Как составить кейсы для учеников

Когда истории успеха работают в продвижении онлайн-школы.

Как оформить кейсы учеников

Это рубрика «Ок, понятно». Вы задаёте вопросы об онлайн-обучении, маркетинге, методологии и юридических нюансах — мы находим понятный ответ. Почта для вопросов:

info@zenclass.ru

Как правильно описывать достижения учеников онлайн-школы, чтобы было понятно, что обучение действительно приносит результаты? Как повысить доверие к своему курсу?

Показывая примеры успеха, мы продаём, не продавая. Так включается триггер социального доказательства: «Я могу решить свою проблему также, раз это работает» или «У него получилось, значит, и я смогу».

Рассмотрим, какую роль играют кейсы в позиционировании, и что важно учесть школе.

Содержание

Кейсы онлайн-обучение

Что такое кейсы в обучении и зачем они нужны для продвижения онлайн-курса?

Задача кейсов — показать, как онлайн-курс изменил жизнь ученика. Мало какие маркетинговые фишки так мотивируют к действию, как эффектное «до» и «после».

Сила кейсов в том, что они не убеждают и не рекламируют, а рассказывают реальную историю — с цифрами, примерами и конкретными шагами.

Кейсы раскрывают путь, который потенциальному ученику ещё предстоит пройти, и помогают ответить на вопрос: «А будет ли вообще толк, или я просто солью деньги на бесполезный сертификат?»

  • Это не просто цифры или примеры, а вдохновляющие истории роста с деталями и подробностями. Опыт ученика показывает, как онлайн-курс помогает решать проблемы и добиваться успеха.

  • Кейсы учеников оформляет сама онлайн-школа, а значит, ситуация под контролем. Даже трудности можно правильно преподнести и показать, как школа помогает, если что-то идёт не по плану.

  • Кейсы работают на продвижение онлайн-курсов лучше, чем отзывы. Как минимум потому, что обучение не просто хвалят, а показывают, как именно изменилась ситуация, чего удалось достичь.

При всех плюсах есть «НО» — кейс важно правильно составить и использовать. Если в нём нет конкретики, или это очередная история про «успешный успех» — захочется ли такому примеру доверять?

Как оформить продающий кейс

Как оформить продающий кейс

  • Рассказать, кто клиент и с чем он пришёл — точку «А»:

  • какие знания и опыт уже есть;

  • какие проблемы и как пробовал их решать;

  • почему обратился именно в эту онлайн-школу;

  • что хотел получить в результате обучения.

Этот блок отлично закрывает типичные возражения, если проговорить от лица ученика страхи и сомнения.

В зависимости от содержания, эта часть может вызывать эмоции:
— Ого, каких людей обучали!
— Герой похож на меня, значит, у меня тоже получится!

Главная и самая ответственная часть, которая рассказывает, как выполняли задачу.

Можно кратко перечислить шаги к результату, а можно — написать красочный сторителлинг.

Внимание деталям и иллюстрациям: демонстрируем наглядно, как решались проблемы, публикуем скриншоты и фотографии. Иллюстрации подписываем — возможно, читатель пока не так хорошо разбирается в теме.

Классно осветить или даже показать результаты практических заданий, которые уже закрыли часть запросов и могут пойти в портфолио или дать первые заказы.

  • Показать результат — точку «Б».

Здесь потенциальный ученик оценивает, стоит ли выбрать этот курс или поискать другие варианты.

Показать результат проще, когда на курсе учат делать что-то прикладное — фотографировать, шить, верстать сайты.
Например, в кейс выпускницы онлайн-курса по монтажу можно добавить видеоролики, а в кейс специалиста по финансовой грамотности — расчёты по оптимизации семейного бюджета.

А как быть, если продукт руками не потрогать? Добавить цифры. Например, рассказать, какую высоту взял ученик после обучения: первые заказы и первый заработок. Если выпускник окупил обучение за первые месяцы — уже более чем убедительно. В любом случае точка «Б» закрывает задачи, озвученные в начале кейса.

Примеры кейсов онлайн-школы

Кейсы онлайн-школы: примеры

Первый шаг — найти историю и договориться на публикацию.
Сильно упростит работу планомерное наблюдение за успехами учеников. Чья боль отзовётся аудитории? Кто способен вдохновить на такой же путь?

Иногда главный герой и сам до конца не осознаёт, насколько его история показательна.

Если результаты обучения крутые, а выпускник не хочет показываться, можно предложить кейс без фото и фамилии.

Пример неудачного кейса:

«Маше не хватало денег на себя и она пришла учиться на веб-дизайнера. За три месяца Маша научилась разрабатывать макеты в Figma, сверстала первый сайт на Тильде и даже нашла первого заказчика!».

Этот кейс, скорее всего, не сработает:
— нет заголовка, а значит, непонятно, зачем его читать;
— мало информации про героя — потенциальный ученик не сможет провести параллель;
— никаких цифр и подробностей — кейс не объясняет, чего конкретно хотел герой, почему не получалось раньше и как именно получилось теперь.

Но есть и хороший момент — результат: героиня освоила навыки и нашла заказчика.

Пример удачного кейса ученика онлайн-школы:

«История Маши: можно учиться веб-дизайну в рассрочку и закрыть её за два месяца после выпуска».

— Я подрабатывала в декрете дизайнером на биржах, но устала от копеечных заказов. Чувствовала себя рабом, когда получала 200 рублей за 5 вариантов креативов. Поняла: чтобы получать больше и расти, надо учиться не столько рисовать макеты, сколько решать задачи бизнеса с помощью продуманного дизайна. А это уже маркетинг, продажи и психология.
Сама штудировала информацию в интернете, смотрела обучающие вебинары и читала профильные книги. Мне показалось, что я уже что-то понимаю, и я попробовала взять более сложный и дорогой заказ, но получилось ужасно. Клиент разнёс работу в пух и прах. Я сделала вывод, что мне нужна практика, проверка и обучение с обратной связью, и пришла на курс. Понимала, что будет нелегко, но было сильное желание что-то изменить. В декрете не разгуляешься, свободных денег не было, пришлось оформить рассрочку.

За три месяца обучения Маша закрыла все слабые места и прокачала навыки:
— проработала основы маркетинга и продаж — путь клиента на сайте, разные виды трафика, конкурентную разведку и исследование ЦА;
— проектировала лендинги на стандартных и Zero-блоках в Тильде, работала в редакторах Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop;
— разобралась, где и как искать заказчиков, которые готовы хорошо платить;
— научилась откликаться на вакансии и подготовила сайт-портфолио.

К концу обучения поняла, что больше всего интересно работать с сайтами для интернет-магазинов. В чате онлайн-школы мне дали тестовое для магазина нижнего белья — и заказчику макет понравился, мы продолжили сотрудничество. За первый месяц я заработала 40 000 рублей, и это больше, чем моя зарплата в офисе до декрета.

Маша нашла свою нишу — дизайнер сайтов в сфере e-commerce. Сейчас у неё несколько заказчиков, собственный график и никаких бессонных ночей. Рассрочка через партнёрский банк уже погашена.

В кейсе — фотография героини, скриншот отзыва заказчика.

Продвижение онлайн-курса

Кейс написали: что делать дальше?

Хороший кейс ученика не должен пылиться в разделе отзывов на сайте.

Можно его включить в презентацию к вебинару, запустить на кейс таргетированную рекламу в соцсети, или отправить его с утепляющей

email-рассылкой по базе клиентов

.

И в целом, кейс можно публиковать там, где присутствует целевая аудитория онлайн-школы:

  • в профильных сообществах — как рекламный пост.

Если кейс написан как полноценная статья, получится разместить его в Яндекс Дзене или на других сторонних площадках — например на VC.ru. А ещё его можно использовать для рекламы на ПромоСтраницах Яндекса.

Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?

Муниципальное
Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №5»

Нижегородская
область,г.Дзержинск

 

 

Разработка и
решение кейсовых заданий

                                                                
учитель начальных классов

                                  
                            Овчинникова Н.В.

Дзержинск,2022

Содержание

1. Актуальность кейс-метода…………………………………………….3

2. Понятие и назначение кейсов…………………………………………4

3. Практическое применение кейс – технологии

Авторские разработки и примеры решения
кейсовых заданий

для учащихся начальных классов……………………………………….8

4. Заключение…………………………………………………………….10

2

1. Актуальность
кейс-метода

В современном мире
наблюдается огромный рост информации. От
каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые
качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро безошибочно
принимать решения, а это невозможно без умения работать. Во всех сферах
становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный
генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям,
умеющий критично и оперативно работать с огромными объёмами информации
различных видов.

Развивать навыки анализа ситуации и постановки
проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык
самостоятельного принятия решения на основе группового анализа необходимо уже в
начальной школе.

Метод кейсов является одним из наиболее актуальных. Основные
отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует
чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм
решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.

В результате
использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений,
действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом,
происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение
практическими навыками.

В силу небольшого
жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло
широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии
обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет
высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии
обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она
позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как
способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение
группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой
этики.

3

2. Понятие и
назначение кейсов

В классификации
кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные
жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает
обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление
исследовательской деятельности.

Учителя начальных
классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие
типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

«По сути дела,
кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При
этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых,
закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной
ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный
его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной
деятельности».

Для учащихся
начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными
действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих
случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен
содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого
решения.

Кейс – технология

Это метод
активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем
решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её
предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение,
учиться работать с информацией.

При этом акцент
делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя
и ученика!

Кейс-технология —
это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или
вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на
формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение
– развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение,
а также умение работать с информацией.

Кейс — это
технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов
является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется
достаточно важным при подготовке специалиста.

4


Возможности кейс — технологии в обогащающем обучении

При
кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно.
Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять
на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на
проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как
правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых
случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как
формулировка ее представлена не явно.

Создание кейса

Сначала нужно
ответить на три вопроса:

— Для кого и чего
пишется кейс?

— Чему должны
научиться дети?

— Какие уроки они
из этого извлекут?

После этого
процесс создания кейса будет иметь вид:

-Цель обучения

-Структурирование
учебного материала

-Выбор
организационных форм, методов и средств обучения

Методы кейс –
технологии

— метод инцидентов

— метод разбора
деловой корреспонденции

— игровое
проектирование

— ситуационно
ролевая игра

— метод дискуссии

— кейс- стадии

Работа ученика с
кейсом

I этап —
знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап —
выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут
реально воздействовать на ситуацию;

III этап —
предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап —
анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап —
решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности
действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

5

Действия учителя в
кейс – технологии

— создание кейса
или использование уже имеющегося;

— распределение
учеников по малым группам (4-6 человек);

— знакомство
учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения
заданий;

— организация
работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

— работа с кейсом;

— организация
презентации решений в малых группах;

— организация
общей дискуссии;

— обобщающее выступление
учителя, его анализ ситуации;

— оценивание
учащихся преподавателем.

Есть 3 возможные
стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

1 — Учитель будет
давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2 — В определенных
условиях учитель будет сам давать ответ;

3 — Учитель может
ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над
проблемой. 

Структура кейса

Кейс – это единый
информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит
из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Название

Ситуация – случай
из реальной жизни

Факты —
объективная информация

Вопросы и задания
для работы с кейсом

6

Цель работы с
кейсом:

создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.

Результаты работы
с кейсом:

— Учебные – как
результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

     — Умение
работы с текстом

     — Освоение
методов анализа

— Образовательные
– как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные
личные цели обучения.

     — Появление
опыта принятия решений, решения проблем

     — Повышение
уровня коммуникативных умений

     — Опыт работы
в группе

7

3.
Практическое применение кейс –
технологии

Цель
— совместными усилиями группы учащихся
проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти
их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором
лучшего из них.

Задачи
– научиться работать с текстом, освоить метод анализа, приобрести опыт принятия
решений, решения проблем, повысить уровень коммуникативных умений, получить опыт
работы в группе.

Вид
деятельности
– сюжетный, исследовательский.

Форма
реализации кейсового задания
– групповая работа в
соответствии с предложенными заданиями.

Кейс
1. Классный час «Чистота – залог здоровья»

Описание
ситуации:

Кадры из
мультипликационного фильма или часть стихотворения К.И. Чуковского  «Федорино
горе».

Оценка
ситуации
:

Ситуация, в
которую попала Федора сложная. Но, нередко, это можно наблюдать и в реальной
сегодняшней жизни. Необходимо разобраться, почему это происходит с «Федорами».

Прогнозирование:

На примере
жизненной ситуации, на примерах, увиденных в телепередачах, акцентировав
внимание на антисанитарию и отсутствие экологической культуры, дети делают
прогнозирование развития этой ситуации либо путей устранения этой проблемы.

Возможные
варианты решения:

Самое лучшее, что
можно сделать – это дать Федоре несколько полезных народных советов по уходу за
кухонной утварью, ознакомить со средствами

для чистки и мытья
посуды. Объяснить ей, что безупречно чистая кухонная утварь и посуда – условие,
обеспечивающее гигиеничность пищи.

8

Кейс
2.
Классный час «Как
уберечь себя от беды?»

Описание
ситуации:

После прочтения и
беседы по содержанию сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», дети в группах получают
пакеты с заданиями. После обсуждения в группах, они должны высказать свои
мнения.

Оценка:

Оцените ситуацию,
в которую попала Красная Шапочка.

Прогнозирование:

Как могла девочка
избежать этой ситуации?

Если бы не
дровосек, сказка могла иметь трагический конец. Почему?

Решение:

1. Составьте
памятку безопасного поведения детей в лесу.

2. Что бы вы
изменили в сказке?

3. Чему учит
сказка?

Один из вариантов
памятки, разработанный учащимися:

1. Не отпускать
детей одних в лес.

2.Не разговаривать
с незнакомцами.

3. Не быть
доверчивыми.

4. Никому не
сообщать своего адреса и адреса проживания своих родственников.

9

4. Заключение

Кейс – метод
помогает понять, что чаще всего не бывает  одного единственно верного
решения
, вырабатывает
уверенность в себе и в своих силах,
даёт
возможность научиться
отстаивать свою позицию и оценивать
позицию собеседника,
формирует
устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в
жизненных ситуациях.

Кейс — технологии
дают возможности преподавателю использовать его на любой стадии
обучения.

Достоинством кейс
– метода является его гибкость, вариантность, что способствует развитию
креативности и преподавателя и учащихся.

Таким образом, у
обучающихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации,
решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение
теоретических и практических знаний.

10

Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до средней школы. Факторами, подталкивающими педагогов к использованию новых, более эффективных технологий обучения, выступают как длящаяся вот уже почти 10 лет реформа среднего образования в России, так и необходимость оптимизировать процесс преподнесения знаний «изнутри». Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально не только в высшей школе, но и в средней.

Новый метод с давней историей

Начало использованию кейс-технологий положили в далекие 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет подумать, включить логику. Само название технологии произошло от латинского термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был признан одним из наиболее эффективных методов бизнес-коучинга, и была поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.

Впрочем, в использовании кейсов в школьном преподавании сразу же столкнулись с проблемой «коллективного мышления», когда и в решении нестандартных задач школьники тянулись за «лидером», подражали его ходу мысли, а самостоятельно развить свою не могли. Выход был найден в увеличении числа кейсов, предлагаемых одноклассникам: теперь каждый школьник корпел над собственной задачей, и «списывать» у «лидера» стало контрпродуктивно.

Приход в Россию

В систему среднего образования РФ технология кейсового обучения пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется в среднее образование, и даже предпринимаются попытки предлагать кейсы младшим школьникам (правда, не всегда удачные).

Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, «линейные» ответы на вопросы педагога являются не только образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.

В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно. Эта актуализация стала хорошей питательной средой для активного взращивания кейсового обучения.

Структура типичного кейса для школы

Сегодня около ¾ используемых в практике школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:

  • Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
  • Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
  • Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».

Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь одну проблему и называют три-четыре подхода к ней. Школьнику нужно выбрать один и аргументированно отстоять его. Совершенно необязательно, чтобы кейс описывал всего лишь одну ситуацию-затруднение: в отличие от традиционных образовательных заданий, они имеют поливариантное решение и огромное количество равнозначимых путей для решения задачи.

Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы.

Применяем на практике — значит, усиливаем интерес

Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности, выражаясь словами педагога-новатора Шалвы Амонашвили, «радоваться миру».

Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит развитие навыков критического мышления и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Соответственно, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.

Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию, наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.

Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.

 Основные методы кейс-технологий

 Можно выделить шесть методов работы с кейсами для средней школы:

·        Кейс-инцидент — произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия.

  • Ситуационно-ролевые игры, например, игра «Суд присяжных», когда одна половина класса «оправдывает» Моцарта, а другая — Сальери. В качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что задача педагога разделить учеников так, чтобы «защитники» не симпатизировали тому, кого защищают — в этом случае достигается большая эффективность.
  • Ситуационный анализ — в случае применения этого метода целесообразно будет предложить группам школьников из одного класса одну и ту же ситуацию, но в разные исторические моменты (к примеру, борьбу крестьянства за свободу в 1770-е, 1861-м и 1905-м годах).
  • Разбор деловых писем.
  • Метод игрового проектирования. Основная его цель — в ходе игрового процесса самостоятельно смоделировать ситуации для кейсовых заданий. Наибольшую эффективность от использования этого метода можно получить, предлагая его ученикам 10-11 классов.
  • Метод дискуссии — применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Опыт показывает, что включать этот метод в работу можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.

Небольшие рекомендации по работе с кейсами

Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.

Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним. Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в месяц будет вполне достаточно.

Помните, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать.

Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.

Стоит ли применять технологию в младшей школе?

Этот вопрос давно стоит на повестке дня, поскольку если в средней школе кейс-технологии доказали свою эффективность, то в начальной, во-первых, само составление задач вызывает ряд трудностей для учителей, а во-вторых, составленные кейсы вызывают трудности восприятия у детей.

Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Если учитель видит, что класс достаточно силен, можно попробовать поэтапно ввести технологию кейсового обучения и для школьников 1-4 классов. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.

Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.

Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

Основные правила решения кейсов

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

Лучшие предметы для внедрения технологий кейс-обучения — литература и история. Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:

  • Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения
  • Анализа или составления маршрута следования героя или временного развития исторического события
  • Заполнения таблиц хронологии событий.

К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в вузовском образовании РФ поначалу приветствовались и активно использовались переводные западные кейсы, то в школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.

Размер имеет значение!

Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему: от ситуаций, описание которых занимает 1-2 страницы текста до т.н. «полных кейсов», объем которых нередко достигает 20 страниц!

Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут. Пример подобного кейса — на уроке истории учащимся 10-11 классов может быть дан раздаточный материал с сокращенным текстом песни Игоря Талькова «Стоп, думаю себе!», учащиеся должны дать ответ на вопрос, о каких исторических личностях говорится в следующих отрывках:

«Вот и все, развенчан культ вождя-тирана!» (Сталин)

«А затем схватил штурвал кукурузный гений» (Хрущев)

«…Помахал и передал вскоре эстафету

Пятикратному Герою…» (Брежнев)

Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!

Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером кейса среднего объема, который с успехом можно использовать на уроке литературы в 10-11 классе, может быть такой: «Михаил Булгаков говорил, что хочет быть похож на двух героев своего главного романа. {Далее идет небольшое «наводящее» описание романа} Задание 1. Определите, что это за герои? Задание 2. Поясните свою позицию. Задание 3. Почему Вы считаете, что этот роман является для писателя главным?».

Поясню, что речь идет об одной из поздних статей Булгакова, где он писал, что всегда хотел оказаться на месте Мастера и влюбиться в Маргариту. То есть решение данного кейса есть, и оно однозначно. Однако учитель должен выслушать точки зрения представителей всех команд, и даже если предлагается неправильное решение кейса (не такое, какое «дал» Михаил Афанасьевич), но приводится логическое объяснение, поощрить членов команды за логику рассуждения.

Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30 страниц текста) целесообразно только с учениками 8-9 класса и старше, задавая эту работу на дом и отводя на ее выполнение примерно неделю. Итогом такого рода «заочно-командной» работы школьников должна стать информативная презентация с обстоятельным, на 15-20 минут выступлением по ней в классе. В качестве кейса здесь может выступать отрывок текста или статья целиком, из которой нужно вычленить проблемные моменты. Так, для урока литературы в 10 классе в качестве кейса можно представить письмо Раскольникова к Сонечке Мармеладовой, а как задание к кейсу — описание морального облика совершившего убийство, но вставшего на путь духовного возрождения человека.

Используйте разнообразие форм кейсов

Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов («Матрица», к примеру), видеоклипов (Майкл Джексон, «Earth Song») или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.

Вместо заключения

Конечно, подготовка кейсов требует от учителя недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15 часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!


Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


О чем речь? Кейс-метод – это инструмент образовательного процесса, с помощью которого решаются сложные задачи, не имеющие одного верного решения. Данный способ требует творческого подхода, а разбираемая ситуация должна быть реальной.

Где применяется? Метод кейсов известен давно, еще с античности, но полное признание получил примерно в 20-х годах ХХ века. Сегодня эта технология применяется и в вузах, и в бизнес-школах, и в детсадах. При этом требования и этапы схожи для каждой из этих сфер.

Суть кейс-метода

Кейс (от англ. сase) представляет собой описание некой конкретной ситуации или случая, включающего в себя проблему, требующую решения. Как правило, строится на реальных фактах.

Суть кейс-метода

Таким образом, решить кейс – значит провести анализ предлагаемой ситуации или случая и найти наиболее рациональное решение проблемы. Например: юрист решает кейс, анализируя все подробности дела, учитывая тонкости законодательства в конкретной ситуации и предлагая клиенту наилучший выход из ситуации.

Сотрудники любой сферы решают кейсы каждый день. Врач, ставя пациенту диагноз и выбирая лечение, также анализирует существующие проблемы и ищет оптимальный путь для их устранения. В менеджменте кейс-метод используется постоянно. Он присутствует на всех этапах бизнес-процесса. Ведь имеет значение каждая деталь: какой продукт выбрать для продажи, как его лучше прорекламировать, с какими партнёрами сотрудничать.

Методы кейс-технологии активно применяются и в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:

  • Практическая направленность.

Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-метод в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.

Дидактические игры: суть, этапы и примеры

  • Интерактивный формат.

Использование кейс-метода делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.

  • Конкретные навыки.

Использование кейс-метода позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».

Суть кейс-метода

По сути, ситуации метод-кейсов представляют собой жизненные случаи и их последующий разбор. Поэтому аналоги такого типа обучения существуют с древних времён. Можно привести примеры кейс методов, известных ещё с античности: военачальники Спарты разбирали со своими подопечными реальные и гипотетические ситуации, имеющие место на поле боя. Сократ любил обсуждать с учениками всевозможные жизненные случаи и пути их решений.

Виды кейсов

Кейсы подразделяются на виды по разным основаниям.

По сложности

  • Иллюстративные учебные ситуации.

Такие кейс-методы направлены на то, чтобы на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в предложенных обстоятельствах. В данном случае ситуации представляют собой описание конкретной проблемы в определённый период времени, что позволяет выявить и чётко сформулировать все влияющие на принятие решения аспекты. Цель такого кейса – верно диагностировать предложенную ситуацию и сформировать наиболее оптимальное решение для выхода из неё.

  • Учебные ситуации.

Этот вариант представляет собой более сложную ситуацию, чем в предыдущем случае. В нём проблема не обозначается чётко. Обучающимся предлагается выборка статистических данных, проведённых опросов, различных исследований и т.д. Цель такого кейса – научить самостоятельно выявлять проблему в конкретной ситуации с последующим поиском оптимальных путей её решения на основе имеющихся ресурсов.

  • Прикладные упражнения.

В них описывается конкретная ситуация, для которой необходимо найти решение. Цель такого кейса заключается именно в поиске пути разрешения проблемы.

Виды кейс-методов по целям и задачам обучения

  • Направленные на обучение анализу и оценке.
  • Обучающие принятию решений по устранению проблем.
  • Изображающие проблему, решение или концепцию в целом.

Деление по степени информационной насыщенности

  • Структурированный (highly structured) кейс.

Информация в нём изложена ёмко и чётко. Для того чтобы решить проблему, необходимо применить определённые формулы или модели. Имеют конкретное оптимальное решение.

  • «Маленькие наброски» (short vignetts).

Такие кейсы обычно содержат не только основную информацию в объёме до 10 страниц, но и дополнительные данные в виде приложения. Они знакомят с ключевыми понятиями ситуации. При их решении ученик должен использовать собственные знания для устранения проблемы.

  • Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases).

Обладают большим объёмом информации до 50 страниц и представляют собой самый сложный для анализа вид учебных заданий кейс-метода. При описании ситуации представлена очень подробная информация, включающая в себя и ненужные детали. Необходимые же сведения, наоборот, могут отсутствовать. Задача обучающегося заключается в том, чтобы распознать ценность информации и сделать выводы на основании имеющихся знаний.

  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases).

При решении этих кейсов ученики должны применять не только теоретические знания и практические навыки, которые у них уже есть, но и выработать новые умения. Такой тип обучения направлен на развитие способности создавать новые решения в тривиальных обстоятельствах.

Виды кейсов

По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-методов

  • Практические кейсы.

Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.

Классические и современные методики обучения чтению

  • Обучающие кейсы.

Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-методы представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.

Требования к кейсам

  • Научно-исследовательские кейсы.

Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-метод строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.

Требования к кейсам

Для того чтобы кейс выполнил свои функции, а его решение принесло необходимый результат, существует ряд основных требований к его составлению:

  • Кейс должен быть составлен в соответствии с уровнем знаний аудитории.
  • Преподавателям и ученикам должна быть понятна суть ситуации. При этом важно понимать, какие учебные цели преследует обучение данному кейсу. Как правило, разбираемые ситуации должны быть приближены к реальным, с которыми специалисту доведётся столкнуться в будущем в ходе своей профессиональной деятельности.
  • Достоверность фактов также играет немаловажную роль. Как правило, кейсы составляются на основе реальных событий, имеющих непосредственное отношение к изучаемому предмету. Кроме того, они могут быть сформулированы на основе абстрактных ситуаций, с которыми обычно сталкиваются компании в данной сфере деятельности. Всё же желательно, чтобы кейс описывал реальные обстоятельства и предлагал ситуацию с позиции лиц, непосредственно принимающих решение.
  • Описываемая ситуация должна носить характер проблемы. При этом кейс должен быть составлен таким образом, чтобы решение задачи было неясным, что будет давать ученикам возможность самостоятельно найти необходимые пути выхода из ситуации. Предложенная проблема должна быть актуальной и располагать к дискуссии о возможных методах её решения. Это способствует наилучшему усвоению учебного материала и развитию самостоятельного мышления.
  • Кейс должен быть увлекательным и красочным. Он должен заинтересовать студентов. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Благодаря использованию этого метода становится возможным донести до аудитории всю суть ситуации и заинтересовать обучающихся в поиске решения проблемы.

Есть принципы, которые позволяют сделать историю красочной и увлекательной:

  • Яркая эмоциональная окрашенность истории.
  • Обозначенное столкновение обстоятельств или интересов. При этом параллельно решается еще одна задача: возможно четко обозначить, как именно педагог хочет повлиять на студентов.
  • Соблюдение правил композиции: наличие завязки, кульминации и развязки.
  • История должна предполагать определенный вывод, к которому студент должен прийти самостоятельно.

Если учитывать эти принципы при построении кейса, он станет для студентов увлекательным и будет способствовать приобретению новых знаний и умений.

Этапы применения кейс-метода

Чаще всего данный тип обучения происходит в аудитории. Как правило, самостоятельно проводится только подготовительный этап.

Подготовительный этап

Выполняется преподавателем с целью провести соответствующую подготовку к занятиям и включает в себя:

  • Формирование фактов и определение взаимоотношений участников в ходе анализа проблемы кейса.
  • Моделирование предполагаемой ситуации, а именно: её предпосылки, развитие и оптимальное завершение.
  • Определение тех вопросов и аргументов, которые должны появиться у участников обсуждения в том случае, если их ход мыслей идёт в верном направлении.
  • Составление плана домашних заданий.
  • Разработка системы оценок учащихся при различных вариантах решения кейса.

Новый ФГОС 2022: изменения в работе педагога и школы

Студенты же на подготовительном этапе должны изучить текст ситуации, который был дан педагогам, и выполнить указанные преподавателем задания.

Реализация кейса

Ясно, что для анализа будет использоваться какая-либо ситуация. В качестве кейса может быть применено и художественное или публицистическое произведение. Такая история, как правило, включает в себя все необходимые элементы. В ней есть действующие лица с определённым типом взаимоотношений и мыслей, а также с проблемами, требующими решения.

Этапы применения кейс-метода

Контекст кейса может быть самым разнообразным: эмоциональным, социальным, деятельным и пр. Это может быть сделано для того, чтобы участники учились выявлять основную проблему из общей массы информации. Иногда практикуются такие кейсы, часть трудностей в которых является ложными. Это помогает студентам научиться качественно и грамотно выявлять и устранять несущественные моменты, выявляя саму суть.

Диагностика ситуации

Этот этап метода кейсов включает в себя три основные части:

  • В первой части даётся характеристика реальному состоянию объекта с учётом существующих параметров.
  • Во второй части определяется то состояние объекта, которое должно быть при успешном применении заданных параметров.
  • Третья часть представляет собой сравнение реального и желаемого состояния объекта.

В случае если реальное и желаемое состояние объекта не отличаются друг от друга, можно продолжить работу с кейсом на предмет выявления других проблем. Если же будут выявлены несоответствия в данном моменте, то необходимо установить их суть и выработать пути устранения.

Этапы применения кейс-метода

Выработка альтернатив

На данном этапе диагностики ситуации происходит поиск альтернативных путей, которые решат обозначенную проблему. При этом выработка альтернатив является качественно новой фазой диагностики.

На этой стадии задача студентов заключается в том, чтобы выявить максимальное количество вариантов, которые аннулируют возникшие трудности. Успешным результатом считается разработка нескольких рациональных путей для этого, которые подлежат дальнейшему анализу.

Разработка конспектов уроков: требования, элементы, советы профессионалов

Процесс обсуждения кейса предполагает собой решение и других задач, помимо развития познавательной деятельности и самостоятельности:

  • Повышение мотивации при групповой работе.
  • Создание атмосферы между учащимися, благоприятной для обсуждения темы и ведения дискуссий.
  • Оценка уровня подготовки студентов и их знаний по различным вопросам.
  • Стимуляция умственной работы учеников.
  • Выработка энтузиазма у учащихся при обсуждении разных ситуаций.
  • Анализ правильности выполнения студентами рабочих заданий и упражнений.
  • Проверка освоенности материала и способности применять теоретические знания на практике.
  • Формирование у студентов навыков дедукции, а также креативного подхода к ситуациям в разных областях.

Обсуждение выводов

Завершающий этап применения кейсов. Во время него учитель обсуждает с учениками установленные ими в ходе решения кейса проблемы и пути их решения. Как правило, этот этап происходит в форме дискуссии с заранее определённой целью и результатами, а также с установленным регламентом.

Необходимо, чтобы высказать свою точку зрения мог каждый участник группы. При этом он должен чётко аргументировать свою позицию. Преподавателю важно организовать слаженную работу всей группы. Для этого нужно сдерживать наиболее активных участников и грамотно подталкивать к высказыванию в беседе тех, кто имеет пассивную позицию.

Также важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Педагог должен умело управлять эмоциональными состояниями учащихся, а также концентрировать их внимание на наиболее важных вопросах.

Как правило, этап обсуждения выводов меньше поддаётся преподавательскому контролю, чем начальный. Ведь, если на начальном этапе ученики должны высказывать все мысли и эмоции, которые им приходят в голову, то в конце, напротив, нужно прийти к чёткому и конкретному результату, соответствующему целям кейса.

В качестве завершающего этапа можно использовать следующие методы:

  • Составить краткое резюме на основе тех выводов, которые были сделаны в ходе решения кейса.
  • Акцентировать внимание на дополнительных вопросах, которые были упущены в процессе обсуждения.
  • Предоставить ряд новых данных в том случае, если при их применении дальнейшее развитие решение проблемы может отличаться от реализованного.
  • Позволить учащимся самостоятельно сформулировать итоги. Это может быть сделано в индивидуальном или групповом виде. В зависимости от требований педагога, выводы могут быть устными или письменными.

Кейс-метод активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-метод формирует мотивацию для получения новой информации.



Разработка и решение кейсовых заданий

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №151

с углубленным изучением отдельных предметов»

Кировского района г.Казани

Разработка и решение кейсовых заданий

учитель начальных классов

Костюхина Лилия Ленаровна

Казань 2020

Содержание

1. Актуальность кейсметода…………………………………………….3

2. Понятие и назначение кейсов…………………………………………4

3. Практическое применение кейс – технологии

Авторские разработки и примеры решения кейсовых заданий

для учащихся начальных классов……………………………………….8

4. Заключение………………………………………………………….10

2

1. Актуальность кейсметода

В современном мире наблюдается огромный рост информации. От каждого

человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые

качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро

безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать. Во

всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в

команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения,

имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно

работать с огромными объёмами информации различных видов.

Развивать навыки анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и

точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного

принятия решения на основе группового анализа необходимо уже в

начальной школе.

Метод кейсов является одним из наиболее актуальных. Основные отличия

кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует

чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия;

алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует

однозначного решения.

В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт

принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения

работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических

знаний, овладение практическими навыками.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов

использование кейсметодов не нашло широкого применения в начальной

школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере

конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 710 лет высокую

мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии

обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она

позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как

способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за

решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования

основ деловой этики.

3

2. Понятие и назначение кейсов

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые

отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной

задачей которых выступает обучение; научноисследовательские кейсы,

ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические

кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

«По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую»

модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может

сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков

поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны

быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к

познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности».

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство

сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана

личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в

процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему,

понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого

решения.

Кейс – технология

Это метод активного проблемно ситуационного анализа, основанный на

обучении путем решения конкретных задачситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы

и находить их решение, учиться работать с информацией.

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их

выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Кейстехнология это интерактивная технология для краткосрочного

обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не

столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников

новых качеств и умений. Главное ее предназначение развивать способность

анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение

работать с информацией.

Кейс это технология активного обучения на основе реальных ситуаций.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и

практику, что представляется достаточно важным при подготовке

специалиста.

4

Возможности кейс технологии в обогащающем обучении

При кейстехнологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить

самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт,

формулировать выводы, применять на практике полученные знания,

предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе

проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она

не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать

задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Создание кейса

Сначала нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Методы кейс – технологии

метод инцидентов

метод разбора деловой корреспонденции

игровое проектирование

ситуационно ролевая игра

метод дискуссии

кейсстадии

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий,

которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов

последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их

предотвращения и решения.

5

Действия учителя в кейс – технологии

создание кейса или использование уже имеющегося;

распределение учеников по малым группам (46 человек);

знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений

проблемы, сроками выполнения заданий;

организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

работа с кейсом;

организация презентации решений в малых группах;

организация общей дискуссии;

обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

оценивание учащихся преподавателем.

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе

работы с кейсом:

1 Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных

вопросов или (дополнительной) информации;

2 В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3 Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока ктото

работает над проблемой.

Структура кейса

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация,

необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к

кейсу.

Название

Ситуация – случай из реальной жизни

Факты объективная информация

Вопросы и задания для работы с кейсом

6

Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и

критического мышления.

Результаты работы с кейсом:

Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

Умение работы с текстом

Освоение методов анализа

Образовательные как результаты, образованные самими участниками

взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Появление опыта принятия решений, решения проблем

Повышение уровня коммуникативных умений

Опыт работы в группе

7

3. Практическое применение кейс – технологии

Цель совместными усилиями группы учащихся проанализировать

представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их

практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и

выбором лучшего из них.

Задачи научиться работать с текстом, освоить метод анализа, приобрести

опыт принятия решений, решения проблем, повысить уровень

коммуникативных умений, получить опыт работы в группе.

Вид деятельности сюжетный, исследовательский.

Форма реализации кейсового задания групповая работа в соответствии с

предложенными заданиями.

Кейс 1. Классный час «Чистота – залог здоровья»

Описание ситуации:

Кадры из мультипликационного фильма или часть стихотворения К.И.

Чуковского «Федорино горе».

Оценка ситуации:

Ситуация, в которую попала Федора сложная. Но, нередко, это можно

наблюдать и в реальной сегодняшней жизни. Необходимо разобраться,

почему это происходит с «Федорами».

Прогнозирование:

На примере жизненной ситуации, на примерах, увиденных в телепередачах,

акцентировав внимание на антисанитарию и отсутствие экологической

культуры, дети делают прогнозирование развития этой ситуации либо путей

устранения этой проблемы.

Возможные варианты решения:

Самое лучшее, что можно сделать это дать Федоре несколько полезных

народных советов по уходу за кухонной утварью, ознакомить со средствами

для чистки и мытья посуды. Объяснить ей, что безупречно чистая кухонная

утварь и посуда – условие, обеспечивающее гигиеничность пищи.

8

Кейс 2. Классный час «Как уберечь себя от беды?»

Описание ситуации:

После прочтения и беседы по содержанию сказки Ш.Перро «Красная

Шапочка», дети в группах получают пакеты с заданиями. После обсуждения

в группах, они должны высказать свои мнения.

Оценка:

Оцените ситуацию, в которую попала Красная Шапочка.

Прогнозирование:

Как могла девочка избежать этой ситуации?

Если бы не дровосек, сказка могла иметь трагический конец. Почему?

Решение:

1. Составьте памятку безопасного поведения детей в лесу.

2. Что бы вы изменили в сказке?

3. Чему учит сказка?

Один из вариантов памятки, разработанный учащимися:

1. Не отпускать детей одних в лес.

2.Не разговаривать с незнакомцами.

3. Не быть доверчивыми.

4. Никому не сообщать своего адреса и адреса проживания своих

родственников.

9

4. Заключение

Кейс – метод помогает понять, что чаще всего не бывает одного единственно

верного решения, вырабатывает уверенность в себе и в своих силах, даёт

возможность научиться отстаивать свою позицию и оценивать позицию

собеседника, формирует устойчивые навыки рационального поведения и

проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Кейс технологии дают возможности преподавателю использовать его

на любой стадии обучения.

Достоинством кейс метода является его гибкость, вариантность, что

способствует развитию креативности и преподавателя и учащихся.

Таким образом, у обучающихся появляется опыт принятия решений,

действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом;

происходит соотнесение теоретических и практических знаний.

10

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мальчика на улице
  • Как найти в ноутбуки архив
  • Навязалась мужчине как исправить
  • Как найти концентрацию вещества по математике
  • Как исправить неправильное прикладывание к груди