«Кластер» в переводе с английского – ячейка,
с латинского – гроздь, пучок, созвездие.
В образовании кластер – это графически
оформленная в определённом порядке в виде грозди
совокупность смысловых единиц текста. В центре –
название темы, проблемы, вокруг неё суждения –
крупные смысловые единицы, соединяющиеся с
разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая
организация материала, показывающая смысловые
поля того или иного понятия.
Составление кластера на уроках химии позволяет
учащимся свободно и открыто думать по поводу
какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа
ключевое понятие, а от него рисует в разные
стороны стрелки-лучи, которые соединяют это
слово с другими, от которых лучи расходятся далее
и далее.
Кластер использую на самых разных этапах урока,
при изучении различных тем курса химии. Например,
на стадии вызова – для стимулирования
мыслительной деятельности, систематизации
имеющейся информации и выявления возможных
областей недостаточного знания. На стадии
осмысления применяю этот приём для
структурирования учебного материала. Кластер
позволяет фиксировать фрагменты новой
информации. На стадиях рефлексии, т. е. при
подведении итогов изучения материала, ученики,
группируя понятия в соответствии с
индивидуальными представлениями, графически
изображают логические связи между ними, что даёт
возможность отразить индивидуальные результаты
обучения.
Обычно в начале урока предлагаю учащимся
выписать ключевые слова по изучаемой теме и в
ходе обдумывания графически изобразить
логические связи между этими понятиями. Так, в
начале изучения темы «Арены» школьники создают
произвольный, или бессистемный, кластер, т. е.,
опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно
определяют вопросы, которые будут изучать в
данной теме: определение, гомологический ряд,
получение, строение, номенклатура, изомерия,
физические и химические свойства, применение
аренов.
Записываю информацию на доске или листе
ватмана сначала в том порядке, в каком её
предлагают учащиеся, а затем после объяснения
материала школьники перестраивают кластер.
Прочитав текст учебника или прослушав
объяснение учителя, ученики легко могут
построить более логичный кластер (Приложение).
Очевидно, что ценность систематизированного
кластера, в котором есть установленные отношения
между компонентами, больше, чем ценность
кластера, выстроенного беспорядочно.
Размеры кластера могут быть различны. На уроке
объём содержания создаваемого учащимися
кластера иногда определяю заранее, ограничивая
его, например, только областью химии. Вообще же,
при создании кластера школьники могут
использовать информацию из любых областей
знаний, но из-за отсутствия времени не всегда
удаётся рассмотреть их предложения. В этих
случаях оставляю некоторые вопросы для работы во
внеурочное время. Кластер может содержать не
более трёх-четырёх элементов. Вместе с тем он
может чересчур растянуться в какую-то одну
сторону, поэтому важно заранее определить
направления его развития.
Приём составления кластера может быть
использован для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Результат, который может быть представлен в виде
сообщения, реферата, презентации, проекта,
учащиеся сообщают либо во время следующего
урока, либо при проведении внеклассных
мероприятий. Например, в медицинском классе при
изучении темы «Металлы» вопрос о применении
металлов в медицине был вынесен на
самостоятельную работу, и на одном из последних
уроков по данной теме группа школьников
выступила с сообщением и презентацией.
Кластеры, создаваемые при изучении различных
тем курса химии, включают разный объём
информации. Крупный кластер обычно содержит
совокупность существенной и несущественной
информации, которую отдельные учащиеся
почерпнули прежде – намеренно или случайно. Для
закрепления представленных в кластере идей
необходимо предлагать учащимся домашние
задания, рассчитанные на интеграцию всех
имеющихся сведений, и обращаться к его
содержанию на последующих уроках.
Графическое, наглядное представление
информации помогает учащимся уяснить структуру
понятия, явления, легче воспринимать идеи своих
одноклассников и вырабатывать собственные,
выделять главное и делать правильные выводы.
Использование кластеров позволяет
активизировать учащихся на начальном этапе
урока и обобщить приобретенные знания в конце
его.
Литература:
- Габриелян О С, Остроумов И.Г. Настольная
книга учителя. – М.: Дрофа, 2004. - Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютерра.
– 2002. – № 5. - Полат Е.С. Новые педагогические и
информационные технологии в системе
образования. – М.: Академия, 2003. - Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные
инструменты // Образование в современной школе. –
2000. – № 7.
Слайд 1
Синквейн и кластер как прием технологии развития критического мышления на уроке химии.
Слайд 2
Случайные открытия делают лишь подготовленные умы. Паскаль
Слайд 3
Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил Д., Мередит К ., Темпл Ч. Деятельностный подход к обучению: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев; Личностно-ориентированное образование: Э. Фромм , К. Роджерс ; Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков. Эвристическое обучение — А. В. Хуторской
Слайд 4
Критическое мышление — система мыслительных стратегии и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Слайд 5
Познавательная технология развития КМ — система учебных стратегий, методов, приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Слайд 6
Приемы ТРКМ Чтение с остановками Пометки на полях Эссе Зигзаг Тонкий и толстый вопрос Знаю — > хочу узнать — > узнал Прогноз Кластер Синквейн, хокку Алфавит
Слайд 7
Синквейн Синквейн — «пять строк» пятистрочная строфа нерифмованное стихотворение Синквейн — концепция знаний, ассоциаций, чувств, суждение оценки явления, события, выражение свей позиции, взгляда на предмет. При внешней простоте формы, синквейн — быстрый, мощный инструмент рефлексии.
Слайд 8
Составление синквейна требует от учащихся: А) находить в учебном материале учебные элементы; Б) выражать свое мнение; В) делать заявления. Синквейн — форма своеобразного творчества, осуществляемая по определенным правилам.
Слайд 9
Обучение и закрепление происходит в ходе выполнения задания — составление синквейна. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои способности: — интеллектуальные — творческие — эмоциональные Во время составления синквейна сочетаются три основные системы: — информационная — деятельностная — личностно-ориентированная
Слайд 10
Правила написания синквейна 1 строка — существительное (тема) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывают тему) 3 строка — 3 глагола (действие к теме) 4 строка — фраза или предложение, цитата, свое мнение к тебе 5 строка — слово-резюме, итог (личное отношение к теме).
Слайд 11
Примеры синквейна Тема «Элементы VII группы» Галогены Солеобразующие, ядовитые Отравляют, реагируют, поляризуют Активные неметаллы Хлор Автор: Овчаров Владислав 9 «Б» класс.
Слайд 12
Тема: «Элементы VI группы» Кислород Газообразный, бесцветный Окисляет, оживляет, поджигает Вокруг кислорода вращается вся земная химия. Жизнь. Автор: Савенок Алена 9 «А» класс.
Слайд 13
Тема: «Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов» Спирты Жидкие, амфотерные Горят, замещаются, дегидрируют Метанол Органические соединения, содержащие одну или более ОН-групп . Автор: Мудрик Екатерина 10 «Б» класс
Слайд 14
Тема: «Оксиды» Оксид Газообразные, безразличные Взаимодействуют, отравляют, перекисают Самый распространенный оксид — вода Окисел Автор: Максимова Надежда 8 «А» класс
Слайд 15
Тема: «Оксид водорода» Вода Прозрачная, холодная Освежает, растворяет, дает жизнь Без воды нет жизни Жидкость Автор: Харитонова Наталья 8 «Г»
Слайд 16
Схема Признак Предмет Действие Предложение Слово-вывод Действие Действие Признак
Слайд 17
Кластер — «пучок», «созвездие». Кластер — метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи изучаемой темы. Составление кластера позволяет учащимся открыто рассуждать по теме. Синквейн Кластер Примеры Заключение
Слайд 18
Кластер — систематизирует знание учащимся по теме, проблема это географическая организация учебного материала. В центре ключевое слово или предложение Смысловые умозаключения по теме (слова, словосочетания) Все идеи записываются Классифицируем идеи и понятия соответственно теме.
Слайд 19
Кластер можно использовать на различных этапах урок. Стадия вызова — организация мыслительной деятельности. Стадия осмысления — структурирование нового учебного материала. Стадия рефлексии — подведение итога, систематизация знаний по теме. Можно использовать на уроке и как домашнее задание; для индивидуальной, парной, групповой работы.
Слайд 20
Составление кластера. Виды кластеров.
Слайд 21
Примеры кластеров Автор: Михалева Татьяна 9 «В» класс AL Физические свойства Получение Химические свойства Природные соединения Строение, химическая связь
Слайд 22
Автор: Мамонтова Анастасия 9 «Б» класс Fe Биологическая роль Fe Гемоглобин — это Продукты, содержащие Fe Fe — это Последствия недостатка и избытка в организме
Слайд 23
Автор: Ефимова Виктория 10 «А» класс Витамины 1881 год Лунин Н.И. Авитаминоз Водорастворимые: C, B Болезни, вызывающиеся нехваткой витаминов Жирорастворимые: D, A
Слайд 24
Автор: Янголь Яна 11 «Б» класс Коррозия Влага. Кислород. Соли Металлы Кислоты. Ржавчина. Разрушение
Слайд 25
Умение учащихся кратко, логично выражать мысли по теме — это умение владеть знаниями по учебной теме. Можно судить о том, что ученик: — знает содержание учебного материала — умеет выделять главное — умеет применять знания для решения новой задачи
Слайд 26
Библиографический список: О. В. Галезина «Развитие критического мышления на уроках химии» Е. Е. Вишнякова «Не только о технологии», «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С. С. Кашлев «Современные технологии педагогического процесса» А. Гин «Примеры педагогической техники»
_______________________________________________________________________________________________________
Использование
технологии критического мышления
(прием «Кластер») для повышения качества обучения учащихся
на уроках химии
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических
технологиях. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого
специальные условия. Если он с самого начала подготавливается к тому, что он
должен создавать, придумывать, находить решения известным проблемам, то
личность этого ученика будет формироваться не так, как формируется личность
ученика, обучаемого в рамках — повторение сказанного учителем.
Организация учебного процесса, связанная с
развитием склонностей к критическому мышлению, представляется инструментом,
который позволяет разрешить и реализовать педагогические задачи, о которых было
сказано выше. Критическое мышление — это педагогическая технология построения
урока на базе критического отношения к тексту. Уроки, выстроенные по технологии
«критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют
к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического
мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать
и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для
себя.
Технологию развития критического мышления
предложили в середине 90-х годов хх в. Американские педагоги Дж. Стил, К.
Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить
мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что
человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой
вопросы и планомерно ищет на них ответы. Критическое мышление начинается с
вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается
в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей,
социализироваться.
Конструктивную
основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий
организации учебного процесса: «Вызов – Осмысление
– Рефлексия».
Мною разработана система уроков, особенностью
которых является применение приема «Кластер» (это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того
или иного понятия) на всех трех этапах урока.
Виды кластеров (см. приложение):
1.
классический;
2.
кластер — опорный сигнал;
3.
бумажный;
4.
арт-кластер (с картинками);
5. групповой;
6. индивидуальный.
Выполняя задание,
общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в
добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают
новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность
критически мыслить.
Класс: 8
Тема урока:
«Основные классы неорганических веществ»
Цель урока: формирование понятий «простые вещества», «сложные
вещества», «оксиды», «основания», «кислоты», «соли», формирование умений
составлять формулы и названия веществ.
Задачи урока:
Методическая: формирование компетенций учащихся на уроках химии путем применения
приема «Кластер»
Образовательные:
— обобщить,
систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических
соединений;
— подготовиться к контрольной работе;
Развивающие:
— развивать аналитическое логическое мышление,
умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученных
новых данных;
— дать возможность учащимся самостоятельно
выдвигать личные предположения и находить правильный ответ на возникшие
вопросы;
— развивать практические умения и навыки учащихся;
—
развивать способности к осмысленному чтению и умению делать выводы на основе
работы с учебной и дополнительной литературой;
— умение выделять наиболее важные сведения в
изучаемом материале;
— развивать коммуникативные способности учащихся;
Воспитательные:
— воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
— способствовать формированию толерантного
поведения в коллективе;
— формировать основы научного мировоззрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия оксиды, основания, Устанавливать генетическую связь между классами |
Умения использовать знаково- символические средства для решения задач; проводить |
Понимание значимости естественнонаучных знаний в |
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии
критического мышления. Прием «Кластер»
Формы работы: работа в группах,
работа с текстом.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Приветствие обучающихся.
Деление обучающихся на 4 группы: «Оксиды»,
«Кислоты», «Основания», «Соли».
II. Постановка цели урока и мотивация учебной
деятельности обучающихся
Вначале урока необходимо мотивировать учащихся к
работе, включить их в активную деятельность, предоставить возможность каждому
учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст
дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно
эта задача решается на фазе вызова.
Первый этап (стадия вызов) начинается с повторения пройденных тем и построения
простой схемы с использованием приема «Кластер»: какие вещества бывают
(простые и сложные), в чем состоят их отличия.
Далее работа в группах. Каждой группе дается
задание на определение простых и сложных веществ, металлов и неметаллов.
Далее работа в группах. Каждой группе дается
задание карточки с формулами оксидов металлов и неметаллов, кислот, оснований, солей
(каждого по 3 вещества). Необходимо распределить эти вещества на четыре группы.
После выполнения задания рассматриваются предложенные ребятами варианты
распределения.
Переходим к стадии 2 — стадии осмысления. Озвучивается тема урока Обобщение знаний по теме «Классификация
неорганических соединений и их свойства». На этом этапе урока продолжается
работа с приемом «Кластер». По ходу работы с изучаемым материалом вносятся
исправления и дополнения в кластер.
Знакомим с названиями классов
веществ и предлагаем схему – сложные вещества и их классификация.
Даются определения сложных веществ. Например,
«Оксиды –это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из
которых кислород в степени окисления -2». «Кислоты – это сложные вещества, состоящие
из атома водорода и кислотного остатка». После этого каждой предлагаются
карточки с названиями классов веществ и формулами, дается задание: распределить
сложные вещества по классам, согласно определениям. Ребята работают с
карточками и дополняют свой кластер. Затем каждая группа устно объясняет
выполненное задание.
Переходим к 3 стадии – стадии рефлексии. Большой потенциал имеет этот прием и на данной
стадии: это исправления неверных предложений в «предварительных кластерах»,
заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных
связей между отдельными смысловыми блоками. Предлагаю каждой группе, используя
полученный кластер обобщить и систематизировать полученные знания по теме. После
этого каждая группа выходит к доске и представляет свою работу.
Домашнее задание:
Составление кластеров на тему «Области применения
неорганических веществ».
Каждая группа в соответствии со своим названием дополняет
свой кластер. Для этого им выдан текстовый материал, который они должны изучить
и составить в группе кластер.
Применение оксидов
Один из наиболее широко использующихся оксидов
— вода H2O, о применении которой в быту, технике и
промышленности вы уже знаете.
Разнообразное применение находят и некоторые другие
оксиды. Так, например, из оксида железа(III) Fe2O3,
входящего в состав железных руд, в промышленности получают железо, а из оксида
алюминия Al2O3 — алюминий. Оксид
алюминия применяют также для изготовления искусственных драгоценных камней —
рубина и сапфира. Мелкие кристаллы этого оксида применяются также в
производстве наждачной бумаги.
Оксид углерода(IV) (углекислый газ) используют в пищевой промышленности для
изготовления всех газированных напитков, для увеличения срока сохранности
фруктов и овощей. Этим веществом наполняют углекислотные огнетушители. Твердый
оксид углерода(IV) под названием «сухой лед» применяют для хранения мороженого,
для сильного охлаждения различных материалов.
Достаточно широко используется и оксид
серы(IV) SO2 (сернистый газ). Он находит применение в
производстве серной кислоты, для дезинфекции складских помещений, уничтожения
вредных насекомых и бактерий, отбеливания бумаги.
Оксид кремния(IV) SiO2 в виде кварцевого песка используется
в производстве стекла и бетона. Применяют соединения оксида кремния в ювелирном
деле, изготовлении химической посуды, кварцевых ламп. Вместе с оксидом
свинца(II) PbO он применяется для изготовления полудрагоценных камней и
украшений («кристаллы Сваровски»).
Оксид кальция СaO под названием «негашеная известь» применяют при
изготовлении различных строительных материалов. Оксиды некоторых других
металлов находят применение в производстве красок. Так, например, Fe2O3 используют
для изготовления краски коричневого, Сr2O3 —
зеленого, ZnO и TiO2 — белого цветов.
Применение оснований
Основания используют в промышленности, в лабораториях и в быту. Из
всех оснований наибольшее применение находят щёлочи.
Гидроксид кальция Ca(OH)2
Техническое название гидроксида кальция —
гашёная известь, или пушонка. Взвесь (суспензия) гидроксида кальция в воде
называют известковым молоком, а прозрачный раствор этого вещества носит
название известковой воды.
Гашёную известь с древних времён использовали
в строительстве для приготовления скрепляющей смеси — известкового
раствора.
При смешивании гашёной извести, песка и воды
образуется медленно застывающая масса, которую в настоящее время (с некоторыми
добавками) используют для оштукатуривания стен.
При застывании известкового раствора
гидроксид кальция (щёлочь) взаимодействует с углекислым газом (кислотным
оксидом), содержащимся в воздухе, в результате чего образуется твёрдая масса
(искусственный камень):
Ca(OH)2+CO2→CaCO3↓+H2O.
Известковое
молоко применяют в производстве сахара, а также в сельском хозяйстве для борьбы
с вредителями и болезнями растений.
Гидроксид натрия NaOH
Другие названия этого вещества: едкий натр,
каустическая сода.
Гидроксид натрия используют как во многих отраслях
промышленности, так и для бытовых нужд.
Каустик используют при производстве целлюлозы,
моющих средств (мыла, шампуней и других). В быту гидроксид натрия используют в
качестве основы некоторых средств для ликвидации
засоров канализационных труб.
Гидроксид калия KOH
Тривиальное название вещества — едкое
кали.
Гидроксид калия используют в производстве моющих
средств как сырьё для получения различных соединений калия, а также в качестве электролита
в гальванических элементах и никель-кадмиевых аккумуляторах.
Гидроксид магния Mg(OH)2
Гидроксид магния используется как компонент зубных
паст, в медицине — как лекарственное средство для уменьшения кислотности
желудочного сока и как слабительное, в промышленности — в качестве
наполнителя при производстве пластмасс, а также как сырьё для получения
оксида магния.
Применение кислот
Азотная кислотаHNO3 широко используется для производства удобрений,
красителей, лаков, пластмасс, лекарственных и взрывчатых веществ, а также
химических волокон.
Серная кислота Н2SО4 расходуется в больших количествах для
производства минеральных удобрений, красителей, химических волокон, пластмасс,
лекарственных веществ. Используется для извлечения металлов из руд; заполнения
кислотных аккумуляторов. Находит применение в нефтяной промышленности для
очистки нефтепродуктов.
Фосфорная кислота H3PO4используется в составах для обезжиривания
металлических поверхностей перед нанесением защитных покрытий, входит в состав
композиций для преобразования ржавчины перед покраской, применяется для защиты
от коррозии трубопроводов, прокачивающих морскую воду.
Соляная кислота HCl широко применяется в нефтяной промышленности для
обработки призабойных зон скважин с целью увеличения нефтеотдачи пластов,
используется в составах травильных растворов для удаления ржавчины и отложений
в трубопроводах и скважинах, а также как отвердитель фенолформальдегидных смол.
Применение солей
Применение солей в промышленности
В промышленности соли используют в качестве сырья
для получения различных веществ.
Хлорид натрия NaCl — для
получения гидроксида натрия NaOH, хлора Cl2, пищевой соды NaHCO3.
Фосфат кальция Ca3(PO4)2 — для
получения фосфора P,
фосфорной кислоты H3PO4,
фосфорных удобрений.
Сульфиды служат сырьём для получения металлов (свинца Pb, цинка Zn, олова Sn) и серной
кислоты H2SO4.
Карбонаты натрия (сода) Na2CO3 и калия (поташ) K2CO3 являются
сырьём в производстве стекла и моющих веществ.
Карбонат кальция CaCO3 служит сырьём в производстве
негашёной извести CaO,
a также в металлургии при выплавке чугуна и стали для выведения примесей в
шлак.
Применение солей в сельском хозяйстве
В сельском хозяйстве соли используют для улучшения
качества почвы и для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Карбонат кальция CaCO3 вносят в
почву для регулирования её кислотности.
В качестве азотных удобрений используют нитрат аммония NH4NO3, нитрат
калия KNO3, нитрат
натрия NaNO3, нитрат
кальция Ca(NO3)2.
В качестве фосфорных удобрений используют гидрофосфат CaHPO4 и дигидрофосфат
кальция Ca(H2PO4)2, гидрофосфат (NH4)2HPO4 и дигидрофосфат
аммония NH4H2PO4.
В качестве калийных удобрений
используют хлорид калия KCl, сульфат калия K2SO4, нитрат
калия KNO3.
На приусадебных участках в качестве калийного удобрения часто используют золу,
которая содержит до 10 % карбоната
калия (поташа) K2CO3.
Соли меди, цинка, марганца, железа, кобальта используют
для подкормки растений в качестве микроудобрений.
Пентагидрат сульфата меди (медный купорос) CuSO4⋅5H2O используется
как средство борьбы с болезнями растений.
Применение солей в строительстве
Из известняка CaCO3, доломита CaCO3⋅MgCO3 изготавливают
щебёнку, которую используют в строительстве и при ремонте дорог.
Мрамор CaCO3, доломит CaCO3⋅MgCO3 используют
при отделочных работах.
Гемигидрат сульфата кальция (жжёный гипс) CaSO4⋅0,5H2O используют
в качестве материала при строительных и ремонтных работах.
Силикат натрия Na2SiO3 и калия K2SiO3 (жидкое
стекло) применяют для гидроизоляции, а также для укрепления грунтов.
Применение
солей в медицине
Со времён ятрохимии (XVI–XVII в.)
соли широко используются для лечения различного рода заболеваний, а также как
вспомогательные средства.
Жжёный гипс CaSO4⋅0,5H2O применяют
для изготовления фиксирующих повязок при переломах.
Хлорид натрия NaCl используют
для приготовления физиологического раствора.
Раствор перманганата калия KMnO4 используется
для дезинфекции.
Нитрат серебра AgNO3 используется
как дезинфицирующее и прижигающее средство.
Соли магния применяют в качестве
слабительного.
В регионах, где ощущается дефицит фтора, для
укрепления зубной эмали рекомендуется использовать зубные пасты (или растворы
для полоскания), содержащие фторид натрия NaF.
Соли алюминия, например,
гидроксохлорид AlOHCl2,
используются в дезодорантах.
Соли в
средствах повышения безопасности
В зимний период для борьбы с обледенением дорог и
тротуаров используют хлорид натрия NaCl, хлорид кальция CaCl2, ацетат
кальция (CH3COO)2Ca.
В порошковых огнетушителях основу смеси,
используемой для борьбы с огнём, составляют такие соли, как гидрофосфат (NH4)2HPO4 и дигидрофосфат
аммония NH4H2PO4, карбонат Na2CO3 и гидрокарбонат
натрия NaHCO3.
Солями являются
многие драгоценные и поделочные камни. Например, жемчуг, основная составная часть которого —
карбонат кальция CaCO3, изумруд 3BeSiO3⋅Al2(SiO3)3, малахит (CuOH)2CO3.
Применение кластера на уроках химии
Постникова Нина Ивановна, учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральск
Требования к современному уроку по ФГОС:
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учитель уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять 4 основных типа урока в зависимости от поставленных целей:
- Урок открытия новых знаний, приобретение новых умений и навыков.
- Урок отработки умений и рефлексии.
- Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Урок развивающего контроля.
Один из сложнейших этапов классического урока – обобщение. Применение метода кластера помогает упростить восприятие этого этапа. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Рассмотрим примеры кластера на уроках химии:
Рис.1. Кластер «Углерод. Оксиды углерода (II) и (IV)».
Рис.2. Кластер «Классификация гидроксидов»
Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Прием «Кластеры».Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» —
графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.
1 этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или
словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной
темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие
идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в
группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное
записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается
структура, которая графически отображает наши размышления, определяет
информационное поле данной темы.