Как составить кластер по географии 7 класс

Составление кластеров по
тексту учебника на уроках географии ,как один из методов достижения цели
получения новой информации самостоятельно .

Новая организация общества,предъявляет
выставляет новые требования к образовательной деятельности. Сегодня необходимо
подготовить школьника к самостоятельной жизни. Научить ученика самостоятельно
добывать знания, выделять главное из огромного информационнного поля для
достижения поставленной цели,совершенствоваться быть активной и творческой
личностью.

Инновационный подход к обучению позволяет
так организовать учебный процесс, что ребёнку урок должен  доставляеть  радость
и приносить пользу.Для этого необходимо использывать различные методы в организации
учебного процесса, которые заитересуют обучающегося . Одним из таких методов
является составление кластеров и применение их

на всех трех стадиях урока для изучения
новой темы, закрепления, повторения и контроля.

Кластер – это педагогическая стратегия,
которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает
доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной
теме, а также развивает память и пространственное мышление.  Его можно
составлять индивидуально ,а также в сотрудничесте с групой детейили работа в
парах.

Это
способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер –
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном
порядке в виде грозди.

Система кластеров позволяет охватить
избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер
как основную смысловую часть, следует конкретизировать направления развития
темы

Примеры использования приема кластеров на
уроках географии в 5 классе

Сай Любовь Михайловна, учитель географии

МБОУ СОШ № 6 станицы Новолеушковской
Павловского района

Краснодарского края

Современная  система  образования  дает 
возможность  учителю  выбрать

множества  инновационных  методик  ту, 
которая  позволит  обучающемуся  поразмышлять

самому,  самостоятельно  получить 
информацию,  по-новому  взглянуть  на 
собственный

опыт и знания.

технологию  развития  критического 
мышления  через  чтение  и  письмо .

широкий набор методических приемов и
стратегий ведения урока. Например, графическое

представление  основной  информации 
обеспечивает  системно-деятельностный  подход  к

обучению,  формирует  универсальные 
учебные  действия,  позволяет  сделать  наглядными

те мыслительные процессы, которые
происходят при погружении в ту или иную тему — это

прием «кластеры».

Суть  этого  приема  –  выделение 
смысловых  единиц  темы  и  их  графическое отображение

оформление в определенном порядке в виде
схемы – «виноградная гроздь».

При изучении темы урока ведется работа с
учебником. Предлагается прочесть текст и представить его графически.

изучаемого  параграфа  и  выделить  в 
нем  большие  и  малые  смысловые  единицы.  Далее

после обсуждения и уточнения формулировок
смысловых блоков в тетрадях в рамках (или

овалах)  записываются  принятые  названия.
 На  основе  текста  учебника  вокруг  каждой

рамки  формируется  «гроздь»  — 
устанавливаются  связи  между  блоками  и  соединяются

стрелками.

Урок № 1. Тема «Что изучает география».

Задачи:  сформировать  первичные 
представления  о  географической  науке,  изучающей

поверхность  Земли  как  среду,  в 
которой  возникло  и  развивается  человечество;  об

элементах  земной  поверхности, 
географических  объектах,  явлениях  и  процессах  и

алгоритме их изучения и описания.

Способ работы учащихся

с кластером: составление

нового кластера;

составление краткого

рассказа по готовому

кластеру с использованием

слов, входящих в кластер.

Форма работы с

кластером: коллективная.

Применение: изучение

нового материала,

закрепление.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: коллективная под

руководством учителя;

обучение данному приему.

Последовательность
действий проста и логична:

1.
В начале, посередине чистого листа (классной доски),  слайда  
написать ключевое слово или предложение, которое является центром идеи, темы.

2.
Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы.

3.
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.

В
итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной теме.

Урок № 2. Тема «Познание мира в
древности».

Способы работы учащихся с кластерами:
— Составление нового кластера.
— Составление краткого рассказа по готовому
кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера. 

— Коррекция и совершенствование готового
кластера. 

— Анализ и завершение неполного кластера:
—        
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение
этого главного термина;

—        
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.

Формы работы с
кластерами

—   Самостоятельно при выполнении домашней
работы

— Самостоятельно на практическом занятии
— В составе малой группы с последующим конкурсом
на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя,
выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на
составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина
(терминов) неполного кластера.

Использование технологий с составлением
кластеров открывает широкие возможности для активизации работы учащихся на
уроке.

Задачи: сформировать  представления  об 
изучении  природы  учеными  Древнего  мира;  о

вкладе  ученых  древности  в  познание 
Земли;  об  изменении  знаний  человека  о  Земле  в

средние века.

Способ работы

учащихся с кластером:

составление нового

кластера;

структурирование

учебного материала.

Форма работы с

кластером: групповая.

Применение: на стадии

изучении нового

материала.

Форма организации

деятельности

учащихся на уроке:

групповая работа при

участии учителя,

выступающего в

качестве ведущего,

помогающего группе

составить кластер;

работа с картой.

Преимущества использования технологии «Кластери»:

самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность
учителю отследить понимание темы;

для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт
возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет
увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями;

пользование кластера помогает преподавателю учитывать
индивидуальные особенности учеников: один при составлении собственного кластера
будет использовать слова, другой понятия, а третий — просто нарисует объект
изучения или процесс.

Урок № 12. Тема «Форма и размеры Земли».

Задачи: закрепить представление о форме
Земли; познакомить с размерами Земли;

выявить влияние формы и размеров планеты
на ее жизнь.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию
обучения и интерес детей к урокам, формируют обстановку творческого
сотрудничества и конкуренции, воспитывают в чувство собственного достоинства,
дают учащимся ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
На современном этапе в процессе обучения важно не простое знание фактов, не
умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем
информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а
созидание и сотрудничество.

Применение технологии «Кластер» позволяет ученикам проявить
индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит
отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному
выводу.

Способ работы учащихся

с кластером: коррекция и

совершенствование

готового кластера

(некоторые рамки в

кластере пустые).

Форма работы с

кластером:
в составе малой

группы с последующим

объяснением введенной

информации.

Применение:

структурирование учебного

материала на стадии

изучении новой темы.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: работа в малых

группах без участия

учителя; проведение и

демонстрация опыта

учителем.

Урок № 14. Тема «Ориентирование на земной
поверхности»

Задачи:  сформировать  знания  о 
способах  ориентирования  на  местности;  умение

определять направления с помощью компаса
понятие «азимут» и умение его определять.

Способ работы

учащихся с кластером:

анализ и завершение

неполного кластера без

указания нескольких

терминов и определение

этих терминов.

Форма работы с

кластером: работа в

составе учебной группы

при участии учителя.

Применение:  на стадии

вызова – для

систематизации

имеющейся информации;

на стадии осмысления –

фиксация фрагментов

новой информации; на

стадии рефлексии –

установление логических

связей. 

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: групповая;

практическая работа по

определению сторон

горизонта и азимута.

Урок № 22. Тема «Географические карты».

Задачи: раскрыть черты сходства и различия
географических карт и планов; познакомить

с  условными  знаками  карт,  различиями 
географических  карт  по  масштабу,  содержанию,

охвату территории, назначению.

Способ работы учащихся

с кластером: составление

нового кластера.

Форма работы с

кластером:
работа в

составе малой группы с

последующим конкурсом на

лучший кластер.

Применение: на стадии

вызова – для

систематизации имеющейся

информации; на стадии

осмысления – поиск новой

информации; на стадии

рефлексии – группировка

понятий, установление

логических связей.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: самостоятельная,

в малых группах;

сопоставление карт разного

содержания, сравнение

глобуса и карты полушарий.

Способ работы учащихся с

кластером: анализ и

завершение неполного

кластера без указания

главных терминов,

определение этих главных

терминов.

Форма работы с кластером:

определение терминов

неполного кластера.

Применение: по мере

поступления новых знаний.

Форма организации

деятельности учащихся на

уроке: индивидуальная;

выполнение практических

заданий на определение

абсолютных высот гор и

равнин; работа с картами.

Задачи: сформировать  общие представления
об  особенностях  строения  дна  океанов,  его

основных частях.

Способ работы учащихся с

кластером:
на стадии вызова –

самостоятельная работа; на

стадии рефлексии –

составление краткого

рассказа по готовому

кластеру.

Форма работы с кластером:

в составе учебной группы при

участии учителя,

помогающего составить

кластер.

Применение: на этапе

вызова дети высказывают и

фиксируют все имеющиеся

знания по теме, свои

предположения и ассоциации;

на стадии рефлексии –

систематизация полученных

знаний.

Форма организации

деятельности учащихся на

уроке: групповая; работа с

картой.

27.02.2019

Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии. Кластеры.

(мастер-класс)

В условиях перехода на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование УУД и компетенций.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении.

Графические способы представления информации обеспечивают деятельностный подход к обучению, формируют УУД обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия; позволяют сделать наглядными мыслительные процессы при погружении в тему.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

  • Каковы же особенности современного урока?

Современные подходы к   уроку:  личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный. Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход.

  • Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. 

В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. 

Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис  Меридит, Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления.

Предлагаю Вам заполнить таблицу

ЗНАЮ

Хочу узнать

Узнал

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Акценты целей технологии РКМ

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

—         выделять причинно-следственные связи;

—         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

—         отвергать ненужную или неверную информацию;

—         понимать, как различные части информации связаны между собой;

—         выделять ошибки в рассуждениях;

—         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

—         избегать категоричности в утверждениях;

—         быть честным в своих рассуждениях;

—         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

—         выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

—         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

—         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

—         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности концептуала

— Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

— Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

— Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

— Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

— Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

— Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

Приемы развития критического мышления

  • Инсерт

Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

I – interactive – «интерактивный» 
N – noting – «отмечая» 
– system – «системы»
E – effective – «эффективное»
R — reading – «чтение» 
T – thinking – «размышление»

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

  • Верны ли утверждения   ( +-  да, — нет)

     1.  Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

      2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

      3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

     4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

     5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост  

          положительный.

  • Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» — это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Учитель

географии

ТРКМ

На педчтениях

27.02.2019

Изучение современных

педагогических технологий, знакомство с кластерами

  • Прием «Фишбоун»

 Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Данный прием я использовала на уроках географии по всем межотраслевым комплексам народного хозяйства. Пример по теме: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития», «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

  • Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается формулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

? тонкие

? толстые

кто…

что…

когда…

может…

будет…

мог ли…

как звали…

было ли…

согласны ли вы…

верно…

дайте объяснение, почему…

почему вы думаете…

почему вы считаете…

в чем разница…

предположите, что будет, если…

что, если…

  • Синквейн – пятистишье – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление

  1. Существительное; тема, главная мысль
              2. Прилагательные; два; качества этого слова
              3. Глаголы; три; действия этого слова
              4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
              5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

Россия.

Большая, красивая

Цветёт, живёт, дружит

Россия – наша любимая страна

Родина

        Земная кора
Верхняя, тонкая 
Формируется, движется, изменяется
Состоит из горных пород.
Твердая поверхность.

 «Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из моих правил – это используйте не более двух приемов на одной стадии и подводите итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.

· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

· После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога)

· Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

И предлагаю вам составить акростих по буквам: ТРКМ

Акростих — (греч. akrostichís, от ákros крайний и stíchos строка) стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Акростих появился в древнегреческой поэзии.

Т….
Р….
К….
М….

ВЫВОДЫ:

Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМ?

С позиции ученика:

  1. «Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.

  2. «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе»

  3. «Теперь у меня появился стимул учиться»

С позиции учителя:

  1. «Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии»

  2. «Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них» .

  3. «…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся».

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были выбраны:

  1. Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

  2. Умение формулировать корректные вопросы;

  3. Интерес к творческой деятельности;

  4. Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

  5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

  6. Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

  7. Положительная мотивация к учебному предмету;

Для активизации мыслительной деятельности уч-ся с начала своей работы географом с 1996 года применяла ЛОС, разрабатывали вместе с учениками опорные конспекты (согласно методике В.В. Шаталова). Уже тогда мы анализировали связи между структурными элементами различных понятий, составными частями многих категорий в географии. С помощью линий и стрелок показывали эту зависимость и причинно-следственные связи.

Сегодня данная технология называется ТРКМ. Некоторые приёмы ТРКМ-технологии, которые я чаще использую в своей практике – это кластер (графическая схема), Инсерт, составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, прогнозирование «Верные и неверные утверждения», Фишбоун, таблица «Тонкие и толстые вопросы», «Кто? Что? Где? Когда? Почему?», ключевые термины, акростих.

  • Кластер

А теперь более подробно я остановлюсь на данной активно используемой мной технологии

Правила составления кластеров:

  1. 1 этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

  2. 2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

  3. 3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

  4. 4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,

  • осмысление,

  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке географии при изучении темы «Литосфера» в 7 классе. В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: оболочка Земли, земная кора, океаническая и материковая, горные породы, вулканы, землетрясения, рельеф, горы и равнины. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Также в приложениях показаны примеры оформления отдельных тем по географии в разных классах (см. приложения 1-8).

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

«Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский

Литература

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.

  2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.

  3. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.

  4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

  6. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 №2

7.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996

8. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001.

8

Слайд 1Тема:
«Графические способы представления информации. Кластеры»
 
Анпадистова Татьяна Александровна,
учитель географии
МКОУ СОШ №

12

Узловая
2018 год

Тема: «Графические способы представления информации. Кластеры»    Анпадистова Татьяна Александровна, учитель географии МКОУ СОШ № 12


Слайд 2Графические способы представления информации и ФГОС. Кластер
В условиях

перехода на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий и компетенций. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Графические способы представления информации обеспечивают деятельностный подход к обучению, формируют универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия. Графическое представление материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Одним из графических способов представления информации, который может быть эффективно использован на уроках географии является кластер.

Графические способы представления информации и ФГОС. Кластер   В условиях перехода на ФГОС  перед учителями ставятся


Слайд 5Данный педагогический метод (кластеры) относится к технологиям критического мышления, наряду с

синквейном, фишбоун и прочими.

Данный педагогический метод (кластеры) относится к технологиям критического мышления, наряду с синквейном, фишбоун и прочими.


Слайд 6Кластер – это также приём, позволяющий систематизировать информацию.

Кластер – это также приём, позволяющий систематизировать информацию.


Слайд 7Последовательность действий при составлении кластера следующая:
1 этап.
В центре, на развороте тетрадного

листа, записывается ключевое слово, которое является темой, разделом.
2 этап.
Учитель просит школьников высказать свои ассоциации к теме или разделу, тем самым, выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться.
3 этап.
Графическое заполнение схемы продолжается: записываются или зарисовываются ассоциируемые понятия учащихся, но уже связанные с темой подраздела.
4 этап.
По мере записи, появившиеся понятия одного подраздела соединяются прямыми линиями с понятиями другого подраздела. Таким образом, устанавливаются новые логические связи.

Последовательность действий при составлении кластера следующая:1 этап.В центре, на развороте тетрадного листа, записывается ключевое слово, которое является


Слайд 8Преимущества использования технологии «Кластер»:
— самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю

отследить понимание темы;
— для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями;
— использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности учеников.

Преимущества использования технологии «Кластер»:- самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю отследить понимание темы;- для самих школьников


Слайд 9Способы работы учащихся с кластерами:
— Составление нового кластера.
— Составление краткого рассказа

по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
— Коррекция и совершенствование готового кластера.
— Анализ и завершение неполного кластера:
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Способы работы учащихся с кластерами:- Составление нового кластера.- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов,


Слайд 10Кластеры на уроках географии
Создание кластера при изучении темы «Атмосфера».
Цель первого урока

– создание основы кластера, знакомство с понятием «Атмосфера» и выявление основных изучаемых подразделов
температура;
атмосферное давление;
ветер;
погода;
климат.
В дальнейшем после изучения каждого подраздела, учащиеся сами пишут идеи и понятия, относящиеся к подразделу.

Кластеры на уроках географииСоздание кластера при изучении темы «Атмосфера».Цель первого урока – создание основы кластера, знакомство с


Слайд 11Тема: Мировой океан. Части Мирового океана. 6 класс
После изучения всех частей

мирового океана составляется кластер, который должен включать следующие части:
материки,
острова,
полуострова,
океаны,
моря,
заливы,
проливы,
фьорды,
лиманы,
лагуны и так далее.

Тема: Мировой океан. Части Мирового океана. 6 классПосле изучения всех частей мирового океана составляется кластер, который должен


Слайд 1

Мастер-класс на тему: « Формирование познавательного интереса к предмету география . ». Учитель географии МБОУ СОШ №30 Кобзева Марина Алексеевна

Слайд 2

Прием «Кластер» Кластер – представляет собой схему в которой отражены смысловые поля того или иного понятия. Правила составления кластера: 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. (Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний).

Слайд 3

Тема урока: «Особенности природы Африки» (7 класс). Стадия: закрепление изученного материала Задание для учащихся: Наша задача составить кластер, в котором будет отражена основная информация по данной теме. На доске и у каждого в тетради записано ключевое понятие «Африка». Разделимся на 5 групп. Каждая группа отвечает за отдельный смысловой блок: 1- географическое положение; 2- климат; 3- рельеф; 4 – внутренние воды; 5 – полезные ископаемые. Ваша задача составить элементы кластера по данному смысловому блоку и совместить все в один большой кластер.

Слайд 4

АФРИКА Географическое положение РЕЛЬЕФ Внутренние воды Климат Полезные ископаемые Нулевой меридиан Экватор Тропики Конго Реки Нил Озера Оз. Виктория Оз. Танганьика равнинный плоскогорья нагорья плато экваториальный субэкваториальный тропический субтропический Алмазы золото медь Лимпопо Замбези Оранжевая М. Игольный М. Бен-Сека М. Рас-Хафун М. Альмади нефть Газ

Слайд 5

«Ребусы» Тема урока: Реки (6 класс) Стадия: закрепление изученного материала Задание для учащихся: разгадайте ребусы в которых зашифрованы определения по теме «Реки». Тот кто называет зашифрованный термин, дает определение данного понятия.

Слайд 6

А = Е + А

Слайд 7

РЕКА

Слайд 8

, + ,,

Слайд 9

ИСТОК

Слайд 10

, + Ь + Е

Слайд 11

УСТЬЕ

Слайд 12

, + ,,,,

Слайд 13

ПРИТОК

Слайд 14

, + Й + ,

Слайд 15

ПОЙМА

Слайд 16

+ + Ь + Е

Слайд 17

ПОЛОВОДЬЕ

Слайд 18

А=О + , + И

Слайд 19

ПОРОГИ

Слайд 20

А=О + ,,,,,

Слайд 21

ВОДОПАД

Слайд 22

Игра «Кто быстрее» Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Страны Южной Америки» (7 класс) Правила игры: Учащиеся делятся на три команды; Учитель выкладывает на стол карточки на которых представлены разные объекты относящиеся к данной стране (столица, форма рельефа; народы; денежная единица; представитель органического мира, по одному ребусу, флаг, шарада по стране, река). По одному капитану из каждой команды выходят и в течение минуты должны выбрать карточки, которые характеризуют заданную им страна Далее каждая команда в течение 10 минут должна пояснить что изображено на каждой карточке или что обозначает то или иное слово и дать характеристику своей страны Та команда которая справится первой и допустит меньше всего ошибок, побеждает.

Слайд 23

Прием «Коллаж» Тема урока: Бразилия (7 класс) Примечание: данное задание может быть как опережающим, так и ребята могут работать над созданием коллажа на уроке. Задание: создать коллаж «Визитная карточка страны», в котором должна содержаться основная информация о стране. Представить, защитить свою работу.

Слайд 24

Спасибо за внимание.

Введение

Актуальность исследования. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие…

Воспитание познавательного интереса на уроках географии

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы — значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы…

Технология опыта

Целью любого педагогического опыта является хорошее качество знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса. Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом…

Заключение

В ходе работы был проанализирован ряд источников психолого-педагогической литературы по теме обобщения представленного опыта. Изучив литературу по данной теме, выявлено, что проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие…

Список использованной литературы

1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М: АСАДЕМА, 2006 г. С. 362 2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. — М: Просвещение, 1979. 3. Колмакова М.Н. Краткий…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти инфоповоды журналисту
  • Как найти лицензиара радмир
  • Как найти процент ндс в том числе
  • Слишком острая еда как исправить
  • Ошибки в реестре windows 10 как исправить программа