Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
- с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
- прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
- комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
- Прочитать произведение, определить его основную тему.
- Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
- Нарисовать картинки к каждой части текста.
- Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
- Попробовать по картинкам пересказать текст.
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
- Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
- «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
- «Помутилося синее море…» — волны и облака.
- «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
- «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
- «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.
План того или иного произведения в школе составляют, как правило, для перессказа его содержания кратко своими словами. План обычно состоит из пунктов, каждый из которых представляет собой краткое описание действий и событий в той последовательности, в которой они описаны автором произведения.
По сути произведение разбивается на значимые части, каждая из которых получает свое название.
Картинный план — это практически то же самое, но вместо слов для описания частей используются картинки/ рисунки.
Смысл картинного плана тот же. Произведение условно делится на части. К каждой части нужно нарисовать иллюстрацию, отражающую содержание этой части.
Для того, чтобы правильно составить картинный план, нужно правильно разделить произведение на части и уловить главное в каждой из них. А потом, конечно, суметь передать эту мысль в своем рисунке.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
К.И.Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Евтюхова Л.А.
Методика работы с картинным планом -
2 слайд
Определение
Картинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образную картинку.
Такой способ подходит для детей, которые оперируют зрительными образами.
Положительные характеристики такого способа в том, что правильно развивается речь: последовательно и осознанно. -
3 слайд
Методика работы с картинным планом
Расскажи по иллюстрациям -
4 слайд
Методика работы с картинным планом
2 Разложи перепутанные иллюстрации
по порядку.
3. Соедини иллюстрацию и название части -
5 слайд
Методика работы с картинным планом
4. Нарисуй картинный план по
названиям частей.
5 Нарисуй картинный план и озаглавь
Каждую выделенную часть -
6 слайд
Методика работы с картинным планом
6. Угадай все ли иллюстрации
из сказки «Федорино горе?» -
7 слайд
Методика работы с картинным планом
7. Раскрась и подпиши иллюстрации -
8 слайд
Методика работы с картинным планом
8. Рассмотри и реши- все ли
Эпизоды отображены в иллюстрациях
Если нет, то каких не хватает?
Дополни словесным рисованием. -
9 слайд
Методика работы с картинным планом
Как составить картинный план?
1. Прочитай произведение, выдели основную мысль.
2. Раздели текст на основные смысловые части. Озаглавь.
3. Нарисуй картинки к каждой части.
4. Соотнеси текст и картинный план.
5. Расскажи текст по картинкам
(1-3 предложения по каждой) -
10 слайд
Методика работы с картинным планом
Требования к картинному плану?
1. Структурированность
2. Последовательность
3. Единообразие
4. Информативность
Царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц.
Царь Салтан выбирает в жёны девицу, которая обещала родить богатыря.
Царь Салтан на войне, а царица дома родила сына.
Царица посылает гонца к царб с сообщением о рождении сына.
Завистливые повариха, ткачиха Бабариха подменяют гонца с ужасной вестью мол, что царица родила зверюшку.
Царь гневается, но потом приказывает дождаться его.
Заговорщицы пишут другую грамоту от имени царя, где, якобы, царь даёт приказ расправиться с царицей и сыном — их по приказу царя сажают в бочку и кидают её в море.
Бочка наконец пристаёт к берегу и подросший Гвидон легко выдавливает её дно.
Гвидон спасает Лебедя, на которого напал злой коршун, Лебедь благодарит Гвидона.
Царица и Гвидон видят появившейся очень красивый город.
Жители города с радостью пригласили Гвидона править ими.
Прибытие заморских гостей, которые потом ещё собираются посетить царство Салтана.
Гвидон хочет непременно увидеть своего отца и Лебедь даёт ему такую возможность, превращая его в комара.
Повариха рассказывает о чудесной белке. Комар жалит её в глаз.
Гвидон рассказывает Лебедю о белке с золотыми орешками, о которой говорила повариха.
Лебедь подарила чудесную белку Гвидону.
Снова приплыли гости и подивились на чудесную белку.
Гвидон опять хочет увидеть отца и Лебедь на этот раз сделала его мухой.
Теперь ткачиха рассказывает о другом чуде — о тридцати трёх богатырях. Муха жалит её в глаз.
Гвидон рассказывает Лебедю о невиданных чудесных богатырях. Лебедь присылает к нему своих братьев.
В третий раз к Гвидону приезжают заморские гости и дивятся новому чуду.
Лебедь делает Гвидона шмелём и он летит опять в родительский дом.
Бабариха гордо рассказывает о третьем чуде — о самой прекрасной царевне. Шмель жалит её в нос.
Гвидон рассказывает Лебедю о чуде, которое озвучила Бабариха и Лебедь становится этой прекрасной царевной.
Назревает свадьба и царица благословляет молодых.
Опять приезжают гости и видят необыкновенной красоты царевну.
Гости рассказывают царю Салтану и о третьем чуде и он решает, наконец, сам плыть на корабле к острову Буяну.
Царь и царица, наконец, встречаются.
Радости не было конца и в честь этого был весёлый пир.
Колосок
Украинская народная сказка в обработке С.Могилевской
Попробуй подобрать отрывки из сказки «Колосок», которые подходят к данным иллюстрациям
Картинный план
текста
3
2
1
1.
4
5
6
7
8
http://www.playcast.ru/
http://xn—-7sbbspgcdh1akcuj3d.xn--p1ai/
http://illustrators.ru/
http://shopsmnogosofta.fo.ru/
https://allyslide.com/en/viewer/kolosok_hudoghnik_serg_y_olena_89481
http://illustrators.ru/illustrations/566971#illustration-anchor