«Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии ФГОС с интеграцией образовательных областей»
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Планирование должно быть построено на адекватных каждому возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому освоение содержания всех ОО должно быть предусмотрено в игровой форме в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно- исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании. Воспитателем должна быть предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой или игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Циклограмма планирования совместной деятельности с детьми
(средний, старший возраст)
Понедельник Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально- коммуникативное, Познавательное, Речевое
Беседа (семья, детский сад)
Индивидуальная работа
Игры на классификацию, сериацию
Трудовые поручения в уголке природы.
Ситуативная беседа о безопасном поведении в помещении группы и обращении с предметами
Физическое
Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа о важности режима для сохранения здоровья.
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдение за живой природой (растения/ животные) / сезонные изменения в природе. Ситуативная беседа о бережном отношении к природе.
Народные игры. Спортивные игры и упражнения.
Труд в природе.
Индивидуальная работа.
Вечер
Познавательное*
Индивидуальная работа на развитие графических навыков; работа по совершенствованию умений предметного, сюжетного и декоративного рисования
Познавательное, социально-коммуникативное, Речевое
Познавательно-исследовательская деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Музыкальные и музыкально-дидактические игры
Художественно-эстетическое, Речевое
Чтение русских народных сказок.
Беседа по содержанию / Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов детских книг.
Физическое, Речевое
Подвижные игры со словами.
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Вторник Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое
Беседа (ОБЖ /ПДД)
Настольно-печатные игры по теме беседы
Индивидуальная работа
Трудовые поручения в игровых центрах Ситуативная беседа о безопасном поведении в помещении группы и обращении с предметами.
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН. Ситуативная беседа о пользе соблюдения гигиены в целях сохранения здоровья.
Дежурства
Прогулка
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Физическое
Наблюдения за дорогой (проезжая часть, тротуар), пешеходами, безопасным поведением людей в природе, социуме.
Подвижные игры с прыжками; на бросание / ловлю/ метание.
Трудовые поручения
Вечер
Познавательное,
Индивидуальная работа по формированию эталонов пространственных, цвета, величины и формы; ФЭМП.
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое
Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы
Сюжетно-ролевая игра
Работа в центре творческой деятельности (поделки из бумаги, природного материала, рисование). Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Слушание музыки
Речевое, Художественно-эстетическое
Заучивание стихотворения. Знакомство с портретами поэтов и писателей.
Физическое
Подвижные игры на развитие координации движений
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Среда Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое
Беседа (родная страна, родной город)
Игры экологического содержания
Индивидуальная работа
Наблюдение за трудом взрослых (расширение словаря за счет прилагательных, существительных, наречий, глаголов; расширение представлений о хозяйственно-бытовом труде), индивидуальные трудовые поручения.
Физическое, Речевое
Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа о необходимости вести здоровый образ жизни, пользе утренней гимнастики.
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдения за неживой природой. Ситуативная беседа о безопасном поведении в природе.
Опытно-экспериментальная деятельность
Сюжетно-ролевые игры
Подвижная игра на равновесие/ перелезание. Групповые упражнения с переходами.
Вечер
Физическое
Индивидуальная работа по развитию основных видов движений
Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Речевое
Игры-драматизации, театрализованные игры
Работа по развитию певческих навыков.
Дидактические игры на обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи
Речевое, Познавательное, Художественно-эстетическое
Чтение рассказов / стихотворений /сказок о природе. Рассматривание произведений изобразительного искусства. Знакомство с художниками.
Физическое
Народные игры
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Четверг Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально-коммуникативное, Речевое,
Познавательное
Беседа (социально-нравственное воспитание, этикет)
Игры на развитие фонематического слуха
Индивидуальная работа
Игры на развитие наглядно-образного мышления / воображение
Трудовые поручения.
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Физическое
Наблюдения за окружающей действительностью (игры других детей, одежда, возраст прохожих и т.п.).
Подвижные игры с бегом, увертыванием. Ситуативная беседа о безопасном поведении на участке и в процессе совместных игр.
Сюжетно-ролевые игры
Труд в природе
Вечер
Познавательное
Индивидуальная работа по развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления)
Познавательное, Художественно-эстетическое.
(Развлечения и досуги – ориентация на содержание и виды деятельности)
Дидактические игры на сенсорное развитие
Вечера развлечений досуги
Самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная)
Речевое, Познавательное
Чтение рассказов и сказок писателей и народов мира. Беседа на понимание текста, умение выделить информацию.
Физическое, Социально-коммуникативное
Игры с правилами
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Пятница Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Физическое, Социально-коммуникативное, Речевое, Познавательное
Беседа (ЗОЖ)
Дидактические игры на темы, связанные с профессиями, предметным миром. Ситуативная беседа о безопасном поведении при выполнении определенных видов работ
Индивидуальная работа
Труд в уголке природы
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства. Ситуативная беседа о важности и значимости помощи взрослым.
Прогулка
Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдения за трудом взрослых.
Эстафета. Малоподвижная игра.
Труд
Вечер
Речевое
Индивидуальная работа по развитию связной речи
Познавательное, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Речевое, Физическое
Строительно-конструктивные игры.
Сюжетно-ролевые игры (обыгрывание построек).
Рассматривание картин, иллюстраций /дидактические игры с целью расширения представлений об архитектуре
Упражнения на развитие музыкально-ритмических движений
Художественно-эстетическое, Речевое
Жанры малого фольклора. Чтение произведений по выбору детей.
Физическое
Спортивные упражнения. Подвижные игры по желанию детей.
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Примечания:
- Проектная деятельность включает различные виды детской деятельности вокруг темы проекта и ее реализация возможна в рамках предусмотренных видов деятельности. При необходимости, можно внести отдельный пункт «проектная деятельность»
- При организации вечеров развлечений или досугов в иной день возможно просто поменять местами данную часть блока «Вечер»
- При внесении изменений в циклограмму необходимо ориентироваться на то, что в течение дня должны быть интегрированы все образовательные области.
* Указанная в шаблоне интеграция образовательных областей может дополняться.
Например, в понедельник на вечер планируется «работа по совершенствованию умений предметного, сюжетного и декоративного рисования». В процессе данной работы может решаться задача формирования элементарных представлений о видах искусства, или развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства, или иная задача художественно-эстетического направления. А может прорабатываться еще и задача речевого направления. От содержания задач будет зависеть интеграция образовательных областей (направлений развития). Очень наглядно это демонстрирует пример с организацией чтения художественной литературы.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Прочие задачи, связанные с развитием различных сторон речи
Речевое
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного в т.ч.)
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Формирование представлений о видах искусства (например, поэзия)
Художественно-эстетическое
- Формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (работа по содержанию произведения)
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости (например, в процессе работы с персонажами и т.п.)
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (например, через содержание произведений)
- Формирование уважительного отношения к семье, сообществу детей и взрослых детского сада
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Социально-коммуникативное
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, себе, других людях, о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (например, через содержание произведений)
- Формирование познавательных действий (например, умение выделить слова и словосочетания, характеризующие объект (допустим, при работе с загадками))
- Развитие воображения и творческой активности (например, придумать другой конец сказки/ продолжить сказку и т.п.)
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: причины и следствия, пространство и время, количество, величина и т.п. (в процессе работы с текстом)
Познавательное
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (через содержание текста)
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (через содержание текста)
Физическое
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
педагогов
Дистанционные курсы для педагогов
179 курсов профессиональной
переподготовки
484 курса повышения
к
Выдаём документы
установленного образца
Региональный
этап
Международной
Ярмарки
социально-педагогических
инноваций г.Пермь
Авторский интеллектуальный продукт
Комплексно-тематическое планирование в ДОУ
– фактор эффективности современного
учебно-воспитательного процесса
Автор-составитель – проблемная группа
Детского сада №141 ОАО «РЖД» в составе:
Гарбовская
О.А. ,Сычева Н.В., Власова Е.А., Елькина Л.И.
Моисеева
Л.В., Бурцева Е.А., Могутова Е.Л.
г.Пермь 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К АВТОРСКОМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ПРОДУКТУ «КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОУ – ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ (ОБРАЗЕЦ)
ФОРМА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ФОРМА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (ОБРАЗЕЦ)
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (ОБРАЗЕЦ)
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (ОБРАЗЕЦ)
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (ОБРАЗЕЦ)
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ОБРАЗЕЦ)
Пояснительная записка к
авторскому интеллектуальному продукту «Комплексно-тематическое планирование в ДОУ – фактор эффективности
современного учебно-воспитательного процесса»
Одним из положений ФГОС ДО является следующее:
«Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих областях… Конкретное содержание
…образовательных областей … определяется целями и задачами программы и может
реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития
ребенка)».
Комплексность подхода в организации образовательного
процесса обеспечивает тематическое планирование всего
воспитательно-образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование в
нашем Детском саду создано в соответствие с требованиями ФГОС ДО, Научной
концепции под редакцией В.И. Слободчикова, ПООП ДО «От рождения до школы» под
ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др., ООП ДО «Детского сада №141 ОАО «РЖД».
В основе комплексно-тематического планирования темообразующий
фактор и учет принципа возрастной адресности, регионального компонента. В
соответствие с этим выделены ведущие темы на определенный период обучения.
Продолжительность освоения одной темы может варьироваться от 3 дней до 2
недель. Разработанная модель соответствует принципу цикличности. Темы
повторяются в разные периоды жизни детей дошкольного возраста. Причем у малышей
некоторые темы достаточно продолжительны по времени, в то время как для детей
старшего дошкольного возраста та же тема имеет свое более углубленное развитие
в разных направлениях. Темы часто взаимодополняют и взаимно проникают друг в
друга, связывая постепенно предыдущую тему с предстоящей.
Цель данного планирования — сделать жизнь детей
интересной, связать ее с окружающей действительностью за счет знакомства с
объектами, предметами и явлениями окружающей жизни с разных позиций мироздания.
С точки зрения образовательного процесса такое планирование позволяет соединить
образовательные области в единое целое, обеспечивая тем самым интегративный
подход.
Данное планирование воспитательно-образовательного
процесса позволяет перенести «центр тяжести» с занятий на другие формы
организации различных видов деятельности детей. Тема отражена в подборе
дидактических материалов и пособий. Содержательно все центры связаны единой
темой. Предметно-развивающая среда строится с ориентацией на зону ближайшего
развития каждого ребенка и предлагает детям разный уровень сложности игр и
заданий.
В процессе создания комплексно-тематического плана
членами проблемной группы ДОУ был подобран методический материал для
воспитательно-образовательного процесса по темам с учетом разных видов
деятельности детей в течение всего периода реализации темы, а также охвата разных
образовательных областей для всех возрастных групп.
В нашем ДОУ в развернутое комплексно-тематическое
планирование работы с детьми были включены разделы: тема, НОД, совместная
деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, итоговое
мероприятие.
Комплексно-тематический планирование раскрывает
комплекс мероприятий, проводимых с детьми с течение всего времени реализации
темы недели. Отражает все характерные виды деятельности детей дошкольного
возраста, подготовку развивающей среды к каждой теме недели, обеспечивающей
самостоятельную деятельность детей; обязательно – подключение родителей через
их просвещение, включение в образовательный процесс и т.п. И, как завершение
данной темы, — итоговое мероприятие.
Комплексно-тематическое планирование разработано
проблемной группой полностью на группы раннего, младшего, среднего, старшего
дошкольного возраста.
В данном материале мы представляем, в качестве примера,
содержание тематического плана, который демонстрирует – каким образом мы
распределили темы по возрастам на примере 1-2 месяцев, форму комплексно-тематического
планирования и частично, в качестве примера – комплексно-тематическое планирование
на каждый возраст. Непосредственно на саму Ярмарку педагогических инноваций
будет представлена вся работа полностью: тематический план на весь год на все
возрастные группы, начиная от 1-й младшей и заканчивая — подготовительной, а
также – полностью комплексно-тематическое планирование на весь учебный год на
все возрастные группы в соответствие с запланированными темами недели.
Данная методическая разработка позволяет воспитателям
комплексно подходить к организации педагогического процесса.
Опираясь на комплексно-тематическое планирование, у
воспитателей сокращается время выбора форм, методов, мероприятий для реализации
определенной темы при календарном планировании, а также позволяет охватить все
содержание ООП ДО Детского сада, что положительно сказывается в целом на эффективности
организации работы с детьми.
Данный методический материал может полностью
использоваться педагогами других ДОУ, а также может стать опорой для
составления комплексно-тематического с учетом ООП ДО своей организации, что
поможет комплексно и в системе организовывать образовательный процесс.
Тематическое
планирование работы с детьми 2-7 лет (образец)
Месяц |
Неделя |
1-я младшая группа 2-3 |
2-я младшая группа 3-4 |
Средняя группа 4-5 |
Старшая группа 5-6 |
Подготовительная группа 6-7 |
Октябрь |
1 |
Домашние |
Домашние |
Золотая |
Приспособлений |
Приспособление |
2 |
Разноцветная |
Осень в |
Осень в |
Осень в |
Человек |
|
3 |
Правила |
Безопасное |
Осень в |
Осень в |
Осень в |
|
4 |
Правила |
Источники |
Работа |
Основы |
Поведение |
Форма комплексно-тематического планирования
педагогической работы с детьми раннего возраста
Месяц |
Неделя |
Мероприятия/формы работы |
|||||
Тема |
ННОД (в |
Совместная деятельность через разнообразие детских — — — — — — — — |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие развлечение, |
||
Форма комплексно-тематического планирования
педагогической работы с детьми дошкольного возраста
Месяц |
Неделя |
Мероприятия/формы работы |
|||||
Тема |
ННОД (в |
Совместная деятельность через разнообразие детских — — — — — — — — — |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие развлечение, |
||
Развернутое комплексно-тематическое
планирование работы с детьми 1-й младшей группы (образец)
Месяц |
Неделя |
1-я младшая группа 2-3 |
ННОД |
Совместная деятельность через разнообразие детских предметная деятельность, игры с экспериментирование с материалами общение со взрослым и совместные самообслуживание; действия с восприятие смысла сказок, стихов, |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие (развлечение, праздники |
Сентябрь |
1 |
Здравствуй, детский сад. Ориентируемся в группе. Учимся быть аккуратными. Хорошо у нас в саду. Ориентируемся в группе. Учимся |
«Путешествие по территории участка» «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» |
Предметная деятельность Игры с составными и динамическими Экспериментирование с материалами и Общение со взрослым Совместные игры со сверстниками под Самообслуживание «У Действия с бытовыми предметами-орудиями Восприятие Рассматривание картинок «Дети в детском саду» Двигательная активность Подвижная игра «Догони меня», «По ровненькой дорожке», Пальчиковая |
Куклы, мягкие игрушки, игрушка (картинка) Мойдодыр, |
Анкетирование «Какими навыками Консультация Беседа «Одежда детей в группе». |
Спортивное развлечение «В гости к игрушкам» (см.Щербинина) |
2 |
Путешествие по комнате Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку» (см.Гербова) |
Предметная Игры с Экспериментирование с материалами и Общение со Совместные Самообслуживание; Действия Восприятие Рассматривание картинок Дети умываются, ложатся спать, кушают, одеваются и т.п. Двигательная |
Игрушки Мишка, Собачка, Кукла, Выставка любимых «Схемы построения домика, башни», воздушные шары Заводные |
Помощь |
Показ театра по сказке «Колобок» |
||
3 |
Хорошо у нас в саду. Наши игрушки. |
«Мы пришли в детский сад», «Наши игрушки», «Наша группа» (см.Голицина Лепка «Пряники для Мишки» |
Предметная Игры с Экспериментирование с материалами и веществами Экспериментирование «Нюхаем, трогаем, пробуем, слушаем»,
|
Кукла Сплюшка, колокольчик, Наборы для проведения |
Совместное разучивание стихов А.Барто «Игрушки» |
Развлечение «Вышла курочка гулять» (см.Шебеко) |
Развернутое комплексно-тематическое
планирование работы с детьми 2-й младшей группы (образец)
Месяц |
Неделя |
2-я 3-4 Тем |
ННОД |
Совместная |
Развивающая |
Работа |
Итоговое мероприятие (развлечение, праздники и т.д) |
Ноябрь |
1 |
ЗОЖ. |
Познав.развитие. Наши помощники – органы чувств. Мое тело Речевое ФЭМП Рисование Лепка «Витаминки» |
Игровая Игра-приветствие «Здравствуйте ладошки!», Коммуникативная Познавательно-исследовательская. Опыты «Где живет эхо», «Чем пахнет?», «Определи на вкус», беседы «Как беречь ушки. Для чего мне нужен язычок?», «Мой Восприятие художественной литературы и фольклора Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян Самообслуживание Конструирование Изобразительная Лепка Музыкальная Песня Двигательная пальч.игры: «Встали |
Выставка Альбом «Я и мое тело. Органы чувств человека»; Ширма и музыкальные Изображение Лото Атрибуты Музыкальные Ширма; |
подготовка Консультация “Как обучить малыша |
Фотовыставка «Помогают нам всегда – ушки, носик и глаза!», |
Ноябрь |
2 |
Образ Я. |
Познав.развитие.Ознакомление Речевое ФЭМП Один, Рисование Лепка «Пряники» |
Игровая Коммуникативная Инд.беседы Познавательно-исследовательская. Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная Музыкальная песенки «У Двигательная Игра |
Создание альбома на тему: Трафареты «Тело «широкий», альбомы «Я |
Работа |
Создание альбома на тему: «Моя семья» |
Ноябрь |
3 |
Семья. Как зовут, чем |
Познав.развитие. «Варвара-краса, длинная Речевое развитие Рассматривание картины «Шарик улетел». Дидактическое упражнение ФЭМП Один и много. Квадрат. Рисование «Цветные клубочки» Аппликация на полосе «Шарики и |
Игровая Игр.упражнения Коммуникативная беседы Познавательно-исследовательская. беседа по Восприятие художественной литературы и Самообслуживание Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная п/и «Козлята и волк», «Мой веселый звонкий |
Семейные фотоальбомы, Сюжетные Развивающая Книжки – семейные |
Выставка Консультации: Инд. беседы с Оформление |
Фестиваль «Минута славы» |
Развернутое
комплексно-тематическое планирование работы с детьми средней группы (образец)
Месяц |
Неделя |
Средняя группа группа 4-5 лет |
ННОД |
Совместная деятельность через разнообразие детских видов |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие (развлечение, праздники и т.д) |
Январь |
2 |
Волшебница |
Развитие Познание. Лепка Рисование Познание Составление |
Игровая д/и «Снеговики, Коммуникативная Беседа « Как люди одеваются Познавательно-исследовательская опыты «Определение прозрачности Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная упраж-е «Обведи по точкам», Дек.рисование Музыкальная слуш-е «Как на тоненький ледок», Муз-ритм. движ-я «Я мороза не Двигательная Дых.упр-е |
Оформление Схема |
Подготовка Консультация |
Итоговое «Зима — |
Январь |
3 |
Зимняя |
Развитие Рисование «Зимние Лепка «Снеговик» Познание. Комплексное Познание Сравнение |
Игровая Коммуникативная Беседа «Зима в лесу», игра Познавательно-исследовательская Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная Рассм-е репродукций Музыкальная П.Чайковский Двигательная П/и «Лыжник» |
Снежная Репродукции Картинки |
Информационные «Красивые |
Досуговая |
Январь |
4 |
Хорошие поступки. Доброжелательные отношения. Правила |
Развитие Познание. Беседы о хорошем и плохом поведении «Добро и зло» Аппликация Рисование Познание Счет Сравнение Различение, |
Игровая игры на сплочение «Общий круг», «Грубых слов не говори, только Коммуникативная Песенка язычка «ч-ч-ч», Беседы Познавательно-исследовательская Эксперименты «Закрыть глаза, повторить движение»; «Закрыть уши, Восприятие художественной литературы и фольклора Р.н.с.«Два жадных медвежонка», К.Чуковский «Мойдодыр», Самообслуживание и элементарный бытовой труд: Совм.уборка групповой комнаты. Устранение непорядка в своем Конструирование из разного материала Изобразительная рисование по трафаретам, Музыкальная слушание «Если с другом вышел в путь», «Шире круг», «Дружба – Двигательная П/и «Кто первый?», |
Оформление уголка примирения «Мирилки». Оформление выставки плакатов: «Девочка чумазая», «Зубная щётка – |
Профилактика простудных заболеваний» «Первая Консультация «Осторожно: сосульки, гололёд» папка – раскладушка «Как вырастить культурного ребёнка» |
Мини-викторина по сказкам К. Чуковского спортивного – развлекательное мероприятие «Наше здоровье в наших |
Развернутое комплексно-тематическое
планирование работы с детьми старшей группы (образец)
Месяц |
Неделя |
Старшая группа 5-6 |
ННОД |
Совместная деятельность через разнообразие детских |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие |
Февраль |
1 |
Зимние |
Познавательное развитие Беседа «Что Развитие речи Составление ФЭМП Лепка «Лыжник» Рисование «Лыжная прогулка». Рисование «Весело качусь я под гору в |
Игровая Дид.игры: Коммуникативная Пробл.ситуация: Познавательно-исследовательская «Зимние Восприятие Самообслуживание, Конструирование Изобразительная Раскраски, Музыкальная Гимн Двигательная игр.упр-е «Сбей |
Тематическая Выставка рисунков «Зимние виды Карточки Альбом Развивающие Игровая |
Анкетирование «Какое место Консультация «Советы и Фотовыставка «Наша Просмотр мультфильмов: «Шайбу, шайбу», «Ну, |
Спортивное Выставка Фотовыставка Фотогалерея |
3 |
День |
Познавательное развитие «Наши защитники в море, в небе, Развитие речи Беседа ««Наша Армия» ФЭМП Лепка «Пограничник». Рисование «Пограничник с собакой». Рисование: «Солдат на посту», |
Игровая Дид.игры: «Подбери картинку», «Чья Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие Самообслуживание, элементарный бытовой Конструирование Изобразительная Музыкальная разучивание песен «Бравые солдаты»,. |
трафареты, Театральный |
консультация — совместная — мероприятие |
выставка детских рисунков «Мой — смотр — — выставка — подарки — праздничное Итоговое |
|
4 |
Семья. |
Познавательное Развитие ФЭМП Рисование «Портрет Рисование «Моя Аппликация Изготовление |
Игровая С-р игры: Коммуникативная «Любимый Познавательно-исследовательская Восприятие Самообслуживание, Конструирование Изобразительная Рисование Музыкальная «Моя Двигательная Спорт.праздник: |
альбомы рисунки коллажи «Папина Генеалогические |
«Наши «Семейный Выставка «Наши увлечения», «Конвенция о Творческие «Генеалогическое «Влияние |
Совместное |
Развернутое
комплексно-тематическое планирование работы с детьми подготовительной группы
(образец)
Месяц |
Неделя |
Подготовительная группа 6-7 лет |
ННОД |
Совместная деятельность через разнообразие детских — игровая, |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие (развлечение, праздники и т.д) |
Март |
3 |
История |
Развитие Развитие Познание Знатоки «Путешествие по крестьянской избе» — ФЭМП Рисование Рисование Роспись Лепка «Дымковские |
Игровая Д/и «Предметы быта», «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Составь Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная Музыкальная песни, Двигательная нар.игры «Веночек», |
альбом: «Предметы Выставка в совместных работ мини-музей макет «Русская шаблоны |
Совместно Разучивание с детьми пословиц и поговорок. Подбор энциклопедий по данной теме для Консультация для родителей: «Народные праздники на |
Викторины Мини — |
Апрель |
1 |
День |
Развитие речи Пересказ Развитие речи Звуковая Познание. Ознакомление с окружающим Путешествие в прошлое книги (Дыбина, с.) ФЭМП (Помораева, Рисование «Мой Рисование Аппликация |
Игровая Д/и: «Кому что нужно для работы», Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная |
карточки пазлы м/ф |
Привлечь |
Развлечение Макет |
Апрель |
2 |
Вселенная. |
Познавательное «Космос» О.В. Лепка Пластилинография Рисование акварелью Рисование Развитие речи Развитие речи ФЭМП (Помораева, |
Игровая С-р/и Коммуникативная Беседа Познавательно-исследовательская. Опыты с Восприятие Самообслуживание Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная |
презентации о космосе, Белки и фотогалерея Шапочки |
Папка-передвижка «КОСМОС» Помощь в (элементы Помощь в |
Конкурс |
Жанна Хачатуровна Степанян
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Сущность и принципы комплексно-тематического планирования
Определение 1
Комплексно-тематическое планирование – это планирование по всем образовательным областям и направлениям развития детей.
Комплексно-тематическое планирование применяется в ДОУ и охватывает такие образовательные области как: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В каждом образовательном учреждении к оформлению комплексно-тематического плана предъявляются индивидуальные требования, однако имеются и общие принципы его оформления, которые необходимо соблюдать всем педагогам.
Принципы комплексно-тематического планирования:
- Принцип развивающего образования – предусматривает направленность на развитие каждого ребенка.
- Принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип интеграции – все образовательные области, интегрировано включенные в комплексно-тематическое планирование, должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям детей.
- Принцип единства – воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи должны иметь единое направление на формирование у детей знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного развития.
- Принцип соответствия – запланированное содержание и формы его реализации должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям детей, а также психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При составлении комплексно-тематического планирования в ДОУ, воспитатели должны учитывать, что основная формы работа с дошкольниками – это игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и должна пронизывать все стороны жизни ребенка-дошкольника. Только в этом случае, возможно получить ожидаемые высокие результаты его общего развития. Игрой дошкольники удовлетворяют свои физические потребности в общении и движении, расширяют кругозор, получают практические навыки, необходимые для успешного обучения и жизнедеятельности.
«Комплексно-тематическое планирование» 👇
В основе комплексно-тематического планирования «лежит» комплексно-тематическая модель, на основании которой воспитатель планирует и организует повседневную деятельность детей в ДОУ.
Определение 2
Комплексно-тематическая модель – это совокупность образовательных областей, объединенных с опорой на принцип тематического планирования образовательного процесса.
Описание комплексно-тематической модели образовательного процесса представлено в Научной концепции (под редакцией В.И. Слободчикова). В соответствии с данным описанием модель обязательно должна содержать основную тему, которая проходит через все дни плана. То есть в основе модели заложен принцип цикличности.
Факторы комплексно-тематического планирования
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа соответствия возрасту детей-дошкольников, а также взаимосвязи данной деятельности с окружающей действительностью и интересами детей.
Основные темообразующие факторы, которые могут быть заложены в основу комплексно-тематического планирования (автор Н. А. Короткова):
- Реальные события, которые могут происходит в окружающем мире и вызывают у детей неподдельный интерес (явления природы, праздники, события и т.д.).
- Воображаемые события, взятые из известных художественных произведений, прочитанных с детьми ранее, а также тех, с которыми предстоит ознакомиться детям в текущем учебном году.
- Специально смоделированные воспитателем события, которые он подбирает в соответствии с воспитательно-образовательными целями и задачами.
- События, которые происходят в жизни ребенка и связаны с его возрастом, вызывающие у детей наибольший интерес и служат источником их развития.
Замечание 1
Таким образом, комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ разрабатывается для всех возрастных групп, с учетом принципов планирования, сезонности, сопутствующих праздников, традиций учреждения, тематических встреч и юбилейных дат.
Условия и ожидаемые результаты комплексно-тематического планирования
При разработке комплексно-тематического планирования воспитатель должен соблюдать ряд условий:
- Определенное количество тем, включаемых в план.
- Формы работы с детьми должны носить интегративный характер.
- Каждая тема должна изучаться детьми определенное время:
- -в младшей группе не более одной недели;
- -в средней и старшей группе не менее одной недели и не более двух недель.
- Опора на принцип возрастной адресности.
Комплексно-тематическое планирование имеет определенную схему, которая зависит от сезона, темообразующего фактора, темы, программного содержания, варианта итогового занятия и информационно-ресурсного обеспечения.
Этапы разработки комплексно-тематического планирования:
- Определение общей объединяющей темы и тем на каждую неделю плана, в соответствии со временем года и предстоящими праздниками.
- Планирование каждого занятия, составление конспектов. Каждое занятие должно продолжать общую тему или быть как-то иначе связанным с ним. В качестве занятия – лепка, развитие речи, ФЭМП, конструирование и т. д.
- Предусмотреть то, что на каждом последующем занятии обязательно должно быть краткое повторение ранее пройденной темы.
- Разработка кратких рекомендаций для родителей, в рамках общей темы плана.
Замечание 2
Каждое комплексно-тематическое планирование предполагает достижение определенных результатов в воспитании, обучении и развитии детей.
Ожидаемые результаты комплексно-тематического планирования:
- Запланированная и организованная образовательная деятельность.
- Повышение профессионализма и общей компетенции педагогов.
- Связь теории обучения с практикой.
- Единение всех тем планирования со всеми основными направлениями развития детей и по всем образовательным областям.
- Интеграция образовательных областей.
- Повышение общего уровня развития детей дошкольного возраста.
- Использование в воспитательно-образовательном процессе разнообразных методов, средств и форм воспитания, обучения и развития детей.
- Рационально-обоснованное применение технических средств воспитания и обучения детей в ДОУ.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме