Как сделать коллаж из стихотворения
Автор:
Charles Brown
Дата создания:
2 Февраль 2021
Дата обновления:
23 Май 2023
Содержание
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
Стихотворение-коллаж — это поэтический эквивалент коллажа изобразительного искусства. Коллаж-стихотворение берет тексты из непоэтических источников и использует их для создания стихотворения. Стихи этого типа могут придерживаться традиционного поэтического формата, такого как стихотворение с прямой линией, или могут быть написаны свободным стихом, без какой-либо схемы рифм, или определенных метрик или ограничений по слоговому языку. Написание стихотворения-коллажа может вдохновить поэтов, у которых менее тяжелый случай блокировки.
Шаг 1
Найдите материал, который послужит шедевром. Этим материалом в случае стихотворения-коллажа является любой текст, не являющийся умышленно поэтическим. Журналы, газеты, обложки блогов, списки ингредиентов рецептов, этикетки для бутылок вина, руководства для сотрудников и рекламные объявления — все это можно использовать и анализировать для создания блоков вашего стихотворения-коллажа.
Шаг 2
Извлекайте предложения и фразы, которые вам нравятся или которые что-то представляют для вас, и организуйте текст на пустой странице записной книжки или в новом документе текстового редактора. Вы можете включить любую цитату, какую захотите, но нет необходимости делать стихотворение-коллаж.
Шаг 3
Организуйте предложения и фразы по темам или характеристикам, которые у них есть общие. Некоторые предложения могут упоминать цвет, некоторые фразы могут касаться физических ощущений, оттуда сгруппируйте их по общим чертам личности, а затем скопируйте и вставьте предметы.
Шаг 4
Напишите свое стихотворение. Возьмите группу предложений и фраз, которые вам нравятся. Используйте их для построения повествования. Не беспокойтесь о том, чтобы заранее обдумать повествование, просто оставьте свои мысли на бумаге и отредактируйте его позже, чтобы сделать его более поэтичным. Включите свои собственные слова и предложения, где вам нужно связать отдельные идеи или изображения.
Шаг 5
Попробуйте рассказать несколько разных историй, используя одни и те же предметы. Это будет упражнять ваши поэтические мышцы и заставит ваш мозг усердно работать над вдохновением, а не ждать появления поэтической музы.
Шаг 6
Просмотрите, исправьте и повторно изучите. Считайте свое стихотворение незавершенным. Просмотрите его через день или два, чтобы увидеть, можете ли вы прояснить определенные идеи или образы, вставив новый материал или используя свои собственные слова. Поиграйте со структурой, повторением и цепочкой вашего стихотворения-коллажа, чтобы сделать его максимально поэтичным. Попросите других людей (ваших коллег, учителя или сочинение, которым вы восхищаетесь) прочитать ваше стихотворение-коллаж и высказать свое мнение.
Коллаж по стихотворениям А.Блока
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
(«Белой ночью месяц красный…»)
Там в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, — и снова тьма бродила.
(«Там на улице стоял какой-то дом…»)
Там дамы щеголяют модами,
Там всякий лицеист остер –
Над скукой дач, над огородами,
Над пылью солнечных озер.
(«Там дамы щеголяют модами…»)
И каждый вечер, в час назначенный
( Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
(«Незнакомка»)
Строен твой стан, как церковные свечи.
Взор твой – мечами пронзающий взор.
Дева, не жду ослепительной встречи –
Дай, как монаху, взойти на костер!
(«Девушка из Spoleto»)
Покраснели и гаснут ступени.
Ты сказала сама: «Приду».
У входа в сумрак молений
Я открыл мое сердце. – Жду.
(«Покраснели и гаснут ступени…»)
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю с грудью.
Храню я к людям на безлюдье
Неразделенную любовь.
(«Земное сердце стынет вновь,…»)
Как небо, встала надо мною,
А я не мог навстречу ей
Пошевелить больной рукою,
Сказать, что тосковал о ней…
(«Она, как прежде, захотела…»)
Целый год не дрожало окно,
Не звенела тяжелая дверь;
Все забылось – забылось давно,
И она отворилась теперь.
(«Целый год не дрожало окно,…»)
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность Мечты разлюбив.
(«Мы встречались с тобой на закате,…»)
Превратила все в шутку сначала,
Поняла – принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
(«Превратила все в шутку сначала,…»)
Была ты всех ярче, верней и прелестней.
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни…
(«Была ты всех ярче, верней и прелестней,…»)
Вострякова Маша, 10Б класс
КОЛЛАЖ к посланию А.С. Пушкина «В Сибирь»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Джолдошев Р.М. 1
1МБОУ «Дульдургинская СОШ №2»
Цыбенова И.Д. 1
1МБОУ «Дульдургинская СОШ №2»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Обоснование актуальности выбранной темы: Если присмотреться, все вокруг состоит из кусочков, частичек, цветных пятен.
Коллаж — смешение всего во всем — и получение нового. Нового себя. Моя цель – не создание шедевра и желание что-либо заявить, а самовыражение, удовольствие от творческого процесса. Когда я начинаю составлять, у меня нет предварительных образов, картинок в голове. Я вырезаю из старых журналов, книг картинки, рисую сама, подбираю слова из текста, соединяю в цепочку, раскрашиваю, приклеиваю, а затем пишу комментарий. (Коллаж – от французского collage – наклеивание, цепочка). Всё само получается.
Цель: Осмысление стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь» как духовного завещания людям XXI века через создание коллажа к данному стихотворению.
Задачи: Изучить литературу по данной теме
Отобрать материал для создания коллажа
Создать коллаж по стихотворению Пушкина «В Сибирь»
Написать комментарий к коллажу
Обзор используемой литературы
Понятие «коллаж» раскрыто зарубежными художниками. Макс Эрнст даёт такое определение коллажа: «Техника коллажа — это систематическая эксплуатация случайной или искусственно спровоцированной встречи двух или более чужеродных реальностей на одной, явно для этого не подходящей плоскости, и искра поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальностей». Ричард Гамильтон раскрывает в своих коллажах своё отношение к окружающей действительности.
Глава 1 История развития коллажа
Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Одним из самых известных художников применяющих коллаж, является Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.
Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, как правило при помощи компьютерных программ, таких как Adobe Photoshop и других графических редакторов. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.
Глава 2 Принципы создания коллажа
Коллаж – цепочка. Они представляют собой схему-комментарий к эпизоду художественного произведения, иногда ко всему произведению. Основной принцип – это по капле рассказать о море, т.е. об идейном замысле всего произведения. В коллажах все знаково: верх-низ, стрелки, круги, цветовое оформление, образы-символы, ключевые фразы. Важна не только горизонтальная, но и вертикальная взаимосвязь всех элементов, т.е. всё должно соединиться в цепочку и создать целостное восприятие художественного произведения.
Коллажи можно рассматривать как инструмент, который можно передавать из рук в руки. Иногда это стилизация, пародия на героев, на авторский стиль. Но в любом случае это самовыражение, удовольствие от прочитанного и создаваемого. Художественное произведение – это мир, который придумал автор. При создании коллажа не нужно пытаться дать профессиональный анализ текста, а просто нестандартно подойти к его чтению и восприятию. Дело это не простое. Но есть основные принципы, которые помогут в этом деле.
Лаконичность
Структурность (4-5 связок, логических блоков)
Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов)
Унификация печатных знаков
Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным)
Ассоциативность
Доступность воспроизведения
Цветовая наглядность и образность
Глава 3 Комментарий к коллажу «В Сибирь»
Мой коллаж — это попытка осмысления послания А.С.Пушкина «В Сибирь» на каторгу с позиции современного читателя. Девизом у меня были слова: «Прочитал – организуй свои мысли».
При создании коллажа я не пыталась дать профессиональный анализ стихотворения, а просто нестандартно подошла к его чтению и восприятию.
В центре коллажа – Пушкин. В старом журнале «Юность» я нашла литографию Р.Коношенко «Портрет Пушкина. 1837 г.». Меня здесь удивила муза или ангел, который витает над поэтом и открывает нам космическую бездну личности и творчества Пушкина.
Второй блок – это Александра Муравьёва, которая и привезла в Сибирь послание. Пушкин хотел передать с Марией Волконской, но не успел. Кибитка нам напомнит трудные дороги эпохи декабристов. Тогда не было железной дороги, поэтому и сами декабристы, и их жёны, а также письма доходили к нам очень долго.
К этому блоку я отнесла и карту Забайкалья, часть Бурятии. Флажками я отметила населенные пункты, где останавливались или жили декабристы. На сегодня я знаю, что это Акша, Читинский острог, рудники были в районе Сретенска, Нерчинска, а также в Бурятии проживал Кюхельбекер в Баргузине, Селенгинске. Со временем, я думаю, что этих флажков будет больше, так как я ещё многого не знаю.
Сразу над картами я выделила третий блок. Это Царскосельский лицей, где Пушкин учился вместе со своими друзьями. В первую очередь я бы отметила Вильгельма Кюхельбекера (Кюхлю, как любил его называть Пушкин). Он был отправлен на поселение в Баргузин, затем в Акшу. Минуя 3-е отделение, Пушкин высылал ему книги, письма. 12 февраля 1836 года Кюхельбекер писал Пушкину из Баргузина: «Книги, которые время от времени пересылал ты ко мне, во всех отношениях мне драгоценны…». Места в Забайкалье декабрист называл «Даурской Украиной».i В этом же письме есть упоминания о бурятах, о тунгусах, русских аборигенах. Пушкин знал о тунгусах по книжным источникам, а письма Кюхельбекера многоге ему рассказали об этой народности. В поэтическом завещании «Памятник», написанном через полгода после получения письма из Сибири, Пушкин выражает надежду, что народы России назовут его
«…И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык…»
Пушкин в своём послании выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году ( показать жестом на дату в верхнем правом углу).
Пятый блок – это солнце. Его лучи доходят до ангела с литографии Р. Коношенко (включить подсветку). Это свет, который исходит от Пушкина к нам, это свет от декабристов, благодаря которым в далёком Забайкальском крае «светлый образ Пушкина навсегда останется в сердцах многих поколений живым и прекрасным…».
В конверт я положила газетную статью, которая подвигла на создание коллажа, а также материалы из Интернета, которые помогли мне в процессе творчества.
В своём коллаже я использовала вырезки картинок из старых журналов, гуашь, фломастеры, чёрную гелиевую ручку, губку, иголки, кусочки ситцевой ткани для флажков, зажигалку с фонариком для подсветки. Как видите, всё сложилось в цепочку, то есть в коллаж.
Послание Пушкина «В Сибирь» — это духовное завещание нам, читателям XXI века, поэтому свой коллаж я тоже завещаю музею Декабристов, где хранятся творческие работы детей.
i «Пушкин и Забайкалье», газета «Забайкальский рабочий» -1987г.
Заключение
В данной творческой работе осмыслено стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь» как духовное завещание людям XXI века через создание коллажа к данному стихотворению и решены задачи по изучению литературы по данной теме, создан и прокомментирован коллаж «В Сибирь», что и являлось целью работы.
Список использованных источников и литературы
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд», учебная хрестоматия «Русская литература» для национальных школ, 8 класс-1989г.
«Пушкин и декабристы», газета «Забайкальский рабочий-1987г.
Шаталов В.Ф. «Новую жизнь не начнёшь с понедельника», «Собеседник №50 – декабрь 1986гю
Энциклопедия «Кругосвет»-2010
Валишев А.И., Никитин А.А. «Интеграция науки и образования»
Интернет ресурсы: : http://smysloman.livejournal.com/16342.html?media
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
Тезисы исследовательской работы
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса «Старт в науке»!
Меня зовут Джолдошев Рахман. Я приехал из Забайкалья, из села Дульдурга, где учусь в 5 «Б» классе. Я давно хотел участвовать в научно-практической конференции всероссийского уровня. Когда нам прочитали положение о VI Международном конкурсе научно-исследовательских работ «СТАРТ В НАУКЕ», мне сразу захотелось создать коллаж к посланию Пушкина «В Сибирь». Я долго размышлял над тем, в какое направление подойдёт моя работа?: в русский язык и литература (стихотворение Пушкина «В Сибирь» — это программное произведение) или выбрать направление «Краеведение» (это послание связано с именами декабристов, которые были высланы в наши края после восстания декабристов). Я решил остановиться на краеведении, потому что это стихотворение прославило мой родной край. Именно это послание привезла своему мужу жена декабриста, чтобы поддержать его в трудной жизненной ситуации, доказать ему, что он не зря отбывает каторгу в этих суровых краях и его помнит его лицейский друг Александр Пушкин, помнит вся передовая Россия).
Коллажами я увлекся в 5 классе. Коллаж от фр. papier collée — наклеенная бумага. Это творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В коллажах все знаково: верх-низ, стрелки, круги, цветовое оформление, образы-символы, ключевые фразы. Важна не только горизонтальная, но и вертикальная взаимосвязь всех элементов, т.е. всё должно соединиться в цепочку и создать целостное восприятие художественного произведения. Мой коллаж — это попытка осмысления послания А.С.Пушкина «В Сибирь» на каторгу с позиции современного читателя. Девизом у меня были слова: «Прочитал – организуй свои мысли».
В центре коллажа – Пушкин. В старом журнале «Юность» я нашла литографию Р.Коношенко «Портрет Пушкина. 1837 г.». Меня здесь удивила муза или ангел, который витает над поэтом и открывает нам космическую бездну личности и творчества Пушкина.
Второй блок – это Александра Муравьёва, которая и привезла в Сибирь послание. Пушкин хотел передать с Марией Волконской, но не успел. Кибитка нам напомнит трудные дороги эпохи декабристов. Тогда не было железной дороги, поэтому и сами декабристы, и их жёны, а также письма доходили к нам очень долго.
К этому блоку я отнес и карту Забайкалья, часть Бурятии. Флажками я отметил населенные пункты, где останавливались или жили декабристы. На сегодня я знаю, что это Акша, Читинский острог, рудники были в районе Сретенска, Нерчинска, а также в Бурятии проживал Кюхельбекер в Баргузине, Селенгинске. Со временем, я думаю, что этих флажков будет больше, так как я ещё многого не знаю.
Сразу над картами я выделила третий блок. Это Царскосельский лицей, где Пушкин учился вместе со своими друзьями. В первую очередь я бы отметила Вильгельма Кюхельбекера (Кюхлю, как любил его называть Пушкин). Он был отправлен на поселение в Баргузин, затем в Акшу. Минуя 3-е отделение, Пушкин высылал ему книги, письма. 12 февраля 1836 года Кюхельбекер писал Пушкину из Баргузина: «Книги, которые время от времени пересылал ты ко мне, во всех отношениях мне драгоценны…». Места в Забайкалье декабрист называл «Даурской Украиной». В этом же письме есть упоминания о бурятах, о тунгусах, русских аборигенах.
Пушкин в своём послании выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году ( показать жестом на дату в верхнем правом углу).
Пятый блок – это солнце. Его лучи доходят до ангела с литографии Р. Коношенко (включить подсветку). Это свет, который исходит от Пушкина к нам, это свет от декабристов, благодаря которым в далёком Забайкальском крае «светлый образ Пушкина навсегда останется в сердцах многих поколений живым и прекрасным…».
В конверт я положила газетную статью, которая подвигла на создание коллажа, а также материалы из Интернета, которые помогли мне в процессе творчества.
В своём коллаже я использовала вырезки картинок из старых журналов, гуашь, фломастеры, чёрную гелиевую ручку, губку, иголки, кусочки ситцевой ткани для флажков, зажигалку с фонариком для подсветки. Как видите, всё сложилось в цепочку, то есть в коллаж.
Послание Пушкина «В Сибирь» — это духовное завещание нам, читателям XXI века, поэтому свой коллаж я тоже завещаю музею Декабристов, где хранятся творческие работы детей
Просмотров работы: 819
-
April 18 2013, 12:25
- Литература
- Cancel
Коллажи-стихи, коллажи-рисунки
Оригинал взят у annabaskakova в Как я сочиняю стихи
Для меня коллажи — это средство для сочинения стихов. Или наоборот — точно я сама не знаю, потому что иногда отталкиваюсь от картинки, иногда наоборот. Стихи получаются совершенно не имеющие отношения к картинке. А иногда я решаю чисто пластические и композиционные задачи. К тому времени, когда я решаю, что страница завершена, стихотворение обычно готово, и оно почти полностью закрашено. Но я его помню.
Стихотворение, которое я сочиняла во время рисования той картинки, что вверху, звучало так: «Задумчиво взглянув по сторонам, ты в небо уезжаешь на трамвае. Изыскиваешь птицам имена, на облаках пушистых отдыхая. И пролегает где-то далеко в полях господних след единорога, и женщина, бела, как молоко, с портрета Леонардо смотрит строго. Но что с того, что где-то в небесах, в голубизне великой и предвечной, воздушный змей преследует тебя, запутывая нитью бесконечной?».
А здесь стояла задача композиционная — меня интересовало, как закомпоновать множество кругов таким образом, чтобы результат не был скучным и разворот выглядел гармонично.
Вторая часть — тоже тема круга.
А здесь меня интересовало объединение разнородных элементов при помощи цвета. Хотя большая часть коллажа — на тему графики Леонардо, стихи почему-то получились о Всемирном потопе.
«Разверзлись хляби над землею грешной, в ковчеге смрад, рычание и вой. Не поддаваясь мыслям безутешным, три раза в день животных кормит Ной. И нужно не скорбеть о позабытом, не имена погибших исчислять, а выйти обновленным и умытым на брег пустой, и заново начать».
А здесь я наоборот — шла от стихотворения. «В ожидании корабля Одиссея становлюсь на скалу. Покрываюсь сначала загаром, потом — постепенно, — морщинами, бронзой и патиной. Превращаюсь в памятник, поставленный древними, в статую долготерпенья и верности».
Страница с незаконченным стихотворением.
Мне очень нравится, что в альбоме перекладки из папиросной бумаги. Под ними все выглядит очень таинственно и красиво. Стихотворение на этой странице такое:
Вернулся путешествующий бог, подходит к храму легкою стопою
И видит беломраморный чертог, где прежде почитаем был толпою.
И слыша незнакомые слова, идет, неузнаваемый народом,
Читая гимн иного божества, алмазами начертанный над входом.
«Использование
технологии создания коллажа на уроке литературы».
Стремительное
развитие информационных технологий позволяет сделать процесс обучения разнообразнее
и сложнее; от учащегося сейчас требуются не шаблонные, привычные действия, а
подвижное мышление и творческий подход к решению больших и малых задач.
Чем
– то удивить современного подростка становиться всё труднее, на традиционном
уроке им становится скучно, отчасти это является причиной того, что дети мало
читают. Чтобы идти в ногу со временем современный учитель должен владеть различными
инновационными технологиями, поэтому я с удовольствием перенимаю опыт своих
коллег, изучаю различные технологии.
На
мой взгляд, одной из инновационных технологий, решающей эту проблему, является
арт – технология. Арт технология построена на использовании технологии
обучения ребёнка различным видам искусства на основе игровой ситуации. При этом
он свободен в выборе импровизации и самовыражения. Как в настоящих спектаклях,
на таких уроках учитывается всё: роли, костюмы, декорации. Инсценирование,
художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние
силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию
проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор и мн. др.
По
данным исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части
материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Таким
образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным,
когда они сами будут вовлечены в процесс обучения.
На
уроках литературы я работаю не только со словом, как основным объектом наших
уроков, но и с красками, пластилином, цветной бумагой. Работа с этими
материалами помогает развивать и мелкую моторику, и воображение ребенка, как
следствие повысить интерес к урокам литературы.
Одним
из приёмов арт- технологии является прием «Коллаж».
По
сути, коллаж это художественная аппликация, которую мы составляем практически
из чего угодно (цветная гафрированная и бархатная бумага, фольга, различные
ткани, например фетр, иллюстрации, природный материал).
Проводить такую работу можно на уроках литературы после
прочтения художественного текста, изучения биографии, интересные коллажи
получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы, рождают различные
ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое
мнение.
Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с
текстом:
Работа
с поэтическим текстом
1.
Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он
имеется.
2.
Выделить ключевые слова, образы в стихотворении.
3.
Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.
4.
Расположите автора и название стихотворения на основе.
5.
Приступите к созданию коллажа.
В преддверии 9
мая с учениками 7 класса мы работали со стихотворением С. Я. Маршака ,
посвящённому Великой Отечественной войне «Мальчик из села
Поповки»
Его я
узнал не из книжки –
Жестокое
слово – война!
Прожектором
яростной вспышки
К нам в
детство врывалась она.
В те дни
мы в войну не играли –
Мы просто
дышали войной.
(А. Иоффе)
¾ Как вы думаете, о
чем эти стихи?
(о
детстве, прерванном войной)
¾ Какие ключевые
слова можно выделить в данном стихотворении?
¾ Совместимы ли
такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?
(нет, несовместимы,
т.к. дети – это будущее страны) (2мин)
Ассоциативное поле
«Война», «Дети»
¾ Так что же такое
война? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне.
Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу:
звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в группах)
(2 мин)
Звуки войны |
Запахи |
Человек |
Человек |
Грохот |
Гарь, |
Смерть, |
Боль, |
Детства |
Детства |
в |
в |
Смех.. |
Мама, |
Семья, |
Радость, |
¾ Давайте прочитаем,
что у нас получилось. (Эти понятия несовместимы…)
¾ Итак, какова же
тема нашего урока?
¾ Тема урока звучит
так: «У войны не детское лицо».
¾ Сегодня на уроке
мы познакомимся с лирическим произведением о детях в ВОВ, постараемся
прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях. (2 мин)
Дети
встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.
Кто-то был на пороге юности.
Мальчик
из села Поповки
С.
Я. Маршак
Среди
сугробов и воронок
В селе,
разрушенном дотла,
Стоит,
зажмурившись, ребёнок —
Последний
гражданин села.
Испуганный
котёнок белый,
Обломок
печки и трубы —
И это
всё, что уцелело
От
прежней жизни и избы.
Стоит
белоголовый Петя
И плачет,
как старик без слёз,
Три года
прожил он на свете,
А что узнал
и перенёс.
При нём
избу его спалили,
Угнали
маму со двора,
И в
наспех вырытой могиле
Лежит
убитая сестра.
Не
выпускай, боец, винтовки,
Пока не
отомстишь врагу
За кровь,
пролитую в Поповке,
И за
ребёнка на снегу.
Работа
с поэтическим текстом
1.
О чём это стихотворение?
2.
Сформулируйте основную мысль.
3.
Выделить ключевые образы и детали,
создающие этот образ.
Ключевые слова |
Ребёнок |
Село |
Семья |
Боец |
Детали |
Последний Стоит Петя, Как 3 |
Разрушено Испуганный |
Угнали убитая могила |
Винтовка, |
Слова, |
Белоголовый |
Сугробы воронки( Котёнок Избу |
Могила(земля,чёрный) |
Кровь Снег |
4.
Выделите цветовые прилагательные, другие
части речи, обозначающие цвет.
5.
Приступите к созданию коллажа.
Составьте
коллаж, Представление своего коллажа, синквейна
Синквейн
— небольшое стихотворение, построенное по принципу:
1 строка –
ключевое слово.
2 строка – два
прилагательных.
3 строка – три
глагола
4 строка –
предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним
ключевого слова.
Война
Беспощадная,
жестокая
Губит,
уничтожает, убивает.
Война и
дети несовместимы.
Зло.