру подробное разъяснение каждого предмета и темы, полное раскрытие всех базовых и дополнительных моментов (минимум – п ФГОС, максимум – ограничен возможностями учебного заведения и способностями учащихся);
  • Точность, предполагающая четкий расчет времени на каждый предмет, тему, количество заданий для понимания, закрепления и пр. в течение всего учебного года;
  • Поэтапность, основывающаяся на постепенном освоении учебного плана и каждого предмета с плавным переходом от темы к теме, одного уровня сложности к следующему и пр.;
  • Гибкость. Тематическое и календарное планирование является перспективным планом обучения, который может поддаваться коррективам в случае необходимости: при выявлении проблем в освоении отдельных тем, обновлении требований ФГОС к составу образовательной программы или изменении объема академических часов и пр.

Реализация всех вышеуказанных принципов подчеркивает предназначение КТП: выработка поурочных планов с акцентом на роль, важность каждого предмета и тем внутри него, всестороннее и своевременное развитие учащихся.

При проектировании адаптированных образовательных программ будет добавлен еще один базовый канон – индивидуальность, которая будет ориентироваться на личностные качества учащегося.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды календарного и тематического планирования образовательных программ

КТП можно классифицировать на 2 основные парадигмы: календарное и тематическое планирование.

Первый вид — календарное проектирование программы будет основываться строго на временном отрезке, выделенного на образовательную программу в целом (начальная школа – 4 года, средняя неполная школа – 5-9 классы, средняя полная школа – 10-11 классы, бакалавриат, магистратура и пр.), а также объем академических часов на каждый включенный в ее состав предмет.

Второй вид – распределение предметов и тем согласно намеченному календарному графику.

Классификация календарного и тематического планирования обучения

Классификация календарного и тематического планирования обучения

Притом оба вида планирования образовательной программы можно разделить на общее и поурочное. Общий план предполагает примерную градацию предметов и часов на весь учебный год, а поурочная проработка будет опираться на детализацию занятий в рамках каждого предусмотренного учебным планом предмета.

В зависимости от способа подачи намеченного плана можно выделить текстовый и схематический вид КТП. Первый предполагает подробное описание каждого шага в словесной форме, а второй – краткое и емкое отображение каждого этапа обучения в виде таблицы.

Также целесообразно выделить общий КТП – то есть общее описание списка дисциплин и полного объема часов на весь год в отношении каждой. Второй вид – предметный, когда происходит детализация внутри каждой включенной в программу обучения дисциплины.

Таким образом календарно-тематическое планирование позволяет упорядочить образовательный процесс и сделать его посильным для учащегося. Анализ данного документа призван ответить на ряд существенных вопросов: что будет изучать индивид, когда он будет это изучать, как будет закреплять материал, когда и как будет проводиться аттестация или проверка знаний и пр.

Исследование календарно-тематического плана позволяет определить, на каких предметах делается особый акцент и сопоставить данный нюанс с целью освоения программы, уклоном специальности или направления подготовки, ступени образования и пр.

Этапы календарно-тематического планирования образовательной программы

Проектирование и разработка учебного процесса (как на весь период, так и на отдельно взятый этап) будет ориентировано на целевую аудиторию, цель обучения, а также материально-технические, педагогические и иные возможности образовательного заведения.

Процесс планирования учебного процесса с учетом календарных и тематических особенностей можно представить в виде следующей схемы.

Этап №1. Подготовительный. Он основывается на изучении требования ФГОС к составу дисциплин, а также тотальному изучению действующей в учреждении образовательной программы. В данное случае важно выделить список предметов, необходимых к изучению.

В рамках календарного аспекта целесообразно выделить общее количество часов выделенных на освоение каждого предмета, а также учесть особенности и построения годового учебного процесса: по семестрам, триместрам, четвертям и пр.

Тематическое планирование в данном случае будет производиться с учетом каждого заявленного предмета и выделенного на него объема часов. Притом важно уделить чуть больше времени наиболее важным и/или сложным темам, не забыв оставить небольшой процент времени на доработку, корректировку, дополнительные занятия и разъяснение сложностей, решение проблем подопечных.

Также в рамках подготовительного этапа целесообразно полагаться на результаты самоанализа педагогической деятельности, которые позволят выделить уязвимые места в учебном процессе (например, какие темы вызывали сложности учащихся в прошлом, на чем следует заострить внимание и пр.). Итоги самоанализа позволят проработать КТП и минимизировать необходимость его корректировки по ходу реализации.

Основа КТП

Тематическое проектирование

Календарное проектирование

Ход и логика изучения предмета: список тем на весь учебный год Общее количество академических часов на учебный год, предназначенных для изучения дисциплины
Распределение тем с учетом календарного графика обучения: по семестрам/триместрам/четвертям, формирование расписания занятий Распределение часов согласно расписанию занятий
Уточнение видов и формата занятий по дисциплине: лекционная часть, практика, проверочная работа и пр. Уточнение часов на каждый вид деятельности, список заданий и количество проводимых срезов, примерная дата проведения каждого занятия
Определение запланированных тем и реализованных (количество может разниться) Констатация проведенных академических часов в течение учебного года или запланированного периода (объем должен быть выполнен полностью)

Этап №2. Предварительное планирование учебной деятельности. В данном случае разработчику предстоит «раскидать» список предметов на весь учебный год и распределить общее количество часов на все периоды обучения (семестры, триместры, четверти и пр.), а затем произвести детализацию: утверждение списка тем, заданий формат занятия, методы преподавания, способ и количество проверок знаний.

Второй этап проектирования рабочей программы в рамках КТП предполагает получение общей тематической картины: что будут изучать слушатели, в какой последовательности и пр.

Этап №3. Календарное распределение времени на каждую дисциплину, тему и пр. В данном случае происходит уточнение сколько времени (занятий, академических часов) будет затрачено на изучение, закрепление, повторение каждой темы. также не стоит забывать о выделении отдельного времени на проверку знаний: контрольные работы и пр. Здесь следует ориентироваться на принцип равномерности и поэтапности: на сложные темы нужно уделить больше времени, сэкономив его наиболее легких или второстепенных моментах.

Также следует учесть часть часов предназначенных для самостоятельной работы учащихся (задания для данного блока также прорабатываются педагогом и указываются в рабочей программе).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №4. Оформление КИП в виде официального документа. Обратите внимание, что строгих и жестких регламентов по оформлению календарного и тематического плана обучения нет. Важно, чтобы весь ход обучения был детализирован и описан на научном языке, структурирован по смыслу и точен по характеру.

КТП в обязательном порядке прикладывается к рабочим программам. Притом данный документ разрабатывается и утверждается ежегодно, так как в нем будут учтены «плавающие» праздничные и выходные дни, каникулы и пр.

Этап №5. Утверждение и реализация. Данная стадия предполагает предоставление подготовленного КТП на оценку руководству образовательного заведения, проверку на соответствие общим принципам ФГОС, внутренним правилам учреждения и пр. В случае выявления недостатков проект будет направлен доработку. Реализация КТП происходит только после его одобрения.

Структура и содержание календарного и тематического плана как официального документа

Самым удобным способом преподнесения календарно-тематического распределения учебных единиц в течение года считается табличная форма, которая позволяет кратко и емко констатировать ход и логику, скорость образовательного процесса.

Общая характеристика КТП: структура и содержание разделов

Титульный лист

Основная часть

Примечания, заключение

Сведения о контрольно-надзорных органах Общая характеристика учебного заведения и целевой аудитории Анализ результатов учебной деятельности: успеваемость учащихся, работа с родителями, результаты наблюдений за подопечными, самоанализ педагогической деятельности и пр.
Сведения об образовательной организации, где планируется реализация КТП и учебной программы Общее описание дисциплины и ее место в образовательной программе Определение проблем по ходу реализации КТП, необходимость корректив и результат их внедрения
Наименование документа с указанием дисциплины Список тем на весь учебный год с распределением по датам или периоду проведения/изучения Рекомендации по использованию КТП в будущем
Сведения о разработчике Список заданий: для работы в аудитории, домашнего задания
Дата применения КТП Список литературы для изучения предмета: основная, дополнительная
Определение вида и формата занятий, инструментария методологии работы
Частота проверочных мероприятий (пакет ФОС и КОС)

Структура КТП предполагает наличие следующих разделов:

  • Титульный лист. Его миссия — представить основную информации об образовательном процессе. На первой странице указываются сведения: образовательная программа или дисциплина, целевая аудитория (то есть кто будет обучаться), разработчик, дата разработки, период реализации.
  • Общее содержание КТП на учебный год. В данном разделе целесообразно привести список всех предметов, которые должны изучить учащиеся в течение учебного года, а также прописать в отношении каждой из них общее количество часов (выделенных на весь год!). Допускается уточнение количества лекционных и практических занятий, проверочных срезов и контрольных работ, заданий и пр.
  • Детализированный КТП с акцентом на распределение дисциплины на более мелкие временные отрезки: семестр/триместр/четверть/четная или нечетная неделя и пр. На основе данной градации можно построить расписание занятий для целевой аудитории, определив вид и формат занятия, темы (поурочное планирование) и пр. То есть происходит определение каждого отдельного урока/пары с утверждением: темы и количества посвященных на ее изучение занятий, списка заданий и литературы, методы преподавания и взаимодействия с учениками, объем и конкретизация домашнего задания и пр.

Обратите внимание, что детализированный календарно-тематический график обучения преподносится в краткой и емкой форме. Важно представить общее описание каждого занятия: дата проведения, тема, ключевые моменты (термины, правила), формат занятия, материально-техническая база, учебно-методическая база (литература) и пр.

  • Отчет по реализации КТП или раздел «Примечания». Данный раздел заполняется педагогом по мере реализации отдельного блока (семестра) и всего учебного года. В данном случае он представляет собой самоанализ педагогической деятельности, где будут отмечены ключевые моменты: какие темы были опущены или пропущены (с обязательным отражением основания), какие темы вызвали затруднения у учащихся (основание для корректировки программы в перспективе), рекомендации по обновлению учебной базы или списка заданий для самостоятельной работы, возможности использования индивидуальных методик и подходов к отдельным подопечным (с учетом их особенностей талантов) и пр.

Разработка КТП занимается преподаватель, который будет обучать детей в рамках соответствующего предмета., но реализовывать намеченную траекторию он сможет только после утверждения со стороны администрации учебного заведения.

Календарно-тематическое планирование относится к категории общего и поурочного проектирования рабочих программ: уточняет глубину погружения в предмет и тему, устанавливает темп изучения заявленного предмета.

Рекомендации по календарно-тематическому планированию образовательных программ

Перед разработкой предметного состава важно ознакомиться с основными документами, регламентирующим образовательный процесс в учреждении: правила ФГОС, устав организации, образовательная программа по специальности (ли ступени образования), учебный план (рабочая программа).

Важно предельно точно планировать учебный процесс. Чем детализированнее будет календарно-тематический план (особенно, если он предусматривает возможности по гибкой адаптации хода освоения программы), тем меньше проблем в ходе его реализации возникнет у педагога. При проектировании тематического и временного плана важно предусмотреть все факторы, обстоятельства, особенности участников учебного процесса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Производить КТП целесообразно по мере диагностики учащихся, чтобы определить их текущий уровень подготовки, интересы, способности. Чаще всего такая проверка проводится педагогом-психологом или в рамках вступительных испытаний при учреждении. Также допускается предварительная проверка знаний учащихся на первом занятии в ходе простой беседы и пр. Если же педагог уже знаком с подопечными (ранее преподавал у них), то достаточно опираться еще на один вспомогательный документ – самоанализ педагогической деятельности. Где будут выделены проблемы учащихся, сложности в работе педагога и пр. Изучение данных постулатов позволит спроектировать КТП и выделить наиболее «затратные» и трудные места в освоении программы.

Вносить корректировки в календарно-тематический план можно только после согласования с администрацией образовательного заведения, где реализуется учебная программа. В данном случае педагогу важно обосновать необходимость корректив, описать новый план действий и согласовать его с руководством.

Обязательно проверяйте подготовленный документ на грамотность и корректность. Согласитесь, что педагог должен быть компетентным во всем (особенно в рамках своей специальности, профильного предмета и пр.). При затруднениях или проблемах лучше всего консультироваться или обращаться за помощью к квалифицированным и опытным специалистам, коллегам.

Курсовая — это итог изучения определённой дисциплины. Оценка за защиту курсовой идёт в диплом, поэтому к написанию этой работы стоит отнестись серьёзно. В нашем телеграм-канале мы уже рассказывали, как выбирать темы для курсовых по разным предметам (педагогике, философии, истории и пр.), писать введение и заключение, а сегодня поговорим о календарном плане курсовой работы.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

А заказать курсовую или другую учебную работу с хорошей скидкой могут подписчики специальной группы.

План-график курсовой работы: что это такое, зачем он нужен

План-график выполнения курсовой работы — это документ, где указаны в какие сроки нужно выполнить каждый из этапов подготовки исследования.

Задача этого документа — помочь студенту грамотно распределить время для написания курсовой работы, а не делать всё за неделю до защиты. Эти навыки планирования пригодятся и при выполнении других работ: реферата, дипломной и пр.

В календарный план курсовой обычно входят такие пункты:

  1. Выбор темы исследования и её утверждение научным руководителем.
  2. Разработка плана курсовой.
  3. Изучение литературы по теме исследования.
  4. Выполнение практической (исследовательской) части.
  5. Обработка результатов исследования.
  6. Оформление курсового проекта (введение, основные разделы, заключение).
  7. Проверка работы научным руководителем.
  8. Корректировка содержания работы.
  9. Составление отзыва от руководителя.
  10. Защита курсовой.

В плане напротив каждого из этапов указаны сроки, в течение которых студент должен его выполнить.

В зависимости от правил, принятых в учебном заведении, в плане также могут указываться:

  • консультации с научным руководителем;
  • этап проверки работы на уникальность;
  • сроки рецензирования курсовой и пр.

То, насколько успешно студент выполняет план-график, контролирует научный руководитель и докладывает об этом на заседаниях кафедры. Если студент слишком отстаёт от графика, его могут не допустить к защите.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как заполнять календарный план выполнения курсовой работы

Сроки, которые должны быть в плане-графике, указывает руководитель. Обычно они одинаковые для всех студентов: на многих кафедрах есть специальные методички, где определено, сколько времени требуется учащимся для выполнения разных этапов.

В этом случае от студента потребуется лишь расписаться в документе, который составил руководитель, и уложиться в указанные сроки. Если же преподаватель предлагает проставить даты самостоятельно, то больше всего времени стоит отвести на изучение источников, проведение практической части исследования и оформление самой работы. Для каждого из этих этапов потребуется не меньше трёх недель.

Выполнение каждого этапа руководитель фиксирует в плане специальной отметкой.

Календарный план в курсовой работе: образец

Чтобы вам было легче разобраться в структуре и оформлении документа, мы прикрепили пример календарного плана курсовой работы.

Календарный план в курсовой работе: образец

Примерный план работы над курсовой для осеннего семестра

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Если вы понимаете, что не успеваете выполнить какой-то этап работы и не хотите проблем с научным руководителем, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты помогут сделать всё качественно и в срок.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти адрес сервера на телефоне
  • Как найти на ооо иск
  • Как составить договор ремонта квартиры образец
  • Как найти высоту в геометрии треугольник
  • Кассовый аппарат меркурий 115ф ошибка 478 время автономной работы истекло как исправить