Как составить кластер по глаголу

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему: «Кластер. Глагол» (4 класс)

Скачать материал

кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

  • Сейчас обучается 255 человек из 56 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

    1 слайд

    кластер
    «глагол»
    4 класс
    Автор : Долгопятова Лариса Владимировна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ №12
    города Белая Калитва, Ростовской области
    2018

  • СПРЯЖЕНИЕГЛАГОЛОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТАОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО...

    2 слайд

    СПРЯЖЕНИЕ
    ГЛАГОЛ
    ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА
    ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? И ДР
    ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    ВИД
    СОВ.В.
    НЕСОВ. В
    1 СПР.
    2 СПР.
    НАКЛОНЕНИЕ
    ВРЕМЯ
    ЧИСЛО
    ИЗЪЯВ.Н.
    УСЛОВН.Н.
    ПОВЕЛ.Н.
    ПРОШЛ.ВР.
    НАСТ.ВР.
    БУД.ВР.
    ЛИЦО
    РОД В ПРОШ.ВР.
    ЕД.Ч.
    МН.Ч.
    1Л., 2Л., 3Л.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 580 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Скачать материал


    • 15.08.2018


      5838
    • PPTX
      499.5 кбайт
    • 160
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Долгопятова Лариса Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Долгопятова Лариса Владимировна

    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 17
    • Всего просмотров: 415394
    • Всего материалов:

      88

ГЛАГОЛ

(часть речи, с помощью которой мы глаголем, т.е. говорим)

Разноспрягаемые І. Обозначает действие предмета Безличные глаголы

глаголы Н.ф.: Инфинитив неопределённая форма не сочетаются с И.п.

глагола и обозначают яв —

Бежать Что делать? думать, стричь, расти ления природы,

Хотеть Что сделать? подумать, состричь, подрасти состояния

Брезжить человека

ІІ. П.п.: 1. Вид ОВЕРШЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ

что делать? что делать? хочется

подумать думать знобит

2. ПЕРЕХОДНЫЙ НЕПЕРЕХОДНЫЙ

+

Остальные: гулять по парку (д.п. с предлогом)

В.п. без предлога – петь песню Р.п. при отрицании – не купил хлеба

Р.п. часть целого – выпил чаю

вставать на защиту (в.п. с предлогом)

3. ВОЗВРАТНЫЙ – СЯ НЕВОЗВРАТНЫЙ

учиться учить

4. СПРЯЖЕНИЕ (изменение по лицам и числам глаголов изъявит. накл. в настоящем и будущем времени)

І ІІ

е.ч. м.ч. е.ч. м.ч.

если ударное 1 л. -у (-ю) -ем, -ём 1 л. -у (-ю) -им

личное окончание 2 л. -ешь, -ёшь -ете, -ёте 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет, -ёт -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

Н.п.: 1. НАКЛОНЕНИЕ

Изъявительное Повелительное Сослагательное (Условное)

(действие в пределах времени) (просьба, приказ, совет) (желание, предположение, мечта)

ЧТО ДЕЛАЙ? ЧТО СДЕЛАЙ?

2. ВРЕМЯ ЧТО ДЕЛАЙТЕ? ЧТО СДЕЛАЙТЕ? глаго-Л + бы

3. РОД в е.ч. Прош. вр. (прош. вр.) (частица)

4. ЛИЦО в Наст. и УЧИСЬ УЧИТЕСЬ

если личное Будущем вр. 2. РОД в е.ч.

окончание 5. ЧИСЛО 2. ЧИСЛО 3. ЧИСЛО

безударное ІІІ. Чаще всего сказуемое.

Инфинитив – любой член

І спр ІІ спр предложения СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Все на –еть все на –ить

(кроме 7 гл.) (кроме брить, зыбиться, І. Суффиксальный синий синЕть

на –ать стелить, зиждиться) умыть умытьСЯ

(кроме 4 гл.) + Гнать, держать, дышать,

на -оть, -ыть, -уть, зависеть, ІІ. Приставочный НАписать, ПЕРЕвыполнить

-ять, -ти … Видеть, слышать и обидеть,

+ брить, стелить, А ещё смотреть, вертеть, ІІІ. Приставочно-суффиксальный

зиждиться Ненавидеть и терпеть ЗАстолбИть, РАЗбежатьСЯ

зыбиться

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЕ

Н обессилЕть (І спр.) обессилИть (ІІ спр.)

Е самому (лишиться сил) кого-нибудь (лишить сил) П

П Е

Е я обессилЕЮ я обессилЮ Р

Р вы обессилЕЕТЕ вы обессилИТЕ Е

Е они обессилЕЮТ они обессилЯТ Х

Х О

О обезлюдЕть (І спр.) обезлюдИть (ІІ спр.) Д

Д улица обезлюдЕЕТ ветер обезлюдИТ улицу Н

Н Ы

Ы обезлесЕть (І спр.) обезлесИть (ІІ спр.) Е

Е местность обезлесЕла люди обезлесИли территорию

СУФФИКС

ночЕВАть ночУЮ ОВА- (-ЕВА-) -ЫВА- (-ИВА-) складЫВАЮ складЫВАть

-УЮ, -ЮЮ сохраняя вид -ЫВАЮ, -ИВАЮ

горЕВАть горЮЮ поставь в форму укорачИВАЮ укорачИВАть

1 л. е.ч.

NB: затмить затмЕВАть затмЕВАю NB: увещЕВАть увещЕВАю (уговаривать)

продлить продлЕВАть продлЕВАю но: усовещИВАть усовещИВАю (стыдить)

застрять застрЕВАть застрЕВАю

__ ТЬ = __ Л перед -ВА- = перед -ТЬ Ь: 1. Инфинитив

2. После шипящих

слышать слышал заливать, заливаю – залить 3. Повелит. наклонение

видеть видел преодолевать, преодолеваю – преодолеть (но: ляг – лягте)

4. В постфиксе, стоя —

NB: __ основы Искл.: застрять – застревать, затмить – щем после гласного

инфинива: затмевать, продлить – продлевать… (умываться, купаешь,

  • сеять, веять, реять, исправь, вернусь)

таять, чуять, лаять,

каяться, маяться, надеяться,

лелеять, затеять, кашлять,

блеять, кланяться

  • строить, клеить

коварная ВЫ:

выглядеть — выглядишь глядишь (ІІ спр.)

выспаться — выспятся – спят (ІІ спр.)

вылепит — лепит – лепить (ІІ спр.)

Кластер по спряжению глаголов

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

Спряжение глагола определяется по:

  • форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);
  • по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).

Ко II спряжению относятся:

К I спряжению относятся:

  • все глаголы на -итъ, кроме брить, стелить, зиждиться ;
  • семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть
    и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.;
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать,слышать, дышать
    и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.
  • все остальные глаголы (на -оть, -атъ, -ять и др.)
  • три глагола на -итъ: стелить,брить, зиждиться .

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.

К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:

  • Чтобы определить спряжение глагола, надо вначале узнать: ударным или безударным является его личное окончание. Именно с этого начинается алгоритм определения спряжения глагола! Подробнее в конспекте «Правописание личных окончаний глаголов».
  • В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению..
  • К I спряжению также относятся еще несколько глаголов на -ить: почить, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованные от них. В основном из-за того, что личное окончание в 3 лице является ударным: бьёт, бьют.
  • Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -еть: блестеть, болеть (о части тела, например, болит нога), велеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, сопеть, тарахтеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
  • Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
  • Ко II спряжению относятся некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться, состояться.

I и II спряжения глаголов. Личные окончания

Лицо

I спряжение

II спряжение

Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

Единственное число

Множественное число

Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

Единственное число

Множественное число

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Различайте глаголы!

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.

Что представляет собой спряжение глаголов

На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.

В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.

В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

  • во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
  • во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.

Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица

Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».

Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.

Приведем пример

Глагол «Несут»

Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить»

У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица

Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.

То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.

Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.

Итак, к глаголам 1-го спряжения относят

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

  • глаголы, у которых в инфинитиве имеется суффикс «-еть» (однако здесь имеются исключения, 7 глаголов, о которых мы скажем немного позже);
  • глаголы, имеющий суффикс «-ать» (здесь тоже есть свои исключения, а именно 2 глагола с таким суффиксом, которые относят ко 2-му спряжению, о них мы тоже скажем немного позже);
  • три глагола с суффиксом «-ить»: стелить, брить и зиждиться;
  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-оть», «-уть», «-ть» и прочие (например, обуть, молоть, колоть и т.д.)

Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:

  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-ить», кроме стелить, брить и зиждиться;
  • семь глаголов с окончанием 1-го спряжения «-еть», которые считаются исключением: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • четыре глагола, с суффиксом «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Урок русского языка в 6 классе: «Роль глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Тип урока — обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: персональный компьютер; интерактивная доска с интерактивным маркером.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку.

Ребята, какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Посмотрите на смайлики и покажите мне ваше настроение. Я надеюсь, после нашего урока у кого было настроение не очень хорошее поднимется, а у кого хорошее станет еще лучше.

2. Итак, тема нашего урока «Роль глаголов в речи».

Давайте сформулируем цели урока.

Знать: какую роль играют глаголы в тексте, обогащать словарный запас, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи

Уметь: находить глаголы, определять их значение.

Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Работать будем в группах, парах.

На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.

Приложение 2.

2.этап. Разбиваемся на группы по карточкам с цифрами.

Закончи предложение «Глагол. »

Правила: я читаю начало предложения вы должны его закончить.

Закончи предложение

1. Глагол это часть речи — (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Глагол изменяется — (по временам, числам и падежам)
3. Глаголы имеют (Совершенный вид несовершенный вид)
4. Инфинитив — это (начальная форма глагола)
5. Ко II-ому спряжению относятся

  • все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
  • семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать

6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)

Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. За каждый правильный ответ 1 балл. Занесите в лист ответа свои баллы

З этап. Распределение по группам по фигурам карточек

Создайте кластер по теме Глагол.

Создайте кластер каждый в группе, затем вынесите это на плакат. Но прежде чем вы начнете выполнять ознакомьтесь с критериями оценки кластера. Обратите внимание на интерактивную доску.

Критерии

1. содержание кластера +
2. доступность изложения+
3. эстетическое оформление кластера+
4. защита проекта кластера спикером от группы + (оценка 5)

Теперь ребята из других групп с помощью стикеров оцените своих одноклассников аргументируйте свои оценки.

После этого каждый заносит себе в оценочный лист баллы.

4 этап. Следующий этап работы это Работа в паре.

Работа в паре (отвечают на вопросы друг другу. Выполняют задания письменно.)

Обратите внимание на интерактивную доску и ознакомьтесь с критериями оценивания ответов, работая в паре.

Критерии оценивания ответов учащихся (на интерактивной доске)

1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа, связное с логически последовательное сообщение на определенную тему.

У вас на партах есть распечатки с таблицами, в которых прописано то, что вам нужно делать. Ознакомьтесь с ней, есть вопросы? Нет? Приступаем к работе на это у вас 20 минут.

Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

1.Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок.

Какова тема текста?

2.Расскажи товарищу тему и идею текста.

Какова идея текста?

3.Попроси товарища выписать глаголы, и определите время.

Какие глаголы и в каком времени употреблены в тексте?

4. Выпишите с товарищем примеры глаголов: совершенного и несовершенного вида

Что вы знаете о видах глагола и какие виды глагола вам встретились в тексте?

5.Определите спряжение глаголов в тексте, и выпишите их из последнего абзаца.

Какого спряжения бывают глаголы и как вы определили спряжение глаголов в последнем абзаце?

6 Расскажи товарищу о наклонениях глаголов. Определите наклонения глаголов в тексте.

Какие наклонения глаголов вы знаете, какого наклонения глаголы преобладают в тексте?

7.Определите роль глаголов в тексте.

Какова роль глаголов в тексте?

Правильные ответы проецируются на интерактивную доску. Самопроверку проводим по интерактивной доске.

5 этап. Составить текст, используя глаголы.

1 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.

2 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем любимом животном)

3 группе — опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи, каких приставок в глаголе «бегать» вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.

Работа делается сначала индивидуально, затем зачитываются предложения в группе. Затем слушаем в классе. Оценку фиксируем в лист ответа.

6 этап. Рефлексия

Составление синквейна. Работа в парах.

1 глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.

А теперь, оцените свою работу выставив оценки за последний вид работы. Подсчитайте, что у вас получилось.

Учитель видит результат, корректирует.

Выставьте оценки в дневники.

— Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

источники:

Спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

https://www.azbyka.kz/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-rol-glagola-v-rechi

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол. Грамматические признаки глагола (ЭОР)

Данный урок предусматривает испльзование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)Цель  урока: повторение и углубление знаний по теме «Грамматические признаки глагола»Задачи:- обучающие: п…

Глагол. Грамматические признаки глагола (ЭОР)

Данный урок предусматривает испльзование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)Цель  урока: повторение и углубление знаний по теме «Грамматические признаки глагола»Задачи:- обучающие: п…

Автор: Артеменко Елена Владиировна
Урок обобщения материала по теме ”Глагол” в 6 классе.8. Способствует систематизации знаний по теме ”Глагол” через составление кластера из мини-схем (работа в группах). Материалом кластера можно пользоваться при выполнении морфологического разбора глагола, писать синквейн по теме «Глагол»

Урок проект КЛАСТЕР ГЛАГОЛ.doc

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти инеевое ядро
  • Как найти электронный адрес по номеру телефона
  • Как составить план для сочинения по картине у окна
  • Как найти гая марона
  • Как составить план таблицу целей на год