Как составить картосхему природно ресурсного потенциала

Основные ресурсы нефти сосредоточены в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. С 1960 г. здесь оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтяные районы, где находятся такие крупные месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское и др.

Продолжается формирование Тимано-Печорской нефтяной базы, крупнейшее месторождение — Усинское. Здесь добывается тяжелая нефть (шахтным способом) — ценнейшее сырье для производства низкотемпературных масел, необходимых для работы механизмов в суровых климатических условиях.

Нефть найдена и в других районах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского, Охотского, Каспийского морей.

Добыча нефти сосредоточена в трех важнейших нефтегазоносных провинциях, которые вместе дают свыше 9/10 всей российской нефти, в том числе на Западно-Сибирскую провинцию приходится более 2/3, на Волго-Уральскую — около 1/4 суммарной добычи (приложение 1).

На территории России сосредоточено около 1/3 разведанных мировых запасов природного газа, потенциальные запасы которого оцениваются в 160 трлн. м3, из них на европейскую часть приходится 11,6%, а на восточные районы — 84,4%, на шельф внутренних морей — 0,5%.

Свыше 90% природного газа добывается в Западной Сибири, в том числе 87% — в Ямало-Ненецком и 4% — в Ханты-Мансийском автономных округах. Здесь расположены крупнейшие месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и др. Промышленные запасы природного газа этого региона составляют более 60% всех ресурсов страны. Среди других газодобывающих территорий выделяются Урал (Оренбургское газоконденсатное месторождение — более 3% добычи), Северный район (Вуктылское месторождение). Есть ресурсы природного газа в Нижнем Поволжье (Астраханское газоконденсатное месторождение), на Северном Кавказе (Северо-Ставропольское, Кубано-Приазовское месторождения), на Дальнем Востоке (Усть-Вилюйское, Тунгор на о. Сахалин).

Перспективными районами газодобычи считаются шельфовые акватории Арктики и Охотского моря. В Баренцевом и Карском морях открыты газовые супергиганты — Ленинградское, Русановское, Штокмановское месторождения (приложение 2).

Россия располагает разнообразными типами углей — бурыми каменными, антрацитами — и но запасам занимает одно из ведущих мест в мире. Распределение углей по территории страны крайне неравномерно. 95% запасов приходится на восточные регионы, из них более 60% — на Сибирь. Основная часть общегеологических запасов угля сосредоточена в Тунгусском и Ленском бассейнах. По промышленным запасам угля выделяются Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны (рисунок 1).

Месторождения угляРисунок 1 — Месторождения угля

§40 Тема урока: Состав и географическое положение и природные ресурсы

Латинской Америки.

Практическая работа №13 «Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»

Теоретический материал. Изучите теоретический материал по новой теме урока и выполните практическую часть задания.

Состав. Регион Латинская Америка включает все страны, лежащие к югу от США. В его состав входит 46 стран, из которых почти треть — это колониальные владения или страны, находящиеся в иных формах зависимости от европейских стран. Правда, кроме Французской Гвианы — крупной территории, подконтрольной Франции, — все остальные зависимые территории представляют собой маленькие островки в Карибском море.

В пределах Латиноамериканского региона выделяют Центральную Америку — страны, расположенные в Северной Америке на Панамском перешейке; Вест-Индию — островные государства Карибского моря; Андийские (Андские) страны — южноамериканские страны, расположенные в пределах Анд; страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.

Географическое положение. С созданием Панамского канала большинство судов, следующих из Европы в Азию, идут через него, и значит, через Латинскую Америку проходит важный морской путь. Таким образом, Латинская Америка занимает выгодное транзитное положение между Европой и Азией.

Латинская Америка — вытянутый и узкий регион. Поэтому почти все страны Латинской Америки, кроме Парагвая и Боливии, имеют выход к морю. Приморское положение является важным элементом географического положения стран Латинской Америки (рис. 1).

Рис. 1. Субрегионы Латинской Америки99

Регион находится в непосредственной близости от крупнейшей промышленной державы мира — США, что играет важную роль в жизни Латинской Америки. Поэтому латиноамериканские страны, после получения независимости, обособившись от Европы, почти сразу попали в сферу влияния Соединённых Штатов. Между США и странами Латинской Америки идёт интенсивный торговый обмен. Однако Соединённые Штаты, имеющие экономические интересы в Латинской Америке, стремятся контролировать и политическую ситуацию в регионе.

К несомненным плюсам региона можно отнести достаточно спокойную политико-географическую ситуацию. Латиноамериканские страны урегулировали почти все территориальные споры, а однородность населения Латинской Америки не способствует возникновению серьёзных конфликтов между странами.

В целом можно отметить, что географическое положение региона в основном благоприятно и способствует его нормальному развитию.

Природные ресурсы. Интересно, есть ли регион, про который нельзя было бы сказать, что его ресурсы богаты и разнообразны? Тем не менее эти слова точно характеризуют ситуацию с ресурсами в Латинской Америке.

Здесь открыты и активно используются богатейшие запасы разнообразных минеральных ресурсов. А среди них особенно велики рудные ресурсы. Главное богатство Латинской Америки — медные руды. В регионе сосредоточено около 40% мировых запасов меди. Её месторождения, расположенные в Андах, образуют так называемый «медный пояс». На оси этого пояса находится Чили. Крупные медные месторождения, цепочкой протянувшиеся с севера на юг, сделали Чили одной из обеспеченных медными рудами стран мира.

К рудным богатствам региона относятся также олово, серебро, золото, вольфрам, свинцово-цинковые, марганцевые и ртутные руды. Месторождения бокситов на севере Южной Америки составляют почти четверть мировых запасов. Ниобий, литий, молибден, уран, железная руда, сера, нефть — не менее ценные полезные ископаемые. Список их может быть продолжен. 100

Латинская Америка — один из наиболее крупных нефтеносных районов планеты. Нефть сосредоточена главным образом на берегах Карибского моря и Мексиканского залива. Основной объём добычи нефти приходится на сушу, но всё больше её добывают на шельфе.

Регион исключительно богат водными ресурсами. За исключением засушливой Мексики, здесь весьма влажный климат, много крупных и полноводных рек. Самая полноводная река мира — Амазонка несёт в океан воды больше, чем крупнейшие реки всех других материков, вместе взятых. Бразилия, по территории которой протекает Амазонка, располагает наибольшим объёмом речного стока, приходящегося на душу населения. И это благодаря только одной реке!

Огромны по объёмам лесные ресурсы Латинской Америки. Здесь сосредоточено более четверти площади лесов мира. Лесистость некоторых стран очень велика. Например, более 80% площади Суринама покрыто лесом! Можно сказать, что лес — одно из главных богатств региона.

Агроклиматические ресурсы очень разнообразны, поскольку регион простирается с севера на юг более чем на 10 тыс. км. Почти везде эти ресурсы весьма благоприятны. В тропических районах жаркий и влажный климат сочетается с достаточно хорошими почвами. Это позволяет выращивать полный спектр культур жаркого пояса. А в южной части региона распространены плодороднейшие степные чернозёмы, позволяющие выращивать зерновые культуры, и прежде всего пшеницу.

Рис. 2. Национальный парк Уаскаран

К западному побережью Латинской Америки примыкает одна из крупнейших зон мирового промышленного рыболовства.

Латинская Америка располагает богатейшими рекреационными ресурсами. Приморские, а в горах и горнолыжные курорты мирового значения есть во многих странах региона. 101

Здесь насчитывается более ста объектов Всемирного наследия (рис. 2). По их числу регион уступает только Европе и Азии. Наибольшее их число расположено в Мексике, Бразилии и Перу. Среди объектов культурного наследия выделяют памятники доколумбовой и послеколумбовой эпохи. Почти треть объектов Всемирного наследия являются памятниками природы. Это и самые большие на планете водопады, и массивы не тронутых человеком экваториальных лесов, и горные национальные парки Анд.

Повторим главное

1. Латинская Америка занимает выгодное транзитное положение.

2. Латиноамериканские страны довольно успешно разрешили территориальные споры, благодаря чему регион лишён серьёзных очагов международной напряжённости.

3. Главные богатства Латинской Америки — разнообразные руды нефть и лес.

Практическая часть занятия. Выполните задания данного блока письменно.

Задание 1. Решите тест (продолжение теста на следующем листе)

Задание 2. Выполните практическую работу.

Практическая работа №13 «Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»

Цель: изучить особенности природно-ресурсного потенциала субрегионов Латинской Америки.

Оборудование: рабочая тетрадь с набором контурных карт (стр.56) , карты атласа, цветные карандаши.

Ход работы:

  1. В контурной карте (стр. 56) выделить и подписать названия субрегионов Латинской Америки.

  2. Подписать названия всех стран и столиц каждого субрегиона.

  3. В пределах каждого субрегиона обозначить основные виды природных ресурсов (минеральные, лесные, водные, почвенные)

! Обязательно должна быть легенда карты (условные обозначения)

Практические работы 9 класс

Практическая работа № 1.

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

План сравнения

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Условия добычи.
  3. Мощность пласта.
  4. Калорийность угля.
  5. Экологические проблемы.
  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

***

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Как разведаны бассейны.
  3. Степень разработки бассейна.
  4. Способ добычи.
  5. Качество нефти.
  6. Условия транспортировки.
  7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Практическая работа №2.

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических  баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

План сравнения

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Условия добычи.
  3. Мощность пласта.
  4. Качество руды
  5. Экологические проблемы.
  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Практическая работа № 3.

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

***

Задание учащимся.

  1. Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
  2. Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
    наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкое и наукоемкое

Металлоемкое

  1. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Практическая работа №4

 Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому  плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.

***

Задание учащимся.

  1. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.
  2. 2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:

1) протяженность магистрали;

2) направление магистрали;

3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;

4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;

5) состав и направление основных грузопотоков;

6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Практическая работа №5.

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

***

План экономико-географической характеристики

  1. ЭГП.
  2. Природные ресурсы.
  3. Население и трудовые ресурсы.
  4. Характеристика межотраслевых комплексов.
  5. Крупнейшие города.
  6. Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

  1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
  2. Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
  3. Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
  5. Изменение ЭГП района в течение времени.
  6. Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Практическая работа №6.

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.

Цель работы:  углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

***

Вариант 1

Задание учащимся.

  1. Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
  2. Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
  3. Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Груз, вывозимый за пределы Центральной России

Общий вывод:

Вариант 2

  1. Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
  2. Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
  3. Сделать краткие записи в тетради.
  4. На контурной карте указать внешние экономические связи района:
  1. синие стрелки – ввоз;
  2.  красные стрелки – вывоз.
  1. Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа №7.

Тема. Изучение и оценка природных   условий   Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.

***

Задание учащимся.

Вариант 1

Заполнение таблицы.

Географическое положение

Климат

Почва

Растительность

Животный мир

Внешний облик

Деятельность населения

Вывод:

Вариант 2

Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий для работы и быта человека

  1. Особенности климата.
  2. Особенности воды.
  3. Особенности почв.
  4. Особенности рельефа.
  5. Особенности природных зон.
  6. Реки и озера.
  7. Вывод:

Практические работы 10 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.

***

Задание учащимся.

  1. Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
  2. На контурную карту нанести разными цветами страны  «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Практическая работа №2

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов 

Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.

***

Задание учащимся.

Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Практическая работа №3

Тема.  Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Цель работы:  формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

  1. На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
  2. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).

Вывод:

Практическая работа №4

Тема.  Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Цель работы: формирование умений определять  страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, определить  страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:

Страны-экспортеры основных видов сырья

Страны-экспортеры промышленной продукции

Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Вывод:

Практические работы 11 класс

Практическая работа №1

Тема.  Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.

***

Задание учащимся.

На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.

Практическая работа №2

Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.

***

Задание учащимся.

  1. Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.
  2. Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.
  3. Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.

Практическая работа №3

Тема.  Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Цель работы:  развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.

План характеристики природно-ресурсного потенциала страны

  1. Природные ресурсы и их использование.
  2. Экологические проблемы, связанные с использованием  природных ресурсов.
  3. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
  4. Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.

Практические работы 6 класс

Тема 1. Земля как планета

Практическая работа №1.

Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Цель работы: формирование умений определять  географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.

Название географического объекта

Географические координаты

Гора Джомолунгма

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак-Кинли

Город Москва

Город Белгород

Тема 2. Географическая карта

Практическая работа №1

Тема. Определение направлений и расстояний по карте

Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

  1. Определить по карте направление от  города Белгорода до Москвы и до ближайшего моря.
  2. Определить по карте примерное расстояние от города Белгорода до Москвы и ближайшего моря.
  3. Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Белгорода до Москвы и ближайшего моря.

Практическая работа №2

Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
  2. Сделать записи в тетради.

Практическая работа №3

Тема. Составление простейшего плана местности.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности  и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.

***

Задание учащимся.

С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.

Тема 3. Литосфера

Практическая работа №1

Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

***

Задание учащимся.

  1. На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
  2. Зарисовать обнажение по горизонтам.

Практическая работа №2

Тема.  Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

***

Задание учащимся.

  1. Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:
  1. название;
  2. где расположен;
  3. между какими объектами расположен;
  4. каковы размеры.
  1. Нанести объекты на контурную карту.

Тема 4. Атмосфера

Практическая работа №1

Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.

Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.

***

Задание учащимся.

  1. Составить график изменения температур (за месяц).
  2. Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.
  3. Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).
  4. Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера

Практическая работа №1

Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа 23.

Практическая работа№2

Тема.  Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.

***

Задание учащимся.

Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.

  1. Географическое положение реки:

а) в какой части материка находится

б) исток, направление течения, устье, длина реки

в) к бассейну какого океана относится.

    2. Зависимость течения от рельефа.

    3. Хозяйственное использование реки.

Тема 6. Биосфера

Практическая работа№1

Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Цель работы: формирование знаний о  наиболее распространенных растениях и животных своей местности.

***

Задание учащимся.

Используя литературу по Белгородской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:

Вывод:

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе. 

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук  природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал  в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

***

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
  2. Преобразовать текстовый материал  в схематический и вычертить схему наук  о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12  

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
  2. Сделать записи в тетради.    

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли,  сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся. 

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема.  Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема.  Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти текст в word vba
  • Как найти плоцадь треугольника
  • Как найти номер патента по заявке
  • Как найти пустой канал
  • Как составить программу для вязания