Как составить карту тестирования

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 57K

Вы тоже задаетесь вопросами:

  1. С чего начать тестирование?
  2. Как ничего не забыть?
  3. Как не запутаться в сложном функционале?

Ответом может стать подход декомпозиции продукта путем составления Mind Map.

Что это?

Mind Map или интеллект карта — это инструмент для визуального отображения информации, который помогает эффективно ее структурировать.

Такая форма изложения информации проще для понимания человеческим мозгом, чем строчный текст, и от того проще для применения в работе.

Преимущества Mind Map

1. Наглядность и визуализация.

Главным достоинством Mind Map для тестировщика является наглядное видение тестируемого продукта, его функций и зависимостей между собой.

2. Отличная альтернатива документации.

Такую карту очень хорошо демонстрировать новым сотрудникам как альтернативу или дополнение к документации.

3. Легко поддерживать.

С выходом новых функций её несложно дополнить и вновь отследить взаимосвязи новых частей приложения, возможно даже обнаружить где продукт можно сделать проще и понятнее пользователю.

Что можно изобразить с помощью Mind Map?

  • функционал приложения на разных уровнях.
  • приоритет функционала.
  • зависимости в приложении.
  • практически что угодно:)

Составляем майнд карту

1. Основной функционал.

Как же определить, какие есть функции и/или части приложения?

Предлагаю разделять функции по видам сущности, и по действиям которые с ними можно произвести.

Как пример, возьмем MVP схему онлайн-магазина:

Сущности будут такие:

  • Товар.
  • Каталог.
  • Корзина.
  • Аккаунт.


Действия:

  • Найти товар.
  • Просмотреть товар.
  • Приобрести товар.
  • Поставить оценку.
  • Создать аккаунт.
  • Войти в аккаунт.

Что это дает?

Так наглядно понятно что клиент может сделать, что ему для этого нужно и с чем он будет взаимодействовать.

2. Декомпозиция.

Используя правила декомпозиции, разложите описанные ранее действия и сущности на более низкоуровневые.

Таким образом можно описать приложение до мельчайших деталей, что очень пригодится в тестировании.

На примере ветки «Товар», ответвлениями будут: название, цена, размер, к-во, описание, изображение, и так далее.

3. Определите приоритет.

Тут как вашей душе угодно: сверху-вниз, выделение цветом или составить карту как стрелочные часы, где 1 это самый высокоприоритетный функционал, а на 12 самый низкоприоритетный функционал.

4. Добавьте взаимосвязи.
Взаимосвязь на Mind Map можно изобразить посредством стрелок идущих от одного блока к другому.
Примером может быть взаимосвязь цены единицы товара в каталоге, в сортировке результатов поиска, на странице товара, в корзине и логика суммы всех товаров к оплате (красные линии на скрине).

Так вы не забудете протестировать связанные между собой функции, увидеть на какие еще компоненты могли повлиять баги или правки той или иной части приложения.

Как использовать Mind Map в тестировании?

1. Создать её.

Чтоб лучше понять что из себя представляет ваш продукт.

Как это сделать — вы уже знаете.

2. Использовать как альтернативу документу.

В одной карте может быть отображен итог десятков разных документов описывающих те или иные требования. Проведя один такой анализ всех документов, собрав все в кучу и отобразив наглядным способом, в будущем это избавит вас от ситуаций, когда вы не можете вспомнить где вы видели то или иное требование.

3. Как помощник в анализе.

Так как все наглядно, легче найти недостаток или возможный путь улучшения продукта.

4. Основу для написания тестовых случаев.

Расставив приоритет, можно начать писать тестовые случаи начиная с высокоприоритетных функций.

А за счет того что, есть взаимосвязи, вы точно будете знать какие еще части приложения мог затронуть найденный “баг” в ходе проверки. Указав на это в составлении “баг-репорта”, вы тем самым улучшите качество и скорость разработки.

В чем и заключается задача QA специалиста.

5. Отслеживать покрытие тестами.

Начав писать тест кейсы на высокоприоритетные проверки, используя взаимосвязи, вы двигаетесь по карте и просто отмечаете ячейки с функциями, которые были задействованы в тест-кейсах, другим цветом или любым другим удобным способом.

Например, можно ставить отметку «Thumbs Up» и после, по мере написания тест-кейсов, будет ясно видно какие функции уже покрыты, а какие нет.

Разберем на примере

Предположим, что в стране изменился закон о расчете НДС по представленной на сайте категории товаров.

Бизнес решает внести изменения в формирование цены, Product Owner уже создал соответствующие задачи для разработчиков и они уже во всю обновляют код.

А вы тем временем можете начать писать тестовую документацию для покрытия этих изменений тестами.

Тут-то и приходит на помощь Mind Map.

Итак, благодаря тому что наглядно видно, в каких частях приложения фигурирует сущность “цена”, отображенными взаимосвязями с другими частями приложения и действиями которые можно сделать с этой сущностью, ясно видно что нужно протестировать.

Предлагаю сделать данные проверки в виде чек-листа.

Проверки готовы.

Теперь вы точно знаете, что проверили все части приложения которые могло затронуть данное изменение и с легкостью можете спать спокойно по прошествии тестов со статусом “Pass” ;)

Итак, еще раз по порядку

  • Исследуйте приложение чтоб понять с чем вы имеете дело.
  • Затем декомпозируйте по сущностям и действиям.
  • Расставьте приоритеты.
  • Напишите тестовые случаи.

«Вуаля!», теперь вы знаете что тестировать и как ничего не забыть!

Можно приступать.

Конечно, в зависимости от сложности продукта, составление и поддержка такой карты может занять много времени, но в будущем, это сэкономит вам больше времени и сделает процесс тестирования проще, понятней и от того приятней.

Всем Mind Map и мира во всем мире!

Полная карта:

Форматы

Отображать тест план можно разными способами:

  • В виде традиционного документа с использованием Microsoft Excel или Microsoft Word.
  • Используя методики визуализации с помощью майнд-карт, таблиц, диаграмм, коротких схем.
  • Прибегнуть к помощи профессиональных инструментов – систем для управления процессами на проектах.

Преимущества схематических тест планов:
— Позволяют визуально представить запланированный процесс,
— Просты в использовании,
— Гибкие к внесению изменений,
— Содержат самую основную информацию, что позволяет в значительной степени сократить время на планирование.

Рекомендации по написанию

Что должен содержать хороший тест план:

  • Что надо тестировать?

Описание объекта тестирования: системы, приложения, оборудования.

  • Что будете тестировать?

Список функций и описание тестируемой системы и её компонент в отдельности.

  • Как будете тестировать?

Стратегия тестирования, а именно: виды тестирования и их применение по отношению к объекту тестирования.

  • Когда будете тестировать?

Последовательность проведения работ: подготовка (Test Preparation), тестирование (Testing), анализ результатов (Test Result Analisys) в разрезе запланированных фаз разработки.

  • Критерии начала тестирования:

Готовность тестовой платформы (тестового стенда), законченность разработки требуемого функционала, наличие всей необходимой документации и т.д.

  • Критерии окончания тестирования:

Результаты тестирования удовлетворяют критериям качества продукта: требования к количеству открытых багов выполнены, выдержка определенного периода без изменения исходного кода приложения Code Freeze (CF), выдержка определенного периода без открытия новых багов Zero Bug Bounce (ZBB) и т.д.

Ответив в своем тест плане на вышеперечисленные вопросы, можно считать, что у вас на руках уже есть хороший черновик документа по планированию тестирования.

Далее, чтобы документ приобрел более менее серьезный вид, можно дополнить его следующими пунктами:

  • Окружение тестируемой системы (описание программно-аппаратных средств).
  • Необходимое для тестирования оборудование и программные средства (тестовый стенд и его конфигурация, программы для автоматизированного тестирования и т.д.).
  • Риски и пути их разрешения. Риски могут быть связаны с недостатками, связанными с персоналом. Например, недостаточная квалификация персонала или недостаточное количество тестировщиков.

Структура

Обычно детальный тест план занимает от пары страниц до нескольких десятков. Это если мы говорим о его визуализации в виде документа. Общая структура тест плана не зависит от его объема или формата визуализации. Достаточно заменить слово «страница» из структуры ниже на слово «ветка» и мы сможем с легкостью перенести данную структура на майнд-марту.

Структура тест-плана:

1-я страница:

— шапка (логотип и адрес компании),

— название,

— версия,

— год.

2-я страница:

— история документа, которая представляет собой таблицу изменений. Эта таблица содержит столбцы: дата, версия, описание, автор.

3-я страница:

— содержание.

4-я страница и далее:

— введение,

— виды тестирования,

— операционные системы, браузеры,

— функционал приложения,

— критерии начала тестирования,

— критерии выхода из тестирования,

— характеристики оборудования.

Предпоследняя страница:

— сколько человеко-часов планируется на различных этапах (дата начала и окончания). Например, на тест-дизайн, выполнение тестов, анализ тестирования, отчеты.

Последняя страница:

— выводы и рекомендации.

Также в тест план могут входить следующие данные:

— команда исполнителей,

— контактные данные,

— жизненный цикл бага,

— риски тестирования,

— ссылки на документы или стандарты,

— толковый словарь,

— расписание,

— обязанности,

— риски.

Рецензия и утверждение

Для увеличения ценности тест плана рекомендуется проводить его периодическое рецензирование со стороны участников проектной группы. Это можно сделать просто договорившись между собой или же реализовать в виде «процедуры утверждения». Примерный список участников проектной группы:

  • Ведущий тестировщик,
  • Тест менеджер (менеджер по качеству),
  • Руководитель разработки,
  • Менеджер проекта.

Каждый из перечисленных участников проекта перед утверждением проведет рецензию и внесет свои комментарии и предложения, которые помогут сделать тест план более полным и качественным.

Шаблоны и примеры

Каждая методология или процесс диктуют свои форматы оформления планов тестирования.

Шаблоны ниже помогут понять, какой формат больше подходит для вашего проекта и как вообще составлять тест план. А готовые решения, возможно, натолкнут вас на какие-то мысли или помогут лучше понять смысл составления данного документа.

Обычный документ

Шаблоны, которых можно придерживаться:

  1. Test Plan Template RUP
  2. Test Plan Template IEEE 829

Готовые примеры:

— Тестирование интернет-магазина 1

— Тестирование интернет-магазина 2

— Тестирование программы Блокнот

Майнд-карта (mind map)

Несколько примеров, как именно можно использовать майнд-карту

Дашборд

Подобный структурный вид позволит понять, что конкретно мы намерены тестировать. С помощью цвета можно привлечь внимание к определенным областям.

Excel или другая таблица

В таблице можно запросто отобразить любые списки тестов или описание сценариев, с которыми мы намерены работать на данном проекте.

Доска для записей – Trello

Тут не только можно будет прописать все задачи, но и следить за ходом их выполнения.

Тест план: как составлять, изображение №10

Итог

Создание тест плана повышает качество продукта за счет перечисления деталей и списка проверок, а также позволяет проанализировать, насколько успешно были проведены все этапы тестирования.

Нет четкого шаблона, по которому необходимо писать тест план. Можно взять за основы шаблоны, которые рассмотрены в статье. А можно создать свой собственный.

Какой шаблон или вид вы бы не выбрали, главное только то, что тест-план должен выполнять свою задачу. А именно, описать весь объем работ по тестированию и быть понятным и читабельным.

Автор: Светлана Скребнёва, телеграмм автора: @DigitalCityQA

Майндмап, Майнд карта, интеллект-карта, ассоциативная карта, диаграмма связей и т.д. – устоявшегося русскоязычного термина пока нет.
Как, зачем, когда и надо ли?

Материал готовила  для начинающих, но возможно и более опытные найдут полезные моменты.

На входе тестировщик получает некоторое количество информации, это может быть как большой объем спецификаций, так и просто продукт «вот это надо протестировать, доков  нет».
И начинаем мы с работы с этой информацией. Анализируем, декомпозируем, не забывая про структуру.  В процессе этой работы бывает  полезно «порисовать».

Для сложной структуры, на первых порах, в «походных» условиях удобно чёркать обычным карандашом. Не бойтесь исправлять – это нормальный рабочий процесс.

Когда (если) структура понятна,  можно переходить к электронному варианту.

Интеллект-карта визуализирует структуру связей!

Этот важный момент столь очевиден, что начинающие иногда его упускают, углубляясь в дальнейшие нюансы. И тогда может случиться конфликт (якобы).  
Почему на одних курсах учат прорисовать на ассоциативных картах Логику и Интерфейс, но нельзя  указывать действия:

А на других призывают рисовать действия-глаголы, но ни в коем случае не Интерфейс:

Какая точка зрения верна?

Обе!
 Противоречие только кажущееся, к этому вопросу мы вернемся позже.

Для  начала нарисуем карту связей для ситуации бытовой – посещение Торгового центра.

Декомпозируем верхнеуровневый «Торговый центр» до отделов которые нужно  посетить.

Декомпозиция до отделов

Декомпозиция до отделов

Теперь добавляем цель посещения (декомпозируем до товарных позиций, которые предстоит купить).

Декомпозиция до товарных позиций

Декомпозиция до товарных позиций

А теперь смотрим на симпатичную карту и честно отвечаем на два вопроса:

  • Она вам поможет в ТЦ?
  • Стали бы рисовать такую для себя?

Полагаю  что для 99,99% это избыточная «красивая картинка для отчета» не несущая реальной пользы.

В реальной жизни вы воспользуетесь  максимум списком нужных  товаров, сгруппированным по отделам. Потому что все эти связи у вас уже  давно «прописаны» в виде готовых шаблонов, нет необходимости их визуализировать, лишние картинки вас будут только сбивать.

Так что немного тормозим и хорошо запоминаем:

  • визуализация призвана помогать, не стоит рисовать картинки ради картинок.

А теперь представьте что вы отправляете в торговый центр подростка, ну допустим выросшего в эко-поселении и это его первый визит в город, и… тут пожалуй можно декомпозировать до базовых действий.

Декомпозиция до базовых действий (индивидуальная юзер стори)

Декомпозиция до базовых действий (индивидуальная юзер стори)

И запоминаем второе правило:

  • Имеет значение: вы готовите рабочие документы для себя или для команды. Во втором случае учитывайте уровень подготовки/знаний о продукте тех кто будет работать с этими документами.  

А если надо протестировать весь ТЦ?
Очевидно, что вносить все товарные позиции в карту совсем не вариант.
Здесь нужен уже другой подход.
Предположим, вам на проверку достался Цветочный павильон и у вас на руках есть макеты как это должно выглядеть. Нарисуем карту Интерфейса, она поможет проверить GUI, убедившись, что ничего не упущено и все соответствует требованиям.

Интерфейс

Интерфейс

Составлять чек-лист по карте весьма удобно. Технически саму карту можно использовать как готовый  чек-лист. Лично мне эта схема не кажется удобной, для меня чек-лист таблицей предпочтительнее, но видела вполне успешные варианты (смотрите ниже ссылку на доклад Натальи Руколь).

С GUI разобрались, но Логику (прописанную в спецификации) нам тоже надо проверить.
В этом случае первый шаг декомпозиции будет по типу объектов (либо по зонам) с которыми взаимодействует пользователь.
Второй шаг декомпозиции: либо действия возможные с этими объектами (или в этой зоне), либо следующий уровень элементов для взаимодействия.

Логика

Логика

А если спецификации нет или она представлена как небольшие юзер-стори?

Тогда удобно использовать карту сценариев, начав декомпозицию с тех самых глаголов, продолжив детализацией конкретных действий.

Карта сценариев / юзер стори

Карта сценариев / юзер стори

Как видите Mind Map, в отличие от, например, таблицы принятия решений, не имеет единой формы. Это просто инструмент визуализации, позволяющий работать в рамках актуальных задач.

И, возвращаясь в начало публикации: наставники, уточняя что должно присутствовать на карте, а что нет, озвучивают требования не к майнд-карте как таковой, а применительно к конкретной ситуации.

В первом случае это работа по прописанному подробному ТЗ, где важно проверить нюансы содержащиеся в спецификации к конкретному модулю кроссплатформеного сервиса, здесь важно проверить на соответствие спецификации и GUI и логику.  Во втором случае – проверка сайта без документации, где удобно оперировать действиями пользователя.

Контекст определяет подходы к тестированию и содержание конкретной интеллект-карты

И, как следствие, правы оба наставника.

Если говорить про ограничения, пожалуй надо упомянуть и про Карту (диаграмму) состояний и переходов (State & Transition).  

Это конкретная техника тест-дизайна!

Не путайте ее с Интеллект-картами, невзирая на то, что Карту состояний  вполне можно отрисовать в том же XMind (либо другой программе которой вы пользуетесь).

 В карте состояний и переходов  мы отслеживаем состояние одного объекта (!!!) в рамках одного процесса по шагам переходов.

В оригинале («A Practitioner’s Guide to Software Test Design» Lee Copeland )  карта начинается с точки и ей же заканчивается.

В моем примере вместо начальной точки (вход) используется верхнеуровневая плашка с названием объекта «Заказ букета», анализируем не букет, а именно заказ, прописывая его состояние, обязательно указывая действие на линии перехода. Постоянно задавая себе вопрос «а что если». Это позволит не пропустить проверку сценариев «передумал покупать, не хватило денег, не буду оплачивать» и «обнаружил брак, хочу вернуть».

НЕ путать с Картой состояний и переходов (State&Transition)

НЕ путать с Картой состояний и переходов (State&Transition)

Возвращаемся к Mind map.

Интеллект-карты в тестировании бывают большими и подробными, такие я называю «чтоб не забыть».
Вот хороший пример мнемоник мобильного тестирования I SLICED UP FUN

и LONG FUN CUP

Хотите еще больше?
Смотрите шикарную карту «Тестирование новой фичи» от Катерины Спринсян из Badoo (публикацию читать! там же можно посмотреть карту «ближе»)

Интеллект-карта также  может быть и последовательной, применимо, например, при составлении тест-плана

С другой стороны, небольшие рабочие Интеллект-карты бывает полезно использовать для решения каких-то конкретных небольших задач. Особенно если у вас доминирует визуальный канал восприятия.

Для примера можно посмотреть вот здесь я писала пару задач по тест-дизайну для начинающих, с объяснениями и вариантами решений, один из вариантов Интеллект-карта.

В статью скрин не ставлю, чтоб не спойлерить ответы по конкретным цветочкам из все того же цветочного павильона ).

На этом, пожалуй, всё.

Хотя это далеко не все варианты использования Интеллект-карт в тестировании, но даже приведенного здесь полагаю достаточно для утверждения:

Интеллект-карты  это удобный и наглядный инструмент визуализации позволяющий структурировать информацию и отслеживать связи.

Говорят даже что работа с картами положительно сказывается на мыслительных процессах :)


Ну и немного ссылок:
….

12 программ и сервисов для создания майндкарт

Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше

Вебинар для Аналитиков от Натальи Руколь, о пользе MindMap  

А еще карты можно рисовать фломастерами. Состояния и переходы от Натальи Руколь

Как нарисовать карту приложения от Ольги Назиной

Mind map вместо тест-кейса от Катерины Спринсян

MindMap’s для груминга задач

P.S.: Бонусом для начинающих две задачи по тест-дизайну с ответами, комментариям, вариантами решений. / Совет: вначале решаете сами, потом уже листаете на ответ.

Светлана Скребнёва
Telegram: @DigitalCityQA

Mind Map в тестировании — или легкий способ тестировать сложные приложения +6

Из песочницы, Тестирование веб-сервисов, Тестирование мобильных приложений

Вы тоже задаетесь вопросами:

  1. С чего начать тестирование?
  2. Как ничего не забыть?
  3. Как не запутаться в сложном функционале?

Ответом может стать подход декомпозиции продукта путем составления Mind Map.

Что это?

Mind Map или интеллект карта — это инструмент для визуального отображения информации, который помогает эффективно ее структурировать.

Такая форма изложения информации проще для понимания человеческим мозгом, чем строчный текст, и от того проще для применения в работе.

Преимущества Mind Map

1. Наглядность и визуализация.

Главным достоинством Mind Map для тестировщика является наглядное видение тестируемого продукта, его функций и зависимостей между собой.

2. Отличная альтернатива документации.

Такую карту очень хорошо демонстрировать новым сотрудникам как альтернативу или дополнение к документации.

3. Легко поддерживать.

С выходом новых функций её несложно дополнить и вновь отследить взаимосвязи новых частей приложения, возможно даже обнаружить где продукт можно сделать проще и понятнее пользователю.

Что можно изобразить с помощью Mind Map?

  • функционал приложения на разных уровнях.
  • приоритет функционала.
  • зависимости в приложении.
  • практически что угодно:)

Составляем майнд карту

1. Основной функционал.

Как же определить, какие есть функции и/или части приложения?

Предлагаю разделять функции по видам сущности, и по действиям которые с ними можно произвести.

Как пример, возьмем MVP схему онлайн-магазина:

Сущности будут такие:

  • Товар.
  • Каталог.
  • Корзина.
  • Аккаунт.


Действия:

  • Найти товар.
  • Просмотреть товар.
  • Приобрести товар.
  • Поставить оценку.
  • Создать аккаунт.
  • Войти в аккаунт.

Что это дает?

Так наглядно понятно что клиент может сделать, что ему для этого нужно и с чем он будет взаимодействовать.

2. Декомпозиция.

Используя правила декомпозиции, разложите описанные ранее действия и сущности на более низкоуровневые.

Таким образом можно описать приложение до мельчайших деталей, что очень пригодится в тестировании.

На примере ветки «Товар», ответвлениями будут: название, цена, размер, к-во, описание, изображение, и так далее.

3. Определите приоритет.

Тут как вашей душе угодно: сверху-вниз, выделение цветом или составить карту как стрелочные часы, где 1 это самый высокоприоритетный функционал, а на 12 самый низкоприоритетный функционал.

4. Добавьте взаимосвязи.
Взаимосвязь на Mind Map можно изобразить посредством стрелок идущих от одного блока к другому.
Примером может быть взаимосвязь цены единицы товара в каталоге, в сортировке результатов поиска, на странице товара, в корзине и логика суммы всех товаров к оплате (красные линии на скрине).

Так вы не забудете протестировать связанные между собой функции, увидеть на какие еще компоненты могли повлиять баги или правки той или иной части приложения.

Как использовать Mind Map в тестировании?

1. Создать её.

Чтоб лучше понять что из себя представляет ваш продукт.

Как это сделать — вы уже знаете.

2. Использовать как альтернативу документу.

В одной карте может быть отображен итог десятков разных документов описывающих те или иные требовани. Провев один такой анализ всех документов, собрав все в кучу и отобразив наглядным способом, в будущем это избавит вас от ситуаций, когда вы не можете вспомнить где вы видели то или иное требование.

3. Как помощник в анализе.

Так как все наглядно, легче найти недостаток или возможный путь улучшения продукта.

4. Основу для написания тестовых случаев.

Расставив приоритет, можно начать писать тестовые случаи начиная с высокоприоритетных функций.

А за счет того что, есть взаимосвязи, вы точно будете знать какие еще части приложения мог затронуть найденный “баг” в ходе проверки. Указав на это в составлении “баг-репорта”, вы тем самым улучшите качество и скорость разработки.

В чем и заключается задача QA специалиста.

5. Отслеживать покрытие тестами.

Начав писать тест кейсы на высокоприоритетные проверки, используя взаимосвязи, вы двигаетесь по карте и просто отмечаете ячейки с функциями, которые были задействованы в тест-кейсах, другим цветом или любым другим удобным способом.

Например, можно ставить отметку «Thumbs Up» и после, по мере написания тест-кейсов, будет ясно видно какие функции уже покрыты, а какие нет.

Разберем на примере

Предположим, что в стране изменился закон о расчете НДС по представленной на сайте категории товаров.

Бизнес решает внести изменения в формирование цены, Product Owner уже создал соответствующие задачи для разработчиков и они уже во всю обновляют код.

А вы тем временем можете начать писать тестовую документацию для покрытия этих изменений тестами.

Тут-то и приходит на помощь Mind Map.

И так, благодаря тому что наглядно видно, в каких частях приложения фигурирует сущность “цена”, отображенными взаимосвязями с другими частями приложения и действиями которые можно сделать с этой сущностью, ясно видно что нужно протестировать.

Предлагаю сделать данные проверки в виде чек-листа.

Проверки готовы.

Теперь вы точно знаете, что проверили все части приложения которые могло затронуть данное изменение и с легкостью можете спать спокойно по прошествии тестов со статусом “Pass” ;)

И так, еще раз по порядку

  • Исследуйте приложение чтоб понять с чем вы имеете дело.
  • Затем декомпозируйте по сущностям и действиям.
  • Расставьте приоритеты.
  • Напишите тестовые случаи.

«Вуаля!», теперь вы знаете что тестировать и как ничего не забыть!

Можно приступать.

Конечно, в зависимости от сложности продукта, составление и поддержка такой карты может занять много времени, но в будущем, это сэкономит вам больше времени и сделает процесс тестирования проще, понятней и от того приятней.

Всем Mind Map и мира во всем мире!

Полная карта:

В начале тестирования каждого нового программного продукта всегда возникает множество вопросов: что тестировать, как тестировать, когда тестировать, каковы приоритеты тестирования и т.п. При этом обычно руководство желает узнать ответы на эти вопросы от отдела тестирования как можно быстрее. В таких ситуациях часто не остаётся ничего другого, как использовать технику мозгового штурма (brainstorming). 

В нашей команде автоматизаторов-тестировщиков уже сложилась традиция: использовать для быстрого анализа предметной области так называемые интеллект-карты (Mind Map, диаграмма связей, ассоциативная карта).

Mind Map — это один из способов представления знаний, результатов обсуждения предметной области, в виде связанного графа. Диаграмма связей изображается при этом как древовидная схема с идеями, задачами, понятиями, связанные ветвями с центральным (обсуждаемым) понятием или проблемой. Такой способ записи позволяет визуализировать ассоциативное мышление мозга и развивать обсуждение центральной проблемы. 

Главные правила представления данных на карте:

  1. В центре располагается обсуждаемый вопрос, проблема, идея. 
  2. От центра исходят ветви с узлами, подписанными ключевыми словами, позволяющими вспомнить обсуждаемое понятие — это основные предполагаемые ответы на вопрос, решение проблемы или развитие идеи.
  3. Каждый следующий уровень вложенности даёт развитие идеи родительского узла или содержит варианты решения.

Чем такая интеллект-карта может помочь в планировании тестирования? Очень просто. При обсуждении подходов к тестированию нового продукта тоже имеются центральные вопросы, например: каковы будут виды тестирования? Или какие тесты войдут в функциональное тестирование? Или какие будут использованы инструменты тестирования?

Конечно, по результатам мозгового штурма, можно дать ответы на эти вопросы в виде списка, по пунктам. Но гораздо эффективнее представить их интеллект-картой.

Сервисов для создания интеллект-карт великое множество. Можно использовать, например, MS Visio или различные онлайн-сервисы. Один из таких сервисов —  MindMeister — достаточно удобен для первоначального ознакомления, бесплатен при ограничении количества используемых карт, позволяет проводить брейншторминг одновременно всей команде, имеется экспорт карт в различные форматы файлов.

После простой регистрации в главном меню будет доступен режим мозгового штурма (кнопка Новая карта — Brainstorming), при котором откроется рабочее поле карты.

Инструмент очень прост в использовании: 

  • двойной щелчок для добавления или редактирования узла дерева, 
  • Tab для добавления узла на новый уровень вложенности,
  • Enter для добавления узла на том же уровне, что и выбранный,
  • любой узел можно «перетаскивать» мышью и присоединять к другим узлам или центральному элементу.

Например, требуется протестировать новый абстрактный библиотечный онлайн-сервис, разработанный командой Васи Пупкина, имеющий типичную функциональность всех похожих сервисов: производительная база данных, модуль приёма платежей и web-GUI, через который можно найти нужную книгу и сделать заказ на её доставку. 

Вася задаёт вопрос отделу тестирования: какие виды тестов предполагается реализовать? Можно дать наглядный ответ при помощи интеллект-карты, которая является результатом обсуждений команды:

Для декомпозиции проблемы можно также создать интеллект-карты для описания отдельных узлов «родительской карты».

Привет! Меня зовут Катя, и я работаю тестировщиком мобильных приложений более пяти лет. Последние три года я тружусь в iOS-команде Badoo, и еженедельно мы релизим от трёх до семи новых фич, от трёх до пяти технических тасков и от пяти до 13 багфиксов. Как вы понимаете, приложение меняется с такой скоростью, что поддерживать классическую тестовую документацию (test cases) неэффективно: почти всегда она будет устаревшей.

Опытным путём мы выяснили, что чек-листы в качестве тестовой документации работают лучше, так как их проще создавать и использовать. Тем не менее иногда они могут быть запутанными и слишком подробными, особенно когда есть буквально пара часов на exploratory testing фичи, которая должна попасть в следующий релиз.

В этом случае визуализация позволяет сэкономить кучу времени, поэтому мы решили попробовать использовать mind maps (или «ментальные карты»), которые так же удобны в использовании, как чек-листы, но более наглядны за счёт визуального формата.

Сегодня мы подробненько разберём созданную мной mind map для тестирования iOS-приложения (далее именуемую «моя прелесть»), а также пройдёмся по ресурсам, которые можно использовать при построении mind map для мобильного приложения, чтобы покрыть максимальное количество важных сценариев.

Из чего составить mind map

Давайте разберём структуру «моей прелести».

Как видно ниже, все идеи для тестирования разделены на десять основных категорий, каждая из которых имеет множество веток:

Функциональность

Эта категория — самая объёмная. Здесь важно убедиться, что ваша фича / продукт работает как следует. В эту категорию я отнесла следующие проверки:

Интерфейс пользователя

Категория «Интерфейс пользователя» крайне важна, ведь от того, как пользователь взаимодействует с приложением, зависят его лояльность и успех продукта. Здесь предлагаю проверить следующие пункты:

Навигация

Представьте, что вам пришло пуш-уведомление «Вы понравились нескольким людям». Открываете его — и застреваете на страничке «Мы обновили политику конфиденциальности», которую никак нельзя закрыть. Вы пробуете и так, и этак — любопытно же, кому вы там понравились, — но тщетно, подлый экран не пропадает. Во избежание подобных случаев необходимо тестировать навигацию:

Платежи

Перефразируя классика, скажу: «Тестируйте платежи так, как будто ваш личный заработок зависит от этого».

Статистика

В суровую эпоху А/B-тестов решение, была ли фича успешной, принимает команда data science. Поэтому очень важно, чтобы статистика, которую вы присылаете, была достоверной.

Сеть

Тестируя мобильное приложение в уютном офисе с хорошим Wi-Fi, важно помнить, что люди могут захотеть пользоваться приложением в лифте, общественном транспорте и других местах, где качество сигнала может быть хуже. И любое приложение должно адекватно реагировать на смену сети. Предлагаю проверить следующее:

Автоматизация

Если у вас есть автотесты, пользуйтесь ими (спасибо, Кэп).

Кросс-платформенные проверки

Если фича, которую вы тестируете, например, в iOS-приложении, уже реализована на другой платформе (скажем, Android), то обязательно убедитесь, что поведение консистентно. И не упускайте возможность избежать тех багов, с которыми столкнулись тестировщики другой платформы.

Коммуникация

Здесь рекомендую уточнить требования и убедиться, что продуктом / фичей довольны все заинтересованные стороны.

Загадочная категория «Другое»

В готовом виде «моя прелесть» выглядит следующим образом:


Более читабельный PDF-вариант можно найти по этой ссылке.

Если такая mind map подходит для тестирования вашего приложения, забирайте. А для создания кастомной ментальной карты я бы посоветовала сделать несколько простых шагов:

1. Начните с центра — задайте идею, это может быть название как фичи, так и целого проекта.

2. Найдите как можно больше идей, относящихся к проекту:

  • Самостоятельный мозговой штурм. Постарайтесь записать все идеи тестирования, которые приходят вам в голову. На этой стадии они могут быть большими или маленькими, использовать различные методологии тестирования, относиться к разным типам тестирования, а главное — основываться на вашем личном опыте и быть важными с вашей точки зрения.
  • Привлеките коллег. Попросите коллег помочь с идеями, потому что одна голова хорошо, а две — лучше! Все QA-инженеры разные: кто-то более техничен, кто-то более придирчив к UI; и когда люди, обладающие знаниями в разных областях, обмениваются идеями, они получают полезный опыт и новые знания.
  • Интернет. Рекомендую заглянуть на следующие сайты, чтобы дополнить список идей:

— www.ministryoftesting.com, и особенно мне нравится их iOS testing mind map  —  хороший пример базовых идей по тестированию на iOS. MindMap — Heuristic Testing Strategy Model содержит множество вопросов, которые будут полезны для успешного end-to-end-тестирования.

— www.testingdiaries.com, я считаю их Mobile Testing Checklist полезным, потому что важные проверки указаны в форме ожидаемого результата и показывают, как должно выглядеть идеальное мобильное приложение.

— Классические мнемоники по мобильному тестированию: COP FLUNG GUN и LONG FUN CUP (описывают базовые особенности мобильного тестирования и очень схожи по идеям), I SLICED UP FUN — похож на первые два, но более сбалансированный, и SFDPOT, формирующий тестовые идеи в виде вопросов.

— Книги: Hands-On Mobile App Testing: A Guide for Mobile Testers and Anyone Involved in the Mobile App Business — здесь раскрываются инструменты и техническая часть нефункционального тестирования мобильных приложений, а Tap Into Mobile Application Testing даёт хорошую базу для тестирования приложений, объясняя, на что важно обратить внимание и почему.

3. Отфильтруйте идеи. Их будет много, некоторые будут повторяться. Смело выбрасывайте лишнее.
Выберите имя. Далее нужно придумать для идей хорошие названия. Короткие и аккуратные будут выглядеть гораздо лучше, чем длинные и запутанные. К тому же их будет проще найти в дальнейшем.

4. Разделяй и властвуй. После проработки списка необходимо категоризировать ваши идеи с использованием любой классификации, которая покажется вам наиболее верной, например, по области приложения, типам тестирования и т. д. В итоге вы получите список, разделённый на секции.

5. Визуализируйте. Визуализация — один из важнейших аспектов mind map. Схема должна легко и быстро читаться (мы ведь как раз для этого её и создаём, верно?). Существует множество приложений для создания mind map. Я использовала trial-версию https://simplemind.eu, но могу порекомендовать и другие:

https://coggle.it/

http://www.mindmaple.com/

http://blumind.org/

www.text2mindmap.com

http://wisemapping.com/

И ещё немного полезных советов:

  • старайтесь создавать один элемент диаграммы для одного теста;
  • подуровни выглядят лучше, чем длинные элементы;
  • используйте бесплатное приложение, а не trial-версию платного; или сразу выбирайте то, которое вам больше нравится, иначе когда решите поправить диаграмму, придётся платить.

А напоследок я скажу

Mind map — очень годная вещь, которая позволяет быстро и качественно протестировать приложение, а также освежить в памяти проверки, на которые часто не хватает времени.

В моём случае использование mind map увеличило скорость тестирования фич в среднем на 5—15% (по сравнению с чек-листами).

Надеюсь, эта статья вдохновит вас на создание собственного полезного mind map-шедевра. Уверена, вы получите пользу как от создания ментальной карты, так и от использования. Спасибо за внимание!

Есть проверки, которые я не включала в mind map из-за неактуальности для специфики Badoo. А какие специфичные идеи для тестирования вы бы добавили для своего приложения?

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 1

Привет! Меня зовут Катя, и я работаю тестировщиком мобильных приложений более пяти лет. Последние три года я тружусь в iOS-команде Badoo, и еженедельно мы релизим [1] от трёх до семи новых фич, от трёх до пяти технических тасков и от пяти до 13 багфиксов. Как вы понимаете, приложение меняется с такой скоростью, что поддерживать классическую тестовую документацию (test cases) неэффективно: почти всегда она будет устаревшей.

Опытным путём мы выяснили, что чек-листы в качестве тестовой документации работают лучше, так как их проще создавать и использовать. Тем не менее иногда они могут быть запутанными и слишком подробными, особенно когда есть буквально пара часов на exploratory testing [2]фичи, которая должна попасть в следующий релиз.

В этом случае визуализация позволяет сэкономить кучу времени, поэтому мы решили попробовать использовать mind maps (или «ментальные карты»), которые так же удобны в использовании, как чек-листы, но более наглядны за счёт визуального формата.

Сегодня мы подробненько разберём созданную мной mind map для тестирования iOS-приложения (далее именуемую «моя прелесть»), а также пройдёмся по ресурсам, которые можно использовать при построении mind map для мобильного приложения, чтобы покрыть максимальное количество важных сценариев.

Из чего составить mind map

Давайте разберём структуру «моей прелести».

Как видно ниже, все идеи для тестирования разделены на десять основных категорий, каждая из которых имеет множество веток:

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 2

Функциональность

Эта категория — самая объёмная. Здесь важно убедиться, что ваша фича / продукт работает как следует. В эту категорию я отнесла следующие проверки:

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 3

Интерфейс пользователя

Категория «Интерфейс пользователя» крайне важна, ведь от того, как пользователь взаимодействует с приложением, зависят его лояльность и успех продукта. Здесь предлагаю проверить следующие пункты:

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 4

Навигация

Представьте, что вам пришло пуш-уведомление «Вы понравились нескольким людям». Открываете его — и застреваете на страничке «Мы обновили политику конфиденциальности», которую никак нельзя закрыть. Вы пробуете и так, и этак — любопытно же, кому вы там понравились, — но тщетно, подлый экран не пропадает. Во избежание подобных случаев необходимо тестировать навигацию:
Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 5

Платежи

Перефразируя классика, скажу: «Тестируйте платежи [3] так, как будто ваш личный заработок зависит от этого».

Статистика

В суровую эпоху А/B-тестов решение, была ли фича успешной, принимает команда data science. Поэтому очень важно, чтобы статистика, которую вы присылаете, была достоверной.
Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 6

Сеть

Тестируя мобильное приложение в уютном офисе с хорошим Wi-Fi, важно помнить, что люди могут захотеть пользоваться приложением в лифте, общественном транспорте и других местах, где качество сигнала может быть хуже. И любое приложение должно адекватно реагировать на смену сети. Предлагаю проверить следующее:

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 7

Автоматизация

Если у вас есть автотесты, пользуйтесь ими (спасибо, Кэп).

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 8

Кросс-платформенные проверки

Если фича, которую вы тестируете, например, в iOS-приложении, уже реализована на другой платформе (скажем, Android), то обязательно убедитесь, что поведение консистентно. И не упускайте возможность избежать тех багов, с которыми столкнулись тестировщики другой платформы.

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 9

Коммуникация

Здесь рекомендую уточнить требования и убедиться, что продуктом / фичей довольны все заинтересованные стороны.

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 10

Загадочная категория «Другое»

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 11

В готовом виде «моя прелесть» выглядит следующим образом:

Mind map вместо тест-кейса, или как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее - 12
Более читабельный PDF-вариант можно найти по этой ссылке [4].

Где искать вдохновение и как визуализировать

Если такая mind map подходит для тестирования вашего приложения, забирайте. А для создания кастомной ментальной карты я бы посоветовала сделать несколько простых шагов:

1. Начните с центра — задайте идею, это может быть название как фичи, так и целого проекта.

2. Найдите как можно больше идей, относящихся к проекту:

  • Самостоятельный мозговой штурм. Постарайтесь записать все идеи тестирования, которые приходят вам в голову. На этой стадии они могут быть большими или маленькими, использовать различные методологии тестирования, относиться к разным типам тестирования, а главное — основываться на вашем личном опыте и быть важными с вашей точки зрения.
  • Привлеките коллег. Попросите коллег помочь с идеями, потому что одна голова хорошо, а две — лучше! Все QA-инженеры разные: кто-то более техничен, кто-то более придирчив к UI; и когда люди, обладающие знаниями в разных областях, обмениваются идеями, они получают полезный опыт и новые знания.
  • Интернет. Рекомендую заглянуть на следующие сайты, чтобы дополнить список идей:

— www.ministryoftesting.com [5], и особенно мне нравится их iOS testing mind map [6]  —  хороший пример базовых идей по тестированию на iOS. MindMap — Heuristic Testing Strategy Model [7] содержит множество вопросов, которые будут полезны для успешного end-to-end-тестирования.

— www.testingdiaries.com [8], я считаю их Mobile Testing Checklist [9] полезным, потому что важные проверки указаны в форме ожидаемого результата и показывают, как должно выглядеть идеальное мобильное приложение.

— Классические мнемоники по мобильному тестированию: COP FLUNG GUN [10] и LONG FUN CUP [11] (описывают базовые особенности мобильного тестирования и очень схожи по идеям), I SLICED UP FUN [12] — похож на первые два, но более сбалансированный, и SFDPOT [13], формирующий тестовые идеи в виде вопросов.

— Книги: Hands-On Mobile App Testing: A Guide for Mobile Testers and Anyone Involved in the Mobile App Business [14] — здесь раскрываются инструменты и техническая часть нефункционального тестирования мобильных приложений, а Tap Into Mobile Application Testing [15] даёт хорошую базу для тестирования приложений, объясняя, на что важно обратить внимание и почему.

3. Отфильтруйте идеи. Их будет много, некоторые будут повторяться. Смело выбрасывайте лишнее.
Выберите имя. Далее нужно придумать для идей хорошие названия. Короткие и аккуратные будут выглядеть гораздо лучше, чем длинные и запутанные. К тому же их будет проще найти в дальнейшем.

4. Разделяй и властвуй. После проработки списка необходимо категоризировать ваши идеи с использованием любой классификации, которая покажется вам наиболее верной, например, по области приложения, типам тестирования и т. д. В итоге вы получите список, разделённый на секции.

5. Визуализируйте. Визуализация — один из важнейших аспектов mind map. Схема должна легко и быстро читаться (мы ведь как раз для этого её и создаём, верно?). Существует множество приложений для создания mind map. Я использовала trial-версию https://simplemind.eu [16], но могу порекомендовать и другие:

https://coggle.it/ [17]

http://www.mindmaple.com/ [18]

http://blumind.org/ [19]

www.text2mindmap.com [20]

http://wisemapping.com/ [21]

И ещё немного полезных советов:

  • старайтесь создавать один элемент диаграммы для одного теста;
  • подуровни выглядят лучше, чем длинные элементы;
  • используйте бесплатное приложение, а не trial-версию платного; или сразу выбирайте то, которое вам больше нравится, иначе когда решите поправить диаграмму, придётся платить.

А напоследок я скажу

Mind map — очень годная вещь, которая позволяет быстро и качественно протестировать приложение, а также освежить в памяти проверки, на которые часто не хватает времени.

В моём случае использование mind map увеличило скорость тестирования фич в среднем на 5—15% (по сравнению с чек-листами).

Надеюсь, эта статья вдохновит вас на создание собственного полезного mind map-шедевра. Уверена, вы получите пользу как от создания ментальной карты, так и от использования. Спасибо за внимание!

Есть проверки, которые я не включала в mind map из-за неактуальности для специфики Badoo. А какие специфичные идеи для тестирования вы бы добавили для своего приложения?

Автор: katya_sp

Источник [22]

[4] по этой ссылке: https://drive.google.com/open?id=1Zp_EJhhpFBGwx-b38cURVQNc8vFpY3VQ

[6] iOS testing mind map: https://www.flickr.com/photos/softwaretestingclub/7916949920/in/set-72157630064738252/

[7] MindMap — Heuristic Testing Strategy Model: https://i.pinimg.com/736x/43/58/d9/4358d963b03a8944ff04e33f1d44516e.jpg

[9] Mobile Testing Checklist: http://www.testingdiaries.com/mobile-testing-checklist/

[11] LONG FUN CUP: https://testingideas.wordpress.com/2014/08/17/mobile-app-test-coverage-model-long-fun-cup/

[12] I SLICED UP FUN: http://adventuresinqa.com/2014/03/24/i-sliced-up-fun-by-jonathan-kohl/

[13] SFDPOT: http://karennicolejohnson.com/2012/05/applying-the-sfdpot-heuristic-to-mobile-testing/

[14] Hands-On Mobile App Testing: A Guide for Mobile Testers and Anyone Involved in the Mobile App Business: https://www.amazon.co.uk/Hands-Mobile-App-Testing-Involved/dp/0134191714/ref=la_B00W1LQONI_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1499593121&sr=1-1

[15] Tap Into Mobile Application Testing: https://www.google.co.uk/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjdz6n28_vUAhUGb1AKHVreAvEQFgg-MAA&url=https%3A%2F%2Fleanpub.com%2Ftestmobileapps&usg=AFQjCNEervNQhO-g88ogVnM6QfDHtwo0_A

Планируете пробовать себя в тестировании мобильных продуктов? Тогда вы должны знать, что мобильные приложения — область, которая развивается очень быстро. И в их тестировании есть одна очевидная трудность — большой выбор комбинаций платформ, операционных систем, браузеров, разрешений экрана.

При этом требуется проверить функциональность, качество Интернет-соединения, безопасность, удобство использования, совместимость с рядом платформ и браузеров, локализации продукта на целевых языках и т.д. Так что приступая к проекту, вы рискуете, бегло ознакомившись с функционалом, упустить из виду некие важные мелочи. Это объяснимо: трудно сохранить в памяти все необходимые действия, логические связи и цепочки.

Тут на помощь вам придет интеллект-карта, или карта мыслей, или диаграмма связей, или просто MindMap для мобильного тестирования. Она поможет привести мысли в порядок и придать многочисленным идеям подобие организованной структуры.

Кроме того, вы не забудете совершить действия, за которые вы будете ответственны на проекте и протестируйте приложение в срок.

Интеллект-карта содержит в себе не только все важные элементы, но и наглядно иллюстрирует взаимосвязи между ними. Благодаря этому, в случае появления бага в одной части программы, вы не пропустите все связанные с этой частью места и элементы и проверите все функциональности, которые могли оказаться поломанными. А расставив на карте приоритеты, вы не упустите из внимания наиболее важные части функционала.

К ключевым преимуществам интеллект-карт относятся:

  • четкое структурирование информации;
  • возможность собрать в одном месте всю информацию, относящуюся к проекту;
  • охват всех связей проекта;
  • представление единой картины проекта.

Перед началом тестирования у вас, наверняка, будет масса идей, но без четкого плана по тестированию вам будет сложно начать и последовательно выполнить полномасштабную проверку продукта. Для тестировщиков детально проработанная интеллект-карта – это как раз и есть тот самый план, следуя которому, выполняются все необходимые шаги по обеспечению качества тестируемого продукта.

Где взять хорошую интеллект-карту?

Конечно, можно воспользоваться наработками старших коллег, а можно заняться майндмэппингом самостоятельно. Так вы не только получите удобный рабочий инструмент, но и сможете восстановить в памяти необходимые теоретические знания.

Для составления интеллект-карт в сети есть множество ресурсов на любой вкус и цвет. Наиболее популярные из них — XMind, iMindMap, Mindmeister.

Бесплатные версии, как правило, ограничиваются созданием нескольких карт, шарингом и конвертацией в pdf-формат. Платные версии позволяют полноценно работать с картой как в одиночку, так и командой: помечать разными цветами ветки, указывать приоритеты, создавать связи, добавлять файлы, комментировать различные блоки карты. При этом история редактирования сохраняется, и вы можете анализировать прогресс проделанной работы.

Что должно входить в MindMap по мобильному тестированию?

Если вы решили составить MindMap самостоятельно, то мы рекомендуем разбить ее на блоки, где каждый блок — это отдельная функциональность, которую необходимо протестировать. На выходе у вас должен получиться готовый чек-лист, детализация которого будет зависеть исключительно от вашей въедливости и желания. Однако независимо от степени проработки карты, рекомендуем включить в нее следующие блоки:

1. Установка приложения
Здесь следует проверить следующие аспекты: описание приложения в App Store или Google Play, наличие прав для установки приложения, процесс повторной установки приложения после его удаления, наличие предупреждения о загрузке приложения большого размера через мобильный интернет.

2. Запуск и работа приложения
Не забудьте проверить продолжительность первого запуска приложения, работу нотификации во время установки или первого запуска приложения, запуск приложения после сворачивания, работу приложения в свернутом режиме, скорость навигации.

3. Удаление приложения
При удалении приложения все его данные и кэш-файлы должны быть также удалены из системы. Убедитесь, так ли это в вашем случае.

4. Обновление приложения
При обновлении приложения все данные и настройки должны сохраняться в прежнем виде. Обратите на это внимание при тестировании.

5. Ориентация экрана
Независимо от ориентации экрана (портретная, альбомная), приложение должно корректно отображаться на экране.

6. Соединения
Проверьте работу приложения с различными видами соединения (Edge, 3G, LTE, WiFi, режим полета).

7. Настройка устройства
Проверьте, чтобы настройки устройства (дата, время, часовой пояс) не оказывали негативное воздействие на функциональность приложения.

8. Прерывание
Протестируете реакцию приложения на входящие звонки и сообщения, уход в спящий режим, блокировку экрана.

9. Производительность
Обратите внимание на скорость работы приложения, энергосбережение устройства при использовании приложения, отзывчивость приложения.

10. Пользовательский интерфейс
Проведя небольшое юзабилити-тестирование, обратите внимание, насколько приложение удобно, понятно и привлекательно для пользователей.

Конечно, этот перечень можно и нужно расширять. И чем больше аспектов будет учтено, тем более полным будет проведенное тестирование. При этом mindmap-карты помогут вам значительно оптимизировать процесс тестирования и сэкономить время на оттачивание навыков тестировщика мобильных приложений.

Мы (тестировщики) рисуем карты для того, чтобы показать их коллегам. Чтобы новичков по ним знакомить с проектом. Или чтобы показать аналитику для уточняющих вопросов «а я правильно понял, что…»?

Давайте разберемся, как нарисовать Mind Map по проекту. И как сделать карту простой и понятной. А, главное — нужной!

1. Изучите ваше приложение

Прочитайте ТЗ. Задайте вопросы аналитику. Да просто потыкайте систему и посмотрите, что она умеет. 

Статьи в помощь:

  • Зачем вообще нужны программы
  • Сколько вопросов задавать по ТЗ
  • Открытые и закрытые вопросы

2. Выделите основные функции 

Задайте себе вопросы:

  • зачем пользователю наш продукт?
  • что он там делает?
  • что мы хотим, чтобы он делал?

Мы начинаем рисовать с основных сценариев. А потом детализируем их, и дополняем карту второстепенными сценариями. 

Скажем, в любом интернет-магазине главная цель — найти товар и купить его. Сделать это можно разными способами: поиск через строку поиска, через фильтры в боковой панели, через баннеры с рекламой, через что-то еще… Это будет детализация основной ветки поиска.

А второстепенные сценарии — регистрация, публикация фоточек, обмен мнениями и всякое такое. Их оформляем после основных.

3. Запишите цели через глаголы

Мы рисуем карту так, чтобы на первом уровне были глаголы — цели пользователей, а мелкие веточки уточняли способ сделать крупные действия.

Стремитесь использовать глаголы, а не существительные — то есть названия функций, а не разделов. Не «настройки» (описание кнопки), а «настраиваем приложение под себя» (цель пользователя).

Это важно изменить, потому что вы получите сразу хорошие названия для чек-листов и тест-кейсов. Мы же их как раз из карты можем брать!

И еще раз акцент на то, что мы пишем цели через глаголы. Есть очень важное правило:

Не надо рисовать интерфейс!

Как проще зарисовать сайт? Открыть его и аккуратненько запихать в карту все менюшки и кнопочки, которые мы нашли. Но что такая карта дает? Эти кнопочки я и так увижу, как открою сайт.

Вместо зарисовки интерфейса и кнопочек создайте карту возможностей приложения. Ищите цели пользователя и описывайте их через глаголы.

Это очень частая ошибка у студентов. Нужно нарисовать карту приложения? Просто перепишем все кнопочки! А нужно анализировать продукт, без этого никак.

4. Расставьте приоритеты

Когда вы зарисовали все функции, осмотрите вашу карту. Проверьте приоритеты и при необходимости поменяйте ветки местами.

Нужно, чтобы в глаза сразу бросалось самое важное. Карту читают по часовой стрелке. Открывая ее, я хочу сначала понять, что это вообще за сайт или приложение, для чего оно мне будет нужно, а потом уже всякие мелочи типа регистрации итд. Я не использую приложение ради того, чтобы зарегистрироваться на нем. Я с его помощью развлекаюсь или решаю какие-то проблемы.

См также:
Зачем вообще нужны программы — отталкивайтесь от истинных нужд пользователя!

Поэтому если уж очень хочется вынести регистрацию / авторизацию на первый уровень карты — она должна быть где-то в конце.

Я специально делаю акцент на авторизации, потому что она есть почти в любом приложении. И часть студентов отстаивает право на приоритетность этой функции:

— Но ведь функция есть! И она очень важна! Я не могу сделать покупку без нее. Значит, она главная.

Нет. Никто душевно здоровый не приходит в продукт, чтобы зарегистрироваться или авторизоваться. «Я авторизовалась, ура! Все счастливые расходятся по домам!». Люди ленивы. Вы будете делать лишние телодвижения, если их можно избежать? Будете авторизовываться, если цель достигается без этого?

В ряде интернет-магазинов вообще отказались от авторизации, можно сделать заказ и без нее. Что правильно. А то ради одного заказа раз в десять лет нужно зарегистрироваться и спам еще потом от них терпеть… В общем, чем меньше действий — тем лучше!

Да, раньше «так было везде», поэтому до сих пор так делают. Но это не повод называть функцию основной. А еще раньше считалось, что ремень — лучшее средство объяснить ребенку, что он не прав. И что теперь, лупить детей «потому что раньше все так делали», что ли?

Пример: онлайн-игра

Пример любезно предоставлен некогда тестировщиком игр Ольгой Алифановой:

Я прихожу в онлайн-игру прокачивать своего персонажа. Общаться. Вступать в противостояние с другими персонажами. Исследовать мир. Настраивать игру под себя. Это верно для 90% больших онлайн-игр, могут быть еще дополнительные стремления «Украшать мир под себя» (довольно юное поколение игроков этим занимается, в Perfect World были любители домиков и платьюшек, которым драить монстров было неинтересно, а вот платьюшки собирать таки да), от игры зависит. 

Дальше идет специфика конкретной игры — как в этой игре я могу прокачать персонажа? Выполнять квесты. Убивать монстров (в просторечии «мободроч», извините, когда не по квестам бегаешь, а тупо на одном месте экстерминатус устраиваешь). Использовать предметы, может быть? В игровом внутреннем магазине иногда бывают всякие предметы, добавляющие персонажу очки опыта. Это уже второй уровень карты, раскрываем веточку «Прокачивать персонажа».

Обратите внимание, я нигде в этом примере интерфейс не отрисовываю. Я не пишу «Профиль. Главный экран. Экран параметров персонажа. Чат». Потому что я анализирую именно суть продукта, а не подробности его визуальной реализации. 

Хорошие примеры карт

Этот раздел я периодически обновляю и пополняю, так что ищите хорошие примеры там!

Итого

Не надо скрупулезно записывать интерфейс. Карта вида «Каталог: для женщин — джинсы, брюки, юбки, …, для мужчин — …, для детей — …» — это зарисовка интерфейса. Карта вида «Просмотр товаров: по полу, по категории, по материалу» — это анализ продукта.

Для чего приходит пользователь? Для, скажем, просмотра ассортимента. Как он сможет его просмотреть? Например, вот так. Как это будет реализовано или уже реализовано — разделами каталога ли, фильтрами ли, еще каким-нибудь удивительным способом — нам не важно.

Итого, первый уровень карты — глаголы, отвечающие на вопрос, зачем наш продукт нужен и что пользователь будет там делать. Второй уровень карты рассказывает, как он сможет это сделать.

И не забывайте о приоритетах! Читая по часовой стрелке, я должна вначале видеть самое главное.

Такая карта позволит:

  • понять, зачем именно нужно приложение, даже если я его никогда не видела;
  • составлять тест-кейсы и чек-листы. Можно просто брать название ветки — и вот он, тест-кейс!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти авансовый платеж по транспортному налогу
  • Как найти сумму чисел с погрешностью
  • Как найти вместимость стакана с помощью весов
  • Как найти расстояние при ускорении формула
  • Как найти сколько процентов составляет число числа