Как составить комикс по истории 5 класс

Комиксы

Как создать комикс? 5 шагов к рисованной истории

7 октября 2019
175 000 просмотров

Многие дети любят рисовать, а кто-то даже пробует создать собственный комикс. Поначалу кажется, что всего-то нужно сочинить историю, придумать героев, разделить страничку на блоки и действовать. Все так, но процесс гораздо интереснее и сложнее. В графическом романе «Правила выживания в школе» тема рисованных историй звучит дважды: сначала в сюжете, а потом — в рекомендациях автора в конце книги. Решили поделиться последними: вот секреты иллюстратора Светланы Шмаковой.

Шаг 1. Сценарий



Правила выживания в школе

Прежде чем рисовать, нужно сделать заметки по визуальному ряду, сюжетам и диалогам. Подумайте, какие эмоции будут испытывать герои, как выглядеть, каким тоном говорить, какие стилистические особенности речи будут у каждого из них.

Вот пример и готовые иллюстрации из комикса:

Пеппи, драматично: «Я не могу-у-у-у-у-у-у-у… Он меня, наверное, ненави-и-и-и-и-идит… Я боюсь смотреть ему в глаза-а-а-а…»

Мистер Рамирез опирается на свой стол, говорит раздраженно: «Мисс Торрес, я позвал всех участников кружка рисования не для того, чтобы обсуждать ваши проблемы!»

Дженсон, в ужасе: «Про пятна на Солнце?! Они наконец…»

Мистер Рамирез, раздраженно: «Нет, не про пятна на Солнце, Дженсон! Сядь на место!»

Шаг 2. Раскадровка

Как говорит Светлана, она делает ее очень приблизительной, иногда это просто наброски людей с ручками-палочками. На этом этапе иллюстратор разрабатывает позы персонажей, расположение панелей, речевые пузыри и сам сценарий. Обычно рисует на листах для принтера формата А4 — их легко найти.

Шаг 3. Карандаш

Сначала рисуйте карандашом. Рисовать можно на обычной бумаге. Старайтесь не привязываться к своим инструментам, на случай, если они потеряются. Бумагу и карандаш легко найти в любом канцелярском магазине, дома или в школе.

Шаг 4. Обводка

Многие художники предпочитают обводить тушью нарисованные карандашом черновики. Светлана поступает иначе — сканирует рисунки и применяет non photo blue фильтр. Затем распечатывает и обводит тушью (так у иллюстратора сохраняются страницы и в карандаше, и в туши). Обводка после non photo blue хороша тем, что при сканировании в Bitmap/BSW-режиме голубой не проявляется. Поэтому подтирать карандашные линии не придется.

Когда обведенные страницы отсканированы, можно раскрасить их в графическом редакторе. Попробуйте использовать планшет для рисования и графическую программу.

Еще 2 хитрости

1. Когда рисуете обстановку, подумайте, как она соотносится с героями. Так, в комиксе «Правила выживания в школе» кабинеты кружка рисования и научного кружка соответствуют характеру преподавателей.

Вот кабинет мистера Рамиреза — симпатичного, рассеянного, непостоянного, творческого человека.

А это — кабинет естественных наук. Здесь порядок и чистота, что соответствует характеру мисс Тобинс — самого рационального и организованного человека, которого вы только встречали.

2. Продумывайте второстепенных героев: их истории, заморочки, мечты. В этом комиксе мы часто видим ребят из двух кружков и сотрудников школьной газеты. Так, Марибелла Самсон — талантливая и уверенная в себе ученица, которая готова бороться за право участвовать в фестивале школьных кружков. А Дженсон Грэм — смешной парень со странностями, которого беспокоят пятна на солнце и история о роботах школьной столовой, которые вышли из подчинения.

Короткие советы тем, кто учится рисовать



Комикс, который научит тебя рисовать

Если юный художник еще не успел отработать навыки рисования, стоит потратить на это время. Например, можно поучиться вместе с Дэвидом — героем книги «Комикс, который научит тебя рисовать» (от художника Марка Крилли). Вот несколько коротких советов:

  • Обращайте внимание на форму предмета, который рисуете.
  • Соблюдайте пропорции.
  • Измеряйте на глаз. Например, когда рисуете ремешок часов, подумайте: сколько бы циферблатов поместилось с одной и с другой стороны?
  • Замечайте ошибки.
  • Не давите сильно на карандаш (потом замучаетесь стирать:-))
  • Обращайте внимание на негативное пространство — пространство между или вокруг объекта/объектов рисунка.
  • Показывайте объем с помощью штриховки (когда нужно добавить тень, беритесь за кончик карандаша и наклоняйте его под острым углом к бумаге, ускорьтесь, чтобы штрихи выглядели увереннее).
  • Не рисуйте контур сразу, а делайте набросок — не нужно углубляться в детали, изобразите основные формы. Начинать с деталей рискованно: можно изобразить их точно, а пропорции исказить, или техника изменится в процессе рисунка и верхняя часть будет отличаться от нижней. Смысл в том, чтобы одновременно работать над всеми элементами рисунка.
  • Чтобы нарисовать тени, найдите источник света. Тени будут там, куда он не достает. Обращайте внимание на насыщенность теней.

Вот еще один совет: первый комикс вполне можно нарисовать без компьютерных программ и сканирования. Обводите контуры гелевой ручкой, раскрашивайте иллюстрации прямо на бумаге, воспользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. А когда почувствуете, что дело пошло, используйте профессиональные средства.

По материалам книг «Правила выживания в школе», «Комикс, который научит тебя рисовать»

Обложка поста — иллюстрация из книги «Правила выживания в школе»

Начало
 

3. Изучение исторических понятий, терминов.

На пути к государству: что такое вече. История Беларуси, VI класс

На пути к государству: что такое вече. История Беларуси, VI класс[1]

Вопросы:

1. Что такое вече?

2. Кто собирался на вече?

3. Какие вопросы решались на вече?

4. Почему вече с течением времени перестало собираться?

5. Что является прототипом вече в настоящем? Почему вы так считаете?

4. Изучение биографий исторических деятелей, художников, писателей, ученых и др.

На основе комиксов можно изучать и биографии исторических личностей. Ученикам заранее предлагается составить комикс на основе материала учебного пособия и дополнительных источников. Такая деятельность стимулирует познавательный интерес учащихся, формирует информационную компетентность, умение вкратце представлять факты в форме диалога. Так, для составления комикса о белорусском просветителе XVI в. Симоне Будном (§13 учебного пособия, история Беларуси, VI класс[2]) два ученика получили готовый шаблон комикса, в который им в форме диалога необходимо было записать сведения о деятельности Симона Будного и представить одноклассникам.

Те, в свою очередь, должны были рассмотреть комикс и ответить на вопросы к нему.

Реформация и Контрреформация: Симон Будный. История Беларуси, VI класс

Реформация и Контрреформация: Симон Будный. История Беларуси, VI класс

Вопросы и задания:

1. Назовите, о какой исторической личности рассказывается в комиксе.

2. Этот человек является положительным, или – отрицательным? Объясните, каким образом автор комикса это показал.

3. Что нового вы узнали из биографии данного исторического персонажа?

4. Можете ли вы добавить еще какие-либо сведения о данной исторической личности?

5. Если бы у вас была возможность встретиться с данной личностью, какие вопросы вы ему задали?

6. Составьте синквейн о данной исторической личности.

7. Выразите свое отношение к данной исторической личности.

Данные вопросы можно, по желанию, адаптировать и задавать при изучении биографии любой исторической личности.

5. Составление и озвучивание интервью.

Составление и озвучивание интервью содействует повышению образности устного повествования и формирует чувство эмпатии. Мною практикуется составление интервью при изучении вопросов культуры. Так при изучении темы «Белорусские литература и театр в 1860-х гг. – начале ХХ в.», пункт «Развитие белорусской литературы» (§25 учебного пособия, история Беларуси, VIII класс[3]) учащиеся делятся на пять групп и работают с биографиями: Франтишка Богушевича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Игната Буйницкого. Группы получают незаполненные листы комикса, дополнительный материал о писателях. Каждой группе необходимо прочитать соответствующий материал в учебном пособии, дополнительный материал, представить себя журналистами и на основе полученной информации составить интервью, оформить его в форме комикса, презентовать свою работу. После участники других групп задают уточняющие вопросы.

Белорусские литература и театр в 1860-х-начале ХХ в.  История Беларуси, VIII класс

Белорусские литература и театр в 1860-х-начале ХХ в.

История Беларуси, VIII класс

6. Изучение исторических документов.

Очень много для изучения в учебниках истории встречается исторических документов. Поэтому интереснее, конечно, их разобрать, если они прописаны в форме комикса.

Превращение Египта в могущественную державу: договор между хеттским царем Хатусили III и египетским фараоном Рамзесом II. Всемирная история, V класс

 Превращение Египта в могущественную державу: договор между хеттским царем Хатусили III и египетским фараоном Рамзесом II. Всемирная история, V класс[4]

Вопросы:

1. Между кем подписан данный договор?

2. Какими странами руководили данные личности?

3. Что вам известно об их правлении?

4. В связи с какими событиями был подписан данный договор?

5. Что согласно договору должен был выполнять каждый правитель?

6. Что должен сделать хеттский царь, когда придет враг против Египта?

7. Почему подобные договоры в истории государств получили название «мирных»?

7. На уроках обобщения.

На уроке обобщения по разделу «Древний Египет « (всемирная история, V класс[5]) с целью выявления знания учащимися фактологического материала ученикам предлагается прочитать диалог между персонажами и впоследствии по цепочке озвучить пропущенные исторические факты. Это способствует повторению учениками усвоенного материала.

Обобщение по разделу «Древний Египет». Всемирная история, V класс

Обобщение по разделу «Древний Египет». Всемирная история, V класс

Задание:

На уроках мы смотрели отрывки из мультфильма «Увлекательные уроки Р. Саакаянца» – «Всемирная история. Древний Египет». Предлагаю сегодня отправиться еще раз с уже известными нам дедушкой и внуком в путешествие по Древнему Египту и вспомнить все то, что мы изучали на протяжении многих уроков.

8. Для итогового повторения изученного материала по теме, разделу.

Для итогового повторения изученного материала по теме «Ахейская Греция» п. 3 «Троянская война» (§3 учебного пособия, всемирная история, V класс[6]) ученикам предлагается набор готовых изображений, лист формата А4, клей. Им необходимо правильно составить комикс по истории Троянской войны, «оживить» ее героев и ответить на вопросы к комиксу. Учитель напоминает ученикам правило «оживления» героя: в облачках записываются слова персонажей или их мысли. Когда ученики создали комикс, учитель с помощью вопросов организовывает коллективную аналитическую работу.

Правильное определение и соответствующее оформление последовательности развития исторического события при создании комикса, ответы на вопросы к нему способствуют формированию у учащихся логического мышления, установлению причинно-следственных связей, более основательному усвоению исторического материала.

Ахейская Греция: миф «О начале троянской войны».  Всемирная история, V класс

Ахейская Греция: миф «О начале троянской войны».

Всемирная история, V класс

  1. Продолжение, часть 2
  2. Заключение
 

[1] Бохан, Ю. М. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да канца ХV ст. : вучэб. дапам. для 6 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Ю. М. Бохан, С. М. Цемушаў ; пад рэд. Ю. М. Бохана. — Мінск : Выд. цэнтр БДУ, 2016.

[2] Бохан, Ю. М. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да канца ХV ст. : вучэб. дапам. для 6 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Ю. М. Бохан, С. М. Цемушаў ; пад рэд. Ю. М. Бохана. — Мінск : Выд. цэнтр БДУ, 2016.

[3] Паноў, С. В. Гісторыя Беларусі, канец XVIII — пачатак XX ст. : вучэб. дапам. для 8 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / С. В. Паноў, С. В. Марозава, У. А. Сосна ; пад рэд. У. А. Сосны. — Мінск : Выд. цэнтр БДУ, 2018.

[4] Гісторыя Старажытнага свету : вучэб. дапам. для 5 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. У 2 ч. / пад рэд. У. С. Кошалева. — Мінск : Нар. асвета, 2019.

[5] Гісторыя Старажытнага свету : вучэб. дапам. для 5 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. У 2 ч. / пад рэд. У. С. Кошалева. — Мінск : Нар. асвета, 2019.

[6] Гісторыя Старажытнага свету : вучэб. дапам. для 5 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. У 2 ч. / пад рэд. У. С. Кошалева. — Мінск : Нар. асвета, 2019.

Комикс на тему: «Древний Египет»

Автор: Артёмова Дарья Евгеньевна

Организация: МОУ «Лиицей №6»

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Комикс по теме: «Древний Египет» разработан для обучающихся 5-х классов. Актуальность данной разработки: ученикам 5-х классов сложно запоминать большой объем информации. Для систематизации полученных в ходе уроков знаний, мной был разработан комикс по всем темам раздела Древний Египет. Его можно использовать для закрепления знаний перед обобщающим уроком. 

Приложения:

  1. file1_43c6a7e4-05e3-4e2f-9.. 26,4 МБ

Опубликовано: 06.12.2021

Конкурс «Учитель года» подтолкнул начать создавать комиксы

После того, как мне предложили поучаствовать в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», я озаботилась поиском новых форм и методов работы.

В Фейсбуке и на некоторых педагогических сайтах стала находить информацию, что учителя иностранного языка активно и продуктивно работают с комиксами. Подумала, почему бы и мне не применить их? Нашла книгу Лари Гоника «История. Краткий курс в комиксах», на глаза попался журнал «Наша гісторыя», в котором тоже были комиксы…

Сначала использовала готовый материал, а потом решила, что нужно самостоятельно создавать рассказы в картинках.

Детям идея понравилась — и они начали творить.

Не скажу, что сейчас у нас суперпрофессиональные комиксы — работы все же детские. Но сделаны они с интересом, увлечением, большим желанием.

Нарисовать комиксы — это не обязательное задание по теме урока, а дополнительное для тех, кто хочет получить более высокий балл. В основном комиксы задаю на дом, но практикую работу с ними и в классе, например, на уроках обобщения.

Сначала некоторые ребята боялись, говорили, что не умеют рисовать, но рисовать и не обязательно. Это может быть набросок, эскиз… К тому же, есть заготовки картинок, которые можно вырезать и клеить. Не запрещается пользоваться приложениями в телефонах.

Недавно ученица 9 класса Алина Гурецкая (несмотря на каникулы) доделала комикс по знаменитой белорусской итальянке Боне Сфорца. В конце учебного года она его презентовала, получила отметку, но решила усовершенствовать работу.

Идею для комикса ей подкинула я из журнала «Наша гісторыя». Там раньше печатались кратенькие статьи — герои в шуточной форме рассказывали о себе. Мы решили, а почему бы одну из историй не сделать комиксом? Ведь почитать просто текст (хоть и шуточный) — одно, другое дело — текст с картинками.

Этот комикс я размножу и буду работать с ним в новом учебном году. Уверена, дети быстрее запомнят, что благодаря Боне Сфорца в Беларуси появились апельсины, лимоны, вилка, нож…

Как я придумала свою классификацию

Я вхожу в республиканскую творческую группу учителей истории, которая действует при Академии последипломного образования. Два раза в год мы встречаемся, делимся новинками в преподавании.

В апреле 2019-го я рассказала о том, как работаю с комиксами и заместитель главного редактора «Беларускага гістарычнага часопіса» Наталья Матусевич попросила написать статью. Пришлось систематизировать весь свой материал, придумать собственную классификацию, потому что у коллег ее не нашла.

И вот что получилось:

  • комиксы, используемые на ориентационно-мотивационном этапе;
  • проверка домашнего задания, этап первичного закрепления знаний;
  • для итогового повторения изученного материала по теме, разделу;
  • на уроках обобщения;
  • изучение мифов, легенд, крылатых выражений;
  • изучение исторических понятий, терминов;
  • изучение биографий исторических деятелей, художников, писателей, ученых и др.;
  • составление и озвучивание интервью;
  • изучение исторических документов;
  • для установления правильного хода исторических событий;
  • составление комикс-конспекта;
  • работа в группах.

Но классификация не окончательная. При необходимости она может обрастать новыми пунктами, что у меня и происходит. Планирую в ближайшее время ее уточнить и усовершенствовать.

Когда мою работу увидела доктор педагогических наук, профессор Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины Ганна Онкович, то сказала, что можно диссертацию защищать. Только нужно подвести научную составляющую, расписать кто, где, в какой стране занимался. Думаю над этим предложением.

Конечно, можно было бы и книгу напечатать. У меня уже собраны две толстенных папки комиксов, но, боюсь, у нас вряд ли кто-то заинтересуется ее изданием.

Подробности классификации

Использовать комиксы можно в разных вариациях и на разных этапах урока. С целью заинтересовать, привлечь внимание учащихся к новой теме на организационно-мотивационном этапе можно применять предварительно созданный комикс.

К примеру, во время изучения темы «Легендарное начало Рима» ученикам демонстрируется комикс, в котором частично отражена легенда об основании города. Предлагается рассмотреть его и ответить на вопросы. Выслушав ответы, учитель не говорит, есть ли среди них правильные.

После изучения новой темы в конце урока ученики возвращаются к комиксу, и учитель рассказывает легенду об основании Рима. Таким образом, ребята получают ответы на вопросы, которых не знали в начале урока, понимают, какие ошибки допустили.

Часто в комиксы добавляю неточности — не тот год, столетие, имя. Дети должны меня исправить.

Коллега из России раскритиковала за это, мол, ошибка в памяти отложится. Но я это предусмотрела. Мы потом много раз возвращаемся к неточности и раскладываем все по полочкам. И в памяти ребят откладывается нужный, правильный материал.

Был случай, что не заметила, как столетие не то указала. Дети нашли подвох. Пришлось исправляться…

Такой подход позволяет углубиться в материал, включается элемент соревновательности.

Что касается уроков обобщения, то, например, пятиклассники любят персонажей из древнего Египта, Греции, Рима… Я подбираю картинки, ребята выбирают нужные и наклеивают на лист А-3 или А-4, затем добавляют текст. Таким образом происходит систематизация изученного материала. Видно, ребенок учился или нет.

В классах постарше интересно работаем с биографиями художников, писателей, ученых.

В учебниках много информации. Такой объем на уроке сложно охватить, поэтому класс разбивается на группы. Каждая получает какого-то деятеля и шаблон: составить интервью или рассказать от его имени о себе. Дети работают с учебником плюс даю дополнительный материал. В конце урока идет презентация работ.

«Плюсы» победили «минусы»

Область применения комикса в качестве средства обучения велика и продуктивна. Комикс не только позволяет сориентироваться в какой-либо теме или вопросе, он способен пробудить интерес к его дальнейшему, более глубокому изучению, способен решить проблему мотивации, интереса к учебе. Комикс увлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность, заставляет заниматься самообразованием.

Если педагогов смущает слово «комикс», то его можно заменить термином «визуальная история». Суть от этого не изменится, но пренебрегать их дидактическим потенциалом не стоит.

Считаю комиксы мощным инструментом воздействия на детей. Он должен использоваться в сфере образования.

Комиксы могут стать «изюминкой» урока, пятиминуткой юмора, позволяющей поднять учебный дух. Уверена, что любой учитель поймет, каким образом данная методика может быть ему полезна.

Конечно, на создание визуальной истории нужно много времени. Не все готовы на это. Но результат того стоит.

Я, конечно, не диагностировала успеваемость, но проводила эксперимент. В одном классе на уроке обобщения дети мне рассказали о Столетней войне и Жанне д’Арк, то, чего не было в учебном пособии, но что было в комиксе. Уверена, что диагностика бы показала положительный результат от использования комиксов на уроках.

Как ученики воспринимают обучение через комиксы

Детям нравится работать с комиксами. Они говорят, что данная методика помогает в запоминании материала.

  • «Комиксы на уроках истории — очень полезная вещь! Когда я учился в школе, они были суперкрутые, с их помощью я запоминал материал на 90%. И делать комиксы просто, 10-40 минут, главное отнестись к ним с душой» — Гурецкий Алексей, выпускник 2019/2020 учебного года.
  • «Мне интереснее работать в паре или в группе, так как мы обмениваемся своими знаниями по теме, и комикс, в результате, получается информативнее» — Дещиц Елена, ученица 9 класса.
  • «Делать комикс самому непросто: выбрать персонажей, продумать сюжет, написать текст и, конечно же, оформить. Но через комикс я могу передать то, каким образом увидела ту или иную историческую проблему, ситуацию, персонажа. Могу поделиться своими эмоциями. Советую больше читать комиксов, а лучше — создавать свои!» — Гурецкая Алина, ученица 9 класса.
  • «Создать комикс — это сложное задание. Сначала нужно придумать, на какую тему он будет, затем нарисовать, написать диалоги… Но зато какое удовольствие получаешь, когда потом на уроке одноклассники работают с твоим комиксом!» — Сушко Иван, ученик 7 класса.

«Мне нравится работать с комиксами. С ними легче запомнить материал параграфа, работает зрительная память. Я представляю, как жилось людям в разное время. А если сама создаю комикс, то тогда работает фантазия. Это очень интересно!» — Куликовская Александра, ученица 9 класса.

Как делюсь опытом и что планирую дальше

Я участвовала во многих республиканских и международных семинарах, выставках, конференциях. Провела в Беларуси 4 мастер-класса по комиксам. Было несколько публикаций в СМИ.

Летом 2020 года моя разработка заняла второе место в образовательном проекте на основе графических новелл «Вы-жившие», созданных Музеем истории ГУЛАГа.

Я разработала урок истории для 9 класса «Личность Б. И. Железовского в советской общественно-политической системе в конце 1920-х-1930-х гг.» на основе новеллы «Здравствуй, Инночка!».

В марте 2021 года участвовала в VI российской комикс-конференции «Мир Комиксов». В секции «Комиксы и образование» выступила с докладом «Комикс как средство формирования медиаграмотности в обучении истории». Коллеги заинтересовались, задавали много вопросов, просили подготовить статью для итогового сборника.

Радует, что после выступлений, участия в семинарах, после публикаций в СМИ вышел учебник «История Беларуси» для 10 класса, в котором уже присутствуют задания на работу с комиксами. Думаю, это направление в белорусских школах будет развиваться.

В новом учебном году хочу сделать лэпбук — собрать в интерактивную папку все заготовки. Например, показать структуру комикса, какие бывают облачка для высказываний, мыслей… Буду пользоваться комиксами, которые оставили на память мои выпускники, а также памяткой-подсказкой по созданию комиксов, которую сделала ученица художественной школы Христина Тысева.

Как составить комикс по истории 5 класс.

На этой странице находится ответ на вопрос Как составить комикс по истории 5 класс?, из категории
История, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории История. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти своей маме работу
  • Как найти фон для видео
  • Что означает днс сервер не отвечает как исправить на ноутбуке
  • Как найти соотношение работы
  • Как найти музыку друзей в вк приложение