Как составить компетентностно ориентированные задания

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Городской информационно –

методический семинар

«Реализация ФГОС ООО: нормативно – правовые и методические вопросы»

«Технология составления компетентностно – ориентированных заданий»

Арсеньевский городской округ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Компетентностный подход в образовании

  2. Образовательные компетенции

  3. Структура компетентностно – ориентированных заданий

  4. Использование компетентностно – ориентированных заданий

  5. Приложение

  • Концептуальная таблица КОЗ

  • Образец оформления КОЗ

  • Методический бюллетень

  • Алгоритм выполнения учащимися компетентностно-ориентированного задания

  • Примеры КОЗ

  1. Литература

Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Хуторской А.В

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Поэтому задача системы образования — развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

Образовательные компетентности:

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:

Ценностно – смысловая компетенция:

Компетенция означает способность видеть и понимать окружающий мир, эта ОК обеспечивает самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности в целом.

Общекультурная компетенция:

Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно- познавательная компетенция:

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Ученик овладевает навыком продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности. В рамках данной ОК определяются соответствия функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.

Коммуникативная компетентность:

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим, навыками работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально- трудовая компетенция:

Означает владение знаниями и опытом гражданско- общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя).

В эту компетенцию входят умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.

Информационная компетенция:

При помощи реальных объектов (телевидения, телефона, факса, компьютера, учебной литературы, справочной литературы и т.д.), СМИ формируются умения искать , анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее и преобразовывать

Компетенция личностного самосовершенствования:

Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает ученик.

К этой ОК относятся правила личной гигиены, забота о здоровом образе жизни и т.д.

Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.

Если компетентность — это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:

— это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию,

— они строятся на актуальном для обучающихся материале,

-данные задания имеют четкую структуру:

Задает деятельность

Мотивирует на выполнение

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение). Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации.

Этот блок компетентностно-ориентированного задания необходимо ориентировать на определенный класс и на определенный характер проведения урока или системы уроков. При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации).

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания). Задачная формулировка

  • задает деятельность и формулирует требования к ответу:

  • точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;

  • должна быть истолкована единственным образом;

  • должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;

  • должна быть учащемуся интересна;

  • должна соответствовать возрасту учащегося;

  • должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки).

Источник – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике может строиться несколько заданий. Учащиеся не должны быть знакомы с источником до выполнения задания.

Инструмент проверки — задаёт способы и критерии оценивания результата, определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: ключ,

Ключ — используется для тестовых заданий закрытого типа и предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор). Специфика открытых тестовых заданий состоит в том, что их относительно легко формулировать и очень трудно оценивать. Открытые вопросы, даже те, которые требуют только кратких ответов, вызывают такое широкое разнообразие ответов, что практически невозможно описать их все.

Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом, состоит из следующих элементов:

  • пример формулировки правильного ответа,

  • другие формулировки правильного ответа,

  • примеры ответов, которые частично верны,

  • подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

Бланк для выполнения задания — задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому его желательно включать в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом. Он предназначен для того, чтобы облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.). Наличие бланка повышает удобство проверки компетентностно-ориентированного задания.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения.

Задания должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.

Чаще всего компетентностно-ориентированные задачи используют на уроках, реже могут использоваться на внеклассных мероприятиях, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний,урок контроля, оценки и коррекции.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.

На уроках комплексного применения знаний с помощью компетентностно-ориентированных задач можно сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить в течение урока.

Об эффективности применения компетентностно-ориентированных заданий можно судить только по результату. Вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освещены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся.

К мониторинговым инструментам сформированности ключевых компетентностей учащихся можно по праву отнести интегрированные компетентностно-ориентированные задания, которые, позволяют проверить несколько видов компетенций разного уровня. Задания в подобном формате можно использовать при составлении диагностических и контрольных заданий. Инструмент проверки предусматривает перевод полученных баллов в оценку. Обладая стимулирующей и мотивирующей функциями, оценка, прежде всего, должна создавать условия для успешного роста учащегося, поэтому так важно оценивание достижений при выполнении заданий.

Интегрированные задания позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний, помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.

Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках способствует осознанию обучающимися роли предмета в современном мире, применению приобретённых знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «КОЗ» КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

Компонент

Функция

Характеристика

Стимул

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации.

Стимул должен:

быть кратким (не более трёх предложений);

НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка

точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке.

Источник информации

содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

— содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк для выполнения задания

задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Вопросы, заготовки таблиц, алгоритм ответа

Инструмент проверки

перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

· Ключ — используется для тестовых заданий закрытого типа.

· Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

· Аналитическая шкала — используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

· Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Образец оформления КОЗ

1. Титульный лист (указать название школы, класс, предмет, тему урока, Ф.И.О. учителя);

2. Компетентностно-ориентированное задание;

Структура КОЗ классического типа

Элемент структуры

Требования

Компетенция

На какой аспект компетенции направлено КОЗ

Стимул

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Задачная формулировка

Источник информации

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания

 (если необходим)

Инструмент проверки

Критерии оценки, модельный ответ…

3. Приложения к КОЗ.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Компетентностно-ориентированные задания

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”

Эдисон

Принципы составления интегрированных компетентностно-ориентированных заданий

  • Это деятельное задание.

  • Задание моделирует практическую жизненную ситуацию.

  • Задание строится на актуальном для учащихся материале.

Структура задания задается следующими элементами:

  • стимул

  • задачная формулировка

  • источник информации

Признаки компетентностно – ориентированного задания

  • условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос;

  • много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;

  • необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания;

  • необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;

  • требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме.

  • ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также были четко сформулированы.

Виды заданий

  • Тестовые с выбором правильного ответа (или нескольких).

  • Со сложной структурой построения вопроса и ответа.

  • Предполагающие развернутый ответ.

  • Проверяющие знание географической карты.

Составляя компетентностно — ориентированное задание, учитель должен:

  • осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (развивает) задание;

  • оценивать сложность учебного материала ;

  • понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию).

Применение компетентностно-ориентированных заданий позволит учителю решить следующие задачи :

  • оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся;

  • выявить уровень развития предметных знаний и умений;

  • оценить уровень развития метапредметных умений и навыков;

  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях.

Алгоритм выполнения учащимися компетентностно-ориентированного задания

Причитай внимательно текст задания. Если есть затруднения в понимании текста, прочитай ещё раз

Рассмотри рисунок, график, таблицу, космический снимок, карту

Прочитай внимательно вопрос, найди «скрытую» информацию

Спрогнозируй конечный результат т.е. результат выполнения задания

Чтобы решить задание, нужно объединить информацию, полученную из разных источников.

Помни, что при выполнении знания тебе нужны знания не только по географии, но и из других областей (биологии, химии, математике)

.

Знай, что в задании присутствует зашумлённая (лишняя) информация

Запиши ответ согласно инструкции

Постарайтесь писать разборчиво, аккуратно

КОЗ №1

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: Зачем нужно изучать русский язык

Введение в проблему

На перемене между пятиклассниками состоялся диалог.

— В этом году у нас много новых предметов: история, немецкий язык, природоведение.

— Да, здорово. Вот только непонятно, зачем нам русский? Ведь читать и писать мы уже умеем.

Формулировка задания

Помоги ребятам ответить на вопрос. Нужно ли изучать русский язык? Зачем людям вообще нужен язык?

Источник информации

Энциклопедия школьника

Форма предъявления

(модельный ответ)

Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь.

Нужно специально учиться, чтобы общаться с помощью языка. Язык нужен людям для того, чтобы они могли обмениваться мыслями, чувствами, общаться друг с другом.

КОЗ №2

Формирование информационной компетенции

Тема: Монолог и диалог

Введение в проблему

Умеете ли вы пользоваться словарем?

Формулировка задания

Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре, следуя инструкции, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь.

Источник информации

Толковый словарь

Алгоритм работы со словарем:

1. Определи, с какой буквы начинается слово.

2. Найди страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обрати внимание на следующие две буквы.

4. Найди нужное слово.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Монолог – Речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- Разговор между двумя или несколькими лицами.

КОЗ №3

Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Орфограммы в корнях слов

Введение в проблему

Ваша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата.

Формулировка задания

Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

Худабед, коли хлеба нет.

Красна рикабиригами, абед-пирагами.

Линивамувсигдапразник.

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Худ обед, коли хлеба нет.

Красна река берегами, обед — пирогами.

Ленивому всегда праздник.

Каждая найденная ошибка – 1 балл.

Максимальное количество — 10 баллов

Литература

  1. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.

  2. Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7

  3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля.

  4. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М., 2007.

  5. М. Демидова Компетентностно – ориентированные задания в научно – естественном образовании. Народное образование. – 2008. № 4

Составление
компетентностно-ориентированных заданий

для учащихся начальных классов

 «Настоящий
урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука»
Г.И.Гончарова

На
мой взгляд, эти слова отражают суть компетентностного подхода: овладение учащимися
определенным набором способов деятельности. В связи с этим естественна проблема
учительства: как применить компетентностный подход на практике?    

 В
современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических
действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование
на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

В своей практике я  заинтересовалась
данным видом заданий, т.к. их использование позволяет активизировать
самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы,
позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником.
Компетентностно -ориентированные задания позволяют моделировать образовательные
ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета
дополнительных возможностей, изучаемого материала. 

Требования
к проведению компетентностного урока

1. Изменить формы и
технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности,
выбора

2. Учебный материал
отличается проблемностью.

3.Создание ситуаций,
которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение  в
социальном опыте.

4. Конструирование 
новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание
нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.

5. Учебная
деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер
. Организуется работа в деятельностном режиме

6. Организация
всевозможных практикумов,  реализация ученических проектов, проведение мероприятий,
поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.

7.Самостоятельное
добывание знаний учащимися.

8.В ходе
образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить
права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности
учреждения.

9.Школа должна
приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.

10. Дети осуществляют
самооценку учебной деятельности

Предлагаю ознакомиться, уважаемые коллеги, с данными видами
заданий.

 

Каждая
составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным
требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание
организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации
или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.

    Опираясь на требования к деятельности
учащихся, учитель при подготовке урока определяет  какие аспекты ключевых
компетентностей можно формировать при изучении данной темы,  на каком
этапе освоения темы учащимся можно предложить задание. Стоит отметить, что технология
формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование
компетентностно-ориентированных заданий в системе.

Предлагаю вам познакомиться со структурными элементами компетентностно-ориентированных
заданий.

 

·  Характеристика заданий  Данный элемент структуры включает в себя: название, предмет, класс,
формируемую компетентность, аспект и уровень.

·  Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются
со стимула, который мотивирует учащихся на
выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо
жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу.
Возникающие при проектировании ошибки: 

– непомерное удлинение и наличие отрицания.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения
задания. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной.
Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для
учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. На данном
этапе формирую аспекты первичной обработки информации, планирование
информационного поиска.

·  Возникающие при проектировании ошибки:

— несоответствие
заявленному уровню;

— наличие
глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);


ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной
информацией;

— избыточность
формулировки;

— использование формы представления
результата, незнакомой учащимся (приказ, экспертное заключение и т.п.).

·             
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося
по выполнению задания.

Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые
ресурсы, представленные как набором ЦОР к учебникам, так и информационными
источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для
выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников.
На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.

Главное
требование — учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.
Кроме того,  источник информации может содержать информацию одного вида (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов
информации. Возникающие при проектировании ошибки:

— неоправданная громоздкость;

— использование источника,
содержащего программный материал;

— несоответствие возрасту;

— избыточность формулировки;

— недостаток информации.

·             
Инструмент проверки 
Определяет количество баллов за каждый этап
деятельности.
Он может быть представлен аналитической
шкалой,
модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично
верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может
быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся
задания закрытого типа.

 Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся
результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа
зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для
фиксации ответа, должно быть чётко обозначено

       Работая с
компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного
выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план
выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание.
Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют
заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или
аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым
развивается коммуникативная компетентность.

После того как
учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный
ответ
. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов для
задания открытого типа с заданной структурой ответа.

На этом этапе у
учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий
контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата
(продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики
запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта
замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают
на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий.
Всё это формирует компетентность разрешения проблем.

Таким образом,
организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет
формировать основы компетенций.

Ниже
предлагаю задания, которые можно использовать на уроках в начальной школе, для
того чтобы урок стал компетентностно- ориентированным.

Компетентностно-ориентированное
задание

1)    
Компетенция:
учебно-познавательная.

Аспект:
применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул: Петя
Иванов во время зимних каникул был в деревне. Когда он был в кузнеце, дядя Трофим
сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа». Петя меня спросил: «Разве
железо можно тоже расколоть, как дрова?» А как вы думаете, ребята?

Задачная формулировка: сравните значения глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и
«расколоть дрова», а затем обоснуйте способы различения значений и правописание
данных глаголов.

Источник информации:

1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

2. Александрова З.И. Словарь синонимов
русского языка.

Бланк выполнения задания:

Раскалю кусок железа

Расколоть дрова

Определи с помощью «Толкового словаря», в
каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях.

Замени глаголы близкими по значению.

Сделай вывод:

Подбери однокоренные слова к данным
глаголам.

Проверь написание слова, для этого
подбери проверочное слово.

Обоснуй способ различения значения и
правописание данных слов.

1.

2.

3.

4.

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

Модельный ответ:

Раскалю кусок железа

Расколоть дрова

Определи с помощью «Толкового словаря», в
каком значении употре-блены глаголы в данных словосочетаниях.

Раскалить — сильно нагреть огнем, жаром,
зноем.

Расколоть — ударами, колкой, рубкой,
давлением разделить на части.

Замени глаголы близкими по значению.

Накалить, сильно нагреть, сделать горячим

Разбить, расщепить, раздробить,
разделить.

Вывод:

Глаголы имеют разное значение, которое
зависит от стоящего рядом с ним существительного.

Подбери однокоренные слова к данным
глаголам.

Закалка, закалять, закаленный

Заколка, заколоть, укол, колоть, колет.

Проверка написания слова

ЗакАлка – раскалю кусок железа.

ЗакОлка, кОлет – расколоть дрова.

Обоснуй способ различения значения и
правописание слов.

1. Определи лексическое значение глаголов
с помощью толкового словаря, уточни значение с помощью словаря синонимов.

2. Учитывая значение глагола, подбери
группу однокоренных слов к данному глаголу.

3. Выбери однокоренное слово для данного
глагола, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.

4. Сравни написание гласных в корнях
проверяемого и проверочного слов.

Критерии оценки выполненного задания:

1. Проведено сравнение значений глаголов
(по толкованию, по замене синонимами, по подбору однокоренных слов) – 3 балла
за каждый способ;

2. Обоснованы способы различения значений
слов – 1 балл;

3. Обоснован способ написания безударной
гласной в глаголах – 1 балл.

Максимально – 5 баллов (достаточным может
быть правильный подбор проверочного слова к каждому из указанных в задании
глаголов)

2)    
Компетентность: самоорганизационная.

Стимул: В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного
двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в
этой акции.

Задачная формулировка: Каждый класс имеет по 32 метра провода, которым
нужно обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы предлагают выбрать из следующих
вариантов.

1 задание: Обведи слово «Да» или «Нет» в
таблице около каждой формы клумбы в зависимости, от того, хватит или не хватит
участникам 32 метра провода, чтобы обозначить её границу.

форма клумбы

хватит ли 32 м провода, чтобы обозначить границу
клумбы

форма А

да/нет

форма В

да/нет

форма С

да/нет

2 задание: Укажи на чертеже размеры сторон клумб, если
известно, что на их  разметку ушло 32 метра провода.

3 задание: Придумай свои формы клумб.
Запиши размеры сторон. Помни, что на разметку каждой клумбы отводится только 32
метра провода.

Инструменты проверки:

  1. За каждый правильный ответ по 3 балла;
  2. Правильно рассчитаны размеры сторон – 5 баллов;

За выполнение творческого задания –
10 баллов.
 Максимальный балл: 24

3.      Компетентность: разрешения проблем.

Стимул:
Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты.
Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500
рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы
купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку
солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

Источник информации: справка

Наименование продукта

Цена

горошек

135 тенге

картофель

90 тенге

лук

84 тенге

майонез

100 тенге

яйца

150 тенге

огурцы

500 тенге

Бланк для выполнения задания:

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

картофель

лук

майонез

яйца

огурцы

Общая стоимость: __________________

Инструмент проверки:

  • Таблица
    заполнена верно – 3 балла
  • Верно
    подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
  • Дан
    правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
  • Максимальная
    сумма баллов – 5 баллов.

Похожие
задания можно составлять и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные
услуги,

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик,
прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется.
Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи,
позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических
рассуждений.

  1. Компетенция учебно-познавательная
    компетенция

Стимул: выполнить
задание нестандартного вида

Задачная формулировка: Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на
парный по звонкости-глухости.

Карточка 1.

Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный
по звонкости

-глухости.

Придумай свой пример пары.

Гол -…

Голос -….

Пила -….

Шил -…..

Вата -…..

Карточка 2 (самопроверка).

Гол-кол

Голос-колос

Пила-била

Шил-жил

Вата-фата

  1. Компетенция: учебно-познавательная

Аспект: переработка, использование информации для решения
учебных задач

Стимул: Незнайка принес для вас конверт, в котором лежат
картинки.

Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Незнайке
разобраться, правильно ли написаны слова.

Задачная формулировка:

разбить слова на две группы по признаку: имена
существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные
без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы
одним своим примером.

Бланк выполнения заданий:

Рожь,нож, врач, дочь, вещь, мышь, ковш.

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

Модельный ответ:

Женский род после шипящих

Мужской род после шипящих

мышь

врач

дочь

нож

рожь

ковш

вещь

Критерии оценки выполненного задания:

1.Правильное распределение слов по группам — 7 баллов (по 1
баллу за каждое слово).

2.Определен род каждой группы слов — 2 балла.

3.За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы
— 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово)

4.Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером4
балла (по 2 балла за каждый пример).

Максимальное количество баллов— 20 баллов.

неудовлетворительно — до 10 баллов;

6.     
 Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и
говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид
термометра в один из дней.

termometr

Применение
компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного
усвоения знаний и способности их применения на практике.  Опыт показывает,
что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках
способствует осознанию обучающимися роли предмета в современном мире,
применению знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю
эффективности собственных действий.

Таким образом, организованная работа над
компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать  основы
компетенций. т. к. компетентностные задания направлены на:

•    формирование активной,
самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении

•    развитие обще-учебных умений
и навыков

•    формирование не просто
умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно сопряжённых с опытом их
применения в практической деятельности

•    развитие познавательного
интереса учащихся

•    реализацию  принципа
связи  обучения с жизнью.

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»

Компетентностно-ориентированное задание

Плющева Нина Ивановна

учитель начальных классов

высшей категории

г. Нижневартовск 2014г

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

(В.А. Болотов)

Показатели компетентностно-ориентированного задания:

 — контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);

— деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);

— актуальность для учащихся материал задания.

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:

значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;

наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;

наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

Требования к «КОЗ»:

задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный или познавательный интерес.

задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).

Структура КОЗ

Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д . 

Функции стимула:

— мотивирует учащегося на выполнения задания;

        — моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;

        — может нести функцию источника информации при необходимости.

Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.

Требования к задачной формулировке

должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;

        — должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;

        — должна быть интересной для учащихся;

        — должна соответствовать возрасту учащихся;

        — должна соотноситься с инструментом проверки.

Требования к источнику информации

должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;

— должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности;

— на одном источнике желательно основывать несколько заданий;

— источник должен быть интересным для учащегося;

— должны учитываться возрастные особенности учащихся.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:

1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Типы компетентностно-ориентированных заданий: 

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);

комплексные задания и др.

Примеры компетентностно-ориентированных заданий

: создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);

создание кластера по определенной теме, проблеме;

создание концептуальных схем, таблиц;

разработка тестовых заданий по алгоритму;

разработка ситуативных задач;

написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;

создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;

подготовка доклада, выступления;

выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий 

1 Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Приложение.

КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме:

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» для 3-го класса

Компетенция:  учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге  разобраться, правильно ли написаны слова.

Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.

Источник информации:

Русский язык. Учебник для 3 класса В. Г. Горецкий.

Опорная таблица:

Имена существительные

Ж. Р.                        М. Р.

после шипящих

Ь

пишется                      не пишется

               Бланк выполнения задания:

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь.

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

        Модельный ответ:

Ж. р. после шипящих с ь

М. р. после шипящих без ь

Рожь

Нож

Дочь

Врач

Вещь

ковш

Мышь

Критерии оценки выполненного задания:

Правильное распределение слов по группам — 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

Определен род каждой группы слов – 2 балла.

За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы – 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

неудовлетворительно до 10 баллов;

удовлетворительно от  10 до 14 баллов;

хорошо от 15 до 19 баллов;

Отлично — 20 баллов.

Компетентностно-ориентированное  задание

3 класс «Местоимение»( вводный урок)

Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция:

учебно-познавательные компетенции.

Общепредметные компетенции:  

Предметные компетенции: 

Аспект: использование информации для решения учебных задач и её  переработка

Стимул: В русском языке местоимений немного , но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ.

Задачная формулировка: Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.

Источник информации: учебник русского языка 3 класс УМК «Школа России», текст

 Бланк выполнения задания:

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

2. Употребляется вместо …

3. Местоимения отвечают на вопрос

4.Не называют предмет, а  …

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Инструмент проверки: (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

Модельный ответ.

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

это часть речи

2. Употребляется вместо …

существительного

3. Местоимения отвечают на вопрос

кто? что?

4.Не называют предмет, а  …

…указывает на него

указывает на него

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Критерии оценки выполненного задания:

1.Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.

2.Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.

3.Выбран другой ответ – 0 баллов.

4.Максимально – 4 балла.

Работа с текстом.

1.Выделено местоимение-1 балл за каждое местоимение.

2.Выбран другой ответ- 0 баллов.

3.Максимально -7 баллов

Баллы переведены в оценку:

7-8 удовлетворительно.

9-10 хорошо.

11 отлично.

Самоанализ

Предмет: русский язык.

Класс: 3.УМК «Школа России»

Тема урока: « Местоимения» (вводный урок)

Контекст включения КОЗ в урок:

КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний о личных местоимении.

КОЗ направлено на оценку учебно-познавательной компетентности.

Аспект – переработка, использование информации для решения учебных задач.

Данное задание развивает и формирует компетенции:

Ключевые компетенции:

 Учебно-познавательные компетенции — целеполагание; планирование; анализ; рефлексия; самооценка учебно-познавательной

Коммуникативные- навыки работы в паре.

Общепредметные компетенции: умение классифицировать , строить логическое рассуждение.

Предметные компетенции умение отличать местоимения от других частей речи, определять их признаки; находить их в тексте.

В данном задании учитываются уровни таксономии Блума

Знание:  ранее пропедефтически было сформировано знание о местоимении , как части речи

 Понимание: учащиеся распознают, сопоставляют  общие признаки местоимений, систематизируют и делают вывод.

Применение: применяют практические действия: заполняют таблицу; исследуют слова, находят местоимение в тексте.

Анализ: анализируют выполненные действия, делают вывод,

Синтез:  обобщают  знания, устанавливают способ решения данного задания.

Оценка: сравнивают с инструментом проверки (модельный ответ), принимают решение в выборе выставления баллов в соответствии со шкалой баллов.

          В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность»,
«образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании. Для
компетентностного подхода смыслообразующим понятием является понятие  «компетентность». Особую актуальность приобретают компетентностно-ориентированные задания
(КОЗ). 

Характерные черты КОЗ

(компетентностно-ориентированных заданий):

ØВо-первых, это деятельностное задание;

ØВо-вторых, оно моделирует практическую, жизненную
ситуацию;

ØВ-третьих, оно строится на актуальном для учащихся
материале;

ØВ-четвертых, оно имеет определенную структуру (элементы)  

                     
                               Элементы КОЗ
 

1.     Стимул  

2.     Задачная формулировка

3.     Источник информации

4.     Инструмент проверки

          Конструирование компетентностно — ориентированного
задания подчинено определенным требованиям:

üСтимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

üЗадачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

üИсточник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению
задания.

üБланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата
своей деятельности по выполнению задания.

üИнструмент проверки:

ответ — перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной
структурой ответа;

ключ — эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;

наблюдения — способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению
задания.

          Каждая составляющая
компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность
учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. 

Рассмотрим примеры компетентностно-ориентированных заданий по разным предметам:

Download

КОЗ по АЯ.pdf

Adobe Acrobat Document
818.5 KB

Автор: Инна Федотова 

Download

КОЗ Познание мира 2-4 класс.pdf

Adobe Acrobat Document
705.9 KB

Download

Компетенции 21 века.pdf

Adobe Acrobat Document
972.8 KB

Download

КОЗ РЯ Задание 1.pdf

Adobe Acrobat Document
200.4 KB

Download

КОЗ КЯ Sadikova 3 класс.pdf

Adobe Acrobat Document
240.4 KB

            Опубликовано:  Ковалева О.

Download

КОЗ по математике.pdf

Adobe Acrobat Document
521.1 KB

Материалы интернета

Download

КОЗ литература 2-4 класс.pdf

Adobe Acrobat Document
275.2 KB

Download

Жидкова Л.А Использованин КОЗ в начально

Adobe Acrobat Document
662.5 KB

Шаг 1. Приветствие участников мастер-класса

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».

Шаг 2. Знакомство с некоторыми теоретическими положениями

Например, такими:

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Что же такое компетентностно-ориентированное задание?

Компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.

Шаг 3. Практическое задание №1

1) Работа в группе по методике «1-2-все вместе». Участники обсуждают вопрос: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»

(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

2) Выслушиваются ответы участников.

3) Подводятся итоги в выполнения практического задания.

Шаг 4. Новая информация

Работа над составлением таких заданий предполагает знание признаков и структуры компетентностно-ориентированного задания и требований к ним.

Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:

  • имитация жизненной ситуации, деятельностная составляющая;
  • обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
  • предметные умения;
  • выход за рамки одной образовательной области;
  • наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
  • часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;
  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес;
  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчёта, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом;
  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

Эти задания легко узнаваемы:

Структура КОЗ достаточно чётко определена:

Шаг 5. Практическое задание №2

1) Работа в малых группах по методике «Диалог». Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

Задача №1. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: «На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».

Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:

 

Коля

Миша

Паша

Федя

t, c

12

13

14

15

v, см/с

       

v

       

В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?

2) Формулируется вывод: Эта задача является заданием второго уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Для того, чтобы задача стала заданием третьего уровня можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.

3) Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?

Почему эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей? Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?

Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.

4) Подводятся итоги.

Шаг 6. Практическое задание №3

1) Работа в группе по методике «1-2-все вместе». Участники выполняют задание: По предложенному компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.

Задача по теме «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии»: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо?

(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

2) Выслушиваются ответы участников.

3) Подводятся итоги выполнения практического задания.

Шаг 7. Практическое задание №4 по методике «Все вместе»

1) Участникам предлагается самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания: книга, книжная полка.

(Участники обсуждают, предлагают, высказывают как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)

2) Выслушиваются ответы, выявляются затруднения и подводятся итоги

Шаг 8. Новая информация

Можно выделить компетентностно-ориентированные задачи трёх уровней, которым присвоены названия: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения. Выделение уровней основывается на уровне предметной подготовки учащихся.

Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.

Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи. Учащиеся могут выполнять несложные задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.

Третий уровень (уровень рассуждения) – размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания алгебраических понятий и зависимостей, составить алгебраическую модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать данные в различных таблицах и на графиках

В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами предмета, и разработать соответствующую ей модель. Решить поставленную задачу используя, н-р, математические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

Шаг 9. Практическое задание №5 по методике «Все вместе»

1) Участники работают в группах, определяют, к какому уровню относится составленное ими компетентностно-ориентированное задание на предыдущем шаге. Если это задание 1-ого или 2-ого уровня, то необходимо дополнить его вопросами до следующих уровней. А если это задание уже 3-его уровня, пересмотреть задачную формулировку, чтобы задание стало заданием 1-ого и 2-ого уровня.

(Участники обсуждают, предлагают, высказывают как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ

2) Выслушиваются ответы и подводятся итоги.

Шаг 10. Практическое задание №6 по методике «Все вместе»

1) Участники составляют алгоритм проектирования компетентностно-ориентнованных заданий.

(Участники обсуждают, предлагают, высказывают как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)

2) Выслушиваются ответы, выявляются затруднения.

3) Подводятся итоги, делаются выводы. Действительно, из той структуры, которую рассматривали выше, и которую применяли сейчас, вытекает алгоритм проектирования компетентностно-ориентированных заданий:

Шаг 11. Практическое задание №7 по методике «Все вместе»

1) Предлагается любой Ким для ЕГЭ – 2014 года по математике. Среди заданий В1 – В15 необходимо выбрать те, которые, по мнению участников можно отнести к компетентностно-ориентированным заданиям и определить уровень этого задания. 

2) Подводятся итоги, делаются выводы. 

Шаг 12. Подведение итогов мастер-класса

1) Заключительные положения. При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия для проявления активности.

Таким образом, компетентностно-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные умения. Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике.

2) По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам, должен обладать набором определенных компетенций и их нужно и можно формировать практически на всех уроках, и использовать компетентностно-ориентированные задания на этапе усвоения новых знаний и способов действий, закрепления знаний и умений.

3) Подведение итогов мастер-класса приёмом рефлексии – оценочное окно.

Окно состоит из 4 частей:

1) Собственная деятельность в мастерской.

2) Ценность данных заданий для школьника.

3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта).

4) Удовлетворение от работы.

С помощью цветной фишки каждый участник мастер-класса оценивает свою работу на данном мастер-классе (красная – 5 б, синяя – 4 б, зеленая – 3 б).

5) Оценка результатов совместной работы – высказываются.

Шаг 13. Закрытие мастер-класса

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания,

а научить учиться – вот наша задача.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фейков видео
  • Как найти потерявшегося кота заговор
  • Как найти работу за границей сайты
  • Как найти мега канал
  • Как найти путь скачивания