Что такое комбинированный урок?
Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:
- проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация;
- объяснение домашнего задания.
План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.
Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:
- Загадка, намекающая на тему урока.
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного на прошлых уроках.
- Усвоение нового материала.
- Отработка.
- Контроль.
- Объяснение домашнего задания.
- Рефлексия.
Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.
Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.
«…И виждь, и внемли!»: организационный момент
Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.
Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу. Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место. Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание.
В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.
Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя. Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать.
Варианты начала урока:
- сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
- загадка или необычный факт в форме новости;
- отрывок из литературного произведения или афоризм;
- общий комплимент классу и т.п.
«Вспомнить всё»: актуализация знаний
Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.
Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:
- дисциплинирует школьников;
- помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то;
- проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».
С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.
«Кто на новенького?»: объяснение нового материала
Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.
В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.
Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.
На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.
Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.
Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).
Связать новый материал с пройденным необходимо. В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися.
«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного
Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников. Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.
Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.
На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.
Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:
- Общее – уникальное.
- Цепочка соответствий.
- Шесть шляп.
- Кейсы
- И т.д.
Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.
«Задумайся у порога»: домашнее задание и рефлексия
Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот.
Предлагая задание на дом, учитель должен убедиться, что все ученики понимают, что им задано и как выполнять эту работу. Неплохо, если задание дифференцированное или «по выбору ученика», что соответствует требованиям фГОС, так как предполагает возможность для обучающегося выбрать удобный для себя способ повторения материала. Обычно предлагается на выбор выполнить творческое задание (иногда просто требующее поиска дополнительной информации; например, письмо, РАФТ, создание своей задачи на тему) или обычное, на отработку навыка.
Анализ комбинированного урока
При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы. Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.
Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Этапы
и типы современного урока
Современная методика
преподавания определяет 8 структурных элементов-этапов учебного занятия.
1 этап |
Организационный |
2 этап |
Проверка |
3 этап |
Всесторонняя |
4 этап |
Подготовка |
5 этап |
Усвоение |
6 этап |
Проверка |
7 этап |
Закрепление |
8 этап |
Информация |
В соответствии с
данными этапами определяются 6 типов уроков: комбинированный, урок сообщения
новых знаний, повторения, закрепления знаний, контроля и оценки знаний обучающихся,
систематизации изученного материала (обобщения).
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
||
Комбинированный |
Урок |
Урок |
Урок |
Урок |
Урок |
||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3 |
5 |
2 |
3 |
6 |
(2) |
3 |
3 |
4 |
7 |
||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
6 |
7 |
6 |
||||
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Комбинированный урок
Обратимся
к структуре комбинированного урока. Рассмотрим
—
содержание каждого из этапов;
—
условия достижения положительных результатов;
— показатели
выполнения психологических и учебно-воспитательных задач каждого этапа.
I.
Организационный этап
Оргмомент – это
этап и этап сложнейший. Он носит не столь дидактический, сколько
психологический характер. Задача его состоит в следующем: обеспечить
нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить
обучающихся к общению и предстоящему занятию.
Содержание
этапа
1.
Приветствие. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и
одновременно начало педагогического процесса, начало общения преподавателя и
студентов. Уже по его характеру можно судить о характере отношений между
ними.
Приветствие должно
выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый
ключ к сотрудничеству. Именно так его следует понимать и воспринимать. Вот
почему нельзя процедуру приветствия осуществлять небрежно и формально.
Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он
поведет урок. Ответ обучающихся – реакция на эту заявку.
2.
Определение отсутствующих. Суть его заключается не столько в том, чтобы
узнать, кого из ребят нет на уроке. Это не сложно сделать с помощью рапортичек
и других приемов. Смысл этой процедуры заключается в другом: учитель здесь
формирует свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание,
если отсутствие без уважительной причины, сочувствие и оказание помощи тем, кто
болеет. Обязательно нужно интересоваться у ребят состоянием здоровья их
товарищей, которые давно болеют, передавать через ребят свое сочувствие.
Приветствовать студента, который после длительного отсутствия вновь появился в
группе.
Словом, не
забывать, что прозаическая проверка отсутствующих может служить важным
инструментом углубления сотрудничества, воспитания гуманизма, учебной мотивации
и дисциплины, любви к учебному заведению и преподавателю.
3.
Проверка готовности обучающихся к занятию. Здесь педагога прежде
всего должен интересовать внешний вид студентов, их рабочая поза, состояние
рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот
момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.
4.
Проверка подготовленности учебного помещения к занятию.
Учебное помещение – рабочее место группы и преподавателя, и совсем не
безразлично, в каком состоянии оно находится. Забота о своем здоровье каждого –
один из важнейших каналов формирования чувства собственного достоинства.
5.
Организация внимания. Необходимо уметь установить четкую грань,
отделяющую перемену от урока.
Условия
достижения положительных результатов
—
сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность педагога;
— отсутствие
многословия, ярко выраженная волевая направленность;
— требовательность
и твердое намерение без задержки перейти к занятию при одновременном внимании
к состоянию обучающихся;
— использование
небольшой психологической паузы и вопроса, обращающего их внимание к теме
урока;
— спокойная уверенная
манера держаться при появлении в аудитории, сочетающаяся с доброжелательностью
и сердечностью;
— последовательность и постоянство в
предъявлении требований.
Показатель
выполнения психологической задачи этапа
— доброжелательный
настрой преподавателя и студентов;
—
кратковременность организационного момента;
— полная
готовность учебного помещения и оборудования к работе;
— быстрое
включение обучающихся в деловой ритм;
— организация
внимания всех студентов.
Это очень важный и
ответственный этап, от качества его осуществления зависит весь ход, развитие и
результат занятия.
II.
Этап проверки домашнего задания
Помните!
Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает
качества своей работы, он не владеет самым главным – результатом и,
естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок! А, значит, не видит
смысла работы, проделанной дома, и у него нет мотивации на предстоящую работу
на уроке.
Учебно-воспитательная
задача этапа. Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения
домашнего задания всей группой, выяснить причины невыполнения задания
отдельными обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в
знаниях.
Одновременно с
этим мотивировать и мобилизовать силы и способности обучающихся, стимулировать
их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели,
дисциплинированность.
Содержание
этапа
1. Выявление факта
выполнения домашнего задания всей группой.
2. Обязательное
выяснение причин невыполнения задания отдельными обучающимися и принятие мер,
чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
3. Определение
типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление
ошибок, допущенных в домашней работе, чтобы они не закреплялись в памяти.
5. Привлечение,
когда это возможно, к проверке домашнего задания студентов-консультантов,
дежурных.
6. Использование
взаимопомощи и самоконтроля обучающихся.
7. Осмысление педагогом своей собственной
деятельности на прошлом уроке. Проверка домашнего задания позволяет обнаружить
его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения
обучающихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с
учетом достигнутых результатов.
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— выявление факта
выполнения домашнего задания у всей группы за сравнительно короткий промежуток
времени (5-7 минут), установление типичных ошибок и их ликвидация;
— обнаружение
причин невыполнения домашнего задания отдельными обучающимися и принятие мер к
их ликвидации;
— использование
различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего
задания, а также в зависимости от отношения ребят данной группы к выполнению
домашней работы;
— формирование понимания у обучающихся
связи выполнения домашней работы с конечным результатом обучения.
III.
Всесторонняя проверка знаний
Учебно-воспитательная
задача: глубоко и всесторонне проверить знания, выявив причины обнаружения
недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний
обучающихся. Проверка организации и методики самостоятельной домашней работы
обучающегося. Организация в ходе опроса отдельных обучающихся коллективной
познавательной деятельности всех. Осуществление развития речи и мышления
отвечающих ребят. Формировать навыка правильного воспроизведения своих знаний.
Развивать аналитичность и критичность мышления. Воспитывать чувство
коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.
Прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как
педагога.
Задача этого этапа
чрезвычайно сложна и объемна.
Содержание
этапа
1. Проверка
различными методами объема и качества усвоения материала отдельными
обучающимися.
2. Проверка образа
мышления отвечающих.
3. Проверка
сформированности общеучебных и социальных навыков.
4. Комментирование
(оценивание) ответов.
5. Организация учебной деятельности всей
группы во время ответа вызванных к доске обучающихся.
Условия
достижения положительных результатов
— использование
различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы,
индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за
10-15 минут получить ответы на 10-20 ответов от всей группы, для объективности
результата вариантов должно быть не меньше 4;
— практика
постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности
знаний;
— создание в
процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;
— привлечение
специальными заданиями группе всех обучающихся к активному слушанию ответов
товарищей и к поиску более точных;
— создание атмосферы значимости, серьезности
и важности работы, выполняемой на данном этапе.
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— проверка не
только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности,
гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
— рецензирование
ответов с указанием положительных и отрицательных сторон в знаниях, конкретными
рекомендациями по усовершенствованию приемов самостоятельной работы;
— активная
деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.
Необходимо
помнить, что проверка знаний есть не только форма педагогического контроля за
учебной работой обучающихся, но и форма закрепления, уточнения, осмысления и
систематизации знаний, способ формирования навыков правильного воспроизведения
своих знаний и умений, важнейшая и объективная форма самоконтроля педагога.
IV.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Содержание
этапа
1.Сообщение темы
изучения нового материала.
2. Формулировка
вместе с обучающимися цели и задачи изучения нового материала.
3. Показ
практической значимости изучения нового материала, мотивация обучающихся к его
освоению.
4. Постановка перед обучающимися учебной
проблемы.
Условия
достижения положительного результата
— предварительное
обдумывание педагогом формулировки цели, задач, практической значимости для
обучающихся нового учебного материала: фиксация всего этого в поурочном плане;
умение четко и однозначно вместе с обучающимися сформулировать образовательную
цель урока; показать им , чему они должны научиться в ходе урока, какими
знаниями и навыками овладеть;
— сформированность
у обучающихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной
деятельности на уроке, что успешно можно работать только в том случае, когда
для каждого ясен предполагаемый конечный результат;
— ученическую цель занятия нужно или
обсуждать с обучающимися или сформулировать её вместе, в противном случае она
не будет для них личностно значима. «Цели, спущенные кем-то сверху – чужие
цели!»
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— активность
познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах;
— эффективность
восприятия и осмысления нового материала;
— понимание обучающимися практической
значимости изучаемого материала.
V.
Этап усвоения новых знаний
Содержание
этапа
1. Организация
внимания.
2. Организация
процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и
систематизации нового учебного материала.
3. В ходе освоения
нового материала обучать студентов собственной деятельности по изучению и
овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.
4. Осуществлять
этот этап на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом)
процесса обучения, основным ответственным лицом за результат обучения
становится сам студент.
При реализации
этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении
учебного материала, а в изучении и освоении этого материала обучающимися под
руководством педагога с использованием различных методов и приемов обучения.
Условия
достижения положительных результатов
— актуализация
опыта и опорных знаний обучающихся;
— широкое
использование различных способов активизации мыслительной деятельности
обучающихся, включение их в исследовательскую работу, в самоорганизацию
процесса учения; максимально творческое участие студентов в освоении нового
материала;
— проведение
словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.
Помните! Именно на
этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство педагога,
его знания, эрудиция.
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— при
использовании педагогом методов рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной
работы обучающихся критерием выполнения дидактической задачи может служить
качество ответов на следующих этапах занятия;
— при использовании педагогом методов
эвристической беседы, самостоятельной работы в сочетании с методом беседы, компьютерных
программ или учебников показателем эффективности усвоения знаний является
правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие
группы в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
VI.
Этап закрепления новых знаний
Содержание
этапа
1. Закрепление
новых знаний и умений.
2. Закрепление
методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа обучающегося при
очередной проверке знаний.
3. Проверка
понимания сущности новых понятий; одновременно с закреплением углубление осмысления
обучающимся учебного материала.
4. Закрепление
только что изученного материала на практике, в нестандартной ситуации.
5. Выработка соответствующих компетенций.
Условия
достижения положительных результатов
— не только припоминание, но и
оперирование знаниями, решение на их основе практических и творческих задач;
— использование
различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной
активности, самостоятельной мыслительной деятельности;
— обращение
педагога по поводу ответа студента к группе с предложением дополнить,
уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с другой стороны;
— определение по количеству и качеству
дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового
материала.
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— выяснение
педагогом прочности и уровня осознанности знаний обучающихся;
— умение обучающимися
узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями;
— умение
воспроизводить основные идеи нового материала;
— умение выделять существенные признаки
ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.
VII.
Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Содержание
этапа
1. Подведение
итогов урока: как работала группа, кто работал особенно старательно; что
нового узнали обучающиеся.
2. Мотивирование
домашнего задания: пробуждение любознательности (интересная постановка
проблемы, если речь идет о познавательных заданиях; если речь идет о
тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление
к усовершенствованию навыков); апеллируя к чувству долга, используйте
стремление обучающихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные
склонности и желания.
3. Подробный, но
сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Используйте
дифференцированные задания для закрепления материала, для развития
индивидуальных творческих способностей одаренных детей, а также дополнительные
добровольные задания как эффективное воспитательное средство.
4. Проверка того, обучающиеся поняли
содержание работы и способы его выполнения.
Условия
достижения положительных результатов
— обязательное и
систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка; для выполнения
учебно-воспитательной задачи этого этапа необходимо отводить специальное время,
вполне достаточное, чтобы задача была выполнена; ни в коем случае нельзя
отводить этому важному этапу 2 – 3 минуты в самом конце урока, а то и давать
его после звонка;
— инструктаж должен
проходить при полном внимании группы: надо, чтобы обучающиеся рассматривали
этот этап как не менее важный, чем все остальные, как работу, во многом
определяющую весь успех процесса учения;
— обучающиеся
должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока; домашнее задание,
являясь его составной частью, как вытекает из него, взаимодействует с ним, ибо
оно порождено всем его ходом и развитием;
— добиваться, чтобы содержание домашнего
задания было понято всеми обучающимися без исключения.
Показатели
выполнения учебно-воспитательной задачи этапа
— правильное
выполнение домашнего задания всеми студентами группы (выясняется на следующем
уроке);
— при условии
правильного подхода к реализации этого этапа не замедлят проявиться
положительные стороны домашнего задания;
во-первых,
данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание
обучающихся в нужное педагогу русло, подготовить восприятие нового материала;
во-вторых,
правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт
домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное,
очень полезную и по-своему не заменимую, с точки зрения самообразования личности,
работу;
в-третьих,
позволит сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено,
значительно содержательнее, эффектнее, интереснее;
в-четвертых,
даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
в-пятых,
сделать приобретение знаний обучающимися личностным процессом, т.е. превратить
знания в инструмент познания;
в-шестых,
может помочь в сплочении студенческого коллектива;
в-седьмых, оказать
помощь в формировании личностных качеств обучающегося.
Заключение
Комбинированный
урок является классическим типом учебного занятия. Педагогу при планировании и
проведении занятия необходимо продумывать содержание каждого этапа урока, знать
условия эффективного усвоения материала, ориентироваться на показатели
выполнения психологических и учебно-воспитательных задач каждого этапа
учебного занятия.
Структура
комбинированного урока
Методическое
пособие для начинающего педагога
Составитель:
Степанова Н.И., преподаватель
Лангепас,
2016
Введение
Развитие
среднего профессионального образования является ключевым условием развития
экономики страны. На сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная
ситуация: молодые специалисты с гуманитарным образованием не могут
трудоустроиться, а промышленные предприятия нуждаются в молодых рабочих кадрах
технического профиля. Для преодоления этой проблемы необходимо увеличивать
потенциал средних профессиональных учебных заведений, в том числе и кадровый
потенциал, который возможно увеличить за счет привлечения молодых педагогов и мастеров
производственного обучения.
Данное пособие
поможет молодому педагогу и мастеру производственного обучения при разработке
учебного занятия.
Содержание
1. Введение.
2. Этапы и типы
современного урока.
3. Комбинированный
урок. 8 этапов:
— содержание;
— условия достижения
результата;
— показатели выполнения
задач.
4. Заключение.
Структура комбинированного урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Комбинированный
урок характеризуется постановкой и
достижением нескольких дидактических
целей. Их многочисленными комбинациями
определяются разновидности комбинированных
уроков. Традиционной является следующая
структура комбинированного урока:
1. ознакомление
с темой урока, постановка его целей и
задач;
2. проверка
домашнего задания;
3. проверка
знаний и умений учащихся по
пройденному материалу;
4. изложение
нового материала;
5. первичное
закрепление изученного материала;
6. подведение
итогов урока и постановка домашнего
задания.
Наряду
с традиционной, в практике обучения
широко используются и другие виды
комбинированных уроков. Например,
комбинированный урок, целью которого
является проверка ранее изученного и
ознакомление с новым материалом, может
иметь такую структуру:
1. проверка
выполнения домашнего задания;
2. проверка
ранее усвоенных знаний;
3. сообщение
темы, цели и задач урока;
4. изложение
нового материала;
5. восприятие
и осознание учащимися нового материала;
6. осмысление,
обобщение и систематизация знаний;
7. постановка
домашнего задания.
Структура
комбинированного урока во многом
дублируется и при конструировании так
называемых модульных уроков. Они
характеризуются постановкой и достижением
нескольких дидактических целей, но
так, чтобы урок отличался завершенностью
и самостоятельностью. Это выражается
в том, что структура модульного урока,
как правило, включает:
—
мотивационную беседу (то, что именуется
организационным моментом или введением
в тему урока), завершающуюся постановкой
интегрирующей цели урока;
—
входной контроль (проверка домашнего
задания и повторение изученного ранее);
—
работу с новым материалом;
—
закрепление изученного материала;
—
завершающий контроль (проверка усвоенного на
уроке);
—
рефлексию.
Последнее
связано с самооценками и суждениями
учащихся о работе класса, группы, своей
деятельности на уроке; о том, какое
сложилось у каждого ученика мнение об
уроке и что им хотелось бы пожелать.
18.Материальнные средства обучения естествознанию(уголок живой природы)
Наглядные
пособия обычно классифицируются на
три группы:
1.Обьемные
пособия (модели, коллекции, приборы,
аппараты и т.п.)
2.Печатные
пособия (картины, плакаты, графики,
таблицы, учебники и т.
п.)
3.Проэкционный
материал (кинофильмы, видеофильмы,
слайды и т.п.)
Печатные
издания широко используются в практике
обучения.
Они
дешевле, проще в изготовлении,
печатаются в типографии или
выполняются
учителем совместно с учащимися. Их
целесообразно применять как
дополнительное
средство наряду с натуральными предметами
и их моделями.
Материальные
средства, необходимые для усвоения
всей учебной
дисциплины,
составляют систему, производную от
системы учебного предмета.
Наглядные
пособия обычно классифицируются на
три группы:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Структура комбинированного урока.
1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4. Актуализация знаний.
5. Первичное усвоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания
7. Первичное закрепление.
8. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
9. Информация о домашнем задании.
10. Рефлексия (подведение итогов занятия).