Статья-квест, которая поможет найти ресурс на расстоянии руки. И даже ― не вставая с кровати
Осень начинается с расставания. Со всеми радостями, которые могут быть доступны только летом.
Еще вчера можно было выскочить из дома с недосушенной головой и гулять в футболке хоть до утра. И даже дождь не помеха — ведь все высохнет под солнцем.
Сегодня уже хочется завернуться в шарф, нырнуть в резиновые сапоги и не забыть зонт. И с каждым градусом похолодания — лишний раз не выходить из дома.
А еще активизируются вирусы, дети начинают приносить их из садов и школ, заболевают сами, заражают нас. На улицу выбираться уже не то чтобы не хочется, а иногда и не получается: болеющего ребенка дома не оставишь.
В такое время сильнее всего нам не хватает радости и тепла. И где их взять?
Предлагаем вам найти их в собственном доме.
А точнее — совершить небольшое путешествие, исследовать пространство, в котором вы живете, и создать с нашей помощью карту его ресурсов.
Ведь впереди еще и долгая зима, которую хорошо бы не проспать (хочется ведь, правда?), а прожить с удовольствием.
________________
I. Готовим снаряжение
Вместо компаса мы возьмем с собой специальные инструменты. Один из них, мультиметр — ваш индивидуальный чек-лист для самодиагностики уровня радости и энергии.
Вы можете скачать и распечатать его или нарисовать свой мультиметр цветными карандашами или фломастерами.
Скачать мультиметр
Зачем нужен мультиметр?
С его помощью вы можете диагностировать свое состояние.
Обычно мы поздно замечаем, что совсем уже без сил, и заряд нашей внутренней батарейки близится к нулю.
Многие из нас по разным причинам не всегда умеют слышать свои потребности, сигналы своего тела, психики и заботиться о себе вовремя.
Мы не видим промежуточные состояния между полюсами «Здорово, я полна/полон энергии» и «Все, я больше так не могу».
Мультиметр поможет этому учиться.
Как пользоваться мультиметром?
Рядом с каждой цифрой опишите ваше состояние.
Что такое для вас 0% или 1%? 0% — это когда уже все, уснули? А 1% — когда готовы упасть без сил или вы уже в полете?
Чем подробнее вы опишете состояния и чем чаще будете смотреть на шкалу, тем быстрее научитесь замечать, когда уровень ваших сил уже в желтой зоне, не будете дожидаться перехода в красную и, как следствие, проваливаться в полное опустошение.
________________
II.Создаем карту сокровищ
Итак, мультиметр у вас есть.
А теперь возьмите фломастеры, маркеры для скетчинга или цветные карандаши ― будем рисовать карту. Вернее, вы рисуете, а мы помогаем через подсказки и комментарии от эксперта:)
Поверьте, ваш дом полон тайников с ресурсами. Их только нужно найти.
1. «Зарядное устройство и розетку, чтобы ресурсы получать, нам выдали с самого начала»
Слово эксперту, Любови Тихомировой:
Когда мы рождаемся, мы рождаемся в мир, который точно для нас как-то подготовлен.
Кто-то взял нас на руки, закутал, напоил молоком или смесью, позаботился о том, чтобы нам было тепло, сухо, мягко, сытно и хорошо. То есть мир был полон ресурсов.
Сначала нас питали из внешних источников, и постепенно мы научились заботиться сами о себе.
Отличная новость! Розетку для зарядки искать не нужно, она уже в нас встроена.
Идем дальше.
2. Ищем точку покоя
Оглянитесь по сторонам, найдите в вашем доме такое особенное, специальное место, где вам хорошо. Куда вы можете уйти/сесть/лечь и как следует отдохнуть.
Это будет ваша точка покоя.
Договоритесь с домашними о специальном знаке, который означает, что вас сейчас не нужно беспокоить в вашем специальном месте.
Это может быть кружка с чаем в руках, закрытая дверь, наушники в ушах — что угодно.
Порепетируйте с детьми заранее, чтобы они научились видеть знак и правильно его трактовать.
3. Определяем сначала базовые ресурсы
Слово эксперту, Любови Тихомировой:
Какие бывают ресурсы? Можно разделить их на базовые и вторичные, внешние и внутренние.
Базовые ресурсы — это ресурсы, которые не требуют дополнительных вложений и усилий.
Например, сейчас у меня есть стакан с водой. Это мой базовый ресурс. Пока он не закончится, мне не нужно никаких дополнительных усилий, чтобы взять стакан и приложить его к губам, если мне понадобится глотнуть воды.
А вот пойти и поспать сейчас я не могу, потому что работаю. То есть это вторичный ресурс, он требует дополнительных вложений: терпения подождать пару часов.
Например, если ваше специальное место — ванна с пеной, то это всегда будет вторичный ресурс. Ведь ванну придется сначала наполнить, а для этого нужно, чтобы была горячая вода, пена и время все это организовать.
А если это кресло, куда можно в любой момент просто прийти, сесть и закрыть глаза, — тогда это базовый ресурс.
Подумайте, что еще в доме может стать вашим базовым ресурсом. Что поможет вам отдохнуть и порадоваться без дополнительных усилий?
Предлагаем выполнить упражнение по поиску базового ресурса, не вставая с кровати.
- Лишние 10-15 минут тишины, пока еще никто не пришел к вам с просьбами или не наступило время всех будить?
- Любимая песня на телефоне?
- Полистать ленту друзей? (Да, это тоже может быть тем самым действием для себя, если вам важно, например, сонастроиться с внешним миром).
- Придумать что-то приятное на этот день?
- Потянуться (помните, как сладко это делают коты?:)
- Помассировать себя?
- Что-то еще?
Заведите привычку начинать с этого вопроса к себе каждое утро:
«Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы себя порадовать?»
Ключевое: именно себя, в первую очередь.
И да, если вам все-таки удобнее себя радовать стоя ― можно встать;)
Ресурсом может оказаться то, о чем бы вы никогда не подумали
Неумение обращаться с базовыми и вторичными ресурсами приводит к истощению батарейки. Когда мы сильно истощились, нам нужно задействовать базовые ресурсы.
Мы часто ждем отдыха, чтобы использовать вторичные ресурсы, и не умеем пользоваться базовыми. Мы их считаем «какими-то не такими».
― Ну вот я сейчас посмотрю в окошко — и что, мне от этого легче станет? Я так устала. Что ж я, сейчас просто глотну воды, и все? Все мои проблемы от этого решатся?
― Да нет, конечно.
Кстати, что у вас с окном? Любите в него смотреть, любуетесь видом? Давайте попробуем его тоже сделать ресурсом, если вас это радует и наполняет.
Одна из наших читательниц в карантин придумала каждый день фотографировать вид из своего окна по-разному:
она меняла ракурс, время съемки, предметы на подоконнике, ловила закаты-рассветы. Это была простая игра, которая помогла ей находить радость и вызовы даже в условиях изоляции.
Мы не ценим базовые ресурсы, поэтому не используем их и доводим себя до состояния, из которого уже сложно позаботиться о себе. Важно себя слушать и не загонять.
Итак, сначала нужно пользоваться ресурсами, которые не требуют дополнительных усилий. Попить водички, встать под душ, посмотреть в окошко, подышать в это самое окошко свежим воздухом.
Отметили на карте ваши базовые и вторичные ресурсы?
Про потребности тела не забыли — про спорт и движение? Этот аспект особенно важно не забыть, если работа сидячая и удаленная.
Найдите место, где вы сможете подвигаться, возможно, потанцевать или сделать полноценную тренировку.
Вспомните какие-то простые упражнения/самомассажи, которые можно сделать быстро, без подготовки места.
А что дальше?
Вы можете повесить карту на видное место и пользоваться ей, когда чувствуете, что силы и радость покидают вас.
А можете прийти к нам на онлайн-игру по управлению энергией и ресурсом «Батарейка», чтобы:
✔ обнаружить еще базовые и второстепенные ресурсы, которые пока не заметили;
✔ дополнить карту внешними и внутренними ресурсами ― еще одним важным источником сил;
✔ найти и научиться обходить ловушки и энергетические дыры;
✔ и, конечно, ― чтобы получить поддержку и заботу, которых нам всем так не хватает.
Как устроена онлайн-игра:
❤ 5 игровых комнат, которые открываются постепенно.
❤ 4 коротких теоретических урока
❤ 13 простых и практичных онлайн-игр
❤ 2 эфира с ответами на вопросы в записи
Смотрите, слушайте и играйте с удовольствием в своем темпе.
До 27 сентября включительно все это можно подарить себе или близким со скидкой 40% по промокоду 40
роща редких деревьев, ледовый дворец, крупные инвесторы и доноры, бренды, музеи, песчаные пляжи, фермы маралов, волонтеры, молодые специалисты, Белое море, деревянные храмы, люди, свой сказочный герой, мастера, художники, театр, хор, клуб любителей фантастики (которому 36 лет), минеральная вода, морошка, место, где семга выпрыгивает на берег, местная активистка, выигравшая 80 процентов грантов, на которые подавала заявку.
Кейс
П: Ань, расскажи, какие у тебя успехи в плавании.
А: Мне нравится тренироваться и у меня появилась подруга Маша. На прошлых соревнованиях она заняла второе место и получила первый разряд. Теперь я тоже хочу.
П: Здорово! А у тебя уже есть план, как этого достичь?
А: Ну, я хожу на тренировки, но не знаю получится, или нет.
П: Я поддерживаю тебя в этом желании и могу помочь тебе в достижении цели.
А: Круто! А как мы это сделаем?
П: Для этого нам надо нарисовать план.
А: Ого, а это как? Наверное, это сложно?
П: Не переживай, я тебе помогу. Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать мне. Ответы я буду наносить на карту. Начнем! Что ты сейчас делаешь, чтобы выполнить разряд?
А: Хожу на тренировки, где тренер учит меня правильно плавать. А ещё я смотрю ролики в интернете.
П: Отлично. Сейчас я нанесу это на нашу карту (наносит).
А: О, как интересно получается, а мы можем ещё что-нибудь добавить на нашу карту?
П: Да, обязательно. Давай вместе подумаем, что ещё может помочь тебе в достижении цели. Бывает, что ты пропускаешь тренировки?
А: Да, если я не успеваю вовремя сделать уроки или опаздываю к началу тренировки.
П: Понятно. Значит тебе нужно хорошо учиться и быть дисциплинированной (дописывает на карту). А на соревнованиях ты плыла также уверенно как на тренировке?
А: Нет, я переживала и проиграла девочкам, которые уже участвовали в соревнованиях и ездили на сборы.
П: Понятно. Как ты думаешь, как это использовать?
А: Может мне тоже съездить на сборы? И поучаствовать ещё в каких-нибудь соревнованиях?
П: Здорово! Так и запишем (наносит на карту). Ты говорила, что смотришь ролики в интернете, а кроме этого, где ещё можно получить информацию о плаванье.
А: Маша рассказывала про интересную статью про мотивацию, а тренер говорил про книгу Майкла Фелпса… О, я поняла, значит мы тоже можем нанести это на карту!
П: Здорово! Тогда нарисуй их сама (Аня рисует).
А: Какая интересная получилась карта. Сколько у меня ещё есть возможностей чтобы прибавить в результатах! Думаю, если я буду всё это делать, то точно выполню разряд до нового года!
Составление ресурсной карты
Назначение
задания
Выполняя задание,
вы должны представить в графическом
виде результаты работы по анализу
ресурсов, составив ресурсную карту.
Однако, в отличие от календарного
планирования, на ресурсной карте
обозначаются не работы по реализации
плана, а прохождение «мест расположения»
ресурсов, которые необходимо привлечь
для реализации этих работ.
Содержание
действий по выполнению задания
Для составления
ресурсной карты вам нужно выполнить
следующие действия:
1. Продумать и
представить в графическом виде «линию
времени» (4-месячный период времени),
которая организует композицию ресурсной
карты.
2. Продумать и
представить в графическом виде «места
расположения» ресурсов, которые должны
быть указаны при помощи условных
обозначений и распределить их относительно
«линии времени».
3. Указать на карте
маршрут прохождения «мест расположения»
ресурсов в течение планируемого периода,
соответствующий последовательности
выполнения запланированных работ.
4. Составить легенду
ресурсной карты, содержащую пояснения
к условным обозначениям, использованным
при составлении ресурсной карты.
Методические
указания по составлению ресурсной карты
и разработке её основных элементов
Любой инструмент
работы с информацией должен обеспечивать
реализацию двух основных принципов:
обзорность
(с одной стороны, должен позволять видеть
картину в целом) и структурированность
(с другой стороны, должен позволять
выделить в этой картине области и
работать с ними по отдельности).
Составление
приоритизированного
списка
позволяет
увидеть распланированную деятельность
в одном измерении – последовательность
выполнения намеченных работ. Календарный
план
вводит
ещё одно измерение – временное (работы
выполняются в определённой последовательности
в определённое время. Оба эти инструмента
позволяют увидеть полный список
предстоящих дел и разбить этот список
на части: в первом случае – разделить
дела по категориям приоритетности (одни
дела выполняются в первую очередь,
другие – во вторую и т.д.), во втором –
по временным отрезкам (этот временной
отрезок зарезервирован и не может быть
занят никакой другой работой).
Однако,
чем больший объём информации необходимо
визуализировать, тем более простые
формы для отображения должны быть
использованы, чтобы обеспечить
структурированность и обзорность
наглядного её представления. Таким
особым способом представления информации
является составление т.н. карт, которые
позволяют в графической форме (с
использованием символов) представить
и систематизировать информацию. Ресурсная
карта – это схематическое (графическое)
изображение результатов вашего
планирования на период текущего семестра
(4 месяца).
Основные
требования к ресурсной карте:
-
Ресурсная карта
должна иметь собственную систему
условных обозначений, это требование
обозначается как знаковость. -
Она должна отвечать
правилу картографической
генерализации,
чтобы карта не превращалась в случайный
набор явлений, фактов, объектов или
показателей, то есть должен существовать
отбор и обобщение содержания, изображение
только главных, имеющих существенное
значение явлений, фактов, объектов или
показателей.
Если расшифровывать
это требование по отношению к ресурсной
карте, нужно отметить следующий момент.
На карте, помимо двух основных измерений
(списка работ и временной шкалы), будут
представлены места нахождения ресурсов,
которые были выделены при выполнении
предыдущего задания. Основное, что
должно быть отображено на карте – это
маршрут (т.е. последовательность,
очерёдность) прохождения «мест нахождения»
ресурсов, которые требуются для реализации
намеченного плана. Поэтому, следуя
правилу картографической генерализации,
на ресурсной карте не следует указывать
непосредственно намеченные работы (они
отражаются на карте опосредованно через
последовательность прохождения «мест
расположения» ресурсов).
-
Образовательная
карта должна быть правильно оформлена,
то есть иметь:
-
название карты –
вверху; -
условные обозначения
в специальной рамке – внизу, вверху
или по правому краю листа (постарайтесь
не выносить их на другой лист!); -
собственную
цветовую гамму.
Условные знаки –
это своеобразный алфавит карты. Перечень
всех графических обозначений (знаков),
встречающихся на карте, с краткими к
ним пояснениями обычно помещается на
полях карты, или на свободных местах
внутри её рамки. Этот перечень называется
легендой
карты и
служит ключом для раскрытия её содержания,
своеобразным словарём, помогающим
прочтению карты. Первое правило перед
началом работы с картой и чтением её
содержания состоит во внимательном
изучении легенды карты и логики её
построения.
В учебниках по
картографированию выделяется более 10
способов формирования композиций знаков
картографических изображений, которые
можно сравнить с формулами правильного
выражения смысла языковыми картографическими
средствами. Вот лишь несколько основных
способов, которые будут уместны при
составлении ресурсной карты:
-
Способ
значков
применяется для указания местоположения
объекта, не выражающихся в масштабе
карты. По своей форме значки могут быть:
-
геометрическими
(круги, квадраты, треугольники,
прямоугольники, в том числе структурные,
изменяющихся размеров); -
буквенными
(одна или две буквы названия изображаемого
объекта или явления); -
картинными
(пиктографическими),
напоминающие рисунком обозначаемые
объекты.
В случае с ресурсной
картой это обозначение собственно
ресурсов, а также мест их локализации.
-
Способ
линейных знаков
используется для изображения реки,
дороги, границы и т.д.
Обозначения такого
рода можно использовать для условного
изображения «линии времени» на ресурсной
карте: например, изображения реки,
дороги, лестниц, троп позволяют
выразить на ресурсной карте несвойственную
обычной карте функцию – временную.
-
Точечный
способ
применяется для показа массовых или
масштабных явлений и объектов.
При составлении
ресурсной карты он может быть использован
для обозначения, например, большого
количества ресурсов определённого
вида.
-
Способ
качественного фона
применяют для выделения по различным
признакам однородных в качественном
отношении участков. -
Способ
ареалов
используется для отображения области
локализации какого-либо явления или
объектов, не сплошного по полю карты.
Эти
два способа могут быть использованы
для обозначения мест расположения
ресурсов).
-
Способ
знаков движения
предназначен для показа различных
пространственных перемещений. В качестве
графических знаков используются векторы
(стрелки) и ленты (полосы). С помощью
стрелок и лент можно показать путь,
способ, направление и скорость перемещения
явления.
При составлении
ресурсной карты он может быть использован
для обозначения, например, перемещений
к местам расположения ресурсов, а также
траектории прохождения этих мест.
Состав задания
Ресурсная карта,
представленная в виде рисунка на листе
формата А4. Рисунок должен занимать
часть листа. Максимальный размер рисунка
должен составлять 20Х20 см. Справа от
рисунка (при его горизонтальной
ориентации), либо сверху/снизу (при его
вертикальной ориентации) необходимо
поместить поле с описанием условных
обозначений, использованных для
составления ресурсной карты (легенду).
Критерии оценки
Задание считается
выполненным
на отлично
(начисляется 5 баллов), если:
— соблюдены основные
требования по составлению ресурсной
карты (имеются все требуемые элементы);
— карта представлена
в структурированном виде (то есть на
ней наглядно и образно представлен весь
перечень ресурсов, привлекаемых для
выполнения работ, основные вехи и
направление движения);
— имеется
художественная ценность изображения.
Выполненное задание
считается
соответствующим
требованиям
(начисляется 3 балла), если:
— соблюдены основные
требования по составлению ресурсной
карты (имеются все требуемые элементы
и связь между ними).
Выполненное задание
считается
требующим
доработки
(начисляется 1 балл), если:
— не соблюдены
основные требования по составлению
ресурсной карты;
— представлен
одинаковый перечень ресурсов на всех
этапах выполнения плана.
Задание считается
не выполненным
(баллы не начисляются), если:
— нарушены
основные и дополнительные сроки
выполнения и сдачи задания.
Задание для
самостоятельной работы 13
Необходимо
ознакомиться с образцами
ресурсных карт, размещенными на сайте
«Социальная коммуникация»
(http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18304) в разделе
«Основы самоорганизации».
Задание для
самостоятельного освоения тематического
материала 14
Чтобы подготовиться
к выполнению практической работы
«Составление дневного графика активности»
и к семинарскому обсуждению по теме
«Стресс и преодоление стресса» на
аудиторном занятии №13, ознакомьтесь с
тематическими материалами по теме
«Самоорганизация
и резервы работоспособности».
Методические
рекомендации по изучению темы
Для освоения темы
необходимо изучить учебный материал
по основам эффективного подхода в работе
с информацией, в частности, способы
работы с информацией и формирование
персональной системы работы с информацией:
Литература
основная по теме «Персональный
информационный менеджмент»
-
Архангельский,
Г.А. Информация: как управлять творческим
хаосом / Г.А. Архангельский // Тайм-драйв:
Как успевать жить и работать – 3-е изд.,
доп. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. –
С. 117-139. -
Бьюзен, Б.
Интеллект-карты / Б. Бьюзен, Т. Бьюзен
// Супермышление пер. с англ. Е. А. Самсонов.
– Мн.: ООО «Попурри», 2003. – C.
79-88. -
Калинин, С.И.
Персональная система работы с информацией
/ С.И. Калинин // Тайм-менеджмент: Практикум
по управлению временем. – СПб.: Речь,
2006. – C. 319-325. -
Куликова, В. Потоки
информативного ливня / В. Куликова //
Заставьте время работать на вас. М.:
Центрполиграф, 2008. – C.
57-70. -
Василенко Т. Mind
Maps – опыт использования // Сайт:
Организация времени. URL:
http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/
(дата обращения: 25.02.2011). -
Зайверт
Л. Рациональное чтение // Персональный
сайт Н.Н.Козлова. URL:
http://nkozlov.ru/library/s42/d3112/
(дата обращения: 25.02.2011). -
Смирнов О. Картотека
нужна приличному человеку // Сайт:
Организация времени. URL:
http://www.improvement.ru/zametki/oskartot/
(дата обращения: 25.02.2011).
Литература
дополнительная по теме «Персональный
информационный менеджмент»
-
Выбор собственной
стратегии чтения / под ред. К. Джайлса
и Н. Хеджа // Руководство по эффективному
самообучению менеджеров. – Жуковский:
МЦДО «Линк», 1997. – 312 с.
При изучении
тематических материалов выясните,
почему для современного человека особую
значимость приобретает компетентность
в работе с информацией. Рассмотрите
основные приёмы работы с информацией,
определите, какие из них наиболее
актуальны для вашей деятельности.
Обратите внимание на принципы и правила
работы с информацией при использовании
данных приёмов. Выделите правила
персональной защиты от информационной
перегрузки.
Вопросы для
самоконтроля
-
В чём сущность
следующих приёмов работы с информацией:
-
«фильтрации»
информации; -
визуализации
информации; -
ведения картотеки;
-
ведения рабочих
записей; -
рационального
чтения?
-
Что даёт использование
каждого из перечисленных приёмов работы
с информацией? -
Сформулируйте
основные правила, которые позволяют
эффективно использовать каждый из
изучаемых приёмов в персональной
деятельности. -
Каким образом на
ресурсных картах изображается линия
времени? -
Какую композицию
и оформление имеет ресурсная карта
(как элементы карты (обозначения ресурсов
и их «мест расположения») распределены
по пространству листа)? -
Какие знаковые
формы (буквенные и иконические)
используются для изображения ресурсов
и «мест расположения» источников
ресурсов? -
Как оформляется
«легенда» (расшифровка условных
обозначений) ресурсной карты?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Очень часто практикующему психологу приходится работать с ресурсами. И это понятно, так как ресурсное функциональное состояние клиента зачастую и является глобальной целью любой терапии.
Под ресурсами принято понимать весь спектр возможностей человека по выполнению различного рода задач, связанных с повышенным стрессом. А повышенной стрессогенностью обладает всё, что является для человека незнакомым, всё, что нарушает привычное течение его жизни. Cюда же можно отнести обычные простые обязанности в ситуации нехватки времени. Вот и получается, что наличие широкого диапазона ресурсов является необходимым условием для нормального существования человека.
Итак, ресурсы – это то, на что мы можем опереться в сложных ситуациях. И в самом широком смысле эти опоры можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние ресурсы принадлежат внешнему миру и достаточно сильно определяются социальным статусом человека.
В первую очередь, это деньги, за которые, как мы знаем, сегодня можно купить практически все. Поэтому чем лучше человек финансово обеспечен, тем больше у него возможностей справиться со сложной ситуацией.
К внешним ресурсам относятся также люди, которым мы важны и интересны, и которые, в силу этого, всегда готовы оказать нам поддержку. Сюда же относятся отдельные профессионалы, специализированные фонды и организации, в которые также можно обратиться, если наши трудности входят в сферу их компетенции (речь идет о возможности получить бесплатную помощь, т.к. платная относится к пункту «финансы»).
К внешним ресурсам можно смело отнести и лекарственные препараты, которые в определенные периоды нашей жизни могут стать дополнительной поддержкой наших психических возможностей. Витаминные комплексы, БАДы, седативные вещества, ноотропы, адаптогены… К сожалению, возможности человека справляться со стрессом не безграничны, и не всегда получается справиться только собственными внутренними силами. Нет ничего зазорного в медикаментозной поддержке организма, если она назначается грамотным специалистом и осуществляется под его контролем.
Таковы основные виды внешних ресурсов человека, которые он может привлечь в сложной ситуации. Теперь рассмотрим ресурсы внутренние. Тут все гораздо сложнее. Почему? Потому что перечень внутренних опор у каждого человека будет свой, уникальный и неповторимый, как уникальна и неповторима личность человека. Тем не менее, постараюсь обозначить основные внутренние ресурсы.
Для начала нужно сказать, что к внутренним ресурсам относятся черты характера. Те или иные особенности нашего характера используются нами для того, чтобы справиться с трудным моментом в жизни: упрямство, коммуникабельность, умение договариваться, способность в нужный момент собрать волю в кулак и работать до получения результата… Одному человеку пережить смутные времена поможет его способность получать удовольствие от помощи другим, отвлечение на время от своих проблем. Другому – способность выдерживать одиночество, на время уйти в себя, отрешиться от внешнего мира и замереть. При таких разных стратегиях во внутреннем плане решается одна и та же задача: прочувствовать, прожить сложную ситуацию, чтобы затем вернуться к привычной жизни исцеленным и обогащенным новым опытом.
К внутренним ресурсам относятся и увлечения, интересы, хобби, которые заряжают нас энергией и позитивом, а иногда успокаивают и расслабляют, но всегда позволяют вернуться в необходимый тонус, который позволит найти верное решения для жизненной задачи.
Одним из мощнейших внутренних ресурсов является вера. Порожденная осознанием собственной ограниченности, именно вера позволяет человеку признать факт ограниченности и конечности всего сущего. И не просто признать как данность, но и как урок, как возможность стать лучше, сильнее, мудрее. А это значит относиться к трудностям философски, как к временному положению, как к поводу поразмышлять о себе, своих ограничениях и преимуществах. И тут к вере добавляется способность посмотреть на ситуацию чуть со стороны, отрешенно.
И это еще один мощный ресурс – наш интеллект. Кому-то это удается лучше, кому-то хуже. Но все мы так или иначе рассуждаем, опираясь на имеющуюся информацию (а если чувствуем ее нехватку, то ищем информацию дополнительную), анализируем происходящее с нами, оцениваем, сравниваем себя с другими людьми, соотносим со своим жизненным опытом, и на основании всего этого строим стратегии, принимаем решения, планируем наши дальнейшие действия.
Карьера, профессиональная сфера, то, в чем мы реализуемся как специалисты – вот то, что может быть мощнейшим ресурсом. «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой» – очень емкая и точная формула, не правда ли? Не всегда получается достичь этого баланса, чтобы работа и нравилась, и удовлетворяла финансовым запросам, но к этому нужно стремиться.
Еще один способ повысить свои запасы энергии, а значит и ресурс – это работа с телом. Пробежка, баня, хороший сеанс массажа, занятия йогой, дыхательные техники и т.п. – вот то, что позволяет произвести внутреннюю перезагрузку, почувствовать в своем теле течение жизни.
Следующий пункт, в котором обязательно нужно остановиться при составлении личной карты ресурсов – это полный перечень собственных успехов, побед, достижений. И тут важны все мелочи, все детали. Все, что когда-то удалось на славу, все личные триумфы – все это должно быть в зоне доступа нашего сознания. Наша культура не располагает к долгой памяти о таких вещах, мы скорее склонны концентрироваться на собственных неудачах и провалах. Но очень важно иметь возможность в случае необходимости вернуться к тому опыту, вспомнить то свое состояние, напомнить себе, что это уже было мною сделано, а значит – я могу повторить.
Список ресурсов можно продолжать и дальше, и его сложно сделать исчерпывающим и полным. Задача статьи, собственно, не в этом. Перечисленного вполне достаточно, чтобы вы поняли, в каком направлении вам двигаться в исследовании себя и своих возможностей.
Работа с ресурсами и представляет собой неторопливую кропотливую инвентаризацию всего того, что есть у конкретного человека для того, чтобы справляться со своей жизнью. Реальность такова, что в случае стресса мы очень часто забываем о большей части имеющихся у нас возможностей. И происходит это по уже упомянутой выше причине – нам привычно сосредотачиваться на плохом. Поэтому не поленитесь и составьте для себя полный перечень имеющихся в вашем распоряжении возможностей. А составив его, вы увидите те зоны, в которых у вас имеются провалы. И в этом направлении можно работать – ибо что, как не ресурсы, нужно наращивать и преумножать.