Как составить классификацию профессии

Классификация профессий

Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский  психолог   Е.А. Климов.  Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

  • c техникой — «Человек – Техника»,
  • c природой — «Человек – Природа»,
  • со знаковой системой — «Человек – Знаковая система»,
  • с художественным образом — «Человек – Художественный образ»,
  • c людьми — «Человек – Человек».

«Человек – Техника»: 
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик,  токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.  

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • творческие способности;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость;
  • крепкое здоровье.

 «Человек – Природа»:

В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны с исследованием и использованием  природных ресурсов, уходом  за животными и растениями, профилактикой и лечением  их заболеаний.  Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод,  овощевод, фермер, зоотехник,  кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе. 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 «Человек — Знаковая система»: 

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с  текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей. 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

 «Человек — Художественный образ»: 

Традиционно труд представителей профессий,  а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. 

Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений,  с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства  (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….

Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не  сравнимую радость!

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством 
    (живопись, скульптура, фотография, кино…);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей 
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек — Человек»:

Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.  

Связаны с с медицинским обслуживанием,  правовой защитой,  обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор,  воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант,  парикмахер, экскурсовод.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • сдержанность, терпение, собранность;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.

Существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий может оказать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова. 

При желании пройти тестирование, Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту жительства.

Для оптимизации работы по описанию
большого количества профессий
разрабатывались их классификации.
Критериями классификаций чаще всего
служила отраслевая принадлежность
профессий, что создавало большие
трудности в их отнесении к тому или
иному классу. Позднее появились
классификации, основанные на более
существенных основаниях, связанных с
технологическими характеристиками.

За рубежом наиболее популярной является
классификация профессий, разработанная
американским психологом Джоном Холландом.
В соответствии с ней профессии делятся
на 6 типов:

  • реалистичный (рабочие в промышленности
    и сельском хозяйстве, техники),

  • интеллектуальный (ученые, программисты),

  • артистический (специалисты в сфере
    искусства)

  • социальный (врачи, педагоги, психологи)

  • предприимчивый (коммерсанты, менеджеры,
    журналисты, юристы, политики)

  • конвенциальный (бухгалтеры, канцелярские
    служащие).

В России наиболее распространенной
является классификация Е. А. Климова,
которая делит профессии по предмету
труда (человек-человек, человек-техника,
человек-знаковая система,
человек-художественный образ и
человек-природа), по целям труда
(гностические, преобразующие,
изыскательские), по средствам труда
(ручные, механизированные, автоматизированные,
функциональные), по условиям труда (в
помещении, на открытом воздухе, в
экстремальных условиях и в условиях
повышенной ответственности). Однако в
связи со сложностью использования
целей, средств и условий труда в качестве
критериев классификации профессий, на
практике классификацию Климова сводят
только к пяти типам профессий по критерию
предмета труда [47].

К этому традиционному делению профессий
на пять типов по критерию предмета труда
мы добавили деление профессий по критерию
характера труда на два класса:
алгоритмический (исполнительский) и
эвристический (творческий), получив
ставшую популярной карту профессий,
состоящую из десяти профессиональных
групп (Таблица 1) [43].

Таблица 1. Карта профессий

Типы профессий по
предмету труда

Классы
профессий
по характеру труда

Задачи труда

Способности
работника

Алгоритмический,
исполнительский (А)

Эвристический,
творческий (Б)

«Человек-человек»
(1)

Агент

Медсестра

Милиционер

Официант

Проводник

Продавец

Санитар

Социальный
работник

Воспитатель

Врач

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Тренер

Учитель

Юрист

Медицинское
обслуживание, обучение и воспитание,
бытовое обслуживание, торговля,
правовая защита, управление людьми

Установление и
поддержание контактов, понимание
людей, влияние на других, выдержка и
доброжелательность, речевые способности

«Человек-техника»
(2)

Бетонщик

Водитель

Каменщик

Крановщик

Маляр

Машинист

Механик

Монтажник

Наладчик

Оператор

Плотник

Сварщик

Слесарь

Станочник

Токарь

Фрезеровщик

Швея

Штукатур

Электромонтер

Инженер

Конструктор

Технолог

Обработка материалов
и изделий, сборка и наладка технических
устройств, эксплуатация и ремонт
техники, промышленность, транспорт,
связь, строительство

Наглядно-образное
мышление, пространственные представления,
техническая осведомленность и
сообразительность, хорошие двигательные
навыки, ловкость

«Человек- «информация»
(3)

Кассир

Машинистка

Наборщик

Радист

Телефонист

Чертежник

Библиотекарь

Бухгалтер

Геодезист

Математик

Переводчик

Программист

Редактор

Штурман

Экономист

Работа с текстами,
таблицами, схемами, сигналами, информация
и связь, финансы

Отвлеченное мышление,
оперирование числами, длительное и
устойчивое сосредоточение внимания,
усидчивость

«Человек-искусство»
(4)

Закройщик

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Журналист

Модельер

Музыкант

Хореограф

Художник

Создание и
воспроизведение художественных
произведений, создание чувства
удовольствия, искусство

Художественный вкус,
эстетическая чувствительность, богатое
и яркое воображение

«Человек-природа»
(5)

Животновод

Зоотехник

Лесничий

Овощевод

Озеленитель

Садовник

Фермер

Цветовод

Агроном

Биолог

Ветеринар

Геолог

Фармацевт

Физик

Химик

Изучение живой и
неживой природы, уход за растениями
и животными, профилактика и лечение
заболеваний растений и животных

Наблюдательность,
ориентирование в условиях непредсказуемости
и отсроченности результатов, выносливость
и терпеливость

Задачи труда

Выполнение решений,
работа по заданному образцу, соблюдение
имеющихся правил и нормативов,
следование инструкциям, стереотипный
подход к решению проблем

Анализ, исследование,
испытание, контроль, планирование,
организация и управление, конструирование,
проектирование, разработка новых
образцов, принятие нестандартных
решений

Способности работника

Стандартное мышление,
практичность, исполнительность

Независимое и
оригинальное мышление, высокий уровень
умственного развития

Карта профессий представляет собой
наглядное и метафорическое представление
психологической классификации профессий
и может быть использована с целью
информирования клиента о видах профессий,
о предъявляемых ими требованиях,
возможностях трудоустройства и
профессионального обучения.

Любая профессия может быть одновременно
отнесена на основании предмета труда
– к одному из пяти типов и на основании
характера труда – к одному из двух
классов. Поэтому классификация профессий
является двухмерной и состоит из 10-ти
клеток. Пять строчек по горизонтали,
обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют
типам профессии по предмету труда, а
две колонки, обозначенных буквами «А»
и «Б», соответствуют классам профессий
по характеру труда. Каждая группа
профессий имеет свой буквенно-цифровой
индекс, например: «А1» – исполнительские
профессии типа «человек-человек», «Б2»
– творческие профессии типа
«человек-техника» и т.д.

Разумеется, ряд профессий может быть с
определенной степенью условности
отнесен к двум или нескольким типам и
классам в зависимости от специализаций.
Например, большинство практических
психологов, занимающихся консультированием,
тренингами, психотерапией, преподавательской
деятельностью, несомненно, относятся
к представителям профессий типа
«человек-человек». Но психологическая
деятельность, связанная с научными
исследованиями и психодиагностикой,
относится, скорее, к профессиям типа
«человек-информация», нейропсихология
и психофизиология – «человек-природа»,
арт-терапия – «человек-искусство».
Профессия воспитателя учреждения
дошкольного образования, в определенной
мере, может быть отнесена как к
исполнительскому, так и к творческому
классу.

Каждая группа объединяет несколько
профессий, сходных между собой по
наиболее существенным психологическим
признакам. При этом не учитываются такие
признаки, как отрасль экономики, статус
предприятия, условия труда, уровень
заработной платы и т.п.

С целью ориентации клиента на профессии,
по которым возможно трудоустройство и
обучение, рекомендуется составлять
карту профессий отдельно для каждого
региона. Это делается на основании
конкретной информации о вакантных
рабочих и учебных местах, имеющихся в
регионе, полученной при анализе
современных банков вакансий государственной
службы занятости и коммерческих агентств
по трудоустройству и подбору кадров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все  профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами: 

  1. «Человек – природа» –  представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 
  2. «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик. 
  3. «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д. 
  4. «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д. 
  5. «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» — знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек — природа

Ботаник

Ветеринар

Биоинженер

Человек — техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек — знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек — художественный образ

Литературный критик

Актёр

Художник, дизайнер

Человек — человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда»  (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании – предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям,  таким образом, он выделил  6 сфер профессиональных интересов.

  1. «Сфера искусства» – профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.  
  2. «Сфера технических интересов» речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк – производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.  
  3. «Сфера работы с людьми» профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.  
  4. «Сфера умственного труда» профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.  
  5. «Сфера физического труда» профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.  
  6. «Сфера материальных интересов» – профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Бирская государственная социально – педагогическая  академия»

Социально гуманитарный институт

Творческая работа по профориентологии

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

                          Выполнила: студентка 31 группа СГИ Хасанова Л.А.

Бирск 2012

Содержание

§1. Основные принципы классификации профессий.

§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии».

§3. Особенности профоринтации в центрах образования.

§4. Анкета профессиональногосамоопределения. Методика «Матрица выбора профессии».

Литература

§1. Основные принципы классификации профессий

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

 В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

 Классификация профессий — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

 1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда — физического и умственного, или исполнительского и творческого.

 Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

 Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист)

 2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

 — высшего образования — инженер, врач, учитель);

 — высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования — оператор, бухгалтер;

 — массовые профессии, требующие квалификации — агент, продавец;

 — профессии, не требующие квалификации — подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

 3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

 4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

 5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками

 Любую профессию можно описать подробно с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:

 — технологические

 — экономические

 — педагогические

 — медицинские

 — психологические

 Что же включают в себя эти характеристики? Например, технологические характеристики профессии включают в себя описание:

 — предмета труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека (другие люди, техника, информация, искусство или природа);

 — целей труда, с помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность (ручные, механизированные и автоматизированные);

 — трудовых операций в ходе деятельности (физические, умственные и социальные);

 — рабочего места специалиста.

Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.

 Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.

 Она включает в себя общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии.

 Классификация профессий:

 1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

 2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

 3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

 4. По условиям труда (группы) – где работает.

 Начнем с характеристики типов профессий:

 А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

 Б) Предмет труда — животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

 В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.

 Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо) Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

 Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч- Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

 Классы профессий. Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

 А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

 Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

 В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

 Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия.

 Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.

 Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

 Отделы профессий. Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

 А) с использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.

 Б) с использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

 В) с использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

 Г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

 Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

 А) труд в обычных бытовых условиях; пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

 Б) труд на открытом воздухе; пример; строители, работники сельского хозяйства и т.д.

 В) труд в необычных условиях; пример: водолазы, шахтеры и т.д.;

 Г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

 «человек — живая природа»,

 «человек — техника»,

 «человек — человек»,

 «человек — знаковая система»,

 «человек — художественный образ».

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).

 Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда.        Гностические (распознать, определить).        Преобразующие (обработать, обслужить).        Изыскательские (изобрести, придумать).

Человек — природа.        Ботаник        Ветеринар.        Биоинженер.

Человек — техника.        Наладчик станков с ЧПУ.         Водитель, слесарь.        Изобретатель, Инженер.

Человек — знаковая система.        Графолог.        Архивариус, библиотекарь.        Программист.

Человек -художественный образ.        Литературный критик.        Актёр.        Художник, дизайнер.

Человек — человек.        Психолог.        Учитель, врач.        Режиссёр.

 Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Я выбираю данную профессию, потому, что она (эта профессия)…..

Утверждение

Оценка

Мотив

1

Требует общения с разными людьми

12345

И

2

Нравится родителям

12345

3

Предполагает высокое чувство ответственности

12345

С

4

Требует переезда на новое место жительства

12345

+

5

Соответствует моим способностям

12345

И

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

12345

7

Дает возможность приносить пользу людям

12345

С

8

Способствует умственному и физическому развитию

12345

И

9

Является высокооплачиваемой

12345

+

10

Позволяет работать близко от дома

12345

+

11

Является престижной

12345

12

Дает возможности для роста профессионального мастерства

12345

С

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

12345

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

12345

С

15

Является привлекательной

12345

И

16

Близка к любимому школьному предмету

12345

+

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

12345

С

18

Избрана моими друзьями

12345

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

12345

+

20

Дает большие возможности проявить творчество

12345

И

W

С = …; И = …; «+» = …; «-» = …

Шкала оценок:

1 балл — эта причина никак не повлияла на мой выбор;

2 балла – возможно, повлияла, но слабо;

3 балла — не так чтобы очень повлияла, но имеет место быть и этому фактору (средне);

4 балла — сильно повлияла;

5 баллов — очень сильно повлияла данная причина.

Подсчитайте сумму баллов по типам мотивации.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

Условные обозначения мотивации:

«И» — внутренние индивидуально значимые мотивы;

«С» — внутренние социально значимые мотивы;

 «+» — внешние положительные мотивы;

 «-»  — внешние отрицательные мотивы.

§3. Особенности профоринтации в центрах образования

Цель профессиональной ориентации  учащихся в центрах образования следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров образования по профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи.

Эти центры решают следующие задачи:

Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты, буклеты, информационные сир вочники и т. п.).

Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.

Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.

Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений

Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно меняются с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохранили главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Поэтому важно описать профессию, выделить  в ней  наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

§4. Матрица выбора профессии. Анкета профессионального

самоопределения.

Анкета профессионального самоопределения.

Прочитай вопросы и выбери не больше двух вариантов предложенных ответов. Рядом с каждым ответом стоит его «цена». Подсчитай количество своих баллов.

Вопросы

+

1. Выбрал (а) ли ты профессию:

а) да        

б) нет

2. Почему именно эту профессию:

а) не будет проблем с трудоустройством

б) высокая зарплата

в) престижно

г) мне это интересно

3. Если не выбрал (а), то почему:

а) плохо знаю мир профессий

б) плохо знаю свои возможности

 в) не могу выбрать из нескольких вариантов

г) не знаю, как выбирать профессию

4. Что ты знаешь о своей будущей профессии:

а) предмет, содержание, условия труда

б) профессионально важные качества

в) где можно получить эту профессию

г) спрос на эту профессию  д) ничего

2

+2

+2

+2

+2

+2

+2

2

-2

-2

-2

-2

0

-2

-2

Если получилось 8-10 баллов — ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.

От 4 до 6 баллов — выбор профессии для тебя — вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.

От -2 до +2 — ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, сейчас это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.

Меньше -2 баллов — без комментариев. Советую еще раз ответить на эти вопросы, когда прочитаешь книгу до конца.

Матрица выбора профессии

Шаг за шагом мы приближаемся к цели — осознанному выбору профессии. В мире насчитывается десятки тысяч профессий. Матрица выбора профессии поможет тебе осуществить это или уточнить уже сделанный выбор. Прежде чем приступить к работе с Матрицей, ознакомься с приведенными объектами и видами деятельности и выбери один — два варианта.

1. Какой объект деятельности тебя привлекает?

Выбор

+

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники)

Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)

Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)

Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

+

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

Управление (руководство чьей-то деятельностью)

Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Производство (изготовление продукции)

Конструирование (проектирование деталей и объектов)

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Защита (охрана от враждебных действий)

Контроль (проверка и наблюдение)

 Если вам удалось выбрать привлекательные для виды и объекты деятельности, ознакомьтесь с «Матрицей выбора профессии», представленной ниже. Она имеет вид стоклеточного поля, где по горизонтали расположены названия объектов деятельности, а по вертикали — видов деятельности. Как в таблице элементов Менделеева каждый элемент занимает свою клетку, так и в Матрицу выбора профессии можно поместить любую профессию, если ее классифицировать по виду и объекту деятельности, что, кстати, не так просто.

Выпиши для себя профессии, расположенные в клетках, соответствующих твоему выбору. Есть ли совпадения с твоим ответом на первый вопрос анкеты (выбрал (а) ли профессию, если «да», то какую?).

Поинтересуйся, каков спрос на эту профессию. Каково содержание труда? Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в избранном виде деятельности? Какие препятствия могут возникнуть на твоем пути? Вот вопросы, на которые надо найти ответы, прежде чем ты сделаешь окончательный выбор.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 2-е изд., перераб., доп.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.
  2. Основы профориентологии: Сборник психодиагностических методик / Е.В. Фалунина, Московский психолого-социальный институт, 2004.- 200 с.
  3. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.

  1. Пряжпиков Н. С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  2. http://www.proforientator.ru/ (центр тестирования и развития «гуманитарные технологии». Профориентация. Кем быть.)

Типы профессий

Способы выбора профессии менялись на протяжении развития человечества.

Многие сотни и тысячи лет люди были ограничены в выборе своим происхождением.

Аристократы могли заниматься военной или духовной карьерой либо искусством, крестьянину было сложно отказаться от работы на земле, ремесленники передавали свое дело из поколения в поколение. Человек рождался, и сразу было ясно, чем он будет заниматься в жизни.

Со временем, в результате сложных исторических процессов, таких, как буржуазная и научно-техническая революции, образ жизни людей значительно изменился, выбор и перспективы для каждого человека стали шире.

Тем не менее, до сих пор существуют профессиональные семейные династии, а также привычка советоваться со старшим поколением по поводу выбора работы.

Но, если подросток не планирует идти по стопам родителя и продолжать семейную династию, совет родителя может оказаться не полезным, и даже вредным.

Рынок труда развивается сейчас настолько стремительно, что, для того, чтобы делать прогнозы, нужно быть специалистом в этой области.

Постоянно появляются новые профессии и исчезают старые.

Новые направления часто мультидисциплинарны и не имеют широкой известности: они развиваются на стыке разных наук. И в этой ситуации активных изменений не специалисту довольно сложно предсказать, какой будет ситуация через 5, 10, 20 лет.

Изменившийся мир диктует новые правила: теперь профессию нужно выбирать в тандеме с опытным специалистом по профориентации. В этом случае можно не сомневаться, что будут учтены все нюансы:

  • способности и потенциал кандидата;
  • личные предпочтения и интересы;
  • востребованность специальности сегодня, завтра, через 20 лет;
  • насыщенность рынка специалистами;
  • карьерные перспективы;
  • возможности роста или смены деятельности;
  • оплата труда;
  • престижность профессии;
  • оптимальное учебное заведение.

Советуем изучить: Карьерное ориентирование

Специалисты берут эти сведения не «с потолка», а применяют разработанные учеными методики.

Базовая классификация профессий

Для определения специальности, подходящей конкретному человеку, используются классификации профессий. Одна из популярных — классификация профессий Е.А. Климова. Все профессии в ней подразделяются на классы, типы, отделы, группы. Получается четкая структура, на пересечении категорий которой и находятся искомые сферы деятельности.

Классификация профессий по предмету труда

В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:

  • человек — человек;
  • человек — техника;
  • человек — природа;
  • человек — знак;
  • человек — художественный образ.

Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.

Человек — человек

Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.

Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость. Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность.

Требования к специалисту:

  • умение взаимодействовать с людьми;
  • толерантность;
  • способность выслушать;
  • умение находить радость в общении;
  • низкий уровень агрессии.

Примеры профессий:

  • медик,
  • преподаватель,
  • психолог,
  • логопед,
  • воспитатель,
  • юрист,
  • продавец,
  • экскурсовод.

Человек — техника

Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.

Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:

  • концентрацию,
  • внимание к мелочам,
  • практичность,
  • продуктивность,
  • изобретательность.

А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.

Примеры профессий:

  • инженер,
  • строитель,
  • механик,
  • водитель,
  • пилот.

Человек — природа

Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».

Возможные виды деятельности для них:

  • исследование живой и неживой природы;
  • использование природных ресурсов;
  • лечение животных;
  • уход за растениями и животными;
  • выведение новых сортов растений и пород животных.

Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).

Примеры профессий:

  • агроном,
  • зоотехник,
  • ветеринар,
  • эколог,
  • кинолог,
  • селекционер,
  • лесник.

Человек — знак

Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:

  • текстами;
  • языками (как человеческими, так и языками программирования);
  • числами;
  • графическими объектами.

Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.

Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.

Этим специалистам необходимы:

  • хорошая память;
  • высокая способность к концентрации;
  • обширные знания.

Примеры профессий:

  • бухгалтер,
  • нотариус,
  • программист,
  • экономист,
  • лингвист,
  • математик.

Человек — художественный образ

В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.

Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.

Примеры профессий:

  • связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
  • связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
  • литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
  • сценическая деятельность (актер, режиссер).

Важно!

Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.

Классы профессий по целям труда

Эта классификация рассматривает, с какой целью человек взаимодействует с объектом труда в процессе профессиональной трудовой деятельности. Также учитываются преобладающие операции:

  • Гностические профессии. Отличаются познавательным характером работы (от древнегреческого «гнозис» — познание). Они встречаются среди всех пяти типов профессий. Для такой деятельности характерно проведение исследований, анализ, изучение, измерение, сравнение. Например, в классификации «человек — природа» это биолог-лаборант, для типа «человек — человек» — социолог, «человек — техника» — испытатель, «человек — знак» — аудитор, «человек — художественный образ» — искусствовед.
  • Изыскательские профессии. Их целью является поиск новых решений. Это творческие специальности. Для типа «человек — природа» это биолог-исследователь или селекционер, для типа «человек — человек» — организатор производства или психолог, «человек — техника» — конструктор или изобретатель, «человек — знак» — программист или математик, «человек — художественный образ» — дизайнер или композитор.
  • Преобразующие профессии. Они перерабатывают полученный материал и предоставляют результат. В зависимости от предмета труда может превалировать умственная либо практическая работа. Для типа «человек — природа» это животновод или полевод, для типа «человек — человек» — преподаватель или врач, «человек — техника» — водитель или слесарь, «человек — знак» — бухгалтер, «человек — художественный образ» — ювелир или модельер.

Категории профессий по орудиям труда

Орудия труда представлены четырьмя группами:

  • ручные и слабо механизированные (свойственны таким профессиям, как ювелир, художник, хирург, пианист);
  • механическое оборудование (используется в профессиях водитель, швея);
  • автоматизированное и роботизированное оборудование (применяется в профессиях оператор, сталевар);
  • функциональные орудия труда — то, что не имеет материальной формы, например, глазомер, знания (характерны для профессий актер, певец, преподаватель).

Классификация по условиям труда

Некоторые люди трудятся в офисе, другие — на открытом воздухе или в горячем цеху.

Условия труда оказывают большое влияние на профессию: она может считаться «вредной», «тяжелой» или «опасной» по этим признакам. Различают четыре типа условий труда:

  • обычные, бытового типа (лаборант, бухгалтер, преподаватель, офисный служащий);
  • открытый воздух (инспектор ГИБДД, агроном);
  • необычные условия (альпинист, шахтер, космонавт, пожарный);
  • условия повышенной ответственности (судья, врач).

Важно!

В современном мире, чтобы быть на плаву, необходимо иметь не только конкурентоспособную профессию, но и высокий уровень образования. Тем, кто намечает для себя карьерный рост, лучше сразу задуматься о вузе, потому что без высшего образования карьерный потолок наступит очень быстро.

Знаете, какую главную ошибку делает большинство выпускников школ при выборе вуза?

Высших учебных заведений в мире немало, но многие выбирают из тех, что расположены в родном или соседнем городе. Они даже не пытаются рассматривать зарубежные вузы, изучать условия поступления в них и своими руками ограничивают свой выбор до микроскопических размеров. Даже если в итоге вы предпочтете вуз в родном городе, сначала ознакомьтесь с другими вариантами, чтобы делать выбор с открытыми глазами, а не от безысходности.

Молодежь из европейских стран сейчас предпочитает учиться в вузах Германии, хотя в родных странах тоже хватает престижных университетов.

Причин на это две:

  • в Германии огромные деньги тратятся на финансирование вузов, поэтому они великолепно оснащены и дают образование, по качеству практически не уступающее классическому английскому;
  • в отличие от вузов большинства стран мира, немецкие вузы учат всех студентов бесплатно.

Поэтому, хотя определенные расходы неизбежны, учеба в немецком вузе — это бюджетный, многим доступный вариант.

Для тех, кто ищет способ освоить новую перспективную специальность, немецкие вузы тоже подходят: здесь много новых междисциплинарных направлений, на которые в вузах стран СНГ пока не учат.

После учебы в немецком вузе выпускник может устроиться на работу в Германии; зарплаты специалистов, получивших образование в местных вузах, зачастую выше.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Для поступления в немецкий вуз необходим хороший школьный аттестат и хороший немецкий, а еще — правильно собранный пакет документов. От того, как будет организована деятельность по сбору и отправке всех бумаг, во многом зависит, поступите вы в этом году или будете ждать следующего учебного семестра, поэтому пускать на самотек такое важное дело нельзя. Работайте в тандеме со специалистом, который в курсе всех мелочей, и вы обязательно поступите.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Решение суда исполнено как исправить описку
  • Как найти квартиру умершего отца
  • Как найти нужную вещь в роблокс
  • Как найти свой инн в воронежа
  • Mbstring как исправить