Формирующее оценивание
Учитель биологии и географии: МБОУ ССШ №1Берняцкая О.Н.
Формирующее
оценивание
это целенаправленный и непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Прием критериального оценивания «Карта понятий»
Цель мастер-класса : создать условия для мотивации учителей к использованию в своей педагогической деятельности приема критериального оценивания
«карта понятий».
Прием «Карта понятий»
1. Что такое карта понятий
2. Зачем нужны карты понятий
3. Как составить
4. Заполнение карт
5. Критерии оценивания
6. Ценность приема
Карта понятий
- Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области. Карта состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятий в направлении от общего к частному.
Зачем нужны «Карты понятий»
Карта понятий позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Составление карт
- Составление карт понятий может проходить в форме:
- индивидуальной, в парах, в группах по 3-4 человека.
- При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
- Это упражнение даёт ученикам полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты
своей позиции. Результат этого процесса
– обмен и взаимное обогащение идеями.
Заполнение карт
- Выборочное заполнение карты понятий Педагог делает карту и убирает часть понятий из рамок 30-40%. Извлечённые из карты понятия помещаются в пронумерованный список, приложенный к карте, для того, чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по % правильных ответов.
- Карта для выборочных понятий Учитель готовит список из 10-20 понятий и просит учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь
делается на установлении взаимосвязей и
постепенном усложнении тех структурных
конструкций, которые могут построить ученики,
опираясь на свои знания в данной области.
- Картирование-выращивание Рассмотрим вариант, известный как «микрокартрование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5-10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же количество понятий, которые они добавят самостоятельно, опираясь на знания данной темы.
- Направленный выбор при составлении карт Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через
какой-то период времени. Преподаватель
фокусирует внимание на том, какие понятия
появились на карте, а какие исчезли.
Критерии оценивания
1. Если установлены корректные взаимосвязи между двумя соседними понятиями (Одна взаимосвязь — 1балл)
2. За каждый правильно установленный иерархический уровень(5 баллов)
3. Указаны конкретные примеры (Один пример -1 балл)
4 . За каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк) (10 баллов)
«Карта понятий»
Ценность приема «карта понятий»
Особая ценность приема заключается в том, что ученика вынуждают думать, анализировать, систематизировать, так как составление карты понятий невозможно, если школьник просто выучил материал, он должен его понимать.
Прием позволяет учителю развернуть образовательный процесс таким образом, что становится понятной степень усвоения знаний по определенной теме не только учителю, но и ученику, что особенно важно в связи с переходом школы на новые образовательные стандарты.
Мастер – класс
Тема: Метод
оценивания «Карта понятий».(слайд 1)
Цель: мотивировать
педагогов к овладению новым методом оценивания карта понятий.
Задачи:
познакомить
педагогов с приёмом моделирования карты понятий;
создать
условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой(слайд
2)
Теоретическая
часть
Введение
Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед
учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений
учащихся и расширения оценочного инструментария, так как изменились
планируемые результаты в освоении основной образовательной программе начального
общего образования.
Для
адаптации к жизни в непрерывно изменяющейся информационно пересыщенной среде
требуется качественно иной уровень развития интеллекта, когнитивных
способностей и информационной культуры. Наши же дети продолжают заучивать
огромные массивы информации, хотя бессмысленность этого занятия уже давно
привела к полной потере интереса к процессу обучения у подавляющего большинства
школьников, убегающих от него либо в подвалы мегаполисов, либо в мир
виртуальной реальности.
Дети
от природы любознательны и пытливы. Чем же вызвано отторжение и неприятие
научной информации, которой их пичкают в школе? Ответ оказался очень простым.
Выяснилось, что дети её просто не
понимают! Но этот простой ответ породил множество других вопросов. Почему
не понимают? а нужно просто изменить отношение к детям? Может быть, всё дело в
учителях и в учебниках, и их нужно заменить? Что
нужно изменить в содержании, методах, формах, средствах и приёмах обучения,
чтобы дети могли понять предмет изучения? Или все эти дидактические премудрости
не имеют никакого значения,
Я начну свое выступление с угощения, если позволите
(предлагаю коллегам изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это
лакомство?
Я
хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.
Такой
изюминкой для меня стала методика оценивания карта понятий.
Кто
то уже использует этот метод в своей работе?
В
начале немного теории.
Карта
понятий это один из методов работы с информацией, разработанным американским
педагогом Джосефом Новаком. В России этим методом занимается Михаил Евгеньевич
Бершадский.
Основная цель
данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину
всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между
отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Я абсолютно уверена в том, что работа учителя в системе по
технологии «карта понятий» позволяет формировать универсальные
учебные действия. Так же она выступает и в качестве инструмента оценивания. С
помощью карты понятий учитель сможет понять, как ученик воспринимает отдельные
темы курса, проверить уровень понимания учебного материала
Можно утверждать, что
если учащийся смог самостоятельно составить карту понятий по изучаемому
материалу, то он его понял.
В основе
метода лежит графическое отображение информации, с помощью установления связей
между основными понятиями.
. Карта состоит из
названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими
соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Можно составить
карту в виде рисунков.
Изучаемое
понятие обозначается в центе листа, после изучения информации выделяются
признаки, которые соединяется с основным понятием линиями или стрелками,
которые являются связками между понятиями.
- выделение смысловых единиц темы и их
графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» — схемы.
Важно: - выделить главную смысловую единицу
(тема); - выделить связанные с ключевым словом
смысловые единицы (категории информации); - конкретизировать фактами и мнениями.
Наши мысли уже не громоздятся, а
«гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
универсальность
Составление
карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой
работы..(слайд 5)
При
составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть
темы, а так же материал целого учебного предмета
Составлять карты понятий можно, как в
индивидуальной, так и в парной и групповой форме. Использовать карту понятий
можно на всех типах уроках.
В своей практике использую
следующие виды работы с КП:
• дополнение частично заполненной КП;
• заполнение пустой структуры КП;
• самостоятельное составление КП по набору понятий;
• составление карты понятий по тексту
Правила составления КАРТЫ ПОНЯТИЙ:
1. Основной объект-понятие должен
находиться в центре карты. От него расходятся стрелки-связи с другими
объектами-понятиями.
2. Связи могут иметь
поясняющие названия в виде глаголов.
3. Оформление
объектов-понятий, несущих одну и ту же смысловую нагрузку должно быть
идентичным (форма и цвет, вид текста и т.п.).
4. Объекты-понятия на
карте можно сопровождать рисунками и примечаниями, раскрывающими смысл понятия.
В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что
приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. - Продолжать работу, пока не кончится
время или идеи не иссякнут. - Постараться построить как можно
больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
При оценке карт
учитель и учащиеся должны задать себе следующие вопросы:
- Зафиксировали
ли наиболее важные понятия? - Соответствуют
ли связи между понятиями, которые установили, научным данным? - Выстроили
ли достаточное число иерархических уровней и связей между понятиями?
Есть ли
свидетельства того, что у детей возникли неверное понимание связей между
понятиями и ошибочные понятия?
Уважаемые коллеги! Позвольте в заключение мастер-класса
показать вам притчу.
«Все в твоих руках»
(видеоролик)
—
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное –
успешным.
-Успех — значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в
себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир.
Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для
преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
-Быть учителем — значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на
уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний,
получаем успешных учеников.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и
приемов, один из которых является метод карта понятий.
Именно
такие методы позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения
делают легким и доступным.
Карта понятия – мощный инструмент мышления, дающий
возможность
обрисовать основные идеи и быстро увидеть и прояснить их
взаимосвязи.
Использование карт понятий позволило структурировать
процессы повторения, изучения нового материала, процесс систематизации и
обобщения. Это продуктивная
творческая деятельность учащегося.
Уважаемые коллеги!
Хотелось бы отметить актуальность вашей работы, поскольку формирование
понятийного аппарата учащихся в условиях ФГОС — большая и сложная практическая
задача. На мой взгяд вы подобрали оптимальные и эффективные методы, учтя при
этом деятельностный подход. Представленные примеры заданий позволяют органично
включить материал любого предмета, например, физики. Для меня лично ваш
мастер-класс очень содержателен и ценен с методической точки зрения.
Хотела бы уточнить, эта деятельность на уроке является оценочной? Если да, то
как часто это проводится, и как вы переводите баллы в оценку.
.
Уважаемые коллеги! Надо
отметить, Ваша тема актуальна и востребована на современных этапах развития
образования, что позволяет развивать творческие способности и повышать интерес
к дисциплинам естественно-математического цикла. Развитие познавательных
процессов (логики, мышления, памяти, речи) хорошо прослеживается при
составлении карты понятий, вовлекая учащихся в деятельностный процесс и
самостоятельное оценивание своих знаний, независимо от типа урока
Карты понятий несут
функцию визуализации познавательной деятельности, т.е. позволяют оценить, как
глубоко учащиеся разобрались в теме изучения (удалось ли им построить связи
между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный
материал).Следовательно, метод карт
понятий даёт возможность естественным образом ввести в учебный процесс механизм
непрерывной обратной связи, без которого невозможно управление обучением.
Рассматривая
карту от вершины к основанию, преподаватель сможет:
- понять,
как ученик воспринимает отдельные темы курса; - проверить
уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное
толкование понятий; - оценить
сложность установленных школьником структурных взаимосвязей.
Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить
учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться
доказывать, участвовать в дискуссии ит.д.)
Для
учителя важно не пропустить ни одного из последовательных шагов в работе с
методикой:
·
определить
тему, по которой будет составляться карта;
·
определить
вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание
выбранной темы, или предложить учащимся сделать это самостоятельно;
·
предложить
детям установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их
стрелочками. Этот этап работы также может выполняться учителем и учениками
совместно
·
указать
на необходимость сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными
понятиями;
·
при
необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя
охват темы и систематизируя знание и понимание материала.
·
Для
учителя принципиально важно проследить за тем, как обучающиеся меняют и
дорабатывают свои карты в процессе
изучения материала. ; (слайд 7)
Практическая
работа по составлению карты понятий.
3Выступление групп.
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока «Деятельность — способ существования людей»
Учитель — Ягодкина Наталья Алексеевна, МАОУ СОШ № 3 с УИОП г.Балашиха
Класс – 10
Тип урока: ознакомление с новым материалом (Урок построения понятия)
Цель урока: сформировать представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;
Формируемые метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока,
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.
Оборудование урока:
Учебник « Обществознание 10 класс»/ под редакцией Л.Н.Боголюбова
Презентация «Деятельность как способ существования людей»
Раздаточные материалы ( Приложение 1.- Виды деятельности. Приложение2- таблица для заполнения)
Формируемые УУД
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1. Оргмомент.
Цель: мотивация к действиям на уроке
2.Подготовка к изучению новой темы. Цель: создать мотив к учебному исследованию
Целеполагание.
Ребята, я рада вас видеть, и хочу с вами провести урок. А тему урока, его цели и задачи поможете определить вы. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
— А начнем мы урок с небольшой РАЗМИНКИ.
У вас на парте лежит чистый лист тетради. Возьмите его и напишите на нем свое имя. А теперь скомкайте бумагу в комок. Перед доской я поставлю мусорную корзину. Вам нужно забросить в мусорную корзину скомканный лист бумаги, не вставая со своего места.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
Погружение в проблему.
— Скажите мне, а чем мы с вами сейчас занимались? (Что вы делали?)
— Корзинка. Какова ее роль в нашей разминке?
Как мы одним словом ее определим?
— Комочки. Некоторые из них лежат в корзинке, а остальные — на полу. Чем они являются в нашей разминке?
— Давайте посмотрим, кто достиг у нас цели, попал в корзину.
(Называем их имена. 0
А теперь, посмотрите, на доску, на слова, которые там записаны, и скажите мне, какое слово объединяет все эти понятия и что будет темой нашего исследования?
Молодцы! Вы сами сформулировали тему нашего урока – «Деятельность».
— Ребята, подумайте, а что именно вы хотите узнать о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, аргументируют свои позиции.
Дети бросают комки.
Скомкали бумагу. Кидали комки…)
(Пишем на доске – ДЕЙСТВИЯ)
(Мы должны были в нее попасть).
— ЦЕЛЬ
-РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— Что такое деятельность?
— Из каких элементов состоит деятельность?
( Какова структура деятельности)
— Почему человек совершает деятельность? — Какая бывает деятельность?
— Какую роль играет деятельность в нашей жизни?
вопросы записываются на доске по ходу обсуждения
актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Пытаются решить поставленную задачу
Составление плана урока
умение точно и полно выражать свое мнение.
умение слушать учителя;
четко формулировать вопросы
умение задавать уточняющие вопросы и давать на них ответы.
умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других
Запись на доске опорных понятий
Вместе с учителем выводят цель учебной деятельности на данном уроке.
Запись плана в тетрадь
3. Изучение нового материала
Цель: совместный поиск решения учебной задачи
4.Применение понятия на новом материале
Цель: закрепить понимание нового понятия
Организую коллективный анализ учебной задачи. Фиксируем выдвинутые учениками гипотезы, организую их обсуждение.
Организую учебное взаимодействие учеников (пар)
— На столах у вас лежат рабочие листы к уроку с заданиями.
Сейчас вы индивидуально и в парах ознакомитесь с содержанием заданий, которые указаны в листе заданий. А затем будет устное обсуждение и оформление результатов работы.
— Задание 1 связано с определением понятия «деятельность». Внимательно прочитайте задание и попробуйте его выполнить. А потом мы с вами посмотрим, что у нас получилось. (Задание1.Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены — Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).
— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).
Организую учебное исследование для выделения понятия.
— В ваших рабочих листках дана схема «Структура деятельности» и задание 2. На основании схемы сформулируйте составляющие части деятельности, изображенной на рисунке.
— Человек никогда ничего не делает просто так. В основе его поведения и действий лежат мотивы. В нашей разминке в начале урока вы все кидали комки. А зачем вы это делали?
— Теперь вновь вернемся к рабочему листку. Познакомимся с видами мотивов и их сущностью и выполним задание. Дана притча и нужно выяснить, в чем смысл притчи.
(« Однажды во время строительства Шартрского собора идущий по дороге путник встретил работников, везущих в тележке камни и спросил, что они делаю. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить». Третий радостно воскликнул: « Мы строим собор»
Движемся дальше.
— Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности. Давайте познакомимся с ними. Вновь обратимся к рабочему листку Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная…Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре
Предлагаю учащимся заполнить таблицу
( Приложение2)
— Несомненно, деятельность играет определенную роль в жизни человека и общества.
?? Какую?
Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока. Аргументируйте свое мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?)
— Сегодня на уроке мы использовали много выражений, цитат известных людей, использовали притчи. Притчей мне бы хотелось закончить нашу исследовательскую часть урока.
?? Подумайте, в чем ее смысл?
«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Он был очень рад этому обстоятельству. Только одно не знал дровосек: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей».
Читают предложенные определения.
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают
выделяются вместе с учителем):
— деятельность – активные действия;
— у деятельности есть цель;
— она направлена на результат.
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают
.
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают
Рабочие листы лежат на столах у обучающихся
Читают причту.
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают, делают выводы.
Работают группами с раздаточными материалами. Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека (Приложение1)
Самостоятельно заполняют таблицу
В раздаточных листах даны высказывания:
1.» Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни»
( В.Белинский)
2. « Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, что хотят достигнуть» (А. Макаренко
3.»Когда мы перестаём делать, мы перестаем жить» (Б.Шоу)
актуализация своего жизненного опыта; выделение нужной информации из текста, умение структурировать знания,
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений.
Формулируем понятие
«Деятельность- форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя»,
Записываем в тетрадь
ЦЕЛЬ СРЕДСТВА…….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
умение слушать собеседника;
умение давать ответы на вопросы; умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в парах.
Воспринимают ответы учащихся.
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают
представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.
Участвуют в обсуждении, учатся формулировать своё мнение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Принимают и сохраняют учебную цель. Осуществляют самоконтроль.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов, проверка усвоения материала
Контрольно-оценивающая деятельность.
— Ребята, как вы думаете, удалось нам сегодня реализовать цели урока?
— Ребята, определите какими видами деятельности мы занимались на уроке?
— Как вы считаете, занятие было полезным или нет?
Закончить урок я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели. Этого я всем вам искренне желаю!
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.
Рефлексия своих знаний, действий.
Личностные УУД:
уметь самостоятельно определять результаты обучения и познавательной деятельности, создавать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Приложение 1. к уроку « Деятельность как способ существования людей»
Материалы для работы в группах
Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.
Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника “Обществознание” 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, профильный уровень:
1.Труд как вид человеческой деятельности.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках
В-третьих, материально-техническими условиями труда. Дл достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.
2.Познавательная деятельность.
Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса – познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.
В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
3. Политическая деятельность
Наука предполагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них:
— Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
— Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).
Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.
4. Творческая деятельность
Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творческая деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий
Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт творческой деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства
Приложение2. Заполнение в тетради общей таблицы:
Виды деятельности |
Цель |
Средства |
Действия |
Результат |
Трудовая |
||||
Политическая |
||||
Познавательная |
||||
Творческая |
Мастер- класс
«Карта понятий – эффективный инструмент формирующего оценивания»
Быкова И.В.
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1»
г Сыктывкара
Цель: мотивировать педагогов к овладению нового метода оценивания при помощи составления карты понятий.
Теоретическая часть.
Карта понятий (концептуальная карта) – одна из техник формирующего оценивания.
Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал
Карта понятий — это граф, состоящий из узловых точек (понятий), которые расположены на разных иерархических уровнях (от общего понятия к частному) и связанных между собой прямыми линиями, определяющими связи между ними.
Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка, так и для учителя. Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить, о чём шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.
Рассматривая карту от вершины к основанию, учитель может увидеть, понимают ли учащиеся то, как связаны понятия и какова природа возникающих у них ошибочных суждений, оценить сложность установленных взаимосвязей и то, как процесс понимания развивается с течением времени.
Карта понятий — универсальный инструмент, она может применятся абсолютно на любом предмете, а также на любом типе урока практически на любом этапе урока.
С чего начать обучение?
С начала следуетнаучить учащихся изображать суждения в графической форме.
Суждения обычно представляются в виде двух фигур (чаще прямоугольники), соединенных стрелками или линией. Внутри прямоугольников пишутся понятия, на стрелке – вид связи между ними.
Наиболее часто понятия связываются одним из девяти логических видов связи.
Давайте посмотрим, каким видом связи могут быть соединены следующие понятия:
— ромашка — цветок
-птица- крыло
-грозовые тучи- дождь
-гусеница- куколка- бабочка
В озможные формы предъявления таких заданий учащимся:
-
задания со свободным выбором ответа лучше использовать на этапе обучения
-
з адания множественного выбора — при проведении диагностики степени сформированности умений.
Попробуем поработать с данным видом заданий. Тема нашего семинара «Формирующее обучение», поэтому понятие А и будет «формирующее обучение».
У вас на столах карточки, связанные с понятием формирующее обучение и указанным видом связи. Определите понятие В.
Вид — род |
||
ФО |
есть |
оценивание |
Тождественность |
||
ФО |
это |
Оценивание для обучения |
Противоположность |
||
ФО |
Итоговое (суммативное) |
|
Целое – часть |
||
ФО |
Карта понятий |
|
Причина – следствие |
||
ФО |
||
Функция |
||
ФО |
Развивает (формирует) |
самооценка |
После того как учитель убедится в том, что обучающиеся научились выражать одиночные факты в графической форме в виде суждений, то можно переходить к обучению построению системы понятий, т. е. карт понятий
Существует несколько видов работы с картой понятий:
Рассмотрим первый – составление карты понятий.
Составлять карту понятий можно как на одном уроке, так и на нескольких, дополняя ее все новыми и новыми понятиями. В таком случае к концу изучения темы у ребят будет карта, включающая все понятия данной темы (раздела).
Практическая часть
Фрагмент урока окружающего мира по теме «Что такое экономика».
1 этап: Чтение, беседа, выделение главного понятия.
-Перед вами статья из учебника по данной теме. Познакомьтесь, определите главное понятие, впишите его в верхний прямоугольник.
(«Экономика»)
2 этап: Выделение основных понятий.
— Выделите основные понятия темы, запишите их уровнем ниже и установите связь между главным понятием и основными с помощью глаголов.
(«сельское хозяйство», «промышленность»)
3 этап: Дополнение карты
Работу на данном этапе можно построить по- разному в зависимости от этапа урока.
На этапе актуализации знаний – обратиться к опыту детей и их знаниям
На этапе реализации построенного проекта – воспользоваться материалами учебника и дополнительными источниками информации.
Допустим, что работа проводится на этапе актуализации знаний
-вспомните все, что вам известно по данной теме, выделите понятия третьего уровня, впишите их в прямоугольники ниже и определите вид связи между ними и основными понятиями, а так же между понятиями третьего уровня
(«растениеводство», «животноводство», «добывающая промышленность», «металлургия», «машиностроение», «пищевая», «лёгкая промышленность» , «химическая», «энергетика», «электронная»)
После составления карты понятий необходимо обязательно организовать обратную связь, используя вопросы:
-
Зафиксированы ли наиболее важные понятия (есть ли лишние или ошибочные)?
-
Соответствуют линки/связи между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
-
Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
Существуют и другие виды работы с картой понятий
Заполнение карт. Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках (т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи-линки. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий. Сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов
Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Выполнять картирование можно индивидуально и в группах по 3–4 человека. В случае групповой работы составление карты понятий дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции.
Составление карт понятий в начальной школе, как правило, не оценивается. В старшем звене, с приобретением опыта работы с картами понятий можно применить для их количественного оценивания оценочные рубрики.
Наиболее распространена следующая система оценивания:
1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями
5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень
10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк)
1 балл- за каждый пример
Закончить свой мастер класс мне хотелось бы словами:
Поставим знак «равно» —
учитель – ученик.
Какое счастье:
он – добытчик знаний,
ты – лишь проводник
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/505632-karta-ponjatij—jeffektivnyj-instrument-form
Структура деятельности — это система элементов, которые образуют деятельность человека. Деятельность — же — это форма активного отношения человека к миру, которое заключается в его преобразовании.
Структура деятельности состоит из следующих элементов:
- Субъект деятельности.
- Объект
- Мотив
- Цель
- Средства
- Результат
Далее раскроем эту структуру на конкретных примерах для подготовки к ЕГЭ.
Суть
Важно понимать особенность человеческой деятельности. Она заключается именно в преобразовании окружающей среды, создании предметов, которые в природе не встречаются.
В силу этого, субъектом деятельности может быть либо человек, либо группа лиц. Субъект — это тот, кто производит деятельность.
Объектом же может выступать как другие люди, так и мир в целом.
Пример: землепашец пашет землю плугом. Субъект — землепашец, земля — объект деятельности, плуг — средство деятельности. Или две команды играют в футбол. Соответственно обе команды являются субъектами деятельности и объектами, потому что деятельность каждой команды направлена на то, чтобы обыграть противника. Мяч — средство деятельности — игры в футбол!
Мотив — это побудительный императив, который побуждает субъект к деятельности. Например, почему люди играют в футбол, шахматы, компьютерные игры? Чтобы развлечься, отвлечься от повседневности. Мотивом могут быть потребности (вот, кстати, статья про виды потребностей), ценности, интересы, убеждения и пр. Кстати, рекомендую вам нашу статью про социальное действие.
Цель — это представление субъекта о конечном результате деятельности — идеальный образ результата, который отвечает потребностям и интересам субъекта.
Например. Ученый изучает вирус Covid-19, чтобы создать вакцину против нового штамма. Цель — понятна: чтобы люди были здоровыми и обладали иммунитетом к новой заразе. Кстати, познание — тоже является одной из форм деятельности.
Или другой пример. Продавец в магазине техники. Один говорит о товаре неправду — лишь бы продать. Его цель — продать и заработать деньги. А есть продавец, который подробно объясняет истинные положительные и негативные стороны товара и может даже рекомендовать купить дешевый товар, который лучше по качеству. Понятно, что цель последнего — действительно удовлетворить потребности покупателя.
Схема. Структура деятельности. Источник: схемо.рф
Результат — это итог деятельности, он может быть либо превзойти цель, либо не достичь ее. Например, вы хотите накопить за 10 лет миллион рублей. Это ваша цель. А накопили два миллиона — это результат. При этом вы — субъект деятельности (накопления), деньги — объект, цель — миллион рублей, результат — два миллиона рублей. Мотивация понятна — чтобы были деньги и больше не работать.
Такова структура деятельности! Также рекомендую нашу статью про виды деятельности и про виды экономической деятельности. Также рекомендую наш обзор раздела «Человек и общество».