Как составить кластер по истории 6 класс

Методический
материал

по
составлению кластеров

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять ключевые
слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать, сравнивать
и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление
первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием
«Кластеры»

Прием «Кластер»
(«гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием
систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель
Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша
тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой
линией со звездой. У каждой планеты – спутники. 
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап — посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы
учащихся с кластерами:

— Составление
нового кластера.

— Составление
краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в
состав кластера.

— Коррекция и
совершенствование готового кластера.

— Анализ и
завершение неполного кластера:

—  без
указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого
главного термина;

—  без
указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с
кластерами

—  
Самостоятельно при выполнении домашней работы

— 
Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой
группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному
преподавателем главному термину

— В составе
учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего,
помогающего группе составить кластер

— При выполнении
контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или
определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

  Кластер,
созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание
учащимися темы.

Для самих учащихся
это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи
между идеями и понятиями

Кластер –
это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает
наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)

Работа с кластером
— письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт
возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе
кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся
приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.
Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся
в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной
стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при
работе над кластером.

Памятка
по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2) Составить
кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями.
Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4) Вокруг
этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты,
образы,  подходящие для данной темы;

  5) 
Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У
каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6) Схема
кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7)  В
итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

1. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.

Р1.JPG

Кластер на тему «Российская
гражданская идентичность». №2

Р2.JPG

№3
Р3.JPG

4. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Р1.bmp

 Предложите несколько тем
экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию
этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на
формирование российской гражданской идентичности.

В комплексе задач, которые призвана
решать  школа, в вопросе формирования этнокультурой   идентичности  можно
выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая — это создание
организационно-содержательных и педагогических условий для эффективного
формирования этнокультурой   идентичности     рамках изучения
общеобразовательных предметов учебного плана и в процессе внеклассной и
внешкольной работы. Вторая сторона представлена созданием благоприятного
психологического микроклимата в школьном коллективе, благоприятных
взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, который
создаётся в ходе совместной деятельности и оказывает непосредственное влияние
на окружающий социум. На наш взгляд, важно при создании определенных нами
условий, использовать в педагогической деятельности адекватные формы, методы и
средства образования.

 Из опыта  работы                                           

В рамках спецкурса «Культура народов
Поволжья » учащимся предоставлялась возможность не только слушать
преподавателя, но и самим участвовать в организации и проведении занятий.
Аудиторные занятия проводятся в различных формах: урок — лекция, урок —
дискуссия, урок -беседа, урок — аукцион, урок — драматизация и т.д.
Использование в учебном процессе подобных форм способствует более полному
раскрытию ученика как личности и в то же время позволяет глубже проникнуть в
составляющие культуры того или иного этноса.

Наряду с аудиторными занятиями данной
программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести
экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого
музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего
народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить
свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник
национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать
блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни»,
когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами
организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких
мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся
также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка игрушек народов
Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями
мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему
«Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам
словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам,
передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта
акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать
новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов
программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями
национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное
представление об этнических общинах в городе, крае.

Программа спецкурса включает в себя
возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под
руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных
особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..

Как показало проведенное нами
исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у
старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики,
этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры
своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.

Работа в ходе эксперимента строилась
таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во
взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к
проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к
организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя
функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали
проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного
межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет
старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам
самостоятельно решать многие доступные проблемы.

Кроме того, к  участию в мероприятиях
стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других
образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание
атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся
таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание,
умение слушать других и т.д.

Внеклассная и внеучебная деятельность
учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным
общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе,
трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует
усвоению этого опыта.

Исследование, проведённое нами,
показало, что эффективной формой формирования этнокультурой   идентичности    
старшеклассников является музейная деятельность. Создание школьного  музея
позволило вынести широкое образование школьников в области этнологии за рамки
регламентированных учебных программ. Музей выполнял следующие функции:
пополнение фондов, систематизация подлинников, сохранение подлинников;
демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных четырёх функций, музей выполнял
еще одну, не менее важную — это особая форма дополнительного образования,
развивающая кругозор учащихся и побуждающая их к сотворчеству, активности,
самодеятельности. Данные качества развиваются у них в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганде экспонатов музея. Учащиеся
старших классов активно занимаются  экскурсионно-просветительской работой. Они
проводят экскурсии по музею  для учащихся, родителей, гостей школы, оказывают
содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Большой интерес вызывали экскурсии по теме: «Особенности национального костюма
народов Поволжья проживающих на территории Ульяновской области», «Особенности
быта русского народа в 19веке», «Национальные игрушки», « Святые места  нашего
поселка. Никольская гора».

Таким образом, выпускник школы,
независимо то его национальной принадлежности должен  стать  субъектом 
деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем
заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом
мире).

5. Какие темы по отечественной
истории до XVIII века наиболее полно раскрывают воспитательный потенциал и
сущность понятия «российская гражданская идентичность»? №1.Культура русских
земель в XII — XIII веках.(6класс)

№2.Москва-центр борьбы сордынским 
владычеством. Куликовская битва.(6класс)

№3.Церковь и государство в
концеXV-начале XVI века..(6класс)

№4. Окончание  Смутного
времени.(7класс).

№5.Народные движения XVII века.

6. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии
политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм
идентичности россиян.

План

I.Гражданственная идентичность и
политика европеизация в преобразованиях ПетраI.

1)Нововведение в политической,
социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.

2)Реорганизация армии и флота

а) анализ военных поражений;

б) оценка военных побед.

3.Культура и нравы петровской
эпохи.

а) повседневная жизнь и быт
правящей элиты основной массы  населения;

б) просвещение и научные знания;

в) развитие искусства;

г) Санкт-Петербург — новая столица.

II. Процесс разложения традиционных
форум идентичности россиян.

1.Показать как в  различных
источники  рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в
социально- культурной области.

III .Соотношениегражданственной
идентичности  в европеизации и  традиционализма в преобразованиях ПетраI.

7. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих
историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось
бы понятие «идентичность».

I. Понятие гражданская
идентичность личности
.

1. Гражданская идентичность –
функции, содержание и структура
.

2. Комплекс программ по
формированию гражданской идентичности личности в системе
начального общего
образования
.

I I. Гражданский патриотизм.

1.С чего начинается
Родина – формирование гражданского патриотизма
.

2.Формирование
гражданской идентичности личности учащихся
начальной школы.

3.Роль курса 
«Окружающий мир»
 в
формировании гражданской идентичности личности
младших
школьников.

4.Роль гражданской
активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности
личности учащихся
младших классов.

8.

№1.Внешняя политика Екатерины
Второй(урок-лекция)

№2.История Крыма в истории России.
(урок-рассуждение)

№3.Крым сегодня(урок-презентация)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

С.В. Важенин
Кластеры к урокам
Кластеры к урокам
истории Средних веков
истории Средних веков
6 класс
6 класс

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Расположены между
?
Средние 
века
?
Состоят из:
?
?
 ? г.
 ? г.
 ? г.
Тема:
Введение в историю
 Средних веков. 
?
 ? г.
т
ю
а
ч
у
з
И
?
Основные 
источники 
?

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

4­? вв
?
Римская 
империя
?
государства
племя
?          ?            народов
где расселились
Род и семья
Тема:
Древние германцы
 и Римская
 империя 
Занятия 
Появление знати
вывод

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Королевство
 франков
 и христианская
 церковь 
Франки
? в.
вождь
?
завоевали
?
Ход завоевания
Итог
Управление
Рост владений знати
Отношения с церковью
Майордомы
Духовенство и миряне
Монастыри
вывод

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Возникновение
 и распад
 империи Карла
 Великого. Феодальная
 раздробленность 
             год
Карл Великий
             год
Личность 
Войны
С кем
Итоги
Причины
Империя
Распалась
?   год
Верден
Вассал
вассала
вассал
сеньор
вассал
вывод
крестьяне

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Слабость королевской власти во Франции
Образование Священной Римской империи
Англия 
Норманны 
Тема:
Западная Европа
 в IX­XI веках 
 
я
и
н
а
в
е
о
в
а
З
в
о
н
н
а
м
р
о
н
Борьба англичан с норманнами
Государства норманнов
Вывод

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Культура Западной
 Европы в раннее 
Средневековье
Представления средневекового человека 
о мире
Простые люди
е
о
к
с
г
н
и
л
о
р
а
К
 
е
и
н
е
д
ж
о
р
з
о
В
 
Причины
Деятели
Тривиум
Квадривиум
Церковь
Итоги
Рукописные книги
Литература
Вывод
«Жонглеры»

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Византия при 
Юстиниане. Борьба 
империи с 
внешними врагами
Личность
Реформы
Юстиниан
? г.
­
? г.
Войны
Победы
Проблемы
Особенност
и Византии
В отличии от ЗРИ
Города
Торговля
Императорская власть
Вторжение славян и арабов и борьба с ними
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Образование
София
Архитектура
Наука
Тема:
Культура 
Византии 
Живопись
Культурные связи 
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Западные
Южные
Восточные
Занятия и образ жизни
Занятия
Управление
Нарисовать
Славяне
Тема:
Образовани
е славянских 
государств
Славянские государства
Болгария
Великая Моравия
Чехия Польша
Славяне и Византия
Кирилл и Мефодий
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Природа и занятия населения Аравии
Природа
Бедуины ­ 
Торговля
Города
Основание ислама
Коран ­ 
Обязанности мусульман
Халифат распался так как 
Тема:
Возникновение 
ислама. 
Арабский 
халифат и его 
распад
Завоевания
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Наука
Искусство
Образование
Литература
Итоги 
Причины ______________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
_____________________
Тема:
Культура стран 
халифата
Значение 
______________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

1
2
3
4
5
6
7
 
 
8
9
10
11
12
13
14
Развлечения рыцарей
Тема:
В 
рыцарском 
замке
Рыцарские качества
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Средневекова
я деревня и её 
обитатели.
В Средние века действовало правило: «Нет земли без ___________»
Феодал владел:
Крестьяне ­
Повинности крестьян
Чтобы крестьяне исправно несли повинности, феодал ­ 
Крестьяне были объединены в __________
Функции
Быт крестьян
Труд крестьян
Натуральное хозяйство­ это _________________
_________________________________________
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Причины развития городов. 
Тема:
Формирование 
средневековых 
городов.
«Коммунальное движение» 
Городские ремесленники
Развитие торговли
Цехи – это _______________________________________________
________________________________________________________
Цехи ____________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Ярмарки
Банки
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Горожане и 
их образ 
жизни.
 
1
2
3
4
5
6
7
Городское население: 
Жизнь в городе: 
Богачи: 
Бедняки 
Взгляд из города
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь 
и еретики.
Сословия  ­ это
3­е «те кто …………………………………….» ­ …………………………………………….. –
2­е «те кто …………………………………….» ­ …………………………………………….. ­
1­е «те кто …………………………………….» ­ ………………………………………………………………………………………………………………………..
Духовенство «белое» ­
Значение
Духовенство «черное»
Церковь имела огромные богатства, которые получала

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь 
и еретики.
Единая христианская церковь разделилась, так как
        год
Борьба с императорами
Иннокентий III
Ересь ­ 
Ереси
Итоги 
Церковь боролась с ересями ­

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Крестовые походы.
Тема:
.
В                             в городе                             Папа Римский                              призвал  
году
верующих
Группы населения
Причины участия
Годы
Поход
Результат
Причинами неудачи крестовых походов были
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Заинтересованы в объединении
Почему?
Генеральные штаты ­
Тема: Как 
происходило 
объединение 
Франции.
Филипп IV
Первые успехи 
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

год
Тема:
Что англичане считают 
началом своих свобод.
Причины 
Вильгельм
Битва при 
Реформы Генриха  II 
Великая 
Хартия 
Вольностей
Норманнское завоевание 
год
Иоанн
Парламент
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Причины
г
г
1
2
3
Тема:
Столетняя война
Этап
Период 
События 
Сражения­
годы
Итог 
Жанна д Арк
Конец войны, итоги
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема: Крестьянские восстания во Франции и в Англии
Франция
Англия
ы
н
и
ч
и
р
П
Лидеры
в
о
б
е
р
Т
я
и
н
а
я
и
т
ы
б
о
С
Результат
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема: Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии 
Франция
Англия
­
т
с
д
е
л
с
о
П
ы
н
й
о
в
 
я
и
в
Причины
Силы
События
Причины
Силы
События
 
й
и
н
н
е
р
т
у
н
В
т
к
и
л
ф
н
о
к
 
я
и
в
т
с
д
е
л
с
о
П
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Мусульманская Испания
Реконкиста переводится с испанского как ________________. Начало Реконкисты _______ год
Ход реконкисты
Жизнь евреев в Испании
Тема:
Реконкиста и 
образование 
централизован­
ных государств 
на Пиренейском 
полуострове
Образование Испанского королевства
Завершение
Инквизиция
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Германия не объединилась в единое государство, так как
Появление сильных княжеств и Завоевательные 
походы против  славян
Тема:
Усиление власти 
князей в 
Германии 
Итогом становится
В которой говорилось, что
Германские князья получают все больше власти 
потому что
Упадок власти императоров
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Расцвет 
итальянских 
городов
Италия, как и Германия, состояла из 
______________________________________________. В Италии раньше, чем в других 
странах Европы, _______________________________________. Расцвету итальянских 
городов дали толчок и _________________________________________.
С _______ в. торговцы и ремесленники многих городов вступили в борьбу с 
______________. Богатые города Северной и Средней Италии — _________ _____________ 
_____________ ­­­______________ — добились прав ________________. Под власть 
_____________ переходила прилегающая к городу сельская округа. ______________ 
превращалась в __________________________________________________ или 
________________________.
Гвельфы и гибеллины ­ _____________________________________________________________________________
Гвельфы ­
Гиббелины­
Медичи
Тиран – это ____________
_______________________
_______________________
Лоренцо Великолепный (                               гг.)
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Гуситское 
движение в 
Чехии
Чехия в XIV веке
Карл I
Хозяйственный подъем
Церковь
Кто входил
Требования
Личность
Воззрения
Собор в Констанце
Гибель 
Течения
Умеренные
Табориты
Противники
Полководцы
Ход войны
с
у
Г
н
Я
 
 
ы
н
й
о
в
е
и
к
с
т
и
с
у
Г
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Завоевание 
турками­
османами 
Тема:
Балканского 
полуострова
Турки­османы – это ______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Балканские страны перед завоеванием
В XIV веке Балканские 
страны были ослаблены 
_________________________ 
и _______________________.
Первые завоевания турок­османов
Битва на Косовом поле
Причины
Гибель Византии
Последствия
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Представления о мире
Какие изменения?
Тема:
Образование 
и философия
Переводы
К чему привели?
Университеты
Старейший  ______________ 
основанный в ______ году.
Университет – это ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Бекон
Абеляр
Схоласты
Ученые
Итоги 
Схоластика – это 
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
________________

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Направление
Особенности
Представители
Произведения
Рыцарская
Городская
а
р
у
т
а
р
е
т
и
Л
Тема:
Средневеко­
вая 
литература 
и искусство
Особенности
Что создано
Стили
Романская 
Готическая
а
р
у
т
к
е
т
и
х
р
А
Скульптура 
Живопись
 
 
и
ь
с
и
п
о
в
и
Ж
а
р
у
т
п
ь
л
у
к
с
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Культура 
раннего 
Возрождения 
в Италии
В середине _______ века в Италии зарождается новая 
культура — культура Возрождения ( по итальянски 
__________________. Эпоха когда развивалась эта 
культура, продлится до середины ________ века.
«Любители мудрости»
Кто ­
Чем занимались ­
Идеал ­
Любители мудрости =
Новое учение о человеке
Воспитание нового человека
Представители
Чем занимались
Произведения. 
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

а
к
у
а
Н
Алхимики
Астрологи
Медицина
Тема:
Научные открытия
 и изобретения
а
к
и
н
х
е
Т
 
й
ы
в
о
Н
т
е
в
С
и
г
и
н
К
?
?
             год
             год
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Династии
?
?
?
Торговля 
Земельное владение 
Восстания
?
Власть
Культура 
Тема:
Китай
 в средние 
века 
Завоевания монголов
Изобретения
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Общество
Занятия населения
Вторжение мусульман
Тема:
Индия
 в средние 
века 
Наука
Искусство
+
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Занятия населения :
Отличия от Европы :
Майя
Ацтеки
Инки
.
а
к
и
р
е
м
А
 
:
а
м
е
Т
Культура народов Северной Америки
Итоги

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Развивались  ?
Основными занятиями были:
Тема:
Африка
ы
д
о
р
а
Н
Государство
 
Особенности
 
а
в
­
с
о
Г
й
о
н
д
а
п
а
З
и
к
и
р
ф
А
Государство
Особенности
 
а
в
­
с
о
Г
 
й
о
н
ч
о
т
с
о
В
и
к
и
р
ф
А
а
р
у
т
ь
л
у
К
Причины
отставания

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Кластеры к урокам истории Средних веков (6 класс)

Тема:
Итоги Средневековья
Итоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Методическая разработка деятельностного урока по технологии развития критического мышления (прием «кластер») (составленная на основе технологической карты Е.В. Чернобай)

Предмет: история

Класс: 6

Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Тип урока: Открытие нового знания

Продолжительность: 40 мин

Аннотация:

Цели урока: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование критического мышления, составление опорного конспекта, формирование умения рассуждать и доказывать свою точку зрения, дать оценку влияния Золотой Орды на Русские княжества.

Задачи:

Развивающая— развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

Образовательная – через решение проблемы подвести учащихся к формам и последствиям зависимости Руси от Золотой Орды;

Воспитательная – формирование ценностных суждений.

Ведущий метод – прием «кластера»

Средство— проблемный вопрос

Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая, коллективная

Формируемые компетенции – развитие способностей к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Основные понятия, изучаемые на уроке: агрессия, владычество, царь, ярлык

Учебно-методическое и материальное обеспечение: — учебник: «История России» 2 часть, 6 класс, под редакцией академика РАН А.В. Торкунова.

Оборудование: нет

Ход урока

Этапы урока

Продолжительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Цель: Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку.

1 мин

Добрый день, ребята! Сегодня вас ожидает разнообразная работа, поэтому я призываю вас быть собранными, внимательными и активными

Настраиваются на урок.

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: закрепить и обобщить знания обучающихся

5 мин

На предыдущих уроках мы с вами узнали, как удалось хану Батыю подчинить Русь и как Александр Невский смог защитить Новгородское княжество от Западных захватчиков.

Предлагаю вам решить тест и оценить свои знания.

После завершения, учитель собирает листочки с ответами и озвучивает правильные ответы.

-Показался ли тест для вас трудным?

— с какими заданиями вы справились легко?

— как вы оцениваете свои знания по пройденным темам?

Ученики решают тест, сдают учителю, вместе проверяют ответы.

  1. Мотивация учебной деятельности

Цель: вызвать интерес к новому историческому материалу

4 мин

Тема сегодняшнего урока «Золотая Орда: Государственный строй, население, экономика, культура».

Предлагаю заполнить первые два столбика таблицы:

Знаем

Хотим узнать

узнали

Вспомните, что вы уже знаете о Золотой Орде? И что вы хотите сегодня узнать для полноты знаний.

Заполняют первые два столбика таблицы. После заполнения произносят свои версии в слух, дополняют друг друга.

  1. Изучение нового материала

Цель: формирование новых знаний (представлений, понятий)

15 мин

Итак, что же из себя представляло государство Золотая Орда?

Предлагаю разбиться на четыре группы и подготовить мини-сообщения по следующим темам:

1 гр: Образование Золотой Орды (с. 27, 1 п.);

2 гр: Народы Орды (с.27, 2п.)

3 гр: Религия в Орде (с.28, 3 п.)

4 гр: Экономика Орды (с.29, 4 п.)

Проверка выполнения задания.

Используя полученные знания давайте вместе попробуем составить коллективный кластер (кластер составляется на доске, а также оформляется в тетради)

— Какая была гос. организация в Золотой Орде?

— Какие народы входили в состав Золотой Орды?

— какие религии исповедовали народы?

— Из чего складывалась экономика Золотой Орды?

А какая же складывались отношения между Русью и Золотой Ордой? Используя текст учебника (с.30-31) попробуйте дать развернутый ответ на этот вопрос.

Итак, опираясь на текст учебника, продолжим заполнять кластер.

-Вошла ли Русь в Золотую Орду?

-Кто собирал дань?

-какое положение было у князей?

-могли ли ханы вмешиваться во внутренние дела русских княжеств?

-какие повинности нес русский народ?

— были ли попытки борьбы с монгольским владычеством? В каких городах?

Ученики разбиваются на группы и готовят мини-сообщения.

После подготовки, озвучивают свои мини-сообщения.

Читают текст учебника, анализируют

  1. Первичное закрепление

Цель: Закрепление изученного материала, первичный контроль и коррекция

5 мин

Итак, мы с вами рассмотрели особенности зависимости Руси от Золотой Орды.

-как вы думаете какие могут быть последствия такой зависимости для Руси?

-будут ли они только негативные?

Предлагаю поразмышлять на этот вопрос и дополнить кластер пунктом «последствия ордынского владычества». Используйте для ответа п.8 с.32 учебника.

Проверка выполненной работы

Самостоятельно дополняют кластер.

Обсуждают положительное и отрицательное влияние, делают выводы.

  1. Практикум

Цель: расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков

5 мин

Мы с вами хорошо поработали, предлагаю теперь поиграть в игру «верю-не верю», напоминаю правила, если вы считаете, что факт, который я сказала верен. То вы говорите «верю», если же наоборот, то «не верю».

1. Столицей Золотой Орды был г. Сарай

2. Монголы не терпимо относились к другим религиям

3. ярлык – это мера дани

4. баскаки – посланцы, представители хана

5. монголы первыми провели перепись русского народа

6. хан Батый – это внук Чингисхана

7. Владимирский князь был старшим среди русских князей

  1. Рефлексия

Цель: закрепление нового материала, подведение итогов

3 мин

Ребята, вернемся к «таблице знаний», заполните последний столбик под названием: «узнали».

-Что вы узнали сегодня на уроке?

— Чему научились?

— За что себя можете похвалить?

— Над чем еще надо поработать?

-Какие задания понравились?

Заполняют последний столбик таблицы, озвучивают свои записи.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Цель: организация домашнего задания

2 мин

Параграф 18, составить словарь из изученных терминов.

Записывают домашнее задание.

Современная жизнь вносит большие коррективы в
сферу образования. История – не исключение. В
связи с модернизацией Российского образования
образовательные учреждения переходят к новым
стандартам, новым программам, новым учебникам.
Требования меняются и к уроку, и к личности
учителя, его педагогической деятельности. В
учебный процесс включается возможность
личностного роста ребенка, развитие его
индивидуальности, раскрытие творческих
способностей.

Требования при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории
таковы, что обучающиеся должны владеть большим
объемом исторической информации, уметь
выстраивать исторические вертикали, знать
историографию, уметь анализировать исторические
документы, формировать свое отношение к
историческим событиям.

Задача учителя – не только обеспечить усвоение
обучающимися знаний по предмету, но и развивать
критическое мышление, которое дает возможность
развития индивидуальных способностей, роста
ребенка, саморазвития и самовыражения.

Методов, форм, приемов работы существует
огромное количество. Учитель сам решает, какие
более эффективные, и как он их будет применять.
Здесь многое зависит от особенностей того или
иного класса.

Я хочу остановиться на использовании некоторых
общеизвестных приемов развития критического
мышления на уроках истории.

Работа с текстом на уроках истории занимает
одно из ведущих мест. В своей работе я использую
различные традиционные методические приемы:
развернутые планы, объяснительное чтение, беседы
по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но
в настоящее время, задача учителя – изменить
привычный статус учебника как основного
источника знаний, информация в котором не
подвергается сомнению, научить ребенка
критическому мышлению при работе с авторскими
текстами учебника.

«Критическое мышление» – не от слова
«критика». В настоящее время существуют
различные определения этого понятия. Все они
сводятся к тому, что критическое мышление – это
оценочное, рефлексивное, открытое мышление,
которое не принимает канонов, развивается путем
наложения новой информации на личный жизненный
опыт.

Наряду с традиционными приемами прочтения и
логической обработки текста, я знакомлю
обучающихся с приемом представления информации
в кластерах.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также
скопление, концентрация. В учебной деятельности
кластерами называют графический способ
организации материала.

Как же готовится кластер?

1. Нужно прочитать текс учебника и выделить
большие и малые смысловые единицы. (Если
возникают проблемы, помочь ученикам выделить эти
смысловые единицы. Например, это могут быть
ключевые слова и фразы, вопросы)

2. Взять лист бумаги и в прямоугольниках
записать принятые названия.

3. Вокруг каждой рамки в кружках кратко записать
сведения, соответствующие смысловым блокам
(«веточки»).

4. Попробовать установить связи между
отдельными блоками и соединить их стрелками.

5. Обсудить в группе свои результаты (можно
воспользоваться дополнительными источниками) и
дополнить кластеры новыми «веточками» –
сведениями, которых нет в учебнике.

6. Если необходимо остановиться на каком-либо
смысловом блоке, надо сделать эту «веточку» ярче,
можно выделить цветом.

В результате, кластер позволяет ученикам
проявить индивидуальные способности в
осмыслении учебной информации, выделить главное,
подвести ребенка к собственному выводу, дает
возможность ребенку самостоятельно найти и
поработать с дополнительным материалом.
(Например, изучая тему «Великая Северная война»,
одна из «веточек» – «Устав морской». В учебнике о
нем, кроме названия, ничего не сказано. Ребята
дополнительно изучили этот вопрос (узнали о
«детище Петра I», итоговый документ включал в
себя 5 томов) и дополнили «веточку» датой
принятия). И таких примеров может быть огромное
множество.

Современные приемы работы с учебной
информацией дают возможность перейти от
механического, а иногда и бездумного усвоения
учебного текста, к критическому осмыслению.

Применение кластера имеет следующие
достоинства:

— он позволяет охватить большой объем
информации;

— вовлекает всех участников коллектива в
обучающий процесс, им это интересно;

— учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое
мнение, сформированное на основании наблюдений,
опыта и новых полученных знаний;

— ученики активны и открыты, потому что у них не
возникает страха ошибиться, высказывая свое
мнение.

Мы живем в России и историю своей страны должны
знать. Завершить мне бы хотелось словами
российского историка В.О. Ключевского: «Без
знания истории мы должны признать себя
случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в
мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны
стремиться».

Я хочу привести один из примеров кластера,
составленного при изучении темы «Северная
война»:

Кластер

Опубликовано:

23 февраля 2023, 18:20

Прием кластера
Использование кластера в обучении: Freepik

Современная система образования нацелена на развитие критического мышления у учеников. Для этого используют разные педагогические технологии. Одна из них — метод кластера.

Что такое кластер и в чем его особенности

Что такое кластер? В переводе с английского «кластер» означает ‘скопление’, ‘рой’, ‘кисть’. То есть это союз, объединение, группа однородных элементов с определенными свойствами, образующие некую самостоятельную единицу. В современной жизни термин «кластер» используется повсеместно в науках и отраслях. Его успешно применяют в школьном обучении прежде всего как технологию развития критического мышления.

В чем суть кластеров? Суть кластеров в структурировании любого материала, будь то близкие языки в лингвистике или галактики в астрономии. Выделяют смысловые единицы, между ними устанавливают логическую связь, дающую возможность объединить их в кластер. В педагогике метод кластера — графический способ организации материала, объясняет преподаватель Анастасия Никитина.

Учителю важно учитывать следующие принципы построения кластера:

  1. Модель кластера можно строить, как планету со спутниками (в центре тема, вокруг нее — крупные смысловые единицы, от них — более мелкие) или в виде грозди (вверху записывается тема, от нее вниз — смысловые единицы).
  2. Центральным выступает ключевой термин, понятие, мысль, идея. Это может быть слово, сочетание слов, предложения, даты, образы.
  3. Крупные смысловые единицы соединяют с основным термином прямыми линиями.
  4. От крупных единиц могут отходить более мелкие, но важные для полноценного раскрытия темы.

Составление кластера на доске

Модель кластера в виде грозди с картинками: iStockPhoto

Метод кластера применим на любом уроке при изучении самых разных тем. Он подходит для любой стадии критического мышления — вызова, осмысления и рефлексии, о чем пишет кандидат педагогических наук . Форма работы может быть коллективной, групповой или индивидуальной.

Кластерный метод имеет ряд преимуществ:

  • охватывается большее количество материала, и это менее утомительно, чем при обычной работе;
  • в мыслительный процесс вовлекаются все ученики;
  • появляется заинтересованность в уроке, поскольку каждый может высказать свою точку зрения без боязни ошибиться;
  • все мыслительные процессы получают наглядное графическое отображение;
  • визуальное представление информации запоминается лучше, чем обычная текстовая информация. Это повышает мотивацию к учебе, отмечает преподаватель Анастасия Никитина.

Из недостатков кластерного метода можно отметить такие:

  • ограниченность дискуссий из-за нехватки времени на уроке;
  • при обширности темы приходится укрупнять смысловые блоки, не вдаваясь в подробности;
  • контроль учителя за направлением развития темы, так как возможны отклонения.

Кластерный метод обучения повышает у детей интерес к обучению, учит их творчески мыслить и высказывать свою точку зрения. В условиях творческого сотрудничества и конкуренции воспитывается чувство собственного достоинства и уважение к другой точке зрения.

Как составить кластер?

Перед составлением кластера учитель продумывает, какую модель выбрать для данной темы и как лучше организовать работу класса. Также будет ли кластер создаваться индивидуально или коллективно, на отдельных листах или в тетрадях.

Чтобы составить кластер, важно действовать поэтапно:

  1. Посередине листа или доски напишите ключевое понятие, отображающее идею или тему.
  2. Вокруг ключевого понятия учащиеся самостоятельно или вместе записывают все, что знают по данной теме: ассоциативные слова, факты, образы, даты.
  3. Все, записанное коллективно или индивидуально, систематизируют и объединяют в группы, определяя крупные и более мелкие смысловые единицы.
  4. Так у ключевого понятия появляются «спутники», которые надо соединить с ним прямыми линиями. У «спутников» возникают свои «спутники», логическая связь между которыми также обозначается соединением.

В итоге получается структура, которая становится графическим отображением размышлений обучающихся и определяет информационное поле темы, отмечает старший преподаватель Государственного аграрного университета Северного Зауралья Наталья Бирюкова в статье «Метод кластера в профессиональном обучении студентов».

Вот еще некоторые советы по составлению кластера от преподавателя Чирчикского педагогического института Тухты Юлдашевой:

  • записывайте все идеи и мысли по теме, пока они не закончатся;
  • не ограничивайтесь заранее составленным планом, чтобы построить как можно больше связей;
  • обозначьте для большей наглядности элементы разными цветами.

На этапе обучения учитель может привести собственный пример кластера и попросить учеников его проанализировать. Оправдана будет помощь при выделении смысловых единиц.

Ученик составляет кластер на доске

Ученик выбирает смысловые единицы кластера из предложенных: YouTube/Образовательный канал

Существуют разные виды кластеров, которые можно применять на уроках.

Классический кластер

В классическом кластере учитель пишет на доске ключевое слово и просит учеников записать в тетради или на листочках все слова, которые они знают по данной теме. Затем из записей всех учеников составляют общий кластер и записывают его на доске.

Например, для младшей школы можно записать ключевое словосочетание «состав слова» и предложить детям записать вокруг все понятия и определения, имеющее отношение к этой теме.

Бумажный кластер

Учитель раздает ученикам карточки с написанными на них словами, предложениями или текстом и дает ключевое слово. Ученики должны приклеить карточки со словами вокруг главного, установив логическую связь между ними и центральным понятием.

Например, к теме «Образование и укрепление Казахского ханства» подойдут карточки с названиями племен, именами ханов, частями территорий. Ученики должны расположить их в логической связи.

Используют и другие виды кластеров: с нумерованными словами, картинками, обратный или групповой. Создание кластера — интересный и увлекательный метод изучения школьных предметов. Его преимущества перед обычным обучением значительны.

Метод кластера поднимает образовательный процесс на более высокий уровень. Это не простое запоминание выданной информации, а умение использовать уже известную, моделировать ее и делать собственные умозаключения.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1773379-cto-takoe-klaster-v-istorii/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти амплитуды гармонических колебаний
  • Как составить программу в qbasic
  • Как найти мою отправленную посылку
  • Как составить электронную формулу скандия
  • Как найти регистрационные данные организации в еис