Как составить кластер правило

Памятка

«Как составить кластер»

Кластер (от англ. cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.  Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1.  Не бояться записывать всё», что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.  Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.  Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

               Как составить кластер

Кластер это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединить  прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

При составлении  кластера необходимо соблюдать следующие правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»

Первичный кластер.

Расставьте  цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно  что-то добавить, что-то с чем-то объединить.

Получается вторичный кластер.

Кластер. Схема. Характеристика героя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Жить значит мыслить.

Науки юношей питают.

Через сомнения приходим к истине.

Марк Туллий Цицерон

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся начальных классов, в соответствии с возрастными особенностями (доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Поэтому я начала осваивать приём ТРКМ «Кластер». Почему именно его?

Методический прием КЛАСТЕР можно считать универсальным, так как он обеспечивает достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов.

(Таблица)

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер оформляется в виде грозди.

Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен

на доске,

на отдельном листе,

в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Применение приёма «кластер»

Приём кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного приёма может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема.

Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания (пример тетрадей и листов). В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример (видео)

В качестве примера приведем составление кластера на уроке окружающего мира при изучении темы «Невидимые нити. Лес».

В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации.

Учитель фиксирует их на доске.

Далее следует чтение параграфа из учебника.

В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.

Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение приёма кластера на уроках детям?

Прием кластера развивает системное мышление,

учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,

учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,

развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением приёма кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.

Мои результаты:

— Меняется отношение детей к урокам литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

— Изменяется у обучающихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.

— Изменилось отношение обучающихся к индивидуальной, групповой и коллективной работе.

— Повышается уровень интеллектуальных способностей обучающихся.

— Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.

— Повысились активность детей на уроках, оживился интерес к познанию.

Применение ТРКМ позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, ТРКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Большим полем деятельности в применении ТРКМ в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка.

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Методический
материал

по
составлению кластеров

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять ключевые
слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать, сравнивать
и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление
первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием
«Кластеры»

Прием «Кластер»
(«гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием
систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель
Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша
тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой
линией со звездой. У каждой планеты – спутники. 
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап — посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы
учащихся с кластерами:

— Составление
нового кластера.

— Составление
краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в
состав кластера.

— Коррекция и
совершенствование готового кластера.

— Анализ и
завершение неполного кластера:

—  без
указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого
главного термина;

—  без
указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с
кластерами

—  
Самостоятельно при выполнении домашней работы

— 
Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой
группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному
преподавателем главному термину

— В составе
учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего,
помогающего группе составить кластер

— При выполнении
контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или
определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

  Кластер,
созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание
учащимися темы.

Для самих учащихся
это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи
между идеями и понятиями

Кластер –
это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает
наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)

Работа с кластером
— письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт
возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе
кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся
приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.
Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся
в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной
стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при
работе над кластером.

Памятка
по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2) Составить
кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями.
Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4) Вокруг
этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты,
образы,  подходящие для данной темы;

  5) 
Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У
каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6) Схема
кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7)  В
итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

1. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.

Р1.JPG

Кластер на тему «Российская
гражданская идентичность». №2

Р2.JPG

№3
Р3.JPG

4. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Р1.bmp

 Предложите несколько тем
экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию
этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на
формирование российской гражданской идентичности.

В комплексе задач, которые призвана
решать  школа, в вопросе формирования этнокультурой   идентичности  можно
выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая — это создание
организационно-содержательных и педагогических условий для эффективного
формирования этнокультурой   идентичности     рамках изучения
общеобразовательных предметов учебного плана и в процессе внеклассной и
внешкольной работы. Вторая сторона представлена созданием благоприятного
психологического микроклимата в школьном коллективе, благоприятных
взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, который
создаётся в ходе совместной деятельности и оказывает непосредственное влияние
на окружающий социум. На наш взгляд, важно при создании определенных нами
условий, использовать в педагогической деятельности адекватные формы, методы и
средства образования.

 Из опыта  работы                                           

В рамках спецкурса «Культура народов
Поволжья » учащимся предоставлялась возможность не только слушать
преподавателя, но и самим участвовать в организации и проведении занятий.
Аудиторные занятия проводятся в различных формах: урок — лекция, урок —
дискуссия, урок -беседа, урок — аукцион, урок — драматизация и т.д.
Использование в учебном процессе подобных форм способствует более полному
раскрытию ученика как личности и в то же время позволяет глубже проникнуть в
составляющие культуры того или иного этноса.

Наряду с аудиторными занятиями данной
программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести
экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого
музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего
народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить
свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник
национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать
блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни»,
когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами
организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких
мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся
также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка игрушек народов
Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями
мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему
«Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам
словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам,
передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта
акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать
новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов
программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями
национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное
представление об этнических общинах в городе, крае.

Программа спецкурса включает в себя
возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под
руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных
особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..

Как показало проведенное нами
исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у
старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики,
этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры
своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.

Работа в ходе эксперимента строилась
таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во
взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к
проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к
организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя
функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали
проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного
межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет
старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам
самостоятельно решать многие доступные проблемы.

Кроме того, к  участию в мероприятиях
стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других
образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание
атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся
таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание,
умение слушать других и т.д.

Внеклассная и внеучебная деятельность
учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным
общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе,
трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует
усвоению этого опыта.

Исследование, проведённое нами,
показало, что эффективной формой формирования этнокультурой   идентичности    
старшеклассников является музейная деятельность. Создание школьного  музея
позволило вынести широкое образование школьников в области этнологии за рамки
регламентированных учебных программ. Музей выполнял следующие функции:
пополнение фондов, систематизация подлинников, сохранение подлинников;
демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных четырёх функций, музей выполнял
еще одну, не менее важную — это особая форма дополнительного образования,
развивающая кругозор учащихся и побуждающая их к сотворчеству, активности,
самодеятельности. Данные качества развиваются у них в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганде экспонатов музея. Учащиеся
старших классов активно занимаются  экскурсионно-просветительской работой. Они
проводят экскурсии по музею  для учащихся, родителей, гостей школы, оказывают
содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Большой интерес вызывали экскурсии по теме: «Особенности национального костюма
народов Поволжья проживающих на территории Ульяновской области», «Особенности
быта русского народа в 19веке», «Национальные игрушки», « Святые места  нашего
поселка. Никольская гора».

Таким образом, выпускник школы,
независимо то его национальной принадлежности должен  стать  субъектом 
деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем
заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом
мире).

5. Какие темы по отечественной
истории до XVIII века наиболее полно раскрывают воспитательный потенциал и
сущность понятия «российская гражданская идентичность»? №1.Культура русских
земель в XII — XIII веках.(6класс)

№2.Москва-центр борьбы сордынским 
владычеством. Куликовская битва.(6класс)

№3.Церковь и государство в
концеXV-начале XVI века..(6класс)

№4. Окончание  Смутного
времени.(7класс).

№5.Народные движения XVII века.

6. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии
политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм
идентичности россиян.

План

I.Гражданственная идентичность и
политика европеизация в преобразованиях ПетраI.

1)Нововведение в политической,
социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.

2)Реорганизация армии и флота

а) анализ военных поражений;

б) оценка военных побед.

3.Культура и нравы петровской
эпохи.

а) повседневная жизнь и быт
правящей элиты основной массы  населения;

б) просвещение и научные знания;

в) развитие искусства;

г) Санкт-Петербург — новая столица.

II. Процесс разложения традиционных
форум идентичности россиян.

1.Показать как в  различных
источники  рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в
социально- культурной области.

III .Соотношениегражданственной
идентичности  в европеизации и  традиционализма в преобразованиях ПетраI.

7. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих
историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось
бы понятие «идентичность».

I. Понятие гражданская
идентичность личности
.

1. Гражданская идентичность –
функции, содержание и структура
.

2. Комплекс программ по
формированию гражданской идентичности личности в системе
начального общего
образования
.

I I. Гражданский патриотизм.

1.С чего начинается
Родина – формирование гражданского патриотизма
.

2.Формирование
гражданской идентичности личности учащихся
начальной школы.

3.Роль курса 
«Окружающий мир»
 в
формировании гражданской идентичности личности
младших
школьников.

4.Роль гражданской
активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности
личности учащихся
младших классов.

8.

№1.Внешняя политика Екатерины
Второй(урок-лекция)

№2.История Крыма в истории России.
(урок-рассуждение)

№3.Крым сегодня(урок-презентация)

Основные
приемы, используемые на уроках, построенных
по Технологии Развития Критического
Мышления.

«Кластер»

Описание
приёма:

Понятие
«кластер» переводится как «гроздь,
пучок». Суть приёма — представление
информации в графическом оформлении.

В
центре записывается ключевое понятие.
Рядом записываются понятия, связанные
с ключевым. Ключевое понятие соединяется
линиями или стрелками со всеми понятиям
«второго уровня».

Кластер
является отражением нелинейной формы
мышления. Иногда этот приём называют
«наглядным мозговым штурмом».

Цель
приёма:

Кластер
используется, когда нужно собрать у
учеников все идеи или ассоциации
связанные с каким-либо понятием (например,
с темой урока).

Как
применяется на уроке:

Кластер
— универсальный приём. Он отлично подходит
для любой стадии урока.

Рассмотрим
пример применния данного приёма на
стадии «Вызов». На стадии «Вызов»
можно предложить учащимся методом
мозгового штурма в командах предположить,
по каким направлениям они будут изучать
новый материал. В результате этой работы,
учащиеся сами формируют цели урока.
Информация записывается на доске. При
записи предположений и их систематизации
неизбежно возникнут противоречия или
вопросы. Учитель переводит урок в стадию
«Осмысление» и предлагает учащимся
найти ответы на свои вопросы в новом
материале.

Продолжается
работа с данным приемом и на стадии
«Осмысление»: по ходу работы
с изучаемым материалом вносятся
исправления и дополнения в кластер.

Большой
потенциал имеет этот прием на стадии
«Рефлексия»: это исправления
неверных предположений в «предварительных
кластерах», заполнение их на основе
новой информации, установление
причинно-следственных связей между
отдельными смысловыми блоками (работа
может вестись индивидуально, в группах,
по всей теме или по отдельным

смысловым
блокам).

Очень
важным моментом является презентация
«новых» кластеров. Задача этой
формы не только систематизация материала,
но и установление причинно-следственных
связей между элементами кластера.
Например, как взаимосвязаны между собой
смысловые блоки. Заданием может стать
и укрупнение одного или нескольких
элементов, выделение новых.

В
зависимости от цели урока учитель может
организовать индивидуальную самостоятельную
работу учащихся или коллективную – в
виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при
изучении самых разнообразных тем.

Правила составления кластеров:

1
этап — посередине чистого листа
(классной доски) пишется ключевое
слово или словосочетание, которое
является «сердцем» идеи, темы.

2
этап — учащиеся записывает все то, что
вспомнилось им по поводу данной темы.
В результате вокруг «разбрасываются»
слова или словосочетания, выражающие
идеи, факты, образы, подходящие для
данной темы (модель «хаос»).

3
этап — осуществляется систематизация.
Хаотичные записи объединяются в
группы, в зависимости от того, какую
сторону содержания отражает то или
иное записанное понятие, факт (модель
«планета и ее спутники»).

4
этап — по мере записи появившиеся слова
соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников»
в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые
логические связи. В итоге получается
структура, которая графически отображает
наши размышления, определяет
информационное поле данной темы.

«
Корзина идей»

Описание
приёма:

Это
прием организации индивидуальной и
групповой работы учащихся на начальной
стадии урока, он позволяет выяснить
все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет
ключевое понятие изучаемой темы и
предлагает учащимся за определенное
время выписать как можно больше слов
или выражений, связанных, по их мнению,
с предложенным понятием. Важно, чтобы
школьники выписывали все, приходящие
им на ум ассоциации.

Пример
«корзины идей»:


Тема нашего урока: Наши праздники. Что
такое праздник?

Действительно, празднование всегда
приурочено к какому-либо событию.

О каких праздниках мы говорим «наши»,
«мой»?

Запишите на листах бумаги праздники, о
которых мы можем сказать «Наши праздники»
(1 минута)

Обсудите со своим соседом вашу информацию
и составьте общий ответ на мой вопрос.
(1 минута)

Что у вас получилось? (зачитывание работы
пар)

Попробуем систематизировать полученную
информацию.

Для
эффективной систематизации полученной
информации можно совместить приём
«корзина идей» с каким-либо
графическим приёмом представления
информации. Например, на этапе системаизации
полученной информации можно нарисовать
на доске кластер.

Цели
приёма:

  • Вызов
    индивидуальных имеющихся представлений
    по изучаемой теме

  • Обеспечение
    включения каждого школьника в учебный
    процесс

Правила
применения:

Время
выполнения: 7-8 минут

1
этап
.
2 минуты. Учащиеся выполняют работу
индивидуально.

2
этап
.
2 минуты. Затем происходит обмен
информацией в парах или группах.
Ученики делятся друг с другом известным
знанием (групповая работа). Обсуждение
полученных записей в парах (группах).
Учащиеся выделяют совпадающие
представления, наиболее оригинальные
идеи, вырабатывают коллективный
вариант ответа.

3
этап
.
2-4 минуты. «Сброс идей в корзину».
Каждая пара (группа) поочередно называет
одно из выписанных выражений. Учитель
фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже
было сказано другими
.

Предложения
по применению приёма на уроке:

На
доске можно нарисовать значок корзины,
в которой условно будет собрано все то,
что все ученики вместе знают об изучаемой
теме.
Все сведения кратко в виде
тезисов записываются учителем в
«корзинке» идей (без комментариев), даже
если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена,
проблемы, понятия, имеющие отношение к
теме урока. Далее в ходе урока эти
разрозненные в сознании ребенка факты
или мнения, проблемы или понятия могут
быть связаны в логические цепи.
Все
ошибки исправляются далее, по мере
освоения новой информации.

«Денотатный
граф»

Денотатный
граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. —
пишу] — один из графических приёмов
ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ
вычленения из текста существенных
признаков ключевого понятия.

«
Верные и неверные утверждения»

Описание
приёма:

Учитель
зачитывает верные и неверные утверждения.
Учащиеся выбирают «верные утверждения»
из предложенных учителем, обосновывая
свой ответ, описывают заданную тему
(ситуацию, обстановку, систему правил).

Пример:

На
занятии по ПДД по теме «Виды дорог.
Перекресток» на стадии вызова учитель
предлагает детям поиграть в игру «Верите
ли вы, что…».
Правила
игры:

1.
У вас на столах лежат листочки, на которых
начерчена таблица, как у меня на доске.
Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам
читаю вопросы, которые начинаются со
слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете
ответы в группах.
3. Если вы верите, то
во второй строке поставьте знак «+»,
если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

1) … есть автомобили, которым разрешается
нарушать правила дорожного движения?

2) … для того чтобы не было аварий,
автомобили скрой помощи, пожарной и
милицейской службы предупреждают о
своем приближении громким звуком и
мигающими синими и красными маячками?
3)
… водители, и пешеходы, услышав сирену
скорой помощи или другого специального
автомобиля, прекращают свое движение
и уступают дорогу для проезда?
4) …
перекрестком называется место, на
котором пересекаются две или более улиц
и дорог?
5) … шоссе – это самая широкая
улица, по которой движутся автомобили,
грузовики, автобусы и троллейбусы в
четыре, шесть и даже восемь рядов.
6) …
проспект больше чем улица, но меньше
чем шоссе. Проспекты в основном
располагаются в центре города и
предназначены для каждодневного движения
легковых автомобилей.
7) … бульвар –
это пешеходная парковая полоса в центре
обычной дороги, на которой растут деревья
и прогуливаются пешеходы.
8) … переулки,
и проезды меньше улиц и, как правило,
называются названиями улиц, к которым
примыкают.
9) … главная дорога главнее
той дороги, которую пересекает.
10) …
заторы на дорогах называют пробками.
После
этого учащиеся переходят к изучению
нового материала. Изучив новый материал
на стадии осмысления, учитель предлагает
обучающимся вернуться к заполненной
таблице.
Возврат
к вопросам.


А теперь давайте вернемся к нашим
вопросам, снова ответим на них и проверим,
не ошиблись ли мы в своих предположениях.

Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы
ставите нужный знак.
Учитель
читает вопросы, дети отвечают.


По каким вопросам ваше мнение совпало?

— Объясните, почему вы так решили?

По каким вопросам ваше мнение изменилось?
Почему?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объем куба через его диагональ
  • Как найти пару для прогулок
  • Как найти кнопку валет на гранте
  • Как составить договор с пролонгацией образец
  • Как найти хорошего юриста по семейным делам