Как составить картотеку по русскому языку

Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской
области

“Черепановский
педагогический колледж”

Раздел
1. Требование к организации обучения на уроках русского языка.

Тема
1.4. Воспитательные и развивающие возможности уроков русского языка.

Самостоятельная
работа №8”Разработка и изготовление картотеки с логическими задачами.

Выполнила:

Студентка
101 группы

Мещерикова
Оксана Сергеевна

Проверила:

Горобец
Тамара Геннадьевна

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

1.

***

      (Какой?)… в сентябре лес – в нём рядом весна и осень.
(Какой?)… лист и (какая?)… травинка. (Какие?)… травы и (какие?)… цветы.
(Какой?)…иней и бабочки. (Какое?)… солнце и (какой?)… ветер. Увядание и
расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Н. Сладков

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

2.

***

В осеннем цветистом лесу.

      Особенно красив и печален (какой?)… лес в ранние осенние
дни. На (каком?)… фоне (какой?)… листвы выделяются (какие?)… пятна (каких?)…
клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)…, … листья.
От дерева к дереву протянуты (какие?)… нити (какой?)… паутины. Тихо в (каком?)
лесу.

По И. Соколову-Микитову

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

3.

***

       Осенний
рассвет нетороплив. Над головами (какая?)… полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится
(какой?)… …шорох.

             В         начале восьмого над лесом зарождается день. Из-за (какой?)…
стены (каких?)… ельников постепенно растекается ввысь и вширь (какой?)… …
отсвет (какого?)… солнца.

      Загораются золотом вершины берёз и осин, зеленеет частокол
елей между стволов сосен.

По Б. Тимофееву

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по

смыслу слова.

4

***

   Солнце совсем
не (какое?)…, но всё-таки солнце! Приближается момент (какой?)… красоты.
(Какая?)… … пыль, которой насыщен воздух, редеет. Проходит час, другой. Как-то
незаметно исчезает (какое?)… сияние (какой?)… в воздухе влаги, блекнет
(какое?)… убранство трав и деревьев. Над головой раскрывается необычайно
(какой?)…, … купол небес.

По Б. Тимофееву

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

5.

***

  Не видно
конца (каким?)… далям. В (какой?)… вышине кувыркаются (какие?)…, …, … листья.
Они задевают друг за друга, за (какие?)… ветки, и со всех сторон слышится
(какой?)…, … шорох.

По Б. Тимофееву

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

6.

***

   Всё лето
листья (что делали?)… солнцу свои (что?)… и …, … и … . И до того (что сделали?)
… и … солнцем, что к осени сами стали, как солнышки – (какими?)… и … . (Что
сделали?) …, … и … . Полетели (кем?) … по ветру. Запрыгали (кем?) … по сучкам.
Понеслись (кем?) … по земле. Зашумел в лесу (какой?)… дождь.

Н. Сладков

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

7.

***

   Это и вправду
было, как (в чём?)… . Кленовые листья повисли на нитях (какой?)… паутины. Лес
(что делал?)… с солнцем. А при прощании все бывают особенно (какие?)… .

В. Песков

 

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу
слова.

8.

***

   Весной ёлочки
не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула (что?)…, …, (что
сделала?)… из земли и (как?)… осмотрелась. Деревья (что делали?)… листья.

    Много-много
лет прошло с тех пор, но каждую осень, день ёлочкиного рождения, деревья (что
делают?)… о неё и … ей подарки. Осина дарит (какие?)… (что?)…, клён (что
делает?) … оранжевые (что?)…, а ива (что делает?)… ёлочку (какими?) … … (чем?)…
.

Н. Сладков

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

.                 
Я вернулся домой и увидел Яшку. Катался Яшка на
дверной ручке.

.       
Костя сидел и писал в тетради. Клякса медленно
расползалась по тетради.

.       
Однажды я увидел ворона. Вымахнул тёмной тенью
ворон из густых ветвей.

.       
Под окошком в саду заблестела весенняя лужа. Бумажные кораблики плавали .

.                 
В гостях мы пили чай с вареньем. Бабушка принесла нам варенье.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в
предложении.

Весь отпуск я прожил в сторожке у дедушки. Давно жил в
сторожке дедушка.

Дети пошли в зоопарк. Много зверей в зоопарке.

В клетках сидели звери. Клетки сделаны из стали.

Вдоль заборов вилась узенькая тропинка. Весело зеленела трава
на тропинке.

Мальчик сидел за столом. Мальчик читал книгу.

У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Ягоды
рассыпались по ковру бусами.

От опушки леса к деревне потянулись следы. Уходили далеко в
деревню эти следы.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

Солнце освещало шоссе. Ехали машины по широкому шоссе.

Кастрюля стояла на плите. В кастрюле варилась каша.

Миша смотрел на обезьянку. На лиане раскачивалась обезьянка.

Под потолком висела лампа. Комнату ярко освещала лампа.

Синица села на ветку. Под тяжестью синицы ветка закачалась.

По зеркальной глади озера скользит парусная лодка. Миша и
Володя сидят в лодке.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в
предложении.

Мама подарила дочери красивый портфель. Дочка пошла в школу с
красивым портфелем.

Ребята загорели от южного жгучего солнца. Целыми днями
светило солнце.

Дети ехали с горы на салазках и въехали прямо в сугроб.
Огромный и холодный был сугроб.

Моей соседкой была девочка Даша. Интересную коллекцию
открыток собрала Даша.

Малыши ели вкусную землянику. Принесла малышам землянику их
старшая сестра.

На небе появились тучи. Ветер пригнал тучи.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

1.

Сон.

   Спит Маша и
видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке
Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый
снег.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

2.

***

Там жила злая змея.По дороге он встретил
лису.Лиса была сердита и голодна.У кролика дрогнуло сердце.Он бросился к
пещере.Маленький кролик бежал домой.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

3.

***

   Она неутомимый
охотник за мышами. Это очень ловкий зверёк. У неё узкое, длинное тело.

   Раннее зимнее
утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу видны ровные следы. Их
оставила ласка.

   Ласка в любую
мышиную норку залезает. В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

По Г. Сребицкому.

Составь
рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

4.

Приход весны.

   Они пахнут
настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые весенние цветы.
Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.

   Растаял почти
весь снег. Показались подснежники.

По Э. Шиму.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

5.

Птица на воле.

   Серёжа громко
закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово
помял его.

   Мальчик
посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Серёжа выпустил её на волю.

   Серёжа открыл
дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

6.

Ручеёк.

   Бегут его
струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам.

   Прозрачный
серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.

   В них, как в
зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

7

***

   Волк их
поймал.

   Два ягнёнка
отошли от стада.

   Волк
посоветовал им не слушать мать.

   Овцы дружно
ходили около леса.

   Старая овца
забеспокоилась, позвала их.

   За стадом
наблюдал волк.

   Глупые ягнята
стали бегать по всему полю.

   Они далеко
ушли от стада.

По Л. Толстому.

Составь
рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

8.

Мама и дочка.

 Заболела мама
у Оли.
 Мама
посмотрела на дочку и улыбнулась.
 «Давай, мама, я эту горечь выпью». Оля решила
пожалеть маму. Утром был врач.
 Он положил на стол горькое питьё.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

9.

***

Козлище и скок в колодец.

Захотела лиса пить.

А лиса прыг ему на спину и была такова.

Села она в ведро и спустилась в колодец.

Шёл мимо козёл. Позвала его лиса.

Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

10.

***

  И сквозь
этот пар виднелись большие, яркие звёзды.

  Со всех
сторон ничего не было видно, кроме снега.

  Над головой
зайца стоял морозный пар.

  Снег лежал волнами и блестел, как сахар.

Л. Толстой.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

11

***

Они строили снежную горку во дворе.

Мальчики полили её водой.

К вечеру горка была готова.

Снег сгребали под крышу сарая.

Весь день трудились ребята.

По Н. Носову.

Составь
рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

12.

Птичья столовая.

   Я и мой друг
Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.

   Мы сделали
кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.

   Около нашего
дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.

   Мы решили
сделать для них кормушки.

По В. Бианки.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

13.

***

   Воздух был
удивительно чист.

   Головка и
спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

   Вижу: на
одном из деревьев дятел пристроился.

   Выпал первый
снег.

   На чёрных
крыльях белые пятнышки и полоски.

   Земля, ветки
кустов, деревья – всё белое и пушистое.

   Шёл я по лесу
в эту пору.

   Какой он
нарядный!

По Г. Скребицкому.

Составь
рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

14.

Цапля.

***

   Ноги у цапли
высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом поведёт – сразу всё увидит.

   Залетела
осенью на речку цапля. Я решил посмотреть её. Да только время зря потерял.

   Чувствую
какой-то шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а цапли нет.

   Днём нельзя,
стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.

                                         По Н.
Сладкову.
 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

15.

Озеро.

   Живут в озере
караси – и озеро Карасёвое. А если щуки – то Щучье.

    Всё
отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят.

     У каждого своё дело.

    А это озеро
называется Синеньким. Цвет воды в нём синий.

   На воде
кувшинка нежится. На сосне дятел долбит шишку.

По Н.Сладкову 

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

16

***

   Тут и лето
настало. Солнышко печёт, земля цветёт. Собрались девушки в лес гулять.

   Раз зимой
выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали
снежную бабу лепить.

   Вот и зима
миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли ручьи. Все ребята
рады.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

17

Дедушка Крылов.

***

   У его
памятника в Летне
м саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора.
Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта,
героев его басен – разных зверей и птиц. Прошло много лет. Но басни Ивана
Андреевича Крылова знают, любят и ценят.

   Строки из
многих его басен давно стали пословицами и поговорками.

   Великого
русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой
Крыловым.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

18

***

   В него, как в зеркало, ласково
глядятся и солнце, и голубое небо, и облака. Отведать холодной водицы прилетают
птицы.

   Над полями и лесом всё ярче и ярче
светит весеннее солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.

    Прозрачный серебристый ручеёк
выбежал из-под серого камня. Весело бегут его струйки по песку, камешкам, по
равнинам и по мхам.

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

19

***

   Как-то ночью он услышал возле себя
шорох. На земле шевелились сухие еловые хвоинки. Утром снег заметил, что из
земли проклюнулись слабенькие тонкие ростки.

   Снег лежал под еловыми лапами.
Солнечный луч не проникал сквозь них. Снег съёжился, лежал тихо.

   Ростки долго отдыхали. Затем они расправились.
Это была молоденькая травка.

Составь
рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

20

Кукушка.

   Вернутся птички и не заметят, что у
них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

   Как только наступит весна, птицы
начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнёзда не вьёт.

   Она и детей не выращивает. Найдёт
кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо
подложит она своё яйцо в гнездо.

   А уж кукушонок о себе сам
позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.

   

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

21.

Буран.

   Земля, воздух, небо превратилось в
пучину снежной пыли. Она больно слепила глаза. Буран свирепел час от часу. Он
свистел, стонал, ревел, душил всё, что ему попадалось. Глубокие овраги делались
высокими буграми.

   Но вот утих ветер. Улеглись снега.
Степь имела вид обледеневшего моря. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на
волнистых снегах.

   Белая туча обтянула весь горизонт.
Поднялся ветер. Он взрывал снеговые степи. Всё слилось, смешалось. Начался
буран.

  По С. Аксакову

 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

22.

***

   Он растёт в глубине леса, в тени.
Цветы его невесомы, и трогать их нельзя. Надо только смотреть и слушать.

   Но всё-таки я ложусь на траву и
слушаю. И долго лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины. Слышится
скромный колокольчик.

   Мне больше всего нравится
колокольчик.

   Колокольчики звенят, но шум леса
всегда их заглушает.

   Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки,
трепещет осиновая листва, где уж тут услышать звон колокольчика?

   А вы слышали, как звенят
колокольчики?

По Ю. Ковалю

Картотека
с логическими задачами по русскому языку

Роль кабинетной и поурочной картотеки в эффективной подготовке к уроку

Учитель русского языка и литературы сш №12 имени

К. Сарымолдаева. Омашова Гульжан Кабжановна.

/ Из опыта работы/

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, Для этого нужно сгруппировать отобранный учебный материал, подготовить оборудование для урока, составить список необходимых учебно — наглядных пособий, приборов и т.д., а также продумать задания на дом.

Так как в ежедневном расписании учителя предполагается несколько часов, то можно представить , сколько умений, знаний, духовных и физических сил предстоит затратить учителю, чтобы дать урок на должном педагогическом уровне. Подготовить такой урок, по нашему мнению, поможет поурочная картотека. Поэтому вашему вниманию предлагается пример составления поурочной картотеки, основой которой является кабинетная картотека.

Образец поурочной картотеки.

Урок №25 Тема урока: Склонение числительных. Класс 7 .

содержание

ш/п

12

Научно- исследовательские работы

1

План урока

2/2

25

13

Учебники

1/1

5

2

Дидактические карточки

1/4

17-20

14

Учебно-методическая лит-ра

1/1

12

3

Таблицы

1/5

1

15

Худож. литература

4

Опорные схемы

1/4

2

16

Журналы

5

Перфокарты

1/4

20/21

17

Словари

1/2

2

6

Уровневые задания (папка)

2/2

24-26

18

Папки

2/2

6,17

7

Тесты

19

Рисунки

2/4

24

8

Буклеты

2/3

5

20

Дидактические игры

1/4

6

9

Портреты.

21

Справки

10

Альбомы

22

Электронный учебник

3/4

7кл.

11

Доклады, рефераты

23

Видеоматериалы

Условные обозначения: Ш/П: Ш –шкаф, П-полка, №-номер документа.

Но чтобы составить поурочную картотеку, нужно создать кабинетную картотеку. По материалу кабинетной картотеки мы собираем материал к уроку, записываем с помощью условных обозначений номера документов Таким образом, составление поурочной картотеки, мы понимаем как один из путей совершенствования содержания, форм и методов обучения.

Как известно, прежде чем начать работу, нужно ее правильно распланировать. Поэтому в первую очередь под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.

Методические рекомендации по составлению кабинетной картотеки.

Заведующим кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.

В текущих планах на каждый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка мебели, книг, пособий, изготовление самодельных средств обучения. План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным. Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация. Ниже приводится общепринятая таблица параметров и критериев смотра школьных кабинетов.

Содержание

Оцен-ка

Школа.

Название кабинета

ФИО заведующего кабинетом

Санитарно-тепловой режим

1

Чистота. Гигиена.

2

Световое освещение.

3

Отопление.

4

Вентиляция помещения.

5

Санитарный бюллетень.

6

Занавеси.

7

Цветы.

Обший балл.

Мебели и средств обучения.

8

Столы.

/

9

Стулья

10

Доски.

11

ТСО, лингафонные устройства.

12

Дополнительное оборудование.

13

Картотека уч. оборудования.

Учебно-методическая лит-ра и др.

14

Учебники

15

Учебно-метод. литература.

16

Дидактический и раздаточный материал.

17

Творческие работы учащихся

18

Материалы для одаренных детей.

Общий балл.

Оформление кабинета

19

Общий дизайн

20

Стендовый материал

Общий балл. ИТОГО,

Рейтинг кабинета

На стенде «Уголок кабинета» должны быть

1) Перспективный план развития кабинета,

2) расписание всех уроков, факультативов, заседаний кружков и других дополнительных занятий.,

3) Правила техники безопасности учащихся в кабинете.

Утверждаю:

Директор школы: ________________________

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА на 2010-2013 уч. год.

СОДЕРЖАНИЕ

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1

Оформление кабинета.

стенды

Дид.

ма-териал

Карто

тека

2

Систематизация поурочных планов по классам.

5-7кл.

8-10кл.

11кл.

3

Подготовка материалов поурочной картотеки.(7-10кл.)

7-8кл.

9-10кл.

4

Обновление дидактических карточек.(5-11кл.)

5 кл.

6-8кл.

9-11кл.

5

Приобретение дидактических таблиц.(5-11кл.)

5-6 кл.

7-9 кл.

10-11 кл.

6

Систематизация тестов.(5-11кл.)

5-8кл.

7-11 кл.

7

Подготовка уровневых заданий.

5-6 кл.

7-9 кл.

10-11кл

8

Пополнение фонда кабинета учебно-методической литературой.

5-8 кл.

7-11 кл.

9

Пополнение фонда кабинета художественной литературой

в теч.

года

в теч.

года

в теч.

года

10

Пополнение фонда кабинета словарями для школьников.

Орф.

сл.-

5 шт.

Шк.толк.сл.- 7шт

Др.сл.-

5шт.

11

Пополнение фонда кабинета дидактическим материалом

в теч.

года

в теч.

года

в теч.

года

12

Приобретение дисков, электронных учебников, кассет по предмету.

в теч.

года

в теч.

года

в теч.

года

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Во время проведения урока без разрешения учителя нельзя вставать с места.

2

Без разрешения учителя нельзя пользоваться электрической сетью, электроприборами.

3

Нельзя шуметь, играть в подвижные игры, вставать на подоконник, открывать форточку, хлопать дверью

и т. д.

4

В целях общественной и личной безопасности соблюдать порядок и строго выполнять «Правила для учащихся»

В кабинетной картотеке также должны быть : перечень оборудования кабинета, наименование стендов, перечень шкафов. Принцип составления кабинетной картотеки следующий:

09-номер кабинета, вторая цифра-номер документа, в графе –номер документа цифры 1-23 указывают на количество документов. Нумерация документов на каждой полке начинается с цифры — 1

Шкаф №1 /Перечень/

Наименование

Номер документа

№ пол-ки

09/1

Учебно-методическая литература

1-23

1

09/2

Словари

1-5

2

09/3

Портфолио учителя

6

2

09/4

Портфолио учащихся

7,8

2

09/5

Журналы

1-19

3

09/6

Дидактические карточки

1 -312

4

09/7

Таблицы

1-52

5

Примерный образец перечня учебно-методической литературы, словарей, таблиц.

Шкаф-1; полка – 1(1 -23)

(Учебно- методическая литература)

Авторы

Название

год изд.

Кл.

К-во

09|1

З. Боранбаева

Методические указания к учебнику «Русская литература». (8кл.).

Алматы,

2008г.

8

1

09|2

Н. Шманова

Русская речь. «Әдістемелік нұсқау». (9кл.)

Алматы,

2008г

9

1

Шкаф-1; полка – 2(1 -5)

(Словари)

название

Авторы, год издания

К-во

09|1

Большой казахско-русский словарь

Алматы,1998

1

09|2

Казахско-русский словарь для школьников и студентов

Алматы, 2002

1

Шкаф -1; полка -5 (1-52)

(Таблицы)

Название

Всего

09|1

Буквы О-А в безударном корне-РОС—РАСТ—РАЩ-

Склонение составных количественных числительных

1

09|2

Буквы О-А в безударном корне –ЛАГ—ЛОЖ

Склонение собирательных числителных ОБА, ОБЕ

1

Шкаф №2 /Перечень/

Наименование

Номер документа

Номер полки

09/85

Регистры

1-12

1

09/86

Папка

1-12

2

09/87

Портреты

1-27

3

09/88

Буклеты

28-44

3

09/89

Альбомы

45-47

3

09/90

Рисунки, аппликации, часы(макет),

1-40

4

После общего перечня идет подробный список каждого пункта перечня: все наименования регистров, папок, фамилии поэтов, писателей, названия докладов, рефератов и так далее. Вся эта систематизация документов составляет кабинетную картотеку. На основе кабинетной картотеки,как было уже сказано, составляется поурочная картотека.

Преимущества картотеки и ожидаемые результаты:

1. Осуществляется систематизация учебно-методического, дидактического материала.

2. Использование кабинетной и поурочной картотеки облегчает подготовку к уроку, экономит время учителя и учащихся, способствует качеству проведения урока и т.п.

2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   «Учение без мучения», где очень хорошо преобрет…

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн…

Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.

Методическая разработка «Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий»….

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  «Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ»…

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы…

Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Материал отражает теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка…

Задания к урокам русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей

Задания к  урокам  русского языка, способствующиеформированию и развитию творческих способностей…

Ежедневно каждый человек обрабатывает и получает огромное количество информации, «переварить» которую получается не сразу. Для сохранения ключевой информации, мыслей или идей удобно использовать картотеку. Это удобная система хранения данных, которые записывают на карточках малого формата. Картотека позволяет упорядочить информацию и организовать ее продуманное хранение, а при необходимости – быстрый доступ.


shkafy-kartoteki.jpg

Ежедневно каждый человек обрабатывает и получает огромное количество информации, «переварить» которую получается не сразу. Для сохранения ключевой информации, мыслей или идей удобно использовать картотеку. Это удобная система хранения данных, которые записывают на карточках малого формата. Картотека позволяет упорядочить информацию и организовать ее продуманное хранение, а при необходимости – быстрый доступ.

Где целесообразно ведение картотеки

  • Картотеку используют в библиотеках для облегчения поиска книг. В карточках указывают название и автора или краткую аннотацию, данные о писателе.
  • Картотека незаменима при написании научной работы. В карточках должны быть основные данные по теме, ссылки на источники.
  • В делопроизводстве эту форму используют для учета кадров, ведения документации, хранения приказов по предприятию или его подразделениям.
  • В медицинских учреждениях карточки пациентов собирают в картотеку по отделениям, по фамилии или по лечащим врачам.
  • В магазинах картотека позволяет систематизировать карточки товара, информацию о продукции.

Как составить картотеку

В первую очередь стоит продумать хранение данных. Чаще всего для картотеки используют узкие шкафы с выдвижными ящиками. Формат последних должен быть на сантиметр шире, чем карточки – так их удобнее размещать. Что касается высоты ящиков, ее следует рассчитывать с учетом разделителей. Оптимально, когда разделители имеют цветную маркировку и возвышаются над массивом карточек. Это позволяет быстро найти требуемую тематику.

kartoteki.jpg

При большом количестве разделов целесообразно составить каталог, то есть список тем, которые выделены в рамках картотеки. Структурировать их можно по алфавиту или любому значимому принципу.

Если вы не знаете, как сделать картотеку своими руками, придерживайтесь схемы:

  • выберите круг тем, которым будут посвящены карточки, выделите основные разделы;
  • продумайте формат карточек – для библиографических данных или формул достаточно листов A6, а для информации о сотрудниках удобнее использовать листы А3 или А4.
  • Изготовьте разделители. Их делают из картона или пластика, выделяют разными цветами. Картонные или бумажные заламинируйте – это продлит срок службы.
  • Определите размер ящиков для карточек и их глубину, которая зависит от количества карт.
  • Закажите или сделайте самостоятельно шкаф, в котором будут храниться ящики с карточками.
  • Заполните карточки информацией.
  • Теперь можно приступать к составлению картотеки: расставьте карточки по разделам, а названия внесите в каталог.

Картотечные шкафы изготавливают из фанеры, ДСП или МДФ, из древесины или пластика. При большом количестве карточек для усиления конструкции применяют профиля или металлические уголки.

Как вести картотеку

Чтобы картотека была действительно полезной, следует продумать систему ее ведения. Наиболее оптимально себя зарекомендовало регулярное обновление данных. Время от времени просматривайте карточки и разделы. Те, которые потеряли актуальность, удаляйте. При необходимости создавайте новые разделы.

Если речь идет о большом массиве разноплановой информации, организуйте несколько картотек по темам: это может быть рабочая, связанная с хобби, посвященная здоровому образу жизни. Таким образом найти необходимую информацию будет проще.

На карточке должна быть записана единица информации – рецепт или данные о книге, информация об одном сотруднике или объекте.

Мебель для картотек представлена в каталоге нашего магазина. Здесь можно подобрать варианты для домашних картотек, архивов, предприятий, библиотек.

Б-1

1. Вставить безударные гласные:

см…трел в …кно, с в…селым ш…луном, в…зет л…шадка, пох…дила по п…лянке, дот…нулся до цв…тка, п…д…рили скв…рца, б…льшой м…хнатый шмель, по б…кам б…леет, п…лзет по д…ске

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Мышонок высунулся из травы и осмотрелся.

3. Выполнить фонетический разбор слова мебель.

4. Подобрать синонимы к слову аккуратный.

Б-2

1. Вставить безударные гласные:

гр…бов не н…х…жу, из дв…ра л…сника, сн…жинка у ст…б…лька, т…ж…лое в…дро, б…гут руч…йки, н…сился по оз…ру, вл…тел в …кно, вст…ют на к…ньки, повстр…чался со щ…нком, др…жали от хол…да

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Деревья роняли свой осенний наряд.

3. Написать 10 слов с приставкой по-.

4. Выполнить фонетический разбор слова осень.

Б-3

1. Вставить безударные гласные:

выл…чил б…льных, м…лькает над цв…тком, хв…тает ч…рв…ков, з…леный буг…рок, л…тит к дер…ву, прит…щила м…дку, с…дят на п…ньке, зап…сать гр…бочки, к…паться в з…мле

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

к…лендарь, к…р…ндаш, к…стрюля, м…дведь, с…бака, п…тух, ябл…к…, па…ажир, жен…ина, л…пата, п…беда, обл…ка

4. Подобрать эпитеты к слову друг.

Б-4

1. Вставить безударные гласные:

з…л…тые лучи, по р…систой п…ляне, вес…ло п…б…жал, л…вить в оз…ре, вып…лзли кр…ты, пч…линые кельи, м…док с цв…тов, б…льшой л…нтяй, нед…л…ко от р…ки, пл…щадка во дв…ре, цв…тет ч…ремуха

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

С клёна упали на землю красивые звездочки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

подберезовик, ученик, переписка, позвонить, яблоко, игрушка

4. Подобрать антонимы к словам белый, яркий.

1. Вставить безударные гласные:

т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Елочка раскинула свои пушистые лапки.

3. Подобрать однокоренные слова к слову давать.

4. Подобрать синонимы к слову верный.

1. Вставить безударные гласные:

сл…телись с б…р…гов, выл…з зв…рек, в…да зат…пила, по…вились х…лмы, гр…зила зв…рюшкам, хл…почет в с…ду, кр…чат скв…рцы, р…звится в…т…рок, ш…рокие п…ля, в…с…литься в г…стях

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

По хмурому небу плыли осенние облака.

3. Написать 10 слов с приставкой на-.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

с…рень, ур…жай, а…ея, к…ртофель, л…герь, н…род, с…лома, п…м…дор, р…стение, п…года, кр…вать, кв…ртира

1. Вставить безударные гласные:

по…вились гр…чи, гл…дишь на скв…рца, б…ится х…л…дов, в цв…тах тр…ва, в…да осв…жила, к…чает г…л…вой, укр…шать с…дами, п…л…сатый шмель, с…ло Б…резовка, руч…ек б…жит, цв…ты в с…ду

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Выдался ясный осенний денек.

3. Выполнить фонетический разбор слова денек.

4. Подобрать эпитеты к слову ученик.

1. Вставить безударные гласные:

поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Из ельника доносится пронзительный свист рябчика.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

б…гаж, ж…лезо, д…рога, п…рог, б…седка, к…ртина, п…сок, р…бята, а…уратный, д…ревня, з…втр…к, се…одня

4. Подобрать однокоренные слова к слову учить.

1. Вставить безударные гласные:

т…пло не за г…рами, в…сенняя к…пель, веч…ром стр…кочут, х…лодная з…ма, ск…льзнул под к…ру, зат…пил п…чурку, приб…жал д…мой, н…л…вил кар…сей, ст…ят сн…говики, оп…дает л…ства

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В зеленой траве пестрели ядовитые мухоморы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

бабушка, белочка, соседушка, собака, сладкий, холодный

4. Подобрать антонимы к словам грубый, щедрый, умный, трудолюбивый.

1. Вставить безударные гласные:

на ш…сте дв…рец, от в…сенних т…ней, л…тят во все стор…ны, з…вут г…стей, в н…ре л…сята, ш…рокая тр…пинка, х…лодная в…да, ст…ит ст…ной, в тр…ве у б…р…зды, ш…гал по ст…лу, т…мнеют сл…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я люблю бродить по лесу поздней осенью.

3. Подобрать синонимы к слову умный.

4. Написать 10 слов с суффиксом -очк-.

1. Вставить парные согласные:

за мы…кой доро…ка, у…кие гла…ки, на шу…ке пуго…ка, оши…ка в тетра…ке, на ла…ках цара…ки, оха…ка тра…ки, тя…кий гру…, морко…ка на гря…ке, ле…кий бе…, взгля… лоша…ки, ни…кий поро…

2. Выписать словосочетания из предложения:

Холод загнал мелких зверьков в норки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

грустный, светлячок, цветник, синяк, задумчивый, дедушка

4. Подобрать эпитеты к слову книга.

1. Вставить парные согласные:

ло…кий рыба…, мя…кий сне…, ре…кие сл…ва, пру… глубо…, барабанщик был ра…, медве…ь не замер…, ро…кая голу…ка, зале… в сугро…, ду…кам зя…ко, ле…кая похо…ка, гла…кий лё…, де…ский са…

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Алые гроздья рябины привлекают свиристелей.

3. Выполнить фонетический разбор слова рябина.

1. Вставить парные согласные:

оста…ки сла…ки, чу…кие у…ки, ни…кая ве…ка, у бере…ки сле…ки, де…ки в избу…ке, варе…ка подру…ки, пры…ки пичу…ки, ре…кая лоша…ка, ли…кий сне…, це…кие ко…ти, кре…кий каранда…, у Сере…ки сырое…ки

2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания:

На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.

3. Написать 10 слов с приставкой на-:

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

до св…дан…я, ж…лтый, м…рковь, п…года, …кскурсия, к…см…навт, пш…ница, п…тух, Ро…ия, адр…с, з…вод, в…рона

. Вставить парные согласные:

ре…ька с морко…кой, по у…кой тро…ке, ни…кий оре…ник, на пово…ке, по доро…ке, поле… за ша…кой, ре…кий стук, жи…кая ка…ка, гла…кие сапо…-ки, бли…кий дру…, ро…кий звере…, ска…ка о ры…ке

2. Расставить знаки препинания:

Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал ее.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сапоги.

4. Подобрать синонимы к слову водоем.

5. Выполнить фонетический разбор слова сосна.

1. Вставить парные согласные:

на ни…кой но…ке, у…кая тро…ка, моро… со сне…ком, сла…кая ре…ка, кре…кая вере…ка, перед поса…кой морко…ки, ле…кие крылы…ки, сла…-кий арбу…, на гря…ке ре…ка, ло…кий ле…

2. Расставить знаки препинания:

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

поездка, лисица, пограничник, перекличка, лошадка, находка

4. Подобрать эпитеты к слову мама.

. Вставить парные согласные:

ги…кий пру…, сере…ки у бере…ки, бабу…ка в око…ке, у…ки на маку…ке, пол…ти через овра…, у деду…ки на ночле…, зага…ка про арбу…, турис… в ло…ке, ребя…ки в пала…ке, испра…ь оши…ку

2. Расставить пропущенные знаки препинания:

В песне говорилось и про зеленый лужок и про весну и про коня на воле.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

м…роз, площ…дь, с…пог, т…традь, стор…ж, бер…г, леб…дь, в…р…бей, с…л…вей, за…ц, яг…да, гру…а

. Вставить пропущенные буквы в приставках:

…тгадал, н…тянул, п…шел, з…летел, …ткрыл, н…дрезал, п…дходит, з…-гудел, п…красил, п…лет, р…сход, п…ездка, п…ход, з…писка, п…дарок, п…д­­березовик, з…держал, з…мяукал

2. Расставить знаки препинания:

Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперед и ударило в затор.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ник-:

4. Подобрать антонимы к слову умный.

.

Вставить пропущенные буквы в приставках:

п…ложил, з…работал, …тложил, п…дтолкнул, пр…бежал, …пустел, …твел, н…бирал, п…шел, н…падал, з…стучал, пр…валился, п…садил, н…ловил, …тбежал, …бледенел, з…рыл

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Булька стал чесать за ушами и греметь ошейником.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лес.

4. Написать 10 слов с приставкой пере-:

1. Раскрыть скобки:

(по)является (из)леса, (по)гладил (у)собаки, (в)стороне (в)горах, (при)вез (в)субботу, (за)держал и (на)кормил, (за)шел (за)угол, (за)тормозил (за)поворотом, (за)снул (за)партой, (вы)ехал (из)двора, (вы)лез (из)машины, (в)лез (в)дупло

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

подарки, полевые, вечерний, узкая, низкий, ленивый

4. Подобрать синонимы к слову бежать.

1. Раскрыть скобки:

(На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу.

2. Расставить знаки препинания:

Захар открыл банку консервов достал горшочек с медом бруснику яблоки грибы.

3. Подобрать эпитеты к слову лисица.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

во…зал, ж…лезо, ко…ектив, завтр…к, г…зета, …зык, р…сунок, к…стер, сах…р, меб…ль, тра…вай, ч…твер…

1. Вставить парные согласные:

Ле…кий, ро…кий, сла…кий, отга…ка, бере…ка, улы…ка, поло…ка, оши…ка, яго…ка, тра…ка, сколь…кий, сторо…ка, зага…ка, стару…ка, фля…ка, ни…кий, ги…кий, гла…кий.

2. Расставить знаки препинания:

Ребята гудели свистели издавали соловьиные трели.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лень.

4. Выполнить фонетический разбор слова ель.

. Расставить парные согласные:

Ду…ка, була…ка, бума…ка, гу…ка, варе…ка, голу…ка, морко…ка, гря…ка, доро…ка, блу…ка, зу…ки, остро…ки, ду…ки, кни…ка, гла…ки, сугро… , коро…ка, заря…ка.

2. Расставить знаки препинания:

В Россию приглашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

3. Определить падеж существительных:

сделана из дуба, подошел к собаке, бежит по полю, тащит в дупло, приехал из Москвы, протер полы, пришел из школы, пролетел над городом

4. Выполнить фонетический разбор слова заяц.

1. Вставить парные согласные:

Ястре… , клюю… , кру…ка, заморо…ки, ры…ка, ло…ка, оши…ка, шу…ка, лоша…ка, ло…ка, повя…ка, но…ка, ю…ка, площа…ка, ска…ка, нахо…ка, пиро…ки, ука…ка.

2. Расставить знаки препинания:

Артем подошел к няниной постели поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками взял горсть их к себе в карман.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

столяр, свинарка, грозовой, радостный, известный, пилка

4. Подобрать синонимы к слову лошадь.

1. Вставить парные согласные:

Кно…ка, подру…ка, ка…ка, сапо…ки, ко…ка, сне…ки, кро…ки, лягу…ка, ла…ки, фла…ки, ре…ка, разве…ка, кры…ка, ша…ка, поло…ка, сосе…ка, матре…ка, ве…ка.

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дача просторная и удобная но находится далеко.

3. Выполнить фонетический разбор слова книжка.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

пр…вительство, б…гаж, …зык, т…варищ, с…рень, се…лка, с…лют, се…одня, р…бята, г…зета, к…мандир, …борона  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти медиану равнобедренного треугольника 7 класс
  • Как найти аккаунт если не помню
  • Как найти силу тока в электрической цепи
  • Как найти командную строку на виндовс 10
  • Сталкер фотограф как найти летучих мышей