Как составить кластер по тексту учебника

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Составление кластеров по
тексту учебника на уроках географии ,как один из методов достижения цели
получения новой информации самостоятельно .

Новая организация общества,предъявляет
выставляет новые требования к образовательной деятельности. Сегодня необходимо
подготовить школьника к самостоятельной жизни. Научить ученика самостоятельно
добывать знания, выделять главное из огромного информационнного поля для
достижения поставленной цели,совершенствоваться быть активной и творческой
личностью.

Инновационный подход к обучению позволяет
так организовать учебный процесс, что ребёнку урок должен  доставляеть  радость
и приносить пользу.Для этого необходимо использывать различные методы в организации
учебного процесса, которые заитересуют обучающегося . Одним из таких методов
является составление кластеров и применение их

на всех трех стадиях урока для изучения
новой темы, закрепления, повторения и контроля.

Кластер – это педагогическая стратегия,
которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает
доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной
теме, а также развивает память и пространственное мышление.  Его можно
составлять индивидуально ,а также в сотрудничесте с групой детейили работа в
парах.

Это
способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер –
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном
порядке в виде грозди.

Система кластеров позволяет охватить
избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер
как основную смысловую часть, следует конкретизировать направления развития
темы

Примеры использования приема кластеров на
уроках географии в 5 классе

Сай Любовь Михайловна, учитель географии

МБОУ СОШ № 6 станицы Новолеушковской
Павловского района

Краснодарского края

Современная  система  образования  дает 
возможность  учителю  выбрать

множества  инновационных  методик  ту, 
которая  позволит  обучающемуся  поразмышлять

самому,  самостоятельно  получить 
информацию,  по-новому  взглянуть  на 
собственный

опыт и знания.

технологию  развития  критического 
мышления  через  чтение  и  письмо .

широкий набор методических приемов и
стратегий ведения урока. Например, графическое

представление  основной  информации 
обеспечивает  системно-деятельностный  подход  к

обучению,  формирует  универсальные 
учебные  действия,  позволяет  сделать  наглядными

те мыслительные процессы, которые
происходят при погружении в ту или иную тему — это

прием «кластеры».

Суть  этого  приема  –  выделение 
смысловых  единиц  темы  и  их  графическое отображение

оформление в определенном порядке в виде
схемы – «виноградная гроздь».

При изучении темы урока ведется работа с
учебником. Предлагается прочесть текст и представить его графически.

изучаемого  параграфа  и  выделить  в 
нем  большие  и  малые  смысловые  единицы.  Далее

после обсуждения и уточнения формулировок
смысловых блоков в тетрадях в рамках (или

овалах)  записываются  принятые  названия.
 На  основе  текста  учебника  вокруг  каждой

рамки  формируется  «гроздь»  — 
устанавливаются  связи  между  блоками  и  соединяются

стрелками.

Урок № 1. Тема «Что изучает география».

Задачи:  сформировать  первичные 
представления  о  географической  науке,  изучающей

поверхность  Земли  как  среду,  в 
которой  возникло  и  развивается  человечество;  об

элементах  земной  поверхности, 
географических  объектах,  явлениях  и  процессах  и

алгоритме их изучения и описания.

Способ работы учащихся

с кластером: составление

нового кластера;

составление краткого

рассказа по готовому

кластеру с использованием

слов, входящих в кластер.

Форма работы с

кластером: коллективная.

Применение: изучение

нового материала,

закрепление.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: коллективная под

руководством учителя;

обучение данному приему.

Последовательность
действий проста и логична:

1.
В начале, посередине чистого листа (классной доски),  слайда  
написать ключевое слово или предложение, которое является центром идеи, темы.

2.
Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы.

3.
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.

В
итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной теме.

Урок № 2. Тема «Познание мира в
древности».

Способы работы учащихся с кластерами:
— Составление нового кластера.
— Составление краткого рассказа по готовому
кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера. 

— Коррекция и совершенствование готового
кластера. 

— Анализ и завершение неполного кластера:
—        
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение
этого главного термина;

—        
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.

Формы работы с
кластерами

—   Самостоятельно при выполнении домашней
работы

— Самостоятельно на практическом занятии
— В составе малой группы с последующим конкурсом
на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя,
выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на
составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина
(терминов) неполного кластера.

Использование технологий с составлением
кластеров открывает широкие возможности для активизации работы учащихся на
уроке.

Задачи: сформировать  представления  об 
изучении  природы  учеными  Древнего  мира;  о

вкладе  ученых  древности  в  познание 
Земли;  об  изменении  знаний  человека  о  Земле  в

средние века.

Способ работы

учащихся с кластером:

составление нового

кластера;

структурирование

учебного материала.

Форма работы с

кластером: групповая.

Применение: на стадии

изучении нового

материала.

Форма организации

деятельности

учащихся на уроке:

групповая работа при

участии учителя,

выступающего в

качестве ведущего,

помогающего группе

составить кластер;

работа с картой.

Преимущества использования технологии «Кластери»:

самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность
учителю отследить понимание темы;

для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт
возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет
увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями;

пользование кластера помогает преподавателю учитывать
индивидуальные особенности учеников: один при составлении собственного кластера
будет использовать слова, другой понятия, а третий — просто нарисует объект
изучения или процесс.

Урок № 12. Тема «Форма и размеры Земли».

Задачи: закрепить представление о форме
Земли; познакомить с размерами Земли;

выявить влияние формы и размеров планеты
на ее жизнь.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию
обучения и интерес детей к урокам, формируют обстановку творческого
сотрудничества и конкуренции, воспитывают в чувство собственного достоинства,
дают учащимся ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
На современном этапе в процессе обучения важно не простое знание фактов, не
умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем
информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а
созидание и сотрудничество.

Применение технологии «Кластер» позволяет ученикам проявить
индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит
отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному
выводу.

Способ работы учащихся

с кластером: коррекция и

совершенствование

готового кластера

(некоторые рамки в

кластере пустые).

Форма работы с

кластером:
в составе малой

группы с последующим

объяснением введенной

информации.

Применение:

структурирование учебного

материала на стадии

изучении новой темы.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: работа в малых

группах без участия

учителя; проведение и

демонстрация опыта

учителем.

Урок № 14. Тема «Ориентирование на земной
поверхности»

Задачи:  сформировать  знания  о 
способах  ориентирования  на  местности;  умение

определять направления с помощью компаса
понятие «азимут» и умение его определять.

Способ работы

учащихся с кластером:

анализ и завершение

неполного кластера без

указания нескольких

терминов и определение

этих терминов.

Форма работы с

кластером: работа в

составе учебной группы

при участии учителя.

Применение:  на стадии

вызова – для

систематизации

имеющейся информации;

на стадии осмысления –

фиксация фрагментов

новой информации; на

стадии рефлексии –

установление логических

связей. 

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: групповая;

практическая работа по

определению сторон

горизонта и азимута.

Урок № 22. Тема «Географические карты».

Задачи: раскрыть черты сходства и различия
географических карт и планов; познакомить

с  условными  знаками  карт,  различиями 
географических  карт  по  масштабу,  содержанию,

охвату территории, назначению.

Способ работы учащихся

с кластером: составление

нового кластера.

Форма работы с

кластером:
работа в

составе малой группы с

последующим конкурсом на

лучший кластер.

Применение: на стадии

вызова – для

систематизации имеющейся

информации; на стадии

осмысления – поиск новой

информации; на стадии

рефлексии – группировка

понятий, установление

логических связей.

Форма организации

деятельности учащихся

на уроке: самостоятельная,

в малых группах;

сопоставление карт разного

содержания, сравнение

глобуса и карты полушарий.

Способ работы учащихся с

кластером: анализ и

завершение неполного

кластера без указания

главных терминов,

определение этих главных

терминов.

Форма работы с кластером:

определение терминов

неполного кластера.

Применение: по мере

поступления новых знаний.

Форма организации

деятельности учащихся на

уроке: индивидуальная;

выполнение практических

заданий на определение

абсолютных высот гор и

равнин; работа с картами.

Задачи: сформировать  общие представления
об  особенностях  строения  дна  океанов,  его

основных частях.

Способ работы учащихся с

кластером:
на стадии вызова –

самостоятельная работа; на

стадии рефлексии –

составление краткого

рассказа по готовому

кластеру.

Форма работы с кластером:

в составе учебной группы при

участии учителя,

помогающего составить

кластер.

Применение: на этапе

вызова дети высказывают и

фиксируют все имеющиеся

знания по теме, свои

предположения и ассоциации;

на стадии рефлексии –

систематизация полученных

знаний.

Форма организации

деятельности учащихся на

уроке: групповая; работа с

картой.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация

Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет — это стремление стать лучше для своих учеников.

Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?

Слайд 4. Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни — умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, «надпредметная» технология.

Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.

Слайд 6. Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

I фаза
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер — универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.

Слайд 7. Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшнего мастер-класса и чего опасаетесь.

На слайде яблоня — образ ваших надежд, мешок — ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».

Распределим яблоки: яблоки — ожидания на дерево, а яблоки — опасения отправим в мешок.

Слайд 8. Итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).

— Я научусь различать некоторые виды кластера.

— Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен ученикам.

— Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.

— Составление кластера — увлекательное и полезное занятие.

— Не успею всё выполнить вовремя.

— Специальные термины и новые слова препятствуют восприятию.

— Удачи в освоении метода кластера и его составлении.

Слайд 9. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:

От английского слово «кластер» cluster обозначает

  1. Кисть, рой, пучок, гроздь.
  2. Группа (a cluster of people).

Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 10. Кластер — это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование — информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 11. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.

Слайд 12. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе, когда ученики еще не знают, что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот прием — составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт», по-другому может называться «Умный конверт». Кому как нравится.

Сегодня я познакомлю вас с этим приемом на примере урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Слайд 12. Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.

— Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера — как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

Слайд 13. Итак, тела — это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные. Теперь мы можем эту часть приклеить.

Слайд 14. Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

Слайд 15. Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.

Слайд 16. Приклеиваем эту часть.

Слайд 17. Остается одна часть схемы — частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы — сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.

Слайд 18. Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.

Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебникам, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Слайд 19. Прием «Умный конверт» я использую на разных уроках. Вот только несколько примеров. Дети, объединившись в 4 группы, составляли кластер при изучении темы «Части речи» в 3 классе.

Слайд 20. При изучении глаголов-синонимов и антонимов в 3 классе ребята смогли найти слова-помощники для изучения материала про данной теме.

Слайд 21. Одна из самых сложных тем по окружающему миру в 4 классе — изучение природных зон. На обобщающем уроке мы с учениками составили кластер по теме «Природные зоны России». На уроке работала 6 групп исследователей, в конце урока они представили всем свою природную зону. Опираясь на карточки-помощницы, юные ученые рассказали о совей зоне. В конце урока получился кластер.

Слайд 22. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».

Слайд 23. На уроках я активно использую приём «Модель — описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.

Слайд 24. На уроках ребятам полезно составлять «Модель — сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Слайд 25. Следующий приём «Модель — рассуждение». Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Построение модели — рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза». Дети рассуждают, какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Слайд 26. Кластер (гроздья) — один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Слайд 27. Итак, каковы же правила составления кластера

  1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
  2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
  3. Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
  4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.

Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе — этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.

Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы. Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку — составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Слайд 28. Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

«То, что я хочу познать — это яблоня, что я познаю — это ветвь яблони, то, что я передам ученику — это яблоко, то, что он возьмет от меня — это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Слайд 29-30. Удачи вам! Надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезным, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  2. http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
  3. http://www.openclass.ru/node/459297

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории

Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории

Как готовить кластер?

При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

  • прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
  • после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
  • на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
  • попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
  • на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» — сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

Цель : развитие познавательных способностей учащихся через современные приемы работы с текстом.

Направления педагогической деятельности:

— реализация системно — деятельностного подхода для развития активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

— организация самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование универсальных учебных действий.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация.

В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Применение в учебной деятельности При изучении нового:  учитель составляет кластер вместе с детьми;  используя кластер как опорный конспект, работая в паре и группе, учащиеся несколько раз проговаривают изложенный материал; на последующих уроках, учащиеся самостоятельно воспроизводят материал кластера. На этапе целеполагания :  для стимулирования мыслительной деятельности;  для концентрации внимания учащихся на изучаемой проблеме;  для актуализации уже имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала;  -

Применение в учебной деятельности

При изучении нового:

  • учитель составляет кластер вместе с детьми;
  • используя кластер как опорный конспект, работая в паре и группе, учащиеся несколько раз проговаривают изложенный материал;
  • на последующих уроках, учащиеся самостоятельно воспроизводят материал кластера.

На этапе целеполагания :

  • для стимулирования мыслительной деятельности;
  • для концентрации внимания учащихся на изучаемой проблеме;
  • для актуализации уже имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала;

На этапе закрепления :  для структурирования учебного материала; даёт возможность понять и усвоить содержание материала; помогает найти главную информацию в тексте; способствует развитию аналитических умений и запоминанию нового в структурированном виде. На стадии рефлексии: при подведении итогов того, что учащиеся изучили; для понимания на какой ступени знаний находятся учащиеся; для осуществления контроля и самоконтроля.

На этапе закрепления :

  • для структурирования

учебного материала;

  • даёт возможность понять и усвоить содержание материала;
  • помогает найти главную информацию в тексте;
  • способствует развитию аналитических умений и запоминанию нового в структурированном виде.

На стадии рефлексии:

  • при подведении итогов того, что учащиеся изучили;
  • для понимания на какой ступени знаний находятся учащиеся;
  • для осуществления контроля и самоконтроля.

Формирование универсальных учебных действий Регулятивные Познавательные . Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Сличают свой способ действия с эталоном. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные

Познавательные

.

  • Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
  • Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
  • Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
  • Сличают свой способ действия с эталоном.
  • Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
  • Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
  • Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  • Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

Коммуникативные

.

  • Чувство гордости за свою страну.
  • Уважение истории, культурных и исторических памятников.
  • Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
  • Уважение и принятие других народов и мира.
  • Межэтническая толерантность.
  • Готовность к равноправному сотрудничеству.
  • Уважение личности и ее достоинства.
  • Доброжелательное отношение к окружающим.
  • Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
  • Уважение ценностей семьи.
  • Любовь к природе.
  • Умеют слушать и слышать друг друга.
  • С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
  • Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
  • Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Краснова Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 166 г.о.Самара

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Кабанова — Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.)

Цели и задачи технологии развития критического мышления

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. (Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. — М.: Совершенство, 1998. — 608с.)

Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Основная идея технологии развития критического мышления — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  • стадии вызова
  • смысловой стадии
  • стадии рефлексии.

(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 203с.)

Приёмы технологии «Развития критического мышления

  • Проблемные вопросы
  • Взаимоопрос
  • Мозговая атака.
  • Групповая дискуссия.
  • Ключевые термины.
  • «Корзина» идей, понятий, имен…
  • Написание эссе
  • Лекция со стопами
  • Синквейн
  • Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

— в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

— на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

— на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.

В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:

Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.

Кто работает по программе Е.А.Быстровой, тот знает, что на изучение темы «Разряды предлогов» в 7 классе в учебнике отводится полторы страницы, теоретические сведения даны не в системе, что затрудняет понимание морфологических особенностей этой части речи. На стадии вызова («Что мы знаем о предлоге как части речи?») составленный учащимся кластер выглядел так:

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Использование приёма кластера на уроках литературы позволяет, на мой взгляд, не только разобраться в содержании текста, но и создаёт предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Примером тому служит работа на уроке в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Так, на стадии осмысления, отталкиваясь от названия сказки и названия деревни, в которой происходят описываемые события (тёплый – сделанный с любовью, добром; Бережки – берега – оберегать – беречь… — жить мирно, беречь друг друга, приносить добро), выходим на составление кластера «Что такое добро?»

Далее, обращаясь к эпиграфу урока (слова В.Шкловского о Паустовском: «Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра»), задаёмся вопросом: неужели творить добро – трудно?

Обращаясь к тексту сказки, видим, что старик из рассказа Филькиной бабки умер от охлаждения сердца. У Фильки тоже замёрзло сердце, но он понял свою ошибку. Кстати, писатель нам  уже намекнул, что Филька – не потерянный для общества человек, и эту подсказку мы видим в самом имени героя: Филька – Филипп – «любящий коней». Филька пошёл за советом к мельнику Панкрату. Но мы-то понимаем, что этот мельник может всё, раскрыв тайну его имени: Панкрат – «всевластный». Именно Панкрат помогает Фильке попросить прощения у коня по кличке Мальчик. И наш кластер дополняется следующими записями:

Зло, грех (бросить хлеб на землю)

мальчик  Филька                                                                конь Мальчик        Филипп        

                                                                                добрый «любящий коней»                         отражение

Панкрат, «всевластный»

Таким образом, выходим на понимание того, какой долгой и трудной оказалась для Фильки дорога добра. Но разве жить без добра легче? Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее сердца человеческие добром. Произошло чудо: зло, лихо отступило перед Добром.  И ещё один момент: теперь мы видим особенность построения сказочного повествования – зеркальную композицию. Также становится понятным, почему свою сказку автор назвал не «Раненый конь», а «Тёплый хлеб»: тёплый – сделанный с любовью, добром. Таким образом выходим с детьми на идею произведения.

Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти радиус описанной окружности куба
  • Как найти объем отходов
  • В платежке неправильно указан октмо как исправить
  • Как найти цену деление ответ
  • Как правильно составить смету при усн