Как составить классификацию трудовой деятельности

Классификация профессий

Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский  психолог   Е.А. Климов.  Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

  • c техникой — «Человек – Техника»,
  • c природой — «Человек – Природа»,
  • со знаковой системой — «Человек – Знаковая система»,
  • с художественным образом — «Человек – Художественный образ»,
  • c людьми — «Человек – Человек».

«Человек – Техника»: 
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик,  токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.  

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • творческие способности;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость;
  • крепкое здоровье.

 «Человек – Природа»:

В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны с исследованием и использованием  природных ресурсов, уходом  за животными и растениями, профилактикой и лечением  их заболеаний.  Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод,  овощевод, фермер, зоотехник,  кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе. 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 «Человек — Знаковая система»: 

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с  текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей. 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

 «Человек — Художественный образ»: 

Традиционно труд представителей профессий,  а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. 

Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений,  с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства  (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….

Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не  сравнимую радость!

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством 
    (живопись, скульптура, фотография, кино…);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей 
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек — Человек»:

Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.  

Связаны с с медицинским обслуживанием,  правовой защитой,  обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор,  воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант,  парикмахер, экскурсовод.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • сдержанность, терпение, собранность;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.

Существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий может оказать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова. 

При желании пройти тестирование, Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту жительства.

В соответствии с
принятой физиологической классификацией
трудовой деятельности в настоящее время
различают следующие формы труда:
физический, умственный, операторский,
управленческий, творческий труд.

Физическим
трудом

(работой) называют выполнение человеком
энергетических функций в системе
«человек — орудие труда».

Физическая работа
требует значительной мышечной активности.
Она подразделяется на два вида:
динамическую и статическую. Динамическая
связана с перемещением тела человека,
его рук, ног, пальцев в пространстве;
статическая — с воздействием нагрузки
на верхние конечности, мышцы корпуса и
ног при удерживании груза при выполнении
работы стоя или сидя.

В процессе физической
работы происходят изменения в мышечных
тканях, увеличивается объем легочной
вентиляции (в основном, за счет углубления
дыхания), повышается артериальное
давление, происходят биохимические
изменения в крови, повышается потребление
кислорода (расходуется на окислительные
процессы в мышцах). Может наблюдаться
определенные изменения водно-солевого
обмена при работе в горячих цехах или
при выполнении тяжелой физической
работы. При этом значительное повышение
деятельности потовых желез может снизить
выделительную функцию почек. При тяжелой
физической работе возможно торможение
секреции и моторной функции желудка, а
также замедление переваривания и
всасывания пищи. Нередко тяжелая
физическая работа ведет к понижению
возбудимости, нарушению условно-рефлекторной
деятельности, а также к повышению порога
чувствительности зрительного, слухового
и тактильного анализаторов.

Умственный
труд

(интеллектуальная деятельность)
объединяет работы, связанные с приемом
и переработкой информации, требующие
преимущественного напряжения внимания,
сенсорного аппарата, памяти, а также
активации процессов мышления, эмоциональной
сферы (управление, творчество, преподавание,
наука, учеба и т.д.).

В процессе умственной
деятельности повышается кровяное
давление, увеличивается объем легочной
вентиляции (за счет учащения дыхания),
повышается потребление кислорода (для
работы коры головного мозга), увеличивается
кровенаполнение сосудов конечностей
и брюшной полости.

Умственная работа
тесно связана с работой органов чувств,
в первую очередь, органов зрения и слуха.
Известно, что умственная работа более
плодотворно протекает в тишине.

Мышечная работа
при умственной деятельности человека
играет большую роль. Установлено, что
легкая мышечная работа стимулирует
умственную деятельность, а тяжелая,
изнурительная, наоборот, понижает ее,
снижает качество.

Для умственного
труда характерны гипокинезия, т.е.
значительное снижение двигательной
активности, приводящее к ухудшению
реактивности организма и повышению
эмоционального напряжения. Гипокинезия
является неблагоприятным производственным
фактором, одной из причин сердечно-сосудистой
патологии у лиц умственного труда.

Операторский
труд
отличается
большой ответственностью и высоким
нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий
труд

определяется чрезмерным ростом объема
информации, возрастанием дефицита
времени ее переработки, ответственностью
за принятие решений, периодическим
возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий
труд
требует
значительного объема памяти, напряжения
внимания, нервно-эмоционального
напряжения.

При различных
формах труда происходят и различные
изменения в организме работника. Любой
вид трудовой деятельности представляет
собой сложный комплекс физиологических
процессов, в который вовлекаются все
органы человеческого тела. Огромную
роль в этой деятельности играет
центральная нервная система, обеспечивающая
координацию функциональных умений и
навыков, развивающихся в организме при
выполнении работы.

Каждая форма
трудовой деятельности характеризуется
тяжестью, напряженностью и условиями,
в которых она осуществляется.

Тяжесть
труда

характеристика трудового процесса,
отражающая преимущественную нагрузку
на опорно-двигательный аппарат и
функциональные системы организма
(сердечно-сосудистую, дыхательную),
обеспечивающие его деятельность.

Физическая тяжесть
работы определяется энергетическими
затратами в процессе трудовой деятельности
и подразделяется на следующие категории:
легкие, средней тяжести и тяжелые
физические работы.

Легкие
физические работы

(категория 1) подразделяются на 2 категории:
Iа, Iб. К категории Iа относятся работы,
проводимые сидя и сопровождающиеся
незначительным физическим усилиям. К
категории Iб относятся работы, проводимые
сидя, стоя или связанные с ходьбой и
сопровождающиеся некоторым физическим
усилием.

Физические
работы средней тяжести

(категория II) подразделяются на две
категории: IIа, IIб. К первой относятся
работы, связанные с постоянной ходьбой,
перемещением мелких (до 1 кг) изделий
или предметов в положении стоя или сидя
и требующие определенных физических
усилий. К категории IIб относятся работы,
связанные с ходьбой, перемещением и
перенесением тяжестей массой до 10 кг и
сопровождающиеся умеренным физическим
усилием.

Тяжелые
физические работы

характеризуются большим расходом
энергии. К этой категории относятся
работы, связанные с постоянными
перемещениями, перемещением значительных
(более 10 кг) тяжестей и требующие больших
физических усилий.

Тяжесть труда
характеризуется физической динамической
нагрузкой, массой поднимаемого и
перемещаемого груза, общим числом
стереотипных рабочих движений, величиной
статической нагрузки, формой рабочей
дозы, степенью наклона корпуса,
перемещениями в пространстве.

Напряженность
труда

характеристика трудового процесса,
отражающая нагрузку преимущественно
на центральную нервную систему, органы
чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам,
характеризующим напряженность труда,
относятся: интеллектуальные, сенсорные,
эмоциональные нагрузки, степень
монотонности нагрузок, режим работы.

Механизированные
формы физического труда изменяют
характер мышечных нагрузок и усложняют
программы действий. В условиях
механизированного производства
наблюдается уменьшение объема мышечной
деятельности, в работу вовлекаются
мелкие мышцы дистальных отделов
конечностей, которые должны обеспечить
скорость и точность движений, необходимых
при управлении механизмами. Однообразие
простых и большей частью локальных
действий, однообразие и малый объем
воспринимаемой в труде информации
приводят к монотонности труда. Монотония
наиболее ярко проявляется при конвейерной
форме организации трудового процесса.
Этот труд требует синхронной работы
участников в соответствии с заданным
ритмом и темпом. При этом, чем меньше
времени тратит работник на операцию,
тем монотоннее работа и проще ее
содержание.

Монотония выражается
в преждевременной усталости и нервном
истощении, развивающимся при действии
однообразных повторных раздражителей.
В результате снижается возбудимость
анализаторов, рассеивается внимание,
уменьшается скорость реакции и, как
следствие, быстро наступает утомление.

Деятельность
человека при механизированной форме
физического труда происходит по одному
из процессов:

        детерминированному
— по заранее известным правилам,
инструкциям, алгоритмам действий,
жесткому технологическому графику;

        недетерминированному
— когда возможны неожиданные события в
выполняемом технологическом процессе,
неожиданное появление сигналов, но в
то же время известны управляющие действия
при появлении неожиданных событий
(расписаны правила, инструкции) в
выполняемом процессе.

Условия
труда

совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих
влияние на работоспособность и здоровье
работника.

Исходя из
гигиенических критериев, условия труда
подразделяются на 4 класса: оптимальные,
допустимые, вредные и опасные [Белов
С.В. и др., 1999].

Оптимальные
условия труда

(1 класс) — такие условия, при которых
сохраняется здоровье работающих и
создаются предпосылки для поддержания
уровня работоспособности. Оптимальные
нормативы производственных факторов
установлены для микроклиматических
параметров и факторов трудового процесса.
Для других факторов условно за оптимальные
принимаются такие условия труда, при
которых неблагоприятные факторы
отсутствуют либо не превышают уровни,
принятые в качестве безопасных для
населения.

Допустимые
условия труда

(2 класс) — характеризуются такими уровнями
факторов среды и трудового процесса,
которые не превышают установленных
гигиенических нормативов для рабочих
мест, а возможные изменения функционального
состояния организма восстанавливаются
во время регламентированного отдыха
или к началу следующей смены и не должны
оказывать неблагоприятного действия
в ближайшем и отдаленном периоде на
состояние здоровья работающих и их
потомство. Допустимые условия труда
условно относятся к безопасным.

Вредные
условия труда

(3 класс) характеризуются наличием
вредных производственных факторов,
превышающих гигиенические нормативы
и оказывающих неблагоприятное действие
на организм и/или его потомство. Вредные
условия труда подразделяются, в свою
очередь, на четыре степени.

I
степень 3 класса

— условия труда, характеризующиеся
такими отклонениями уровней вредных
факторов от гигиенических нормативов,
которые вызывают функциональные
изменения, восстанавливающиеся, как
правило, при более длительном (чем к
началу следующей смены) прерывании
контакта с вредными факторами и
увеличивают риск повреждения здоровья;

II
степень 3 класса

— уровни вредных факторов, вызывающие
стойкие функциональные изменения,
приводящие в большинстве случаев к
увеличению производственно обусловленных
заболеваний (что проявляется повышением
уровня заболеваемости с временной
утратой трудоспособности и, в первую
очередь, теми болезнями, которые отражают
состояние наиболее уязвимых органов и
систем для данных вредных факторов),
появлению начальных признаков легких
(без потери профессиональной
трудоспособности) формы профессиональных
заболеваний, возникающих после
продолжительного воздействия (часто
после 15 и более лет);

III
степень 3 класса

— условия труда, характеризующиеся
такими уровнями вредных факторов,
воздействие которых приводит к развитию
профессиональных болезней легкой и
средней степени тяжести (с потерей
профессиональной трудоспособности) в
период трудовой деятельности, росту
хронической (производственно-обусловленной)
патологии, включая повышенные уровни
заболеваемости с временной утратой
трудоспособности;

IV
степень 3 класса

— условия труда, при которой могут
возникнуть тяжелые формы профессиональных
заболеваний (с потерей общей
трудоспособности), отмечается значительный
рост числа хронических заболеваний и
высокие уровни заболеваемости с временной
утратой трудоспособности.

Опасные
(экстремальные)
условия труда
(4 класс) характеризуется уровнями
производственных факторов, воздействие
которых в течение рабочей смены (или ее
части) создает угрозу жизни, высокий
риск развития острых профессиональных
поражений, в том числе тяжелых форм.

Условия труда
значительно сказываются на работоспособности
человека. Однако наряду с ними на
работоспособность человека значительное
влияние оказывает режим труда и отдыха.

В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития техники и труда или системы «техника — человек»:

  • ручной труд,
  • механизированный труд,
  • автоматизированный труд.

Все эти типы труда имеют место в современном производстве. Эргономика, возникнув на стадии автоматизированного труда, имеет тем не менее отношение ко всем трем его типам. Эргономика нуждается в стройной классификации современных видов труда.

На нынешнем этапе представляется целесообразным воспользоваться классификацией, созданной в ЦСУ СССР для группировки рабочих (профессий) по признаку механизации труда при проведении переписи профессионального состава рабочих.

Указанное деление рабочих на группы по признаку механизации труда, в частности, успешно использовалось при социологическом анализе проблем труда. Согласно этой классификации выделяют пять групп рабочих, различаемых по степени механизации трудовой деятельности.

Первая группа — рабочие, выполняющие работу при помощи автоматов, автоматизированных аппаратов и установок. Сюда относятся рабочие, наблюдающие за работой автоматических и полуавтоматических блоков, агрегатов, аппаратов, станков и т. п., регулирующие режим их работы, настраивающие и налаживающие их.

К этой же группе относятся и рабочие полуавтоматических машин, станков, аппаратов, если их функцией также являются контроль и регулировка работы полуавтоматов; наладчики и настройщики полуавтоматов, у которых преобладает функция наблюдения.

Вторая группа — рабочие, выполняющие работу при помощи машин, станков, механизмов, аппаратов, механизированного инструмента (станочники, машинисты, шоферы, трактористы, аппаратчики, мотористы, забойщики с отбойным молотком, газо-и электросварщики и т. п.).

Для всех этих рабочих характерна прежде всего функция непосредственного управления машиной, аппаратом. Внутри этой группы иногда вводится разделение на подгруппы в зависимости от совершенства применяемых орудий труда.

Третья группа — рабочие, выполняющие работу вручную при машинах и механизмах, дополняющие своим ручным трудом работу машин (подсобные рабочие): грузчики при контейнерах и транспортерах; сортировщики, фасовщики, упаковщики, мойщики, разливщики и другие рабочие, занятые при машинах и механизмах.

Рабочие этой группы могут быть заняты на совершенно аналогичных работах в равной мере как у неавтоматических машин, так и у автоматов и полуавтоматов. Для рабочих всей этой группы характерен малоквалифицированный, обычно монотонный труд.

Четвертая группа — рабочие, выполняющие работу вручную или с помощью немеханизированного инструмента, занятые не при машинах и механизмах, т. е. на чисто ручных работах (рабочие малоквалифицированного труда мануфактурного типа, рабочие высококвалифицированного ремесленного типа, рабочие высококвалифицированного труда на ручной комплескной сборке и подналадке сложносборных изделий.

Пятая группа — рабочие, выполняющие работу по ремонту машин и механизмов, слесари, электрослесари, электромонтеры-ремонтники, включая дежурных. К этой же группе относятся наладчики, настройщики станков, машин, установщики инструмента, у которых преобладает функция наладки.

Вместе с тем рабочие ремонтных групп, участков, мастерских,, цехов, заводов, которые заняты не на комплексном ремонте машин, а на специализированных операциях, относятся к какой-либо из первых четырех групп.

Например, токари и другие станочники, газо- и электросварщики, занятые на ремонтных работах, относятся ко второй группе, как рабочие, выполняющие работу при помощи машин и механизированного инструмента.

В приведенной классификации переплетаются работы, связанные с ручным, машинным и автоматизированным производством.

Высказываются критические замечания по поводу строгости классификации в третьей и четвертой группах, которые включают в себя как неквалифицированных (подсобники, такелажники, грузчики и т. п.), так и высококвалифицированных (слесари, электромонтеры, слесари-инструментальщики, и т. п.) рабочих ручного труда. Тем не менее пока более совершенной классификации видов трудовой деятельности не создано.

Для целей эргономического анализа в большинстве случаев осуществляется более дробное деление профессий. Так, рабочие автоматизированных систем управления, или операторы (первая группа), подразделяются на пять видов, в соответствии с которы ми определяют пять классов операторской деятельности.

1. Оператор-технолог. Оператор непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом четко регламентирующими действия инструкциями, которые содержат, как правило, полный набор ситуаций и решений.

Это — операторы технологических процессов автоматических линий, операторы, выполняющие функции формального перекодирования и передачи информации.

2. Оператор-манипулятор. В этом случае для оператора основную роль играют механизмы сенсомоторной деятельности, а также, хотя и в меньшей степени, образного и понятийного мышления.

К числу функций оператора-манипулятора относятся управление манипуляторами, роботами, машинами-усилителями мышечной энергии. К этой же категории можно отнести и деятельность операторов, обслуживающих радиолокационные станции — классический объект исследования инженерной психологии.

Правда, деятельность этих операторов с неменьшими основаниями может быть отнесена к следующему типу — к деятельности оператора-наблюдателя, поскольку при выполнении функций слежения, сопровождения целей в условиях помех огромная доля нагрузки падает на зрительную систему.

3. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы и т. п.). Для данного типа деятельности характерен больший «вес» информационных и концептуальных моделей, у него соответственно несколько редуцированы навыки управления (по сравнению с первыми двумя типами деятельности оператора).

Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для операторов технических систем, работающих в реальном масштабе времени.

4. Оператор-исследователь. Такой оператор в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в образно-концептуальных моделях.

Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К таким операторам относятся исследователи любого профиля — пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений) и т. д.

5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление осуществляется как непосредственно, так и опосредствованно — через технические средства и каналы связи.

К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решения и интуицией.

Операторы-руководители в своей деятельности должны «играть» не только с объектом, учитывать не только возможности и ограничения машинных компонентов системы, но в полной мере должны учитывать особенности подчиненных — их возможности и ограничения, состояния и настроения. Основной режим деятельности оператора-руководителя — оперативное мышление.

При всем своем несовершенстве эта классификация операторской деятельности проясняет пути согласования внешних средств и способов деятельности и позволяет, по крайней мере на первых порах, лучше ориентировать исследовательскую и практическую работу в области эргономики.

В сферу эргономических исследований преимущественно включаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств. Труд, выполняемый вручную, иногда включают в сферу изучения эргономики; имеется ряд эргодомических изданий, посвященных проблемам ручного труда.

Универсальной классификации техники еще не создано, что затрудняет разработку ее эргономической классификации, потребность в которой все острее ощущается в связи с необходимостью подготовки эргономических требований и рекомендаций применительно к определенным видам техники.

Объектом эргономики являются: производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппараты управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.); непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники5, техника передвижения, техника образования и культуры и др.), а также военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и др.).

Для целей предварительного анализа представляет интерес общая классификация орудий и средств труда по степени их автоматизации позволяющая схематично представить основные объекты эргономического анализа:

  • ручной инструмент и простейшие приспособления;
  • механизированный и электрифицированный инструмент;
  • машины без принудительной связи рабочего органа с предметом труда, работающие тогда, когда работает обслуживающий их рабочий;
  • одиночные полуавтоматы, в которых осуществляется принудительная связь рабочего органа с предметом труда, но без автоматической загрузки и выгрузки материалов и продукции;
  • одиночные автоматы, в которых осуществляется автоматизация всех .процессов рабочего цикла, снабжения материалов и вывод готового продукта;
  • полуавтоматические блоки (агрегаты, комбайны), в которых автоматизированы все процессы, кроме загрузки материала съема готовой продукции, как правило, представляют собой комбинацию различных механических устройств (например станка и передаточного механизма);
  • автоматические блоки, в которых автоматизированы все процессы вплоть до поддержания заданного режима и способов введения регулирующих программ.

Эргономическая классификация видов трудовой деятельности не совпадает ни с классификацией видов труда, ни с классификацией профессий, ни с классификацией орудий труда, т. е. внешних средств трудовой деятельности.

В качестве своего главного основания она должна иметь классификацию собственных средств (способов) трудовой деятельности. Такая классификация пока не создана, поскольку представления о внутренних средствах деятельности как в эргономике, так и в психологии до сих пор недостаточно расчленены.

Поэтому на настоящем этапе развития эргономики приходится ограничиться обобщенной характеристикой трудовой деятельности с различными средствами труда, обращая при этом внимание на наиболее существенные психологические особенности этих процессов.

В любом труде, как и во всякой другой деятельности (учении, игре), можно выделить когнитивные, исполнительные, мотивационные, в том числе и целевые аспекты. Естественно, что содержание каждого из этих аспектов, равно как и соотношение между ними, конкретно-исторично.

Они определяются развитием целей, усовершенствованием средств производства, технологических режимов и условий труда. Особенно отчетливо это обнаруживается при сопоставлении психологических особенностей трудовой деятельности с такими средствами производства, как инструмент, механизированные системы или машины и автоматизированные системы.

Наиболее непосредственное взаимодействие субъекта и объекта труда происходит при использовании орудий или различного рода инструментов.

Примером таких видов деятельности может служить не только труд слесаря-инструментальщика, строителя или специалиста по ремонту или наладке, труд врача и конструктора, но и, безусловно, также работников некоторых видов искусства — художников прикладного искусства, скульпторов и т. д.

Объект в этих случаях предстает перед субъектом во всем многообразии своих свойств, а субъект обладает многообразными возможностями их изменения и использования с целью получения желаемого результата.

Для использования этих возможностей он должен осуществить не только исполнительные, Но и различные аналитические и познавательные действия, иными словами, решить задачу наиболее эффективной организации своих действий.

В этом случае само средство производства — орудие, инструмент в своей идее или конструкции— отражает как свойства объекта (форму, фактуру и т. д.), так и функциональные особенности способа действий человека с объектом; усилия, которые он должен приложить, требования точности и скорости действия.

Многие давно созданные орудия и инструменты до сих пор поражают своей «разумностью», удобством и простотой их использования, а главное, возможностью с их помощью создавать новые формы объектов или преобразовывать один и тот же объект совершенно различным образом с качественно, а не только количественно разными результатами.

Непосредственность взаимодействия с объектом с помощью предметно- и функционально-специфических средств трудовой деятельности создает условия не только для исполнительных, но и для познавательных действий.

Их соотношение может быть разным в сходных трудовых процессах, что определяется прежде всего не объектом и средством трудовых действий, а требованиями к результатам этих действий. Требования к функциональным или, например, к эстетическим качествам результата определяют способ трудовых действий и эффективность их осуществления.

При использовании орудий человек применяет свои способности, приобретает опыт и навыки в разных сферах трудовой деятельности. Он также и удовлетворяет свои потребности в познании и творчестве. Для данного вида трудовой деятельности характерно создание новых, более удобных или целесообразных средств производства, получение новых результатов.

Иначе протекает деятельность при использовании механизированных средств производства в системе «человек — машина». Объект труда (или исходный материал, заготовка и т. д.) выступает здесь только ограниченным количеством своих свойств, так как машина неспособна учесть все свойства материала.

Объеднению качественного содержания взаимодействия с объектом сопутствует и рост требований к количественным характеристикам взаимодействия, например к его скорости или величине затраченной энергии.

Соответственно и к трудовым действиям человека в данных условиях предъявляются требования с точки зрения определенного количественного эффекта, т. е. получения заданного объема продукции в минимальные сроки с наименьшими затратами.

При таких условиях трудовой деятельности становится постоянной необходимость повышения четкости, организованности и стереотипности исполнительных действий. В результате в трудовом акте почти совсем не остается «места» для познавательных действий.

Само производство не требует и даже не допускает каких-либо отклонений в качественных характеристиках результата по отношению к заданным. Оно требует от человека приложения только ограниченного круга его способностей, главным образом определенных навыков и их эффективной координации с временным режимом работы машины.

По существу, объектом трудовых действий для человека становится не только предмет производства, но и сама машина. Именно к ее пространственным и временным особенностям он должен приспособить свои действия.

Соответственно и инициатива человека в оптимизации трудовой деятельности может проявиться главным образом в сфере организации этой деятельности, в выработке профессионального стиля, в совершенствовании технологии, т. е. во всем, что касается способа действий, а не средств производства и свойств объекта.

Изучением и анализом эффективности последних занимаются в основном люди других специальностей, которые не участвуют в самом трудовом процессе.

Наконец, в условиях использования автоматизированных средств производства функциональная направленность действий человека еще более дифференцируется, повышаются требования к срокам или скорости выполнения действий, еще более жесткой становится их организация в целом.

Жесткая, алгоритмизированная организация действий, например, оператора-наблюдателя или оператора систем слежения далеко не всегда позволяет оператору сформировать наиболее удобный для него способ действия и не создает непосредственно потребностей в улучшении качеств конечного результата.

Фактически изменяется само содержание результата. Под ним понимается уже не результат воздействия человека с помощью автоматизированных средств на какой-либо объект, а результат изменений, которые вызываются действиями человека в самом автоматизированном устройстве.

И те меры, которыми определяется эффективность режима работы системы, переносятся на действия человека. К ним относятся меры точности, скорости и надежности.

Таким образом, непосредственным объектом деятельности для человека становится само средство производства, а требования к результату взаимодействия ограничиваются его рабочим режимом или состоянием.

Практически эти требования относятся только к исполнительным действиям человека и лишь в случае, когда само устройство перестает работать в заданном режиме, человеку представляется возможность совершить некоторые познавательные действия по обнаружению причины аварии. Эти действия характеризуются чаще не мерой потребности, а мерой ответственности.

В результате можно было бы заключить, что основными критериями трудовых действий должны быть меры исполнительных действий, которые устанавливаются исходя из эффективного функционирования системы. Однако в условиях автоматизированного производства появляются новые типы профессий: оператора-исследователя и руководителя, которые требуют иного подхода.

В этих видах деятельности все большую роль играют не только совершенное владение орудиями и средствами труда, не только исполнительные и когнитивные процессы, но и процессы формирования или полагания целей и выбора способов их достижения.

При этом речь идет о полагании целей вполне конкретных, имманентных процессам труда и динамичным условиям, в которых они протекают, а не внешних по отношению к трудовой деятельности.

Эргономический анализ многих современных видов трудовой деятельности предполагает обязательный учет человеческой субъективности, анализ мотивационной сферы и процессов целеполагания, характеристику субъективной представленности целей и их смены в самом процессе труда.

Эти требования к эргономическому анализу связаны с тем, что цели вплетаются в трудовой процесс, они не могут быть заменены ни трудовыми установками, ни мотивами.
Предметом эргономики является всякая деятельность постольку, поскольку она включена в достаточно широкий контекст технических средств.

Это, естественно, не означает, что эргономика тождественна общей теории деятельности — у нее гораздо более узкие задачи, связанные прежде всего с анализом и целенаправленным конструированием существующих видов трудовой деятельности. Именно поэтому, как отмечалось ранее, эргономика вносит вклад в развитие общей теории трудовой деятельности человека в условиях современного производства.

Определение деятельности как предмета эргономического исследования сталкивается с серьезными трудностями. Это обусловлено также и тем, что разграничение понятий «деятельность», «труд», «трудовая деятельность» почти не предпринималось в нашей литературе, а их различное употребление носит скорее интуитивный, чем научно обоснованный характер.

Несмотря на то что понятия деятельность и труд имеют много общего, разграничение их объема и содержания не может быть осуществлено механически. И такое разграничение представляет собой далеко не простую задачу. Дело даже не в том, что понятия труд и деятельность являются перекрещивающимися.

Между ними имеется сложная система взаимосвязей (развития, функционирования и пр.). Труд в такой же степени является условием развития деятельности, в какой развитие деятельности является условием развития труда. Именно поэтому в общефилософских или социологических исследованиях обнаруживается значительно больше сходства между ними, чем различий.

Такой же является ситуация и в эргономике, которая оказывается связанной с общей теорией деятельности или с общими теоретическими представлениями о деятельности человека.

Методологически это выглядит вполне естественно: специально-научное изучение деятельности должно иметь в качестве своих теоретических и методологических предпосылок некоторые общие представления о деятельности в целом, о законах ее организации и строения.

Практически же, как отметил Э. Г. Юдин, дело обстоит значительно сложнее; современное научное знание, по существу, не располагает теоретически развернутой феноменологией деятельности в целом, поэтому у исследователя деятельности фактически остается единственная возможность, если он пытается отыскать и явным образом задать теоретическое основание своей работы, обратиться к представлениям о деятельности, которые выработала психология.

По этому пути и пошли авторы при анализе функциональной структуры исполнительной и познавательной деятельности, который будет проведен в следующих параграфах настоящей главы.

Современная классификация трудовой деятельности и её разновидности

Опубликовано 2014-12-13 22:48 пользователем

Уровень экономического развития общества является определяющим фактором для появления новых видов трудовой деятельности и исчезновения старых. Тем не менее, классификация трудовой деятельности, претерпевая изменения в частностях, в основном имеет достаточно устоявшийся вид.

Классификация трудовой деятельностиКлассификация видов занятости выглядит следующим образом:

  • труд физический}
  • труд умственный}
  • труд смешанной формы (физический и умственный) в различной пропорции.

Физический труд

Отличительной его чертой является высокая нагрузка на мышечную систему в целом и опорно-двигательную в частности. Как следствие, высокие нагрузки претерпевают сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.

С одной стороны, физический труд стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы организма, с другой – чрезмерная физическая нагрузка, нагрузка однообразная или неправильно распределенная являются прямыми причинами заболевания опорно-двигательной системы или позвоночника.

Существуют две наиболее часто применяемые классификации:

  • В зависимости от вида испытываемой физической нагрузки:
  1. статический физический труд: рабочее положение человека – стоя или сидя, нагрузка происходит на руки, мышцы спины и ног}
  2. динамический физический труд: работа, связанная с перемещением человека. В свою очередь, подразделяется на такие типы:

— общая динамическая физическая работа: в процессе трудовой деятельности используется 2/3 от общего числа мышц человека}
— региональная динамическая физическая работа: в работе человек использует не менее 1/3 и не более 2/3 от общего количества мышц}
— локальная физическая работа: для работы задействовано не более 1/3 количества мышц.

  • В зависимости от инструментального обеспечения:
  1. ручной труд: достаточно редко встречается в наше время}
  2. механизированный труд связан с высокой скоростью работы в сочетании с монотонностью движений, как следствие – быстрая утомляемость и снижение реакции}
  3. работа на конвейере: еще более высокая скорость при однообразной работе, ограниченной по времени, в связи с большим нервным напряжением возникает усталость и риск нервного истощения}
  4. работа на автоматическом и полуавтоматическом производстве: работа периодическая, связанная с обслуживанием и контролем работы различных механизмов.

Умственный труд

Он настолько не имеет физической составляющей, что проблема гиподинамии становится реальностью. Умственный труд – это работа с большими объемами информации и, как следствие, повышенная нагрузка на органы чувств (в основном – зрения) и центральную нервную систему.

Для умственного труда классификация видов трудовой деятельности выглядит так:

  • управленческий – работа с большими объемами информации, аналитическая работа и ответственность за принятое решение, что связано с психическими и эмоциональными перегрузками}
  • операторский – постоянная высокая ответственность и эмоциональное перенапряжение}
  • творческий – самая сложная разновидность умственного труда, связана с наибольшим давлением на психику человека и нервно-эмоциональными перегрузками}
  • труд медиков и преподавателей, а также учащихся – постоянно сопряжен с нагрузкой на основные психические функции, такие как память, внимание, способность противостоять стрессам.

Во всех видах умственного труда присутствует психическое и эмоциональное перенапряжение, что при продолжительном действии приводит к патологиям, которые усугубляются снижением подвижности в процессе работы.

Другие классификации

Применяются также классификации по условиям труда:

  • работа в нормальных условиях: гигиенические показатели среды находятся в пределах нормы}
  • работа в экстремальных условиях: водолазные работы в условиях высокого давления, работа в полярных экспедициях и т.п.

Существует классификация по критерию организации деятельности:

  • регламентированный труд: определенный трудовой распорядок}
  • нерегламентированный труд: распорядок работы подразумевает свободный график}
  • смешанный труд: посменная работа, вахтовый метод}
  • индивидуальный труд: распорядок работы полностью подлежит личному контролю работника.

Рубрика: 

  • HR-стратегии


  1. Клининг помещений
    Узнать больше


  2. Аутсорсинг персонала
    Узнать больше


  3. Аутстаффинг персонала
    Узнать больше

Классификация трудовой деятельности

Труд — один из основных видов деятельности, в который в течение жизни оказывается вовлечен каждый человек. Принято рассматривать основные разновидности трудовой деятельности и дополнительные.

Базовая типология: какие способности задействует человек

Человек на рынке труда является носителем физических и интеллектуальных способностей. Именно они продаются как основная часть “человеческого капитала”, когда потенциальный работник предлагает свои способности по производству товаров и услуг. В зависимости от того, какие способности использует человек, классификация трудовой деятельности подразумевает деление на физическую, интеллектуальную, смешанную.

Физический труд: сила и выносливость

Физическая деятельность означает серьезную нагрузку на мышцы и опорно-двигательный аппарат. Постоянное использование силового ресурса может плохо влиять не только на позвоночник, суставы и мышцы, но также на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы.

Физический трудЧеловек может задействовать инструменты, повышающие производительность труда, снижающие нагрузку на организм, ускоряющие создание конечного продукта.

  1. Если инструментов нет или используются простейшие орудия, то речь идет о ручном труде. В постиндустриальную эпоху такой вариант редко встречается. Однако он все же существует, причем не только в странах “третьего мира”. Например, прополка сельскохозяйственных культур в аграрных регионах, озеленение, выпечка тортов, массаж.
  2. Механизированный тип означает утомительную, однообразную нагрузку (например, токарное дело, фрезеровка, рытье котлованов специализированной техникой).
  3. Третий этап и тип — работа на конвейере: сборка деталей, сортировка или упаковка товара. Такая деятельность требует выносливости, внимательности, дисциплинированности.
  4. Четвертый вариант — работа на полуавтоматическом и автоматическом производстве. Здесь необходимо обслуживать различные системы, контролировать их функционирование, иногда настраивать их. Ряд автоматически управляемых станков осуществляет производственные процессы, а человек должен следить за тем, чтобы эти процессы проходили без сбоев.

Существует еще одна классификация трудовой физической деятельности человека.

  • Статический физический труд подразумевает стоячую или сидячую работу, при которой основная нагрузка приходится на спину, руки и ноги (например, упаковщик).
  • Динамический физический связан с передвижениями. В зависимости от их интенсивности работа может быть трех типов. Первый тип — общая динамическая (задействована большая часть мышц человека). Второй — региональная динамическая (от одной трети до двух третей мышц под нагрузкой). Третий — локальная (меньше трети мышц работает постоянно).

Зачастую для осуществления физической работы можно использовать услуги по аутсорсингу, перепоручая агентству набор персонала и контроль за ним. Если же рабочий процесс должен контролироваться работодателем, то уместен будет аутстаффинг персонала.

Умственный труд: память и концентрация

Основная нагрузка приходится на нервную систему. Человек может страдать от перегрузок органов чувств (чаще зрения и слуха) и гиподинамии (недостаток или даже отсутствия движения).

Умственный трудКлассификация основных форм интеллектуальной трудовой деятельности такова: управленческий, операторский, творческий труд и взаимодействие с людьми.

  • Управленцы — это руководители, администраторы, менеджеры, бизнесмены. Их работа связана с принятием сложных решений в условиях недостатка времени и информации. Здесь очень важна стрессоустойчивость, а также проактивность.
  • “Операторы” также могут работать в сложных условиях (например, авиадиспетчеры). Их задача — следить за оборудованием, сложными системами и процессами.
  • Творчество связано с искусством и изобретательством: это удел писателей, режиссеров, композиторов, художников, актеров, певцов. Создание новых сюжетов, композиций, картин, иллюстраций, фильмов подразумевает значительную нагрузку на воображение, память, волю, интеллект.
  • Взаимодействие с людьми требует психоэмоционального и волевого напряжения. Для педагогов и врачей характерен высокий уровень ответственности и вовлеченности.

Смешанный вариант подразумевает работу руками в сочетании с интеллектуальной нагрузкой. Например, пошив платьев на заказ, изготовление шкатулок, ювелирных украшений, декоративных подушек или флористических композиций.

Другие критерии

Есть и иные классификации видов трудовой деятельности.

Условия трудаПо содержанию труда можно выделить:

  • репродуктивный: означает работу по установленному образцу (например, массовое производство одежды);
  • творческий: связан с созданием чего-то оригинального, необычного (дизайнерские коллекции одежды).

Классификация форм трудовой деятельности по условиям, в которых работает человек, — это деление на два варианта. Первый — работа в нормальных условиях (например, в офисе). Второй — в экстремальных условиях (промоальпинизм, работа в горячих цехах и т.п.).

Делится труд и по форме организации рабочего процесса:

  • индивидуальный (работник сам планирует график),
  • смешанный (посменная работа),
  • нерегламентированный (со свободным графиком),
  • регламентированный (со строгим распорядком).

Смотрите также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти девушку в стамбуле
  • Как изменить свою жизнь найти друзей
  • Как 2мя способами найти площадь прямоугольника
  • Как составить свое резюме для поиска работы
  • Как найти программу плагин