1.
ФИО автора материала.
Петухов
Андрей Дмитриевич
2.
Место работы (название образовательного учреждения)
Муниципальное
учреждение «Центр культуры и творчества «Родники» Волоколамского городского
округа» , МО, Волоколамский ГО
3.
Должность автора, например Учитель начальных классов,
Библиотекарь, Учитель математики
Заведующий
отделом технического обеспечения
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ.
Методический
рекомендательный материал
Сборник
предназначен руководителям клубных формирований муниципальных учреждений
культуры Советского городского округа Ставропольского края
Составители:
- Ведущий
методист С.П. Сагатчук - Ведущий
методист А.Д. Петухов - Заместитель
директора Д.А. Александров
Использованная
литература:
1. «Примерное
положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения»
(Приложение № 2 к решению коллегии Министерства культуры
Российской
Федерации от 29 мая 2002 г. № 10).
2. «Примерное
положение о коллективе любительского художественного творчества» (Приложение
к приказу
ФГВУК
«Государственный Российский Дом народного творчества» от 27 декабря 2013 г. №
263)
3. Методические
рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных
(муниципальных) учреждений культуры (Москва, 2016
г.).
ВВЕДЕНИЕ.
Деятельность
клубных формирований является важной частью работы учреждений культуры клубного
типа.
Основными
документами, регламентирующими деятельность клубных формирований, являются: Положение
о конкретном клубном формировании, журнал учета деятельности,
утвержденный директором учреждения план работы, которые,
несомненно, есть в наличии у каждого руководителя.
Но
есть еще один, незаслуженно обойденный вниманием, забытый и, в
определенном смысле, пугающий специалистов КДУ документ, с которого, по логике
вещей, должно все начинаться — ПРОГРАММА РАБОТЫ!
Что
это вообще такое, и зачем это нужно?
Программа
— это документ, определяющий содержание и
организацию творческой и учебно-воспитательной работы в клубном формировании,
направленной на развитие творческих способностей его участников.
Программа не только определяет
основные направления работы руководителя, но
и выступает одним из наглядных показателей его профессионализма.
Как
же суметь не просто «сляпать» программу,
а написать ее грамотно?
Подход
вроде «я ее слепила из того, что было» в данном случае не подойдет. Создание
программы — процесс непростой, требующий кропотливой работы, к тому же
творческий. При этом вы не найдете норматива, указывающего на единственно
верный образец этого документа для учреждений культуры клубного типа. Программа
руководителя творческого коллектива неотделима от личности автора, опирается на
его собственный опыт практической деятельности и зависит от условий выполняемой
им работы. Отсутствие единого обязательного стандарта дает возможность
руководителю самостоятельно расставить акценты на результативной стороне
творческого процесса, исходя из особенностей вверенного ему коллектива. Кроме
того, программа может изменяться и обновляться с учетом инноваций культурно-творческой
деятельности.
Подытоживая
огромное многообразие требований к написанию программы различных управленческих
и административных структур, в этом рекомендательном материале сформулируем
некоторые общие рекомендации, которые облегчат нелюбимую рутинную
бумажную работу и помогут создать документ, служащий не только успешному
функционированию коллектива, но и его развитию.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБНОГО
ФОРМИРОВАНИЯ.
Единой
обязательной структуры программы не существует. За автором остается право
написать ее по собственной, логически обоснованной структуре. Но,
обычно она выглядит следующим образом:
1. Титульный
лист.
2. Пояснительная
записка.
3. Учебно-тематический
план.
4. Содержание
программы.
5. Методическое
обеспечение программы.
6. Материально-техническое
обеспечение программы.
7. Литература.
1.
Титульный лист.
На
титульном листе программы должны быть указаны:
— наименование
учреждения;
— когда
и кем утверждена программа;
— название
программы;
— возраст
участников клубного формирования, на которых рассчитана программа;
— срок
реализации;
— ФИО,
должность автора (авторов) программы:
— название
города (населенного пункта) в котором реализуется; год
разработки.
2.
Пояснительная записка.
Этот
раздел программы состоит из нескольких частей.
Введение.
Это краткая характеристика творческого направления курса, обоснование его
социокультурной значимости.
В
этой части можно кратко изложить информацию, касающуюся конкретно вашего вида
творческой деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и
т.п. Следует описать сложившуюся ситуацию или состояние развития творческого
направления в конкретном социуме.
Необходимо
обозначить актуальность данной программы: общественные потребности в конкретном
виде творчества/искусства, необходимость сохранения имеющихся традиций,
значимость для культуры округа, области, страны. Одним словом, актуальность –
это ответ на вопрос, зачем современному жителю нашего округа заниматься данным
творчеством.
Цель
и задачи программы.
Цель
— это конкретный образ предполагаемого результата, на достижение которого
будут направлены все усилия руководителя и участников клубного формирования.
Цель в каждом деле может быть только одна, но вполне измеримая.
Цель
может быть направлена:
— на
развитие участников клубного формирования в целом,
— на
развитие определенных способностей,
— на
обеспечение каждому участнику определенного уровня знаний и умений,
— на
формирование определенных умений и культурных
потребностей,
и
т.п.
Варианты формулировок цели.
— Формирование
духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной
манерой исполнения.
— Формирование
интереса к хоровой культуре.
— Развитие
личности участника, способного к творческому самовыражению через овладение
основами хореографии.
Задачи
— это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е.
тактика
действий руководителя.
Задачи
должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
обучающие
задачи, то есть отвечающие на вопрос, что
узнает,
в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится
участник, освоив программу; развивающие задачи связаны с
развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления,
воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывают на развитие ключевых
компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; воспитательные
задачи отвечают на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения,
личностные качества будут формироваться у участников.
Формулировать
задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной
грамматической формы. Не следует забывать о том, что нет предела совершенству,
а значит больше подойдут глаголы несовершенного вида, оставляющие возможность
более длительного, и, следовательно, более глубокого действия.
Варианты
формулировок задач.
Обучающие задачи.
— Способствовать
овладению участниками русской народной певческой манерой исполнения.
— Обучать
навыкам танцевального мастерства.
— Формировать
музыкально-ритмические навыки.
— Обучать
правильному дыханию.
Развивающие задачи.
— Развитие
артистических, эмоциональных качеств у участников
средствами вокальных занятий.
— Развитие
координации, гибкости, пластики, общей физической
выносливости.
Воспитательные задачи.
— Формировать
гражданскую позицию, патриотизм.
— Воспитывать
нравственные качества по отношению к окружающим Приобщать
к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Отличительные
особенности программы.
Здесь
желательно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны
приоритетные направления.
Возраст
и условия набора участников.
В
этом подразделе указывается следующая информация:
— для
какой возрастной категории предназначена программа, степень предварительной
подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной области
творчества, наличие способностей и т.д.;
— наполняемость
групп;
— предполагаемый
состав групп (одного или разных возрастов);
— условия
приема участников (система набора на основании результатов тестирования, прослушивания,
собеседования, просмотра и т.д.). Режим занятий.
Здесь
указывается продолжительность занятий и количество занятий в неделю.
Сроки
реализации программы.
В
данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
— временные
границы: на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
— срок
обучения на каждом этапе;
— количество
часов на каждый год.
Ожидаемые
результаты.
Это
конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет участник
клубного формирования в результате занятий по программе.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами — то, что в них
определено, должно быть достигнуто.
Формы и методы выявления, фиксации и
предъявления результатов.
Возможные формы |
||
выявления |
фиксации результатов |
предъявления результатов |
— — — — — — — — — — — |
— — — — — — — — |
— — — — — — |
3. Учебно-тематический
план.
Учебно-тематический
план должен раскрывать технологию изучения программы, определять
последовательность тем и количество часов на каждую из них. Руководителю
предоставляется право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в
пределах установленного срока реализации программы.
Рекомендуется
использовать следующую таблицу:
№ п/п |
Тема |
Всего |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
4. Содержание
программы.
Содержание
программы — это перечень разделов с указанием общего количества часов на его
освоение. В идеальном варианте каждый раздел уточняется темами и вопросами,
которые ее раскрывают.
Программа
работы клубного формирования должна, безусловно, предусматривать разделы,
соответствующие направлению его творческой деятельности. Так, согласно
Методическим рекомендациям по разработке стандарта качества услуг
государственных (муниципальных) учреждений культуры должны быть
предусмотрены: в коллективах музыкального искусства (хорах,
музыкальных,
вокальных,
фольклорных ансамблях):
— изучение
истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и
исполнительства, народного костюма (для коллективов народной/фольклорной
песни);
— работа по
постановке голоса;
— разучивание
произведений с солистами и ансамблями; разучивание
произведений для хора и ансамбля; проведение
репетиционных занятий.
в
коллективах хореографического искусства (народного,
классического,
эстрадного, фольклорного и бального танцев):
— изучение
истории хореографии, обучение классическому и характерному тренажу (набору
упражнений для развития технических и исполнительских данных танцоров);
— разучивание
и тренаж сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций,
танцевальных сюит, сюжетных постановок.
5. Методическое
обеспечение программы.
В
этом разделе описываются методы и формы работы руководителя.
Классификация
методов достаточно разнообразна. Возможно, руководителю клубного формирования
КДУ подойдет следующая:
Методы |
||
Словесные |
Наглядные |
Практические |
— — |
— — — — — |
работа |
Формы
проведения занятий достаточно разнообразны. Безусловно, свое главное и почетное
место будут занимать репетиции, индивидуальная и групповая работа. За ними
последуют концерты, творческие отчеты и конкурсы/фестивали. Но не стоит
сбрасывать со счетов и многое другое: лекции, презентации, открытые занятия,
творческие встречи, гостиные, обсуждения, мастер-классы, творческие
соревнования и другие формы работы, в том числе воспитательной.
6. Материально-техническое
обеспечение программы. Здесь
необходимо указать:
—
сведения о помещении, в котором проводятся
занятия; сведения о наличии
подсобных помещений (костюмерных, раздевалок и т.п.);
—
перечень оборудования, необходимого для
проведения занятий, (станков, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
—
перечень технических средств (музыкальный
центр, ноутбук, мультимедийный проектор, звукоусиливающая аппаратура и т.п.);
—
требования к специальной одежде
(тренировочная одежда, обувь, сценические костюмы, специальная форма и т.д.).
7.
Литература. В этом разделе указывается
литература, которая была использована при написании программы (ФИО автора,
название, место, год издания), интернет-ресурсы.
ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ПРОГРАММЫ.
Текст
программы должен быть в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт NimesNewRoman
12 через 1,5 интервала, выравнивание — по ширине. Размеры полей: слева 3см,
справа — 1,5 см, сверху — 1,5 см, снизу — 1,5 см).
Номер
страницы ставится в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в
общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не указывается. Заголовки
(названия разделов) выделяются жирным шрифтом.
О
Б Р А З Е Ц!!!
ПРОГРАММА
КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
«Детская
балетная студия «Жизель» Центрального Дворца культуры «Звездный».
Данную
программу мы предлагаем в качестве примера рабочей программы клубного
формирования. Она не идеальна и в некоторых разделах требует доработки. Но, так
видит свою работу начинающий руководитель, и эта программа – фундамент будущих
творческих достижений его воспитанников.
Понятно,
что формат этого пособия не позволяет выполнить требования к оформлению текста
программы, что вовсе не отменяет их при составлении настоящего рабочего
документа.
«Утверждаю»
Директор
МБУК БГО «ЦКС»
_____________
Сухорукова Е.А.
(подпись)
__________________________
(дата утверждения)
ПРОГРАММА
РАБОТЫ клубного формирования
Балетная
студия «Жизель»
Возраст
обучающихся: 4-8 лет
Срок
реализации: 1 год
Программа
разработана в 2016 году.
1. Пояснительная
записка
1.1 Введение
«Классический
танец» — основа в обучении хореографическому искусству. Он располагает
огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Система
движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя, способствует
развитию и усовершенствованию правильной осанки, выворотности ног, «балетного
шага», подъема и эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координаций
движений, музыкально-ритмической координации.
На современном этапе возникла
необходимость создания балетной студии в связи с отсутствием в г. Борисоглебске
студий и коллективов классического танца, которые необходимы для поддержания
культурного уровня, сохранения традиций, эстетического развития подрастающего
поколения.
Программа
балетной студии «Жизель» включает в себя основу движений
классического танца, имеет художественно-эстетическую направленность,
способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих
способностей и личного потенциала.
1.2 Цель
и задачи:
Цель
программы: выявление и формирование индивидуальных
творческих способностей посредством обучения классическому танцу.
Задачи
программы:
Обучающие:
• формировать
музыкально-ритмические навыки;
• формировать
навыки координации, владения мышечным и суставнодвигательным аппаратом;
• знакомить
с основными хореографическими терминами.
Развивающие:
• развить
эстетический и художественный вкус у детей;
• развить
память, образное мышление;
• развить
выворотность ног, гибкость тела;
• развить
танцевальные способности детей;
• работать
над первоначальными навыками координации движения.
Воспитательные:
• формировать
моральные, волевые, эстетические качества, общую культуру поведения;
• воспитывать
устойчивый интерес к занятиям и потребность к творческому самовыражению.
1.3 Отличительные
особенности программы.
Обучаясь
в балетной студии, воспитанники клубного формирования получают знания основных
терминов классического танца, развивают танцевальные способности, которые не
формируются в системе дошкольного и школьного образования. Обучение строится на
системе упражнений, овладевая которыми, учащиеся приобретают качества, умения и
навыки, необходимые для исполнения классического танца.
Учебно-тематические
планы составлены по принципу последовательности освоения материала
подготовительной и младшей группы.
1.4 Возраст
и условия набора обучающихся.
Программа
рассчитана на 2 возрастные группы: 4-6 лет и 7-8 лет. Воспитанники, поступающие
в студию, проходят собеседование, направленное
на выявление их индивидуальных способностей и умений. Условия
набора воспитанников: принимаются все желающие.
1.5 Режим
занятий.
Занятия
проводятся 2 часа в неделю для каждой группы. Оптимальная
наполняемость группы 10-12 человек.
1.6 Срок
реализации программы.
Срок
реализации программы — 1 год. Учебно-тематический план составлен на 60 часов
для каждой группы из расчёта 2 часа в неделю при 30 учебных неделях года.
1.7 Ожидаемые
результаты.
Характеристика
ожидаемых результатов 1 группы (4-6 лет):
В
результате прохождения данной программы обучающиеся должны знать:
• основные
правила по технике безопасности нахождения в танцевальном классе
• особенности
постановки корпуса, ног, рук, головы
• позиции
ног и позиции рук
• методику
исполнения самых простых движений классического танца
должны уметь:
• правильно
держать корпус
• показывать
позиции ног и рук
• исполнять
самые простые движения классического танца у станка и по кругу
• ориентироваться
по точкам в танцевальном классе.
Характеристика
ожидаемых результатов 2 группы (7-8 лет):
В
результате прохождения данной программы, обучающиеся должны знать:
основные
сведения о классическом танце, его истоках
• основные
правила по технике безопасности нахождения в танцевальном классе
• базовые
понятия классического танца
• особенности
постановки корпуса, ног, рук, головы
• позиции
ног и позиции рук
• методику
исполнения базовых движений классического танца
должны уметь:
• правильно
держать корпус
• показывать
позиции ног и рук
• исполнять
базовые движения классического танца у станка, на середине и по кругу
• ориентироваться
по точкам в танцевальном классе
1.8
Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Формы
и методы выявления результатов:
— Педагогическое
наблюдение.
— Текущий
и итоговый контроль (определение изменения уровня развития детей, степени
усвоения учебного материала, степени активности детей).
— Тестовые
упражнения и диагностические задания (выявление детей, отстающих и опережающих
обучение).
— Анализ
результатов участия детей в мероприятиях базового учреждения культуры.
— Анкетирования,
опросы, мониторинги.
Формы
и методы фиксации результатов:
— Грамоты, дипломы.
— Фото, видеозапись.
— Отзывы
детей, родителей, специалистов базового учреждения,
курирующих деятельность клубного формирования.
— Информация в СМИ.
— Обобщающие
аналитические материалы о деятельности клубного формирования.
— Методические
разработки.
Формы
и методы предъявления результатов:
— Показательные
(открытые), итоговые занятия (2 раза в год), творческие отчеты.
— Защита творческих
проектов.
— Участие
в мероприятиях базового учреждения культуры.
— Участие
в конкурсах и фестивалях по профилю творческой деятельности.
2. Учебно-тематический
план
Первая группа (4-6 лет)
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Беседа о |
3 |
3 |
0 |
2. |
Знакомство с |
3 |
1 |
2 |
3. |
Изучение |
5 |
5 |
0 |
4. |
Упражнения на |
5 |
0 |
5 |
5. |
Упражнения на |
5 |
0 |
5 |
6. |
Упражнения на развитие |
5 |
0 |
5 |
7. |
Постановка корпуса |
4 |
1 |
3 |
8. |
Постановка ног |
3 |
1 |
2 |
9. |
Постановка рук |
4 |
1 |
3 |
10. |
Упражнения у станка |
5 |
0 |
5 |
11. |
Упражнения по кругу |
7 |
0 |
7 |
12. |
Постановочная работа |
4 |
0 |
4 |
13. |
Репетиционная работа |
7 |
0 |
7 |
Итого: 60 ч. |
Вторая
группа (7-8 лет)
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Беседа о |
2 |
2 |
0 |
2. |
Знакомство с |
3 |
1 |
2 |
3. |
Изучение терминологии |
2 |
2 |
0 |
4. |
Упражнения на |
5 |
0 |
5 |
5. |
Упражнения на |
5 |
0 |
5 |
Упражнения на развитие |
5 |
0 |
5 |
|
6. |
Постановка корпуса |
3 |
1 |
2 |
7. |
Постановка ног |
2 |
1 |
1 |
8. |
Постановка рук |
3 |
1 |
2 |
9. |
Упражнения у станка |
6 |
0 |
6 |
10. |
Упражнения на середине |
5 |
0 |
5 |
11. |
Упражнения по кругу |
6 |
0 |
6 |
12. |
Постановочная работа |
4 |
0 |
4 |
13. |
Репетиционная работа |
7 |
0 |
7 |
14. |
Просмотр |
2 |
2 |
0 |
Итого: 60 ч. |
3. Методическое
обеспечение программы
3.1
Основные методы обучения:
• наглядно-практический
(показ);
• словесный
(объяснение);
• практические;
• метод
эстетического воспитания.
3.2
Основные формы обучения:
— рассказы-информации
об истоках классического танца, русской школе классического танца;
— показ –
демонстрация; урок;
— групповая работа;
— индивидуальная
работа;
— репетиции;
— просмотр
видеоматериалов.
При
реализации программы используются теоретические и практические формы занятий.
Теоретические сведения — объяснение терминологии классического танца, правильных
позиций, сведения об истоках
классического танца, танцевальной форме, дисциплине и гигиене в форме
рассказа-информации или беседы.
Основное
место отводится практическим занятиям в танцевальном классе, на которых
приобретаются основные умения и навыки.
Занятия
проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
4.
Материально-техническое обеспечение программы. Помещение:
—
учебный кабинет, оборудованный зеркалами,
— раздевалка.
Оборудование:
—
хореографический двухрядный станок, —
гимнастические коврики.
Технические
средства: — музыкальный центр.
ФИО автора материала.
Петухов Андрей Дмитриевич
Место работы (название образовательного учреждения)
Муниципальное учреждение «Центр культуры и творчества «Родники» Волоколамского городского округа» , МО, Волоколамский ГО
Должность автора, например Учитель начальных классов, Библиотекарь, Учитель математики
Заведующий отделом технического обеспечения
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Методический рекомендательный материал
Сборник предназначен руководителям клубных формирований муниципальных учреждений культуры Советского городского округа Ставропольского края
Составители:
Ведущий методист С.П. Сагатчук
Ведущий методист А.Д. Петухов
Заместитель директора Д.А. Александров
Использованная литература:
«Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения»(Приложение № 2 к решению коллегии Министерства культуры
Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 10).
«Примерное положение о коллективе любительского художественного творчества» (Приложение к приказу
ФГВУК «Государственный Российский Дом народного творчества» от 27 декабря 2013 г. № 263)
Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры(Москва, 2016 г.).
ВВЕДЕНИЕ.
Деятельность клубных формирований является важной частью работы учреждений культуры клубного типа.
Основными документами, регламентирующими деятельность клубных формирований, являются: Положение о конкретном клубном формировании,журнал учета деятельности, утвержденный директором учреждения планработы, которые, несомненно, есть в наличии у каждого руководителя.
Но есть еще один, незаслуженно обойденный вниманием, забытый и, в определенном смысле, пугающий специалистов КДУ документ, с которого, по логике вещей, должно все начинаться — ПРОГРАММА РАБОТЫ!
Что это вообще такое, и зачем это нужно?
Программа — это документ, определяющий содержание и организацию творческой и учебно-воспитательной работы в клубном формировании, направленной на развитие творческих способностей его участников.
Программа не только определяет основные направления работы руководителя, но и выступает одним из наглядных показателей его профессионализма.
Как же суметь не просто «сляпать» программу,а написать ее грамотно?
Подход вроде «я ее слепила из того, что было» в данном случае не подойдет. Создание программы — процесс непростой, требующий кропотливой работы, к тому же творческий. При этом вы не найдете норматива, указывающего на единственно верный образец этого документа для учреждений культуры клубного типа. Программа руководителя творческого коллектива неотделима от личности автора, опирается на его собственный опыт практической деятельности и зависит от условий выполняемой им работы. Отсутствие единого обязательного стандарта дает возможность руководителю самостоятельно расставить акценты на результативной стороне творческого процесса, исходя из особенностей вверенного ему коллектива. Кроме того, программа может изменяться и обновляться с учетом инноваций культурно-творческой деятельности.
Подытоживая огромное многообразие требований к написанию программы различных управленческих и административных структур, в этом рекомендательном материале сформулируем некоторые общие рекомендации, которые облегчат нелюбимую рутинную бумажную работу и помогут создать документ, служащий не только успешному функционированию коллектива, но и его развитию.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ.
Единой обязательной структуры программы не существует. За автором остается право написать ее по собственной, логически обоснованной структуре. Но, обычно она выглядит следующим образом:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Литература.
1. Титульный лист.
На титульном листе программы должны быть указаны:
наименование учреждения;
когда и кем утверждена программа;
название программы;
возраст участников клубного формирования, на которых рассчитана программа;
срок реализации;
ФИО, должность автора (авторов) программы:
название города (населенного пункта) в котором реализуется; год разработки.
2. Пояснительная записка.
Этот раздел программы состоит из нескольких частей.
Введение. Это краткая характеристика творческого направления курса, обоснование его социокультурной значимости.
В этой части можно кратко изложить информацию, касающуюся конкретно вашего вида творческой деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и т.п. Следует описать сложившуюся ситуацию или состояние развития творческого направления в конкретном социуме.
Необходимо обозначить актуальность данной программы: общественные потребности в конкретном виде творчества/искусства, необходимость сохранения имеющихся традиций, значимость для культуры округа, области, страны. Одним словом, актуальность – это ответ на вопрос, зачем современному жителю нашего округа заниматься данным творчеством.
Цель и задачи программы.
Цель — это конкретный образ предполагаемого результата, на достижение которого будут направлены все усилия руководителя и участников клубного формирования. Цель в каждом деле может быть только одна, но вполне измеримая.
Цель может быть направлена:
на развитие участников клубного формирования в целом,
на развитие определенных способностей,
на обеспечение каждому участнику определенного уровня знаний и умений,
на формирование определенных умений и культурных
потребностей,и т.п.
Варианты формулировок цели.
Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной манерой исполнения.
Формирование интереса к хоровой культуре.
Развитие личности участника, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
Задачи — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е.
тактика действий руководителя.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что
узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится участник, освоив программу; развивающие задачисвязаны с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывают на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; воспитательные задачи отвечают на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут формироваться у участников.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы. Не следует забывать о том, что нет предела совершенству, а значит больше подойдут глаголы несовершенного вида, оставляющие возможность более длительного, и, следовательно, более глубокого действия.
Варианты формулировок задач.
Обучающие задачи.
Способствовать овладению участниками русской народной певческой манерой исполнения.
Обучать навыкам танцевального мастерства.
Формировать музыкально-ритмические навыки.
Обучать правильному дыханию.
Развивающие задачи.
Развитие артистических, эмоциональных качеств у участников средствами вокальных занятий.
Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
Воспитательные задачи.
Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим Приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Отличительные особенности программы.
Здесь желательно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Возраст и условия набора участников.
В этом подразделе указывается следующая информация:
для какой возрастной категории предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной области творчества, наличие способностей и т.д.;
наполняемость групп;
предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
условия приема участников (система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра и т.д.). Режим занятий.
Здесь указывается продолжительность занятий и количество занятий в неделю.
Сроки реализации программы.
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
временные границы: на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
срок обучения на каждом этапе;
количество часов на каждый год.
Ожидаемые результаты.
Это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет участник клубного формирования в результате занятий по программе. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами — то, что в них определено, должно быть достигнуто.
Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов.
Возможные формы и методы |
||
выявления результатов |
фиксации результатов |
предъявления результатов |
беседа опрос наблюдение прослушивание на репетициях тестовые упражнения диагностические задания праздничные мероприятия фестивали концерты конкурсы анализ мероприятий анкетирование |
грамоты дипломы журнал тестирование аудиозапись видеозапись фото статьи в прессе аналитические справки методические разработки портфолио |
конкурсы фестивали зачеты концерты отчеты открытые занятия тесты портфолио |
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план должен раскрывать технологию изучения программы, определять последовательность тем и количество часов на каждую из них. Руководителю предоставляется право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в пределах установленного срока реализации программы.
Рекомендуется использовать следующую таблицу:
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
Содержание программы.
Содержание программы — это перечень разделов с указанием общего количества часов на его освоение. В идеальном варианте каждый раздел уточняется темами и вопросами, которые ее раскрывают.
Программа работы клубного формирования должна, безусловно, предусматривать разделы, соответствующие направлению его творческой деятельности. Так, согласно Методическим рекомендациям по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культурыдолжны быть предусмотрены:в коллективах музыкального искусства(хорах, музыкальных,
вокальных, фольклорных ансамблях):
изучение истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма(для коллективов народной/фольклорной песни);
работа по постановке голоса;
разучивание произведений с солистами и ансамблями;разучивание произведений для хора и ансамбля; проведение репетиционных занятий.
в коллективах хореографического искусства(народного,
классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев):
изучение истории хореографии, обучение классическому и характерному тренажу (набору упражнений для развития технических и исполнительских данных танцоров);
разучивание и тренаж сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.
Методическое обеспечение программы.
В этом разделе описываются методы и формы работы руководителя.
Классификация методов достаточно разнообразна. Возможно, руководителю клубного формирования КДУ подойдет следующая:
Методы |
||
Словесные |
Наглядные |
Практические |
устное изложение беседа объяснениеанализ музыкального материала и др. |
показ видеоматериалов, иллюстраций показ руководителем приемов исполнения наблюдение прослушивание записей или просмотр видео выдающихся исполнителей посещение концертов и др. |
работа по образцу тренингупражненияи др. |
Формы проведения занятий достаточно разнообразны. Безусловно, свое главное и почетное место будут занимать репетиции, индивидуальная и групповая работа. За ними последуют концерты, творческие отчеты и конкурсы/фестивали. Но не стоит сбрасывать со счетов и многое другое: лекции, презентации, открытые занятия, творческие встречи, гостиные, обсуждения, мастер-классы, творческие соревнования и другие формы работы, в том числе воспитательной.
Материально-техническое обеспечение программы.Здесь необходимо указать:
сведения о помещении, в котором проводятся занятия; сведения о наличии подсобных помещений (костюмерных, раздевалок и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
перечень технических средств (музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, звукоусиливающая аппаратура и т.п.);
требования к специальной одежде (тренировочная одежда, обувь, сценические костюмы, специальная форма и т.д.).
7. Литература.В этом разделе указывается литература, которая была использована при написании программы (ФИО автора, название, место, год издания), интернет-ресурсы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ПРОГРАММЫ.
Текст программы должен быть в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифтNimesNewRoman 12 через 1,5 интервала, выравнивание — по ширине. Размеры полей: слева 3см, справа — 1,5 см, сверху — 1,5 см, снизу — 1,5 см).
Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не указывается. Заголовки (названия разделов) выделяются жирным шрифтом.
О Б Р А З Е Ц!!!
ПРОГРАММА КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
«Детская балетная студия «Жизель» Центрального Дворца культуры «Звездный».
Данную программу мы предлагаем в качестве примера рабочей программы клубного формирования. Она не идеальна и в некоторых разделах требует доработки. Но, так видит свою работу начинающий руководитель, и эта программа – фундамент будущих творческих достижений его воспитанников.
Понятно, что формат этого пособия не позволяет выполнить требования к оформлению текста программы, что вовсе не отменяет их при составлении настоящего рабочего документа.
«Утверждаю»
Директор МБУК БГО «ЦКС»
_____________ Сухорукова Е.А.
(подпись)
__________________________
(дата утверждения)
ПРОГРАММА РАБОТЫ клубного формирования
Балетная студия «Жизель»
Возраст обучающихся: 4-8 лет
Срок реализации: 1 год
Программа разработана в 2016 году.
Пояснительная записка
Введение
«Классический танец» — основа в обучении хореографическому искусству. Он располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Система движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя, способствует развитию и усовершенствованию правильной осанки, выворотности ног, «балетного шага», подъема и эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координаций движений, музыкально-ритмической координации.
На современном этапе возникла необходимость создания балетной студии в связи с отсутствием в г. Борисоглебске студий и коллективов классического танца, которые необходимы для поддержания культурного уровня, сохранения традиций, эстетического развития подрастающего поколения.
Программа балетной студии «Жизель» включает в себя основу движений классического танца, имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих способностей и личного потенциала.
Цель и задачи:
Цель программы: выявление и формирование индивидуальных творческих способностей посредством обучения классическому танцу.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать музыкально-ритмические навыки;
формировать навыки координации, владения мышечным и суставнодвигательным аппаратом;
знакомить с основными хореографическими терминами.
Развивающие:
развить эстетический и художественный вкус у детей;
развить память, образное мышление;
развить выворотность ног, гибкость тела;
развить танцевальные способности детей;
работать над первоначальными навыками координации движения.
Воспитательные:
формировать моральные, волевые, эстетические качества, общую культуру поведения;
воспитывать устойчивый интерес к занятиям и потребность к творческому самовыражению.
Отличительные особенности программы.
Обучаясь в балетной студии, воспитанники клубного формирования получают знания основных терминов классического танца, развивают танцевальные способности, которые не формируются в системе дошкольного и школьного образования. Обучение строится на системе упражнений, овладевая которыми, учащиеся приобретают качества, умения и навыки, необходимые для исполнения классического танца.
Учебно-тематические планы составлены по принципу последовательности освоения материала подготовительной и младшей группы.
Возраст и условия набора обучающихся.
Программа рассчитана на 2 возрастные группы: 4-6 лет и 7-8 лет. Воспитанники, поступающие в студию, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальных способностей и умений. Условия набора воспитанников: принимаются все желающие.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 часа в неделю для каждой группы. Оптимальная наполняемость группы 10-12 человек.
Срок реализации программы.
Срок реализации программы — 1 год. Учебно-тематический план составлен на 60 часов для каждой группы из расчёта 2 часа в неделю при 30 учебных неделях года.
Ожидаемые результаты.
Характеристика ожидаемых результатов 1 группы(4-6 лет):
В результате прохождения данной программы обучающиеся должны знать:
основные правила по технике безопасности нахождения в танцевальном классе
особенности постановки корпуса, ног, рук, головы
позиции ног и позиции рук
методику исполнения самых простых движений классического танца
должны уметь:
правильно держать корпус
показывать позиции ног и рук
исполнять самые простые движения классического танца у станка и по кругу
ориентироваться по точкам в танцевальном классе.
Характеристика ожидаемых результатов 2 группы(7-8 лет):
В результате прохождения данной программы, обучающиеся должны знать:основные сведения о классическом танце, его истоках
основные правила по технике безопасности нахождения в танцевальном классе
базовые понятия классического танца
особенности постановки корпуса, ног, рук, головы
позиции ног и позиции рук
методику исполнения базовых движений классического танца
должны уметь:
правильно держать корпус
показывать позиции ног и рук
исполнять базовые движения классического танца у станка, на середине и по кругу
ориентироваться по точкам в танцевальном классе
1.8 Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Формы и методы выявления результатов:
Педагогическое наблюдение.
Текущий и итоговый контроль (определение изменения уровня развития детей, степени усвоения учебного материала, степени активности детей).
Тестовые упражнения и диагностические задания (выявление детей, отстающих и опережающих обучение).
Анализ результатов участия детей в мероприятиях базового учреждения культуры.
Анкетирования, опросы, мониторинги.
Формы и методы фиксации результатов:
Грамоты, дипломы.
Фото, видеозапись.
Отзывы детей, родителей, специалистов базового учреждения, курирующих деятельность клубного формирования.
Информация в СМИ.
Обобщающие аналитические материалы о деятельности клубного формирования.
Методические разработки.
Формы и методы предъявления результатов:
Показательные (открытые), итоговые занятия (2 раза в год), творческие отчеты.
Защита творческих проектов.
Участие в мероприятиях базового учреждения культуры.
Участие в конкурсах и фестивалях по профилю творческой деятельности.
Учебно-тематический план
Первая группа (4-6 лет)
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Беседа о классическом танце, о танцевальной форме, гигиене, внимании, дисциплине. |
3 |
3 |
0 |
2. |
Знакомство с элементами ритмики и музыкальной грамоты |
3 |
1 |
2 |
3. |
Изучение терминологии классического танца (простые понятия) |
5 |
5 |
0 |
4. |
Упражнения на полу на растяжку |
5 |
0 |
5 |
5. |
Упражнения на полу на развитие гибкости |
5 |
0 |
5 |
6. |
Упражнения на развитие выворотности |
5 |
0 |
5 |
7. |
Постановка корпуса |
4 |
1 |
3 |
8. |
Постановка ног |
3 |
1 |
2 |
9. |
Постановка рук |
4 |
1 |
3 |
10. |
Упражнения у станка |
5 |
0 |
5 |
11. |
Упражнения по кругу |
7 |
0 |
7 |
12. |
Постановочная работа |
4 |
0 |
4 |
13. |
Репетиционная работа |
7 |
0 |
7 |
Итого: 60 ч. |
Вторая группа (7-8 лет)
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Беседа о классическом танце, о значении музыки в танце, о танцевальной форме, гигиене, внимании, дисциплине. |
2 |
2 |
0 |
2. |
Знакомство с элементами ритмики и музыкальной грамоты |
3 |
1 |
2 |
3. |
Изучение терминологии классического танца (базовые понятия) |
2 |
2 |
0 |
4. |
Упражнения на полу на растяжку |
5 |
0 |
5 |
5. |
Упражнения на полу на развитие гибкости |
5 |
0 |
5 |
Упражнения на развитие выворотности |
5 |
0 |
5 |
|
6. |
Постановка корпуса |
3 |
1 |
2 |
7. |
Постановка ног |
2 |
1 |
1 |
8. |
Постановка рук |
3 |
1 |
2 |
9. |
Упражнения у станка |
6 |
0 |
6 |
10. |
Упражнения на середине зала |
5 |
0 |
5 |
11. |
Упражнения по кругу |
6 |
0 |
6 |
12. |
Постановочная работа |
4 |
0 |
4 |
13. |
Репетиционная работа |
7 |
0 |
7 |
14. |
Просмотр видеоматериалов |
2 |
2 |
0 |
Итого: 60 ч. |
Методическое обеспечение программы
3.1 Основные методы обучения:
наглядно-практический (показ);
словесный (объяснение);
практические;
метод эстетического воспитания.
3.2 Основные формы обучения:
рассказы-информации об истоках классического танца, русской школе классического танца;
показ – демонстрация; урок;
групповая работа;
индивидуальная работа;
репетиции;
просмотр видеоматериалов.
При реализации программы используются теоретические и практические формы занятий. Теоретические сведения — объяснение терминологии классического танца, правильных позиций, сведения об истоках классического танца, танцевальной форме, дисциплине и гигиене в форме рассказа-информации или беседы.
Основное место отводится практическим занятиям в танцевальном классе, на которых приобретаются основные умения и навыки.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
4. Материально-техническое обеспечение программы. Помещение:
учебный кабинет, оборудованный зеркалами, — раздевалка.
Оборудование:
хореографический двухрядный станок, — гимнастические коврики.
Технические средства: — музыкальный центр.
22
Положение о клубном формировании – это локальный документ организации культуры, на основании которого работает кружок, секция или другое формирование. Без данного документа кружок не вправе начать свою деятельность.
Кто разрабатывает положение
Положение разрабатывает руководитель формирования. Это следует из раздела 5.2.1 квалификационного справочника (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н). Там перечислены обязанности руководителя формирования, среди которых – составить положение.
Какие разделы включить в положение
Минкультуры утвердило Примерное положение о клубном формировании (приложение 2 к решению коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10). Вы можете взять его за основу, когда составляете свой документ. В примерном положении три раздела:
- общие положения;
- организация деятельности клубного формирования;
- руководство клубным формированием и контроль над его деятельностью.
Вы вправе назвать разделы по-другому, перегруппировать или объединить. Главное, отразить необходимую информацию, которую чиновники закрепили в примерном положении.
Чтобы было понятнее, о чем каждый раздел, рекомендуем выделить в положении шесть разделов:
- Общие положения.
- Предмет деятельности.
- Порядок финансирования клубного формирования.
- Порядок приема, отчисления и наполняемость клубного формирования.
- Творческо-организационная работа.
- Руководство клубным формированием и контроль над его деятельностью.
Пример: Как оформить Положение о клубном формировании
Что указать в каждом разделе
Рассмотрим, что закрепить в каждом разделе Положения о клубном формировании.
Раздел 1. Общие положения
В разделе «Общие положения» укажите, какие вопросы вы рассмотрите в положении о вашем клубном формировании, какие правила закрепите. Например, о том, как создать кружок, как его финансировать, как он будет работать и т. д.
Раздел 2. Предмет деятельности
В разделе «Предмет деятельности» перечислите главные задачи кружка или студии. Например, кружок организует творческие выставки, конкурсы, показательные занятия, открытые уроки и мастер-классы. Укажите те задачи, которые подходят именно вашему формированию. Если у вас художественная студия, не пишите, что она проводит репетиции, устраивает спектакли и т. п.
Раздел 3. Порядок финансирования клубного формирования
В разделе «Порядок финансирования клубного формирования» опишите, за счет каких средств работает кружок. Например:
- бюджетные деньги, выделенные учреждению, при котором создают кружок;
- специальные средства, которые учреждение предназначило для клубного формирования: гранты, деньги по целевой программе и т. п.;
- средства учредителей, членские взносы участников кружка;
- деньги, которые заработал сам кружок.
Выберите подходящие варианты и запишите в положении. Если часть средств кружок будет зарабатывать сам, а часть получать от учреждения или учредителей, то это частичная самоокупаемость. Так и укажите: «Кружок работает по принципу частичной самоокупаемости», и распишите, откуда деньги. Когда кружок работает только за счет членских взносов и заработанных денег, то это полная самоокупаемость. В положении отметьте: формирование работает по принципу полной самоокупаемости.
Внимание: если кружок или студия планирует брать членские взносы, укажите в положении их размер.
Раздел 4. Порядок приема, отчисления и наполняемость клубного формирования
В разделе «Порядок приема, отчисления и наполняемость клубного формирования» подробно опишите:
- кто вправе вступить в кружок. Например, дети от 7 до 14 лет;
- на каких условиях кружок принимает участников;
- за что отчислят из кружка;
- какое минимальное и максимальное число участников.
Если планируете проводить отбор, опишите, как он будет проходить: экзамен, просмотр, конкурс и т. д.
Вы можете указать, что формирование принимает участников только по заявлению – личному, родителей или лиц, которые их замещают. Если кружок предназначен для детей, то заявление от родителей обязательно.
Распишите, за что кружок отчислит участника. Сделайте это четко и подробно, чтобы в будущем избежать конфликтов. Вот варианты, которые можно предусмотреть:
- участник успешно освоил всю программу;
- человек решил уйти из кружка и принес заявление;
- участник нарушил правила учреждения, при котором работает кружок;
- общее собрание клубного формирования решило отчислить участника.
Обязательно укажите число нарушений, за которое кружок отчислит человека.
Далее закрепите предельную наполняемость участниками.
Предельная наполняемость – это минимальное и максимальное число участников кружка. Чтобы определить количество именно для вашего формирования, воспользуйтесь нормами, которые рекомендует Минкультуры (Методические рекомендации, утв. приказом Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3453). Нормы посмотрите в таблице.
Сколько участников может входить в клубное формирование – рекомендованные нормы
Тип клубного формирования |
Предельное число участников, человек |
|||
На региональном уровне |
На окружном и районном уровнях |
На муниципальном городском уровне |
На уровне сельских поселений |
|
Художественно-творческое |
15–45 |
16–25 |
16–20 |
10–16 |
Творческо-прикладное |
15–30 |
18–20 |
12–18 |
8–12 |
Спортивно-оздоровительное |
20–30 |
25–30 |
20–25 |
10–20 |
Культурно-просветительское |
15–20 |
15–18 |
12–15 |
10–12 |
Технического творчества |
15–25 |
15–20 |
12–15 |
10–12 |
Внимание: инспекторы при проверках применяют рекомендованные нормы как обязательные. Особенно нижний предел. Если в кружке меньше участников, чем по норме, инспекторы могут решить, что он неэффективно тратит бюджетные деньги. К примеру, когда в художественно-творческом коллективе на уровне сельских поселений меньше 10 человек. Тогда инспекторы могут потребовать, чтобы кружок вернул средства за счет прибыли.
Ситуация: какой должна быть наполняемость кружка, если педагог работает на полставки? Зависит ли наполняемость кружка от количества часов
Кружки и секции, которые работают за деньги, могут не использовать эти нормы. Число участников они определяют по смете, которую утвердил руководитель учреждения, при котором создали кружок.
Раздел 5. Творческо-организационная работа
В разделе «Творческо-организационная работа» опишите:
- какие занятия и мероприятия проводит ваше формирование;
- когда проходят и сколько длятся занятия;
- какие платные услуги оказывает формирование;
- какие звания и награды может получить формирование и его участники.
Рассмотрим подробно каждый пункт.
- Занятия и мероприятия указывайте только те, которые подходят вашему формированию и которые планируете проводить. Например:
- учебные занятия, репетиции, концерты, спектакли, выставки;
- мероприятия, которые помогут создать творческую атмосферу в коллективе;
- беседы, которые воспитывают бережное отношение к имуществу кружка и всего учреждения;
- общие собрания участников кружка. Укажите, сколько раз и когда будут проходить собрания.
Предусмотрите, что участники кружка составляют методички, программы, планы, отчеты, афиши и т. п.
- Закрепите в положении, сколько раз и как долго идут занятия. Минкультуры рекомендует:
- от одного–двух раз в неделю общей длительностью от трех учебных часов – для кружков, коллективов, студий любительского художественного и технического творчества. Учебный час – 45 минут;
- от одного раза в месяц длительностью от трех учебных часов – для любительских объединений и клубов по интересам.
Сколько занятий будет в вашем кружке, решать вам. Запишите в положении точное число и длительность.
- Если планируете оказывать платные услуги, закрепите это в положении. Запишите, что кружок оказывает платные услуги по согласованию с руководителем учреждения. Перечислите, какие именно услуги: организуете концерты, спектакли, выставки и т. д. Укажите, на что пойдут вырученные деньги, к примеру:
- на покупку костюмов, реквизита, методических пособий;
- оплату выездных мероприятий – концертов, конкурсов, выставок;
- оплату рекламных расходов;
- ремонт и содержание имущества учреждения;
- зарплату персоналу;
- поощрение участников и руководителя клубного формирования.
- Опишите, какое звание может получить коллектив за успехи. Ориентируйтесь на региональные законы и акты. Например, в Красноярском крае клубному формированию могут дать звание «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия», «Образцовый художественный коллектив» (закон Красноярского края от 28 июля 2007 г. № 2-190 «О культуре»). Если в вашем регионе предусмотрены звания для коллективов, укажите в положении, за какие успехи, что они дают. Это будет дополнительным стимулом для участников, чтобы развивать и улучшать работу кружка.
Участники формирования также могут получить награду. Посмотрите в законах вашего региона, какие грамоты, почетные знаки положены участникам коллективов. Перечислите их в положении, а также как их получить и что они дают человеку.
Раздел 6. Руководство клубным формированием и контроль над его деятельностью
В разделе «Руководство клубным формированием и контроль над его деятельностью» укажите, что общее руководство кружком ведет директор учреждения. Минкультуры рекомендует добавить сюда экспертный совет при учреждении. Закрепите это в положении, если экспертный совет действительно будет участвовать в руководстве и контроле.
Перечислите обязанности директора учреждения:
- создавать условия для работы клубного формирования;
- утверждать планы работы, программы, сметы доходов и расходов.
Прямое руководство кружком лежит на его руководителе. Отметьте это в положении и перечислите обязанности руководителя:
- составлять годовой план организационно-творческой работы и утверждать его у директора учреждения;
- вести регулярную творческую и учебно-воспитательную работу по утвержденному плану;
- формировать программу деятельности клубного формирования;
- представлять директору учреждения и экспертному совету квартальные и годовые отчеты о работе коллектива и другие обязанности.
Укажите, что ответственность за финансовые результаты и работу кружка несет его руководитель.
В этом разделе вы можете описать, как будете оценивать работу творческого коллектива. Это необязательно, но если планируете применять на практике конкретные показатели, лучше закрепить их в положении. Например:
- результаты опросов и анкетирования посетителей;
- доходы от платных услуг;
- число посетителей;
- оценки экспертов;
- публикации в СМИ;
- выставки, фестивали, в которых приняли участие и т. д.
Как утвердить положение
Готовое положение утвердите у директора учреждения. Он издаст приказ о том, что учреждение создает клубное формирование.
«Как составить Положение о клубном формировании». И. В. Белоножкина
© Материал из Справочной системы «Культура».
Клуб как общественное объединение появился значительно раньше, чем клуб как учреждение. Сегодня клубные формирования – это
неотъемлемая часть деятельности учреждения культуры клубного типа.
Клубное формирование (первая группа услуг) – «добровольное
объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей
развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных
областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и
отдыха».
Они подразделяются на следующие виды: кружки, творческие коллективы, студии любительского художественного,
декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества, занятий на факультетах народных университетов, курсы прикладных знаний и навыков, творческие лаборатории, любительские
объединения, группы, клубы по интересам.
Термин |
Определение |
Отличительные особенности вида клубного формирования |
Кружок |
Группа (как правило, небольшая) людей, объединенных общими интересами и регулярной совместной деятельностью на основе этих интересов |
1.Не имеет программы. 2.Состав участников фиксированный, на творческий сезон. 3. Состав участников из одной возрастной группы |
Любительское объединение |
Клубное формирование, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться его результатами и своими навыками. |
1. Имеет репертуар, программу по развитию, график участия в массовых мероприятиях учреждения. 2. Есть свои уникальные культурные ценности, созданные в результате творческой деятельности. 3. Существует, как правило, в художественном самодеятельном творчестве. |
Клуб по интересам |
Клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо. Характеризуется отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей |
1.Устойчивый состав – как правило, на несколько творческих сезонов. 2. Не имеет календарно-тематического плана, но возможна программа развития формирования. 3. Не создаются культурные ценности. 4. Направлено на творческое саморазвитие личности |
Студия |
Коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи |
1. Должна иметь утвержденную программу, календарно-тематический план. 2. Термин применим к изобразительному, декоративно-прикладному, цирковому, театральному и техническому творчеству. 3. Предполагает проверку знаний без выдачи документа особого образца и дальнейшее обучение по данному направлению. 4. Может действовать несколько творческих сезонов в зависимости от объема знаний. |
Курсы прикладных знаний |
Клубные формирования, задачей которых является обучение людей прикладным навыкам и умениям. Имеют периодически обновляемый состав участников. |
1. Имеют утвержденную программу, календарно-тематический план на определенный период, но не более творческого сезона. 2. Периодическое обновление состава участников. |
Творческая лаборатория |
Коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе экспериментальные и производственные задачи |
1. Не имеет программы. 2. Создается для выполнения поставленной производственной задачи. 3. Продуктом является инновационная методика или технология работы в отрасли |
Группа |
Клубное формирование с переменным составом участников, объединенных единым интересом, создаваемое на определенный период для решения социокультурных проблем и задач |
Схоже с творческой лабораторией, но имеет менее короткий срок деятельности – только на решение одной задачи. Не вырабатывает методик и технологий культурной деятельности |
Факультет народного университета |
Клубные формирования, задачей которых является организация гражданского образования населения в области культуры, науки, быта, техники и других отраслей знаний, характеризующиеся преобладанием лекционной и семинарской форм учебных занятий |
1. Программа составляется в соответствии с потребностями органов местного самоуправления, востребованностью общества. 2. Состав участников переменный, количество зависит от проявленного интереса к теме. 3. Участники – преимущественно люди пожилого возраста и социально незащищенные слои населения |
На основании типового положения директор культурно-досугового учреждения издает приказ о создании клубного формирования и
утверждает положение о клубном формировании, в котором отражается порядок работы, система управления и отчетности.
В соответствии с установленным порядком, клубное формирование может осуществлять свою деятельность:
— за счет предусмотренных по смете на эти цели финансовых средств культурно-досугового учреждения;
— за счет частичной самоокупаемости, с использованием средств базового культурно-досугового учреждения или других учредителей,
членских взносов участников, а также средств, полученных от собственной деятельности и иных средств.
В том случае, если в населенном пункте нет уполномоченного органом местного самоуправления учреждения, осуществляющего услугу по
созданию клубных формирований, то в соответствии со статьей 54 Федерального закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления в лице органа культуры может осуществить размещение муниципального заказа
на создание коллектива народного художественного творчества в установленном порядке. Либо заключить гражданско-правовой договор с художественным руководителем и лицом (физическим или
юридическим), предоставившим помещение для деятельности творческого коллектива. Либо создать муниципальный творческий коллектив1.
Творческая работа клубных формирований художественной направленности должна предусматривать:
— привлечение участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;
— мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы, обучение навыкам художественного творчества;
— проведение репетиций, организацию выставок, выступление с концертами и спектаклями, участие в конкурсах и других творческих
мероприятиях.
Клубные формирования художественной направленности создаются с целью:
— приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим отечественным и мировым культурным
образцам;
— популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное
признание;
— содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развития творческих
способностей населения.
Примерная наполняемость участниками коллективов
клубных формирований
Типы клубных формирований |
Группы по оплате труда |
|||
II |
III |
IV |
||
Художественно — творческие |
18 — 20 |
15 — 18 |
12 — 15 |
10 — 12 |
Творческо — прикладные |
12 — 15 |
9 — 12 |
8 — 10 |
6 — 8 |
Примечание. Количественные показатели наполняемости участниками клубных формирований рассчитаны на основании статистических
данных.
Содержание занятий должно предусматривать:
1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению
истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями,
разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.
2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического. эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по
изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных
постановок.
3) в коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное мастерство, вышивка, лозоплетение, кружевоплетение, работа по
металлу, дереву, бересте, другое) занятия по изучению истории прикладного творчества, изучению местных традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства и ремесел, изучение техники и
технологии изготовления предметов прикладного искусства, организация выставок.
Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается согласно требованиям Трудового кодекса.
Занятия в творческих коллективах проводятся систематически
не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час — 45 минут).
Примерные минимальные нормативы деятельности клубного формирования в форме творческого коллектива должны
предусматривать результат творческого сезона.
Наименование жанра творческого коллектива |
Показатели результативности |
|||||||||||||||||||||
Хоровой, вокальный |
Концертная программа из 1 отделения; 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива; ежегодное обновление не менее 3 части текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|||||||||||||||||||||
инструментальный |
Концертная программа из 2-х отделений; 8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление половины текущего репертуара; выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал |
|||||||||||||||||||||
хореографический |
Концертная программа из 2-х отделений 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление четверти текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|||||||||||||||||||||
театральный |
1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал |
|||||||||||||||||||||
Декоративно-прикладного искусства |
2 выставки в год Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах По согласованию с учредителем, клубные формирования могут оказывать платные услуги, в том числе спектакли, концерты, представления, выставки, при условии, что сборы от реализации За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного народного творчества могут За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный» коллектив.
|