Как составить кластер по теме почва

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.

Данный материал составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной программой по географии основного общего образования по авторской программе Е.М.домогацких. Кластер является  наглядной демонстрацией теоретического материала по почвам России. Он может использоваться как на этапе закрепления в классе или  обобщения дома ( при условии самостоятельной работы учащихся), так и проверки изученного  для заполнения  пропущенных моментом.

Просмотр содержимого документа

«Типы почв России (кластер). »

Кластер «Почвенные ресурсы России» география 8 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Кластер по теме «Почвенные ресурсы России»

Главный источник сырья для промышленности

Главный источник получения с/х продуктов

Значение почвы для жизни и деятельности человека

Хозяйственная деятельность человека

Обмен веществом и энергией м/у земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами

Основы земельного законодательства

Главный правовой документ по вопросам использования земельных ресурсов

Совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев с/х культур и кормов для животноводства.

Полезащитные и противоэрозионные лесонасаждения

Источник

Урок по теме Почва как среда жизни

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по биологии

Учебник : Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко , И.Я. Колесникова Биология Живой организм 5-6 класс

Тема урока: «Почва как среда жизни»

Тип урока : комбинированный.

Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение животных для почвы и наоборот;

3) конкретизировать знания о почве как среде обитания

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

6. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

7. Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма

8. Средства обучения : познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г,

учебник Биология Живой организм 5 класс, мультимедиапроектор

9. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

10. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно- деятельностный подход.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— О какой земле идёт речь? (о почве)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?

Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.

V . Открытие нового знания.

Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.

Почвообразующая горная порода.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Самостоятельная работа с учебником.

Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?

Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и

попробуйте составить схему

Состав почвы

твердые жидкие газообразные

глина минеральные вода воздух

Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Каковы особенности почвы, как среды обитания?

Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.

1 ряд – кислород, влажность

прячутся от палящих лучей

спасаются в глубоких норах от мороза

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

задние лапы с лопатообразными выростами

Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин

1 вариант – значение почвы для животных

2 вариант – значение животных для почвы

Значение

1. жилище 1. круговорот веществ

2. укрытие от врагов 2. перемешивают

V I . Отработка учебных действий

Почва – верхний плодородный слой земли.

В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

Глинистые почвы содержат меньше воздуха.

Гумус необходим для питания растений.

4.В почве обитают только мелкие животные

Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.

Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+

Что нового узнали на уроке?

Кто лучше всех работал на уроке?

VIII . Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»

Источник

0

Кластер по теме «Почвы, экологические проблемы и охрана»

Кластер по теме «Почвы, экологические проблемы и охрана»

(8 класс)

Хозяйственная деятельность человека (антропогенная нагрузка)

Водная эрозия

Ветровая эрозия

 

Главный источник получения с/х продуктов

Добыча полезных ископаемых

 

Сбор ягод и грибов

Засоление почв

 

Значение почвы для жизни и деятельности человека

Враги почвы

факторы

Вырубка лесов

Почва

почвообразования

Прокладывание дорог

и и

Мероприятия по охране

Высаживать лесополосы

Проводить снегозадержание

Значение для природы

Неправильная распашка земель

типы почв

автотранспорт

 


 

ядохимикаты

 

Корни и семена

Простейшие, грибы, бактерии и вирусы

Жуки, личинки, дождевой червь

 

Кислотные дожди

 

Кроты и землеройки

 

Умеренно применять удобрения и ядохимикаты

 

Грамотно проводить мелиорационные мероприятия

Обмен веществом и энергией м/у земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами

Мелиорация – это совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев с/х культур и кормов для животноводства.

Виды мелиораций


 

Осушение

 

Орошение

Борьба с эрозией

Химическая мелиорация

Главный правовой документ по вопросам использования земельных ресурсов

Опубликовано 08.08.19 в 12:18

Размер файла: 18.79 Кбайт

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

I.

Организация на занятие

Менеджер меняет обязанности в летописи

Уметь анализировать события и ситуации

II.

Сообщение темы

Ученики

• проверяют гипотезу о том, как образуется почва.

• учатся дробить камни в частицы размером, подходящим для почвы.

• делают почву по своему «рецепту».

• делают вывод о способах образования почвы.

Подготовка

Ученики пытаются сделать почву из тех компонентов, которые они увидели на предыдущем уроке.

Используются три метода измельчения: песок и мелкие камни – молотком, камни и щебень – самодельная «дробилка» или самодельная «мельница», возможно размельчить компоненты, перетерев их друг о друга (кора, сухие листья).

Необходимо изготовить «дробилку» для камней из длинного металлического цилиндра, открытого с одной стороны (в него засыпают камни) и шеста, которым будут дробить камни. Обратить внимание детей на необходимость защиты глаз. Можно воспользоваться готовыми очками, можно предложить детям самим изготовить очки или защитные маски (из пластиковых бутылок). Средства защиты могут быть изготовлены на отдельном уроке «Оборудование для обеспечения безопасности».

Ученики составляют «рецепт» почвы, указывая количество частей для каждого компонента, предварительно договариваясь, что подразумевается под словом «часть» — ложка, 100г, стаканчик и т.д.

Роль ученика – Агроном

Обобщать полученные сведения

определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

III.

Основная часть

1.Составление кластера по теме «Почва»

1. Групповая работа Составление карт понятий по теме почва

1гр красный маркер Как используется почва людьми?

2 гр синий маркер Как используют почву растения?

3 гр зеленый маркер Как используют почву животные?

Обмен картами. Дополнение сведений

Пересматриваем карту понятия «Почва» и задаем вопрос: можете ли вы сделать почву?

-Что является основным компонентом почвы, какие частицы, какие вещества?

(можно посмотреть фотографии, если они были выполнены с помощью электронного микроскопа).

-Как вы думаете, эти частицы всегда такими были?

(«подводим учащихся к мысли о том, что мелкие частицы получились из более крупных в результате разрушения).

-Как вы думаете, каким образом разрушались крупные частицы? -Как мы можем сделать это?

-Какая опасность подстерегает нас, если начать разбивать камни молотком?

Может быть, с помощью этих двух труб мы сможем избежать опасности? (демонстрируем «камнедробилку).

-Как, на всякий случай, мы сможем защитить глаза?

2.Практическая работа

2.1. Каждая группа придумывает свой рецепт почвы, записывает его в рабочем листе.

Еще раз перечисляем вместе с детьми компоненты – камушки, песок, вода, корни, пыль, глина и т.д. Если дети ещё что-то хотят включить в состав почвы – это их право.

Договариваемся о единице измерения частей – мл или г (общий объем должен быть около 125 мл).

Если кто-то из детей исследовал почву, купленную в магазине, и заметил там удобрения – их не включаем в рецепт, т.к. о роли удобрений будет разговор позже.

2.2.Дробление.

Помогаем детям воспользоваться «камнедробилкой» или двумя металлическими брусками для растирания камней, молотком – для измельчения песка, показываем способ измельчения с помощью трения.

Все материалы собираются в отдельные ёмкости, из которых каждая группа может взять столько, сколько указано в рецепте этой группы.

2.3. Сортировка искусственного грунта.

 Используем сита, весы, мерные стаканчики, заполняем Рабочий лист.

2.4. Обобщение материала о почвообразовании.

У вас получилась такая же почва, как на улице?

Чем она похоже на ту, что на улице? Чем отличается?

 Сравниваем состав и структуру «уличной» и «самодельной» почвы.

В горах есть почва? А как измельчаются камни в горах?

Как природа создаём песок? Где больше всего песка? (в речках) Как выдумаете, почему? (вода помогает перетирать камни) Можно ли как-то проверить эту идею?

 Не хотите ли вы дополнить карту понятия «Почва»?

Дополнение: можно посетить реку или ручей, чтобы проанализировать состав и структуру почвы в водоеме, вблизи и вдали от него.

Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Знать правила общения. Анализировать различные ситуации

уметь  учиться определять истинность высказывания и выражать её словами «да» и «нет»

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

IV

Итог занятия: 

 Что мы сегодня сделали на занятии? Запись в Летописи.

подводить итог

V.

.Предложение к следующему занятию: Приготовить сообщения «Виды почв».

VI.

Рефлексия: оцени себя сам:

— я работал сам, быстро и аккуратно;

— я работал медленно, но правильно;

— я не понял, мне помогали;

— я работал,  но отвлекался и поэтому у меня не получилось.

уметь анализировать свою работу, делать выводы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кратность варианты примеры
  • Как найти архив вотс ап
  • Как найти нефть или газ
  • Как исправить кодировку в ubuntu
  • Как найти внешний электронный уровень