Как составить кинофразу

1

Первый слайд презентации

АЗБУКА
КИНОЯЗЫКА

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

КАЖДОЕ ИСКУССТВО ГОВОРИТ НА СВОЁМ ЯЗЫКЕ
Язык живописи —
Язык графики —
Язык скульптуры —
Язык музыки —
Язык литературы —
цвет
линия
объём
звук
слово

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Азбука экранного искусства
Литературный сценарий
— это литературно-кинематографическое произведение, рассчитанное на будущее экранное воплощение, литературная модель фильма, его словесная модель фильма, его словесный прообраз.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Режиссерский сценарий
— сценарий, написанный режиссером на основе литературного сценария. В нем действие разбито на сцены, эпизоды, определены места действия, музыка, речь, шумы и т. п.
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

5

Слайд 5: Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж — это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства

Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж —

Изображение слайда

Что такое план?
План – это масштаб изображения в кадре.
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Одни и те же планы могут менять образный смысл кинофразы в зависимости от их сочетания с другими планами.
(так называемый эффект Кулешова).
«Не буду есть кашу!!!»
«Ты чего дразнишься?!»

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране – общий, средний, крупный.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Что такое монтаж?
Монтаж в переводе с французского языка означает «склейка, сборка».
Это технологический и одновременно творческий процесс создания фильма.
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запечатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.
Перед вами кинофраза, смонтированная из четырёх планов. Современная аппаратура позволяет снять все эти четыре картинки одним планом, т. е. переходы от одной крупности к другой или от одного объекта к другому происходят без остановки камеры и получили название «внутрикадровый монтаж»

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Режиссёр Александр Сокуров одним планом, не выключая камеры, снял полуторачасовой фильм «Русский ковчег».

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Монтаж
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Раскадровка
— графический набросок, в котором средствами изобразительного искусства воплощено пластически-композиционное и светотональное решение будущего отдельного кадра.
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Видеозарисовка начинается с замысла, который выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария с чего и начинается фильм.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.
Простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма, выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку. Сперва — сценарная запись видеозарисовки :
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан :
— Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом.
— Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
— От среднего до крупного. Девочка со шлангом.
— Крупный план. Лицо смеющейся девочки.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Вы видите снятую и смонтированную кинофразу «В жаркий день», которая сперва была в виде кадроплана и раскадровки
Кинофраза – это соединение объект плюс действие. В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение фильма, состоящий из кинослов и кинофраз. Кинослово – это изображение объекта практически на одном плане и без монтажных соединений.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Режиссура — это воплощение замысла фильма. Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать.
Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз того, что мы увидим на экране.
Основная задача режиссёра — выстраивание действия в кадре. Он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

То, что мы видим на видеоэкране, — результат сценарно-режиссёрской и операторско-художнической работы. Признавая значение этих составных киноискусства, выделим всё-таки роль оператора. Можно сказать, что мы видим мир на экране его глазами. Искусство видеть — основа операторского мастерства. Неповторимость взгляда, дар выбора из множества единственного и составляют искусство видения оператора.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Больше чем какая-либо другая творческая профессия, профессия оператора связана с технологией. Художественные достоинства снятого материала в первую очередь зависят от качества операторской работы.
Панорама

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Отъезд (от крупного плана к общему)
Наезд (от общего плана к крупному)
Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования.
Фрагменты фильма «Война и мир»
(режиссёр Сергей Бондарчук)

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Что такое ракурс?
Ракурс – это угол наклона оси камеры.
Сверху
Снизу
Сбоку
Ракурс
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи:
выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Монтаж
Азбука экранного искусства

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование. Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс.
Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

ВЫВОД
средства киноязыка –
кинослово
кинофраза
п лан
раскадровка
монтаж

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

30

Последний слайд презентации: АЗБУКА
КИНОЯЗЫКА

ЗАДАНИЕ:
Придумайте кинофразу и нарисуйте
эскизную раскадровку по теме
«Экология планеты»
«Спорт в жизни школьника»
« История Древнего мира»

АЗБУКА КИНОЯЗЫКА

Изображение слайда

Раскадровка – процесс создания чернового варианта будущего фильма в виде последовательности эскизов основных сцен и событий. Предлагаем изучить правила и рекомендации, как рисовать раскадровку.

5f21cd40d70094c485ad5274acea7ca1.jpeg

Основой планирования при создании рекламы, короткометражки, мультфильма или полноценной киноленты является раскадровка. Несмотря на популярное мнение, чтобы стать профессиональным художником-раскадровщиком, вовсе не обязательно шикарно рисовать. Главное в процессе планирования любого видео – понимать базовые техники и принципы искусства раскадровки. Целью художников-раскадровщиков является максимально точное и запоминающееся донесение видения и идеи. Предлагаем подробно рассмотреть, как рисовать раскадровку и какие нюансы нужно при этом соблюдать.

Что такое раскадровка, история создания

Раскадровка видео – это уникальный метод создания эскиза на основе сценария или идеи. Данный этап является важной частью черновой обработки любых анимаций. Раскадровка представляет собой ряд нарисованных от руки эскизов или визуальных картинок. Каждый в отдельности кадр предусматривает указание конкретного снимка, ракурса, движения или спецэффекта, которые обеспечивали бы эффективный рассказ истории.

Важно! Несмотря на внешнее сходство с комиксами, в основе раскадровки лежат мультфильмы.

bb977331e4262d4a9c3438f5a9b43bdc.jpeg

Первым данную методику начал применять Уолт Дисней. Изначально художник-мультипликатор создавал свои мультфильмы без раскадровки, но при планировании историй совершалось множество ошибок, из-за которых во время перерисовки с нуля приходилось тратить крупные суммы для их устранения. Однажды Уэбб Смит, который был членом команды Walt Disney, предложил идею заранее продумывать сцены и делать наброски ключевых моментов, а затем развешивать их на одной доске по принципу «диафильма». Благодаря этому решению специалисты сразу понимали, как будут выглядеть завершённые сцены, а художники начали работать без отвлечения своих коллег.

Важно! Идею разложения сюжета на несколько отдельных кадров назвали «раскадровка», а применять её стали в 1928 г. Впервые с её помощью был создан мультфильм «Бумажный самолёт». При этом первый полностью зарисованный мультфильм – «Три поросёнка» 1933 г.

Идею раскадровки тут же подхватили и другие мультипликационные компании, а затем методику начали использовать и в киноиндустрии. Первым крупнейшим проектом с применением идеи стал фильм «Унесённые ветром» 1939 г. Также методику начали активно внедрять в рекламе – с её помощью существенно облегчилось представление заказчикам общей картины будущих рекламных роликов.

Зачем нужна раскадровка, кто её делает

173f4d5880bcb3ce3819051c581c435e.jpg

Раскадровка предоставляет возможность производственным группам визуализировать и развивать идею, проявлять и тестировать концепцию, выявлять возможные препятствия, ошибки в структуре истории, прежде чем она отправится в обработку. Раскадровка предоставляет следующие возможности:

  • создание пошагового руководства для облегчения управления дальнейшей обработкой, минимизации общих расходов;
  • выстраивание связи со зрителями и между участниками производственной группы конкретного проекта, формирование единого образца будущего видео;
  • помощь с передачей видения и понимания истории;
  • направление кинопроизводства в нужное русло.

Также раскадровка фильма позволяет выгодно презентовать и продать идею заказчикам, чтобы получить хорошее финансирование проекта. Разложением и визуализацией кадров занимаются художники-раскадровщики, которыми руководят директора проекта (продюсеры, режиссёры).

Специфические термины в раскадровке

Чтобы понять, как делать раскадровку видео, необходимо ознакомиться и освоить важные термины, использующиеся в этом аспекте киноиндустрии.

Формат телевизионного изображения

d92de94b81754392efcbfece5125817d.jpg

Раскадровка предусматривает создание серии эскизов событий, которые зрители будут видеть на экране. Их показывают в форматах, которые называют панелью либо рамкой. Формат подразумевает определённый размер и форму панели наподобие габаритов изображений (соотношение ширины и высоты кадра). Наиболее распространёнными считаются следующие форматы:

  • 4:3 – телевизионный;
  • 16:9 – HD TV;
  • 1.85:1 – широкоформатный стандарт;
  • 2.39:1 – анаморфированный.

Типы снимков

a52ceffdf8ddca7db1052de1a80a8654.jpg

Существуют различные типы снимков, названия которых связаны с объектами в рамке:

  • Дальний план (ES): такие снимки зачастую показывают в начале сцен для представления мест действий (острова, школы, подвалы и пр.).
  • Крупный (CU): вид людей или объектов на близком расстоянии. Такие кадры часто используют для эмоциональных сцен, чтобы отобразить реакцию героев, создать эффект близкого знакомства, повысить «накал страстей», акцентировать внимание на каком-либо действии.
  • Сверх-крупный (XCU, ECU): снимки используют крайне редко для добавления событиям драмы или фокуса, подчёркивания агрессии или дискомфорта героев.
  • Средний (MS): показ персонажа выше талии – применяют для отражения диалоговой последовательности.
  • Средне-дальний план (MCU): кадры головы и плеч при диалогах между несколькими людьми.
  • Средне-общий (LS): снимки, снятые с небольшого расстояния и отображающие полностью героев или объекты – применяется как передышка событий/действий.
  • Дальне-средне-общий (MLS): обрамление персонажей выше уровня колен – используется для отображения движений героев.
  • Сверхдальний план (XLS, ELS): снимок объекта с дальней дистанции для указания общей обстановки в окружении.

Базовые съёмочные ракурсы

daf595dc2cbcfdf99c8c4d8d78fe5f67.jpg

Ракурс – направление, от которого снимают камеры. При рисовании раскадровки следует представить, что именно вы являетесь оператором и держите камеру. В этот момент нужно понять, каким образом лучше отображать действия или объекты в сценах. Среди наиболее эффективных ракурсов можно выделить:

  • Взгляд героя (POV): ракурс используют, чтобы отобразить зрителю сцену от 1 лица, при этом примеряется близкий, средний или дальний план.
  • Из-за плеча (OSS, OTS): ракурс от третьего лица, отображающий видение объекта другим человеком, стоящим за спиной героя.
  • Средний ракурс: изображение двух объектов в одной панели – в этом случае часто происходит переключение к плану «третьего лица».
  • Взгляд снизу: видение предметов, находящихся снизу, на персонажей.
  • Взгляд сверху: ракурс, при котором объект или герой показывается сверху вниз.

Движения камерой

683102c6b8fb4434b42fa4cc8c66482a.png

Чтобы знать, как нарисовать раскадровку, следует изучить, какие существуют движения камерой во время съёмочного процесса:

  • Панорама, наклон: монтаж камеры на треноге и движение влево-вправо (вверх-вниз).
  • Наезды/отъезды: настройка линзы на приближение либо удаление.
  • Тележка: камера устанавливается на рельсы и движется по направлению к герою либо от него.
  • Боковые наезды/отъезды: принцип схож с «тележкой», однако движение камеры осуществляется справа налево или наоборот.
  • Горизонтальную панораму: предусматривает вращение камеры в сторону в одном направлении.
  • Дорожку записи: движение камеры вслед за объектом без остановки.
  • Ручную съёмку: в этом случае камеру переносят в руке, что позволяет придать сценам более естественное документальное ощущение.
  • Рамочную фокусировку: первоначальная фокусировка на объекте переднего плана с размытием заднего фона и дальнейшей сменой фокуса.

Важно! При создании раскадровки следует указывать движение камеры специальными стрелками, которые могут отличаться видом и направлением.

Для съёмки хороших видеороликов или фильмов нужно использовать профессиональное операторское оборудование. В случае с небольшими видео покупка камер является невыгодным вложением, поэтому лучше взять оборудование в аренду. На сайте компании tvtok.ru можно арендовать камеры и другое съёмочное оборудование по наиболее привлекательным ценам.

Как правильно делать раскадровку. Основные этапы

d126efa80c06f92133fae8c9a36ae45c.jpg

Предлагаем рассмотреть пошаговую инструкцию, как сделать раскадровку фильма или рекламного ролика:

  1. Подготовка. Сначала необходимо собрать записи, изучить сценарий, поискать необходимые материалы на основе требований заказчика: цветное или чёрно-белое видео, бюджет, формат, места съемки т. д.
  2. Создание миниатюр. Чтобы иллюстрировать раскадровку, требуется разделить сценарий на отдельные сцены, перенося их на отдельные рамки. Самым простым способом этого процесса считается создание миниатюр – «грубых» эскизов, быстрых иллюстраций с фигурками, заметками, разложенной последовательностью событий. Миниатюры позволяют быстро определить правильность использования каждого снимка/ракурса/движения.
  3. Рисование раскадровочных рамок. Для этого нужно определить подходящий формат и события для каждой панели, после чего можно приступать к преобразованию этих идей и созданию серии раскадровочных панелей (определение персонажей и объектов, выбор лучших ракурсов и т. д.).
  4. Рисование и структурирование рамок. Каждый художник-раскадровщик использует свои способы зарисовки раскадровки. Кто-то отдаёт предпочтение старомодным ручке/карандашу и бумаге, кому-то больше нравится Adobe Photoshop либо другие виды программного обеспечения.

Используемые программы

Для разработки 2D-раскадровок используются различные программы, которые имеют множество уже готовых шаблонов с рисованными персонажами и объектами, что позволяет просто помещать их в кадр, поворачивать и перемещать, как угодно. Среди наиболее популярных приложений стоит выделить бесплатный софт Celtx Shots. Многие профессионалы отдают предпочтение сложным программам ToonBoon StoryBoard, StoryBoard, Springboars, ArtRage. Чтобы создавать 3D-раскадровку, можно использовать софт Maya, Poser либо Frame Forge 3D.

Что такое аниматик

37920eb293040d0b8d4237f708e83423.jpg

Пример раскадровки в готовом виде часто используют производственные группы для создания аниматика – анимационного ролика, который представляет собой раскадровку с добавлением озвучки, звуковых эффектов и демо-музыки, размещённые по определённому таймингу. Аниматик – последовательность собранных воедино картинок, которые являются черновым вариантом будущего фильма или другого видео.

Рекомендации специалиста, сделать раскадровку лучше

Для создания качественной и полезной раскадровки рекомендуется прислушаться к следующим советам:

  • проанализируйте сценарий, чтобы выделить наиболее важные сцены в общей истории – они будут служить вам основными отправными точками;
  • сформируйте чёткое понимание, как должны выглядеть все кадры – для этого важно продумать все детали и нюансы;
  • выберите подходящие инструменты раскадровки, которые наиболее удобны конкретно для вас;
  • созданная раскадровка должна понятно рассказать зрителю историю без дополнительных объяснений;
  • рекомендуется показать эскизы другим участникам производственной группы, которые могут высказать свои замечания и внести определённые корректировки, что позволит получить на выходе максимально качественный результат.

519960dc7bcca9aad9317f29c104b40a.jpeg

Следует помнить, что раскадровка является не просто покадровой разбивкой, а отображением истории с развитием событий сцена за сценой, где каждый снимок несёт определённый посыл. Научившись тонкостям раскадровки, вы сможете стать настоящим профессионалом, которого будут всегда привлекать к созданию крупных полнометражных кинолент.

Скачать материал

Азбука  киноязыка8 класс

Скачать материал

  • Сейчас обучается 230 человек из 59 регионов

  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Азбука  киноязыка8 класс

    1 слайд

    Азбука киноязыка
    8 класс

  • Киноязык Киноязык — средство выражения определённой художественной реальности.

    2 слайд

    Киноязык
    Киноязык — средство выражения определённой художественной реальности.

  • Этапы зарождения киноязыка1895—1900 гг. 
Братья Люмьер — балаганное зрелище (...

    3 слайд

    Этапы зарождения киноязыка
    1895—1900 гг.
    Братья Люмьер — балаганное зрелище (движение в кадре само по себе становится трюком, дополняемым движением камеры — лифт, наезд). Эффект реальности — поезд, море. Прообраз документального кино. «Политый поливальщик» (1899) — первый игровой фильм.
    1896—1903 гг.
    Трюковое кино.
    Жорж Мельес — фантастический, мистический трюк (исчезновение, появление, совмещение). Брайтонская школа — комическое (чёрный юмор) в быту (служанка и взрыв, фотограф и рот прохожего).

  • Этапы зарождения киноязыка1897—1902 гг. 
Повествовательное кино — Турин-97 («...

    4 слайд

    Этапы зарождения киноязыка
    1897—1902 гг.
    Повествовательное кино — Турин-97 («Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»), Дрейфус в Житомире (комментарий), Дж.Смит — крупный план — деталь (мышь в художественной школе, маленький доктор)
    1900—1910 гг.
    Линейный монтаж — Э.Портер «Большое ограбление поезда» (1903), Д.Гриффит.
    1909
    Параллельный монтаж — Д.Гриффит. «Уединённая вилла».
    1905—1920 гг.
    Разбивка на разные крупности.
    1915—1930 гг.
    Изменение ракурса, субъективная точка зрения, искажение изображения.

  • Этапы зарождения киноязыка1922—1928 гг. 
Появление динамичного, ритмизованног...

    5 слайд

    Этапы зарождения киноязыка
    1922—1928 гг.
    Появление динамичного, ритмизованного «русского» (метрического) монтажа.
    1927—1932 гг.
    Появление звукового кино.
    1928—1930 гг.
    Появление чёрно-белого стереокино (очковый метод, с анаглифами).
    1930—1940 гг.
    Появление полноценного цветного кино.
    1948—1950 гг.
    Появление цветного очкового (полироидного) стереокино.
    1950—1960 гг.
    Появление широкоэкранного кино.
    1952—1956 гг.
    Появление цветного безочкового стереокино.
    1955—1965 гг.
    Появление панорамного, широкоформатного и полиэкранного кинематографа.
    1985—1990 гг.
    Появление полноценного звукового кино (Dolby digital).

  • Уровни  киноязыкаВ зависимости от того, в  каком направлении идет художествен...

    6 слайд

    Уровни киноязыка
    В зависимости от того, в каком направлении идет художественное развитие эпохи, стремится ли кинематограф к максимальной кинематографичности или ориентируется на прорыв из мира искусства в сферу непосредственной жизни, разные элементы киноязыка будут восприниматься как значимые.

  • Специфика киноповествования. Кадр  Кадр (от фр. cadre — «оправа, рамка») — фр...

    7 слайд

    Специфика киноповествования. Кадр
    Кадр (от фр. cadre — «оправа, рамка») — фрагмент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки.
    Кадр понимается как единичная картинка на киноплёнке.

    Кинокадр — снимок на киноплёнке, на котором зафиксирована одна из фаз движения или статического положения объектов съёмки.

    Монтажный кадр -(монтажный кусок), составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия, снятый перемещающимся или неподвижным киноаппаратом.

    Сценарный кадр — (в постановочном сценарии фильма) — изложение содержания и подробное описание снимаемого кадра, происходящего в нём действия, диалогов, а также звукового сопровождения, изобразительного и постановочного решения.

    Фотографический кадр — единичное изображение объекта съемки, ограниченное определенными размерами.

    Телевизионный кадр — полное однократное телевизионное изображение. Образуется из двух неполных изображений, так называемых полукадров, или полей.

  • Специфика киноповествования. План План в кинематографии и фотографии — степен...

    8 слайд

    Специфика киноповествования. План
    План в кинематографии и фотографии — степень кинематографической крупности, пространственного или смыслового расположения в кадре.
    План характеризовал крупность изображения объекта на экране:
    общий,
    средний,
    крупный.

  • Крупность плана. Стандартные масштабы кадровОчень крупный план (деталь) – ли...

    9 слайд

    Крупность плана.
    Стандартные масштабы кадров
    Очень крупный план (деталь) – лицо заполняет весь экран.
    Крупный план – нижняя граница кадра проходит там, где должен быть узел галстука.
    Погрудный план – нижняя граница проходит там, где должен быть верхний край нагрудного кармана пиджака.
    Поясной план (1-ый средний) — человек по пояс.
    Средний план (2-ой средний) – человек по колени.
    Общий план – в кадре фигура на фоне ландшафта или декорации.

  • Кинослово и кинофразаБольшой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов...

    10 слайд

    Кинослово и кинофраза
    Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.
    Кинослово – это изображение объекта.
    Кинофраза – это монтажное соединение небольшого количества планов (объект + действие).
    Кинофраза « В жаркий день»

  • Кинослово Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобр...

    11 слайд

    Кинослово
    Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение фильма, состоящий из кинослов и кинофраз.
    Кинослово – это изображение объекта практически на одном плане и без монтажных соединений.

  • Кинофраза Кинофраза – это соединение объект плюс действие. 
В практике кинофр...

    12 слайд

    Кинофраза
    Кинофраза – это соединение объект плюс действие.
    В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.

  • Монтаж Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной...

    13 слайд

    Монтаж
    Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами
    Монтаж -пространственные возможности кинематографического изображения. Широкий охват действительности.

  • Монтаж. Задачи  Задачи монтажа.
Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в п...

    14 слайд

    Монтаж. Задачи
    Задачи монтажа.
    Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в первую очередь уметь оценить снятый материал, увязать один монтажный кадр с другим, чтобы зритель мог понять содержание.
    Монтаж должен:
    1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;
     2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;
    3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров.

  • Семь правил монтажаКанадец Эдуард Дмитрык перечислял семь правил монтажа, кот...

    15 слайд

    Семь правил монтажа
    Канадец Эдуард Дмитрык перечислял семь правил монтажа, которым должен следовать хороший режиссёр:
    Правило 1: любая склейка должна быть оправдана;
    Правило 2: если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
    Правило 3: заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
    Правило 4: лучше оригинально, чем банально;
    Правило 5: каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;
    Правило 6: содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
    Правило 7: вначале — содержание, потом — форма;

    Монтажёр во время работы с киноплёнкой на монтажном столе

  • Пространственно-временной фактор в киноВремя – один из основных элементов сущ...

    16 слайд

    Пространственно-временной фактор в кино
    Время – один из основных элементов существования и художественного воплощения экранного произведения.
    Кинематографическое время имеет двойственную природу.

  • Пространство в киноПонятие пространства в кино толкуется неоднозначно.
Простр...

    17 слайд

    Пространство в кино
    Понятие пространства в кино толкуется неоднозначно.
    Пространство зрительного зала (происходит процесс слияния зрителя с экранными персонажами за счет «втягивающей» силы кинообразности).
    Художественное пространство кинопроизведения формируется из нескольких взаимопроникающих слоев.
    Пространство события
    Экспрессивное пространство
    Символическое пространство

  • 3 формы времени в кино 
Физическое время – 
это хронометражное время, которо...

    18 слайд

    3 формы времени в кино

    Физическое время –
    это хронометражное время, которое совпадает с проекционным
    Психологическое время – это неизмеримое время, не совпадающее с физическим (зритель не может оторваться от экрана. Или зритель смотрит на часы и ждет конец сеанса).
    Художественное время – это способ организации интриги, построение отдельных частей кинофильма.
    Сжатие и растягивание, «перепрыгивание» вперед и т.д.

  • Виды движений в кино 1) Движение внутрикадровое 
2) Движение камеры
3) Движен...

    19 слайд

    Виды движений в кино
    1) Движение внутрикадровое
    2) Движение камеры
    3) Движение пленки в камере
    4) Движение времени
    5) Движение пространства
    6) Движение сюжета

  • Движение пространстваРечь идет не о движении персонажей и предметов в простра...

    20 слайд

    Движение пространства
    Речь идет не о движении персонажей и предметов в пространстве, а о движении самого пространства.
    Тут, как в случае со временем, тоже существуют в кино по два вида в каждом из двух разрядов.
    Движение пространства может быть:
    – реальным
    – экранным.

  • Движение пространства – горизонтальное
– вертикальное
Горизонтальное движение...

    21 слайд

    Движение пространства
    – горизонтальное
    – вертикальное
    Горизонтальное движение пространства – это смена мест действия одного другим (как в примерах, изложенных выше).
    Вертикальное же движение пространства – это движение духовное – к Небу, к Богу, или в глубины души человека, к его подсознанию.

  • Внутрикадровое движениеПодчеркнутое внутрикадровое движение широко эксплуатир...

    22 слайд

    Внутрикадровое движение
    Подчеркнутое внутрикадровое движение широко эксплуатируется в фильмах, рассчитанных на массового зрителя (люди любят кино за эту его природную особенность): стремительные погони, драки, всякого рода разрушения.

    Картина Дж. Лукаса «Звездные войны. IV эпизод. Новая надежда»

  • Основополагающие работы по монтажу «Эффект Кулешова», теоретическое наследие...

    23 слайд

    Основополагающие работы по монтажу
    «Эффект Кулешова», теоретическое наследие С.Эйзенштейна.
    Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
    Описан основателем советской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, а также в более ранних его статьях.

  • Характер монтажа в современном кинематографеФильм собирается из сцен, как баш...

    24 слайд

    Характер монтажа в современном кинематографе
    Фильм собирается из сцен, как башня из кубиков, порой совсем не в той последовательности, в какой эти сцены прописаны в сценарии.
    Но каждая маленькая сцена в отдельности – это набор кадров, подчиненный жестким закономерностям.

  • Изображение в кадре. Объективная и субъективная камераТочка зрения объективн...

    25 слайд

    Изображение в кадре.
    Объективная и субъективная камера
    Точка зрения объективная и субъективная.
    При методе объективной камеры показываемые на экране события зритель наблюдает с позиции третьего лица, или не участвующего в них свидетеля.
    Однако с той минуты, когда камера будет поставлена на точку зрения какого-либо участвующего в действии персонажа и начинает следить за развитием событий его глазами, она превратится в субъективную камеру.
    Субъективная камера будет втягивать зрителя непосредственно в круг событий и сделает так, что он будет ощущать свое участие в действии и станет отождествлять точку зрения персонажей с точкой зрения камеры.

  • Изображение в кадре.  Движение камерыУправление движением камеры, автоматичес...

    26 слайд

    Изображение в кадре. Движение камеры
    Управление движением камеры, автоматический повтор перемещения камеры, Моушен контрол (англ.Motion Control) 
    — технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированных панорамных головок, операторских кранов и кран-тележек
    Система управления движением камеры, закреплённой на роботизированной кран-тележке

  • Понятие — мизанкадрМизанкадр - движение во времени, в пространстве игровой пл...

    27 слайд

    Понятие — мизанкадр
    Мизанкадр — движение во времени, в пространстве игровой площадки или относительно друг друга персонажей, декораций или съемочной камеры;
    образное решение действия актеров в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства (мизансцена, ракурс и точка съемки, крупность плана, пластика, статика, динамика).

  • Сценарий Фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинемато...

    28 слайд

    Сценарий
    Фильм начинается со сценария.
    Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусства– кинодраматургию.
    Сценарий содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.

  • Кинораскадровка Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ...

    29 слайд

    Кинораскадровка
    Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
    Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс.
    Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.

  • Профессия кинооператорКинооператор — профессия в кинематографе. 
Специалист,...

    30 слайд

    Профессия кинооператор
    Кинооператор — профессия в кинематографе.
    Специалист, управляющий киносъёмочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на киноплёнку.
    Оператор несёт ответственность за изобразительное решение фильма и фотографическое качество изображения, а также непосредственно участвует в создании спецэффектов.
    Кинооператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, умеющий пользоваться киноаппаратурой и оптикой, а также вспомогательной операторской техникой: тележками, кранами, стедикамами и т. д.

  • Живописность изображения. Роль художника-постановщика.Художник-постановщик –...

    31 слайд

    Живописность изображения.
    Роль художника-постановщика.
    Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом.
    По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд.
    Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций.
    Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

  • Звук и пространство Звук — физическое явление, представляющее собой распростр...

    32 слайд

    Звук и пространство
    Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде.
    Всё пространство в окружающей среде наполнено звуками:
    голоса людей,
    пение птиц,
    шумы заводов и транспорта,
    гул линий электропередач,
    рев турбин самолетов,
    стук вагонов в метро,
    звуки животных,
    неслышимые звуки, и тд.

  • Мастерство звукорежиссёраподбирает звуковые решения
руководит монтажом аудио...

    33 слайд

    Мастерство звукорежиссёра
    подбирает звуковые решения
    руководит монтажом аудио оборудования на сценах или в студиях,
    проверяет исправность его работы,
    вносит необходимые изменения
    записывает и редактирует звуковые дорожки – как музыкальные, так и голосовые,
    создает фонограммы
    отвечает за качество записи звука или живого звучания
    настраивает звук на любых публичных мероприятиях или прямых эфирах,
    следит за тем, чтобы качество передачи звука не падало независимо от развития событий
    разрабатывает аранжировки для композиций

  • Изображение и слово Голос в кадре и голос за кадром. 
Закадровый голос (также...

    34 слайд

    Изображение и слово
    Голос в кадре и голос за кадром.
    Закадровый голос (также известный как за кадром), является постановкой техника, при которой голос используется в радио , телевизионном производстве , кинопроизводстве , театр или другие презентации .
    Закадровый голос читается из сценария и может быть озвучен кем-то, кто появляется в другом месте в постановке, или специалистом по озвучке .

  • Понятие стиля в кинематографеПространственно-временная форма киноповествовани...

    35 слайд

    Понятие стиля в кинематографе
    Пространственно-временная форма киноповествования, организация фильма во времени (ритм, плавность переходов, длина кадров и т. д.) и пространстве (актер, декорация, свет).
    Авторский стиль в кино.
    Теоретики авторского кино впервые обоснованно сформулировали, что режиссёр является ключевой фигурой всего кинопроцесса и автором (фр. auteur) кинофильма(рассматриваемого как произведение искусства).
    Подобное суждение подтверждает присущий каждому мастеру (режиссёру) индивидуальный киноязык:
    фильмы Чарли Чаплина, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино невозможно спутать с картинами других режиссёров.

  • Режиссура Режиссура — это воплощение замысла фильма. 
Если, будучи «сценарист...

    36 слайд

    Режиссура
    Режиссура — это воплощение замысла фильма.
    Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать.
    Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.

  • Съемка Отъезд (от крупного плана к общему) 
Наезд (от общего плана к крупному...

    37 слайд

    Съемка
    Отъезд (от крупного плана к общему)
    Наезд (от общего плана к крупному)
    Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 853 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.

Другие материалы

  • 02.06.2021
  • 220
  • 0

«Мировая художественная культура. От XVII века до современности», Данилова Г.И.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.

«Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.

«Мировая художественная культура. От XVII века до современности», Данилова Г.И.

  • 02.06.2021
  • 1229
  • 9
  • 02.06.2021
  • 1175
  • 17

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Урок «Азбука киноязыка» изо 8 класс         учитель Н.А. Артамонова

Тема

«Азбука киноязыка»

Дата урока

31.03.2017

Тип

Урок изучения и закрепления знаний

Образовательные ресурсы

ИКТ: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация  «Азбука киноязыка», ноутбуки.

План урока

Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Практическая работа.

Анализ работ.

Итоги. Рефлексия.

Цель

Раскрытие основ экранной культуры.

Задачи

Образовательные:  овладение азбукой языка кино.

Развивающие: формирование устойчивого интереса к киноискусству, развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Воспитательные:  формирование интереса к миру кинематографии, формирование эстетического вкуса, привлечение к творческой деятельности.

Личностно значимая проблема

Осознание себя как творческой личности, способной ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины

Фильм, сценарий, сценарный план, план, кадр, монтаж.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать творческий процесс экранного искусства.

Получат: представление о роли сценариста, режиссёра, художника, монтажёра при создании фильма, о творческих задачах, стоящих перед ними;

возможность научиться основам экранной культуры

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: научатся работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Познавательные: выявят особенности процесса создания видеопродукции. Определят способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Овладеют основами практической творческой работы;

способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать свою личность.

I. Актуализация знаний. Что вы узнали о кино? (об истории создания кино, кто обеспечивает кинопроизводство, о профессиях в кинопроизводстве, о составе творческого коллектива).

II. Мотивация к учебной деятельности.

Вопросы ученикам:

Поднимите руку, кто из вас желает заняться съёмкой, используя кинокамеру?

Поднимите руку, кто из вас занимался съёмкой с помощью кинокамеры?

Поднимите руку, кто из вас знаком с правилами киносъёмки?

Вы хотели бы научиться создавать фильм, пусть даже 2 -3-х минутный, но интересный, завораживающий, в тоже время побывать в роли актёров?

Следовательно, о чём вы узнаете сегодня на уроке? Да, как создаётся фильм, и какие правила используются для создания фильма.

III. Актуализация знаний.

Сл.1 Каждое искусство говорит на своём языке. Язык живописи —  цвет, колорит, композиция, в графике — линия, пятно, штрих, в скульптуре – объём, в музыке – звук, в литературе — слово и т. д.

Сл.2 Кино (понятие записано на доске) тоже говорит на своём языке (понятие записано на доске). Вы учились читать с помощью чего? Верно, с помощью азбуки (понятие записано на доске). Сегодня вы познакомитесь? (с азбукой кино).

IV. Формулирование темы урока сл. 3-4.

Тема урока: Азбука киноязыка.

Цель: Раскрытие основ экранной культуры.

V. Актуализация новых знаний.

Сл.5-6 Из чего состоит рассказ или наша речь? Из слов, из фраз. Так же и фильм состоит (работа с учебником стр. 119) из кинослов и кинофраз, то есть фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.

Работа с учебником (стр.120 – 121): найти, что такое кинослово и кинофраза.

Кинослово – это изображение объекта (подлежащее)

Кинофраза – это монтажное соединение небольшого количества планов (глагол, действие). То есть объект плюс действие.

Монтаж –  технический способ соединения кадров. В тоже время творческий процесс.

Достаточно ли кинослов и кинофраз для создания фильма? Нет. Ещё необходим монтаж. Работа с учебником: найти, что такое монтаж.

Сл.7 План – это крупность изображения в одном случае; в другом — обозначает длину плёнки (плёнка состоит из кадров) между двумя монтажными склейками или непрерывное действие между пуском и остановкой кинокамеры.

Сл.8 Вывод: основы киноязыка — это кинослово, кинофраза, монтаж.

Вы согласны со мной, что фильм начинается во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Конечно, нет.

А с чего же начинается создание фильма? Верно, с замысла, со сценария.

VI. Сообщение ученика о сценарии.

Сценарий выражается, прежде всего, словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.

Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Сценарий содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.

VII. Актуализация новых знаний.

Сл.9 Сравнительный анализ.

Пример сценария  и кадроплана стр. 120 (работа с учебником)

«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девочки!» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».

Пример сценарного плана или кадроплана, который строится на основе сценария стр. 120

— Двор. Общ. План. Девочки балуются с поливным шлангом.

— Средн. План. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.

— От средн. до крупного. Девочки со шлангом.

— Крупный план. Лицо смеющейся девочки.

Вопросы: 

— В чём отличие сценария от сценарного плана?

— Зачем нужен кадроплан?

VIII. Актуализация знаний. Постановка проблемы сл.10.

Как вы думаете, сюжетную картинку можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Что нужно сделать с картинкой, чтобы представить её в виде кадров? Да, разрезать. И обязательно смонтировать. Расположить кадры – картинки в интересной последовательности.

Задачи монтажа.

Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в первую очередь уметь оценить снятый материал, увязать один монтажный кадр с другим, чтобы зритель мог понять содержание.

Монтаж должен:
1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;
 2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;
3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров.

Сл.11-12 Пример на слайде. Фильм – рассказ в картинках.

123 45

1 общ. пл. Подмосковье, ясный погожий день

2 ср. пл. Девушка с повязкой, вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах девушки, радость  на лице девушки.

3 кр. пл. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью.

4 кр. пл. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый

5 ср. пл. Мать заглядывает в листок сверху.

Вопрос: Ваша задача на уроке? Да, создать фильм – рассказ в картинках, дополняя сценарным планом, используя язык искусства.

IX. Физкультминутка (муз. ряд «Фильм, фильм, фильм»).

X.  Практикум по созданию фильма «рассказ в картинках» (вид деятельности: создание «рассказа в картинках» с помощью ИКТ или сюжетной картины в бумажном варианте).

Работа в группах. Ученики самостоятельно распределяют виды деятельности (с профессиональной разветвлённостью киноколлектива ученики познакомились на прошлых уроках: сценарист; режиссёр; художник-постановщик; оператор; монтажёр). Раздать памятки «Задачи монтажа».

XI. Анализ работ сл.13.

1. Использовалась  азбука киноязыка в создании фильма «рассказ в картинках»:  кинослово (объект), кинофраза (действие), монтаж?

2. Осуществляя монтаж, удалось связать один монтажный кадр с другим?

3. Сценарный план вы оставили бы таким или изменили бы?

XII. Рефлексия сл.14.

Как вы понимаете крылатые выражения:

А) Леонид Куравлев:  Кино — дело коллективное. Далеко не все зависит от актера.

Б) Гоша Куценко:  Кино — авторское искусство монтажа.

Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж — это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.

Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж — это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.

Одни и те же планы могут менять образный смысл кинофразы в зависимости от их сочетания с другими планами. (так называемый эффект Кулешова). «Не буду есть кашу!!!» «Ты чего дразнишься?!»

Одни и те же планы могут менять образный смысл кинофразы в зависимости от их сочетания с другими планами.

(так называемый эффект Кулешова).

«Не буду есть кашу!!!»

«Ты чего дразнишься?!»

Термины кадр и план сложились в эпоху, когда  кадр понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране – общий, средний, крупный.

Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране – общий, средний, крупный.

Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запечатлённое между пуском и остановкой кинокамеры. Перед вами кинофраза, смонтированная из четырёх планов. Современная аппаратура позволяет снять все эти четыре картинки одним планом, т. е. переходы от одной крупности к другой или от одного объекта к другому происходят без остановки камеры и получили название «внутрикадровый монтаж»

Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запечатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.

Перед вами кинофраза, смонтированная из четырёх планов. Современная аппаратура позволяет снять все эти четыре картинки одним планом, т. е. переходы от одной крупности к другой или от одного объекта к другому происходят без остановки камеры и получили название «внутрикадровый монтаж»

Режиссёр Александр Сокуров одним планом, не выключая камеры, снял полуторачасовой фильм «Русский ковчег».

Режиссёр Александр Сокуров одним планом, не выключая камеры, снял полуторачасовой фильм «Русский ковчег».

Видеозарисовка начинается с замысла, который выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария с чего и начинается фильм. Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма, выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.

Видеозарисовка начинается с замысла, который выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария с чего и начинается фильм.

Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.

Простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма, выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.

На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку. Сперва — сценарная  запись  видеозарисовки: «Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются». На  основе  сценарной  записи  строится  кадроплан: - Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом. - Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками. - От среднего до крупного. Девочка со шлангом. - Крупный план. Лицо смеющейся девочки.

На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:

«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».

На основе сценарной записи строится кадроплан:

— Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом.

— Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.

— От среднего до крупного. Девочка со шлангом.

— Крупный план. Лицо смеющейся девочки.

Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение  фильма, состоящий из кинослов и кинофраз.   Кинослово – это изображение объекта  практически на одном плане и без монтажных соединений.

Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение фильма, состоящий из кинослов и кинофраз. Кинослово – это изображение объекта практически на одном плане и без монтажных соединений.

Кинофраза – это соединение  объект плюс действие.  В практике кинофраза —  монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу. Вы видите снятую и смонтированную кинофразу «В жаркий день»,  которая сперва была в виде кадроплана и раскадровки

Кинофраза – это соединение объект плюс действие. В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.

Вы видите снятую и смонтированную кинофразу «В жаркий день», которая сперва была в виде кадроплана и раскадровки

Режиссура — это воплощение замысла фильма. Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать . Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера,  какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.

Режиссура — это воплощение замысла фильма. Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать .

Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.

Основная задача режиссёра —  выстраивание действия в кадре.  Он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как  разговаривают люди,  потому что из этих крупиц складывается  общий смысл  и содержание фильма. Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз того, что мы увидим на экране.

Основная задача режиссёра — выстраивание действия в кадре. Он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.

Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз того, что мы увидим на экране.

То, что мы видим на видеоэкране, — результат сценарно-режиссёрской и  операторско-художнической работы. Признавая значение этих составных  киноискусства, выделим всё-таки роль оператора. Можно сказать, что мы видим мир на экране его глазами. Искусство видеть — основа операторского мастерства.  Неповторимость взгляда, дар выбора из множества единственного и составляют искусство видения оператора.

То, что мы видим на видеоэкране, — результат сценарно-режиссёрской и операторско-художнической работы. Признавая значение этих составных киноискусства, выделим всё-таки роль оператора. Можно сказать, что мы видим мир на экране его глазами. Искусство видеть — основа операторского мастерства. Неповторимость взгляда, дар выбора из множества единственного и составляют искусство видения оператора.

Больше чем какая-либо другая творческая профессия,  профессия оператора связана с технологией. Художественные достоинства снятого материала в первую очередь зависят от качества операторской работы. Панорама

Больше чем какая-либо другая творческая профессия, профессия оператора связана с технологией. Художественные достоинства снятого материала в первую очередь зависят от качества операторской работы.

Панорама

Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании. Наезд (от общего плана к крупному) Отъезд (от крупного плана к общему)

Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании.

Наезд (от общего плана к крупному)

Отъезд (от крупного плана к общему)

Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования. Фрагменты фильма  «Война и мир» (режиссёр Сергей Бондарчук)

Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования.

Фрагменты фильма «Война и мир»

(режиссёр Сергей Бондарчук)

Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.

Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.

Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи: выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана.

Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи:

выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как делать задание найдите значение выражения
  • Как найти историю на дзене яндекс дзен
  • Как найти модель своего телефона
  • Как исправить плохую кредитную историю на хорошую в сбербанке
  • Историография как составить