Как составить комплексный психологический портрет

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ЛИЧНОСТИ
— это
комплексная психологическая характеристика
человека, содержащая описание его
внутреннего склада и возможных поступков
в определенных значимых обстоятельствах.
В отличие отПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ, портрет – это в
большей степени качественное, а не
количественное описание. В случае
обработки тестовых данных портрет —
это не график, описывающий соотношение
баллов по разным факторам, а текстовое
описание этого соотношения баллов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОРТРЕТ
состоит из следующих
компонентов:
1.АНКЕТА:пол,возраст,базовое
образование.сем.полож.,профессия.место
работы.)

2.
АМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕОписание
фактов из жизни клиента, о которых вы
узнали из беседы.

3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
ПОРТРЕТ
: описание того что увидел
психолог при обследовании.

4.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
Возможны 2 варианта его написания
Вариант
1
Интерпретация (описание) по каждой
методике. В конце каждой методики
подвести итог и написать РЕЗЮМЕ.

Вариант
2
Описание личности по сферам:

когнитивная сфера
— Эмоциональная
сфера
— Межличностные отношени

Конфликты
— Проблемы
— самосознание
и самоотношение
— тип личности

защитные механизмыВариант 3Комплекное заключение, включающее в
себя первые 2 варианта

Например
психологу поручили
по итогам беседы
составить психологический портрет
кандидата на определенную вакансию.
Причем надо описать так человека, чтобы
руководителю стало ясно, «что за
человек и как хорошо он будет работать».

Для этого Необходимо

а)
Определитесь, какую информацию о
соискателе вам надо получить
б) Какими
методами и методиками можно получить
эти сведения
в) Подумайте, как можно
применить эти методики в беседе
г)
Ориентируясь на пункт а) составляем
описание претендента

Психологи
рекомендуют при руководстве людьми
придерживаться некоторых
психологических
правил
:
1) поддержание у
клиента чувства самоуважения. 2) внимание
проблемам, а не личностям;3) активное
использование методов подкрепления
положительных реакций на желательные
действия или отрицательных — на
нежелательные. На изменение поведения
людей реагировать нужно сразу же, ибо
отсроченная реакция вызывает лишнюю
путаницу;4) выдвижение ясных требований,
поддержание постоянного контакта с
людьми, прочных обратных связей.

Вопрос
30
Этика
и правовые основы психодиагностики.
Методы постановки психологического
диагноза. Практическое использование
результатов психодиагностики
.
Этика психодиагноста выражает
ответственность психолога за соблюдение
интересов обследуемого лица, за
обеспечение его психологического
комфорта на всех этапах психодиагностического
обследования.

В
основе этики — признание права каждого
человека на неприкосновенность его
психики, его души. Соблюдение этических
норм психодиагноста обеспечивается
триединством требований, которые
предъявляются к принципам работы
психолога, к его личностным и
профессиональным качествам и к
инструментарию.

К
основным принципам работы психолога
относятся:

1.
Принцип ответственности: предполагает
ответственность психолога-диагноста
за сохранение психического и физического
здоровья, эмоционально-соматического
комфорта, социального благополучия
обследуемого в процессе диагностики.

2.
Принцип компетентности: предполагает,
что психодиагностическое обследование
выполняется всегда квалифицированными
психологами, имеющими базовое высшие
психологическое образование.

3.
Принцип безоценочности: в процессе
диагностики психолог не дает оценки
ни высказываниям, ни стилю работы, ни
состоянию психических функций. В
процессе диагностики психолог-диагност
беспристрастен, независимо от того,
какое субъективное впечатление
производит обследуемый своим внешним
видом, умозаключениями, социальной
позицией, независимо от его индивидуальной
истории жизни и пережитых событий.

4.
Принцип конфиденциальности: данный
принцип предполагает неразглашение
результатов диагностики без персонального
согласия на это диагностируемого.

5если
в силу необходимости защиты интересов
общества или прав граждан результаты
обследования должны быть сообщены в
официальные органы, испытуемый должен
быть поставлен об этом в известность.

6при
тестировании детей до 16 лет необходимо
согласие самого ребенка и его родителей,

7.родителям
должны быть сообщены результаты
тестирования,

доступ
к полученным результатам подлежит
строгому контролю,

8.обследуемый
имеет право знать о результатах
тестирования в доступном для него виде
сведения о целях тестирования, а также
о том, как будут использованы полученные
результаты.

9.при
сообщении результатов учитывать
особенности человека, которому они
предназначены,

Методы
постановки психологического диагноза

1.
Исследование проблем. На этой стадии
консультант устанавливает контакт
(raport) с клиентом и достигает обоюдного
доверия: необходимо внимательно
выслушать клиента, говорящего о своих
трудностях, и проявить максимальную
искренность, эмпатию, заботу, не прибегая
к оценкам и манипулированию.

2.
Двумерное определение проблем. На этой
стадии консультант стремится точно
охарактеризовать проблемы клиента,
устанавливая как эмоциональные, так и
когнитивные (мышление) их аспекты.

3.
Идентификация альтернатив. На этой
стадии выясняются и открыто обсуждаются
возможные альтернативы решения проблем.
Пользуясь открытыми вопросами,
консультант побуждает клиента назвать
все возможные варианты, которые тот
считает подходящими и реальными,
помогает выдвинуть дополнительные
альтернативы, однако не навязывает
своих решений. Во время беседы можно
составить письменный список вариантов,
чтобы их было легче сравнивать. Следует
найти такие альтернативы решения
проблем, которые клиент мог бы использовать
непосредственно.

4.
Планирование. На этой стадии осуществляется
критическая оценка выбранных альтернатив
решения. Консультант помогает клиенту
разобраться, какие альтернативы подходят
и являются реалистичными с точки зрения
предыдущего опыта и настоящей готовности
измениться.

5.
Деятельность. На этой стадии происходит
последовательная реализация плана
решения проблем. Консультант помогает
клиенту строить деятельность с учетом
обстоятельств, времени, эмоциональных
затрат, а также с пониманием возможности
неудачи в достижении целей. Клиент
должен усвоить, что частичная неудача
— еще не катастрофа и следует продолжать
реализовывать план решения проблемы,
связывая все действия с конечной целью.

6.
Оценка и обратная связь. На этой стадии
клиент вместе с консультантом оценивает
уровень достижения цели (степень
разрешения проблемы) и обобщает
достигнутые результаты. В случае
надобности возможно уточнение плана
решения. При возникновении новых или
глубоко скрытых проблем необходим
возврат к предыдущим стадиям.

Практическое
использование результатов психодиагностики

1.
Одной из основных является сфера
образования и воспитания.

Психологическая
диагностика выступает как обязательный
этап и средство решения многих
практических задач, возникающих в
детских воспитательно-образовательных
учреждениях. Среди них следует указать
такие, как:

контроль
за интеллектуальным и личностным
развитием учащихся;

оценка
школьной зрелости;

выявление
причин неуспеваемости;

отбор
в школы и классы с углубленным изучением
определенных предметов;

решение
проблем трудных детей (с отклоняющимся
поведением, конфликтных, агрессивных
и пр.);

профессиональная
ориентация и др.

2.
Психодиагностика активно используется
в области медицины, в частности в
психиатрических и неврологических
клиниках.

3.
Еще одна область практического применения
психодиагностики — психологическое
консультирование, целью которого
является оказание помощи в решении тех
или иных психологических проблем.

4.
Психодиагностика широко используется
для решения проблем, относящихся к
сфере трудовой деятельности. Это
проблемы профессионального отбора,
профессионального консультирования,
организации профессионального обучения,
оптимизации профессиональной деятельности
за счет рационального распределения
кадров, выявления причин брака,
производственного травматизма и пр.

5.
Практическое применение психодиагностики
получило широкое распространение в
проведении судебно-психологических
экспертиз.

6.
Помимо перечисленных сфер практической
деятельности людей, которые традиционно
нуждаются в использовании психодиагностики,
ее методы все чаще находят применение
в армии, милиции, спорте, в коммерческих
структурах, для повышения эффективности
управленческой и групповой деятельности
людей и т.д.

Вопрос
31
Измерения
в психологии,

виды
статистических распределений,

шкалы
измерений(номинальные.

интервальные,
и
шкала отношений), сущность корреляционного,
регрессивного, кластерного, факторного,
дисперсионного анализов.

Проблема
связана
с измерением в психологии решается в
рамках науки психометрики. Измерение
– это определение наличия и степени
выраженности какого либо свойства
обьекта, основоположником считается
Стивенс, он считает что любой обьект
или явление проявляеться в различных
свойствах отражаемых соответвующими
признаками и эти признаки нужно измерять.
Все признаки можно разделить на
качественные и количественные,
качественные
показывают наличие признака,
а
качественные степень выраженности.

Измерительные
шкалы:
шкала измерения – зто правило по которому
рассматриваемому признаку приписывается
определенное числовое значение.
Стивенс
вывел 4 шкалы измерений:

1-
шкала наименований
– самая простая
шкала измерения которая состоит в
классификации обьектов по определенным
признакам., как правило они являються
атрибутивными,
и к каждому классу в классификации
обьектов присваиваеться некоторое имя.

2
– шкала порядка
(ранговая) – принцип измерения состоит
в ранжировании обьектов по определенному
признаку в зависимости от степени
выраженности,
эта
шкала имеет дело с количественными
признаками
(Рокич
– тест).

3
– шкала интервалов
– обладает всеми свойствами ранговой
шкалы, но имеет и ряд своих возможностей,
она не только определяет наличие различия
этих обьектов, но и степень этого
различия.

4
– шкала отношений – шкала позволяет
определить во сколько раз один обьект
отличается по этому признаку от другогоо
обьекта. Это наиболее мощная шкала по
скольку имеет наличие нулевой точки.
Однако в психологии не используется,
трудно найти такое психическое явление
у которого можно выявить параметры
имеющие нулевое значение.

Сущность
корреляционного анализа

– это статистическая взаимосвязь 2х
или нескольких случайных величин, при
этом изменение 1 или нескольких величин
приводит к изменению других. Математической
мерой корреляции 2х случайных величин
служит коэфициэнтом корреляции, либо
положительным либо отрицательным.

Факторный
анализ

– это многомерный статистический метод
применяемый для изучения взаимосвязей
между значениями переменных. Впервые
факторный анализ возник в психометрике,
в настоящее время хорошо используется
в психологии, нейрофизиологии, социологии,
экономике, статистике. Основные идеи
фактор.анализа
были заложены англ. Психологом
антропологом Френсисом Гальтоном.
Сегодня
факт.анализ
включен во все пакеты статистической
обработки данных.
Факт.анализ
решает важные проблемы исследования:позволяет
описать обьект исследования всесторонне
и компактно.

Дисперсионный
анализ

– его
основной целью является исследование
значимости различий между средними.
Если просто сравнивается среднее в 2х
выборках дисперс.анализ дает тот же
результат что и Т критерий Стьюдента.
Фундаментальная концепция дисперс.анализа
предложена Фишером в 1920.

Регрессивный
анализ

– (линейный
анализ) – это статистический метод
исследования зависимости переменной
«У» или одной или несколькими переменных
Х1.Х2…..Хn.
Независимой переменной по другому
называют регрессоры или предикаты, а
зависимые называются
критериальные.

Цель
регр.анализа является
определение
как влияет независимая переменная на
зависимые).Регр анализ нельзя использовать
для определения наличия связи между
переменными поскольку наличие новой
связи и есть предпосылка для применения
регрессионного анализа .

Кластерный
анализ


это многомерная статистическая процедура
выполняющая сбор данных содержащих
информацию о выборе обьектов, а затем
упорядочевающие в сравнительные группы.
Кластер – это группа элементов
характеризующиеся общим свойством.
Главная цель его- нахождение групп,(схожих
обьектов выборки).При анализе результатов
психологических исследований можно
выявлять взаимосвязь между измеряемыми
показателями, но и между обследуемыми
испытуемыми, решая вопросы классификаций
и типлогизации испытуемых. Спектр
применения кластерного анализа очень
широк, используют в медицине, социологии
, маркетинге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Психологический портрет

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит профайлинг.
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент. Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер. Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность. Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к апатии и депрессивному состоянию.

Интеллектуальность. Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться. При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества. Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля. Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием психической саморегуляции.

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка. Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Для начала определим, что такое психологический портрет человека. Психологический портрет личности – это описание внутреннего мира индивида. Рассматривается тип личности, темперамент, характер, интересы, способности и многое другое. Описание психологических особенностей человека – это сложный процесс, который предполагает несколько этапов. Каждый из них имеет свои нюансы и значение, ни один из них нельзя пропускать. Давайте разберемся, как и для чего можно составить психологический (социально-психологический) портрет личности.

Содержание

  • Для чего нужен психологический портрет личности
    • Можно ли составить по внешности
  • Составляющие психологического портрета личности
  • Как составить психологический портрет личности
    • Тест Айзенка на определение темперамента
    • Тест Айзенка на IQ
    • 16 факторный опросник Кеттелла
    • Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»
    • Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
    • Тест С.В. Ковалева на самооценку
    • Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)
    • «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой
    • «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана
    • Анализ социальных сетей
    • Беседа с родственниками и друзьями
    • Изучение продуктов деятельности
  • Пример написания психологического портрета личности: образец
    • Пример №1
    • Пример №2
  • Вопросы для определения своего психологического портрета
  • Заключение

Для чего нужен психологический портрет личности

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой.

Составляющие психологического портрета личности

Составляющие психологического портрета личности

Рассмотрим, как составить психологический портрет человека. Встречаются разные модификации портрета, но чаще всего в его структуру входят следующие элементы:

  • темперамент человека (тип нервной системы);
  • IQ и предрасположенность к интеллектуальному труду;
  • ведущие черты характера;
  • направленность личности;
  • уровень самооценки;
  • способности;
  • ценности;
  • коммуникативные навыки;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • мотивационная сфера;
  • индивидуализм-коллективизм;
  • другие.

Во время диагностики важно сохранять объективность, четко разделять факты и домыслы, исключить личное отношение к обследуемому. Поэтому лучше доверить это профессиональному психологу. Однако и он в ходе диагностики использует разные методы: наблюдение, тесты и опросники, беседы со знакомыми испытуемого и прочее.

У каждого специалиста свой арсенал средств. Кроме этого, набор диагностических методик зависит от конкретного случая. Всегда используются универсальные тесты, например, для определения темперамента и направленности личности, а методики более узкого спектра подбираются индивидуально. К примеру, в одном случае важно оценить мотивацию человека (вид и уровень), в другом случае – уровень тревожности или невротизации, в третьем – выраженность лидерских качеств и т.д.

Помимо этого, важно учитывать возраст обследуемого. Например, для определения психологического портрета личности ребенка лучше выбирать проективные тесты: «Несуществующее животное», «Дом, человек, дерево», «Незаконченные предложения».

Важно! Рекомендуется составлять психологический портрет профессионально, то есть довериться психологу.

Как составить психологический портрет личности

Как составить психологический портрет личности

Для составления портрета нужно попросить человека пройти несколько тестов. Однако это не единственный способ. Рассмотрим популярные методы и алгоритм составления психологического портрета.

Тест Айзенка на определение темперамента

Тест Айзенка на определение темперамента

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. По итогам опроса составляется график, который показывает долю каждого типа темперамента (в чистом виде не встречается ни один вид).

Тест выявляет не только тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), но и направленность личности: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия. А также тест показывает эмоциональную стабильность или нестабильность клиента.

Тест Айзенка на IQ

Определяет не только интеллектуальное развитие, но и креативность, умение мыслить логически. Испытуемому предлагают решить несколько задач. Потом подводят итоги. Средний показатель IQ – 100-120 балов. Балл выше 150 указывает на гениальность, меньше 80 – на отсталость.

16 факторный опросник Кеттелла

16 факторный опросник Кеттелла

Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик:

  • замкнутость – общительность;
  • конкретное – абстрактное мышление;
  • эмоциональная стабильность – нестабильность;
  • привычка подчиняться – привычка доминировать;
  • сдержанность – экспрессивность;
  • следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения;
  • робость – смелость;
  • реализм – чувственность;
  • подозрительность – доверчивость;
  • практичность – мечтательность;
  • наивность – проницательность;
  • спокойствие – тревожность;
  • консерватизм – радикализм;
  • конформизм – нонконформизм;
  • слабый самоконтроль – высокий самоконтроль;
  • расслабленность – эмоциональная напряженность.

Уже только на основе этого можно составить развернутый портрет личности. А если еще и оценить парные сочетания показателей, то можно узнать следующее:

  • лидерский потенциал;
  • коммуникативные навыки и потребность в общении;
  • отношение к другим людям;
  • интеллект;
  • гибкость и скорость ума;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к риску;
  • уровень самодисциплины и следования морали.

Если провести этот тест полностью, рассмотреть все трактовки, то можно только при помощи одной этой методики составить полноценный портрет человека. Например, для отбора кадров этого будет вполне достаточно.

Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика позволяет выявить и оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Примечательно, что результаты опроса описывают субъективное ощущение клиента. Этот тест часто используют психологи и психиатры.

Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями.

Тест С.В. Ковалева на самооценку

Испытуемому предлагают ответить на 32 вопроса. По итогам опроса можно определить тип самооценки: адекватная высокая, адекватная средняя, неадекватная заниженная. К сожалению, тест не определяет неадекватную завышенную самооценку.

Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)

Испытуемому предлагают ответить на 30 вопросов, а точнее выбрать одно из утверждений в 30 группах. Ответы сравниваются с ключом, за каждое совпадение начисляется один балл. Потом определяется общий балл и выявляется направленность личности обследуемого: индивидуализм или коллективизм.

«Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой

Зная потребности личности, можно многое сказать о приоритетах, ценностях, убеждениях и интересах. Испытуемому предлагают дополнить фразу «Я хочу…», даются 15 вариантов продолжения. Нужно расставить всех их в порядке убывания значимости. Тест позволяет выявить доминирующую потребность и определить степень удовлетворения следующих потребностей:

  • материальные блага,
  • безопасность,
  • межличностные связи,
  • уважение со стороны других людей,
  • самореализация.

Иерархия потребностей помогает понять мотивацию поступков конкретного человека.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана

Испытуемому предлагают ответить на 20 вопросов, ответы сравниваются с ключом. Общий балл показывает тип мотивации: страх неудачи, надежда на успех или нейтральный показатель. В трактовке результатов описан не только тип мотивации, но и смежные черты личности, характерные паттерны поведения.

Анализ социальных сетей

Анализ социальных сетей

Современный метод написания социального портрета человека. Специально обученные психологи анализируют записи, группы, фотографии, музыку, видео, список друзей и другие данные со страницы конкретного человека. Специалист даже может отличить истинную информацию от ложной, отделить желаемый образ (который человек пытается показать в сети) от реального. К этому методу часто прибегают в криминалистике.

Беседа с родственниками и друзьями

Универсальный способ, который дополняет любые тесты. Особенно часто его используют при диагностике ребенка или при работе с парами, семьями, коллективами.

Изучение продуктов деятельности

Метод позволяет определить интересы и способности, знания и навыки, ценности, приоритеты и многое другое. Этот способ подходит для удаленной диагностики. Для исследования используют рисунки, сочинения, поделки, отчеты, прочее. Подойдет все, что сделал (заполнил, написал, нарисовал и т.д.) сам обследуемый. Часто этот способ применяют для составления психологического портрета знаменитых и известных людей, особенно тех, что уже умерли.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Пример написания психологического портрета личности

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека:
Обследуемый: Василий Васечкин.

Пол: мужской.

Возраст: 20 лет.

Образование: студент, учится на юриста.

Используемые методики: опросник Айзенка (на темперамент), тест Кеттелла (16 факторов личности), тест на стрессоустойчивость, тест на определение мотивации (достижение успеха или избегание неудачи).

В ходе диагностики было выявлено, что клиент имеет выраженный лидерский потенциал, но в то же время иногда боится неудач и отличается повышенной тревожностью. Эти особенности искажают типичный портрет холерика (такой темперамент был выявлен у испытуемого). Тревожность противоречиво сочетается с решительностью, а высокий уровень ответственности и развитое чувство долга уравновешивают мотивацию избегания неудачи.

Вывод-заключение и рекомендации: в целом гармоничный тип личности, но из-за низкой стрессоустойчивости и высокой тревожности могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере (юриспруденция). Возможно, стоит выбрать другую профессию или заняться развитием слабых качеств.

Важно! В целом, алгоритм составления психологического портрета такой: краткая информация о клиенте, описание по элементам портрета, общее заключение и рекомендации.

Вопросы для определения своего психологического портрета

тест С. Деллингера

Определенных вопросов нет. Чтобы узнать и написать свой психологический портрет личности, лучше использовать простые методики, например, геометрические и проективные тесты.

Одна из популярных техник – тест С. Деллингера. Чтобы сделать описание самого себя, задайте всего один вопрос: «Какая фигура меня привлекает больше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник или зигзаг?».

Трактовка ответа помогает определить тип личности:

Фигура Описание психологического портрета
Треугольник Вы — прирожденный лидер, привыкли концентрироваться на главном. Вам легко удается перерабатывать большие объемы информации, находить общий язык с разными людьми. Однако чрезмерная рациональность иногда мешает межличностному взаимодействию.
Прямоугольник Вы постоянно находитесь в состоянии поиска, жаждете изменений. Поэтому время от времени вы превращаетесь в один из других типов. Прямоугольник – самый нестабильный тип личности.
Квадрат Вы не боитесь труда и привыкли всегда добиваться своего, доводить начатое до конца. Вы можете добиться успеха в любой сфере, но лучше отдать предпочтение интеллектуальному труду. Вам больше подойдет размеренная жизнь и однотипная работа, вы любите правила и порядок.
Зигзаг Самый креативный тип. Из-за нестандартного мышления вы бываете импульсивным и непоследовательным, что порой отталкивает окружающих. Однако в то же время вы умеете расположить к себе.
Круг Самый гармоничный тип. Главная ценность для вас – межличностные отношения. Вы — прирожденный психолог и дипломат.

Заключение

Алгоритм написания один, но итоговое описание может отличаться. Иногда встречается подробная расшифровка по каждой методике. Иногда психологический портрет личности расписывают в общем, а иногда по сферам. Все зависит от целей и условий написания портрета.

Стиль изложения материала тоже зависит от области. Например, если психолог намеревается составить психологический портрет, чтобы передать его психиатру, он может использовать специальные термины. Однако чаще заключение пишется простым, «человеческим» языком, чтобы каждый мог понять, о чем идет речь.

Часто в сериалах или фильмах нам показывают экспертов с высокими аналитическими навыками, которые составляют психологический портрет преступника и на его основе предугадывают следующие действия криминального элемента. Одних людей это поражает, другие относятся к данной процедуре с долей скепсиса: «Ага, разве возможно залезть другому человеку в голову и понять, как он будет действовать в той или иной ситуации?!».

На самом деле, как показывает практика, составление психологического портрета личности очень эффективная процедура, которую используют в психологии, психиатрии, политологии, социологии, криминалистике, менеджменте и педагогике. Опытный специалист, на основе собранных данных о человеке, может составить подробную характеристику личности и прогнозировать реакции индивида в различных ситуациях.

Интересная статистика из США: составленный специалистами психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника в 67% случаев. При этом около 80% уголовных дел раскрываются, если в поимке виновного участвует консультационный отдел, который занимается изучением психотипов криминальных элементов.

Составляют психологические портреты не только отдельных индивидуумов, но и социальных групп. Например, серийных убийц, геймеров, опытных или молодых учителей, студентов определенных специальностей, военных, зависимых людей от алкоголя и наркотиков, показывая какую-то общность между ними, поведенческие черты, детали характера или похожий пережитый опыт.

Специалисты отмечают, что склонные к садизму личности с нормальным интеллектуальным развитием имеют детские травмы, связанные жестокостью по отношению к ним, зависимые люди хотят уйти от реальности, с которой не могут примириться, а военные, в своем большинстве, являются педантами с диктаторскими чертами.

Любопытный факт, изучение профилей личности практиковалось и на заре зарождения психологической науки. Доказательством является труды Карла Густава Юнга «Психологические типы», выпущенные в 1916 году, которые до сих пор являются основой для современных специалистов по анализу личности человека. Рекомендую к прочтению, так как автор хорошо раскрывает тему психотипов, которая имеет актуальность и на сегодняшний день.

Что такое психологический портрет человека

Психологический портрет человека – это всестороннее описание его личности, которое определяет его характер, установки, склонности, способности, навыки, телесные реакции, а также предполагает прогноз его действий и внутреннего состояния в той или иной ситуации.

Психологический портрет простыми словами — это описание качеств, которые определяют поступки и поведение человека. В зависимости от назначения его содержание немного варьируется. Например, в менеджменте акцент делается на волевых, коммуникативных, профессиональных и организаторских качествах, так как именно они важны для подбора персонала, а в психологии на эмоциональном развитии и анализе пережитого опыта, потому что эта информация является очень важной для большинства методов работы с клиентами.

Другое определение гласит, что это набор характеристик, которые формируют характер и личность человека, а также отношения, склонности, поведение и реакции на определенную ситуацию или на жизнь в целом.

Пример психологического портрета

Как составить психологический портрет человека? В своей профессиональной деятельности я полагаюсь на следующие инструменты: наблюдение, опросники, проективные методики, сбор анамнеза. Самая краткая схема, используемая в большинстве случаев, выглядит следующим образом:

  1. Ф.И.О, возраст, образование;
  2. Описание внешний вида и его соответствие ситуации;
  3. Описание коммуникативных качеств;
  4. Описание особенностей эмоционально-волевой сферы;
  5. Описание особенностей интеллектуального развития и организаторских качеств.

Такая характеристика поможет составить профессиональный психологический портрет, а также подходит для сбора данных для первичной психологической консультации.

Для наглядности приведу образец того, как правильно составить психологический портрет человека, который можно использовать в практике работы психолога, социолога, менеджера, педагога.


Иванов Андрей Михайлович, 27 лет, имеет высшее техническое образование. Выглядит аккуратно, одежда чистая, современная, внешний вид соответствует ситуации. Речь монотонная и не имеет эмоциональной окраски. Предложения использует односложные. Расположить собеседника к себе не способен. В ситуации общения с незнакомым человеком заметно нервничает: потирает ладони, уводит взгляд от собеседника.

Тип темперамента сильный, уравновешенный (флегматик), является интровертом. Эмоции невыраженные, скудные. Выявлены признаки алекситимии. Способен к волевым усилиям. Работоспособность высокая. Концентрация внимания хорошая, переключаемость средняя. Тревожность в пределах нормы.

Причинно-следственные связи понимает, логическое мышление хорошо развито. Лидерские качества отсутствуют, не способен руководить другими людьми. Может работать в команде в качестве исполнителя. Способен к принятию самостоятельных решений. Не конфликтен, может найти конструктивный выход при столкновении интересов.


Проанализировав данный портрет, психолог заключит, что человеку нужно развивать коммуникативные навыки, эмпатичность, учиться понимать свое эмоциональное состояние, а также чувства других людей.

Специалист по подбору персонала сделает вывод, что для мужчины не подходит работа в сфере «человек-человек» и он не способен занимать руководящую должность. Его сильной стороной является высокая производительность и способность долгое время заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью.

Пошаговая инструкция — как составить психологический портрет личности

Как сделать психологический портрет

Можно использовать более расширенную версию, которая более подробно описывает личностные характеристики человека. Такая схема подходит только для высококвалифицированных специалистов: педагогов, социологов, клиницистов, практических и юридических психологов.

  1. Общая информация (Ф.И.О., возраст, образование, внешний вид);
  2. Особенности приобретенного жизненного опыта (детство, условия воспитания, семейное положение и т.д.);
  3. Направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби);
  4. Социально-психологические особенности поведения (статус, роли, стиль общения и жизни);
  5. Характерологические качества (свойства характера, акцентуации);
  6. Психические свойства и процессы (оценка высших психических функций);
  7. Операционные характеристики (привычки, знания, умения, навыки);
  8. Биопсихические свойства (темперамент, состояние здоровья);
  9. Особенности интимной сферы (социальные и биологические факторы).

Пример портрета будет выглядеть по данной схеме следующим образом —


Рыбакова Кристина Викторовна, 33 года. Образование: средне-профессиональное. Внешний вид аккуратный, не соответствует ситуации. Открытое короткое платье, обувь на высоком каблуке, яркий макияж.

Воспитывалась без отца, общение не было налажено. Проживала с матерью и ее родителями в частном доме. С бабушкой и дедушкой отношения были конфликтные. Мать не работала, но при этом вела добропорядочный образ жизни. Жили на пенсию родителей и за счет посадок на огороде. Семья обеспечена была плохо. После 9 класса поступила в педагогический колледж, но была отчислена после первой сессии. Закончила ПТУ по рабочей специальности. Имеет вредные привычки, как курение и употребление алкоголя с 14 лет.

Планы на будущее отсутствуют, живет «сегодняшним днем». Нравственные нормы слабые. Имеет установку, что роль мужчины в обеспечении женщины. Желает «красивой жизни», но не имеет мотивации для исполнения данной цели. Нравилось шить, но быстро забросила хобби.

Была замужем на протяжение 8-ми лет. В данный момент в разводе. Муж проявлял психологическое и физическое насилие. До замужества женщину содержали бабушка и мать. Трудовой стаж отсутствует. В данный момент живет у подруги, обеспечение получает за счет матери и ухажеров. Детей нет. Пережила потерю ребенка на раннем сроке беременности.

Астено-невротическая акцентуация имеет высокие показатели. Инфантильна. Безынициативная. Преобладает отрицательный эмоциональный фон. Зациклена на собственной внешности, при этом не акцентирует внимание на внутренней составляющей. Выявлена выраженная алекситимия.

Кругозор узкий. Интеллект на нормальном уровне развития. Умозаключения логичные. Критичность при анализе собственных поступков снижена. Концентрация внимания слабая. Работоспособность низкая. Речь неэмоциональная, монотонная, сильно вытягивает гласные. Словарный запас ограничен, часто затрудняется в оформлении мыслей. Преобладает зрительная память, имеет нарушения механизмов запоминания и воспроизведения. Специальные умения, навыки и знания отсутствуют, интересы ограничены бытовыми функциями и уходом за собой. Зависима от смартфона, постоянно обновляет ленту социальных сетей.

Темперамент меланхоличный. Ипохондрик. Выдумывает симптомы, оправдывая этим отсутствие трудовой занятости. Имеет положительный ВИЧ-статус. Болезнь отрицает, объясняя ее «заговором», терапию не принимает. Вирусная нагрузка в пределах нормы. Присутствуют признаки апатической депрессии.

В близких связях неразборчива. Нуждается в постоянном внимании со стороны противоположного пола. Предпочитает показывать напускную холодность при отвержении партнером. Наблюдается тревожно-избегающий тип привязанности.


Описание данного портрета пригодится многим специалистам, начиная от психиатра, заканчивая криминалистом.

Как можно увидеть, женщина находится в опасном состоянии и ей нужна помощь, а если она ее не получит, все может закончится очень плачевно.

Из него можно выудить самое главное, а именно инфантилизм, слабую мотивацию, психологические травмы, отсутствие навыков для выстраивания надежных отношений и признаки апатической депрессии. Далее легко спрогнозировать поведенческие реакции или дальнейшую жизнь человека, а именно, в этом случае, без вмешательства специалистов, можно говорить только о замужестве, где супруг возьмет роль отца или саморазрушении, которое закончится аддикциями разного рода.

Социально-психологический портрет группы лиц

Социально-психологический портрет группы лиц отдельная и интересная тема. Мне, как практикующему психологу, они очень пригождаются в работе. Ведь я со своего профессионального опыта не всегда могу оценить ту или иную группу, а множество ученых уже сделали это за меня, расписали риски появления определенных симптомов или поведенческих особенностей.

В научных библиотеках можно найти абсолютно разные исследования, посвященные написанию групповых портретов. Выделяют следующие критерии, которые помогают определить общее в сообществах различного вида:

  • Чем меньше согласуются конкретные признаки у человека с большинством людей, тем в большей степени они обусловлены его индивидуальностью;
  • Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение подвержено определенным паттернам и объясняется его индивидуальными особенностями;
  • Чем чаще повторяется выбранная линия поведения в похожих ситуациях, тем в большей степени оно определяется личностными факторами.

Рассмотрим такой пример, как психологический портрет малолетнего преступника. В данном контексте я не изучаю конкретную личность, а именно анализирую группу детей, вступивших на криминальный путь.

Согласно выше представленным критерием портрет будет выглядеть следующим образом:

  • Что выделяет такого ребенка на фоне большинства его сверстников? У несовершеннолетних преступников доминируют следующие черты характера: безволие, конформизм, агрессивность. Отсутствует мотивация к труду. Чаще всего они находятся в социально-опасном положении, семейные условия неудовлетворительные. Детско-родительские отношения носят деструктивный характер. Близкое окружение этих детей обладает низкими нравственными ценностями. Они часто жалеют себя, считают, что жизнь к ним несправедлива. У них снижен познавательный интерес. Их навыки характеризуются заниженным уровнем социализации. Они не адаптированы к условиям окружающего мира. Часто имеют нервно-психические заболевания и особенности развития интеллекта.
  • Как действует такой ребенок в различных ситуациях? Несовершеннолетние преступники проявляют безынициативность, лень. Если они не могут с легкостью решить проблему или выполнить действие, то это выливается в вспышки гнева, агрессию. Всегда пытаются всегда найти самый простой путь. Уходят от решения, возникающих проблем.
  • Как действует такой ребенок в однотипных ситуациях? Дети данной категории не пытаются найти оригинальное решение проблемы, действуют по знакомому алгоритму.

Таким образом, я схематично описала качества, которые присущи большинству несовершеннолетних, склонных к преступной деятельности.

По данному образцу можно описать совершенно любую группу людей и выделить черты и линии поведения, которые их будут отличать от общей массы людей.

Советы психологов

Как составить психологический портрет личности

Практика показывает, что характеристика человека или группы лиц, объединенных по общему признаку пригождается во многих сферах. Чтобы составить полный и качественный портрет стоит придерживаться нескольких советов.

Совет # 1. К написанию портрета нужно подходить всесторонне. Стоит обратить внимание на следующие аспекты: внешний вид, коммуникативные навыки, темперамент, поведенческие реакции, характер, особенности эмоциональной сферы, волевые и организаторские качества, интеллект, способности, хобби, мотивация, самоконтроль, работоспособность.

Совет # 2. Основа любого психологического портрета – это наблюдение. Оно должно проходить в непохожих ситуациях и при различных видах деятельности. Стоит обращать внимание на реакции человека, паттерны его поведения, мимику и эмоции, умозаключения, темп речи, а также на детали его внешнего вида.

  • Как оставаться самим собой и не потерять себя в огромном мире
  • Кто такие кинестетики — портрет, предрасположенности и советы психолога
  • Как перестать думать о прошлом и начать жить настоящим
  • 7 шагов к сильной и здоровой психике
  • Как жить флегматикам — Особенности темперамента и отличия

Совет # 3. Использование специальных методик – гарантия качества написанного портрета. Для изучения паттернов поведения, особенностей эмоционально-волевой сферы и высших психических функций стоит использовать тесты и опросники с высокой валидностью. К ним можно отнести: «10 слов», «Корректурная проба», «Тип мышления», «Тест оценки коэффициента интеллекта», «Тест на оценку логического мышления Войнаровского», «Патохарактерологический опросник», «Тест Айзенка», «Опросник Кеттела», Торонтскую шкалу Алекситимии», «Тест ТиД», «Шкалу Бека» и многие другие.

Совет # 4. Беседа с близким окружением – кладезь информации. Коллеги, родственники и друзья помогут сложить факты в общую картину и узнать особенности поведения в нестандартных ситуациях. Стоит обратить внимание на то, что полученную информацию таким образом, стоит подкреплять результатами наблюдения и с помощью методик. Ведь человек может рассказывать свои версии событий, которые не имеют отношения к реальности.

Совет # 5. Человек, составляющий психологический портрет, должен быть объективен. Не стоит приплетать свое личностное отношение, только в этом случае, он может быть достоверен. Описание личности человека – это сухие факты и анализ.

Совет # 6. Разработку психологических портретов нельзя доверять нумерологии или картам Таро. Данные методы можно рассматривать только с точки зрения развлечения. Например, очень модно составлять профиль личности с помощью методики, которую предложила А. Хшановская. И в этом ничего дурного нет, может быть какому-то человеку это поможет узнать себя лучше. Но стоит помнить, что научного обоснования под собой складывание цифр и рассматривание позиций не имеет.

теперь вы и сами имеете представление, как написать психологический портрет личности, чтобы он был достоверным, объективным и затрагивал различные сферы человеческой натуры. В него обязательно нужно включать следующие признаки:

  1. Социально-демографические (пол, возраст, образование, род деятельности, внешний вид);
  2. Социально-психологические (потребности, мотивы, особенности поведения и общения, ценностные ориентиры);
  3. Индивидуально-личностные (уровень развития высших психических функций, темперамент, акцентуации, особенности характера, пережитый опыт, уровень физического и психического здоровья).

Если данная тема для вас актуальна и вам в силу профессиональной или учебной деятельности нужно уметь составлять современный психологический портрет, рекомендую пособие С. Д. Некрасова «Как составить психологический портрет человека», в котором приведено множество методик, анкет, протоколов и советов.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти температуру двигателя гранта
  • Как в инстаграмме найти свою целевую аудиторию
  • Как найти скорость ветра в физике
  • Как найти код выпадающего списка в
  • Как найти понравившегося мужчину