Как составить код вагона

Уникальный инвентарный номер

Что из себя представляет номер вагона, что он может рассказать о вагоне и как его расшифровать? Вот те вопросы, которые не дают покоя любознательным читателям. В этой статье подробно рассмотрим эти вопросы и постараемся дать исчерпывающий ответ. Приступим.

Уникальный инвентарный номер, который присваивается вагону может рассказать основные его характеристики. А также обеспечивает кодовую защиту достоверности считывания номера вагона. Все это обеспечивается системой нумерации железнодорожных вагонов восьмизначным номером. Подробнее об этой системе.

Кто использует эту систему нумерации

Существует единый принцип нумерации всех грузовых вагонов, которые относятся к парку железных дорог государств, которые являются участниками Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов колеи 1520 мм. Правила присвоения номера установлены в справочнике «Восьмизначная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм», введенном в действие в 2005 г.

Эта система нумерации вагонов является обязательной для всех государств и их железнодорожных администраций, которые входят в СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии, когда речь идёт о внутригосударственном, межгосударственном и международном информационном обмене. Учет всех номеров всех вагонов, которые эксплуатируются на магистральных путях общего пользования, независимо от их формы собственности и принадлежности, возложен на головную организацию. Функции этой организации возложены на Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) ОАО «РЖД».

Восьмизначный код — расшифровка

Первая цифра

  1. род вагона:
  2. крытый
  3. специальный вагон (к примеру, четырехосный думпкар, хоппер-дозатор, транспортер)
  4. платформы
  5. означает, что вагон отнесен к группе собственных грузовых вагонов и не входит в состав парка ОАО «РЖД»
  6. полувагон
  7. цистерны
  8. изотермические
  9. прочие;

Вторая цифра

Вторая цифра относит тот или иной вагон и обозночает осность и основную характеристику вагона;

Третья цифра

Третий знак используется для обозначения дополнительных технических характеристик отдельных родов вагонов. Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5–7, для цистерны с объемом котла 75 м3 – цифра 8, а с объемом котла 85,6 м3 – цифра 9;

Четвертая, пятая, шестая цифра

Четвертый, пятый и шестой знаки не несут никакой технической характеристики. А только означают номер вагона, который был присвоен заводом изготовителем при выпуске;

Седьмая цифра

Седьмой знак содержит важные сведения о наличии ручного тормоза и переходной площадки;

Восьмая цифра

Восьмой знак – последняя цифра является контрольным числом и позволяет определить правильность нанесения восьмизначного номера (трафарета) на кузов вагона и написания его в перевозочных документах. Правильность контрольного числа может быть проверена расчетом по следующей методике.

Методика проверки (контрольное число)

Для кодирования номера вагона принимается весовой ряд (2, 1, 2, 1, 2, 1, 2) и модуль кодирования 10. Первые семь цифр восьмизначного номера вагона поразрядно перемножается на число из весового ряда, соответствующее порядковому номеру этой цифры в номерном ряду. Полученные поразрядные произведения суммируются. Число, дополняющее полученную поразрядную сумму до ближайшего десятка, будет являться контрольным

Пример расчета контрольного числа для номера вагона:

  • номер вагона: 3 4 3 5 4 6 8
  • множитель: 2 1 2 1 2 1 2
  • поразрядное произведение: 6 4 6 5 8 6 16
  • поразрядная сумма: 6 + 4 + 6 + 5 + 8 + 6 + 1+6 = 42
  • контрольное число будет дополнять сумму до ближайшего десятка (50 -42 = 8). В данном примере контрольное число – 8.

Если поразрядная сумма кратна 10, то контрольный знак – 0.

В группу «Прочий подвижной состав» в системе нумерации вагонов грузового парка колеи 1520 мм включены вагоны, имеющие номера в диапазонах от 9 000 000 до 9 009 999 и от 3 000 000 до 3 769 999 (без контрольного восьмого знака). В их числе, специализированные вагоны для перевозки апатитового концентрата, сырья минеральных удобрений, саморазгружающиеся вагоны для сыпучих грузов, полувагоны для агломерата, технологической щепы, крытые для легковесных грузов, крытые и двухъярусные платформы для автомобилей, хопперы и цистерны для цемента, порошка, зерна, живой рыбы, рулонной стали, фитинговые платформы для перевозки большегрузных контейнеров.

Для подсчета условной длины и массы тары грузовых вагонов работниками технических контор железнодорожных станций разработана укрупненная таблица по системе восьмизначной нумерации.

Программа определения характеристик вагона онлайн по номеру

Расшифровка номера вагона

Пример номера: 72543291

Информационная таблица

1-я цифра
-род вагона

2-я цифра
— осность и
основная характеристика вагона

3-я цифра
— дополнительная
характеристика вагона

4-я цифра 5-я и 6-я цифры 7-я цифра: 0-8 без торм. площ;

9 с торм. площ

Расчетная масса тары,(т) Условная длина (в14 м вагонах) № типа вагона

Крытый

2

0 4-х осн. объем кузова менее
120 куб. м
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

22,7

24,2

1,05

1,10

200

201

1-3 4-х осн. объем кузова 120
куб. м
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 23,0 1,05 204
4-7 4-х осн. объем кузова 120
куб. м с ушир.дверн. проемом
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

24,0

26,0

1,05

1,10

206

207

8   4-х осн. объем кузова 120
куб. м с ушир. дверн.проемом
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

26,0

27,0

1,21

1,26

208

209

Платформа

4

0 4-х осн. с длиной рамы до 13,4 м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 22,0 1,02 400
1-8 4-х осн. с длиной рамы 13,4 м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-9 20,9 1,05 404

Полувагон

6

0-7 4-х осн. с люками в
полу
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

22,0

24,0

1,00

1,03

600

601

8 4-х осн. с глухим
кузовом
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

21,1

22,6

1,00

1,03

608

609

9 8-ми осный 0 С люками в полу и торцевыми
дверями
0-9 0-9 0-8 44,5 1,45 612

Цистерна

7

0 4-х осная для нефтебитума и
вязких нефтепродуктов
0 Для нефтебитума (бункерный
полувагон) с облегченной рамой
0-9 0-9 0-8 31,5 1,01 700

1-3

Для нефтебитума (бункерный
п/ваг)
0-9 0-9 0-8 36,5 1,05 702

5-6

Для вязких
нефтепродуктов
0-9 0-9 0-8 24,2 0,86 704
1 4-х осная для нефти и темных
нефтепродуктов, объем котла 50-63 куб. м
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

23,2

24,5

0,86

0,88

712

713

2 4-х осная для нефти, темных и
светлых нефтепродуктов объем котла 50-63 куб.м (сезонная
специлизация)
0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8

9

23,2

24,5

0,86

0,88

720

721

3-4 4-х осная для светлых
нефтепродуктов
0-7 Объем котла
73,1куб.м
0-9 0-9 0-8

9

23,2

23,4

0,86

0,89

730

731

8 Объем котла 75
куб.м
0-9 0-9 0-8 28,0 0,86 748
9 Объем котла 85,6
куб.м
0-9 0-9 0-8 24,7 0,86 732
5 4-х осная для светлых
нефтепродуктов
1 Объем котла 85,6
куб.м
0-9 0-9 0-8 24,7 0,86 732
6 4-х осная для химических
грузов
0 Для серной к-ты 0-9 0-9 0-8 21,9 0,86 760
1 Для улучшенной серной
кислоты
0-9 0-9 0-8 20,4 0,86 762
3 Для меланжа 0-9 0-9 0-8 21,8 0,86 764
4 Для метанола 0-6 0-9 0-8 23,5 0,86 766
5 Для остальных химических
грузов
0-9 0-9 0-8 35,3 1,13 750
7-9 Для остальных химических
грузов
0-9 0-9 0-8 21,9 0,86 768
7 4-х осная для пищевых
продуктов
0 Для спирта 0-6 0-9 0-8 23,2 0,86 770
  Для спирта,объем котла
85,6 куб.м
  0-9 0-8 24,7 0,86 770
1 Для молока 0-9 0-9 0-8 23,3

26,0

0,86

0,87

772

773

2 Для растительного
масла
0-9 0-9 0-8 23,2 0,86 774

3-4

Для виноматериалов 0-9 0-9 0-8 28,0 0,86 776
5 Для патоки 0-9 0-9 0-8 22,3 0,86 778
8 Для остальных пищевых
продуктов
0-9 0-9 0-8 23,3 0,86 780
9 8-ми осная
нефтебензиновая
0-1 Для нефти и нефтепродуктов
объем котла 159 куб. м габарита ТЦ
0-9 0-9 0-8 51,0 1,34 790

4-5

Для светлых и темных
нефтепродуктов объем котла 140 куб.м
0-9 0-9 0-8 48,8 1,51 794
7 Для светлых нефтепродуктов
объем котла 161,6 куб. м
0-9 0-9 0-8 51,0 1,52 798

Изотермический

8

0 4-х осный
вагон-термос
0-1 Характеристики не
содержит
0-9 0-9 0-8 33,5 1,58 800
1 4-х осный
вагон-ледник
0 С пристенными
карманами
0-9 0-9 0-8 32,0 1,05 806
4 С потолочными
баками
0-9 0-9 0-8 37,0 1,15 808
7 Для вина 0-9 0-9 0-8 43,6 1,05 810
3 4-х осный автономный
рефрижераторный вагон (АРВ)
0 Со служебным отделением для
бригады
0-9 0-9 0-9 52,0 1,44 814
1 Без служебного отделения для
бригады, длиной кузова 19 м
0-9 0-9 0-9 44,0 1,44 816

3-4

Без служебного отделения для
бригады, длиной кузова 21 м
0-9 0-9 0-9 46,0 1,58 818
4 4-х осный грузовой
вагон в составе рефрижераторных
поездов
0 21-вагонного поезда 0-9 0-9 0-9 41,0 1,30 824
1 12-вагонного поезда 0-9 0-9 0-9 43,0 1,30 826
5 4-х осный грузовой вагон в
составе 6-ти вагонной рефрижераторной секции
0-4 Характеристики не
содержит
0-9 0-9 0-9 39,0 1,58 830
7 4-х осный грузовой вагон в
составе 5-ти вагонных рефрижераторных секций
0 Для секций без служ.
отд. ZA-5
0-9 0-9 0-9 39,0 1,30 836
1 Постр.ГДР со
служ.отдел.
0-9 0-9 0-9 50,5 1,30 838
2-6 Для секций постройки
БМЗ
0-9 0-9 0-9 39,0 1,58 840
7-9 Для секции ZB-5 постройки
ГДР
0-9 0-9 0-9 43,0 1,58 842
9 8-ми осный в составе
рефрижераторной секции
0 Характеристики не
содержит
0-9 0-9 0-9 67,7 1,77 844

Прочие

9

0 4-х осный для перевозки
грузов
0 Для аппатитового концентрата
«-» модели 10-402
0 0-9 0-8 26,5 0,83

0,84

900

908

1 Для сырья минеральных
удобрений
0-9 0-9 0-8 20,5 0,86 902
2 Зерновоз для перевозки
минеральных удобрений
0-9 0-9 0-8 22,0 1,05 901
3-6 Для минеральных
удобрений
0-9 0-9 0-8 22,0 0,95 904
7 Для крытых
специализированных
0-9 0-9 0-9 26,0 1,10 905
8 Саморазгружающийся
полувагон
0-1 0-9 0-8 25,0 0,87 906
1 4-х осный для перевозки
грузов
0 Для агломерата (дл. 10 м) и
окатышей
0-9 0-9 0-8 24,0 0,72 910
2-4 Для агломерата (дл. 12 м) и
окатышей
0-9 0-9 0-8 23,0 0,86 912
5 Платформа для
лесоматериалов
0-5 0-9 0-8 33,0 1,66 914
  Платформа для большегрузных
контейнеров
  0-9 0-8 33,5 1,82 984
6 Для технологической
щепы полуваг.
0-3 0-9 0-8 30,0 1,50 916
  Для технологической
щепы переоб.крыт.
4-9 0-9 0-8 24,2 1,10 917
8 Крытый, переоб. из рефр.
сборно-раздаточный
09 0-9 0-8 37,0 1,59 918
    0-9 9 24,9 1,10 919
2 4-х осный для перевозки
грузов
0-4 Для среднетоннажных
контейнеров на базе полувагона, крытого
0-9 0-9 0-9 23,2 1,10 920
5 Крытый для легковесных грузов
(ЦМГВ )
0-9 0-9 0-8 42,0 1,76 924
7 Крытый для
автомобилей
0-9 0-9 0-8 42,0 1,76 926
8 2-х ярусная платформа для
автомобилей
0-9 0-9 0-8 26,0 1,55 928
9 Цистерна для порошкообразных
грузов
0-9 0-9 0-8 24,6 0,86 932
3 4-х осный для перевозки грузов 0-6 Хоппер для цемента 0-9 0-9 0-8

9

22,0 0,85 930

931

7-9 Цистерна для
цемента
0-9 0-9 0-8 22,0 0,87 936
4 4-х осная (платформа) для
перевозки грузов
0-1 Для большегрузных контей
неров (длиной рамы менее 13,4 м)
0-9 0-9 0-8 18,4 1,02 940

2-4

Для большегрузных контейнеров
(длиной рамы 13,4 м)
0-9 0-9 0-8 21,0 1,05 942

5-9

Для большегрузных контейнеров
(длиной рамы 18,4 м)
0-9 0-9 0-8 22,0 1,40 946
5 4-х осный для перевозки
грузов
0-9 Для зерна ( хоппер
)
0-9 0-9 0-8 22,0 1,05 950
6 4-х осный для перевозки
грузов
0 Для живой рыбы грузовой вагон
2-х вагонной секции
0-9 0-9 0-9 45,0 1,58 956
1 Для живой рыбы одиночный
вагон
0-9 0-9 0-9 41,0 1,05 960
2 Для скота повышенной
вместимости
0-9 0-9 0-8 32,8 1,77 976
3 Для скота с верхним
расположением люков
0-9 0-9 0-8 25,4 1,05 962
4 Для скота 2-х
ярусный
0-9 0-9 0-8 25,4 1,05 964
5 Для скота с нижним
расположением люков
0-9 0-9 0-8

9

24,3

25,6

1,25

1,29

966

967

6 Платформа для рулонной
стали
0-2 0-9 0-8 30,0 1,05 968
7 Для перевозки муки 0-9 0-9 0-8 33,8 1,25 972
8 Цистерна для инертных
грузов
0-9 0-9 0-8 25,5 0,86 974
9 Хоппер со снятой
крышей
0-9 0-9 0-8 22,0 0,85 982
7 4-х осный для перевозки
грузов
0 Цистерна для кальцинированной
соды
0-9 0-9 0-8 31,3 1,13 970
1-7 Хоппер для цемента 0-9 0-9 0-8

9

22,0

22,0

0,85

0,87

930

931

8-9 Цистерна для
цемента
0-9 0-9 0-8 25,0 0,86 936

Прочие

3

0-1 4-х осный
хоппер-дозатор
0-4 Типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-3 0-9 0-9 0-8 25,0 0,71 300
5-7 Типа ЦНИИ-ДВ 3М 0-9 0-9 0-8 23,0 0,78 302
8 Модель 55-76 0-9 0-9 0-8 24,0 0,82 304
2 4-х осный думпкар 0 Типа 4ВС-50 0-9 0-9 0-8 30,2 0,83 320
  4-х осный
контейнеровоз
1-9 На базе крытого,
полувагон
0-9 0-9 9 23,2 1,10 920
3 4-х осный думпкар 0-9 Типа 5ВС-60 0-9 0-9 0-8 29,0 0,84 330
4-5 4-х осный думпкар 0-9 Типа 6ВС-60, 7ВС-60 0-9 0-9 0-8

9

27,5

28,0

0,85

0,89

350

351

6 6-ти осный вагон для
перевозки грузов
4 Платформа 0-9 0-9 0-8 40,0 1,80 360
6 Полувагон 0-9 0-9 0-8 32,0 1,18 362
7 Цистерна 0-9 0-9 0-8 85,5 1,40 364
8 3-х вагонной рефрижераторной
секции
0-9 0-9 0-9 63,3 1,78 366
9 Остальные вагоны 0-9 0-9 0-8 29,0 1,09 368
7 4-х осные
служебно-технические вагоны рефрижераторных поездов и секции не для
перевозки грузов, прочие не для перевозки грузов
1 Вагон-машинное отделение,
дизель-электростанция 12-ти ваг., секции
0-9 0-9 0-9 64,1 1,30 370
2 Вагон-машинное отделение,
вагон-служебное помещение, дизельный вагон 21-ти вагонного
поезда
0-9 0-9 0-9 70,7 1,29 372
3 6-ти вагонной
секции
0-9 0-9 0-8 62,9 1,29 384
4 5-ти вагонной секции ZB-5
постройки ГДР
0-9 0-9 0-9 69,0 1,29 374
5 5-ти вагонной секции
постройки БМЗ
0-9 0-8 0-9 62,9 1,29 376
6 Служебный вагон 2-вагонной
секции для живой рыбы
0-9 0-9 0-9 62,9 1,29 378
  Прочие не для перевозки
грузов (крытые, платформы)
0-9 0-9 0-8

9

23,87

23,87

1,10

1,10

382

383

7 Служебный вагон 3-вагонной
секции, отдельный дизель-служебный вагон
0-9 0-9 0-9 59,5 1,59 380
9 Транспортеры                

См. также: Характеристика грузовых вагонов

Поделиться ссылкой:

Система расчета контрольной цифры в идентификаторе контейнера

Номер контейнера, состоящий из цифр и букв, имеет 11-разрядный формат. Первые три буквы — это идентификатор владельца. Четвертая буква — признак кода контейнера. Шесть символов, находящихся с 5-й по 10-ю позицию, описывают серийный код контейнера. Крайний одиннадцатый разряд представляет собой контрольную цифру, позволяющую проверить корректность номера.

Контрольный разряд требуется для восстановления поврежденных данных, которые могут появиться при обмене информацией. Расчет контрольного разряда для подкода железнодорожной перевозки, а также для номеров вагона и контейнера производится по специальному алгоритму. Благодаря нашему сервису вы можете проверить номер вагона онлайн.

Контрольный код рассчитывается по следующей системе — всем символам присваиваются отдельные цифровые эквиваленты (ЦЭ). Этот параметр представляет собой число, которое больше 10.

Цифровые эквиваленты для знаков

Каждый ЦЭ перемножается на весовой коэффициент (ВК). Этот показатель представляет собой степень 2 с показателем степени, меняющейся в диапазоне от нуля до девяти.

Весовой коэффициент

Итог произведения суммируется и делится на одиннадцать и по остатку, вычисленному при делении, рассчитывается контрольная цифра.

Весовой коэффициент

Расчет контрольного кода в номере вагона

Код вагона включает в себя восемь чисел. Первые семь цифр кодируют данные о номере вагона. Крайнее 8-е число считается контрольным и предназначается для определения корректности номера.

Расчет контрольного знака номера вагона производится следующим образом — каждому разряду кода устанавливается в соответствие ЦЭ, эквивалентный этому числу; каждый ЦЭ кода перемножается на ВК, указанный в таблице:

Весовой коэффициент

Итог произведения суммируется посимвольно (если итог произведения выше девяти, то суммируются цифры каждого разряда числа); контрольным кодом является цифра, при сложении с которой вычисленный итог дополняется до целого десятка. Пример: итоговая сумма равняется 55, следовательно, до 60 не достает 5 (контрольный знак номера вагона).

Нумерация вагонов грузового парка

Нумерация вагонов грузового парка

Огромное количество вагонов разных видов и типов, перемещающих разнообразные грузы по территории страны и за рубеж, требует систематизации и классификации. Иначе невозможно определить, для какого груза предназначен вагон, где он находится в данный момент, и идентифицировать владельца. Необходимость нумерации грузовых вагонов возникла давно, но стройная информативная схема была внедрена в начале 1963 года, когда наметился рост экономики после ликвидации последствий Второй мировой войны, и резко возросла интенсивность железнодорожных перевозок.

Что зашифровано в номере

Современная нумерация состоит из 8 цифр, в 1963 году была внедрена семизначная, которая содержала основные характеристики единицы подвижного состава грузового назначения. Нумерация жд вагонов поездов пассажирских перевозок проводится по другой схеме и технических данных не отображает.

По цифрам на вагоне можно узнать:

  • род вагона;

  • количество осей;

  • объем отсека для груза;

  • длину рамы;

  • оборудован ли вагон тормозной площадкой.

Основные цифры, описывающие характеристики подвижного состава, находятся в первой трети индекса. Расшифровка кода вагона, кроме основных данных, содержит и инвентарный номер вагона, об этом информируют цифры, занимающие 4-6 места, седьмая показывает особенности тормозной системы. Вагоны, седьмая цифра которых 0, 1 и 2 — оснащены сквозной тормозной площадкой. Цифра 3 показывает, что площадки нет, но есть ручной тормоз. Числа от 4 до 8 показывают, что ручного тормоза нет. Исключение составляют шестиосные вагоны, у которых этот ряд цифр показывает именно наличие стояночного тормоза.

Система нумерации 1963 года

Запомнить, что означает номер вагона, могут только опытные профессиональные железнодорожники. В большинстве случаев номера грузовых вагонов расшифровывают при помощи специальных таблиц и справочников. Компьютеризация сети железных дорог позволила упростить процесс расшифровки — достаточно ввести код вагона в компьютер, как на дисплее появятся все характеристики и даже история эксплуатации транспортной единицы.

numeraciya-vagonov-gruzovogo-parka-4.jpg

Первая цифра в обозначениях 1963 года определяла род вагона:

  • 2 – крытый;
  • 4 – платформа;
  • 6 – полувагон;
  • 7 – цистерна;
  • 8 – изотермический;
  • 9 –иного рода.

Следующие важные данные были зашифрованы во второй и третьей цифре номера, четвертая, пятая и шестая, как уже упоминалось, это инвентарный номер транспортной единицы. Вторая и третья цифры в отношении вагонов разного рода обозначали разные характеристики. В отношении крытых моделей вторая цифра 0, или 1 показывали что вагоны и платформы построены на двухосной тележке. Шестиосные обозначались цифрой 8, четырехосные полувагоны — цифрами 2,3,4,5,6, четырехосные платформы обозначались цифрой 7, а восьмиосные — 9. Похожие числа использовались и для цистерн — 0 и 1 указывали на двухосную конструкцию, 3,4,5 — на четыре оси, для ГСМ. Четырехосные цистерны для других химических грузов обозначались цифрой 6 на втором месте, а для остальных типов наливного груза — 7. То есть, по второй цифре можно определить не только количество осей вагона, или цистерны, но и их назначение.

Третья цифра, в зависимости от типа вагона, указывает на технические особенности, или не дает другой информации. Например, для крытых четырехосных моделей с грузовым отсеком менее 120 м3 цифры 0 – 6 указывали на отсутствие дверей самоуплотняющегося типа и хлебных щитов, а 7,8,9 — на их наличие. В то же время в нумерации крытых; двухосных моделей третья цифра никакой информационной нагрузки не несет.

Это же касается двухосных и четырехосных полувагонов и платформ со второй цифрой в номере от 1 до 6. А вот если вторая цифра 7, то третий знак 0,1 или 2 показывает, что пол у платформы деревянный и в нем отсутствуют люки. При третьей цифре 3, 4 , или 5 у таких платформ пол и борта металлические и в полу встроен люк. Без подробной таблицы расшифровка номера вагона невозможна.

В качестве примера можно привести расшифровку семизначного кода 2253210 по системе 1963 года..

  • 2 – крытый;
  • 2 – четерехосный, объем кузова менее 120 м3;
  • 5 – без дверей с функцией самоуплотнения;
  • 321 – инвентарный номер;
  • 0 – оборудован тормозной сквозной площадкой и ручным тормозом.

По такой системе расшифровывают коды, состоящие из 7 цифр. Если их 8, то схема нумерации отличается, она принята в 1984 году и содержит несколько иную информацию.

Дополнения и изменения и в нумерации 1984 года

Развитие железнодорожного хозяйства привело к созданию новых типов и видов вагонов и платформ, характеристики которых не укладывались в действующую систему нумерации. Семизначный номер полувагона, платформы или цистерны, не мог полностью описать свойства транспортных единиц. Это же относилось и к номерам крытых вагонов, среди которых появились модификации для перевозки специальных грузов, автомобилей, скоропортящихся продуктов и другие модели.

numeraciya-vagonov-gruzovogo-parka-3.jpg

Приказом Министерства путей сообщения СССР за №22Ц введена новая система нумерации, в которой отображены важные показатели —  длина рамы, общая длина, грузоподъемность, собственная масса. Нововведения разделили все роды вагонов на 175 типов, из которых 66 относилось к специальным транспортерам. Система постоянно уточняется и расширяется. На начало 90-х годов ХХ столетия в списке уже находился 181 тип вагонов для грузоперевозок. Подразделение на типы проводилось по характерным признакам, которых могло быть от 1 до 5 – 6.

В список признаков входят:

  • ип (крытый, полувагон, цистерна, платформа, термос, специализированный);
  • количество осей;
  • длина по автосцепке;
  • масса;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • объем грузового отсека (кузова, или котла);
  • наличие специальных приспособлений для перевозки определенных грузов, например, цилиндрических, или контейнеров.

Посчитав, сколько цифр в номере вагона, можно определить, по какой схеме идентифицировать транспортную единицу. Как и в системе 1963 года, первое число указывает на тип вагона. Но в новой нумерации типов выделено больше, все они объединены отдельными характерными признаками, общими для всех моделей, находящихся под одним номером. Первая позиция по новой нумерации обозначает:

  • 0 — пассажирский состав;
  • 1 – локомотивы и путевые механизмы (краны, шпалоукладчики и т.д.);
  • 2 – грузовые, крытого типа;
  • 3 – шестиосные , дозаторы, транспортеры (64 вида), думпкары;
  • 4 – платформы всех типов;
  • 5 – ведомственные вагоны, не находящиеся в собственности железной дороги;
  • 6 – полувагоны с четырьмя и восемью осями;
  • 7 –четырех и восьмиосные цистерны;
  • 8 – рефрижераторы для скоропортящихся продуктов/li>
  • 9 – четырехосные вагоны остальных типов.

Вторая позиция восьмизначного номера характеризует количество осей. От 0 до 8 — четырехосные, 9 – вагоны и платформы с восемью осями, шестиосные обозначены цифрой 6. Вторая цифра в нумерации крытых моделей информирует также о других характеристиках:

  • 0 –объем менее 120 м3;
  • 2 и 3 —свыше 120 м3;
  • 4 – 7 — дверной проем увеличенной ширины.

От третьего по шестой знак цифры обозначают инвентарный номер, седьмой кодирует наличие тормозной площадки. Это не относится к транспортерам, у них система нумерации несколько иная. Третий знак у вагонов транспортеров указывает на их тип (колодцевые, сцепные, площадочные, или сочлененные). Четвертая позиция указывает на массу тары, остальные, исключая восьмой, неинформативные. Восьмая цифра у всех видов подвижного состава контрольная, служит для проверки корректности внесения номера вагона в накладные и другие документы.


К списку статей

Система нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм.

Нумерация вагонов позволяет по номеру вагона определить род, осность и другую техническую характеристику.
Номер вагона состоит из семи знаков.

Первый знак номера определяет род вагона:
1 Не используется
2 Крытый
3 Не используется
4 Платформа
5 Не используется
6 Полувагон
7 Цистерна
8 Изотермический
9 Прочие
Второй знак номера — осность вагона:
0 Две
1 Две
2 Четыре
3 Четыре
4 Четыре
5 Четыре
6 Четыре
7 Четыре
8 Шесть
9 Более шести

В третьем знаке номера содержатся дополнительные технические данные, которые используются совместно со значением второго знака:
У крытых вагонов цифры 0 и 1 во втором знаке обозначают только двухосный вагон. Цифры 2, 3 и 4 во втором знаке обозначают крытые четырехосные вагоны с объемом кузов до 120 м3 , а цифры 5, 6 и 7 – вагоны с объемом кузова 120 м3.
Цифра 8 во втором знаке обозначает шестиосный вагон, а цифра 9 — восьмиосный;

У платформ 0 и 1 во втором знаке, как и у крытых вагонов, обозначают только двухосный вагон.

Цифра 2 во втором знаке и 0 в третьем обозначают четырехосную специальную платформу для перевозке контейнеров.

Цифра 5 во втором знаке обозначает четырехосную платформу с длиной рамы 13,4 м, а цифры 6 и 7 — с длиной рамы 13,4 м и более. Цифра 8 указывает, что платформа шестиосная и 9 — восьмиосная.

У полувагонов цифры 2 — 6 во втором знаке указывают на наличие деревянного кузова и люков в полу, третий знак в этом случае технической характеристики не содержит. Цифра 7 во втором знаке в сочетании с цифрами 0,1 и 2 в третьем обозначает четырехосный полувагон с деревянным или металлическим кузовом без люков в полу, а с цифрами 3 — 9 с металлическим кузовом и люками в полу.

У цистерн цифра 0 во втором знаке показывает, что они двухосные нефтебензиновые, цифра 1 во втором знаке и 0 в третьем — двухосные спиртовые. 1 во втором знаке и 6, 7 или 8 в третьем — двухосные для остальных наливных грузов.

Цифры 3, 4 и 5 во втором знаке обозначает четырехосные нефтебензиновые цистерны. Третий знак технической характеристики не содержит.

Четырехосные цистерны для перевозки химических грузов во втором и третьем знаках имеют цифры 60, 61, 62, 63 и 64, для перевозки кислотных грузов — 65, 66, 67 и 68.

Четырехосные цистерны для перевозки остальных наливных грузов во втором и третьем знаках имеют цифры: 70 — для перевозки спирта, 71 — для перевозки молока, 72 и 73 — для перевозки вязких грузов, оборудованные отопительными приборами , 74 и 75 — для перевозки битума (бункерные полувагоны), 76, 77, 78 и 79 — для перевозки остальных наливных грузов.

Цифра 8 во втором знаке в сочетании с цифрой 0 или 1 в третьем обозначает шестиосную нефтебензиновую цистерну, а в сочетании с цифрами 6. 7 и 8 — шестиосную для остальных наливных грузов.

Восьмиосные нефтебензиновые цистерны во втором и третьим знаках имеют цифры 90 и 91, а предназначенные для перевозки остальных наливных грузов — цифру 96.

У изотермических вагонов во втором знаке:

Цифра Значение
0 двухосные вагоны с льдосоляным охлаждением и пристенными карманами
5 четырехосные с льдосоляным охлаждением и потолочным оборудованием
6 четырехосные с индивидуальным машинным охлаждением
7 четырехосные в составе рефрижераторных поездов или секций
причем цифра 0 в третьем знаке — в составе поездов, 1 — в составе двенадцативагонных секций и 2 — 4 — в составе пятивагонных секций.

Прочие двухосные вагоны для перевозки грузов имеют во втором знаке цифру 0, не для перевозки грузов — 1. Третий знак технической характеристики не содержит.

Четырехосные полувагоны для перевозки контейнеров во втором и третьем знаках имеют цифры 20 — 28, а четырехосные вагоны для перевозки грузов, переоборудованные из ледников В-41, — 29.

Прочие четырехосные вагоны для перевозки грузов во втором знаке имеют цифры 3-6. Цифры в третьем знаке обозначают: 0 — для перевозки живности, 1 — сборно-раздаточные, 2 — хопперы-дозаторы, 3,4 – для перевозки цемента (полувагоны или цистерны), 5 — 9 — для перевозки остальных грузов.

Четырехосные не для перевозки грузов: технические и служебные рефрижераторных поездов и секций во втором и третьем знаках имеют цифру 70, а служебные или специальные не для перевозки грузов — 71 — 79.

Прочие шестиосные вагоны не для перевозки грузов во втором и третьем знаках содержат цифру 80 и для перевозки грузов — 89; у транспортеров цифры первого и второго знаков 99, а третьего и четвертого обозначают количество осей.

Например, 9904…. — четырехосный, 9906.. — шестиосный и т.д.

Четвертый, пятый, шестой знаки технической характеристики не содержат и вместе с первыми тремя и седьмым знаком образуют порядковый номер вагона.

Седьмой знак указывает на наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза (0 или 1).

Последняя, восьмая цифра номера вагона — контрольное число (служит для проверки правильности номера вагона в автоматических системах распознавания).

СИСТЕМА
нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм
( Введена приказом МПС № 22Ц от 15.05.84 г.)

1-я цифра — род вагона

2-я цифра — осность и основная характеристика вагона

3-я цифра — дополнительная характеристика вагона

4-я цифра 5-я и 6-я цифры 7-я цифра: 0-8 без торм. площ;
9 с торм. площ
Расчетная масса тары,(т) Условная длина (в14 м вагонах) № типа вагона

Крытый

2

0 4-х осн. объем кузова менее 120 куб. м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 22,724,2 1,051,10 200201
0-5
1-3 4-х осн. объем кузова 120 куб. м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 23,0 1,05 204
4-76-7 4-х осн. объем кузова 120 куб. м с ушир.дверн. проемом 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 24,026,0 1,051,10 206207
 8 4-х осн. объем кузова 120 куб. м с ушир. дверн.проемом 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 26,027,0 1,211,26 208209

Платформа

4

0 4-х осн. с длиной рамы до 13,4 м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 22,0 1,02 400
1-8 4-х осн. с длиной рамы 13,4 м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-9 20,9 1,05 404

Полувагон

6

0-7 4-х осн. с люками в полу 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 22,024,0 1,001,03 600601
8 4-х осн. с глухим кузовом 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 21,122,6 1,001,03 608609
9 8-ми осный 0 С люками в полу и торцевыми дверями 0-9 0-9 0-8 44,5 1,45 612

Цистерна

7

0 4-х осная для нефтебитума и вязких нефтепродуктов 0 Для нефтебитума (бункерный полувагон) с облегченной рамой 0-9 0-9 0-8 31,5 1,01 700

1-3

Для нефтебитума (бункерный п/ваг) 0-9 0-9 0-8 36,5 1,05 702

5-6

Для вязких нефтепродуктов 0-9 0-9 0-8 24,2 0,86 704
1 4-х осная для нефти и темных нефтепродуктов, объем котла 50-63 куб. м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 23,224,5 0,860,88 712713
2 4-х осная для нефти, темных и светлых нефтепродуктов объем котла 50-63 куб.м (сезонная специлизация) 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-89 23,224,5 0,860,88 720721
3-4 4-х осная для светлых нефтепродуктов 0-7 Объем котла 73,1куб.м 0-9 0-9 0-89 23,223,4 0,860,89 730731
8 Объем котла 75 куб.м 0-9 0-9 0-8 28,0 0,86 748
9 Объем котла 85,6 куб.м 0-9 0-9 0-8 24,7 0,86 732
5 4-х осная для светлых нефтепродуктов 1 Объем котла 85,6 куб.м 0-9 0-9 0-8 24,7 0,86 732
6 4-х осная для химических грузов 0 Для серной к-ты 0-9 0-9 0-8 21,9 0,86 760
1 Для улучшенной серной кислоты 0-9 0-9 0-8 20,4 0,86 762
3 Для меланжа 0-9 0-9 0-8 21,8 0,86 764
4 Для метанола 0-6 0-9 0-8 23,5 0,86 766
5 Для остальных химических грузов 0-9 0-9 0-8 35,3 1,13 750
7-9 Для остальных химических грузов 0-9 0-9 0-8 21,9 0,86 768
7 4-х осная для пищевых продуктов 0 Для спирта 0-6 0-9 0-8 23,2 0,86 770
Для спирта,объем  котла 85,6 куб.м 0-9 0-8 24,7 0,86 770
1 Для молока 0-9 0-9 0-8 23,326,0 0,860,87 772773
2 Для растительного масла 0-9 0-9 0-8 23,2 0,86 774

3-4

Для виноматериалов 0-9 0-9 0-8 28,0 0,86 776
5 Для патоки 0-9 0-9 0-8 22,3 0,86 778
8 Для остальных пищевых продуктов 0-9 0-9 0-8 23,3 0,86 780
9 8-ми осная нефтебензиновая 0-1 Для нефти и нефтепродуктов объем котла 159 куб. м габарита ТЦ 0-9 0-9 0-8 51,0 1,34 790

4-5

Для светлых и темных нефтепродуктов объем котла 140 куб.м 0-9 0-9 0-8 48,8 1,51 794
7 Для светлых нефтепродуктов объем котла 161,6 куб. м 0-9 0-9 0-8 51,0 1,52 798

Изотермический

8

0 4-х осный вагон-термос 0-1 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 33,5 1,58 800
1 4-х осный вагон-ледник 0 С пристенными карманами 0-9 0-9 0-8 32,0 1,05 806
4 С потолочными баками 0-9 0-9 0-8 37,0 1,15 808
7 Для вина 0-9 0-9 0-8 43,6 1,05 810
3 4-х осный автономный рефрижераторный вагон (АРВ) 0 Со служебным отделением для бригады 0-9 0-9 0-9 52,0 1,44 814
1 Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 19 м 0-9 0-9 0-9 44,0 1,44 816

3-4

Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 21 м 0-9 0-9 0-9 46,0 1,58 818
4 4-х осный грузовой вагон в составе рефрижераторных поездов 0 21-вагонного поезда 0-9 0-9 0-9 41,0 1,30 824
1 12-вагонного поезда 0-9 0-9 0-9 43,0 1,30 826
5 4-х осный грузовой вагон в составе 6-ти вагонной рефрижераторной секции 0-4 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-9 39,0 1,58 830
7 4-х осный грузовой вагон в составе 5-ти вагонных рефрижераторных секций 0 Для секций без служ.  отд. ZA-5 0-9 0-9 0-9 39,0 1,30 836
1 Постр.ГДР со служ.отдел. 0-9 0-9 0-9 50,5 1,30 838
2-6 Для секций постройки БМЗ 0-9 0-9 0-9 39,0 1,58 840
7-9 Для секции ZB-5 постройки ГДР 0-9 0-9 0-9 43,0 1,58 842
9 8-ми осный в составе рефрижераторной секции 0 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-9 67,7 1,77 844

Прочие

9

0 4-х осный для перевозки грузов 0 Для аппатитового концентрата «-» модели 10-402 0 0-9 0-8 26,5 0,830,84 900908
1 Для сырья минеральных удобрений 0-9 0-9 0-8 20,5 0,86 902
2 Зерновоз для перевозки минеральных удобрений 0-9 0-9 0-8 22,0 1,05 901
3-6 Для минеральных удобрений 0-9 0-9 0-8 22,0 0,95 904
7 Для крытых специализированных 0-9 0-9 0-9 26,0 1,10 905
8 Саморазгружающийся полувагон 0-1 0-9 0-8 25,0 0,87 906
1 4-х осный для перевозки грузов 0 Для агломерата (дл. 10 м) и окатышей 0-9 0-9 0-8 24,0 0,72 910
2-4 Для агломерата (дл. 12 м) и окатышей 0-9 0-9 0-8 23,0 0,86 912
5 Платформа для  лесоматериалов 0-5 0-9 0-8 33,0 1,66 914
Платформа для большегрузных контейнеров 0-9 0-8 33,5 1,82 984
6 Для технологической щепы полуваг. 0-3 0-9 0-8 30,0 1,50 916
Для технологической щепы переоб.крыт. 4-9 0-9 0-8 24,2 1,10 917
8 Крытый, переоб. из рефр. сборно-раздаточный 09 0-9 0-8 37,0 1,59 918
0-9 9 24,9 1,10 919
2 4-х осный для перевозки грузов 0-4 Для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона, крытого 0-9 0-9 0-9 23,2 1,10 920
5 Крытый для легковесных грузов (ЦМГВ ) 0-9 0-9 0-8 42,0 1,76 924
7 Крытый для автомобилей 0-9 0-9 0-8 42,0 1,76 926
8 2-х ярусная платформа для автомобилей 0-9 0-9 0-8 26,0 1,55 928
9 Цистерна для порошкообразных грузов 0-9 0-9 0-8 24,6 0,86 932
3 4-х осный для перевозки грузов 0-6 Хоппер для цемента 0-9 0-9 0-89 22,0 0,85 930931
7-9 Цистерна для цемента 0-9 0-9 0-8 22,0 0,87 936
4 4-х осная (платформа) для перевозки грузов 0-1 Для большегрузных контей неров (длиной рамы менее 13,4 м) 0-9 0-9 0-8 18,4 1,02 940
2-4 Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 13,4 м) 0-9 0-9 0-8 21,0 1,05 942
5-9 Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 18,4 м) 0-9 0-9 0-8 22,0 1,40 946
5 4-х осный для перевозки  грузов 0-9 Для зерна ( хоппер ) 0-9 0-9 0-8 22,0 1,05 950
6 4-х осный для перевозки грузов 0 Для живой рыбы грузовой вагон 2-х вагонной секции 0-9 0-9 0-9 45,0 1,58 956
1 Для живой рыбы одиночный вагон 0-9 0-9 0-9 41,0 1,05 960
2 Для скота повышенной вместимости 0-9 0-9 0-8 32,8 1,77 976
3 Для скота с верхним расположением люков 0-9 0-9 0-8 25,4 1,05 962
4 Для скота 2-х ярусный 0-9 0-9 0-8 25,4 1,05 964
5 Для скота с нижним расположением люков 0-9 0-9 0-89 24,325,6 1,251,29 966967
6 Платформа для рулонной стали 0-2 0-9 0-8 30,0 1,05 968
7 Для перевозки муки 0-9 0-9 0-8 33,8 1,25 972
8 Цистерна для инертных  грузов 0-9 0-9 0-8 25,5 0,86 974
9 Хоппер со снятой крышей 0-9 0-9 0-8 22,0 0,85 982
7 4-х осный для перевозки грузов 0 Цистерна для кальцинированной соды 0-9 0-9 0-8 31,3 1,13 970
1-7 Хоппер для цемента 0-9 0-9 0-89 22,022,0 0,850,87 930931
8-9 Цистерна для цемента 0-9 0-9 0-8 25,0 0,86 936

Прочие

3

0-1 4-х осный хоппер-дозатор 0-4 Типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-3 0-9 0-9 0-8 25,0 0,71 300
5-7 Типа ЦНИИ-ДВ 3М 0-9 0-9 0-8 23,0 0,78 302
8 Модель 55-76 0-9 0-9 0-8 24,0 0,82 304
2 4-х осный думпкар 0 Типа 4ВС-50 0-9 0-9 0-8 30,2 0,83 320
4-х осный контейнеровоз 1-9 На базе крытого, полувагон 0-9 0-9 9 23,2 1,10 920
3 4-х осный думпкар 0-9 Типа 5ВС-60 0-9 0-9 0-8 29,0 0,84 330
4-5 4-х осный думпкар 0-9 Типа 6ВС-60, 7ВС-60 0-9 0-9 0-89 27,528,0 0,850,89 350351
6 6-ти осный вагон для перевозки грузов 4 Платформа 0-9 0-9 0-8 40,0 1,80 360
6 Полувагон 0-9 0-9 0-8 32,0 1,18 362
7 Цистерна 0-9 0-9 0-8 85,5 1,40 364
8 3-х вагонной рефрижераторной секции 0-9 0-9 0-9 63,3 1,78 366
9 Остальные вагоны 0-9 0-9 0-8 29,0 1,09 368
7 4-х осные служебно-технические вагоны рефрижераторных поездов и секции не для перевозки грузов, прочие не для перевозки грузов 1 Вагон-машинное отделение, дизель-электростанция 12-ти ваг., секции 0-9 0-9 0-9 64,1 1,30 370
2 Вагон-машинное отделение, вагон-служебное помещение, дизельный вагон 21-ти вагонного поезда 0-9 0-9 0-9 70,7 1,29 372
3 6-ти вагонной секции 0-9 0-9 0-8 62,9 1,29 384
4 5-ти вагонной секции ZB-5 постройки ГДР 0-9 0-9 0-9 69,0 1,29 374
5 5-ти вагонной секции постройки БМЗ 0-9 0-8 0-9 62,9 1,29 376
6 Служебный вагон 2-вагонной секции для живой рыбы 0-9 0-9 0-9 62,9 1,29 378
Прочие не для перевозки грузов (крытые, платформы) 0-9 0-9 0-89 23,8723,87 1,101,10 382383
7 Служебный вагон 3-вагонной секции, отдельный дизель-служебный вагон 0-9 0-9 0-9 59,5 1,59 380
9 Транспортеры

P.S.: 

1. Во всех видах оперативного и статистического учета из группы прочих в том числе выделяются вагоны в следующих отрезках нумерации:
окатышевозы 9100000 — 9109998,
цементовозы 9300000 — 9399998,
фитинговые пл. 9400000 — 9499998
зерновозы 9500000 — 9599998
2. Из числа вагонов типа 968 в отрезке номеров 9669498 — 9669998 обозначаются 4-х осные платформы для перевозки колесных пар.

Система нумерации вагонов

Определение типа подвижного состава осуществляется в соответствии со Справочником 8-мизначная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм, утвержденным Комиcсией специалистов по информатизации железнодорожного транспорта (Протокол № 32 от 29 апреля 2005 г.), с изменениями и дополнениями.

Система нумерации вагонов

Действующая система нумерации предусматривает обозначение вагонов восьмизначным кодом, в котором:

первая цифра – род подвижного состава;

вторая – количество осей и основные характеристики;

третья – дополнительные технические характеристики;

четвертая, пятая и шестая – порядковый номер вагона;

седьмая – сведения о ручном тормозе и наличии переходной площадки;

восьмая – контрольная цифра.

0… Пассажирские вагоны

043… первая цифра 0 – признак пассажирского вагона, вторая и третья – код дороги приписки

0430… мягкий (СВ, вагон габарита РИЦ)

0431… купейный жесткий

0432… некупированный жесткий (плацкартный)

0433… межобластной

0434… почтовый

0435… багажный

0436… ресторан

0437… служебно-технический

0438… спецвагоны других ведомств или компаний

0439… резерв

1… Локомотивы, электропоезда, путевые машины

10… паровоз

11…,12… электровоз

13…,14… вагоны электропоездов

15…,16… тепловоз

17… дизель-поезд

19… путевые машины и механизмы

2… Крытые вагоны

3… Специализированные вагоны

30…,31… хоппер

320…,33…-35… думпкар

39… транспортер

4… Платформы

5… Собственные вагоны

50…,511…-519… цистерна

52… крытый вагон

530…-533… хоппер

54… платформа

55… думпкар

56… полувагон

57… цистерна

5870…-5873… рефрижераторный вагон

6… Полувагоны

7… Цистерны

71…-75… для нефтепродуктов

76… для кислоты и других химических грузов

770… для спирта

771… для молока

772… для растительного масла

773…,774… для виноматериалов

778… для других пищевых продуктов

79… 8-осные цистерны

8… Изотермические вагоны

80…,81… ледник

83… автономный рефрижераторный вагон

84…-87… вагон в составе рефрижераторного поезда (секции)

89… 8-осные рефрижераторные вагоны

9… Специализированные вагоны

901…-906… для минеральных удобрений

920…-924… для среднетоннажных контейнеров на базе крытых вагонов и полувагонов

925… крытый вагон для легковесных грузов

927… крытый вагон для автомобилей

928… двухярусная платформа для автомобилей

93… цементовоз

94… платформа для крупнотоннажных контейнеров

95… хоппер для зерна

960…,961… для живой рыбы

965… для скота

971…-979… цементовоз

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти идеальную чувствительность мыши
  • Как составить бизнес план по переработке пластика
  • Как найти 2019 в степени 2019
  • Как составить аромат для свечи
  • Как правильно составить текст онлайн