Как составить киносценарий по тексту

Мы часто остаемся недовольны экранизациями книг. Обвиняем создателей фильма в том, что они убрали много важного и добавили чего-то своего. Возмущаемся тому, что герои в книге говорили одними словами, а в экранизации — другими. И это действительно так, экранизации всегда отличаются от литературного оригинала, иногда значительно. Давайте же разберемся, как написать сценарий по книге и возможно ли при этом оставаться близко к тексту.

Переведите с прозаического на сценарный

Первое открытие, которое делают начинающие сценаристы, заключается в том, что сценарий нельзя писать точно так же, как прозу. И дело здесь не в строгой форме записи, называемой американкой, а в так называемом «сценарном языке». Сценарист не имеет права написать, что персонаж что-то почувствовал, ощутил или о чем-то догадался просто потому, что эти действия невозможно визуализировать. Актер, каким бы талантливым он ни был, не сможет без слов сыграть, как его персонаж догадался, что убийца именно садовник, а не повар.

По сути, работа по написанию сценария по книге во многом сходна с работой переводчика. Ведь перевод литературного произведения подразумевает не просто изменение одних слов на другие, но и адаптацию смысла для носителя другого языка. Например, английское выражение raining cats and dogs можно перевести дословно и получится «дождь кошки и собаки», а можно найти подходящий по смыслу русский аналог «льет как из ведра». Так и со сценариями — просто перенести действие и реплики героев на экран не выйдет.

Придется видоизменять

Некоторые моменты просто невозможно перенести на экран. В книге автор может передать предысторию героя всего двумя предложениями. Например, так:

Осколков не был коренным жителем этого города. Он приехал сюда с родителями в возрасте тринадцати лет. Затем родители его снова переехали, следуя очередному позыву кочевнического духа, а Владимир остался, не желая бросать так полюбившийся ему университет.

Чтобы передать то же самое сценарным языком, придется писать сцену, в которой один персонаж рассказывает эту информацию другому. Причем важно, чтобы один из них по сюжету эту информацию точно не знал, но хотел бы узнать. Сцена могла бы быть такой:

Как написать сценарий по книге

Подобным образом придется поступать с любой информацией, если она важна для сюжета. Но так бывает далеко не всегда.

Придется выбрасывать

Размер книги ничем не ограничен. Писатель может писать ровно столько, сколько ему требуется, потому что использует один единственный ресурс — собственное время. Создатели фильма всегда сталкиваются с множеством ограничений, среди которых одним из самых важных можно назвать хронометраж. Фильм нельзя растягивать бесконечно, если только у вас не бесконечный бюджет :) Это значит, что часть информации из книги придется выбрасывать.
Под нож в первую очередь идут рассуждения автора, незначительные детали из истории мира и неважные для сюжета события. Например, автор может описывать какие-то события, произошедшие за много лет до начала основных действий и напрямую не связанные с сюжетом. В книге это добавляет глубины описываемому миру, но в сценарий экранизации это уже не пройдет.

Если же объем книги остается слишком большим для запланированного хронометража, приходит очередь второстепенных персонажей. Их просто выбрасывают из основного сюжета, а тот незначительный вклад, который они в него делали, перекладывают на плечи других героев. Именно так и поступили создатели фильма «Властелин колец» с Томом Бомбадилом.

Придется добавлять

Нет, я не ошибся. С одной стороны сценаристу приходится нещадно выбрасывать все, что только можно, лишь бы уложиться в хронометраж, но с другой — ему нужно поддерживать динамику. Писателю мы тоже не простим скуки, но в прозе к этому требования немного мягче. В книге автор может развлечь нас остроумными размышлениями или красочными описаниями, в то время как герои будут бездействовать или страницы напролет беседовать за чашечкой кофе.

Сценарист себе такой роскоши позволить не может — в кино постоянно должно что-то происходить. Если, конечно, вы не Дэвид Линч или Андрей Тарковский, в фильмах которых герои иногда по несколько минут просто напряженно смотрят в одну точку. Следовательно, если в книге длительное время не происходит никакого активного действия, вам придется или перенести его из другого места книги или придумать самостоятельно. Но тут важно не увлечься и не добавить слишком много отсебятины, иначе экранизация превратится в самостоятельное произведение по мотивам.

Сделать экранизацию близко к тексту можно

Это действительно так, и тому есть доказательства. Например, фильм «Хранители» довольно точно передает сюжет оригинального комикса, даже несмотря на измененную концовку. Из российского кино нельзя не вспомнить замечательную экранизацию повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Но чтобы экранизация оказалась точной, книга должна этому помочь.

В прямом смысле. Вы, наверное, замечали, что есть книги, которые читаешь — будто смотришь фильм. В них много действия, яркие описания, минимум авторского текста, а информация передается в диалогах. Такие книги очень легко поддаются экранизации и будут очень похожи на оригинал. Если же в книге много авторских рассуждений, информация подается в описаниях и воспоминаниях персонажей, которые друг с другом предпочитают особо не общаться, то такое произведение экранизировать будет сложно. Можно, конечно, но тогда экранизация точно будет отличаться от книги.

Воропаева Любовь
Петровна,

 учитель русского языка
и литературы

МОУ СОШ № 34

Комсомольска н/А

СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Из опыта групповой работы на уроке)

        К творческим работам, которые заставляют особенно
интенсивно вчитываться в текст, перечитывать его, относится и составление
киносценария. В процессе работы над киносценарием школьник становится как бы
соавтором писателя, пытается проникнуть в тайны слова, в образы, запечатленные
автором, испытывает при этом большое напряжение ума, сердца и в результате
своих маленьких находок получает эстетическое удовлетворение.

        Составляя киносценарий, ученик как бы заново
воспроизводит в воображении жизнь героя, иными словами, киносценарий усиливает
сопереживание, оживляет образное видение, что в конечном итоге приводит к
медленному, вдумчивому чтению, глубокому восприятию произведения.

        Что такое киносценарий?

        Какова же методика работы над киносценарием?

        Киносценарий – литературное драматургическое
произведение, по которому ставится фильм.

        Кино принадлежит к искусствам синтетическим, то есть
рождающимся из органического слияния разных видов искусств – литературы,
живописи, музыки, мастерства актера, режиссера и оператора. Современный
кинофильм поэтому является произведением коллективным, так как в создании его
участвуют представители разных творческих профессий.

        Киносценарий – идейно-художественная основа фильма.
Он должен прежде всего выражать позицию автора, которая определяет своеобразие,
художественную органичность и цельность будущего фильма.

                                                             
Компоненты киносценария

        Современный киносценарий, при всей
самостоятельности, законченности литературной формы, существует прежде всего
для последующего его воплощения на экране, в кинематографических образах. Эта
кинематографическая образность сценария рождается в органическом единстве
четырех его компонентов: ремарки, т.е. описательной части; диалога или монолога,
т.е. прямой речи персонажей; авторского текста, т.е. звучащего за кадром
автора, рассказчика; пояснительной надписи.

        Форма литературного сценария до сих пор очень
подвижна и неканонична.

Для съемок кинофильмов существуют специальный киносъемочный
аппарат кинокамера. То, что камерой снято за один раз, называют кадром. Кадром
обозначаются пространственные границы изображения. Выбор рамки кадра –
важнейший прием творческого отображения автором  жизненного материала.

        При съемках фильма камера может стоять на месте или
перемещаться в определенном направлении. Приближение камеры к предмету
(объекту) съемки – наезд; удаление – отъезд; движение камеры (а точнее –
объектива ее) вокруг – горизонтальная панорама; сверху вниз – вертикальная.

        Перемещением камеры в том или ином направлении
меняется и план изображения, т.е. степень удаленности камеры от объекта рамки.
Различают 6 планов изображения: основные из них – общий, средний и крупный.
Общий – изображение человека во весь рост, обычно на фоне окружающей среды;
средний – изображение человека от головы до колен; крупный – изображение головы
человека или отдельных частей его лица (например, глаз), его тела (например,
рук), а также важных для понимания фильма предметов, их деталей.

        На основе литературного киносценария режиссер
будущего фильма создает свой, режиссерский сценарий. Приведенные выше термины
используются обычно в режиссерском сценарии. Однако иногда актеры литературных
сценариев указывают в них, где какой план изображения желателен (особенно часто
обозначают крупный план), где часто камера панорамирует или перемещается в
каком-либо направлении. Такие обозначения в литературном сценарии – своего рода
«подсказки» режиссеру.

        В русском языке есть многозначное слово наплыв. В
кино оно употребляется в значении «постепенная, плавная замена изображения
одной сцены изображением другой».

        Очень характерен для современной кинодраматургии с
ее пристальным интересом к духовному миру человека внутренний монолог –
закадровый голос героя, раскрывающий ход его размышлений, внутреннее его
состояние.

        Используя фронтальную форму учебной работы, я
знакомлю учащихся с теоретическими сведениями по составлению киносценария, эта
работа рассчитана на один урок.

   Следующий же этап работы – звеньевая форма групповой
работы. Составление текста киносценария по одному эпизоду.

6 КЛАСС. И.С.Тургенев «Бежин Луг» .

В тетрадях по литературе ученики записали для оформления
киносценария моменты: название сценария, основные роли (краткая характеристика
героя), эпизоды и их названия, этапы работы над составлением сценария.
Начертили схему (таблицу) составления кадра.

№ кадра

Пояснительный!

Текст (время, место, обстановка)

План съёмки

Содержание кадра (монологи, диалоги, закадровый голос, ремарки)

Музыка, звуковые эффекты

1

Ночь. Луг.

Крупный

Пламя костра. Появляется название фильма. Медленно плывёт вверх.

Старинная русская мелодия.

2

Ночь. Луг

средний

Пламя костра. Видны лица ребят. Они разговаривают (слов не слышно).
Один мальчик, рассказывая что-то, жестикулирует (размахивает руками). Роли…

То же

  Звеньевая форма учебной работы принялась на данном этапе
урока для формирования умений и навыков составления киносценария. В ходе данной
рабы я выясняла все непонятные вопросы, приходила на помощь, корректировала
деятельность групп.

  Третий этап работы – кооперировано-групповая форма учебной
работы. Выбранный для сценария текст был разделён на отдельные эпизоды, и они
были распределены между группами.

ЭПИЗОДЫ: 1. В старой рольне

                      2. Разговор мальчиков.

                      3. Случай на Варнавицах.

                      4. На фабрике.

  Составление сценария воспитывает у учеников умение видеть
и слышать  всё, что происходит в рассказе, а потто и то, что его окружает в
жизни учит умению рассказать об этом. Ребята воображали и шорох листвы, и треск
сучьев горящего костра, звуки и шумы ночи, пение птиц и журчание ручья. Всё
оживало в их воображении, всему они учились у Тургенева. Составление
киносценария в 6 классе активизировало работу учащихся по анализу произведения
и помогло понять специфику другого вида искусства – кино.

   Киносценарий как форма творческой работы на литературную
тему учит школьников более внимательно читать и слушать, вдумываться в текст и
постигать глубину мысли автора, красоту и силу слова; воздействует на разум и
чувства читателей-учеников.

   Работу над киносценарием продолжаю и в старших классах.
Урок начинаю с составления памятки «Как составить киносценарий на основе текста
художественного произведении»

1.       Внимательно
прочитайте произведение (или фрагмент из него).

2.       Ответьте
на вопросы: что и зачем вы хотите показать будущему зрителю (каковы темы и
главная мысль вашего фильма)? Как он называется? Почему?

3.       Напишите 
(в форме пунктов плана) названия эпизодов, на материале которых вы будете
раскрывать определённые вами тему и главную мысль сценария (фильма)

4.       Разделите
эпизоды на сцены. Придумайте, для чего именно эта сцена и именно в этом месте
сценария необходима  ( поставьте задачу перед каждой сценой).

5.       Определите
цель и место введения каждого персонажа в сценарии.

6.       Составьте
список действующих лиц: кратко (в форме приложений) охарактеризуйте каждого из
них ( или только главных)

7.       Напишите
первый вариант сценария. Постарайтесь мысленно «увидеть» поставленный по нему
фильм.

8.       Усовершенствуйте
написанное.

9.       Аккуратно,
грамотно оформите работу (обратите особое внимание на пунктуацию при обращении,
прямой речи, диалоге).

Работая над киносценарием, вновь обращаюсь
к групповой форме обучения, которая предполагает сотрудничество учащихся в
группах, причём работа в них строится на принципах самоуправления школьников.

Каждая творческая работа должна постепенно
усложняться: требовать всё новых усилий мысли,  новых эмоциональных
переживаний, новых результатов.

Поделюсь опытом работы над  киносценарием
по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» в 10 классе.

1 этап работы – знакомство с рассказом

2 этап – урок-консультация (звеньевая форма
работы). Ребятам было предложено задание —  составить сценарий кинофрагментов
на тему «Смерть Матрёны». Используя предложенную памятку, группы работали над
составлением киносценария по данной теме.

3 этап – самостоятельная работа над
составлением киносценария.

        Ребята выбрали разные темы для
своей творческой работы:

        — Разговор с квартирантом;

        — Проводы Матрёны;

        — Поминки Матрёны;

        — Маша – лучшая подруга и др.

Поминки
матери

№ кадра

Пояснительный текст

План съёмки

Содержание кадра

Звуковые эффекты

1

Воскресенье, вечером в доме Матрёны

общий

Действующие лица: гости, родственники (не было Фаддея)

Приглушённый шум

2

Посреди комнаты стол

общий

За столом выхлебали медовой сыты безо всего (стоя)

3

Люди сели за стол

общий

Пили водку и ели

Оживлённый разговор

4

Встал золовкин муж

крупный

(громко, хвастаясь) – А заметили вы, что отпевали сегодня
медленно? Это потому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю

Слышится смех

5

Поднялись из-за стола

крупный

Спели «достойно есть» с тройным повтором: вечная память!
(закадровый голос, хотя никто в эту память не верил). Голоса хриплы, розны, и
все то пришли сюда лишь бы поесть да выпить.

Голоса. Песня

6

Гости расходятся

средний

Ужин кончился (закадровый голос: как говорится, сделали
своё дело и пошли по домам).

7

Остались самые близкие родственники

наезд

-Умер, Ефим, умер!

Как бы это он мог не вернуться? Да если б я знал, что
меня на родине даже повесят —  всё равно б я вернулся!

Закурили, раздались шутки, смех.

8

Перегородка в комнате

крупный

Плачет Кира (закадровый голос героя) – Единственная,
которая переживает смерть матери.

Слышится плач

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

papchenko

Как написать киносценарий? Здесь очень-очень-очень кратко об этом. Тот кто действительно решит заняться написанием сценариев, должен понимать, что эта короткая записка не заменит полноценного обучения.

Для того, чтобы снять кинофильм, нам понадобится киносценарий. Киносценарий это план будущего фильма. Наш план фильма для режиссера и других людей — оператора, звукооператора, художника, художника по костюмам, которые будут снимать наше кино.

Киносценарий, это фильм записанный на бумаге. Чем отличается сценарий от прозы? Тем, что в сценарии, практически нет ничего кроме тех минимальных описаний, без которых наша история не будет понятна тем, кто будет нашу историю пересказывать
на экране, в фильме.

Вот пример прозы:

«Колобок наконец созрел. Он долго думал об этом. Он не спал ночами. Он ловил себя на том, что рассуждает об этом вслух, и вот наконец он созрел. Что послужило толчком, последней каплей переполнившей чашу терпения Колобка? Быть может мокрый апрельский
ветер? Или тонкие невесомые облака несущиеся по ветру в поднебесье? Или невольно подслушанный разговор Бабушки с Дедушкой об истинном предназначении всех Колобков? Или всё это вместе? Не желая быть бездарно съеденным Колобок бросил прощальный взгляд
на убогую обстановку и толкнул дверь родительского дома. И вышел на крыльцо.»

Вот как это будет выглядеть в нашем сценарии:

«Солнечный июльский полдень. Избушка Бабушки и Дедушки. Колобок смотрит на… …убогую обстановку комнаты. Колобок смотрит в окно, и видит… …Бабушку и Дедушку сажающих на огороде картошку. Колобок надевает кепку, и… толкает входную дверь».

Это пример литературного сценария. Почему литературного? Потому что видите, как много в нашем сценарии слов и понятий, которые можно трактовать расплывчато. Для конкретной работы над фильмом такой сценарий не подходит. Ведь для съемок нужно заказывать
конкретные декорации, оборудование, заказывать машины. И на очень точное время! С которого часа по который будет занят актер? Это важно, ведь пригласили мы на главную роль Колобка, звезду, а звезда за каждый час, что она прохлаждается на съемочной площадке
нашего фильма, требует у продюссера нашего фильма «Отчаянный парень К.» тысячу долларов… Поэтому наш сценарий должен быть чрезвычайно точной схемой работы над фильмом. Для этого и пишется режиссерский сценарий. Берется литературный сценарий, купленный
у автора сценария и по этому литературному, пишется режисерский. Иногда автор литературного сценария и режиссер пишут режиссерский сценарий вместе.

Вот один из возможных вариантов режиссерского сценария, что получился после обработки нашего литературного сценария.

Но для начала берем лист бумаги. Чертим на нем таблицу. В самой левой колонке, сверху пишем «номер кадра». В следующей колонке сверху пишем: «содержание». В следующей, третьей колонке пишем: «время». Подчеркиваем это дело.

В колонке для номеров кадра вписываем цифру «1». Далее в этой же строке, но в следующей колонке, там где «содержание», вписываем: «Солнечный июльский полдень. Сверкают на солнце скаты крыши ухоженной избушки». Прикидываем время, которое понадобится зрителю,
чтобы увиденное было им понято, но в то же время не наскучило. Ну, например, вписываем «4 секунды».

Это первый кадр, кадр №1 нашего будущего фильма «Отчаянный парень К.» Далее вписываем кадр №2 — крупный план лица задумавшегося Колобка, и тд. до самого последнего кадра фильма. Теперь любой человек который возьмет наш сценарий будет знать, что он должен
выбрать солнечный летний день. Найти избушку. Выбрать точку, с которой он снимет нашу избушку, так чтобы сверкали на солнце скаты её крыши и нажать кнопку «Пуск» на камере.

В этих колонках можно еще прописать, что будет со звуком, когда зрители будут разглядывать этот кадр. Какой крупности будет этот наш кадр. Заметим, что все крупности делятся на четыре категории:

  1. общий план: когда в кадре видна и избушка и поля за ней и солнце на горизонте.  
  2. средний план: это если в кадре умещается, например, человек в рост.
  3. крупный план: это портрет человека, его лицо.
  4. деталь: это если кадре только какой-то небольшой объект, например, авторучка.

О режиссерском сценарии написал здесь, лишь для того, чтобы показать более полно картину трансформации прозаического произведения в полуфабрикат. Для автора сценария важнее научится грамотно писать ЛИТЕРАТУРНЫЙ сценарий. Писать режиссерский сценарий забота
режиссера. Но автор сценария должен уметь и знать, как это делается, чтобы не попадать впросак.

Теперь фрагмент начала профессионального ЛИТЕРАТУРНОГО сценария полнометражного художественного детского фильма. По повести «Невероятный Колька, Великолепная Кэт в своих лучших приключениях». Сценарий называется «Не бойся я с тобой!». Сценарий продан
киностудии.

«Поздний летний вечер. У открытого окна столовой  детского лагеря,  СЫРЦОВ с удочкой. Он, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим внутри столовой.

У другого открытого окна столовой детского лагеря, кот ГЕРАСИМ. Он тоже, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим в столовой.

Наконец,  выбрав момент, когда…

…повара отойдут подальше, от огромного бака с сосисками…

…СЫРЦОВ замахивается удочкой

…кот ГЕРАСИМ готовится к прыжку.

 …рыболовный крючок впивается в одну из
сосисок.

СЫРЦОВ подсекает! И сосиски ускользают из-под лап приземлившегося кота ГЕРАСИМА.

Кот ГЕРАСИМ очумело наблюдает, как сосиски одна за другой (они соединены между собой) уползают по полу столовой, поднимаются по стене, и одна за другой преодолев подоконник, исчезают…

…в большом холщевом мешке, куда их, сосиски, одну за
другой водворяет  СЫРЦОВ. Но вот дело застопорилось – сосиски где-то застряли. СЫРЦОВ дергает – и в мешок вваливается, вцепившийся в последнюю сосиску, кот ГЕРАСИМ.

СЫРЦОВ изумленно заглядывает внутрь мешка – ГЕРАСИМ шипит и всем своим видом дает понять, что вытащить его из мешка, можно только ценой жизни вытаскивателя.

Из столовой доносится голос:
— Маша, а ты сосиски уже унесла?

СЫРЦОВ торопливо завязывая горловину мешка: — И черт с тобой! Даже еще лучше!

ТИТРЫ: «НЕ БОЙСЯ Я С ТОБОЙ!
Или
Невероятные приключения Кольки и Кэт!»

Ночь. Ночной сторож детского лагеря ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ в своей сторожке. На столе чай и легкая закуска типа сушка обыкновенная. Сторож тщетно пробует выбрать канал на своем подержанном телевизоре. Едва он найдет, что-нибудь умиротворяющее и… и с благожелательной
улыбкой усядется в кресло и возьмет чашку с чаем… …как оказывается, что это благожелательное, лишь тихая пауза в очередном фильме ужасов. Пресекая кровавое развитие сюжета ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ встает и опять переключает канал…
Наконец ему надоедает
переключать, он выключает телевизор, встряхивается, подходит к окну сторожки, и…
…нос к носу сталкивается с прильнувшей с той стороны оконного стекла ужасной, напоминающей только что виденные по телевизору в фильмах ужасов, мордой.»

—————-

Теперь посмотрим начало другого фрагмента литературного сценария, такм сказать, взрослого фильма. Он более тщательно прописан. Это так называемый (очень условно голливудский или американский) вариант написания. Сценарий этого фильма продан киностудии.
Итак:

«ЧИСТО  ТЕЛЕВИЗИОННОЕ УБИЙСТВО.
герметический  детектив
Литературный сценарий трехсерийного фильма

……………………………………………

Персонажи:

  1. Диктор Юлия ПОЛЯКОВА. Одета чуть строже чем нужно.
  2. Оператор РЫЖИЙ, бичеватый, (не бомжеватый), вид.
  3. Директор телекомпании БЕЛИКОВ Иннокентий Потапович.
  4. Помреж Томка БЕЗРУЧ, чуть более пятидесяти пяти лет.
  5. ЖЕНЬКА  — язык прописан в транскрипции. Суржик.
  6. СЛЕДОВАТЕЛЬ, больше пятидесяти пяти лет.
  7. Звукооператор СЕЛИВАНОВ, а когда в костюме кролика, то в характерных перчатках.
  8. Зарубин
  9. За кадром:   ОН — он же режиссер на пульте.
  10. в эпизодах:  Кролики.

…………………………………………….

Место действия;

Телевизионный «новостийный» павильон. Заканчивается «Ирония судьбы или с Легким паром», звучит фонограмма. Новогодняя елочка. Кое—где серпантин и проч.  новогодняя мишура. Особенность освещения – углы павильона в темноте. Поодаль свалена не пригодившаяся
новогодняя мишура, в том числе костюмы кроликов кордебалета.  Мужские – комбинезон, женские –  юбочка. У ненастоящих кроликов обувь своя.
В павильоне двери: дверь ведущая в «карман», дверь в фойе, дверь к осветителям, дверь в дикторскую,
дверь запасного выхода.
Примечания:
Карман – закуток, склад декораций.
Пульт режиссерский наверху, поэтому общающиеся с режиссером обычно поднимают голову.
В секторе между объективом телекамеры и креслом диктора никто не ходит, даже
если так идти ближе — табу.

Время действия;
31 декабря.

……………………………………………….

МЕРТВЕЦ  ЕЩЕ  НЕ  ПРИБЫЛ.

Первая серия.

В павильон, через дверь запасного выхода, входит КРОЛИК в характерных перчатках. Крадется и входит в дикторскую.

КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ звонит из дикторской по телефону.

КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ: — Алле, Буба? Подъезжай. Что значит
           не могу? А ты через не могу. Прямо сейчас. Мартышка, блин, зовет. Что
          
значит какая? Та самая. Ладно, я помогу пройти вахту. Ты звякни, когда
           приедешь, мне на пульт. Всё. Хоп. Жду.

Из двери к осветителям выходит заблудившийся ДРУГОЙ КРОЛИК.

ДРУГОЙ КРОЛИК открывает дверь дикторской. Фонограмма «Иронии судьбы…» стихает.

ДРУГОЙ КРОЛИК: – Вы не скажыте дэ тут…

ДРУГОЙ КРОЛИК пятится…

…так
как, на него наступает КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ.

ДРУГОЙ КРОЛИК: – Я тилькы спытать хотила… Вы меня лякаете. Шо вы надумали?!

В павильон из двери от осветителей входит ТРЕТИЙ КРОЛИК.

ТРЕТИЙ КРОЛИК: – Ну и где ты, блин, бродишь?…» и тд.

————————————————-

Для тех, кто серьезно решит заниматься написанием сценариев:

Для тренировки возьмите диск со своим любимым фильмом, установите его на видак и поробуйте, прокрутив несколько раз, например, начало фильма, записать его содержимое на бумаге, в нароисованной вами, нашей таблице, о который мы говорили в этой заметке
выше.
Еще рекомендую найти и почитать книгу известного режиссера Александра Митты: «Кино между адом и раем»

PS:Если возникнут вопросы — можно задавать здесь в комментах.

Как написать сценарий

Мы уже говорили о том, что такое сценарий фильма. Теперь мы постараемся сами научиться писать сценарии по литературным произведениям — например, по рассказам В. Драгунского.
Мы написали небольшую инструкцию — не стóит запоминать всё, что здесь написано. Этот текст полезно иметь перед глазами, как справочник или словарь, и проверять по нему свой рабочий вариант сценария.


Давайте посмотрим на фрагмент настоящего киносценария, написанного по рассказу писателя О’Генри «Персики».

Для удобства мы выделили цветом разные элементы, из которых состоит сценарий.


ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

На столе лежит несколько свежих заявлений, авторучка и зажигалка, рядом стоит кружка с горячим кофе.
ДЕЖУРНЫЙ (45 лет), откинувшись на стуле, внимательно читает какую-то статью в газете. Он полноват,
у него кудрявые волосы.
В участок заходит МАЛЫШ МАК-ГАРИ (20 лет) и решительно подходит к Дежурному.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Капитан здесь?

ДЕЖУРНЫЙ
(Громко)
Сэр, к вам пришли!

Откуда-то из темноты за спиной Дежурного появляется КАПИТАН (60 лет) — высокий мужчина в тёмных брюках
и белой рубашке, на поясе висит полицейский значок и кобура с пистолетом. Костяшки на правой руке,
в которой он держит папку с делом, украшают свежие ссадины.

КАПИТАН
(Пожимает руку Малышу)
Здорóво, Мак-Гари! Я думал, ты в свадебном
путешествии.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Вчера вернулись. Скажите-ка, капитан, вы бы
хотели накрыть заведение Денвера Дика?

КАПИТАН
Поздно! Денвера накрыли два месяца назад.

Капитан хлопает по плечу Дежурного, который пытается сделать глоток кофе.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Верно. Два месяца назад его выкурили с Сорок
Третьей. Но теперь он неплохо обосновался на вашем участке.
И дела у него идут лучше прежнего.



Итак, сценарий всегда состоит из сцен. Сцены в кино очень похожи на эпизоды в литературе, а с эпизодами в «Денискиных раcсказах» Драгунского мы уже научились работать. Чтобы нам было проще, мы будем считать, что у нас в сценарии будет столько же сцен, сколько эпизодов в произведении, по которому мы пишем сценарий. Поэтому первым делом, когда мы начинаем писать сценарий, например, по рассказу Драгунского, нам нужно выделить в этом рассказе эпизоды — это и будут наши сцены.

Каждая сцена в сценарии состоит из нескольких блоков. Сначала это может показаться сложным, но на самом деле блоки помогают сразу увидеть, как устроена сцена.  Поэтому читать сценарий всегда проще, чем рассказ или повесть. Давайте посмотрим, какие блоки есть в нашем сценарии и зачем они нужны.

1. Время и место действия

В нашем примере этот блок выделен жёлтым цветом и выглядит так: ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

Этот блок называется «Время и место действия». С него всегда начинается любая сцена. Нужен он для того, чтобы показать, где и когда происходит действие в этой сцене.
Мы начинаем этот блок со слова «ИНТ.» или «НАТ.» Так в кино говорят, когда действие происходит в помещении (интерьер, ИНТ) или на улице (натура, НАТ). 
На самом деле всё очень просто — если сцена происходит на открытом воздухе, то надо написать НАТ., а в любом другом случае — в комнате, в классе, в машине, в цирке — ИНТ.

Дальше мы указываем место действия — в нашем примере это полицейский участок. Другие примеры мест действия — «тихая улица», «комната», «арена цирка». Если для фильма важно, где именно происходит действие, то так и надо писать — «комната Дениски», «арена цирка на Цветном бульваре».

И, наконец, время действия — это всегда только одно из четырёх слов — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.В каждой сцене есть только один такой блок — в самом начале.

2. Описание действия

В нашем сценарии эти блоки выделены голубым цветом. Цель такого блока — помочь режиссёру фильма и съёмочной группе точно представить себе, что делают герои в сцене, как они выглядят, обратить внимание на важные детали, предметы. В этом блоке мы как бы рисуем картинку словами. 

Если в сцене появляется герой, которого раньше не было в фильме, то его имя в первый раз пишется ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и в скобках указывается его возраст — например, КАПИТАН (60 лет). Если автору сценария это важно, он может включить описание внешности героя, его одежды, особых признаков (например морщины, веснушки). Обратите внимание — в нашем сценарии такие описания есть. Они нужны для того, чтобы выбрать на эту роль подходящих актёров. Если мы уже знакомы с героем, то его имя пишется как обычно — Капитан, и его внешность описывать уже не нужно. 

Вот как правильно написать этот блок:

  • В сцене должен быть хотя бы один блок «Описание действия» — сразу после первого блока «Время и место действия»
    Их может быть и больше — такие блоки появляются почти каждый раз, когда герои что-то делают, а не просто разговаривают. Или когда в сцене появляется или исчезает герой. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария таких блоков три. 
  • Когда мы пишем блок «Описание действия», мы используем только настоящее время глаголов. «Ручка лежит на столе», «Дениска подходит к плите и открывает кастрюлю», а не «Ручка лежала на столе», «Дениска подошёл к плите и открыл кастрюлю». Почему так делается, очень просто понять, если вспомнить наш текст «Что такое сценарий» — мы можем описывать только то, что зрители увидят глазами, всё должно происходить здесь и сейчас.
  • Ещё раз — мы пишем только о том, что можно увидеть глазами. «Дениска думает о том, что сказал Мишка» — так мы не можем написать в сценарии, нам нужно сначала придумать, как показать это зрителям, чтобы они поняли, о чём именно думает Дениска. Если мы просто покажем, как Дениска задумался, как зрители поймут, что он думает именно о том, что говорил Мишка?
  • Обо всех героях мы говорим только в третьем лице, как будто мы смотрим на них со стороны (Мишка думает, Дениска идёт в школу, папа возмущается, капитан появляется). Писать «я», «ты», «мы» и так далее в этом блоке нельзя — режиссёр и съёмочная группа должны всегда чётко понимать, о каком герое идёт речь. Мы как бы представляем себе, что наши глаза — это камера, которая снимает фильм.

3. Диалоги

Диалоги нужны для описания того, что и как именно герои говорят. Они состоят из трёх элементов —

  • ИМЯ ГЕРОЯ (в нашем примере такие элементы обозначены оранжевым цветом) — дает нам понять, кто говорит. В диалоге имя всегда записывается заглавными буквами. Имя героя должно быть таким же, как в блоке «Описание действия»
  • Ремарка (в нашем примере ремарки обозначены зелёным цветом) — необязательный элемент. Пишется в скобках. Нужна только тогда, когда важно уточнить, как именно герой говорит, к кому он обращается, или если герой что-то делает одновременно с разговором, какое-то простое действие. Если герой должен сделать что-то посложнее, нам понадобится блок «Описание действия», после которого можно будет продолжить писать диалог. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария есть две ремарки.
  • Реплика (в нашем примере реплики обозначены синим цветом) — то, что говорит герой. 

Герои всегда говорят по очереди, и это записывается именно так, как в нашем фрагменте сценария: 

ИМЯ ГЕРОЯ
(Ремарка, если есть)
Реплика

Иногда герои при разговоре перебивают друг друга — и тогда реплика одного героя может закончиться внезапно. Например:

ДЕНИСКА
Видеть не могу манную ка…

МАМА
(Громко)
Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.



Написание сценария — это творческая работа. Даже когда сценарий основан на литературном произведении, автор сценария совсем не обязан точно повторять то, что там написано. В сценариях фильмов по произведениям Драгунского, например, часто объединяются сцены из разных рассказов, меняется порядок событий, сами герои и то, что они говорят. Что-то выбрасывается, а что-то, наоборот, добавляется. Даже в тех сценариях, которые написал сам Драгунский! Главное, о чём думает автор сценария — это то, какой у него получится фильм, как он будет выглядеть на экране.

Последнее изменение: Среда, 12 Август 2020, 00:18

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ведьмачьи мечи
  • Как найти работу в каменке пензенской области
  • Как найти девушку в интернете по телефону
  • Вход в систему был выполнен с временным профилем в windows 7 как исправить
  • Как составить спецификацию в долларах