Как составить комплекс ритмической гимнастики кратко для школьников

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по обучению ритмической гимнастике

на уроках физической культуры в школе 1-4 кл.

(Раздел «Гимнастика»)

                                                                                 Учитель физической культуры                    гимназии № 402 Колпинского района

Санкт-Петербурга: Ефимова С. В.

Санкт — Петербург 2010 г.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста.

Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его нервное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

      Главный результат занятий ритмической гимнастикой — воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природной склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.

        Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста. В младшем школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с этим коллективная форма занятий ценна.

Содержание упражнений ритмической гимнастики

В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:

1.   Строевые упражнения.

2.   Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

3.  Ходьба, бег, прыжки.

4.   Общеразвивающие упражнения.

5.  Упражнения художественной гимнастики.

6.  Танцевальные упражнения.

7.  Акробатические упражнения.

1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Строевые упражнения являются средством организации занимающихся. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, поднимают

эмоциональное состояние детей, могут служить средством снижения физической нагрузки.

2.  СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ

        Каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Он может быть различным как в целом, так и по частям. Характер произведения выражается всеми средствами музыкальной выразительности, в этой связи овладение ими дает возможность детям наиболее полно отразить характер музыки в движениях. Для закрепления навыка связи движений с музыкой можно применять танцевальные комбинации, пляски, музыкальные игры и ритмические танцы.

3. ХОДЬБА, БЕГ, ПРЫЖКИ

       Ходьба служит средством для решения ряда оздоровительно-гигиенических, образовательных и воспитательных задач. При ходьбе динамическая работа мышц исходит ритмично и без напряжений, что создает хорошие условия для улучшения кровообращения, дыхания и обмена веществ.

       На занятиях ритмической гимнастикой применяются следующие виды ходьбы: походный или строевой шаг, ходьба на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, в полуприседе и приседе, с высоким подниманием бедра, приставным и переменными шагами и различными видами сочетаний.

Бег — более динамичное упражнение по сравнению с ходьбой. В беге нагрузка на нервно-мышечную и, особенно, на сердечно-сосудистую и дыхательную систему человека значительно больше, чем при ходьбе. Нагрузка регулируется изменением темпа продолжительности и различными видами бега.

      На занятиях можно использовать различные виды бега на месте и в движении. Это может быть бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад, скрестным шагом в различных направлениях, с поворотами и другие виды бега.

      Прыжки являются самым нагрузочным видом упражнений в ритмической гимнастике. Они выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений и характеризуются фазой полета после толчка ногами. Прыжки можно выполнять одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или обе ноги вперед, назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижениями в различном направлении.

      Все упражнения в ходьбе, беге, прыжках могут выполняться с дополнительными движениями головой, руками, туловищем, носить стилизованный и танцевальный характер, исполняется с различной амплитудой и темпом движений.

4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Это движения отдельными звеньями тела или из сочетания. Они просты по своей структуре и не требуют продолжительного разучивания. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать воздействие на отдельные группы    мышц,    регулировать    физическую    нагрузку.  Упражнения    могут

выполняться без предметов и с предметами (палки, гантели, набивные мячи, скакалки, обручи, мячи и др. предметы).

          В зависимости от педагогической направленности все упражнения подразделяются на упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений, способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц на формирование правильной осанки и дыхательные. В свою очередь упражнения определенной направленности можно применять по воздействию на отдельные группы мышц.

           Это упражнения:

   Для мышц рук и плечевого пояса,

   Для мышц шеи и туловища,

   Для мышц ног,

   Для мышц всего тела.

       Большинство упражнений в ритмической гимнастике носят танцевальный характер за счет дополнительных движений головой, руками, ногами и туловищем, что создает некоторую стилизацию движений. Это придает особый колорит данным упражнениям, делает их более эмоциональными.

        5. Большое место в ритмической гимнастике занимают

            УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

        Они характеризуются целостностью и динамичностью. Многие из них носят танцевальный характер. Это пружинные, плавные и волнообразные движения, взмах, «волны», ходьба, бег, прыжки, равновесия, повороты, упражнения с предметами и без них.

          6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ритмической гимнастике имеют большое разнообразие. Они способствуют развитию координации и выразительности движений, чувства ритма и музыкального слуха детей, являются прекрасным средством формирования правильной осанки, физического развития и физической подготовленности детей любого возраста.

          Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам, отдельным движениям и только после этого применяют в комбинациях, танцах, плясках.

Технология конструирования комплексов упражнений ритмической гимнастики.

        При подборе упражнений для любого вида занятий, где используются средства ритмической гимнастики, прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности, состояние здоровья и физическую подготовленность школьников.

        При освоении общеразвивающих упражнений в большей степени используются основные движения руками и ногами. При выполнении поворотов и наклонов руки лучше держать в исходном положении на пояс к плечам, за голову, что дает возможность большего зрительного контроля  за основными движениями.

Для детей младшего школьного возраста наиболее эмоциональными являются доступные прыжки, основные акробатические элементы, здесь можно использовать элементы народных танцев, пляски. Имитирующие движения из различных видов спорта в трудовой деятельности (рубка дров, стирка).

При составлении комплексов упражнений прежде всего необходимо определять цель, задачу и направленность каждого из них.

Большое значение при составлении комплексов упражнений имеет подбор музыки. Она должна быть разнообразной, хорошо смонтированной по характеру, темпу и ритму. Эмоционально-возбуждающая музыка всегда чередуется со спокойными мягкими мелодиями.

При составлении комплексов упражнений можно придерживаться следующей последовательности.

1.   Определить задачу и направленность комплекса упражнений.

2.  Подобрать музыку, с определенным числом ритмичных ударов в 1′ для каждого упражнений.

3.  Прослушать музыку несколько раз.

4.   Определять характер музыкального произведения.

5.   Определить     структуру     музыкального     произведения,     обозначить схематично ее части, периоды, предложения.

6.  Выделить   части   музыкального   произведения   с   основной   мелодией (например, куплеты и припев).

7.  Конструирование   упражнений   и   хореографических   соединений   для различных частей урока.

8.  Распределение    в    уроке    различных    по    нагрузке    упражнений    и соединений.

9.  Разучивание учителем разработанного комплекса упражнений.

10.  Обучение занимающихся упражнениям.

11. Управление нагрузкой на последующих занятиях.

Методы и приемы обучения танцу в комплексах ритмической

гимнастики.

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в ритмическую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям можно условно разделить на три этапа:

1.  Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению);

2.   Этап углубленного разучивания упражнения;

3.  Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления  об  упражнении.  В   основе  начального  этапа обучения  новым упражнениям лежат специальные знания. Источником этих знаний является словесное объяснение и демонстрация упражнения учителем.

Название упражнения создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В ритмической гимнастике показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для младших школьников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и программу его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую получил ребенок при показе. Объяснение должно быть образным и кратким с использованием гимнастической терминологии. В дальнейшем, при проведении целых комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина упражнения сразу же воссоздает образ движения у обучаемого, он легко вспоминает отдельные элементы в общей композиции.

Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Ребенок впервые выполняет упражнения на основе тех представлений, которые о нем получил. Важно, чтобы ощущениями первой попытки и уже создавшемся представлении об упражнении, на основе его названия, показа и объяснения, не было больших разногласий.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и другие) начальный этап обучения может закончиться уже на первых удачных попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнении танцевального характера) учитель должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представлений о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применить расчлененный метод. Например, изучить сначала движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее освоение упражнения. Если упражнение разделить на составные части нельзя, применяется целостный метод обучения. В ритмической гимнастике его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на два, четыре, восемь или большее количество счетов. При необходимости следует подобрать подводящие упражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для опробования изучаемого упражнения. Например, для того, чтобы учить детей шагу польки, предварительно нужно научить их приставному шагу.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений упражнения в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.

Успех на этапе углубленного разучивания зависит и от активности детей. Повышению активности будет способствовать изменение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой целью можно применить соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение.

Другим эффективным методом будет запоминание упражнения с помощью «идеомоторной установки». В этом случае учащиеся создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Если изучаемое упражнение отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования основ двигательного навыка закончен.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Затем применяется весь комплекс методов предыдущего этапа. Однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, соревновательный и игровой.

По мере многократного повторения упражнения двигательный навык формируется в основном варианте. Задача педагога состоит не только в закреплении этого двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Повторение упражнения может быть простое и вариативное. Простое повторение закрепляет основной вариант двигательного навыка. Вариативное повторение придает двигательному навыку гибкость, пластичность, возможность использования в сочетании с другими движениями. В ритмической гимнастике это может быть выполнение упражнения с различными дополнительными движениями, в другую сторону, с другой ноги, в различном построении, без музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа движения.

Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным, если ребенок начинает свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями в различных комбинациях и комплексах.

Педагогический контроль

Для регулярного контроля над уровнем развития физических качеств занимающихся можно применить контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке. Тест должен состоять из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физического развития, так и уровень специальной подготовки   двигательного   аппарата   для   выполнения   различных   элементов ритмической гимнастики. Ниже даны примерные контрольные упражнения, которые можно использовать для оценки гибкости, развития функции равновесия, ловкости, силы, быстроты у занимающихся.

Наименование

Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость

Равновесие

Ловкость

Сила

Гимнастический мост

Из положения, стоя на носке одной, другая     согнута     вперед     (носок касается   колена   опорной),   руки вверх

Прыжок   на   двух,   вращая   обруч назад,    из    положения    обруч    в вертикальной      плоскости      перед телом хватом снизу, руки согнуты

Из         положения         виса         на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла

Измеряется расстояние от кистей до пяток ног (в см)

Фиксируется удержание равновесия (вс)

Фиксируется количество прыжков, выполненных за 15 с

Фиксируется количество выполненных движений

При    занятиях    ритмической    гимнастикой    большее    значение    имеет наблюдение за частотой пульса, а так же педагогические наблюдения.

Типичная схема урока по ритмической гимнастике

1. Подготовительная часть урока. Продолжительность 5-10 мин.

1.1. Разминка (разогревание — Warm up)

Зона воздействия и направленность упражнений:

1.1.1. Локальные (изолированные движения частями тела).

Основные   упражнения:   повороты   головы,   наклоны,   круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой; Указания: рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой.

 1.1.2. Совмещения, движения для обширных мышечных групп.

Основные упражнения: полуприседы, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещением в сочетании с движениями руками.

Указания: упражнения на координацию и усиления кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды. 1.2. Стретчинг — упражнения на гибкость (Stretching)

1.2.1. Изолированные движения для мышц бедра и голени.

Основные упражнения:  растягивание мышц голени,  передней и задней поверхности бедра, поясницы.

Указания: выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра без использования махов и пружинящих движений.

2.   Основная часть урока.

2.1. Аэробная часть (Aerobics). Продолжительность 20-30 минут. Зона воздействия и направленность упражнений:

2.1.1. Аэробная разминка (3-10 мин.).

Основные упражнения: базовые элементы и усложнения движений,

варианты ходьбы с движениями руками.

Указания: разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях.

2.1.2. «Аэробный пик» (рекомендуется не менее 15 мин.)

Основные упражнения: танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками.

Указания: разучивание сочетаний — «блоков» упражнений на месте, и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений.

2.1.3. Первая аэробная «заминка» (2-5 мин.). Основные упражнения:

—     базовые    движения,    варианты    ходьбы    с    уменьшающейся амплитудой движения руками;

—     амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками от бедра.

Указания:

—    уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений;

—    движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде и полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движения замедляется.

3.   Заключительная часть урока.

Снижение нагрузки (Cool down) — 2-5 минут

Зона воздействия и направленность упражнений: Упражнения на гибкость, «общая заминка».

Основные упражнения: растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней мышц груди, рук и плечевого пояса.

Указания:    в   разных   исходных   положениях,   медленно,    с фиксацией поз и последующим расслаблением.

Темпы, используемые в ритмической гимнастике

Темп музыки

Количество

акцентов в

минуту

Характер упражнений

Медленный

40-60

Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнение на равновесие.

Умеренный

60-90

Упражнения на растягивание, для мышц шей, элементы психорегулирующей гимнастики, упражнения гимнастики йогов.

Средний

90-120

Упражнения      спортивно-гимнастического стиля (махи,  наклоны, выпады, на силу), элементы    джазового    танца,    для    рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцев, шаги.

Быстрый

120-140

Бег, прыжки, махи, танцевальные движения.

Очень быстрый

140-180

Бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла.

Используемая литература

1.    Т.Т.   Ротерс,   «Музыкально-ритмическое   воспитание   и  художественная гимнастика», 1989 г.

2.    Курысь В.Н., Грудицкая Н.Н., «Ритмическая гимнастика в школе», 1998 г.

3.    Евсеева   СП.   «Адаптивная   физическая   культура   в   школе   (начальная школа)», 2003 г.

4.    Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е., «Сафи — Дансе», 2000 г.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

                                             
ДЛЯ 
ПЕРВОГО КЛАССА. 


Подготовительная часть – 8 мин. 
Сообщение задач урока. Замер пульса в покое.
Перестроение из одной шеренги в две, три, четыре (в зависимости от количества
учащихся в классе ). 

1. «Капитан». 
И. п. – ноги врозь, руки на пояс. 
1-2 подняться на носки с поворотом вправо, руки
приложить к глазам и посмотреть, как в бинокль. 

3-4 и.п. 
5-6 то же, в другую сторону. Повторить 8
раз. 

2. «Великаны». 
И.п. – ноги врозь, руки внизу. 
1-2 подняться на носки, руки вверх. 
3-4 полуприсед, руки на пояс. Повторить 8
раз. 

3. «Качалочки». 
И.п. – о.с., руки на пояс. 
Упражнение выполняется с перекатом с носков на
пятки и обратно, одновременно сводя и разводя носки. Повторить 8 раз. 

4. Гармошка». 
И.п. – о.с. руки внизу. 
1-4 передвижение на ногах перекатами с носков на
пятки вправо. 

5-8 вернуться в и.п. 
9-16 то же, влево. Повторить 4 раза. 
5. «Пружинка». 
И.п.- то же, руки на пояс. Поочерёдное отрывание
пяток от пола с надавливанием на носки. Повторить 32 раза. 

6. «Пружинка коленями». 
И.п.- о.с. руки внизу. 
1- полуприсед, рки вперёд, голову наклонить
вперёд. 

2- И.п. 
3- Полуприсед, руки в стороны, голову
назад. 

4- И.п. Повторить 8 раз. 
7. «Ладошки». 
И.п.-о.с. руки согнуты в локтях, ладони
соединены перед грудью. 

1-надавить ладонь на ладонь вправо, полуприсед и
голова вправо. 

2-и.п. 
3-то же, в др. сторону. 
4-и.п. Повторить 16 раз. 
8. «Крылышки». 
И.п.-о.с. руки в стороны. На каждый счёт
поднимание на носки, опускание, а кисти рук меняют положение: одна вверх,
другая вниз. 

Повторить 32 раза. 
9. То же упражнение, только руки сводим вперёд и
разводим в стороны. 

Повторить упражнение 16 раз. 
10. «Чебурашка». 
И.п.-ноги на ширине плеч, руки в стороны. 
1-2 наклон с поворотом вправо, левой рукой
коснуться пола. 

3-4 и.п. 
5-6 то же, влево. 
7-8 и.п. Повторить 8 раз. 
11. «Буратино». 
И.п.-о.с. руки на пояс. 
1-2 правая нога в сторону, левую слегка согнуть,
наклониться к правой ноге и поднести руки к носу и «подразнить» как
Буратино. 

3-4 и.п. 
5-6 то же, в другую сторону. 
7-8 и.п. Повторить 8 раз. 
12. «Птички». 
И.п.-о.с. 
1-поднять и согнуть правую ногу в колене, руками
сделать хлопок род коленом. 

2- и.п.-руки вверх. 
3- то же, но хлопок под левой ногой. 
4- и.п. руки вверх. Повторить 8 раз. 
13. «Коленочки». 
И.п.- стойка ноги врозь, руки за головой. 
1-2 поворот вправо, левой коленкой коснуться
пола. 

3-4 и.п. 
5-6 то же сделать влево. 
7-8 и.п. Повторить 8 раз. 
14. «Клоун». 
И.п.-о.с. 
1-8 постепенно разводить стопы ног в
стороны. 

9-16 наклоняясь вперёд, ставим кисти рук на пол
и переставляем их по полу под разведённые ноги. 

17-32 вернуться в и.п. Повторить 4 раза. 
15. «Гномики». 
И.п.-о.с. 
1-2 упор присев, руки на колени. 
3-4 выпрямляя ноги, шаг вправо, прогнуть спину,
руки на коленях. 

5-8 сделать 2 приставных шага, округляя и
прогибая спину. 

9-16 повторить то же, в др. сторону. Повторить 4
раза. 

16. «Прятки». 
И.п.-о.с. 
1-2 упор присев ( сгруппироваться, наклонив
голову вниз ). 

3-4 выпрямляясь, мах правой ногой в сторону,
руки в стороны. 

5-6 упор присев. 
7-8 то же, что 5-6, только в др. сторону.
Повторить 8 раз. 

17. «Пингвины». 
И.п.-ноги на ширине плеч, руки слегка отведены в
стороны, кисти рук подняты кверху. 

1-8 шаги «пингвина» с поворотом вправо на 360
град. 

9-16 то же. Влево. Повторить 4 раза. 
18. «Потягушки». 
И.п.-о.с. 
1-2 подняться на носки и потянуться руками
вверх. 

3-4 полуприсед, руки в стороны. Повторить 8
раз. 

Основная часть – 30 минут. 
1 серия (беговая и прыжковая ). 
Здесь предлагаются различные варианты беговых и
прыжковых упражнений: бег на месте; бег с продвижением вперёд и назад; бег
вокруг себя в обе стороны; бег с высоким подниманием колен, сгибая ноги назад;
подскоки на одной ноге, другая вперёд, в сторону, назад, со сменой ног; скачки
на двух вправо-влево, вперёд-назад, вправо-назад, влево-назад; скачки в
сочетании с приседаниями. 

Приступая к этой серии, беговые упражнения
следует выполнять с небольшой амплитудой. Продолжительность этой серии зависит
от подготовки занимающихся. Начинать надо с 1 мин. и довести до 5 мин. 

После беговой серии необходимо выполнить ходьбу
на месте, несколько обычных дыхательных упражнений ( например: руки вверх-вдох,
с наклоном туловища вперёд уронить руки вниз-выдох ). Обязательно сделать замер
пульса после беговой серии и только потом приступить к следующей серии. 

Учащимся взять коврики, положить перед собой и
сесть на них. 

2 серия (партер). 
Упражнения для хорошей разминки стоп ног. 
1. и.п.-сидя, ноги прямые, руки сзади. 
1- одна стопа на себя, др. от себя. 
2- То же, но с др. ноги. Повторить 16 раз. 
2. и.п.-то же ( разведение и сведение стоп ног
). 

1- разведение в стороны. 
2- В и.п. Повторить 16 раз. 
3. и.п.- то же. 
1- обе стопы ног на себя. 
2- Стопы ног от себя. Повторить 16 раз. 
4.«Паровозик». 
И.п.- сидя, ноги вместе, руки на коленях. 
1-8 продвигаться , сидя вперёд в таком
положении. 

9-16 то же, только назад. Повторить 4
раза. 

5. «Весёлые ножки». 
И.п.-сидя. Согнув ноги, носки на полу. 
1-2 поочерёдно сгибать и выпрямлять то одну, то
др. ногу. 

Повторить 32 раза. 
6. «Плавание на спине» и «Лягушка». 
И.п.-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 
1-8 махи прямыми ногами в воздухе. 
1-4 разводя колени в стороны, сгибать ноги в
коленях до тех пор, пока стопы не соединятся. 

5-8 в и.п. 
Эти 2 упражнения чередовать по восьмёркам. 
7. «Достань свои носки». 
И.п.-сидя на коврике. 
1-2 не сгибая колен потянуться правой рукой к
носкам. 

3-4 в и.п. 
5-6 то же. Но потянуться левой рукой. 
7-8 в и.п. Повторить 8 раз. 
8. Упражнение то же, только тянуться двумя
руками к носкам.

9. «Лягушка» сидя. 
И.п.-сидя, колени разведены и согнуты, ступни
ног соединены, руки на коленях. Надавливание руками на колени вниз. Повторить
24 раза. 

10. «Ловкий йог». 
И.п.-то же, только левая рука держится за ступню
правой ноги, а правая рука на колене правой ноги. 

1-8 ступню стараться поднимать вверх.
Одновременно , на колено давить вниз. 

9-16 брать руками ногу и стараться положить её
за голову. 

17-32 то же, но с др. ноги. 
11. «Лягушка» лёжа на животе. 
И.п.-лёжа на животе, ноги согнуты в коленях,
стопы соединены. 

Постараться прижаться к полу животом, прижать
ноги ( если плохо получается у занимающихся, можно помочь им ). 

12. «Брасс». 
И.п.- сидя, ноги подняты вверх, согнуты в
коленях, стопы соединены. 

1-2 ноги развести в стороны, выпрямить. 
3-4 и.п. Повторить 8 раз. 
13. «Лодочка». 
И.п.-лёжа на спине. 
1-8 поднять ноги, руки и голову с плечами вверх
и держать. 

9-16 и.п. ( отдыхать ). Повторить 6 раз. 
14. «Лодочка» на животе. 
И.п.-лёжа на животе. 
1-8 прогнуться, руки, голову. Ноги поднять от
пола вверх и держать. 

9-16 и.п. (отдыхать). Повторить 6 раз. 
15. «Кошечка». 
И.п.-стоя на коленях. 
1-2 прогнуться, голову отвести назад. 
3-4 округлить спину, голову вниз. Повторить 8
раз. 

16. и.п.-лёжа на животе, упираясь согнутыми
руками в пол. 

1-4 выпрямляя руки, прогнуться назад. 
5-8 и.п. Повторить 4 раза. 
17. «Колечко». 
И.п.-то же, рками взяться за голеностопные
суставы. 

1-4 прогнуться, сделать «колечко». 
5-8 и.п. Повторить 4 раза. 
18. «Мост». 
И.п.-лёжа на спине, ноги согнуты в
коленях. 

1-4 выполнить «мост». 
5-8 и.п. Повторить 8 раз. 
1. «Хлопушки». 
И.п.-сидя, руки в стороны. 
1-мах правой ногой вверх, хлопок под
ногой. 

2-и.п. 
3- мах левой ноги с хлопком. 
4- И.п. Повторить 24 раза. 
2. «Бегунец». 
И.п.-упор присев, ноги впереди, согнуты,
упираясь сзади на руки. 

Выполнить бег на месте ногами вперёд. Повторить
32 раза. 

21.и.п.-упор присев, руки на полу спереди. 
Бежать на месте на 32 счёта. 
22.«Горка». 
И.п.-стоя на коленях, упор на руки ( носки
оттянуты ). 

1-2 выпрямляя ноги, упираясь на руки и на носки
сделать «горку». 

3-4 и.п. Повторить 8 раз. 
23. «Ступеньки». 
И.п.-то же. 
1- поставить в упор присев правую ногу. 
2- поставить левую ногу. 
3- встать, поднять вверх правую руку. 
4- поднять левую. 
5-8 вернуться в и.п. тем же путём, только
наоборот. Повторить 4 раза. 

3 серия ( беговая и прыжковая или танцевальная.
Можно в том же построении или по кругу ). 

4 серия. 
В этой серии можно включить упражнения на
координацию движений; танцевальные движения из детских, латиноамериканских,
народных, бальных, историко-бытовых и др. танцев. 

Заключительная часть – 7 минут. 
( Звучит медленная, плавная музыка). 
Ходьба на месте с постепенным снижением темпа
ходьбы. Далее, выполняется несколько упражнений на восстановление: 

1. и.п.-о.с. 
1-2 руки к плечам. 
3-4 руки вверх. 
5-6 руки к плечам. 
7-8 руки вверх. Повторить 4 раза. 
2. и.п.-стойка ноги врозь. 
1-8 руки через стороны поднять вверх ( сделать
круг руками ).

Повторить 4 раза. 
3. и.п.-о.с. 
1-2 поднять правую руку вверх. 
3-4 поднять левую руку вверх. 
5-6 приседая в упор присев, правую руку
вниз. 

7-8 левую вниз. Повторить 4 раза. 
4. и.п.-о.с. руки вверх. 
1-8 слева направо сделать круг руками с наклоном
и касанием пола руками. 

9-16 то же, в др. сторону. Повторить 4
раза. 

Замер пульса. Построение в шеренгу. Подведение
итогов урока. 

Разминка

— подъемы на полупальцы. Повторить 12 раз в медленном, 12 раз в быстром темпе.

— и. п. руки к плечам, предплечья вниз. При опускании рук небольшой щелчок пальцами в такт музыки. Повторить 10 раз.

— и. п. руки к плечам, предплечья вниз полуприсед на обеих ногах. Повторить 10 — 14 раз.

— и. п. руки к плечам, предплечья вниз поворот туловища и отведением рук назад — книзу. Повторить 10 — 14 раз.

— небольшие подскоки на двух ногах, руки внизу, расслаблены. Повторить 10 — 30 раз.

Основная часть

Серия 1

1. И. п. — стойка ноги врозь. Поднимание плеч. Повторить 6 раза.

2. И. п. — стойка ноги врозь. Поочередное поднимание плеч (правое, левое). Повторить 10 раз.

3. Так же, как в упражнении 1, но с подъемом на полупальцы. Повторить 64 раза.

4. Так же, как в упражнении 2, но с приседом на обеих ногах. Повторить 6 раз.

5. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны-книзу. Скрестные махи перед телом. Руки прямые, пальцы вытянуты. Повторить 10 — 30 раз.

6. Так же, как в упражнении 5, но с постепенным подниманием рук вперед, вверх и опусканием вперед. Повторить 4 — 8 раза.

7. И. п. — стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. Скрестные махи согнутыми руками. Повторить 10 — 30 раз.

8. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладонями вверх. Круговые вращения в плечевых суставах. Руки прямые, пальцы вытянуты, напряжены. Повторить — 10 — 30 раза.

9. И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, полуприсед на обеих ногах, руки согнуты, кисти сжаты в кулак. Разгибание-сгибание рук в стороны, вверх. Повторить 8 — 16 раз.

10. И. п. — стойка ноги врозь, руки на бедрах. Движения грудной клетки вправо-влево. Повторить 10 — 16 раз.

11. И. п. — стойка ноги врозь, руки на голове, локти в стороны. Движения таза вправо-влево. Повторить 6 — 12 раз.

12. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты таза направо, налево. Повторить 10 — 24 раз.

13. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Движения таза вправо, вперед, влево, назад (прогнуться в поясничном отделе позвоночника). Повторить 6 — 10 раз.

14. И. п. — стойка ноги врозь. Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (спина прямая). Повторить 10 — 18 раз.

15. И. п. — ноги чуть шире плеч. Пружинящие наклоны вперед, ноги прямые, сгибая ноги. Повторить 10 — 20 раз.

16. И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки за спину. Выпад вправо с наклоном туловища вперед. То же влево. Повторить 6 — 10 раз.

17. И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, руки в стороны. Наклоны в стороны (пружинить) по 6 раз в каждую (повторить 2 раза) по 4 раза (повторить 2 раза), по одному разу (выполнить 10 раз).

Серия 2 (продолжительность от 30 с до 5 мин)

1. Бег, сгибая ноги вперед с различными движениями рук.

2. Бег, сгибая ноги назад.

3. Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево.

4. Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево и одновременным приседанием («твист»).

5. Прыжки на одной ноге с маховыми движениями другой вперед, в сторону.

6. Ходьба на месте пружинящим шагом.

Серия 3

1. И. п. — сед. Сгибание-разгибание стоп (колени прямые). Повторить 18 раз.

2. И. п. — сед. Сгибание-разгибание стоп с одновременным подъёмом ног. Повторить 4 — 8 раза.

3. И. п. — сед согнув ноги. Разгибание ног вперед. Повторить 10 — 20 раз.

4. И. п. — упор лежа сзади на предплечья. Махи вперед согнутой, затем прямой ногой. Повторить 12 раз каждой ногой.

5. И. п. — лежа на боку. Махи в сторону согнутой и прямой ногой. Повторить 12 раз.

6. И. п. — лежа на левом боку, правая нога в сторону. Сгибание-разгибание стопы. Повторить 12 раз.

7. И. п. — лежа на левом боку, правая нога в сторону, стопа на себя. Опускание ноги вперед до касания пола, подъем ноги в сторону. Повторить 10 — 20 раз.

8. И. п. — лежа на левом боку с упором на предплечье. Поднимание правой ноги в сторону (слегка согнута в колене). Повторить 10 раз.

9. И. п. — лежа на левом боку с упором на предплечье. Поднимание ног в сторону. Повторить 6 — 10 раз.

10 — 14. Так же, как в 5 — 9-м упражнениях, но на другом боку. Движения выполняются левой ногой.

15. И. п. — сед по-восточному. Повороты головы направо, налево. Повторить 6 — 12 раз.

16. И. п. — сед по-восточному. Круговые движения головой вправо, влево с небольшим наклоном туловища. Повторить 10 раз

17. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. «Улитка» — приподнять голову, грудной отдел позвоночника, руки вперед. Повторять до явного утомления.

18. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты и разведены, руки вверх. Перейти в сед, руки вперед. Повторять до явного утомления.

19. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты, носки касаются пола. Повороты таза до касания коленями пола справа, слева. Повторить 12 раз.

20. Так же, как в упражнение 19, но слегка разогнув ноги, носки не касаются пола. Повторять до явного утомления.

21. И. п. — лежа на спине. «Велосипед» — сгибать и разгибать ноги над полом. Повторить 10 — 30 раза.

22. И. п. — упор на коленях. Выгибание, прогибание спины с последующим отжиманием от пола. Повторить 6 — 12 раз.

23. В седе по-восточному пружинящие наклоны вперед. Повторить 10 — 20 раз.

Серия 4

Повторить беговую серию 2.

Заключительная часть

1. И. п. — стойка ноги врозь. Поднять плечи вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить 4 — 8 раз.

2. И. п. — так же, как в упражнение 1, медленно поднять руки в стороны, вверх — вдох, опустить, расслабляя — выдох. Повторить 8 раз.

Ритмическая гимнастика

В нашей школьной программе есть такой
вид спорта, как гимнастика. Сейчас она переживает
свое второе рождение. Гимнастика на снарядах
потихоньку уходит из школы в связи с их
отсутствием. Вот и появляются новые виды
гимнастики – такие, как атлетическая гимнастика
для юношей, аэробика или ритмическая гимнастика
для девушек.
Хорошо, что в старших классах появилась
возможность проводить уроки физкультуры
раздельно для юношей и девушек. Это дало, в свою
очередь, возможность более полноценно
использовать урочное время для занятий
ритмической гимнастикой. Именно ритмической
гимнастикой, так как она включает в себя и
аэробику, и шейпинг, и колланетику.
Каждый из этих видов имеет свои особенности.
Слово «аэробика» связано прежде всего с именем
известного американского врача Кеннета Купера.
В 1963 г. впервые была издана его книга
«Аэробика», раскрывающая оздоровительную
сущность различных видов физической активности.
В широком смысле к аэробике относятся ходьба и
бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт –
то есть такие формы занятий, которые стимулируют
работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Все эти формы занятий объединяет общая черта:
повышенное потребление кислорода во время
занятий.
Известная американская киноактриса Джейн Фонда
применила принципы Купера к гимнастическим
упражнениям. В результате термин «аэробика»
получил новое смысловое содержание –
аэробная гимнастика.

Колланетика – система упражнений,
вызывающая активность глубоко расположенных
мышечных групп.

Шейпинг – несложные физические
упражнения, повторяющиеся многократно (не
выходящие за пределы возможностей занимающихся).

Все эти виды физических упражнений
имеют ряд положительных особенностей, влияющих
на состояние здоровья:

  • защита от сердечных заболеваний;
    аэробные тренировки увеличивают жизненную
    емкость легких, что влияет на продолжительность
    жизни;

  • укрепление костной и мышечной систем
    (мышцы и кости становятся сильнее);

  • хорошая возможность регулировать
    вес;

  • упражнения помогают справиться со
    стрессами; улучшается физическая и
    интеллектуальная работоспособность и многое
    другое.

Что такое ритмическая гимнастика?

Ритмическая гимнастика проводится с
музыкальным сопровождением, что обогащает уроки
эстетическим содержанием, выразительными,
точными и красивыми движениями.
Ведь главной целью уроков физической культуры
является физическое совершенствование
подрастающего поколения.
При занятиях ритмической гимнастикой решаются
многие педагогические задачи (оздоровительные,
образовательные, воспитательные):

  • всестороннее, гармоническое развитие
    форм тела и функций организма человека,
    направленное на совершенствование физических
    способностей, укрепление здоровья;

  • формирование важных
    музыкально-двигательных умений и навыков;

  • воспитание моральных, волевых,
    эстетических качеств, развитие памяти, внимания,
    умственного кругозора, общей культуры поведения.

Средствами музыкально-ритмического
воспитания являются музыка и движение.
Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает
закреплять мышечные чувства, а слуховым
анализаторам запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Все это
воспитывает музыкальную память, закрепляет
привычку двигаться ритмично, красиво.
Возможность использования большого
разнообразия движений, в зависимости от
создаваемого музыкального образа, позволяет
занимающимся расширить представление о
двигательных возможностях организма, познать
закономерности движений во взаимосвязи с
музыкой и таким образом осуществить связь между
умственным образованием и физическим
воспитанием.

При занятиях ритмической гимнастикой
применяются следующие принципы обучения:

  • сознательности и активности;

  • доступности и индивидуальности;

  • повторности, систематичности и
    последовательности.

Начиная разучивать комплекс
ритмической гимнастики, мы идем от простых
упражнений к более сложным по выполнению и
координации.

Девушки сами начинают предлагать
интересные движения и связки. Когда комплекс
изучен и проработан многократно, ученики просят
увеличить нагрузку на ту или иную мышечную
группу.

Твердый, регламентированный порядок
занятий дисциплинирует занимающихся, приучает
их внимательно относиться к процессу занятий.

Схема построения комплекса
ритмической гимнастики

Комплекс ритмической гимнастики
делится на три части: подготовительную, основную
и заключительную. Эти части комплекса различны
по длительности и составляют приблизительно
соответственно 20, 70 и 10% от общего времени
занятий.
Практика показывает, что наиболее подходящая
продолжительность каждого упражнения в
комплексе в среднем 50–60 сек. Исходя из этого
определяется количество упражнений в комплексе
и каждой части.

В подготовительной части используют
разогревающие упражнения, что помогает
подготовить организм к выполнению упражнений в
основной части. Движения выполняются с небольшой
амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем
темпе. Включаем упражнения общего воздействия –
потягивания, разновидности ходьбы на месте и с
продвижением, танцевальные шаги.
Разные виды ходьбы имеют свои специальные
названия:

«Степ-тач» – приставной шаг с
касанием. Выполняется в различных вариациях с
поворотами, прыжками, перемещениями в
произвольных направлениях.

«Марш» – шаги на месте с высоким
подниманием колена.

«Кросс-степ» – скрестный шаг.
Повороты и перемещения.

«Грейн вайн» – скрестные шаги с
перемещениями вправо и влево.

Основная часть комплекса ритмической
гимнастики направлена на развитие различных
мышечных групп и ведущих физических качеств.
Сюда входят наиболее интенсивные упражнения в
исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также
дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
Последовательность упражнений связана с их
направленностью на проработку мышечных групп
рук, плечевого пояса, брюшного пресса, бедер,
ягодиц, груди, спины и голеней.
Основная часть делится на две части – аэробную и
силовую. В аэробной части выполняются упражнения
в положении стоя. Это пружинистый шаг,
полуприседы, махи, прыжки, легкий бег, различные
движения ногами, сопровождаемые движениями рук и
хлопками.
Во время силовой части занятия ученики принимают
положения сидя и лежа для того, чтобы сделать
силовые упражнения для различных мышечных групп.
В положении сидя и лежа выполняются упражнения,
чередующиеся по воздействию. Это махи, наклоны,
повороты, отжимания, растягивания мышц.

В заключительную часть занятий входят
упражнения малой интенсивности. Это в основном
упражнения на расслабление и дыхание, поскольку
самое важное после нагрузки – продолжать
двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы
постоянно уменьшать частоту сердечных
сокращений.
Упражнения этой части должны помочь организму
восстановиться после напряженной физической
работы.

Музыка – существенная часть программы
занятий. Она создает радостное настроение и
активизирует движения. Музыка оказывает
положительное стимулирующее воздействие на
центральную нервную систему.
Темп музыкального произведения во многом
диктует интенсивность выполнения упражнений
ритмической гимнастики.
Для каждого упражнения музыка подбирается
отдельно, затем музыкальные программы
переписываются на отдельную
магнитофонную кассету. Получается целый
комплекс.
Упражнения выполняются непрерывно, переходя от
одного к другому без остановок, то есть поточно.
Это метод, который широко используется в
аэробике и ритмической гимнастике.

Комплекс ритмической гимнастики

Подготовительная часть

Мелодия медленная.

1. И.п.: основная стойка. Потягивание.
Поднимание рук через стороны вверх и поочередное
опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в
локте перед собой.

2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад
правой ногой, правую руку в сторону, потянуться
за ней. То же в другую сторону.

3. Наклоны в сторону – вперед по
диагонали, полукруг в левую сторону –
выпрямиться. То же в другую сторону.

4. И.п.: основная стойка. Руки на
поясе, округлить спину, вывести локти вперед,
полуприсед на носках, расправить плечи, развести
локти в стороны, опуститься на всю ступню.

5. «Степ-тач» – приставные шаги с
касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.

Основная часть

6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте
– 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24
счета, «кросс-степ» с вращением рук в локтевых
суставах в одну и другую стороны.

7. Шаги вперед с продвижением: шаг
правой – левой в сторону на носок, левая рука
вперед-вверх, то же другой ногой, на 8 счетов,
спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка
согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем
поочередно: правая в сторону, приставить, левая в
сторону, приставить.

8. Прыжки на месте – руки согнуты в
локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются
поочередно вниз, в сторону, вперед, вверх.

9. Упражнения выполняются с
гантелями.

И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на
бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука
вправо-вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой
и рукой.

10. И.п.: основная стойка. Руки опущены
вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти
повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед –
руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение
выполняется с напряжением).

11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки
согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх,
отводим руки назад, локти вверх.

12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых
рук вперед, кисти повернуты вниз.

13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе.
Приседание на правой – левая нога на носок на 4
счета, приседание на двух ногах – колени в
стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая
на носок.

14. «Степ-тач» – для отдыха.

15. а) И.п.: стоя на левом колене,
левая рука на полу, правая нога на носке, правая
рука на поясе – поднимание ноги в сторону 8–12
раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом
боку, рука под головой, махи правой ногой в
сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с
другой ноги.

16. И.п.: лежа на спине руки в стороны,
ноги вверх, отвести левую ногу в сторону,
вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение
обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув,
прижать к себе («группировка»), сесть ноги вместе,
наклон вперед, потянуться.

17. И.п.: лежа на спине упор на локти.
Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на
ширине плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа
стоит, правая нога согнута в колене и лежит на
левом колене – 15 раз, то же с другой ноги.

18. Упражнение для растягивания мышц
бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе,
выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить
вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на правое
бедро – левую ногу вверх, взять за пятку,
покачивающее движение, растяжка. То же другой
ногой.

19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в
коленях, ступни ног стоят на полу, руки за
головой. Поднимание головы и плеч, спина на полу
(пресс сверху).

20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль
туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы»)
до прямого угла и опускание двух ног вместе.

21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в
коленях, левая, согнутая в колене, лежит на
правой. Руки за головой. Поднимание правого
плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По
15 раз каждым локтем.

22. И.п.: сед на пятках, руки на
коленях. Отведение левой руки в сторону на 4
счета, затем правой руки, на 8 счетов обе руки
отвести в стороны. Круговое движение за рукой
вперед, наклоняясь вперед-в сторону в одну и в
другую сторону.

Заключительная часть

23. Упражнения для восстановления и
расслабления. «Волна» – справа-налево и обратно.
Круговые движения правой рукой снизу-вверх-в
сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе.

24. Выпад правой ногой в сторону,
потянуться за правой рукой, выполняющей круговые
движения в локтевом суставе. То же в другую
сторону.

25. Шаг правой ногой в сторону,
круговое движение правым плечом назад. То же в
другую сторону. Стоя на месте, круговые движения
двумя плечами назад и вперед.

26. Медленные наклоны головы вперед,
отводя вперед как можно дальше подбородок и
втягивая его назад.

27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях –
круглая спина, прогибание в поясничном и грудном
отделах позвоночника, мягко переходящее из
одного положения в другое.

28. Руки через стороны вверх – вдох,
плавно опуская вниз – выдох.

Заключение

Выполнив такой комплекс упражнений,
девушки получают хорошую нагрузку на все группы
мышц. Чтобы была польза от занятий, нагрузка
должна соответствовать определенным нормам и
стимулировать аэробные, то есть кислородные,
процессы в организме.

Уроки не должны вызывать
переутомление у учащихся, поэтому учитель должен
варьировать нагрузку в зависимости от того,
каким по расписанию проводится урок. В начале и
середине дня нагрузка должна быть средней
интенсивности, а если урок проводится последним,
то нагрузку можно увеличить. Учитель всегда
ориентируется на внешние признаки утомления
занимающихся и в процессе выполнения комплекса
может заменить одно упражнение другим, увеличить
или уменьшить дозировку выполняемого
упражнения.

Самое главное достоинство этих уроков
заключается в том, что девушки занимаются на
уроке в течение 35–40 мин. непрерывно, получая
от урока не только удовольствие, но и хороший
тренировочный эффект.

Е.Д. АБАШИНА,
учитель физкультуры школы № 91
МОСКВА

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

«Ритмическая гимнастика»

Учитель: Цыгарева О.Ф.

г. Духовщина

2019г.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика популярна у людей всех возрастов. Упражнения ритмической гимнастики развивают выносливость, координацию движений, скорость и силу. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуры движений, поднимают настроение.

1.Занятие проводите в течение 10-15 мин

2.Каждое упражнение повторяйте от 8 до 16 раз.

3.Упражнения выполняйте в такой последовательности; руки,шея.ноги,туловише.

4.Вначале выполняйте упражнения для разогревания мышц,а затем в среднем темпе для развития силы, гибкости, выносливости.Заканчивайте занятие упражнениями в медленном темпе.

5.Для музыкального сопровождения можно использовать; быстрый темп, средний темп, медленный темп.

6.Многие упражнения ритмической гимнастики выполняются в высоком темпе.Поэтому умело сочетайте движения с дыханием; дышите ритмично, не напригайтесь. Нагрузку регулируйте по самочувствию и пульсу.

7.Через 1.5-2 месяца комплексы ритмической гимнастики целесообразно обновлять или дополнять новыми упражнениями .

Заниматься можно примерно по такой программе.

1.Ладони на голове, пальцы переплести, подняться на носки, руки вверх,ладонями верх. На последнем счете поставить руки к плечам и сжать пальцы в кулак.

2.Руки к плечам,пальцы сжаты в кулак, полуприсед,руки вверх, пальцы развести. В конце движения поставить руки на грудь, локти в стороны.

3.Руки на груди, локти в стороны, шаг правой в сторону, небольшой наклон вперед, приставить левую, небольшой наклон назад. Повторить , выпрямляя до небольшого наклона назад и перенося тяжесть тела на правую ногу, левую согнуть назад, скркстно за правой, колени сомкнуть, поворот головы вправо, хлопок руками у правого плеча. Повторить то же в другую сторону. Шаги выполнять небольшие.

4.Стойка ноги врозь, наклон вправо, левую руку согнуть спереди, правую сзади.Руки в стороны вниз лодонями назад, наклон влево, правую руку согнуть спереди, левую сзади, руки в стороны-вниз ладонями назад. Повторить. При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать.

5.Стойка ноги врозь, поворотом налево полуприсед на правой ноге, наклон к левой (взяться руками за голень). Повторить в другую сторону.

6.Руки вверх, полуприсед на правой ноге, левую согнуть вперед (носок левой касается колена правой ), руки вниз, наклон головы вперед.Сменить положение ног, полуприсед на левой, правую согнуть вперед, руки вверх, наклон головы назад. На последнем счете встать в стойку ноги врозь.

7.Стойка ноги врозь, руки согнуты у туловища под прямым углом, пальцы в кулак. Перемещать на каждый счет колени из стороны в сторону, постепенно приседая, одновременно ударяя кулаками по бедрам. Голова наклоняется в ту же сторону, куда смещаются колени. Потом движение выполняется в обратном порядке.

8.Прыжки; руки согнуты в локтях под прямым углом, пальцы собраны в кулак . Скрестить ноги (правая перед левой). Два прыжка на левой. Вернуться в исходное положение. Левая скрестно перед правой, два прыжка на правой. Выводите вперед правое плечо, когда прыгаете на правой ноге,и наоборот. Повторить прыжки несколько раз.

9.Бег на месте – до 1 мин.

10.Упор сидя, скольжением согнуть ноги в коленях (подтягивая их к туловищу), скольжением выпрямить ноги вперед.

11.Упор сидя, сед углом, опустить ноги.

12.Лежа на левом боку с опорой предплечьем на пол поднять правую ногу в сторону и опустить. То же на правом боку.

13.Лежа на животе руки вверх, прогнуться, оторвав от пола руки и ноги, вернуться в исходное положение.

14.Упор лежа на согнутых руках, упор лежа (бедра оторвать от пола), вернуться в исходное положение.

15.Сед ноги врозь. Два наклона к правой ноге, два наклона к левой ноге, три наклона вперед, вернуться в исходное положение . При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать, носки оттянуть.

16.Бег на месте, сгибая ноги назад, или прыжки на месте .

17.Ходьба на месте, руки через стороны вверх, расслабляя руки, дать им свободно упасть вниз.

Источники:

  1. Физическая культура: Проб. Учеб. Пособие для учащихся 5 -7 кл. сред. Одинадцатилет. Шк В,П, Богословский. 1988-156с. Ил.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план наблюдения за животными
  • Как найти расстояние между опорами
  • Как найти телепорт в майнкрафт
  • Как быстро найти грибной биом в minecraft
  • Как найти среднее отклонение среднего арифметического