Как составить кластер на тему творчество

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Творческий кластер. Что это?

Для реализации творческих проектов крайне важным элементом является творческая среда (творческое пространство). Часто многие люди подразумевают под этим понятием просто творческий хаос, представляя себе мастерскую художника, где разбросаны холсты и стены залиты красками. Однако данный термин имеет определенные характеристики, которые необходимо знать и понимать в случае, если вы решитесь сами заняться организацией творческой среды или пространства для творчества.

У людей, работающих в творческом пространстве, можно выделить следующие черты:

— провокативность (необычность, отличие от стандартов), т.е. необычная внешность, нетипичное, гротескное рабочее место

http://enjoy-job.ru/wp-content/uploads/2010/11/goffice3.jpg

рабочая обстановка в офисе Google

— общность интересов

— неформальность отношений

— горизонтальность связей (нет явного разделения в отношениях между директором и подчиненным)

— междисциплинарность команд

— синтез (смешение различных стилей поведения, форм ведения бизнеса и т.д.)

Ярким примером творческого пространства является знаменитый офис Гугла в Цюрихе.

Это площадки для реализации своих идей, проведения творческих мероприятий, например, презентаций, концертов, выставок, семинаров, просмотров фильмов с обсуждением и т.д.

Творческую среду можно создавать не только в рамках одного помещения или же офиса – она может занимать целое здание, даже район, объединяя представителей креативных независимых компаний, влияя на развитие городской среды и самого города. Такое территориальное объединение называется креативный, или творческий, кластер.  Кластер –  это не только помещение, пространство. Кластер – это единая система, которая объединяет творческих предпринимателей, пространство, в котором они работают, и творческую атмосферу, которую они создают.  Также для творческих кластеров характерна нацеленность на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей.  Кластеры бывают разных размеров: огромные районы как Голливуд, Силиконовая долина, Диснейлэнд, Болливуд, Эмшер-парк или Рурская долина, Пивоварня Трумана.

http://www.young-germany.de/uploads/pics/uploads_media_LandschaftsParkDuisburg_2009_46_Foto_Ruhr_Tourismus_Christian_Nielinger.jpg

Концерт в Рурской долине

Также можно привести примеры совсем небольших кластеров, таких как  «Mushroom works» в Ньюкасле.

http://www.contemporaryartne.com/umbraco/ImageGen.ashx?image=/media/194030/mushroom-works.jpg&width=360

творческий кластер Mushroom Works в Ньюкасле

Для творческих кластеров характерна хорошо продуманная инфрастуктура, которая удобна как для посетителей, так и для самих предпринимателей.

Наиболее популярными площадками для создания творческих кластеров являются территории индустриальных районов, заводов и производственных помещений. Причинами являются зачастую удачное расположение в городе и непривлекательность для большинства инвесторов, в то время как для художников это сотни свободных квадратных метров, где можно реализовывать самые разнообразные проекты.  Такая тенденция является благоприятной для развития городской среды, когда индустриальные районы приобретают новую жизнь в современном искусстве.

Кластерные эффекты:

Производство и потребление

Неформальное общение – коммуникация

Креативная среда – творчество

Творческая атмосфера – досуг

Общая инфраструктура

Технологические цепочки

«Перетекание» специалистов из проекта в проект

Влияние на развитие городской среды – регенерация

(Е.В. Зеленцова, «Творческие индустрии»)

Для успешного развития и функционирования креативных кластеров необходимым условием является поддержка городских властей, а также также продуманная система поддержки, включающая льготную аренду, системы малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды, постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса.

Другие примеры творческих кластеров: Tea BuildingThe Chocolate FactoryArtPlayВинзаводЛофт Проект «Этажи».

shapen0639

shapen0639
@shapen0639

July 2022
0
2
Report

составить кластер на тему: «Как творчество помогает человеку в жизни»

Please enter comments

Please enter your name.

Please enter the correct email address.

Agree to terms of service

You must agree before submitting.

More Questions From This User See All

shapen0639

shapen0639
August 2022 | 0 Ответы

pomogite srochno505a329911cbd6e2e3ebe744d7921ed9 34927

Answer

shapen0639

shapen0639
August 2022 | 0 Ответы

sozdat programmu na yazyke programmirovaniya python kotoraya zaprashivaet znacheniya

Answer

shapen0639

shapen0639
August 2022 | 0 Ответы

pomogite pzh pzh pzh80725dc803776a96140ac2904759beee 88694

Answer

shapen0639

shapen0639
July 2022 | 0 Ответы

najti ploshad treugolnika esli dve ego storony ravny 5 sm i 3 sm a ugol mezhdu

Answer

shapen0639

shapen0639
March 2022 | 0 Ответы

pomogite pzh srochno dayu 30 ballov 1skolko let titulyarnomu sovetniku makaru dev

Answer

shapen0639

shapen0639
March 2022 | 0 Ответы

1skolko let titulyarnomu sovetniku makaru devushkinu chem zanimaetsya geroj poche

Answer

shapen0639

shapen0639
November 2021 | 0 Ответы

otvette na voprosy po pravilam strit bola kakoj komande otdayotsya spornyj myach

Answer

Понятие «творческий кластер»

Творческий
кластер (creative cluster)

— понятие, сформированное Саймоном
Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО
Creative Cities. Это
сообщество творчески-ориентированных
предпринимателей, которые взаимодействуют
на замкнутой территории.
Проще говоря, идеальное место обитания
дизайнеров, художников, модельеров, для
которых высокие потолки и возможность
работать круглые сутки подчас важнее
бытового комфорта. Такие места — не
только для работы, но и для жизни, для
общения и для генерирования общих идей.

В
конце XX в. в развитых странах на смену
традиционной индустриальной стратегии
пришла концепция «творческих индустрий»,
когда
источником добавленной стоимости и
рабочих мест является деятельность по
производству и эксплуатации интеллектуальной
собственности: архитектура, музыка,
изобразительное искусство, дизайн,
мода, антиквариат, кино- и видеопроизводство,
издательское дело, реклама, теле-, радио-
и Интернет-вещание. Центры промышленности
смещаются из Европы в развивающиеся
страны, а европейская экономика теперь
производит и продает преимущественно
интеллектуальный продукт.
На

практике
эта концепция воплощается в создании
«творческих кластеров» — объединений
независимых творческих предприятий и
мастерских, которые возникают на месте
бывших промышленных зон.

Преимущественно
такие кластеры развиваются в российских
столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
Например, самый известный и коммерчески
успешный кластер в Москве — это
«Винзавод».
Винзавод
 —
это творческий кластер, находящийся
под управлением Софьи Троценко и ее
команды, чье руководство обеспечило
не стихийное,
а размеренное
поступательное развитие. Софья Троценко
и Николай
Палажченко, ныне член совета Винзавода,
начали с того,
что разработали проект кластера на 20 000
квадратных метрах бывшего винного
завода. C
ним они пришли в главные
на тот
момент галереи Москвы и переманили
к себе.
Позже за галереями последовали и другие
проекты. Так продолжается и до сих
пор: новые места открываются на Винзаводе
каждый год, но стать
участником этого не 
просто.

Каждая
галерея на Винзаводе имеет свой план
выставок, свой круг художников и свои
принципы работы с посетителями.
Но единая
среда — современное искусство —
объединяет всех галеристов вместе.
То же
самое

объединяет
и другие
проекты, поселившиеся на площадях
бывшего завода: в кафе,
где едят все обитатели этого кластера,
на стенах
висит постоянная экспозиция немецкого
художника Джима
Авиньена, мастер-классы для детей
в «Творческих
мастерских» проводят фотографы,
художники, музыканты и журналисты,
а в магазине
«Передвижник» можно купить практически
все необходимое для творческих работ.

Еще
пример —Фабрика
«Красный Октябрь»-
творческий
кластер с непростой историей: площади
завода опустели пять лет назад, и за это
время здесь успело смениться целое
поколение арендаторов. Сейчас в одном
общем пространстве расположились сразу
несколько небольших творчески-ориентированных
проектов.

После
перевода основного кондитерского
производства фабрики на территорию
концерна «Бабаевский», на «Красном
Октябре» освободилось много свободных
площадей, которые как нельзя хорошо
подходили для образования в них
креативного кластера. Первой это осознала
команда «Арт-Стрелки».

«Арт-Стрелка»

культурный центр — он первый разместился
в бывшем
заводском пространстве Москвы. В его
помещениях работали галереи и проходили
фестивали. Позднее галереи «XL»,
«Paperworks»
и «Риджина» с «Арт-Стрелки»
переехали на «Винзавод».
А после
выставки в мае
прошлого года, просуществовав пять лет,
вместо планируемых двух, галерея и вовсе
объявила о своем
закрытии, разместив на главной
странице своего сайта нетактичное
по отношению
к некоторым
персонам пояснение. Новым владельцем
этой территории стал Александр Мамут,
постоянно инвертирующий в искусство
бизнесмен. Это ознаменовало смену
формата.

Творческий
кластер- это идеальный сплав творчества
и экономики. Например, в Германии есть
город Эссен, в котором находились только
военные заводы. Мировая война закончилась,
и город оказался никому не нужен. Не
было рабочих мест, до 80-х гг. город
бедствовал, народ уезжал в другие города,
а Эссен превратился в деревню. И
правительство Германии пошло на такой
ход: пригласили известного архитектора
Рена Кохнуса, который построил на бывших
заводах кластер, который считается
сейчас лучшим в мире. В этом году там
проходила Red Do — выставка инновационных
технологий, там представляли свою
продукцию Apple и другие известные компании.
Сейчас город развивается, и народ
потянулся обратно — там есть где
заработать, где применить свой талант.
Этот мощный кластер — яркий пример
взаимодействия правительства Германии
и ее творческих людей, их детище, которое
сейчас приносит огромные доходы.

В
структуру кластера органично интегрированы
кафе, бары, кинотеатры, шоу-румы. В
Санкт-Петербурге, например, есть неплохой
кластер «Этажи». Там помимо выставок и
кафе есть еще хостел — дешевое общежитие,
и если ты живешь там, ты можешь посещать
все выставки бесплатно. Еще помимо
помещений, которые будут заняты
творческими индустриями, созданы
инновационные технологии, которые даже
в Москве созданы не во всех кластерах
— coworking. Это экономический термин,
который обозначает место, куда каждый
человек может приходить в любое время
и создавать какие-то продукты, независимо,
без всякой аренды — такой доступный
кабинет для человека, который творит.

Для
реализации творческих проектов крайне
важным элементом является творческая
среда (творческое пространство). Часто
многие люди подразумевают под этим
понятием просто творческий хаос,
представляя себе мастерскую художника,
где разбросаны холсты и стены залиты
красками. Однако данный термин имеет
определенные характеристики, которые
необходимо знать и понимать в случае,
если вы решитесь сами заняться организацией
творческой среды или пространства для
творчества.

У
людей, работающих в творческом
пространстве, можно выделить следующие
черты:


провокативность (необычность, отличие
от стандартов), т.е. необычная внешность,
нетипичное, гротескное рабочее место


общность интересов


неформальность отношений


горизонтальность связей (нет явного
разделения в отношениях между директором
и подчиненным)


междисциплинарность команд


синтез (смешение различных стилей
поведения, форм ведения бизнеса и т.д.)

Ярким
примером творческого пространства
является знаменитый офис Гугла в Цюрихе,
но в Минске тоже существуют такие
проекты.

В
Минске творческая среда представлена
такими проектами как ДК La Mora и Арт-Сядзіба
. Это площадки для реализации своих
идей, проведения творческих мероприятий,
например, презентаций, концертов,
выставок, семинаров, просмотров фильмов
с обсуждением и т.д.

Арт-Сядзіба
это одно из первых арт-пространств,
созданных в Минске. Оно расположено на
территории завода Горизонт в самом
центре города. О том, как, когда и кому
такое пространство было нужно, рассказал
один из руководителей проекта Павел
Белоус:

«Идея
создания творческого пространства
появилась в связи с отсутствием подобного
опыта в Минске. Команда «Арт-Сядзібы»
это пять человек, которые тем или иным
образов связаны с творчеством –
музыканты, менеджеры культурных проектов,
журналисты. Первоначально нас связывала
продвижение белорусского языка среди
молодежи. Затем это переросло в концепцию
создания места, куда могла бы придти
абсолютно любая творческая личность и
сделать выставку, презентацию своей
новой книги, организовать концерт,
провести кинопоказ и просто поделиться
такими идеями. Сейчас к нам ежедневно
обращается большое количество людей с
самыми разнообразными идеями и проектами,
и если эти идеи нас заинтересовывают и
мы видим в них потенциал, то мы предоставляем
помещение «Арт-Сядзібы» за небольшую
арендную плату или бесплатно.

Открытие
Арт-Сядзібы состоялось 24 декабря 2011
года, и за три месяца существования тут
состоялось более 50 творческих мероприятий.

При
выборе места основным критерием являлось
расположение в центре города, куда можно
легко и удобно добраться. Выбор пал на
помещения завода Горизонт, в здании,
где производство уже не осуществляется,
но осталось много неиспользующегося
пространства. За время работы Арт-Сядзібы
никаких проблем с руководством не
возникало, хотя порой на мероприятиях
собирается до 70 человек.

Благодаря
тому, что наша инициатива привлекла
внимание творческих людей к заводским
помещениям, теперь, на третьем этаже
проходит исследовательски-выставочный
проект «Радиус нуля». Однако существует
вероятность, что это здание будет снесено
в ближайшие три года, поэтому пока есть
возможность, хочется осуществить как
можно больше творческих инициатив.
Идеальным вариантом развития событий
был бы не снос здания, а превращение его
в место, где творческие люди реализовывали
свои проекты, основывали тут свои
творческие бизнесы (творческий кластер).

Конечно,
основной проблемой является отсутствие
финансирования. Мы постоянно занимаемся
поиском спонсоров, ищем партнеров и
любых меценатов, всегда открыты для
любого сотрудничества».

Творческий
кластер — это самый яркий пример перехода
от индустриальной эры к интеллектуально-цифровой.
Кластер не только дает духовное развитие
людям, но и помогает зданиям, которые
доживают свой век, обрести новую жизнь.
Нельзя сказать, что это какая-то галерея,
это прежде всего творческие люди, у
которых нет места, чтобы реализовывать
свой талант. А кластер за счет бывшего
индустриального пространства дарит им
возможность творить. Далее на этом месте
возникает процесс взаимодействия
творчества и экономики. Появляются
новые продукты, новые нестандартные
форматы, и это приносит району свои
экономические выгоды — пускаются новые
линии транспорта, развивается вся
инфраструктура, растет приток туристов,
что способствует развитию территории
в целом.

Наш
творческий кластер будет создан для
популяризации народных ремесел и
промыслов, белорусских обрядов и
праздников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Содержание

  • Прием кластер: метод критического мышления
  • Принципы составления кластера
  • Правила создания кластера на уроке
  • Рекомендации по составлению кластера
  • Применение метода кластер
    • Пример использования приема кластер на уроке
  • Достоинства приема
  • Какие умения развиваются у ребенка
  • Какая польза для детей
  • Заключение

Прием кластер: метод критического мышления

кластер - метод критического мышления

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Критическое мышление развивается в три этапа:

  • Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу детей в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить уже известные факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
  • Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками – фильмами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов.
  • Самоанализ. На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

правила создания метода кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Применение метода кластер

применение приема кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

Какие умения развиваются у ребенка

ребенок анализирует

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • применять метод индукции при понимании проблемы в целом;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как кратко составить авто
  • Как найти вариант покупки квартиры
  • Как найти свои часы если они потерялись
  • Как найти баннер на яндексе
  • Как исправить вай фай на ноуте