Как составить карточки по химии

Система
работы с учащимися по карточкам.
 Работа по карточкам
позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, особенно в части
контроля и учета знаний учащихся. Для учителя подготовка карточек – это
кропотливая и длительная работа. Предлагаю несколько вариантов карточек
различного типа.

а) Карточка
– переписка
. Такие карточки даются индивидуально каждому ученику или
выборочно для выполнения задания дома. Для краткости записи эти задания могут
быть обозначены номером задачи или упражнения из учебника или задачника.
Выполнив задание на самой карточке, ученик возвращает ее учителю. Учитель
проверяет, ставит оценку и на этой же карточке дает новое задание. Карточки по
переписке удобно применять для определения остаточных знаний, усвоения знаний
учащимися, пропустивших занятия. По мере выяснения наличия знаний и их уровня,
выставляется отметка в журнал.

Пример
карточки.

Карточка – переписка № 4.
Акбарова Д. 9 кл.

№ 5, стр. 86

(длина карточки 10-15 см)

Положительные
стороны:

Отрицательные
стороны:

б) Карточка
– задание для контрольной работы
. Такие карточки позволяют, предлагая
каждому ученику однотипные задания, не давать возможности списывания у товарища
или с книги.

Пример
карточки.

Карточка № 10. Даневич
М.
. 9 кл.

1. Конспект § 26;

2. Сравнить свойства: вода
и аммиак
;

3. Написать уравнения: аммиак
– нитрат аммония – оксид азота (II);

4. Составить и решить
задачу: избыток – недостаток;

5. Выполнить: Упр.1;
стр. 81.

Основа
карточки набирается на ПК. Учителю остается лишь дописать в нее несколько фраз
(набрано курсивом и подчеркнуто).

Положительные
стороны:

Отрицательные
стороны:

в) Карточки
– универсалы.
 Такие карточки также позволяют, предлагая каждому
ученику однотипные задания, не давать возможности списывания у товарища или с
книги. На карточке такого типа учитель пишет одну – две формулы или одно – два
термина. Полное задание для всех учащихся одинаково. Его (задание) учитель
записывает на доске, либо демонстрирует на экране через кодоскоп, либо выводит
на ПК для каждого ученика на обороте карточки.

Пример №1
карточки-универсала.

Такие карточки
раздаются всем ученикам. Общее задание будет зависеть от пройденной темы.
Например, после изучения основных классов неорганических веществ:

Задание
к контрольной работе по теме

«Основные
классы неорганических веществ»

1. Написать по пять химических
формул

веществ различных классов, содержащих

эти элементы; написать их
названия.

2. Написать 12 уравнений
возможных реакций

различных типов между данными
веществами или с

участием данных веществ; укажите
типы реакций.

3. По уравнению реакции № 5
составить и решить

задачу на определение массы продукта
реакции.

4. Используя вещество – продукт
реакции № 4,

составьте генетическую цепочку
превращения

веществ.

5. Опишите применение одного из
веществ;

укажите, на каких свойствах оно
основано.

Пример №2
карточки-универсала.

Карточка № 6. Шамазова
О
. 9 кл.

1. Ag, Sr, Fe

2. https://refdb.ru/images/1186/2371202/m8998f3.gif V+5

3. Cu(NO3)2

4. Составить и решить
задачу: закон Авогадро;

Общее задание
может быть таким:

Задание
к контрольной работе по теме

«Теория
электролитической диссоциации»

1. Написать по две химические
формулы

растворимых и нерастворимых
веществ,

содержащих эти элементы; написать
их названия и

уравнения реакций диссоциации.

2. Написать уравнения возможных
реакций

окисления-восстановления; укажите
окислитель

и восстановитель.

3. Рассмотрите процесс водного раствора

вещества с инертными электродами.

Положительные
стороны:

Отрицательные
стороны:

Лучше всего из плотного картона, если нет такого, то из офисной бумаги. Элементов в таблице Менделеева очень много, большинство из них в школе не проходят, делайте те, которые учили (в тетради должны были записать их названия и химические символы).

На табличке должен быть химический символ (одна или две латинские буквы) и русское название элемента, если еще какая-то информация там нужна, учитель должен был сказать об этом. Если учитель не уточнил, в каком формате нужны карточки, делайте как вам удобнее — либо на принтере, либо фломастером.

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района

Омской области

«Воронцовская средняя школа»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОРРЕКТИРУЮЩИХ КАРТОЧЕК (ХИМИЯ)

Автор: учитель биологии и химии

Дюсенова Жанаргуль Бакиджановна

с. Воронцовка, 2020

Пояснительная записка

Работа по выявлению пробелов в знаниях учащихся и ликвидация ошибок — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Одним из способов устранения типичных ошибок является применение корректирующих карточек.

Целью разработки данных методических рекомендаций является оказание помощи педагогическим работникам в разработке материалов для
устранения типичных затруднений у обучающихся.

Задача: пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий по разработке и использованию корректирующих карточек.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации классной и самостоятельной работы обучающихся, обмена педагогическим опытом, научных публикаций.

Устранение типичных ошибок

Устранение типичных ошибок включает три этапа:

На первом этапе необходимо провести детальный анализ работы (ВПР, диагностическая работа, ОГЭ, ЕГЭ), в ходе которого будут выявлены типичные ошибки.

Второй этап предусматривает разработку корректирующих карточек.

На третьем этапе, непосредственно, происходит отработка и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся путем индивидуальной и групповой работы с корректирующими карточками.

Структура корректирующей карточки:

  1. Тема

  2. Планируемый результат

  3. Справочный материал по данной теме

  4. Пример заданий с эталоном ответа

  5. Задания для самостоятельного выполнения.

Алгоритм составления корректирующей карточки:

  1. На основе анализа затруднений учащихся определить планируемые результаты коррекционной работы;

Таблица 1

ФИО уч-ся

Планируемый результат

Составлять уравнения химической реакции

Расставлять коэффициенты и проводить расчеты по уравнениям

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе

Выражать из формулы величину

Находить объем газов

Применять закон объемных отношений

Проводить округление чисел до нужного разряда

  1. Подобрать справочный материал (определение понятий, алгоритм действий, формулы, схемы и т.д) по каждому умению;

Таблица 2

Справочный материал

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.

Алгоритм составления уравнений химической реакции:

  1. В левой части уравнения запишите формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов).

  2. В правой части уравнения запишите формулы веществ, которые образуются в результате реакции (продуктов реакции).

  3. Уравняйте число атомов химических элементов с помощью коэффициентов.

  1. Составить задания для применения полученных знаний и отработки умений (с эталоном ответа);

Таблица 3

Проверь себя

Задание 1. Составьте уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия и серной кислоты.

Ответ:

  1. NaOH+H2SO4=…

реагенты

  1. NaOH+H2SO4= Na2SO4+H2O.

продукты реакции

  1. 2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O.

Задание 2. Используя алгоритм составления уравнений химических реакций, составьте уравнения реакций взаимодействия между следующими парами веществ:

  1. CH4 и О2

  2. Н2 и Сl2

Ответ: a) CH4+2O2 CO2+2H2O, b) H2 + Cl2 2HCl

  1. Подобрать задания для самостоятельной работы учащихся с целью проверки устранения пробелов в знаниях.

Таблица 4

Реши самостоятельно

Задание 1. Допишите продукты химической реакции:

а) Мg + O2

б) НСl + Zn →

Задание 2. Допишите реагенты химической реакции:

а) + → Н2SO3

б) + → NaOH

Задание 3. Составьте уравнения химических реакций по описанию:
а) при взаимодействии оксида железа(III) с водородом образуется железо и вода;
б) хлор взаимодействует с алюминием с образованием хлорида алюминия;
в) реакция между натрием и азотом приводит к образованию нитрида натрия.

Используемая литература и источники:

  1. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие – 4-е изд., испр.‒ М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.‒ 368 с.

  2. Закон сохранения массы веществ [Электронный ресурс].
    URL: https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no14-zakon-sohranenia-massy-vesestva-himiceskie-uravnenia (дата обращения 16.02.20)

  3. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

  4. Корректирущие карточки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bureausoft.com/products.html#PDF%20Encrypt%20&%20Decrypt (дата обращения 16.02.20)

  5. Округление чисел. [Электронный ресурс].
    URL: http://math-prosto.ru/?page=pages%2Frounding%2Frounding1.php (дата обращения 15.02.20)

  6. Расчеты по уравнениям реакций [Электронный ресурс].
    URL: https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/raschetnye-zadachi-po-khimii (дата обращения 16.02.20)

Многофункциональные карточки по курсу химии 8-9 класс

Составила учитель химии МБОУ СОШ №19 г.Курганинска

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

HCl

CO2

Mg

NaOH

CuO

CuSO4

HNO3

2

Na2O

Fe(OH)3

Al2O3

H2O

N

C

P2O5

3

Fe

AgNO3

Cu(OH)2

P

CaO

H2SiO3

Cl2

4

CuCl2

Ca

NaCl

CaCO3

H2

ZnO

Cu

5

SO3

K2S

S

Zn

Na2SO4

O2

Al(OH)3

6

N2

H3PO4

SO2

FeO

H2CO3

Na3PO4

Na2CO3

7

Mg(NO3)2

MgO

H2S

H2SO4

BaCl2

KOH

Fe2O3

8

Zn(OH)2

Si

Ca(OH)2

Mg(OH)2

FeS

NaAlO2

H2SO3

8 класс

Введение

  1. Выпишите формулы простых веществ, укажите их названия.

  2. Выпишите формулы простых веществ металлов (неметаллов).

  3. Выпишите формулы простых веществ металлов (вариант I) (неметаллов(вариант II)) и определите положение в ПС (порядковый номер, период, группа, подгруппа) элементов, их образующих.

  4. Прочитайте формулы веществ, коды которых А1, В1, Д3, А5, Б6, Г7. Рассказать об их качественном и количественном составе.

  5. Даны коды веществ: Б1, В1, Е2, Б5, Е6, Б8, Е7. Укажите, какие коды соответствуют простым веществам (вариант I) (сложным веществам (вариант II)). Поясните свой выбор.

  6. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, коды которых Б1, Г1, А8, Д6, Ж2, Г7.

Тема 1: Атомы химических элементов

1.1. Определите состав атомов (число протонов, нейтронов и электронов) элементов, образующих вещества, коды которых Б4, Г3, Б3, Б8, Ж4, Е1.

1.2. Зарисуйте схе6мы строения атомов) элементов, образующих вещества В1, Д2, Е2, Г3, Ж3, Б4, Д4, В5, Е5, Б8.

1.3. Определите вид химической связи в веществах В2, Д4, Б5, Г2 (Д2, Ж3, В7, А2).

1.4. Выпишите формулы веществ, образованных ионной связью.

1.5. Выпишите формулы веществ, образованных ковалентной неполярной связью.

1.6. Выпишите формулы веществ, образованных ковалентной полярной связью.

1.7. Выпишите формулы веществ, образованных металлической связью.

1.8. Определите тип связи и зарисуйте схему связи в веществах, коды которых: В2, А6, В4, Г2 (Д2, Е5, В7, А2).

Тема 2: Простые вещества

2.1. Выпишите простые вещества неметаллы из строк 1 и 2, назовите вещества. В каком агрегатном состоянии при обычных условиях эти неметаллы находятся?

2.2. Выпишите простые вещества металлы. Для любых трех зарисуйте схему связи.

2.3. Выпишите простые вещества неметаллы. Для любых трех зарисуйте схему связи.

2.4. Найти массу 6.1022 молекул вещества А5.

2.5. Найти массу 15.1023 молекул вещества Ж3.

2.6. Сколько атомов содержится в 6 г вещества В1?

2.7. Сколько молекул содержится в 24,5 г вещества Г7?

2.8. Сколько молекул содержится в 5,6 л при н.у. вещества А6?

2.9. Сколько атомов каждого типа содержится в 6,3 г вещества Ж1?

2.10. Сколько атомов каждого типа содержится в 1,12 л при н.у. вещества В7?

2. 11. Найти массу 6 моль вещества В3.

2. 12. Найти массу 0,4 моль вещества Б6.

2. 13. Найти количество вещества, содержащееся в 10 г вещества Г4.

2. 14. Найти количество вещества, содержащееся в 800 г вещества А5.

2. 15. Найти количество вещества, содержащееся в 2,8 л при н.у вещества Д4.

2. 16. Найти количество вещества, содержащееся в 11,2 л при н.у вещества Ж3.

2. 17. Найти объем 3 моль вещества В6 при н. у.

2. 18. Найти объем 0,25моль вещества Е5 при н. у.

2. 19. Найти объем 7 г вещества А6 при н.у.

2. 20. Найти объем 7,3 г вещества А1 при н.у.

2. 21. Найти массу 9.1023 молекул вещества Г7.

2. 22. Найти массу 3,36 л при н.у вещества Е5.

Тема 3: Соединения химических элементов

3.1. Определите степень окисления элементов по формулам А6, Б1, В4, В7, Б5, Г4.

3.2. Определите степень окисления элементов по формулам А1, В2, Ж2, Е3, В5, Е6.

3.3. Из строк 1 — 4 выпишите формулы бинарных соединений.

3.4. Из строк 5 — 8 выпишите формулы бинарных соединений.

3.5. Выпишите формулы оксидов.

3.6. Выпишите формулы сульфидов.

3.7. Выпишите формулы хлоридов.

3.8. Выпишите формулы кислот, назовите все вещества.

3.9. Выпишите формулы нерастворимых в воде оснований, назовите все вещества.

3.10. Выпишите формулы щелочей, назовите все вещества.

3.11. Из строк 1 — 4 выпишите формулы солей, назовите все вещества.

3.12. Из строк 5 — 8 выпишите формулы солей, назовите все вещества.

3.13. Выпишите формулы нитратов.

3.14. Выпишите формулы сульфатов.

3.15. Выпишите формулы карбонатов.

3.16. Запишите формулы гидроксидов, образующих вещества Е1, Г4, Д5, Е6, Г8, Ж6. В формулах расставьте степени окисления и заряды ионов.

3.17. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, молярные массы, массовые доли элементов в веществах, коды которых А2, Б5, В2, Г7, Д1, Е6, Ж1.

3.18. Найти массовую долю вещества А1 (Е1) в растворе, полеченном при растворении 25 граммов вещества в 175 граммах воды.

3.19. Какое количества вещества Б6 (Г7) содержится в 490 г его 20%-ного раствора?

3.20. Найти объемные доли газообразных веществ А6 и Б1 (В6 и Е5) в смеси содержащей 2,24 л А6 (В6) и 4,48 л Б1 (Е5) при н.у.

3.21. Найти объемные доли газообразных веществ Д4 и Б7 (Ж3 и Д4) в смеси содержащей 2 моль Д4 (Ж3) и 0,5 моль л Б7 (Д4) при н.у.

Тема 7: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

7.1. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции между веществами А1 и Г6.

7.2. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции между веществами Б1 и Е7.

7.3. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции между веществами Б3 и В4.

7.4. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции между веществами Ж1 и Г4.

7.5. К какому классу принадлежит вещество А1 (Г7)? Напишите уравнения реакций данного вещества с веществами А2, В1, Д1, В2, А3, Д3, Г4, Г5, Ж6.

7.6. К какому классу принадлежит вещество Г1 (В8)? Напишите уравнения реакций данного вещества с веществами Б1, Е1, Ж2, А4, Б6.

7.7. К какому классу принадлежит вещество Б2? Напишите уравнения реакций данного вещества с веществами А1, Г7.

7.8. К какому классу принадлежит вещество Ж1 (Б6 или Д6)? Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства данного вещества.

7.9. К какому классу принадлежит вещество Е7? Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства данного вещества.

7.10. К какому классу принадлежит вещество В3? Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства данного вещества.

7.11. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: В1 Б7 А7  Г8  Б7.

7.12. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: Ж4  Д1  Е1  В3  Д1  Ж4.

7.13. Составьте уравнения реакции между веществами А1 + В1 и рассмотрите ее как окислительно-восстановительную.

7.14. Составьте уравнения реакции между веществами Ж7 + Д4 и рассмотрите ее как окислительно-восстановительную.

7.15. Составьте уравнения реакции между веществами Г6 + Е2 и рассмотрите ее как окислительно-восстановительную.

7.16. Составьте уравнения реакции между веществами В5 + Е5 и рассмотрите ее как окислительно-восстановительную.

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

  1. Выберите формулы амфотерных соединений. Назовите вещества.

  2. Из строк 1 — 4 (строк 5 —8) выберите формулы амфотерных оксидов. Обоснуйте свой выбор с помощью уравнений реакций (записанных в молекулярном и ионном виде).

  3. Из строк 1 — 4 (строк 5 —8) выберите формулы амфотерных гидроксидов. Обоснуйте свой выбор с помощью уравнений реакций (записанных в молекулярном и ионном виде).

  4. К какому классу принадлежит вещество В2 (Е4)? Напишите уравнения реакций данного вещества с веществами Г7, Е7.

  5. К какому классу принадлежит вещество А8 (Ж5)? Напишите уравнения реакций данного вещества с веществами А1, Г1.

  6. К какому классу принадлежит вещество Е4 (В2 или Ж5)? Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства данного вещества.

  7. Выпишите коды веществ, необходимых для получения вещества Е8. Найдите массу этих веществ, необходимых для получения 41 грамма вещества Е8, учитывая, что доля выхода продукта этой реакции составляет 80%.

Тема 2: Металлы.

2.1. Выпишите формулы простых веществ металлов и запишите уравнения реакций этих металлов с веществом В5 (Е5). Реакции разберите с окислительно-восстановительной точки зрения.

2.2. Выпишите формулы простых веществ неметаллов и запишите уравнения реакций этих неметаллов с веществом А3 (Г5). Реакции разберите с окислительно-восстановительной точки зрения.

2.3. Выпишите формулы простых веществ металлов, взаимодействующих с водой при обычных условиях. Запишите уравнения реакций. Реакции разберите с окислительно-восстановительной точки зрения.

2.4. Выпишите формулы простых веществ металлов, взаимодействующих с раствором вещества А1 (Г7) при обычных условиях. Запишите уравнения реакций. Реакции разберите с окислительно-восстановительной и ионной точек зрения.

2.5. Выпишите формулы простых веществ металлов, взаимодействующих с раствором вещества Е1 (А4, Б3) при обычных условиях. Запишите уравнения реакций. Реакции разберите с окислительно-восстановительной и ионной точек зрения.

2.6. Выпишите формулы веществ, с помощью которых можно получить вещество А3 из вещества Ж7. Рассчитайте массу вещества А3, полученного из вещества Ж7 массой 200 г, учитывая что вещество Ж7 содержит 20% инертных примесей.

2.7. Выпишите формулы веществ, с помощью которых можно получить вещество Ж4 из 2. вещества Д1. Рассчитайте массу вещества Ж4, полученного из вещества Д1 массой 400 г, учитывая что вещество Д1 содержит 20% инертных примесей.

2.8. Выпишите формулы оксидов и гидроксидов щелочных металлов. На любом примере продемонстрируйте их свойства.

2.9. Выпишите формулы оксида и гидроксида алюминия. Докажите, что данные соединения являются амфотерными.

2.10. Даны коды веществ: А1, Е1, Г2, Ж3, В5, Г7. Запишите уравнения реакций вещества А3 с этими веществами.

Тема 3: Неметаллы.

3.1. Выпишите формулы соединений галогенов. Назовите вещества.

3.2. Какие физические свойства при обычных условиях имеет вещества А1. Какими свойствами обладает и как называется раствор вещества А1 в воде.

3.3. С какими из веществ, формулы которых записаны в строке 1 (строке 2), будет реагировать вещество Г7, если его взять в растворенном виде? Запишите уравнения возможных реакций.

3.4. Выпишите формулы простых веществ металлов и запишите уравнения реакций этих веществ с концентрированной серной кислотой.

3.5. Выпишите формулы солей. Какие из этих веществ будут взаимодействовать с азотной кислотой. Запишите уравнения реакций.

3.6. Выпишите код вещества, образующего при взаимодействии вещества Ж4 с концентрированным веществом Г7.

3.7. Выпишите код вещества, образующего при взаимодействии вещества В1 с концентрированным веществом Г7.

3.8. Выпишите код вещества, образующего при взаимодействии вещества А3 с раствором вещества Г7.

3.9. Выпишите формулы простых веществ неметаллов. Какие их них будут взаимодействовать с раствором вещества Е7 при обычных условиях. Запишите уравнения реакций.

3.10. Выпишите коды простых веществ неметаллов, образованных элементами 4 группы главной подгруппы. Составьте для них генетические ряды.

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения

Уравнения реакций (орг. в-ва назвать)

Вывод

Опыт№1. Получение этилена.

Собрать прибор.  

Проверить его на  

герметичность.  

Поместить в пробирку  речной песок для  

равномерного кипения  жидкости и налить 2  мл смеси этилового  спирта и конц. серной  кислоты. Закрыть  

пробирку пробкой с  газоотводной трубкой  и укрепить её в лапке  штатива. Осторожно нагревать смесь.

https://lh3.googleusercontent.com/KoTDgRJmwVBAxrjXHkW0mFMegXBu_RNyApdxFkDcJII-GB3Nt973v9-WjxuYt8WQxuuox-PgkCZeFyqOUikBElX8fcCKC4JC-iKfQ-7ZCJDphZ3N0FChAv_FY_-gP0dK2zYmYeCI

Какими физическими  свойствами обладает  этилен?

1) Каким способом в  

лаборатории Программа: Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  (профильный уровень). Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова // Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений / [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. ]; под ред. Н.Е.  Кузнецовой. — М.: Вентана – Граф, 2010  

Учебник: Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Титова И.М.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия: профильный  уровень. — М.: Вентана — Граф, 2013 

Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств. 

Цель:  

получают  этилен? 

2) Какую роль при этом  играет серная кислота?

Опыт №2. Качественные реакции на этилен.

1) Когда начнётся  

реакция, пропустить  газ в пробирку с 2-3мл  подкисленного  

раствора  

перманганата калия,  опустив газоотводную  трубку до дна  

пробирки (нагревание  не прекращать,  

иначе жидкость из  пробирки перельется  в пробирку реактор.) 

2) Пропустить газ в  пробирку с 2 – 3 мл  бромной воды.

1) Какие вещества  

являются реактивами на  двойную связь? 

2) О чём свидетельствует  изменение окраски  

растворов перманганата  калия и бромной воды?

Опыт №3. Горение этилена.

Повернуть  

газоотводную трубку  отверстием вверх и  поджечь  

выделяющийся газ.

Что можно сказать о  

содержании углерода в  этилене? (ответ  

подтвердите расчетом  массовой доли С%) 

С 

n Ar C 

( ) 

ω =

( )Mr C2H4 

( ) 

Вывод: 

Практическая работа №4. 

 Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических  веществ и качественные реакции на них». 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения

Уравнения реакций (орг. в-ва назвать)

Вывод

Задача №1. Проведение реакций, характерных для органических веществ.

В пробирку налить 3–4 капли 2%-го  раствора сульфата меди(II) и 2–3 мл  10%-го раствора едкого натра. Что вы  наблюдаете? 

K реакционной смеси прилить несколько  капель глицерина, перемешать. Что вы  наблюдаете? Напишите уравнения проведенных реакций.

Задача №2. Распознавание веществ по физическим свойствам и с помощью качественных реакций.

Т.Б.Пары сильно раздражают верхние  дыхательные пути и слизистые оболочки  глаз. При действии на кожу уксусной  или муравьиной кислоты свыше 30%-и  концентрации ожог. Для глаз опасны  кислоты концентрацией выше 2%. 

В двух пронумерованных пробирках  находятся растворы уксусной и  муравьиной кислот. Определите каждое  из предложенных веществ.

1) На чем основано  распознавание  

муравьиной и  

уксусной кислот? 

Задача №3. Подтверждение опытным путем наличия в составе выданных веществ атомов  углерода и водорода.

В широкий химический стакан  

поместите небольшой кусочек  

парафиновой свечи и подожгите его с  помощью горящей лучинки. Что вы  наблюдаете? 

 Погасите свечу и выньте ее из стакана.  Затем налейте в стакан немного  

прозрачной известковой воды и  

взболтайте. Что вы наблюдаете? 

 Запишите уравнение реакции горения  парафина, если формула парафина  С17Н36.

1) О наличии какого  химического элемента  это свидетельствует?  2) О наличии какого  химического элемента  свидетельствует  

изменения,  

произошедшие с  

известковой водой?  3) Сформулируйте  

вывод об  

элементарном составе  парафина. 

Задача №4. Получение вещества.

Получите уксусный альдегид из  этилового спирта.  

Накалите в пламени спиртовки  

свернутую в спираль медную проволоку  до почернения. Какое вещество  образовалось на поверхности меди? Нагретую медную спираль внесите в  пробирку со спиртом (повторите опыт  несколько раз). Осторожно понюхайте  реакционную смесь после опыта. Что  ощущаете? Запишите уравнение  проведенной реакции.

1) Что образуется при  каталитическом  

окислении спиртов?  2) Что является  

катализатором в этой  реакции?

Вывод: 

Практическая работа №5

Приготовление растворов белков и изучение их свойств. 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и наблюдения 

Вывод 

Опыт №1. Приготовление растворов белков.

1.1. К 20 мл молока прибавьте  равный объем воды. Затем влейте,  помешивая 1 – 3 капли конц.  

уксусной кислоты. Что вы  

наблюдаете? 

Дайте раствору постоять 5 – 10 мин.  И отфильтруйте его через  

полотняный фильтр, предварительно  смоченный водой. Первые мутные  порции повторно отфильтруйте.  Что вы наблюдаете?  

1.2. Остаток, полученный на фильтре,  состоящий в основном из белка  казеина и молочного жира,  

перенесите в фарфоровую чашку,  добавьте 1 мл. 30% раствора  

гидроксида натрия, разотрите,  добавьте 10 мл воды. Полученную  смесь профильтруйте через  

смоченный бумажный фильтр.

.

Опыт№2. Опыты с растворами белков.

2.1. В пробирку налейте 2 -3 мл.  раствора белка и нагрейте его в  пламени спиртовки до кипения в  течение 30 с. Что вы наблюдаете?  

2.2. Биуретовая реакция.  

К 2 мл. раствора белка добавьте  равный объем раствора щелочи и  неск. капель слабого раствора  сульфата меди (II).  

2.3. Ксантопротеиновая реакция. К 1 мл. раствора белка добавьте 3  капли конц. азотной кислоты  

(осторожно, соблюдая Т.Б.)  

Осторожно нагрейте смесь до  кипения и подержите 1 мин.  

После охлаждения осторожно  добавьте 1 мл конц. раствора щелочи. 

Укажите, на какие группы,  присутствующие в составе  белков, указывает  биуретовая реакция. 

Укажите, на какие группы,  присутствующие в составе  белков, указывает  ксантопротеиновая реакция.

Вывод: 

Практическая работа №6. 

 Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток». 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Задача №1. С помощью свежеприготовленного раствора гидроксида меди (II) определите глицерин и  глюкозу.  

 вещество  реактив

Глюкоза 

Глицерин

Задача №2. В двух склянках без этикеток находятся растворы глюкозы и белка куриного яйца.  Определите белок 3 способами. 

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения 

Вывод

1 способ.

2 способ. 

3 способ. 

Задача №3. Подтвердите наличие в глюкозе разных функциональных групп. 

 вещество  

реактив

Глюкоза 

Вывод

Задача №4. Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал.  Вывод: 

Практическая работа №7 «Распознавание пластмасс» 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Правила техники безопасности 

 Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.   Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на асбестовую  сетку.  

https://lh5.googleusercontent.com/tSMDUPjeKGXVKhaq0TuTKMsY2DZUqnDfVeBaOZczc32pyqemKmjzW7P2j5bJF6YAkp3JvHwfGvkTweKaBBowRz2YdsH4K4X7Ao3BN-Ujx3PP2xjJEDxTevF_1AIvbPal2Az9aWAp

Ход работы: 

В пакетах под номерами выданы образцы трех пластмасс из перечня:  1 вариант: полипропилен, полистирол, фенолформальдегидная смола;  

 2 вариант: полиэтилен, поливинилхлорид, органическое стекло.  

Пользуясь таблицей 26, определите, какие именно пластмассы вам даны. Заполните таблицу.  

Название пластмассы и  формула структурного  звена

Внешний вид 

Отношение к  нагреванию и 

Характер  

горения

Ответ 

№ пакета

Вывод:  

Практическая работа №8 «Распознавание волокон» 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Правила техники безопасности 

 Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.   Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на асбестовую  сетку.  

 Концентрированные кислоты и щелочь берите в малых количествах.  

https://lh4.googleusercontent.com/VRmHLVITuW_d0PiV98RhZXDC8J6QmZHEcRc3CR-08qvMx2N9dJDoUV_ejq4QjL1ZhoT1Yhb1sCXY6igmEN2ETt4JfI75z3V28fEuXu1LfQjz4eHMfOc42cEn82g3AmExu8xAGv4s

Ход работы: 

 Вам предлагаются образцы – нити или ткани. Пользуясь таблицей №27, определите, какие  именно волокна вам даны. Заполните таблицу.  

1) Определите по характеру горения нити, какая ткань была выделена для исследования: 1 вариант: шерстяная, льняная. 

2 вариант: хлопчатобумажная, шелковая. 

2) Определите образцы ткани: 

1 вариант: капрон, хлопок, лавсан. 

2 вариант: лавсан, натуральная шерсть, нитрон. 

Название  

волокна, его  основа или  

элементарное  звено

Характеристика  горения и его  

результат

Обнаружение  продуктов  

разложения

Действие конц. кислот и  

щелочей

Ответ 

№ пакета

HNO

H2SO

NaOH

Вывод: 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти место проживания человека по номеру
  • Как составить таблицу строение клетки органоид
  • Как найти самописец для воронина
  • Как найти ночь кино
  • Как найти работу мастером на час